Стоимость обучения в вузах россии: сколько стоит учеба на популярных специальностях, средняя цена обучения
Содержание:
Институты
Если институт входит в состав университета или академии, то по большому счету его можно назвать укрупненным факультетом, ведь по определению факультет – это вузовское учебно-научное и административное подразделение, в котором преподают научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний. В структуре многих классических и многопрофильных университетов есть такие институты-факультеты. Несколько примеров:
- Санкт-Петербургский государственный университет:
- Институт химии;
- Институт наук о Земле – крупное подразделение СПбГУ с 25 кафедрами, каждую из которых можно считать отдельным факультетом – картографии и геоинформатики; кристаллографии; геохимии; петрографии; климатологии; океанологии и т. д.;
- Высшая школа журналистики;
- Институт философии;
- Институт педагогики;
- Высшая школа менеджмента;
- Институт истории.
- МИСиС (с 2008 года – национальный исследовательский технологический университет) объединил несколько институтов:
- Горный;
- Новых материалов и нанотехнологий;
- ИТ и компьютерных наук;
- Экотехнологий и инжиниринга;
- Экономики и управления промышленными предприятиями.
В самостоятельных институтах факультеты соответствуют специализации вуза. Например, в Институте бизнеса и дизайна B&D всего два факультета, и они полностью соответствуют профилю вуза:
- факультет дизайна и моды;
- факультет управления бизнесом.
Этих факультетов вузу достаточно, чтобы не распыляться на непрофильные направления, а подготовить для сферы моды и визуальных искусств квалифицированных специалистов-практиков – дизайнеров костюма, среды, графики; маркетологов, рекламщиков, бренд-менеджеров.
Словом, выбирая куда поступать, стоит задуматься не только о выборе факультета, на котором есть нужная специальность, но и вуза, в котором получать профессию. От статуса учебного заведения (университет – академия – институт) зависит, какую подготовку на выходе получит студент: фундаментальную теоретическую или прикладную.
Кто платит за обучение
Все знают, что получить высшее образование в России можно за свой счет или за счет государства. Соответственно, всех студентов делят на «бюджетников», за которых платит государство, и на «контрактников», которые оплачивают учебу самостоятельно.
Распределение бюджетных мест проводит Министерство науки и высшего образования РФ, которое было образовано после разделения Министерства образования и науки в 2018 году.
В завершающемся 2018/2019 учебном году количество бюджетных мест для поступления составляло 514 тысяч, это по всем образовательным уровням – бакалавра, специалиста и магистра. В 2019 году, по предварительным данным, количество бюджетных мест сократится до 495,5 тысяч.
Платных мест в российских ВУЗах меньше, соотношение оценивается как 60 к 40 (то есть, 60% всех студентов учатся за средства бюджета).
Количество бюджетных мест в конкретном вузе зависит от 2 основных факторов:
- как государство оценивает востребованность конкретной специальности;
- как государство оценивает уровень самого вуза.
Другими словами, ВУЗ с хорошим потенциалом и востребованными на рынке специальностями получает больше бюджетных мест, чем небольшой региональный институт по направлению «Экономика».
С относительно недавних пор при выборе программы обучения за бюджетных счет уже необязательно ориентироваться только на государственные университеты. Бюджетные места могут получить и негосударственные вузы, которые отвечают всем требованиям государственных стандартов образования.
На практике это работает не в полную силу. Так, только немногие частные университеты смогли получить места с оплатой из бюджета. Это, в основном, негосударственные вузы из Москвы и некоторых крупных городов.
В чем-то это справедливо, ведь очень многие частные учебные заведения предлагают откровенно низкий уровень образования.
При этом государственные заведения получают куда больше бюджетных мест. Модель бюджетного финансирования высшего образования такова, что ВУЗ получает деньги за каждого студента по определенным нормативам и с учетом поправочных коэффициентов.
За обучение на платном отделении ВУЗ обычно берет столько же, сколько получает за бюджетников (по крайней мере, меньшую стоимость устанавливать запрещено).
Исторически сложилось, что самые востребованные учебные заведения находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Но учиться нужно многим и в регионах. Для этого есть федеральный стандарт: на каждые 10 тысяч населения возрастом от 17 до 30 лет в учебных заведениях города должно быть 800 бюджетных мест.
Больше всего бюджетных мест на самых востребованных в экономике специальностях. В текущем учебном году самыми востребованными были такие направления обучения, как:
- клиническая медицина – 22 тысячи мест;
- наземный транспорт – 10,4 тысячи мест;
- прикладная геология – 5,4 тысячи мест;
- ветеринария и зоотехника – 4,7 тысячи мест;
- информационная безопасность – 3,7 тысячи мест.
На тех специальностях, для выпускников которых рынок труда перенасыщен (в основном экономисты и юристы) объем государственного заказа очень небольшой и сокращается из года в год.
Отраслевые (специализированные) университеты
Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.
Педагогический
Примерный перечень факультетов педагогического университета:
- дошкольной педагогики и психологии;
- начального и специального образования;
- биологии и химии;
- исторический, филологический или историко-филологический;
- математики и естественных наук – возможны варианты по отраслям: географический, физический, технологий и информационных систем и т. д;
- иностранных языков;
- физкультуры и спорта;
- психологии.
В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.
Медицинский
Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):
- лечебный – для подготовки врачей общей практики (лечебников), а потом в ординатуре – узких специалистов;
- педиатрический – это альма-матер будущих детских докторов;
- медико-профилактический – выпускает санитарных врачей, эпидемиологов, гигиенистов;
- стоматологический – готовит зубных врачей общей практики; узкую специализацию, например ортодонтов или хирургов, они получают в ординатуре;
- фармацевтический – факультет для обучения провизоров, биоинженеров, биоинформатиков, биотехнологов, медицинских биохимиков и биофизиков.
В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).
Политехнический
В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.
Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:
- транспортный;
- ИТ;
- машиностроительный;
- химической технологии и биотехнологий;
- экономики и управления;
- инженерная школа;
- урбанистики и городского хозяйства.
Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):
- графики и искусства книги;
- принтмедиа и ИТ;
- издательского дела и журналистики.
В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:
- Энергетики;
- Машиностроения, материалов и транспорта;
- Прикладной математики и механики;
- Компьютерных наук и технологий;
- Физики, нанотехнологий и телекоммуникаций;
- Передовых производственных технологий;
- Кибербезопасности и защиты информации;
- Биомедицинских систем и биотехнологий;
- Промышленного менеджмента, экономики и торговли;
- Физкультуры, спорта и туризма;
- Инженерно-строительного и Гуманитарного институтов.
Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.
Сколько стоит обучение в ведущих вузах мира
Учиться за рубежом нисколько не дешевле, чем в России, особенно если речь идет о самых известных учебных заведениях мира.
Например, многолетний лидер большинства рейтингов вузов мира – Оксфордский университет в Великобритании – устанавливает стоимость обучения для иностранцев в размере 21 287 долларов в год, еще придется доплатить почти 10 тысяч долларов ежегодного взноса. В рублях суммарно это составит немногим больше 2 миллионов.
За учебу во втором британском университете – Кембриджском – придется заплатить 26 844 доллара в год и ежегодный взнос в размере 8 630 долларов. В рублях это почти 2,3 миллиона.
Американские заведения еще дороже:
- Стэнфордский университет – 62 363 доллара или 4 миллиона рублей;
- Массачусетский технологический институт (MIT) – 49 892 доллара или 3,2 миллиона рублей в год;
- Гарвардский университет – 67 580 долларов или 4,3 миллиона рублей;
- Принстонский университет – 70 010 долларов или 4,5 миллиона рублей за год.
Во всех случаях студенту придется оплачивать дополнительные расходы, в том числе проживание в кампусе.
Но не стоит думать, что высшее образование в развитых странах – это удел богатейших. Действительно, сумма к оплате за год сопоставима с годовой зарплатой на низкооплачиваемых должностях.
Однако в Британии и США высшее образование – это действительно билет в новый мир, так как работодатели высоко ценят дипломы, полученные в престижных вузах.
Поэтому получить высшее образование мечтают почти все. Кроме денег родителей распространены образовательные кредиты. Они рассчитаны на очень долгий срок, а отдавать такой кредит нужно только после получения диплома и трудоустройства. Например, в США молодой доктор, окончивший учебу, обычно имеет долгов на 200 тысяч долларов и больше.
Еще один шанс получить образование – система грантов. Они выдаются за высокие достижения в учебе и жизни общества. Выдают гранты как государство, так и сами вузы, спонсоры, крупные компании и другие заинтересованные стороны.
В результате вузы не испытывают недостатка в абитуриентах, а действительно способный выпускник школы имеет возможность учиться, даже если его семья не в состоянии оплатить учебу.
Подведем итоги
ВУЗ | Направление | Стоимость в год, рублей |
---|---|---|
Бакалавриат в России | ||
Московский государственный университет им. Ломоносова | прикладная математика и информатика | 350 500 |
физика | 350 500 | |
биология | 380 000 | |
экономика | 420 000 | |
юриспруденция | 415 000 | |
журналистика | 350 500 | |
лингвистика | 352 000 | |
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте России | прикладная информатика в информационной безопасности | 300 000 |
экономика и финансы | 300 000 | |
мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность | 360 000 | |
национальная экономика | 340 000 | |
международный менеджмент | 448 000 | |
управление прорывными проектами в международном бизнесе | 578 000 | |
государственная и муниципальная служба | 320 000 | |
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана | прикладная математика и информатика | 266 884 |
электроника и наноэлектроника | 284 341 | |
высокотехнологические плазменные и энергетические установки | 365 914 | |
наноинженерия | 365 914 | |
техносферная безопасность | 284 341 | |
мехатроника и робототехника | 284 341 | |
технологические машины и оборудование | 284 341 | |
Магистратура в России | ||
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте России | экономика и информатика | 281 000 |
экономика медиаиндустрии и сферы развлечений | 360 000 | |
управление в малом бизнесе | 350 000 | |
финансы и технологии | 625 000 | |
международный менеджмент: технологии стратегического прорыва в бизнесе | 757 000 | |
девелопмент недвижимости | 300 000 | |
инновационный менеджмент | 281 000 | |
Финансовый университет при Правительстве РФ | бизнес-аналитика | 340 000 |
экономика и финансы высокотехнологичных компаний | 450 000 | |
финансовые расследования в организациях | 360 000 | |
международные финансы | 380 000 | |
финансы государственного сектора | 335 000 | |
финансовый маркетинг | 340 000 | |
управление человеческими ресурсами | 335 000 | |
технологии блокчейн и криптовалюты | 335 000 | |
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана |
конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств | 306 156 |
наноинженерия | 382 498 | |
холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения | 382 498 | |
математика и компьютерные науки | 288 700 | |
автоматизация технологических процессов и производств | 306 156 | |
дизайн | 382 498 | |
управление интеллектуальной собственностью | 306 156 | |
Обучение за границей | ||
Оксфордский университет | 2 миллиона | |
Кембриджский университет | 2,3 миллиона | |
Массачусетский технологический институт (MIT) | 3,2 миллиона | |
Стэнфордский университет | 4 миллиона | |
Гарвардский университет | 4,3 миллиона | |
Принстонский университет | 4,5 миллиона |