Регент архиерейского хора денис рогов: «богородица нам здорово помогала»

Историческая справка

Первые упоминания об этой профессии появились в 1850-х годах в Придворной певческой капелле Санкт-Петербурга, где регентами называли певчих с большим опытом, которым временно поручали управлять хором в церквях придворного ведомства.

Регентами также считались выпускники преобразованных в 1884 году музыкальных школ при капелле, которые стали называться регентскими классами. В них изучалась элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония и контрапункт, а также история церковного пения и игра на фортепиано или скрипке.

Выпускники могли получить аттестат регента трех разрядов, которые давали право обучать «ненотному пению», партесному пению или «сочинению композиций».

В 1970-х в Ленинградской духовной академии появился первый специальный «регентский класс» для православных девушек. После этого такие классы стали появляться практически при всех Духовных семинариях.

Как стать регентом церковного хора?

Регент в переводе с латинского означает «правящий». Так называют руководителей (дирижеров) церковных хоров в Русской Православной Церкви.

В настоящее время спрос на музыкантов, способных организовать либо возглавить уже созданный церковный хор (клирос), весьма высок. Объясняется это постоянным ростом количества действующих храмов, приходов и епархий РПЦ. Данная статья содержит полную информацию о том, как стать регентом.

Церковное послушание

Попасть в церковный хор можно только по благословению приходского священника, либо возглавляющего епархию (митрополию) владыки.

Регенту, постоянным певчим и уставщику выплачивается заработная плата. Начинающие хористы оплату не получают. Так как ответственность за клирос несет регент, все организационные вопросы решает именно он.

Обязанности регента:

  • подготовка к богослужениям,
  • выбор репертуара,
  • проведение спевок (1-3 раза в неделю),
  • составление нотного архива,
  • определение численности и состава клироса по будним и воскресным дням,
  • распределение партий,
  • дирижирование во время богослужения,
  • подготовка к концертным выступлениям и т.д.

Если есть возможность, в помощь регенту назначают уставщика. Он отвечает непосредственно за подготовку клироса к ежедневным церковным службам, в отсутствие регента руководит хором.

Как стать регентом?

В штате любого крупного церковного хора в настоящее время всегда есть профессиональные музыканты:

  • выпускники хорового либо дирижерского отделения вуза,
  • учащиеся и преподаватели музыкального колледжа или музыкальной школы,
  • солисты, музыканты, актеры филармоний, театров и т.д.

Однако в силу специфики пения на клиросе, светский музыкант не может руководить церковным хором. Для этого нужны соответствующая подготовка и опыт пребывания на клиросе не менее 2-5 лет.

Специальность «Регент церковного хора» можно получить во время учебы в регентских (певческих) школах (отделениях, курсах). Ниже приводится список самых известных учебных заведений, где обучают будущих регентов.

Требования при поступлении

  • Наличие музыкального образования, умение читать ноты и петь с листа – не обязательное, но весьма желательное условие зачисления на учебу. В некоторых учебных заведениях это обязательный критерий (см. таблицу). В любом случае необходимо подготовиться к прослушиванию, которое определит музыкальные способности кандидата.
  • Требуется рекомендация священника. Иногда можно получить благословение от священника на месте.
  • Практически во всех духовных учебных заведениях при поступлении необходимо пройти собеседование, во время которого подтверждается знание основных православных молитв, Священного Писании (Ветхий и Новый завет).
  • Умение читать на церковнославянском языке, на котором составлена подавляющая часть богослужебных книг.
  • Приоритет при поступлении имеют певчие, псаломщики, уставщики с клиросным послушанием от 1 года.
  • Аттестат (диплом) об образовании (не ниже полного среднего).
  • Умение грамотно написать изложение.
  • При поступлении в некоторые учебные заведения абитуриент обязан сдать экзамен по дирижированию.

Обучение

Время учебы псаломщиков (чтецов) и певчих обычно составляет 1 год или более. Обучение регентов занимает не менее 2 лет.

Во время учебы будущие регенты получают одновременно музыкальное и духовное образование. За 2-4 года необходимо овладеть знаниями церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава, церковно-славянского языка.

