Как написать хорошее сочинение, эссе по литературе на «5»: памятка с полезными советами

Содержание:

Ошибки при написании эссе

Чаще всего для написания эссе отводится небольшой отрезок времени, в течение которого вы можете писать и переписывать, проверять и исправлять свои ошибки.

Но главные ошибки заключаются в следующем:

  1. Длинное вступление. Это не мыльная опера. Тут нужна лаконичность и актуальность тематики. Написали, почему эта тема важна для вас (или для общества) и переходите к следующей части эссе.
  2. Длинные фразы и многословие. Не надо писать сложными предложениями. Простые фразы читаются легче и быстрее доходят до понимания читающего ваш текст.
  3. Сложная терминология. Иногда хочется взблеснуть какими-то мудреными словечками, иноязычными синонимами. Это делать не надо.

Когда пишем эссе выражаем предельно просто, не отвлекаем читателя сленговыми выражениями, за которыми ему придется обращаться к толковому словарю.

Эссе №1

«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В.М. Сухомлинский).

В.М. Сухомлинский говорил: «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»

Автор в своем высказывании затрагивает идею роли семьи, её важности в жизни человека. Эта идея остается актуальной в наши дни

Смысл данного высказывания в том, что семья — это социальный институт, который оказывает огромное влияние на становление личности и является агентом первичной социализации, от которого зависит, каким станет человек в будущем. Именно семья воздействует на человека, формирует его мировоззрение и интересы

Комментарий эксперта: Смысл фразы раскрыт верно, сформулирован тезис, который нужно доказать в эссе. Выделена идея, об актуальности писать необязательно.

Из курса обществознания нам известно, что семья — это социальная система, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общим бытом, взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет определенные функции. К примеру, репродуктивная, заключающаяся в продолжении рода, экономическая, психологическая, социально-нравственная, функция социализации и духовно-нравственная, проявляющаяся во влиянии на развитие членов семьи. Родители воспитывают детей, показывая, «что такое хорошо, а что такое плохо» на конкретных примерах, учат добру. Они закладывают фундамент индивида, строят его личность кирпичик за кирпичиком.

Комментарий эксперта: Дано объяснение ключевого понятия (семья), нужно подробнее написать про воспитальную функцию (именно в семье человек получает первые знания о нормах морали, правилах поведения в обществе), функцию социализации (в семье ребенок получает первые знания об окружающем мире и формирует важные навыки — подумайте, какие).

Примером идеальной модели семьи является семья Гриневых из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка. Родители смогли дать Петру нужные знания об окружающем, навыки, умения, сложившиеся нормы, представления о моральной и аморальной деятельности. Именно это способствовало не только наличию у главного героя таких качеств, как мужество, честность, добро, но и становлению достойной личности в обществе.

Комментарий эксперта: Нет тезиса перед аргументом, но твой пример иллюстрирует функцию социализации и воспитательную функцию, он связан с тем, что ты писала ранее. Это пример того, как еще в детстве у ребенка сформировались взгляды и представление о добре и чести. И да, нужен конкретный пример (какие поступки Гринева можно считать добрыми и достойными?). Пусть будет зачтено.

Другим примером, подтверждающим высказывание, можно назвать личность Ивана IV Грозного. Он рано потерял своих родителей и оказался в среде противоборства бояр. Иван был предоставлен сам себе и жил в жестоком окружении. У него не было полноценной семьи, которая смогла бы дать ему основные понятия о морали, добре и зле. Это отразилось на характере царя, он стал жестоким, злым и равнодушным.

Комментарий эксперта: Снова нет тезиса. Какую мысль ты доказываешь? Да, из примера это понятно, но если нет тезиса, то нет и примера. Этот пример не зачтен. Еще нужно показать пример жестокости царя и его жестокое окружение в детстве.

Итак, подводя итог можно сказать, что В. Сухомлинский был прав в своем высказывании, говоря, что семья — это первичный агент социализации человека и что именно семья воспитает в человеке способность творить добро.

Комментарий эксперта: Вывод соответствует теме, хорошо.

БАЛЛЫ

  • 29.1 — 1 балл
  • 29.2 — 1 балл
  • 29.3 — 1 балл
  • 29.4 — 1 балл (могло бы быть и 0, зависит от эксперта).

