Профессиональное обучение, его отличия от средне-специального, способы получения
Содержание:
- Где найти информацию о профилях и специальностях в учебном заведении?
- Как поступить в профильный класс CCN?
- Поступление
- Резюме
- «Теперь сходитесь!»
- Что дает высшее образование
- Что такое профильное образование?
- Профильное образование: вылавливаем подводные камни
- Виды ДПО
- Правила для творческих натур
- Лирика в точном мире
- Профильное обучение в «Домашней школе Фоксфорда»
- Определение профиля обучения
- Высшее образование: уровни и их отличия
Где найти информацию о профилях и специальностях в учебном заведении?
Информацию нужно получать непосредственно в ВУЗе, например на день открытых дверей или на сайте
Список направлений и их профилей можно найти на всех официальных сайтах у любых ВУЗов. Но они могут и не опубликовать профессиональные программы по каждому направлению.
Учебные заведения с хорошей репутацией всегда указывают профили. Обычно их можно найти в разделе «Приемная комиссия».
Учащиеся получают информацию о направлениях и профилях обучения
ВУЗ может скрывать некоторые профили из-за следующих причин:
- профили на данное время очень мало востребованы;
- некрасиво «звучат» в отличие от более престижной специальности.
- техническая ошибка.
Как поступить в профильный класс CCN?
В профильном классе могут учиться школьники со всей России, но о поступлении нужно задуматься заранее – на этапе обучения в 9 классе.
Что необходимо для поступления:
1. Хорошая успеваемость.
Ученики зачисляются в класс по результатам общей успеваемости в 9 классе (она должна быть не ниже 80% или 4 баллов), однако вступительные испытания начинаются гораздо раньше. Можно пойти в 9 класс и сразу оставить заявку на обучение в профильном классе.
2. Мотивационное письмо.
В нём ученик должен рассказать, почему ему интересен Китай, каких целей он хочет добиться, какие результаты получить, почему он должен учиться в профильном классе.
3. Тестирование.
Для ребят проводится экзамен – вступительное тестирование по школьным предметам. Программа тестирования зависит от времени поступления. Если поступать в первом полугодии 9 класса, то тестирование построено по программе 8 класса, а после декабря – уже по программе 9 класса. То есть, удобнее и проще поступать до декабря – середины учебного года.
4. Интервью.
С каждым учеником проводится интервью, чтобы определить его сильные стороны, выявить интересы и перспективы. Иногда бывает, что общие баллы успеваемости учащегося немного ниже 80%, но интерес и высокая мотивация позволяют зачислить его в класс.
При успешном прохождении вступительных экзаменов с учеником заключается договор. Также ученик получает бесплатный месяц обучения в школе китайского языка при CCN. Это помогает освоиться, понять, что представляет из себя китайский язык, получить обратную связь от преподавателей.
Можно поступать в профильный класс, уже имея опыт изучения китайского языка. Тогда с учеником проводится тестирование, и он попадает в группу, которая идёт немного впереди группы «с нуля».
Поступление
Правила набора в профильный 10 класс разрабатывают региональные министерства образования. Обычно отбор проходит с учетом результатов ОГЭ по профилирующим предметам – именно их надо выбрать в дополнение к обязательным русскому и математике, записываясь в 9 классе на выпускной экзамен.
ФИПИ рекомендовал (не в ультимативном порядке) уровень проходных баллов для зачисления в профильные 10 классы. В целом школы придерживаются уровня этих отметок.
Предмет ОГЭ |
Проходной балл в профильный 10 класс |
Максимум за экзамен |
На тройку |
Русский |
26 |
33 |
15 |
Математика |
19 – на физико-математический 7 из них – за геометрию |
32 |
8 |
18 – на экономику 5 из них – за геометрию |
|||
18 – на естественные науки 6 из них – за геометрию |
|||
Информатика |
14 |
19 |
4 |
Химия |
27 |
40 |
10 |
Биология |
23 |
31 |
12 |
Физика |
30 |
43 |
11 |
Обществознание |
28 |
35 |
14 |
Иностранные языки |
55 |
68 |
29 |
География |
23 |
31 |
12 |
Литература |
26 |
39 |
14 |
История |
24 |
34 |
10 |
В пятибалльной системе проходной балл в профильный класс – это примерно твердая четверка с плюсом, то есть 4,5. Также при отборе учитывается портфолио ученика – все его достижения: аттестат за 9-й класс с отличием, похвальные грамоты, победы в олимпиадах, конкурсах.
В течение учебного года в 10 классе можно изменить профиль обучения. Для этого надо, чтобы не было задолженностей на уже пройденной программе, и придется досдать разницу по предметам нового профиля. В 11 классе можно перейти на универсальный профиль – тоже если за прошлый год нет академических задолженностей.
Резюме
Нередко приходится слышать пренебрежительные высказывания о гуманитарных специальностях. Чаще всего они сводятся к тому, что из-за большой конкуренции работу по гуманитарному профилю трудно найти, гуманитарные профессии не престижны и низко оплачиваются.
Однако престиж должности и уровень зарплаты определяются не профессией, а компетенцией работника. По-настоящему классный специалист с отличными знаниями гуманитарных наук всегда сможет получить хорошо оплачиваемую должность в респектабельной компании.
Чтобы стать таким специалистом, нужно, чтобы работа была интересна и приносила удовлетворение
Поэтому важно как можно раньше определить склонности ребёнка и помочь ему выбрать направление для развития. . В «Домашней школе Фоксфорда» ребёнок может выбрать индивидуальную программу обучения уже с пятого класса.
В «Домашней школе Фоксфорда» ребёнок может выбрать индивидуальную программу обучения уже с пятого класса.
В рамках гуманитарного профиля существуют сразу два направления: гуманитарно-лингвистический маршрут, позволяющий лучше овладеть языками, и социально-гуманитарный маршрут с углублённым изучением истории и правоведения.
Индивидуальные образовательные маршруты помогают детям получить больше знаний по интересующим предметам, подготовиться к олимпиадам и хорошо сдать экзамены, чтобы поступить в престижный вуз с углублённым изучением гуманитарных наук.
«Теперь сходитесь!»
В своей рабочей практике профессии – это не замкнутые миры. Эффективно общаться профессионалам – как в своем кругу, так и вне его – как раз и позволяет феномен междисциплинарности.
Участие в любой конференции – это гуманитарное умение; доказательства в выступлениях должны быть точными; но всё это лишь простейший минимум.
Возможны также двусторонние встречи – например, аграриев и юристов; и те, и другие должны ориентироваться в общей теме обсуждения, а для того – иметь навык освоения непрофильных предметов еще со студенческой скамьи.
Возможно желание подобных двусторонних встреч: так, генным инженерам хотелось бы, чтобы закон разрешал им более смелые эксперименты в том, чем они занимаются.
Возможно волонтерство – например, по своей специальности в другой стране (а там портрет вашей профессии может быть несколько другим) или на родине – на особо важном участке, что тоже потребует навыков специалиста другого склада. Возможно неформальное общение: оно развивается за счет технических разработок – социальных сетей для профессионалов; а за ответ на вопрос, как заявить о себе там, отвечает уже ваше гуманитарное начало
Возможно неформальное общение: оно развивается за счет технических разработок – социальных сетей для профессионалов; а за ответ на вопрос, как заявить о себе там, отвечает уже ваше гуманитарное начало.
Возможны просто случайные встречи: допустим, экономисту и педагогу будет о чем поговорить друг с другом за одним столом в гостях, если учитель узнает в бизнес-тренингах и маркетинге, о которых толкует его собеседник, старую добрую педагогику, – а экономист, в свою очередь, вспомнит, что люди не сразу становятся платежеспособными потребителями, а сначала растут и учатся.
К тому же не будем забывать, что на пересечении специальностей всегда есть возможность видеть и осуществлять совместные проекты.
Что дает высшее образование
Окончив вуз, вы получите:
- Профессию. Прежде всего вы получите знания по специальности, что позволит работать в определенной сфере. Если вы выберете востребованную профессию на рынке труда, то никогда не останетесь без работы.
- Преимущество при трудоустройстве. Большинство работодателей отдает предпочтение специалистам с высшим образованием. Ведь наличие диплома подтверждает, что вы обладаете как минимум базовыми знаниями и начальными навыками в профессии, имеете высокий интеллект и достаточный уровень культуры.
- Перспективу карьерного роста. Особенно это касается государственных организаций. На более высокие должности можно рассчитывать только при наличии высшего образования.
- Глубокие знания в определенной сфере. Даже если вы не будете работать по специальности, полученные знания могут пригодиться и в другой сфере. Например, окончив юридический факультет, вы сможете легко ориентироваться в законах. С экономическими специальностями, вы приобретаете финансовую грамотность, что пригодится в любой сфере жизни.
- Возможность открыть свое дело. Да, чтобы стать предпринимателем, не обязательно иметь высшее образование. Но все же специальные знания могут открыть перед вами новые возможности. Например, если вы получили профессию стоматолога – сможете открыть свой частный кабинет. Став юристом, сможете оказывать индивидуальные консультации и т. д.
Кроме профессиональных возможностей, высшее образование позволяет получить много полезных навыков и качеств, которые пригодятся в повседневной жизни. В вузе вы научитесь:
- Быстро находить и обрабатывать большое количество информации. Во время обучения вам придется изучить много профильных дисциплин, вы будете писать курсовые, рефераты, контрольные. Одних учебников здесь будет недостаточно. Вы научитесь быстро находить нужную информацию, что пригодится в любой сфере жизни.
- Самостоятельно обучаться. Здесь не будут все «разжевывать», как в школе, а укажут лишь нужное направление. Способность к самообразованию нужна в любой профессии.
- Общаться и договариваться с разными людьми. В вузе вы получите первые серьезные коммуникативные навыки. Вас ждет новое и непривычное для вас окружение. Вам придется научиться находить общий язык с преподавателями и однокурсниками, работать в команде.
- Работать с компьютерными программами. C какими именно, все зависит от специальности, как минимум это – Word и Excel. В век компьютерных технологий этот навык особенно полезен.
- Самостоятельности и ответственности. Вуз – это первый шаг во взрослую жизнь. Здесь никто больше не будет водить вас за ручку и решать ваши проблемы. Вы научитесь сами принимать решения, нести за них ответственность. Особенно хорошую школу выживания пройдете, если поступите в другой город. Здесь помимо учебы вас будут ждать бытовые проблемы.
- Планировать и организовывать свое время. В вузе вас ждет жизнь по графику, близкому к рабочему. Чтобы все успевать, придется научиться правильно планировать свое время и распределять задачи по их приоритетности. Такой навык точно пригодится в повседневной жизни.
Все эти полезные навыки и возможности вы получите только в том случае, если пойдете в вуз за знаниями, а не «корочкой».
Что такое профильное образование?
Одним из нововведений современной образовательной системы является профильное образование в старших классах школы. Оно стало обязательным для старшеклассников с 1 января 2015 года, хотя подготовка к такому построению школьного образования началась за несколько лет до этого с создания экспериментальных классов и школ, с распространения на образовательных сайтах и в печатных изданиях информации о сути профильного образования, идея которого пришла к нам с запада.
Итак, профильное школьное образование – это способ построения обучения, который благодаря введению изменений в структуру, содержание и организацию учебного процесса, позволяет учитывать интересы, способности и возможности каждого ученика. Это образование, основанное на индивидуальном подходе.
Профильное образование подразумевает, что по результатам сданных в конце девятого класса экзаменов по основным предметам, производится «отсев» учеников:
- тем, кто сдал экзамены на положительные оценки, педагоги рекомендуют остаться, чтобы получить полное общее образование в стенах родной школы;
- тем, кто показал средние (удовлетворительные) результаты, рекомендуется продолжить обучение в колледжах и техникумах, где они также смогут получить полное общее образование, но по несколько иной системе.
- тем же, кто не справился с экзаменами даже после пересдачи, специалисты советуют перейти в классы коррекции, функционирующие на базе специальных школ, либо на индивидуальное образование.
Таким образом, все дети могут получить полное общее образование, являющееся ныне обязательным для всех, соответственно своим способностям.
Отметим, что ученики, оставшиеся в школе, выбирают класс по направлению (профилю), который они хотели бы изучать углубленно. На сегодняшний день таких возможных профилей в школьной системе образования насчитывается более десяти: филологический, исторический, экономический, физико-математический и т.д.
Профильное образование: вылавливаем подводные камни
С организацией обучения по профильной системе нередко возникают различные трудности, часть из которых мы рассмотрели выше. Хотите, чтобы ребенок оставался в любимой школе и не чувствовал дискомфорта? Не стоит отчаиваться, мы найдем решение проблем.
- Профильный класс не набирается. Зачастую в школах, чтобы открыть один из профильных классов, требуется определенное количество учащихся, которые выберут это направление. К примеру, ваша дочь собирается стать фармацевтом, а другие дети из параллели собираются в технические и экономические ВУЗы. Как быть, если желающих учиться в классе с естевеннонаучным направлением слишком мало? Многие родители переводят детей в другие школы, где есть подходящий профиль, однако такой перевод может сопровождаться дополнительным стрессом. Лучшим вариантом станут индивидуальные занятия и введение элективных курсов для желающих.
- Смежные специальности. Ваш сын собирается поступить на психолога, куда требуется углубленное знание биологии и обществознания. При этом больше биологию изучают те, кто выбирают естественнонаучный профиль, а обществознание – гуманитарный или социально-экономический. В этом случае стоит сделать выбор в пользу направления, которое сложнее дается, а тонкости другой дисциплины останутся для самообразования. Также при профильном образовании услуги репетитора не перестают быть актуальными.
- Изменение курса. Нередко в последний год многие ученики выбирают не ту профессию, которую хотели получить вначале. К примеру, школьник учился в физико-математическом классе, собираясь в политех, но в последний год решил стать экономистом. При этом перевод в 11 классе практически невозможен. Решить проблему можно при помощи введения в школе дополнительных занятий для непрофильников. Например, уроки обществознания для классов с математическим и естественнонаучным уклонами.
- Нехватка квалифицированных кадров. Если в школе не хватает учителей, которые смогут дать глубокие знания по профильным предметам, можно пригласить педагогов из ВУЗов. К примеру, в гуманитарном классе усиленно даются русский, иностранный и литература, а преподавание истории оставляет желать лучшего. Приглашенные педагоги или запись на специальные курсы помогут решить проблему.
Профильное образование – инновационная модель обучения, которая помогает во множестве вопросов. Она позволяет школьникам, получая необходимый объем общих знаний, сосредоточиться на дисциплинах, которые пригодятся ему в будущем. Она развивает самостоятельность и стимулирует желание учиться. Во всем мире и в России разделение на профили становится все более популярным и актуальным.
x
x
Виды ДПО
Неважно, в какой сфере вы работаете, дополнительное профессиональное образование можно получить по программам двух типов:
- повышения квалификации;
- профессиональной переподготовки.
Повышение квалификации
Цель этих программ – усовершенствовать имеющиеся знания, навыки и умения или получить новые компетенции, которые нужны для профессиональной деятельности в пределах имеющейся квалификации. Например, инженер-нефтяник, отлично разбирающийся в технологиях добычи нефти, хочет перейти на другую должность – в отделе управления транспортировкой сырья, но ему не хватает компетентности в этом вопросе. Курсы повышения квалификации по программе, скажем, «Диспетчерское управление трубопроводами» решат проблему.
Максимальные сроки обучения по программам повышения квалификации закон не ограничивает, он устанавливает только допустимый минимум – это 16 академических часов. Но, как правило, на курсах повышения квалификации учатся по программам объемом 72–144 часа. По окончании успешно сдавшие аттестацию слушатели получают удостоверение о повышении квалификации.
Профессиональная переподготовка
Эти программы проводятся с целью дать слушателям компетенции, нужные для того, чтобы заниматься новым видом профессиональной деятельности или получить другую квалификацию.
Продолжительность переподготовки не должна быть меньше 250 часов, максимум закон не регламентирует. В среднем профпереподготовка занимает 250–500 академических часов, но есть программы объемом около 1 000 часов – на три семестра, это примерно полтора года. По окончании курсов профессиональной переподготовки и обязательно после аттестации слушатели получают дипломы.
Разница между повышением квалификации и профпереподготовкой состоит не только в длительности обучения:
- повышение квалификации проходят для того, чтобы «прокачать» профессиональные навыки, узнать о новшествах и изменениях в законодательстве, которые касаются уже имеющейся специальности;
- профессиональную переподготовку проходят для того, чтобы получить совершенно новую специальность – обычно смежную со старой, но необязательно. К примеру, филолог может окончить курс переподготовки на системного администратора, а биолог – на бухгалтера.
В общем, после профпереподготовки получают новую профессию, а после повышения квалификации – нет, только совершенствуют навыки и знания в рамках старой специальности.
По большому счету профессиональная переподготовка – это облегченный вариант второго высшего или среднего профобразования. Вместо того, чтобы идти еще раз учиться в вуз или колледж, после четырех лет бакалавриата поступать в двухгодичную магистратуру, можно пройти курсы переподготовки – это намного быстрее и дешевле.
Правила для творческих натур
На каждого вольного гуманитария найдутся свои строгости.
Актеры далеко не всегда импровизируют, поскольку зависят от школы, мастера-учителя, а также режиссера и сценария текущего проекта. В декоративно-прикладном искусстве и в иконописи царят каноны, которые нельзя преступить. Книжный график – это не столько тот, кому положено фантазировать над сказками Андерсена, сколько тот, кто обязан помнить, как рассчитывать размер полей книжной страницы. Полет фантазии журналиста скован жанрами публикаций и требованиями формата СМИ. Редактор присягает на верность правилам русского языка – пусть и меняющегося год от года. Над переводчиком довлеют грамматика чужого языка и необходимость точно придерживаться смысла оригинала – даже когда очень хочется переписать исходный текст абсолютно по-своему. Искусствовед, выуживая из глубин памяти знания по истории искусства, обязан обрамить их порой совершенно непохожим на всё это фоном современности – а организуя выставки, утрясать множество рутинных вопросов. Историк вправе взяться за тему, связанную с подсчетами тех или иных исчислимых исторических реалий или математизировать изучение того или иного вопроса. В рекламе используются стандартные модули и технические требования; а продукт, который нужно результативно воспеть – чтобы продажи его повысились, – чаще всего прозаичен. Реставратор окружает себя высоким искусством – и тем не менее работает по определенной технологии. Говорливый юрист действует в рамках закона. А о теоретической и прикладной лингвистике вообще давно всем известно, насколько тесно она связана с математическими методами…
И, конечно же, каждый такой специалист должен как минимум уложиться в выделенный на проект бюджет, а желательно – и прибыль компании обеспечить. Не зря сегодняшние студенты-гуманитарии настроены на получение точного и конкретного университетского знания.
Лирика в точном мире
Если та или иная специальность явно увлекательна – скажем, «Технология молока и молочных продуктов», – это автоматически делает ее более гуманитарной. Ведь основные любимые всеми профессии – гуманитарные либо романтизированные. Действительно, гуманитарное начало предполагает романтику. А романтична не только поэзия. Раз уж ваша специальность «Локомотивы» и там абсолютно всё поддается расчетам и точным инструкциям, то почему вы так любите просто стоять и смотреть на поезда – и откуда тогда, кстати, любовь к поездкам у их пассажиров?
Океанологи загружены математикой, физикой и химией, но это не мешает мечтать об этой профессии весьма нежным душам. Морские специальности, связанные с эксплуатацией судов, очень трудны – но, несмотря на это, романтичны и они. «Мосты и транспортные тоннели» – специальность строгая, однако при этом мосты часто «снимаются в кино» и клипах; это неспроста.
Специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство», как это ни удивительно, весьма гуманитарна, поскольку представляет нам человека в мире скорости и дизайна – как тут избежать чувств! – а техническая ее сторона обусловлена моральной стороной (ценностью жизни). Специальность «Автодороги и аэродромы» не сможет остановить вас от философствования по поводу российских дорог. Кстати, как знать, может быть, именно для того, чтобы чувства и мысли о работе были не банальными, а оформленными в интересную картину мира, способную стать источником новых идей (скажем, в области эргономики), в вузах и преподают философию? Присутствие этой дисциплины в любом учебном плане выражает необходимость для будущего профессионала уметь самому рассуждать о своем месте в мире, о своей картине мира, в том числе профессиональной. Сравните, кто мыслил бы точнее: к примеру, политолог, научившийся мастерски анализировать происходящее в обществе, – либо такой системный администратор, который не удосужился заинтересоваться даже собственной карьерой?
Также большинство профессий предполагает еще одну важную гуманитарную составляющую: это обмен мнениями – с коллегами, клиентами, партнерами, смежными службами, подопечными. Ни в клинической психологии, ни в электронной коммерции общения не избежать – а значит, оно должно быть качественным.Логист имеет удовольствие разговаривать с международными партнерами на иностранном языке, не забывая об основной обязанности – просчитывать маршруты перевозки грузов и возможные издержки, использовать современные системы ведения баз. Хороший стоматолог, рассказывая клиенту о его зубах, способен переключиться с уровня терминов на уровень добротного популярного изложения ситуации. А если ваша специальность – «Математические методы в экономике», то помимо сложнейших знаний в точных науках вам понадобятся дипломатические навыки для работы в финансовых структурах, банках, промышленных компаниях – такое умение считается умением истинного гуманитария. Неизвестно, кто «гуманитарнее»: хороший менеджер, знающий, как вести себя с людьми, или забившийся в угол библиотеки человек с филологическим образованием. Вообще развитие любых способностей происходит еще и в пространстве коммуникации, а не только в пространстве узкопрофессионального становления.
Когда специалист по стандартизации и сертификации предпочитает ограничиться «стандартизированной работой со стандартами», можно ли говорить о том, что он действительно обладатель высшего образования? Конечно, в некоторых профессиях гуманитарный аспект так просто не разглядеть. Однако явная негуманитарность той или иной специальности («Бухучет и аудит», «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» и ряда других) способна побудить непрестанно развивающегося человека планировать на выходные посещение выставок или театральных спектаклей. А приборостроение не мешает тем, кто им занимается, ходить на выходных в походы и петь там песни.
Гуманитарный подход – это человекоориентированный подход. И даже если вам неинтересны ни живопись, ни театр, ни музыка как досуг инженера, то в тот момент, когда вы ищете точное инженерное решение и рассуждаете в строгих координатах, вы всё равно продолжаете быть человеком, у которого есть его разум и речь, то есть гуманитарные характеристики. Современное образование ставит во главу угла не столько тот объем знаний, которым требуется овладеть, сколько творческого человека, который эти знания осваивает.
Если внимательно посмотреть на названия изучаемых предметов, вы поймете, что они отразили эту перемену: рядом с названиями-объектами уверенно занимают место названия-процессы – они отражают те самые умения, которые реализует работающий профессионал.
Профильное обучение в «Домашней школе Фоксфорда»
Индивидуализация обучения — большой труд. Не каждый родитель может найти на это время и силы. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» вам помогут определить сильные стороны и интересы ребёнка, а также возьмут на себя организацию учебного процесса.
При поддержке научно-педагогического сообщества методистов Федерального института развития образования в «Домашней школе Фоксфорда» создано шесть образовательных маршрутов:
- Математический. Включает в себя углублённые и олимпиадные курсы по математике, с восьмого класса — отдельно по алгебре и геометрии. Позволяет подготовиться к ОГЭ и профильному ЕГЭ. Тренирует для участия в ОММО, ПВГ, «Ломоносов» и других престижных математических олимпиадах.
- Физико-математический. Углублённое изучение алгебры, геометрии и физики. Включает специализированные курсы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Позволяет тренироваться для участия в престижных олимпиадах по физике и математике: «Ломоносов», ОММО, ПВГ, «Физтех», «Росатом».
- Технологический. Знакомство с языком Python в шестом классе и последующее погружение в него до продвинутого уровня. Старшеклассникам доступен также курс по C++.
- Естественно-научный. Включает в себя курс по естествознанию и углублённую математику. С восьмого класса начинается подготовка к олимпиадам, экзаменам по химии и биологии. Позволяет пробовать свои силы во Всероссийской олимпиаде школьников, Менделеевском конкурсе, различных биологических турнирах.
- Гуманитарный. Включает в себя углублённые и олимпиадные курсы по русскому языку. Учит работать с различными литературными текстами, развивает функциональную грамотность. Позволяет подготовиться к изложению на ОГЭ, итоговому сочинению перед ЕГЭ, самому ЕГЭ по русскому языку. Для старшеклассников доступна также подготовка к ЕГЭ по истории.
- Социально-гуманитарный. Направлен на глубокое изучение словесности и права. Позволяет подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и обществознанию, в том числе к творческим заданиям. Содержит олимпиадные курсы по праву.
Определиться с маршрутом ученикам «Экстерната и домашней школы Фоксфорда» помогает профориентационное тестирование. При выборе индивидуальной программы профильного обучения результаты теста можно обсудить с психологом. Если ребёнок уже знает, кем хочет стать, можно определиться с индивидуальным образовательным маршрутом самостоятельно или составить собственный.
Определение профиля обучения
Профилем обучения называют специализацию, которая входит в определенный сегмент профессиональных навыков и знаний с учетом данной отраслевой специфики. Базовый набор основных предметов у разных профилей по одной специальности всегда одинаковый. Отличия будут только на старших курсах обучения.
Профили имеют тот же код, что специальность, к которой они относятся, но их не нужно путать. Они отличаются по блоку базовых дисциплин, профессиям, принципам и формам обучения, набору практических навыков и т.д. Иными словами, выпускники разных профилей развиваются по-разному.
Пример: специальность «Прикладная математика» состоит из следующих профилей:
- Прикладная информатика в химии;
- Математические методы в информатике;
- Прикладная математика;
- Математическое моделирование в экономике и т.д.
При выборе профессии для обучения в университете абитуриент должен искать не специальность, а профиль обучения. Именно он определяет набор основных профессиональных навыков и знаний, которые в итоге получит выпускник, а также сферу его деятельности для последующего трудоустройства.
Высшее образование: уровни и их отличия
Высшее образование – с некоторых пор понятие растяжимое. Еще в 90-е годы прошлого столетия оно имело абсолютно унифицированную форму и не подразумевало никакой классификации, за исключением деления на конкретные специальности. Сегодня статья 10 закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2015 года устанавливает целых 3 уровня высшего образования:
- бакалавриат;
- специалитет и магистратура;
- подготовка кадров высшей квалификации.
Диплом о присвоении любой из перечисленных квалификаций свидетельствует о наличии у его носителя высшего образования. Но разница между ними все же есть. Правда, в основном она имеет значение для тех, кто принял решение строить научную карьеру.
Иными словами, если для замещения определенной должности необходимо высшее образование, занять ее с равным успехом могут и бакалавр, и специалист, и магистр. Тогда как дорога в аспирантуру (или, в случае с военнослужащими и приравненными к ним лицами, в адъюнктуру) бакалавру заказана – туда принимают только специалистов или магистров.
Бакалавриат
Вопреки распространенному мнению, бакалавриат не имеет ничего общего с незаконченным высшим образованием. Суть этой программы заключается в освоении студентами базового теоретического минимума, необходимого для успешной работы по выбранной специальности. Срок обучения на бакалавриате, как правило, короче установленного – за счет отказа от углубленного изучения большинства дисциплин.
Важно: программы бакалавриата предусмотрены не для всех специальностей. Например, их нет в медицинских и фармацевтических вузах
Специалитет и магистратура
Формально эти две программы равноценны, то есть с точки зрения закона они соответствуют одному образовательному уровню. Но на практике престиж и квалификация магистров безусловно выше, поскольку их обучение ориентировано на получение фундаментально-научных знаний в узкоспециальных областях. Тогда как специалитет отличается более общим подходом и, по сути, разнится с бакалавриатом только объемом информации, подлежащей освоению.
Подготовка кадров высшей квалификации
Послевузовское образование в целях получения ученой степени кандидата наук, то есть аспирантура или адъюнктура.
Чуть шире понятие подготовки кадров высшей квалификации для представителей медицинских и творческих профессий. Помимо обучения в аспирантуре и докторантуре, для первых предусмотрена ординатура, окончание которой позволяет занимать руководящие должности, для вторых – ассистентура-стажировка, необходимая в основном для занятий преподавательской деятельностью.
Незаконченное высшее образование: что это и чем подтверждается
Незаконченное высшее образование – это категория, прекратившая свое юридическое существование с 01.09.2013 года одновременно с утратой силы законом «О высшем и послевузовском образовании» № 125-ФЗ от 22.08.1996 года. Причем де-факто это произошло еще раньше.
До 24.10.2007 года статья 6 указанного закона содержала положение, в соответствии с которым студенты, успешно аттестованные не менее чем за 2 учебных курса, могли получить диплом о неполном высшем образовании.
В период с 24.10.2007 по 01.09.2013 года всем гражданам, прекратившим обучение в вузе, не дожидаясь государственных экзаменов и защиты диплома, выдавались академические справки – независимо от срока учебы, количества аттестаций и прочих условий.
Дополнительную ясность внес Верховный суд, определением № АПЛ12-398 от 26.07.2012 года исключивший возможность рассматривать неполное высшее образование в качестве уровня высшего профессионального образования.
Теперь же, то есть начиная с 01.09.2013 года, статья 60 закона «Об образовании» разрешает в таких ситуациях предоставление только 2 видов документов:
- для действующих студентов – справка об обучении;
- для отчисленных по различным причинам – справка о периоде обучения.
Таким образом, сегодня незаконченное высшее образование – это, скорее, факт биографии, нежели статус, предоставляющий какие-либо профессиональные возможности.
Важно: несмотря на упразднение понятия «незаконченное образование», оно исчезло не из всех нормативных актов. Например, его до сих пор содержит Инструкция о заполнении трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда России № 69 от 10.10.2003 года
Пункт 2.1 документа обязывает вносить записи о незаконченном образовании сотрудника на основании соответствующих документов.
Однако, во-первых, в данном случае речь идет об образовании любого уровня, то есть не только высшего. А во-вторых, из контекста документа следует, что распространяется положение, скорее всего, на работающих студентов.