Программа регентского обучения включает в себя как общемузыкальные предметы, так и церковные дисциплины (певческие и общие):

  • церковное пение,
  • обиход церковного пения Русской Православной Церкви,
  • история русской духовной музыки,
  • литургика,
  • катехизис,
  • богослужебный устав,
  • сравнительное богословие,
  • основы церковнославянской грамоты,
  • основы православного вероучения,
  • Библейская история,
  • Ветхий и Новый завет,
  • сольфеджио,
  • гармония,
  • дирижирование,
  • теория музыки,
  • чтение хоровых партитур,
  • хороведение,
  • фортепьяно,
  • аранжировка.

Во время учебы, курсанты проходят обязательную богослужебную практику на клиросе в храмах РПЦ.

Образование и учебные заведения

В современной практике церкви существуют несколько типов хоров:

  • архиерейские;
  • праздничные или «концертные»;
  • будничные или «клирос»;
  • монастырские.

Первые два типа хоров имеют смешанный состав (мужские и женские голоса), исполняют произведения по нотам, участвуют в торжественных богослужениях.

Будничные составы обычно однородные (женские или мужские голоса), малочисленные. В репертуаре содержатся несложные гласовые распевы, но от регента требуется точное знание порядка богослужения и умение бегло читать по-церковнославянски. Руководителю будничного состава требуется диплом регентских курсов (школы) или большой опыт пения на клиросе.

Монастырские хоры имеют однородный состав, обычно исполняют простые песнопения. Управление ими требует большого опыта пения в храме и монашеской жизни. Эта работа выполняется насельниками монастыря и не оплачивается.

На сегодняшний день в России существует 3 регентские школы с историческими традициями и опытом, признанным на международном уровне.

Срок обучения от 3 до 5 лет:

  • Регентская школа при МДАиС (г. Сергиев Посад).
  • Регентское отделение при СПДА (г. Санкт-Петербург).
  • Факультет церковного пения при Свято-Тихоновском Богословском Университете (г. Москва).

Это значит, что выпускник может работать только в церкви. Свято-Тихоновский университет даёт высшее музыкальное образование с правом управления как церковными, так и светскими коллективами.

Для певчих с опытом работы в клиросных составах достаточно окончить курсы регентов или псаломщиков, которые открываются при духовных семинариях, епархиальных училищах и городских соборах.

Несмотря на наличие специальных учебных заведений, в церковной практике официальное образование не играет значительной роли. Допускается самостоятельное изучение основ музыкальной грамоты и богослужебного устава. Часто бывает, что при приёме на работу нового регента настоятель храма отдаёт предпочтение опыту, природным способностям и репутации кандидата.

Выбор места для обучения

Давайте узнаем, какие на сегодняшний момент курсы церковного пения существуют в Москве, и на каких условиях они принимают в свои ряды новых участников.

  • Крутицкое Подворье, храм Воскресения Словущего. Производится набор людей в возрасте от 18 до 50 лет. Учеников делят на группы: имеющие музыкальное образование и не имеющие такового. Первые проходят обучение в течение одного года, за который будет изучаться структура литургии и всенощного бдения. Для начинающих преподаются азы музыкальной грамоты. Принимают людей после прослушивания, которое проходит каждое воскресенье. По окончании выдается сертификат.
  • Храм Трех Святителей на Кулишках, Регентские курсы. Для желающих поступить сюда следует соответствовать трем условиям: музыкальное образование, благословение духовника и годичная практика участия в хоре.
  • Школа церковного пения при Православном центре «Живоносный источник». Организация была основана в 2004 году и предназначена для обучения взрослых с любым уровнем подготовки. Получить необходимые навыки здесь можно бесплатно, а по окончании курса выдается справка.

В западной ветви православного христианства, то есть в византийской и греческой церквях, более распространенным является унисонное пение. Курсы исполнения на византийский манер, то есть в унисон, можно пройти Школе византийского песнопения. Находится в здании издательского совета Русской Православной Церкви на 4-ом этаже.