ИТОГО: 4 балла

Требования к оформлению списка литературы

  • Издание с 1-3 авторами: Иванов О.О. Менеджмент предприятия: учебник. – Пермь: Аспект, 2016. – 385с.
  • Издание, где указано 4 автора: Менеджмент предприятия / О.О. Сидоров, О.Г. Петров, С.К. Светов, К.И. Чудин. — СПб.: Питер, 2012. — 662с.
  • Издание, где указано более 4 авторов: Менеджмент предприятия / О.О. Иванов, О.Г. Петров, С.К. Светов и др. — Пермь: Аспект, 2016. – 385с.
  • Научная книга, написанная под редакцией: Менеджмент предприятия / Под ред. О.О. Петрова. – СПб.: Питер, 2012. — 662с.
  • Диссертация: Сидоров П.К. Финансовое обеспечение научных исследований в сфере здравоохранения в Российской Федерации / Дис. … канд. эконом. наук: 12.00.10 / Сидоров Павел Константинович; МГУ. — М., 2016. — 267с.
  • Статья: Кузнец Т.О. Особенности разработки стратегии для предприятий малого бизнеса // Проблемы экономики. – 2007. — №12. – С. 67-69.
  • Автореферат: Иванов П.К. Финансовое обеспечение научных исследований в сфере здравоохранения в Российской Федерации: Автореф… дис. канд. экон. наук. — М. МГУ, 2016. — 267с.
  • Ресурс Интернета: Светов Ю.С. Анализ состояния финансирования разработок в сфере здравоохранения. – Режим доступа: адрес сайта

Располагать источники можно в порядке их появления в тексте или же по алфавиту авторов. Выбирать способ расположения источников в перечне можно самостоятельно, если ваш научный руководитель не выдвинул жесткие требования эссе о том, как правильно оформить этот список.

Пример эссе

К ярким современным образцам жанра можно отнести посты в интернет-блогах. Качественные журналистские материалы написаны именно в манере письма, свойственной эссеистике. Это персонифицированная публицистика, когда автор уже не просто безликий источник информации, а рассказчик, интерпретирующий факты или события и вызывающий у аудитории интерес к своей персоне.

Если даже после изучения рекомендаций все равно сложно представить, как же все-таки писать эссе, на помощь придут образцы эссе:

  • В. Соболь, «Человек человеку – кто?» (подойдет в качестве подсказки для написания эссе по обществоведению);
  • Н. Кружков, «Русский язык и СМИ» (обществоведение, литература, русский язык);
  • Н. Кружков, «Мы сохраним тебя, русская речь»;
  • Обществоведение – пример, за который на ЕГЭ поставили 5 баллов (с разбором соответствия текста критериям оценивания).

Эти шаблоны послужат примерным ориентиром для выработки собственного алгоритма написания очерков на любые темы.

Правила написания эссе весьма условны, что дает автору возможность в полной мере продемонстрировать творческие способности, нестандартность и гибкость мышления, умение письменно излагать идеи и убедительно аргументировать собственную точку зрения. Всё это чрезвычайно ценится не только преподавателями любого языка или литературы, но и работодателями – неслучайно кандидатов на ответственные должности просят написать эссе перед собеседованием.

Какие возникают ошибки при написании эссе?

В вопросе, как написать эссе, возникают некоторые ошибки. Давайте узнаем, какие бывают основные ошибки:

  • Грамматические и пунктуационные ошибки. Любые ошибки, особенно в школе, сразу перечеркивают всю работу. Ведь они указывают на не внимательность и отсутствие проверки работы.
  • Логические ошибки. Работа должна быть выстроена логически правильно, а еще в ней должны отсутствовать противоречия. Более того, тезис не должен меняться в течение текста.
  • Повторение мыслей. Не повторяйте постоянно одно и то же, даже разными словами. Исключением является переформулировка тезиса в заключении.
  • Плагиат. Он категорически запрещен. Нельзя взять чужую работу и выдавать ее за свою. Такую работу могут дисквалифицировать.
  • Философствование, поток мыслей. Эссе хоть и является свободным рассуждением — у него есть своя структура. Текст по ней и строится. Если писать отрывками мыслей, то такая работа получится некачественной.
  • Шутки. Они неуместны в данном случае. С помощью эссе проверяется много навыков, но точно не чувство юмора.
  • Политика и религия. Их можно затрагивать только при необходимости. Так, чтобы попасть на работу, в эссе не следует трогать эти темы, если работа не с одной из данных сфер. В школах на экзаменах уместно будет рассуждать на эти темы, когда задается соответствующий вопрос.
  • Неуместная лексика. Никаких жаргонных выражений и не нормативных выражений. Они запрещены. Старайтесь придерживаться спокойного стиля.

Ошибки, указанные выше, встречаются очень часто. Нужно быть очень внимательным, чтобы их не допускать.

Структура эссе

Начать эссе, конечно, следует с заголовка. Но это не значит, что именно с него начинается написание эссе. В большинстве случаев название своему эссе автор придумывает после окончания работы над основной частью текста. Название должно отражать главную мысль эссе. В качестве заголовка можно использовать цитату.Первый абзац эссе — вступление. Автор раскрывает в общих фразах тему, пишет тезис, возможен такой вариант — обратиться к читателю и задать вопрос. Вступление — самая важная часть эссе. Если автор не смог заинтересовать с первого предложения, то читать дальше никто не будет. Поэтому начать текст нужно сильно, увлекательно, цепляюще. Первая часть эссе должна дать ответы на вопросы: » Какая тема эссе?» и «В чем его смысл?».После вступления начинается основная часть эссе. В коротком эссе эта часть занимает приблизительно 3 абзаца, в более объемном — от трех и более. Каждый абзац следует начинать с простого предложения, в котором отображена его главная мысль. А в следующих предложениях эту мысль развивать — описывать, раскрывать детали, приводить примеры, доказывать или убеждать. Все абзацы должны быть логически связаны между собой и плавно переходить от одной мысли к другой

Так автор сможет удержать внимание читателя, постепенно увлекая его и заставляя читать дальше

Последняя часть эссе — заключение, которое может состоять из одного или двух-трех абзацев. В этой части автору нужно подвести итог, повторить основную мысль, выделить главные моменты эссе

Принципиально важно, в заключении не писать никакой новой мысли или мнения, тогда эссе потеряет всякий смысл. Иногда в заключении, если это необходимо, автор использует призыв к действию, например: » Не будьте равнодушны!», » Не молчите», » Давайте вместе менять этот мир»

Как написать эссе?

Обычно к эссе в литературе не предъявляется строгих требований, оно пишется в свободной форме и идет в формате мини-сочинения. Но бывают случаи, когда при написании эссе необходимо следовать определенным правилам:

  • как и в любом сочинении, в эссе необходимо в первую очередь написать вступление и подкрепить его тезисом, в котором будет сформулирована основная мысль.
  • размышление, аргументация собственных выводов. Здесь объясняется точка зрения автора, раскрывается его отношение к описываемому предмету.
  • заключение, в котором дается краткий ответ на вопрос, поставленный в самом начале. В заключении подводится итог всего написанного ранее.

В русской литературе авторами, которые практиковали написание эссе, являлись Н. В. Гоголь («Правила жития в мире»), Л. Н. Толстой («Философские замечания на речи Ж. Ж. Руссо»), Ф. М. Достоевский, в зарубежной литературе – ДЖ. Дж. Клапка («Люди будущего»), Ф. Ницше («О пользе и вреде истории для жизни»). Приведенные примеры подтверждают, что жанр эссе среди известных российских и зарубежных авторов, был достаточно популярен.

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам дать краткое и емкое определение термину «эссе», учащиеся выяснят, что такое эссе, и как его писать. Также в статье дается информация, какие виды эссе существуют, и стоит ли придерживаться какого-то определенного плана при написании текста в этом жанре.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Критерии оценки

Итак, ценность мини-сочинения повысилась, поэтому нужно серьезно подойти к наиболее весомому заданию экзамена. Для начала следует изучить критерии оценивания эссе по обществознанию в 2018 г.

  1. Главный критерий: раскрытие смысла высказывания. Нужно верно определить идею, заложенную автором, и (или) выдвинуть тезис по теме, который будет обоснован с помощью аргументов. Если по этому пункту 0 баллов, вся работа не засчитывается.
  2. Отсутствие теоретического обоснования своей точки зрения. Необходимо объяснить значение приведенных в цитате понятий, используя теорию (определения и положения из учебников), рассуждение (причинно-следственное обоснование того, что вы думаете по этому поводу) и выводы (ваше мнение, подкрепленное аргументами). Если теоретического содержания нет, получится 0.
  3. Новый критерий! Фактическая ошибка: если (с точки зрения науки «обществознание») вы привели ошибочное положение, сделали неверный вывод, нелогичное рассуждение, перепутали термин и т.д., то вам грозит 0.
  4. Тематическая не сочетаемость примера или факта с темой, выводом и рассуждением. Зачтутся только те аргументы, которые соответствуют заявленной теме. Некорректно отображенные и неполные утверждения также засчитываться не будут. За этот пункт можно получить целых 2 балла, если оба примера подойдут. Факты нужно формулировать развернуто и точно, ведь ошибка может стоить потери баллов. Примеры можно приводить из личного опыта, других предметов (художественной литературы, истории, географии), СМИ (из журналов, газет, теле и радиопередач).

План написания

Наш план — 7 простых шагов, которые помогут сориентироваться в написании и понять, с каких слов начать эссе:

Подумайте над первым предложением, заинтересующим читателя

Это важно: не все готовы уделить время информации, которая им неинтересна и не решает их задачу. Читатель должен сразу понять, о чем речь.

Такие «крючки» найти непросто, но они гарантируют высокую оценку. Это малоизвестный факт, оригинальная статистика, «хайповая» информация (вроде феминизма, бодипозитива, прививок и т. д). Можно словами создать яркую картинку.

  1. Подведите к сути. 2-е и 3-е предложения должны служить связкой между 1-м, главным, и остальной частью. В них нужно развивать мысль из первого предложения, расширять контекст. Создайте плавный переход, а не переход с трамплином.
  2. Теперь расскажите, о чем эссе. Собираясь его писать, вы ставили перед определенную цель: не просто что-то сообщить, но выразить свое мнение, в чем-то убедить, раскрыть какой-то секрет. Поделитесь этим с читающим, чтобы он принял решение остаться (или уйти).
  3. Обрисуйте структуру. Это поможет вам сохранить логику повествования, сделает работу понятной и целостной. Имея представления о структуре, вы не рискуете что-то забыть. Только вы должны видеть структуру, а читающий — гладкий и четкий текст.

Если тема эссе простая и не требует сосредоточенности, конкретики, то над структурой можно и не думать. Спонтанность — залог отклика и открытий.

  1. Сформулируйте основное положение. Как и в случае со структурой, если есть необходимость и желание. Это всего одно предложение, лаконично и емко описывающее основной посыл. Иногда основное положение обязательно (зависит от специальности). Этим положением завершают первый абзац.

На основе анализа данных о демографической ситуации, в этом эссе будут рассмотрены варианты повышения уровня рождаемости.

  1. Определитесь с тоном сочинения. Стиль письма — основной фактор, влияющий на привлекательность вашего текста в глазах читателя. Пишите просто и понятно, постарайтесь установить связь с читателем, говорить с ним на одном языке.
  2. Сокращайте. Ориентируйтесь на максимально короткое вступление. Напишите все, что вы хотите сказать. Перечитайте. Сократите написанное на треть. Перечитайте. Возможно, вы найдете места, в которых можно написать проще и короче. Так и сделайте.

Коротко — не значит сухо. Ваш текст должен дышать, но быть емким, цепляющим и живым.

↑ Разбор каждого критерия

1. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Предъявляется общее требование к форме ответа. Выпускник, как и в предыдущие годы, должен выбрать одно высказывание и написать мини-сочинение. Таким образом, ответом на задание является не план, схема или рисунок, а именно мини-сочинение, предполагающее наличие связанных между собой рассуждений на определенную тему. 2. Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.Предъявляется требование к содержанию ответа. Проанализировав высказывание, выпускник формулирует одну или несколько основных идей затронутой автором темы. Разработчики КИМ сознательно уходят от использования в формулировке задания слова «проблема», предлагая вместо него такое сочетание слов, как «основная идея затронутой автором темы». Это позволит выпускнику сосредоточиться на смысле предлагаемого высказывания, не растрачивая силы на поиск проблемы, а иногда и ее «додумывание» за автора высказывания. К тому же не все предлагаемые высказывания имеют ярко выраженный проблемный характер, поэтому задание в новой формулировке в определенной мере будет способствовать дальнейшему выравниванию уровня сложности данного задания. Но это не означает, что затронутая тема не может быть связана с какой- либо проблемой. Итак, начальным этапом написания мини-сочинения является формулирование на основе высказывания одной или нескольких основных идей, которые должны, с одной стороны, отражать смысл высказывания, а с другой – раскрываться в содержании мини-сочинения с опорой на теоретические знания и факты общественной жизни и личного социального опыта. 

не требует выражения согласия/несогласия с мнением автора 3. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов). . Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/быть с ними явно связан.примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга). 

Требования к качеству приводимых фактов/примеров:

«сформулирован развернуто» предполагает, что выпускник не должен ограничиваться простым называнием какого-то факта, примера: «Примером этого может служить моя мама» или «Иван Грозный». Требуется развернуто (детализировано, обстоятельно и т.п.) показать, как в жизненной ситуации его мамы или фактах биографии Ивана Грозного проявляются те или иные сформулированные выпускником положения, рассуждения, выводы. В противном случае факт/пример просто не будет засчитан; 

«подтверждать обозначенные основные идеи, теоретическое положение, рассуждение или вывод» / «Явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом» указывает на очевидную содержательную связь примера с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом

Указание на то, что пример должен подтверждать обозначенную идею…» добавлено для того, чтобы в еще большей степени акцентировать внимание выпускника на связи приводимых примеров с теоретическим содержанием мини-сочинения; 

«по своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга)». Требование добавлено в 2019 г

для повышения качества мини-сочинений. Рекомендуем ориентировать выпускников на то, чтобы при написании мини-сочинения они иллюстрировали примерами различные по содержанию положения, рассуждения. Это позволит избежать рядов однотипных примеров, допустим, детей-маугли (в Индии нашли девочек, воспитанных волками; в Z области брошенную мамой девочку воспитала кошка и т.д.) или конфликтных ситуаций в семье. 

Стоит выделить два типа эссе:

  • Субъективный — при раскрытии личностного взгляда автора
  • Объективный — отношение пишущего к заданной теме


Фото: kcm-www.s3.amazonaws.com

По содержанию работа предполагает быть компактной: не урезанной и не чрезмерно объёмной, чтобы читатель не потерял интерес и мысль автора. Раскрывать тему и проблему лучше, применяя убедительные смысловые построения, чем «лить воду» в тексте, обходясь общими значениями и сложными по восприятию предложениями.

Если эссе написано живым языком, то текст будет ощущаться понятным и лаконичным. В таком случае у читателя будет ясное понимание мыслей автора.

В этом литературном жанре не бойтесь углубиться в ассоциации и воспоминания, переживания с эмоционально-экспрессивной окраской. Такая схема построения отлично подойдёт к свободной композиции.

Говоря общими словами, эссе — это выражение мыслей автора, точки зрения по конкретному вопросу в виде сочинения. Со словом «эссе» общество в большей степени знакомо в школе — на уроках русского языка и литературы, однако этот вид письма часто практикуется и при устройстве на работу. Это прямой способ узнать больше о сотруднике, выявить сильные и слабые стороны кандидата, увидеть структуру и образ мысли человека, а также степень владения деловым языком.


Фото: www.word-nerds.com.au

Если тема эссе свободная, в таком случае факты уходят на второй план, уступая место образу мышления, оригинальности рассуждения автора.

Чётких, жёстких правил по правильному составлению эссе нет. В особенности, если тема свободная.

Но пошаговая структура написания эссе подразумевается и состоит из пяти частей.

3. Доказательства «ПРОТИВ» (дополнительные убеждения)

В пунктах 2 и 3 автор доносит до читателя, что разбирается в том, о чём идёт речь. Во втором пункте стоит указать причины ЗА, а в третьем — ПРОТИВ следующего далее утверждения. Эти два пункта взвешивающие и стремятся к балансу.

В эссе план важен, но не становится преобладающим при написании работы. В этом контексте план — это то, о чём писатель не говорит прямолинейно, а доносит смысл до читателя подсознательно, раскрывая содержание мысли постепенно.

Главная идея плана остаётся на десерт — на развязку.


Фото: www.word-nerds.com.au

4. Развязка

Это то, о чём автор заявляет, утверждает, доносит до читателя в виде основной мысли. Доказывайте, раскрывайте план через убедительную точку зрения.

Основополагающими факторами, движущей силой развязки подразумеваются пункты 2 и 3, но не взятые контекстом, а конкретно факты, доказательства конкретного утверждения. В этой части не лишними будут примеры, личная информация. Признавая другие точки зрения, цель развязки — ясно донести авторское убеждение.

Пункт 4 как часть эссе должен быть наиболее объёмным по количеству символов.

Стоит заранее продумать, как защитить личностную точку зрения, каким образом выстроить аргументацию. К фактам добавьте ярких и жизнеутверждающих цитат. Это делается для того, чтобы прибавить внушительности тексту. Авторитетные высказывания с указанием имени добавляют экспрессии и убедительности главной идее.

Структура текста должна стремиться к ясности и логичности понимания мыслей автора чтецом.

Текст, не относящийся к вопросу, лучше убрать.

Первый и последний параграфы подразумеваются небольшими по объёму, краткими, но понятными.


Фото: blog.potok.io

5. Заключение

В пятой части вывод исходит из четвёртой, стремится к конкретному итогу, к законченной мысли.

Не стоит добавлять новых точек зрения и утверждений в заключение. В таком случае эссе потеряет смысловую нить.

Важно создать душевную атмосферу, обстановку для читателя, будто бы автор сидит рядом, возможно, за одним столом с чашечкой ароматного чая как старый добрый друг. Мысли, выраженные в виртуальной беседе, запомнятся надолго, так как имеют ассоциативный ряд и эмоциональную окраску

Темы работ

В зависимости от предмета, можно написать сочинение на любую тему: от «Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина» до «Причины Первой мировой войны». Темы работ бывают нескольких видов.

Изложение собственного опыта

Часто используется на занятиях по русскому языку: например, когда нужно написать сочинение на тему «Как я провел каникулы» и т. п. В таких работах главное написать что-то свое, не используя готовые образцы сочинений.

Примеры:

  1. «Моя будущая профессия».
  2. «Мое участие в общественной жизни».
  3. «Мои мечты и цели».

Анализ произведения

Задают по литературе, цель работы — дать комплексный анализ книги или отдельных ее частей:

  • композиция;
  • образы героев;
  • особенности сюжета;
  • проблематика.

Примеры:

  1. «Женские образы в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого.
  2. «Роль композиции в романе «Улисс» Дж. Джойса».
  3. «Проблематика повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна».

Найти образцы сочинений на тему классических произведений несложно, но увлекаться этим также не стоит: преподаватель может проверить сочинение на плагиат.

Понимание цитаты

Писать сочинение на тему того или иного высказывания рекомендуется по плану:

  • приведите главные данные об авторе;
  • дайте краткую характеристику самой цитаты;
  • выразите собственное мнение;
  • аргументируйте его;
  • сделайте выводы.

Примеры:

  1. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А. С. Пушкин).
  2. «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства» (М. Ю. Лермонтов).
  3. «Леса учат человека понимать прекрасное» (А. П. Чехов).

Свободная тема

Написать сочинение на свободную тему сложнее, чем на уже готовую: будет оцениваться не только сама работа, но и формулировка темы. В этом случае лучше ориентироваться на клише и образцы сочинений и не выбирать слишком оригинальные темы.

Не стоит списывать сочинение у беседа, самое ценное в работе — ваши мысли

Правила оформления эссе по ГОСТу

Зачастую учебные заведения выдвигают свои требования к оформлению письменных работ.

Шрифт

Если такие требования отсутствуют, желательно ориентироваться на ГОСТ 7.32 – 2001 и придерживаться стандартных правил оформления: использовать шрифт Times New Roman, 14 размер, интервал 1,5.

Подзаголовки

В основной части эссе могут использоваться подзаголовки, которые допустимо выделить полужирным шрифтом. Печатать подзаголовки следует с абзацного отступа, с заглавной буквы, без точки в конце подзаголовка и без использования подчеркивания.

Графический материал

В основной части эссе могут присутствовать схемы, диаграммы, таблицы. Все рисунки и таблицы нумеруются, а их название располагается посередине строки (Рисунок 1 – Название, Таблица 1 – Название). Название рисунка пишется под рисунком, а название таблицы – над таблицей.

Приступаем к оформлению эссе

Перед началом написания эссе необходимо обдумать план. Для этого, нужно знать из каких частей оно состоит. Несмотря на то, что этот жанр подразумевает полную свободу творчества, определенные требования к оформлению эссе все же существуют.

К структурным элементам эссе относятся:

  • титульный лист;
  • текст эссе;
  • список литературы.

Оформление титульной страницы

Правильное оформление работы подразумевает наличие титульного листа с указанием темы, автора, учебного заведения, руководителя, места и времени выполнения.

Слово «Эссе», которое располагается посередине страницы, чаще всего пишется более крупным шрифтом, по сравнению с остальным текстом.

Образец титульной страницы эссе

Оформление содержания эссе

Вступление

Любая письменная работа имеет вступление, которое призвано ввести читателя в курс проблемы, заинтересовать темой. У читателя не должно остаться вопросов по поводу темы, ее актуальности и значимости. Следует выдерживать логическую связь между введением эссе и основной частью.

Основная часть

Далее необходимо логично и последовательно приводить аргументы, раскрывая заявленную тему. Рекомендуется активно использовать мнения различных ученых, приводить цитаты и ситуации из жизни.

Используемые цитаты должны быть заключены в кавычки и содержать ссылку на первоисточник с указанием авторства, года издания и страницы расположения цитируемой фразы. Информация об источнике (ссылка) может приводиться в круглых скобках по тексту или в квадратных скобках с указанием порядкового номера источника в списке литературы.

Каждое утверждение должно сопровождаться пояснением и примером. В заключение каждого раздела с утверждением должен быть вывод или итоговое суждение.

Заключение

В заключительной части вновь озвучивается проблема, обобщаются все суждения из основной части и делается общий вывод, основанный на авторской позиции.

Оформление списка литературы

Среди используемых источников желательно указать монографии, сборники конференций и научные статьи в периодических изданиях. Оформляется список литературы в соответствии с установленными стандартами.

Примеры библиографических описаний:

  1. Фирсенко, С. С. Исследование конкурентной среды продовольственного рынка (региональный аспект) : моногр. / С. С. Фирсенко, Л. В. Юшкова ; Красноярский гос. ун-т. – Красноярск : Изд-во КрасГУ, 2002. – 170 с.
  2. Смит, А. Исследование о природе и причине богатства народа (отдельные главы) / А. Смит. – Петрозаводск : Петроком, 1993. – 320 с.
  3. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер ; пер. с англ. В. Д. Щетинина. – М. : Междунар. отношения, 1993. – 896 с.
  4. Пономарев, А. С. Российское пчеловодство на этапе глобализации / А. С. Пономарев // Пути развития пчеловодства в России через успешный опыт регионов России, стран СНГ и Дальнего Зарубежья : материалы Междунар. науч.–практ. конф., Ярославль, 18–23 окт. 2012 г. – М. : Узорочье, 2012. – С. 19-20.
  5. Дугина, Е. Л. Повышение конкурентоспособности регионального продовольственного рынка как способ обеспечения продовольственной безопасности региона / Е. Л. Дугина, Е. В. Доржиева // Сб. науч. тр. Сер. Экономические науки. – Улан–Удэ, 2007. – Вып. 14. – С. 27–31.
  6. Абдыкерова, Г. Ж. О дифференцированном подходе оценки конкурентоспособности национальной экономики на различных уровнях ее функционирования / Г. Ж. Абдыкерова // Вестник Восточно–Казахстанского государственного технического университета. – 2007. – № 1. – С. 98–115.

Чтобы правильно оформить эссе, нужно знать основные правила ГОСТа. Самое сложно – это титульный лист. В целом, оформление эссе обладает существенным сходством с другими письменными работами: курсовыми и рефератами. В этой статье мы привели все необходимые правила оформления эссе, чтобы закрепить материал, посмотрите приложенные примеры эссе:

Список литературы для сочинения

Чаще всего сочинение пишут на основе произведений 19 — первой половины 20 века. Поэтому рекомендуем перечитать классику:

  1. Д. И. Фонвизин: «Недоросль».
  2. А. С. Грибоедов «Горе от ума».
  3. А. С. Пушкин: лирика, «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».
  4. М. Ю. Лермонтов: лирика, «Мцыри», «Герой нашего времени».
  5. Н. В. Гоголь «Мертвые души».
  6. А. Н. Островский «Гроза».
  7. Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», рассказы.
  8. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».
  9. И. С. Тургенев «Отцы и дети».
  10. И. А. Гончаров «Обломов».
  11. Н. А. Некрасов: лирика, «Кому на Руси жить хорошо?».
  12. А. П. Чехов: «Вишневый сад», рассказы.
  13. И. А. Бунин: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
  14. Стихотворения С. А. Есенина, А. А. Блока, В. В. Маяковского, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой.
  15. А. И. Солженицын: «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича».

А вот несколько примеров того как правильно написать хорошее сочинение/эссе.

Пример сочинения/эссе 2

После того как закончите с этой частью, обязательно просмотрите всю работу на соответствие первоначально составленному плану. Если сочинение выстроено в продуманной заранее последовательности – все удалось!

Если нет, не расстраивайтесь: сервис студенческой помощи помогут проверкой и исправлением работы, а при необходимости – и написанием сочинения/эссе с «нуля»!

Классификация эссе

Эссе бывают разного типа. Рассмотрим, чем они различаются друг от друга.

Эссе-описание

Такой вид письменной работы предусматривает просто изложение признаков предмета, события или личности. Не вникая в подробности исследования темы, дается поверхностное впечатление.

Эссе-повествование

Здесь имеет место быть рассказ о событии, оценка и эмоциональная окраска, свои впечатления придадут такому сочинению особую значимость. Никакой критики или глубокого анализа. Просто рассказываем, как это было, шаг за шагом.

Эссе-классификация

Тут мы должны дать описательную характеристику разных рейтинговых сущностей. Следует обосновать свое предпочтение тому или иному пункту.

Эссе-сравнение

Цель такого типа сочинения предельно ясна. Берутся два (или более) предмета, явления и описываются каждый по отдельности с подчеркиванием достоинств и недостатков, а затем делается вывод, какой из них более привлекательный (или же менее таковой).

Эссе-аргументация

Предполагается какой-то факт, ставится гипотеза для доказательства. Затем проводится небольшое (или какое получится) исследование, а письменно излагается результат этого исследования и дается оценка, подтверждена ли выставленная в начале исследования гипотеза.

Основные виды эссе


Эссе

  • литературной форме (рецензии, лирические миниатюры, письма, заметки),
  • своему содержанию (философские, научные, литературные, исторические, духовные),
  • типу (аналитические, описательные, повествовательные, критические).

Но в зависимости от того, что взято за основу, утверждение или гипотеза, все их можно разделить на две основные группы: дедуктивную и индуктивную. 

Дедуктив. Во введении содержится тезис, утверждение, в котором автор полностью убежден. В дальнейшей части текста приводятся аргументы, подтверждающие его мнение

Важно избегать таких заявлений, как:

  • “Мне кажется …”,
  • “Я не знаю, правильно ли это …”. 

Автору не обязательно самому идеально знать предмет, о котором он пишет. Он может цитировать научные факты, выводы экспертов, цитаты, подтверждающие его мнение, но при этом надо придерживаться четко определенной позиции — согласен или не согласен.

Индуктив. В эссе этого типа во введении выдвигается гипотеза, то есть утверждение, которое необходимо проверить

Для писателя здесь тоже очень важно четко понимать свою позицию. Он может сосредоточиться на своих исследованиях или попытаться использовать другие аргументы, чтобы превратить гипотезу в тезис

Доказать, что его мнение достоверно и привести в тексте подтверждающие факты.

Особые стратегии написания

Если вам кажется, что ничего из вышеперечисленного не помогает, не паникуйте. Я припрятал для вас особые стратегии. Вот они:

  • писать вступление последним. Вступление необязательно писать первым. Если у вас уже сложился основной текст, начинайте с него. Вступительную часть сможете потом подстроить;
  • работайте над идеями. Если вы теряетесь и не знаете, с чего начать, просто записывайте все идеи, которые приходят в голову. Потом выберете то, что подходит. Это точно работает;
  • не бойтесь корректировок. Хорошие тексты не пишутся сходу. За ними стоят многочисленные корректировки. Перечитывание поможет найти ошибки, описки, неточности, нарушение логики и т. д;
  • дайте кому-нибудь почитать написанное. Взгляд со стороны укажет на моменты, над которыми стоит поработать получше. А в процессе обсуждения вы найдете новые решения. Двойная польза.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector