Слесарь-ремонтник
Содержание:
Кто такой слесарь-ремонтник?
Слесарь-ремонтник – представитель рабочей профессии, который специализируется на ремонте производственного оборудования, используемого для поддержания бытовых нужд и промышленно-технических процессов. Ремонтники есть на любом предприятии: как в небольших конторах вроде ЖЭКов, так и на огромных заводах, где, как правило, существуют специальные цеха или службы.
Название профессии имеет интернациональное происхождение: первое слово произошло от немецкого schlosser (замочник), а второе – от французского remonte (замена, назад). Исходя из этого можно сделать вывод, что первые слесари-ремонтники возвращали “к жизни” поломанные замки. Кстати, появилась специальность слесаря-ремонтника в Австрии в середине 15 века (во всяком случае, именно к 1463 году относятся первые упоминания о ней, которые были обнаружены в венских архивах). В России самым знаменитым слесарем-ремонтником является Левша из одноименной повести Николая Лескова, который сумел не только отремонтировать, но и подковать стальную блоху.
Современные слесари-ремонтники уже давно не ограничиваются ремонтом только замков. Сегодня существует огромное количество узких специализаций данной профессии, которые зависят от того, какие механизмы ремонтирует слесарь. В частности, есть слесари по ремонту химического, горного, машиностроительного и т.д. оборудования, есть слесари-сантехники, слесари-инструментальщики, автослесари, слесари широкого профиля и тому подобное. Особняком стоит такая специализации, как слесарь-сборщик. Это связано с тем, что функции таких специалистов несколько отличаются от ремонтных работ. А если говорить более конкретно, то они не столько ремонтируют, сколько собирают механизмы и отлаживают их для достижения максимальной эффективности в работе.
Но независимо от специализации, профессиональные обязанности любого слесаря-ремонтника обязательно включают в себя основные виды слесарных работ: сборку, разметку, реставрацию или замену механизмов, рубку, опиловку и гибку металла, нарезание резьбы, притирку, шабрение и т.д.
Профессия «Слесарь-ремонтник» на рынке труда России
По статистике популярных сайтов работы за последние 30 дней в России открыты 2 961 вакансия по 1 должности профессии «Слесарь-ремонтник» с указанием заработной платы.
Заработная плата
Средняя – 50 000
Минимальная – 35 000
Максимальная – 245 700
Максимальное количество вакансий по должностям
Слесарь (все специализации) – 2 961 вакансия
Лучшие ссузы и курсы для обучения
Остановимся на нескольких профессиональных учебных заведениях, отличающихся высоким уровнем предоставляемого образования:
- Образовательный комплекс «Юго-Запад» (г. Москва). Здесь на слесаря МСР учат после 9 класса школы. Учреждение обладает хорошей материально-технической базой и сильным преподавательским составом. Курс длится 2 года и 10 месяцев, после чего выпускникам помогают трудоустроиться на предприятиях столицы и Подмосковья.
- Пермский машиностроительный колледж готовит слесарей механосборщиков, ремонтников и инструментальщиков. Выпускники работают на партнерских предприятиях: на , в ПАО «Искра», и «Камкабель».
- Уфимский машиностроительный колледж готовит кадры для многих предприятий региона. Заключены договора с ООО НПП «Буринтех», АО НПП «Бурсервис», ПАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение». Учебное заведение делает основной упор на практику, что позволяет его выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда.
- Колледж машиностроения и транспорта (г. Владивосток). Здесь готовят квалифицированных слесарей, которые умеют выполнять все основные операции: рубку, резку, гибку, сверловку, клепку, притирку и др. Они могут собирать различные механизмы, предварительно обработав детали и подогнав их.
- Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец» (г. Санкт-Петербург) обучает на слесаря механосборочных работ на базе 8 классов. При этом за 10 месяцев кроме рабочих навыков студенты получат и основное общее образование.
Есть еще один вариант стать обладателем удостоверения, подтверждающего получение профессии слесаря МСР, – это краткосрочные курсы. К такому способу часто прибегают работодатели, поскольку в этом случае человек учится исключительно профессиональным навыкам, без общих предметов, как в техникумах и колледжах.
На курсах профессию слесаря МСР можно освоить, например, в таких учебных заведениях:
- УЦ Attek оказывает образовательные услуги лицам, желающим получить специальность, повысить свой квалификационный разряд или продлить действие удостоверения. Длительность учебы – 120 часов (очно или заочно), стоимость 6,5 тысячи рублей. Центр работает более чем в 100 российских городах.
- ЧОУ «Марстар» (г. Санкт-Петербург) предлагает повышение квалификации (160 часов) или переподготовку (240 часов). Теория и практика расписаны в соотношении 50/50, цены в пределах 6–8 тысяч рублей.
- УЦ «ПрофТех» обучает рабочим специальностям в онлайн-режиме. Слушатель оплачивает курс, получает пакет необходимых материалов и видеозаписи уроков, осваивает их, сдает тест, после чего ему почтой отправляют подтверждающие документы. Все программы согласованы с Министерством образования РФ.
- УЦ «Престиж» (г. Санкт-Петербург) за 22 500 рублей в течение полутора месяцев готовит мастеров для предприятий. Занятия проходят дважды в неделю, их продолжительность 4 часа. Теория изучается в одном из 4 филиалов центра, а практика в объеме 100 часов – на заводах Северной столицы.
- Национальная академия современных технологий проводит профессиональную переподготовку рабочих. Стоимость курса зависит от числа слушателей в группе, формы и выбранного количества часов обучения. По итогу выдается диплом установленного образца.
Как в ссузах, так и в учебных центрах, слушатели получают знания о нормативно-правовой базе, видах допусков и правилах их получения, способах проведения измерений. Также обзорно изучаются материаловедение, электротехника и черчение.
Требования на 3 разряд
В должностной инструкции слесаря-инструментальщика 3 разряда описаны следующие работы, которые работник должен уметь выполнять:
- изготавливать и восстанавливать инструмент и приспособления средней сложности;
- производить инструмент повышенной сложности и точности с помощью специальной технической оснастки и шаблонов;
- осуществлять слесарную отделку деталей по 8-11 квалитетам с помощью универсальной оснастки;
- осуществлять разметку и вычерчивание фигурных деталей;
- доводить инструмент и рихтовать изготовленные изделия;
- под наблюдением слесаря-инструментальщика более высокого разряда изготавливать инструменты и приспособления повышенной сложности.
Для успешного достижения поставленных задач слесарь-инструментальщик обязан владеть знаниями:
- о базовых геометрических и тригонометрических зависимостях и основах технического черчения;
- об устройстве используемых станков металлообрабатывающего, доводочного и припиловочного типа;
- как и при каких условиях использовать доводочные материалы;
- о свойствах стали различных марок;
- КИП, их устройство и эксплуатация;
- о зависимости точности измерений от температуры детали;
- о способах термической обработки стали с учетом ее марки;
- о припусках при доводке с учетом изменения металла при термической обработке.
Основные требования
Личные качества
Законом не регламентируются демографические ограничения по данной позиции. Однако, как показывает практика, для женщин такая профессия чересчур тяжела, поэтому слесарями-ремонтниками в подавляющем большинстве служат мужчины. Однако есть ряд медицинских противопоказаний. К ним относят:
-
патологии опорно-двигательного аппарата;
-
болезни сердечно-сосудистой системы и органов дыхания;
-
предрасположенность к аллергическим заболеваниям;
-
дефекты зрения;
-
нервно-психические расстройства.
Претенденты на позицию слесаря-ремонтникам должны обладать определенным набором личных характеристик:
-
хороший глазомер;
-
развитая мелкая моторика рук;
-
пространственное мышление;
-
высокая организованность;
-
внимательность;
-
усидчивость;
-
аккуратность;
-
настойчивость;
-
креативность;
-
ответственность.
Знания и навыки
Чтобы профессионально выполнять свою работу, ремонтник должен хорошо разбираться в:
-
конструкции и устройстве обслуживаемых механизмов, приборов и прочего оборудования;
-
правилах и нормах регулирования приборов и узлов;
-
технике устранения технических дефектов в ходе сборки, последующего испытания и восстановления оборудования;
-
устройстве, предназначении и эксплуатационных особенностях КИМов;
-
строении приспособлений универсального и специализированного типов;
-
вариантах разметки и способах обработки узлов и механических деталей;
-
принципах работы системы посадок и допусков;
-
технических и химических параметрах сплавов, в том числе кислотоупорных;
-
базовых нормативах о плановом ремонте производственного оборудования;
-
сводах техстандартов на сборку, наладку, испытание, регулировку, восстановление, агрегатов и другого оборудования;
-
этапах технологического хода сборки, монтажа и восстановления производственных устройств;
-
нормах и правилах испытания производственных приборов на балансировку;
-
тонкостях геометрии построений при проведении разметки;
-
методах выявления степени износа рабочих деталей механизмов;
-
технике восстановления изношенных элементов;
-
методах нанесения защитного покрытия.
В своей деятельности слесарь по ремонту должен руководствоваться:
-
действующими нормативными актами федерального и муниципального значения;
-
методическими материалами по всем аспектам выполняемых обязанностей;
-
требованиями внутреннего распорядка компании;
-
распоряжениями руководства предприятия.
Слесарь также должен знать основные правила техники безопасности, охраны труда, инструкции по защите от пожаров и производственной санитарии.
Слесарь-ремонтник должен подтверждать свою квалификацию. Оценка его деятельности производится:
-
руководителем — постоянно в ходе каждодневного выполнения мастером своих должностных функций;
-
аттестационной комиссией — периодически, но не реже чем один раз в два года.
Базовым критерием оценки профессиональной деятельности слесаря по ремонту на предприятии считается полнота, качество и оперативность проводимых ими работ, предусмотренных ДИ.
Зарплата
Слесари-ремонтники могут устроиться на работу в фирмы, работающие в отрасли производства строительных машин:
-
сельскохозяйственного, холодильного, нефтепромыслового и промышленного оборудования;
-
перегрузочных устройств и ГПМ;
-
топливной аппаратуры;
-
сельхозтехники.
Карьерный рост ремонтника заключается в повышении его квалификационного разряда, за которым следует соответствующее увеличение размера оплаты труда. Именно поэтому сделать карьеру и добиться высокооплачиваемых позиций без получения дополнительного образования с подтверждением квалификации вряд ли получится.
Впрочем, все эти затраты времени и сил вполне оправданы, подрядные организации и коммунальные службы всегда заинтересованы в специалистах, имеющих разряд выше 3 (4 или 5), с опытом работы более 2-х лет. А если к этому прилагаются водительские права, то шансы трудоустроиться резко возрастают.
В среднем по России зарплата слесаря-ремонтника составляет от 20 до 30 тыс. руб. При этом чем выше квалификация, тем больше размер оклада. В суровых рабочих условиях, в удаленных регионах работодатели могут платить в 1,5-2 раза больше — там оплата может доходить до 75 тыс. В Москве и Санкт-Петербург максимальная планка держится на отметке 90 тыс. руб.
Многие слесари в свободное от работы время подрабатывают в частном порядке. При этом зачастую этот доход сопоставим с размером их официальной заработной платы.
Еще больше информации о такой востребованной профессии, как слесарь-ремонтник, вы узнаете, посмотрев следующее видео.
Что это за профессия?
Специальность слесарь-ремонтник уходит корнями в далекое прошлое. Она появилась в то время, когда человечество начало осваивать изготовление сложных механизмов: для их обслуживания и требовались слесари. В прежние времена эти мастера отвечали за сборку устройств, их пусконаладку, последующую техническую поддержку, а также ремонт при необходимости.
Свое название эта специальность получила от нескольких слов — немецкого «замочник» (schlosser) и французского «замена» (remonte). Это и неслучайно, ведь первые слесари делали ремонт сломанных замков. Первое упоминание об этих мастерах содержится в датских архивах, оно датировано 1463 г. В истории России самым известным слесарем-ремонтником считается Левша из произведения Николая Лескова. Он сумел не просто отремонтировать металлическую блоху, но еще и подковать ее.
По мере развития техники расширялся и функционал этих мастеров. Сегодня он уже не ограничивается починкой одних лишь замковых механизмов. В наши дни профессия разделилась на множество узких направлений, которые прямо зависят от того, с какими приборами работает мастер. Так, в ЕТКС обозначены специалист по ремонту машиностроительного, химического, а также горного оборудования, автослесарь, инструментальщик, слесарь НПО, сантехник и даже мастер широкого профиля. Можно выделить такое новое направление, как слесарь-сборщик. Эту позицию в соответствии с тарифно-квалификационным справочником относят к категории слесарей-ремонтников, но при этом функционально она немного отличается. Мастера в этой сфере отвечают скорее за сборку и наладку приборов и механизмов для последующего достижения эффективности оборудования. Ремонтом они занимаются в гораздо меньшей степени.
В любом случае, вне зависимости от направления специализации, профстандарт и должностные обязанности каждого мастера непременно включают в себя несколько типов слесарных работ:
-
сборку, наладку, а также ремонт и замену элементов, деталей и узлов;
-
гибку металла;
-
притирку;
-
нарезку резьбы;
-
шабрение и прочие работы.
В большинстве случаев этот специалист имеет дело со сталью и другими типами металлов. Хотя отдельные сферы предполагают использование пластмасс, древесины и некоторых других материалов. В своей работе они применяют преимущественно простые инструменты, такие как отвертка, молоток, пила, пассатижи и зубило. Технологичные станки и агрегаты ими не используются.
С развитием современных технологий позиция слесаря-ремонтника стала одной из самых востребованных. Почти на каждом предприятии – как производственном, так и коммерческом – имеется свой отдел, сотрудники которого занимаются проведением ремонтных работ различного типа:
-
текущих — когда необходимо оперативно заменить неисправную деталь;
-
профилактических — когда с заданной регулярностью осуществляется проверка функциональности и корректности работы всех производственных узлов и механизмов, при необходимости производится их пусконаладка и последующая доводка до рабочего состояния;
-
капитальных — когда заменяются изношенные и поломанные системы для повышения их эффективности и производительности.
Таким образом, главная задача слесаря-ремонтника сводится к тому, чтобы своевременно выявить все поломки, корректно устранить их, восстановить сломанные/изношенные элементы, отрегулировать и притереть между собой, а также защитить от коррозионных процессов. При этом качество и быстрота проведения таких действий во многом определяет КПД всего предприятия в целом.