Обучение здесь длится от одного до трех лет, в зависимости от стартовой подготовки абитуриента. Здесь предлагает бесплатное обучение церковному пению, а также изучение азов музыкальной грамоты и греческого церковного слога.

Стоит отметить, что принцип пения по византийскому шаблону принципиально отличается от российского. Разница заключается не только в унисоне и отсутствии полифонии, но и в самих текстах, а также в музыке. В Москве это единственное место, где проходит обучение имен такой манере церковного песнопения.

А что тогда означает слово «клир»?

Клир составляют вообще все служители веры. То есть:

  • священники (батюшки по-народному),
  • диаконы (служители, которые помогают священнику, но пока не могут самостоятельно править службы),
  • иподиаконы (помощники диаконов),
  • чтецы (то есть, клирики),
  • пономари (официально это привратники, а также звонари — еще они прислуживают на богослужении и поют на клиросе),
  • старшие певчие (регенты, то есть руководители хоров),
  • казначеи, а также старосты (по-старому — ктиторы) храмов.

У слова «клир» есть еще менее известный синоним: «причт».

В старину в числе клира считались и певчие, но сегодня нет. Сейчас в клире официально состоят только люди, которые посвящены на это.

Но что же такое клирос? В православных церквях это место, где стоят чтецы и певчие. Это воплощение той части небес, на которой ангелы воспевают славу Божью.

А в конце традиционно предлагаем видео — короткое, но очень познавательное. Оно записано в Свято-Духовом соборе. Это проповедь, в которой рассказывается о чуде веры, а также слепом клирике:

Георгий Вивдич

Регент храма Усекновения главы св. Иоанна Предтечи на Патриаршем Черниговском подворье при общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых Кирилла и Мефодия, Москва

Фото Владимира Ештокина

Я был крещен в 4 года, но моя семья — люди невоцерковленные. Осознанно пришел в храм и ощутил Христа в своей жизни, наверное, лет в 14. Тогда у меня был трудный период в жизни, и утешение я находил только в Боге.

Вначале я посещал храм только из музыкального интереса. Я стоял на клиросе, пел, но меня увлекала только музыка, больше ничего. Но со временем я приобщился к богослужению. В то время для меня идеалом стало пение Архиерейского хора в Вознесенском соборе Алма-Аты, откуда я родом. Будучи мальчишкой, я мечтал петь именно там.

Однажды я приехал в этот собор, когда не было службы. Я сидел, молился и услышал пение хора, который репетировал где-то в дальней комнате. И я начал молиться: «Господи, дай мне возможность хоть раз в жизни спеть в этом хоре, ощутить, что это такое». В это время мимо проходил священник, я с огромным волнением подошел к нему и сказал: «Отче, я хочу петь в хоре!». Он удивился и повел меня за собой прямо на репетицию! Могу сказать, что на тот момент мне было 16, я был учеником музыкальной школы, не более того. Мы зашли в комнату, он подозвал регента и сказал: «Вот, смотрите, нашел под лестницей». Я представился: «Георгий. Я бас-баритон». И вдруг все присутствующие начинают смеяться: оказывается, во время репетиции один из певцов возмущался тем, что в басовой партии не хватает людей и петь тяжело, на что регент с улыбкой посоветовала ему помолиться, чтобы кто-нибудь пришел. И через 10 минут захожу я… Этот случай серьезно укрепил мою веру во Христа.

Фото Владимира Ештокина

Жизнь сильно изменилась с приходом на клирос: я стал воцерковленным человеком, познакомился с верующими людьми, многое узнал. Уже тогда, лет 6-7 назад, у меня родилась мечта стать регентом и иметь свой коллектив.

Спустя год я переехал в Москву и поступил в музыкальное училище при Консерватории им. П.И. Чайковского. По приезде я сразу пошел в храм иконы Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке, о хоре которого много слышал. Меня, как музыканта и любителя церковного пения, поразило звучание Московского Синодального хора за богослужением. Я не сдержал своих эмоций, подошел к регенту Александру Пузакову и попросился петь у него в хоре. После прослушивания он сказал: «Сейчас мы Вас возьмем на ученическую ставку, а дальше будет видно». И это «дальше видно» длится уже 6 лет.

Со временем я стал иногда руководить хором, и главный регент обратил на меня внимание. Когда появилась идея создать филиал Синодального хора в храме при общецерковной аспирантуре, он предложил мне взяться за создание коллектива и стать его руководителем

Сейчас я начинающий оперный певец, а регентство — это в некотором смысле хобби и способ самовыражения, а не просто работа.

На сегодняшний день почему-то считается, что если ты верующий человек, знаешь более или менее устав, находишься в хороших отношениях с настоятелем и чуть-чуть умеешь петь, то можешь стать регентом.

Это не так. Регент — это профессия, которая требует огромной подготовки в музыкальной сфере.

Суть профессии регента я вижу в создании молитвенной атмосферы в храме, дать возможность людям прочувствовать и понять смысл тех евангельских событий, о которых вспоминает в этот день Церковь.

В ожидании Рождества

Сквозь открытые царские врата видно с каким интересом маленький алтарник подошел к висевшему на крюке кадилу около окна. Смотрел-смотрел, да как дунет! Сам испугался неожиданности своего поступка, ярких язычков пламени и взлетевшей угольной взеси, которая темным облаком опустилась на ковер. Тут же встал на коленки, начал аккуратно ладошками собирать. Смотрит, а у него все ручки черные, что дальше делать — пока не придумал. Мальчик лет двенадцати уже спешит к нему с салфеткой, помогает подняться и почиститься. А у окна напротив на скамеечке сидят пятеро — разглядывают друг у дружки печати на просфорах.

После службы все, радостные, бегут в домик при храме — куртки нараспашку, мороза не ощущают, да и яркое солнышко ласково встречает их, пробиваясь сквозь серое небо. После обеда опять надо будет петь: занятия хора, повтор песнопений и — подготовка к фестивалю «В ожидании Рождества». В этом году он будет проходить уже второй раз, а инициатор — родной приход, Елоховский собор. Перед взрослым, компетентным жюри юные хористы продемонстрируют свои умения, традиции Рождественского христославия, репертуар рождественских колядок и духовных песнопений. Это поможет лучше подготовиться к великому празднику.

Перед началом репетиции регент Ольга Федо­ровна, которая последние три года возглавляет хор в приписном храме, делится мыслями о том, почему важно «подключать» детей к богослужению:

«Да ведь в жизни нашей Православной Церкви ничего важнее, интереснее, насыщеннее, увлекательнее, и в том числе для детей, чем Литургия, нет. А участие в службе есть в некотором смысле уступка детскому возрасту — ведь малышам сложно просто стоять и следить за происходящим, потому что они не слышат, не понимают, отвлекаются. А когда они поют, то включаются в службу на 100 %!»

Детский хор поет не только в приписном храме. В конце 2013 года в Елоховском Богоявленском кафедральном соборе впервые прошла «детская» литургия. За богослужением пел сводный детский хор воскресной школы Богоявленского собора и школы духовного пения храма св. мц. Татианы при Московском университете. Впервые сводный хор из 50 воспитанников воскресных школ исполнил все песнопения Божественной Литургии самостоятельно, без поддержки основного хора!

Российский институт регентства и его традиции

Были в русской истории и другие случаи регентства. Например, в годы детства и раннего юношества Дмитрия (позже получившего титул «Донской») страной правил Алексий, митрополит. Пока не подрос Василий Васильевич, его монаршие обязанности исполняла родная мать — Софья. Иван Грозный тоже не обошелся в детстве без временной заместительницы, также своей родительницы. Позже он создал регентский совет, возглавляемый Борисом Годуновым. За этот пост боролись, порой беспощадно, проявляя коварство, ведь регент — это фактический правитель, и его должность сулит огромные возможности утоления страсти властолюбия и обогащения.

Для чего поют в храме?

Кто такой бизнес-аналитик и как им стать


Церковное пение – это не просто исполнение молитв под музыку или без нее. Под данным понятием подразумевается целый набор знаний, которые каждый участник хора должен приобрести в процессе обучения, чтобы петь осмысленно, чувственно и со знанием дела.

Обучение исполнению в храме – это не просто ноты, программа и методика.

Это еще и познание тонкостей проводимых служений в церкви, изучение старославянского языка (именно на нем написано большинство текстов), ознакомление с молитвами.

Чаще всего в ряды церковников попадают те люди, которые уже имеют музыкальное образование или же наделены несравненным талантом от Бога, и им дается вокал как нечто само собой разумеющееся.

В таких случаях обучение нотной грамоте не станет препятствием на пути – ведь если что-то дано, то теория приложится сама собой.

В последнее время вопрос духовности для российских людей стал более актуальным, поэтому появилось множество желающих пополнить воскресных школ

Сразу обращаем ваше внимание на то, что подобные заведения имеют различные стартовые требования к абитуриентам

Есть такие, которые принимают всех, важно только обладать слухом и чувством ритма. Они предлагают краткий курс сольфеджио и практической игры на инструменте (чаще всего это фортепиано). Другие же не берут людей без музыкального образования (хотя бы соответствующую школу нужно окончить)

Другие же не берут людей без музыкального образования (хотя бы соответствующую школу нужно окончить).

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

17 сентября – день празднования иконы Божией Матери «Неопалимая купина»
17.09.21 09:01

Христианские основания науки
15.09.21 10:30

— Любовь Федоровна, расскажите, пожалуйста, о том, как Вы пришли на клирос?

— В детстве я занималась иным видом творчества: несмотря на то, что папа мечтал купить мне скрипку, я с 7-ми лет занималась в танцевальном кружке и 10 лет солисткой танцевала на сцене.

До этого я никогда не пела и не читала, но моя душа горела желанием всему научиться, поэтому с Божией помощью постепенно я стала осваивать это мастерство. Я читала шестопсалмие, каноны на утрени, часы. Очень много тренировалась дома, отмечала в книгах ударные слоги; заранее приходила в храм, смотрела, какие каноны должна читать на утрени, делала закладки, параллельно привыкая к церковнославянскому языку и изучая Богослужебный устав.

Почему регентства нет при демократии

Управлять можно не только церковным хором, но и государством, в частности имеющим монархическое устройство. При республиканском строе, президентско-парламентском или, наоборот, парламентско-президентском, все возможные случаи учтены конституцией, то есть главным законом. В том случае, когда президент не может по каким-то причинам (например, из-за тяжелой болезни или смерти) исполнять свои обязанности, всегда найдется чиновник высокого уровня, который возьмет на себя ответственность за судьбу страны. Пример: после убийства Дж. Ф. Кеннеди Линдон Джонсон, вице-президент, практически сразу принял присягу и начал действовать в качестве главы государства.

Начисление зарплаты

Как и все церковнослужители, руководитель хора может получать зарплату из средств храма. Её размер зависит от договорённости с настоятелем. Малочисленные сельские приходы могут предложить символическую оплату или продуктовое довольствие. Часто регенты сельских хоров работают бесплатно, «во славу Божию».

Крупные приходы стараются привлечь профессиональных регентов и устанавливают оплату в зависимости от разряда богослужения и состава хора. За один выход с архиерейским или концертным хором дирижёр получает от 2 тыс. рублей, за будничный выход — от 500 рублей. Премии и отпускные выплачиваются по усмотрению настоятеля. Размер оплаты зависит от региона и удалённости от административных центров.

По условиям ТК РФ за работника приход платит налоги и сборы в Пенсионный Фонд. Настоятели небольших церквей предпочитают устные договорённости, зарплата регента в этом случае является добровольным пожертвованием и не несёт социальных гарантий.

История

Одними из первых певческих коллективов были древнегреческие хоры, использовавшиеся во время трагедий. Но в отличие от современной драматургии и театра сам он не являлся персонажем, а выполнял роль общественного мнения, определявшего выбор других персонажей. Древнегреческий хор всегда пел в один голос либо без сопровождения, либо под кифару, также игравшую в унисон с хором.

Раннее христианство переняло античную традицию, и до X–XII веков хоры пели только в унисон или октаву. Затем началось разделение голосов на низкие и высокие и появление для них различных партий. До XV (а в церковном песнопении — до XVII века) в хоре состояли только мужчины (исключение — хоры монахинь).

Как попасть в Православный хор простому человеку?

Сибирская ведьма рассказала гороскоп на ИЮЛЬ, к сожалению месяц будет тяжелым, но 3 знака… ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Слепая баба Нина: Деньги и удача приходит к тем, кому они действительно нужны, возьмите…. ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Очень многие православные активисты, уже долгое время ходящие в церковь, мечтают стать певчими и петь на клиросе. Это послушание во все времена считалось одним из самых почетных в православной церкви, ведь певчий участвует в создании таинства церковного богослужения, своим голосом возносит хвалу Самому Богу. Между тем, в каждом храме уже есть, как правило, свой сложившийся коллектив православного хора, укомплектованный всеми необходимыми голосами, да еще и «запасные игроки» на случай различных форс-мажорных обстоятельств есть, поэтому попасть туда бывает очень непросто.

Но отчаиваться все равно не стоит: в православных хорах, как и в любом коллективе, присутствует понятие текучки, поэтому в любом случае, даже если надежды немного, стоит подойти к регенту и оповестить его о своем желании – возможно, уже через несколько месяцев он пригласит Вас на освободившееся по какой-то причине место. Абсолютно положительной чертой православного пения является то, что на многие клиросы берут людей, имеющих весьма слабое представление о церковном пении – по словам регентов, их намного проще обучить петь в церковном хоре, чем тех, кто уже имеет светское вокально-музыкальное образование.

Требования к православному активисту, желающему петь на клиросе

Следует сразу отметить, что православные хоры бывают разных уровней, возглавляются людьми с разными характерами и видением, соответственно, и требования к претенденту на место в хоре могут выдвигаться совершенно различные. На один клирос могут взять «с нуля», а на другом потребуют опыт и будут придирчиво прослушивать. Безусловно, на первое место выходит наличие слуха и умение хоть как-то попадать в ноты. Однако, не нужно думать, что у выпускников Гнесинки шансов больше: то, что человек прекрасно владеет эстрадным или джазовым вокалом, вовсе не означает, что ему покорится и духовное пение, не считая уже того, что пение в хоре значительно отличается от пения соло. Но, в любом случае, даже если Вы прошли прослушивание, знайте, что самое сложное только начинается. Вам придется в максимально короткое время выучить наизусть огромное количество текстов православных песен и песнопений, изучить церковный богослужебный устав, ознакомиться с разными стилями церковного пения. Но самое сложное в православном хоре – это научиться своим голосом создавать молитвенное настроение у прихожан храма.

Тексты православных песен и песнопений — как научиться церковному пению?

Певчие, уже имеющие определенный опыт пения в православном хоре, советуют хороший и проверенный способ самоподготовки для тех, кто твердо решил испробовать на себе клиросное послушание: скачать музыку и тексты православных песен, богослужений и распеваться дома самостоятельно, ну и, конечно, изучать теорию: историю церковного пения, гласы, стили (человек, отличающий партесное пение от знаменного распева, уже имеет преимущества перед остальными). Кроме того, они говорят о том, что не стоит обольщаться по поводу высокой духовности и «не пыльности» этого послушания: часто в православный хор берут людей, далеких от церкви, просто за редкий тембр или другие вокальные достоинства. Но даже если на клиросе все сугубо верующие, это не означает, что здесь, как и в любом коллективе, нет склок, зависти, недовольства друг другом. Кроме того, сама по себе эта работа тяжела физически: приходится стоять на ногах и работать связками по несколько часов подряд, а что уже говорить о ночных службах на Пасху и Рождество?

Прибавить к этому частые спевки – и становится понятно, что православный активист, стремящийся на клирос, должен располагать немалым количеством свободного времени. И, прежде чем проситься в тот или иной православный хор, нужно уточнить финансовую сторону вопроса: во многих храмах работа певчих базируется на общественных началах и не оплачивается.

С тегами: молитва религия христианство

Предыдущий

Следующий

Александра Малярова

Регент молодежного хора в храме пророка Божия Илии (Крестовоздвижения) в Черкизове, Москва

Фото Владимира Ештокина

Мое первое музыкальное учебное заведение — это семья. Папа и мама вокалисты, поэтому я с детства постоянно в этом деле крутилась, часто бывала за сценой и на сцене. Дома они часто пели дуэтом, и я невольно «подмяукивала». В результате меня в 5 лет отдали в подготовительную группу музыкальной школы. С этого и началось мое серьезное увлечение музыкой. В прошлом году я стала магистром в области музыкальной культуры и искусств по классу хорового дирижирования.

Желание петь в храме у меня появилось после поездки в Израиль ко Гробу Господню. До этого во мне началось какое-то борение, переходный возраст дал о себе знать — я начала бунтовать против походов в храм, заявила, что сама буду решать, куда и когда мне ходить. И тут я оказалась возле Гроба Господня и все стало на свои места. Мне было обидно, что я в какой-то момент и крестик сняла, и заявила, что не буду больше ходить в храм. После поездки пришло желание научиться церковному пению.

Для этого я пошла в ближайший храм — там мне буквально на пальцах все показали, и уже через год я свободно ориентировалась в уставе и уверенно пела на клиросе. К тому моменту, когда я заканчивала дирижерско-хоровой колледж, моя педагог предложила стать руководителем молодежного хора в Черкизово. И я согласилась. Думала, что мне останется только взмахнуть рукой и все запоют. Прихожу — а там 15 девушек, из которых только одна попала в ноту. Все остальные вообще ничего не умели. Когда я начинала регентовать, думала, что я все умею только потому, что получила диплом. Пришлось горько разочароваться в своем заблуждении — началась та самая практика, которой нет ни в каких учебниках. Мы, наверное, где-то с месяц еще возились, пока не привыкли друг к другу и дело не пошло.

Иногда поешь на литургии и чувствуешь, что люди не молятся. Это сразу понятно. Значит, надо что-то менять в нашем пении: настрой певцов или тщательнее подбирать репертуар.

Фото Владимира Ештокина

Самое сложное в моем деле — это работа с людьми, а не с музыкальным материалом. Бывает, приходит человек, которому сложно понять, что у него не получается — в нашем хоре поют непрофессиональные певцы. Начинаешь объяснять, в итоге мы не находим общего языка — и происходит конфликт. Но такое было за практику всего пару раз. Сначала сложно сообразить, как собрать из палитры людей, которые не умеют петь, какую-то музыкальную краску. Это тяжело, если нет опыта. Сейчас уже легче.

Регентом может стать и абсолютно светский человек, не церковный, но люди сразу будут это ощущать. Бывают регенты, которые воспринимают это как служение.

Лично я считаю, что это профессия. Я много шишек набила на том, чтобы регентовать, а не просто стоять и дирижировать. Но я не могу сказать, что воспринимаю это так: просто пришел, отработал службу и ушел. Для меня это процесс, который может сравниться с прыжком с парашютом или влюбленностью.

Фото Владимира Ештокина

Суть профессии регента в том, чтобы прихожане с помощью хора почувствовали себя частью богослужения, даже если они не поют во время службы. Задача сделать так, чтобы у них пела душа, помочь человеку открыться, помолиться. Часто бывает, что мы приходим в какой-нибудь собор, и хор там замечательно поет, а человеку это совсем не близко. Я считаю, что на службе людям должно быть комфортно.

Быть регентом — это основная моя деятельность. Мне здесь хорошо. Сейчас еще работаю в детском саду музыкальным руководителем, до этого я была в Покровском женском монастыре певчим. Если у меня остается после всего на что-то время и силы, то занимаюсь спортом. Раньше бегом занималась, а теперь просто фитнес для здоровья и хорошего самочувствия. Мне кажется, что спорт, как и искусство, требует самодисциплины

Это очень важно для любого человека

— А затем Вы оказались в храме святителя Николая у Соломенной сторожки?

— Да, наконец, Господь привел меня в храм святителя Николая к нашему батюшке Михаилу. В этом храме я регентовала на будничных службах и вместе с приходом разделяла восторг и ликование от постепенного преображения и строительства храма. Вместе радовались тому, каким храм стал сияющим, наполненным благолепием, как засиял новый иконостас. Помню, мне всем хотелось рассказывать, какой у нас стал необыкновенно красивый храм.— Что Вам особенно дорого из воспоминаний о первых службах в храме святителя Иннокентия?

— Во-первых, я была необыкновенно счастлива, когда настоятель о. Михаил благословил, доверил мне послушание вести праздничный хор в храме святителя Иннокентия. Я не ожидала такой великой милости от Бога. В первую очередь вспоминается сильная сплоченность всех.

Вспоминается, с какой радостью все ждали завершения строительства, ждали, что храм заживет полноценной жизнью, будет Божественная литургия, Причастие, что будет всегда многолюдно, и будут возноситься благодарственные молитвы Богу.

В храме святителя Иннокентия мы все переживали холодные зимы, так как не было отопления. Нас тогда, всех вместе, со священством, называли «челюскинцами». Сейчас же в храме также прекрасно, как и в храме святителя Николая. Эти два храма мне очень дороги.

{От Дмитрия Сиверс. Я ходил в Москве достаточно часто в храм святителя Иннокентия. Храм из одного предела, но удивительно благодатный, полный святой тишины. Очень хороший храм.}

Что я считаю важным в церковном пении

В таких условиях меня как регента заботят три главных аспекта:

  • стилистика самих песнопений, которые руководитель хора свободно выбирает по своему усмотрению из огромного количества доступных сегодня нот;
  • характер, манера исполнения песнопений;
  • внутреннее состояние поющих, осознание ими мировоззренческого, исповедального, духовного содержания каждого музыкального элемента и каждого слова, осознание того, что сам процесс исполнения является следствием и проявлением определенно настроенного человеческого духа.

В подборе репертуара руководствуюсь тем, чтобы песнопения как можно меньше давали возможностей певчим демонстрировать свои голоса. У Блаженного Августина в «Исповеди» сказано: «Когда со мною случается, что меня трогает больше пение, нежели то, что поется, то я признаюсь, что я тяжело согрешаю, и тогда желал бы и не слышать поющего».

О том же говорит свт. Иоанн Златоуст в одной из своих бесед: «Слуга Христов должен петь так, чтобы приятными были слова, которые он произносит, а не голос его». В одном из писем архимандрита Иоанна Крестьянкина к духовным чадам нашла такие строки: «…пение профессиональное редко несет в себе живой, до Господа доходящий глас. Сердце надо иметь обращенным к Богу

Только тогда никто на пение и внимание не обратит, но все устремятся за вами к Богу»

Что касается манеры исполнения, то у нас есть 75-е правило Шестого Вселенского Собора (VII в.), которое никто не отменял

Святые отцы постановили: «Желаем, чтобы приходящие в Церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика, и не вводили ничего несообразного и не свойственного церкви: но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное. Ибо Священное слово поучало сынов израилевых быти благоговейными». Вот ключевое для нас слово – благоговейно всё надо петь в Церкви

Один человек недавно сказал: стоял на службе в одном из наших храмов, молился, вдруг сопрано как заверещит, хотелось убежать, молитва разрушилась. Надо помнить, что Церковь – это не концертный зал и не театр, а молитвенное собрание верующих. В храме эмоциям не место, иначе духовность заменяется душевностью. Некоторые прихожане тоже иногда грешат этим, когда во время пения «Символа веры» или «Отче наш» стараются перекричать других и даже хор

Вот ключевое для нас слово – благоговейно всё надо петь в Церкви. Один человек недавно сказал: стоял на службе в одном из наших храмов, молился, вдруг сопрано как заверещит, хотелось убежать, молитва разрушилась. Надо помнить, что Церковь – это не концертный зал и не театр, а молитвенное собрание верующих. В храме эмоциям не место, иначе духовность заменяется душевностью. Некоторые прихожане тоже иногда грешат этим, когда во время пения «Символа веры» или «Отче наш» стараются перекричать других и даже хор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector