Основы проектирования и строительства автомобильных дорог и аэродромов
Содержание:
- Почему лучше заказывать дорожное строительство «под ключ»
- Какие этапы включает дорожное строительство автомобильных дорог
- Специалисты, необходимые на любой стройке дорог и покрытий
- Кто такой инженер дорожник
- Строительство ЖД путей
- Профессия дорожник: что делает, плюсы и минусы
- Строительство мостов
- Профессия дорожник: что делает, плюсы и минусы
- Верхние слои асфальтобетона
- Укладка асфальтного покрытия
- Строительство ЖД путей
- Причины выбрать профессию в строительной отрасли
- Список дорожных колледжей и специальностей
- Список дорожных колледжей и специальностей
- Кто такой инженер дорожник
Почему лучше заказывать дорожное строительство «под ключ»
Дорожное строительство в формате «под ключ» подразумевает 100% проведение всех необходимых мероприятий, без необходимости доработок и какого-либо участия заказчика на протяжении всего процесса. Сюда входит как проектирование и непосредственное проведение работ, так и закупка материалов, их доставка, вывоз грунта, привлечение спецтехники, облагораживание территории и т.д.
Что дает проведение полного комплекса работ одной организацией:
- Максимальную согласованность действий;
- Соблюдение сроков сдачи объекта;
- Соблюдение качества на всех этапах;
- Контроль квалифицированности сотрудников;
- Снижение финансовых затрат.
При этом важно, чтобы подрядчик имел достаточно ресурсов, высокий профессионализм и большой опыт проведения подобных работ, так как перед ним стоит задача своими силами организовать и осуществить дорожное строительство – начиная с проектирования, заканчивая укладкой асфальта и облагораживанием территории.
Что еще дает заказчику дорожное строительство под ключ:
- Не требуется приезжать на объект и контролировать строительный процесс;
- Не требуется подбирать, закупать и организовывать доставку материалов;
- Не нужно арендовать спецтехнику, подбирать квалифицированных рабочих;
- Снижаются финансовые затраты;
- Сокращаются сроки сдачи объекта.
При выборе дорожно-строительной компании рекомендуется обратить внимание на несколько нюансов, которые позволят максимально сократить затраты, получив при этом результат высокого качества
Какие этапы включает дорожное строительство автомобильных дорог
Дорожное строительство является сложной технической задачей, поэтому данный процесс всегда начинается с предварительного планирования и расчетов. Только после подробного анализа и учета всех факторов можно приступать к проведению дорожно-строительных работ, которые проводятся в несколько основных этапов.
Также предварительное планирование позволяет оценить объем работ и общую площадь дорожного полотна. Цена за м2 укладки асфальта будет снижаться по мере увеличения площади асфальтирования.
Основные этапы строительства автомобильных дорог:
- 1. Подготовительный:
- 1.1. Геодезические исследования;
- 1.2. Разработка плана строительства дороги;
- 1.3. Проектно-конструкторские расчеты;
- 1.4. Экономические расчеты;
- 1.5. Подготовка проектной документации.
- 2. Разработка местности:
- 2.1. Устранение препятствий, вырубка деревьев (если требуется);
- 2.2. Работы с грунтом:
- 2.2.1. Снятие;
- 2.2.2. Отсыпка;
- 2.2.3. Выравнивание;
- 2.2.4. Уплотнение.
- 2.3. Создание дренажной системы;
- 2.4. Перенос или прокладка инженерных коммуникаций;
- 2.5. Установка предупреждающих знаков и ограждений.
- 3. Устройство дорожного основания:
- 3.1. Укладка геотекстиля – разделяет конструктивные слои, способствует водоотведению, повышает прочность конструкции;
- 3.2. Отсыпка и уплотнение песчаного слоя – толщина около 40 см после уплотнения, способствует амортизации и стабилизации сооружения;
- 3.3. Монтаж геосетки или георешетки – существенно повышает прочность конструкции, разделяет технологические слои, снижает нагрузку на основание;
- 3.4. Отсыпка и уплотнение щебеночного слоя – для обеспечения высокой плотности сначала отсыпается слой крупных фракций, а затем мелкофракционный щебень; щебеночный слой повышает прочность конструкции, а также выступает непосредственным основанием для асфальтобетона;
- 3.5. Проливка щебня битумной эмульсией – обеспечивает достаточную адгезию (сцепление).
- 4. Устройство асфальтобетонного покрытия:
- 4.1. Укладка асфальтобетона – поэтапно, в несколько слоев;
- 4.2. Монтаж геосетки между слоями асфальта – нужно для повышения армирования (опционально, часто для дорог с высокой загруженностью);
- 4.3. Каждый слой асфальтобетона должен отдельно уплотняться сразу после укладки – это обеспечит максимальную плотность и прочность покрытия.
- 5. Облагораживание территории:
- 5.1. Устройство тротуаров;
- 5.2. Монтаж бордюров;
- 5.3. Устройство ливневой канализации;
- 5.4. Установка ограждений;
- 5.5. Нанесение дорожной разметки;
- 5.6. Установка дорожных знаков;
- 5.7. Создание коммуникаций;
- 5.8. Монтаж освещения.
Дорожное строительство, на каждом его этапе, должно осуществляться с соблюдением технологии, а также в соответствии всем нормативным требованиям. В некоторых случаях после завершения работ также проводятся природоохранные мероприятия, которое могут включать монтаж шумозащитных экранов и замену окон в домах, располагающихся вблизи дороги.
Специалисты, необходимые на любой стройке дорог и покрытий
Строительство дорог, ж/д, мостов и тоннелей не обходится без следующих специалистов:
- Инженер-строитель занимается разработкой основных проектных решений, проектной и рабочей документации, участвует в сборе и анализе исходных данных для проектирования, выполняет сложные чертежи и расчеты. Средняя зарплата инженера-строителя – 60 000 — 70 000 рублей.
- Техник-строитель – это специалист, который разрабатывает и проектирует дороги и аэродромы, оформляет проектную документацию, делает расчеты технико-экономических показателей строительства. Средняя зарплата техника-строителя – 50 000 рублей.
- Асфальтобетонщик – это специалист по укладке бетона и асфальта. Средняя зарплата 25 000 – 30 000 рублей.
- Дорожный рабочий работает непосредственно на стройке дорог. Его еще называют строитель дорог. Средняя зарплата дорожного рабочего 25 000 – 30 000 рублей.
- Машинист бульдозера из названия понятно, что это водитель бульдозера на строительных работах. Зарплата у него в среднем 55 000 – 60 000 рублей.
Для того чтобы начать свою карьеру в дорожном строительстве достаточно будет закончить автодорожный колледж и начать хорошо зарабатывать. Если вы захотите повысить квалификацию, то сможете продолжить свое обучение в строительном университете и стать инженером. В перспективе можно вырасти до главного инженера и получать от 100 000 рублей в месяц.
Кто такой инженер дорожник
Это специалист с высшим образованием, который занимается проектировкой будущей дороги. В его задачи входит:
Создание проекта дороги, трассы, моста требует высокой квалификации. От инженера дорожника во многом зависит качество нового сооружения, его экономическая выгода и долговечность.
Также инженеры выполняют часть работы в градостроительстве. С ними обязательно консультируются, как лучше сделать развязку, где установить дорожный мост и т.д. Специалист должен думать наперед, учитывая интересы автомобилистов и пешеходов. Услугами пользуются строительные компании, государственные организации, частные фирмы, предлагающие услуги по дорогостроению.
Строительство ЖД путей
Мы живем в самой большой стране на планете. Перевозка крупногабаритных грузов выгоднее и быстрее по железной дороге, чем по автотрассам. Да и путешествовать в поезд намного комфортнее, чем на машине. Поэтому железнодорожное сообщение имеет огромную роль для транспортировки.
Технологии строительства железных дорог существенно отличаются от технологий автомобильных дорог. Работа по строительству ж/д физически сложная и подходит больше мужчинам. Она осуществляется на на свежем воздухе в любую погоду, поэтому здоровье должно быть крепким.
В основном, профессии в железнодорожном строительстве связаны с инженерными специальностями, такими как: инженер путей сообщения, инженер-проектировщик, инженер-взрывотехник, инженер по эксплуатации железных дорог, инженер-строитель и прочие. Поэтому, если вы любите физику и математику, эта профессия для вас.
Профессия дорожник: что делает, плюсы и минусы
Профессия «Строительство автомобильных дорог и аэродромов» включает в себя специальность дорожника. Так называют людей, которые непосредственно работают на месте. Можно сказать, что они — строители дорог. Обязанности:
- знать особенности материалов, уметь готовить качественные смеси;
- обслуживать уже построенные дороги в гололед, при снежных заносах;
- делать разметку, устанавливать дорожные знаки;
- ремонтировать дорогу (ямочно или капитально).
Среди плюсов профессии — востребованность. Но выпускникам нужно быть готовым к сезонности работы, ненормированному рабочему дню (сверхурочные оплачиваются отдельно), экстренному ремонту в темное время суток. Часто приходится работать целый день на свежем воздухе, поэтому необходимо крепкое здоровье. Понадобится физическая сила, чтобы оперировать инструментом.
Ценится умение действовать в экстренных ситуациях, предлагать нестандартные решения. Дорожнику следует быть ответственным: от его работы в гололед зависит жизнь и здоровье сотен автомобилистов и пешеходов.
С повышением квалификации растет заработная плата. Более опытных сотрудников отправляют на сложные задачи. От совестливости дорожников и профессионализма зависит качество дорожного покрытия, которое должно служить годами. Не исключаются риски профессии — чтобы их избежать, соблюдают технику безопасности (носить светоотражающий жилет, ставить ограничители и предупреждающие знаки).
Строительство мостов
Самой большой нашей общей гордостью в строительстве мостов является Крымский мост, который считается самым длинным в России и Европе. Это был глобальный проект, над которым трудились тысячи строителей и инженеров. Эти профессионалы создали инженерный шедевр всего за 2 года, что было очень сложно.
А это значит, что наши строительные вузы выпускают специалистов высокого уровня подготовки, которые способны составить конкуренцию многим западным строителям. Если вы хотите участвовать в создании таких грандиозных объектов строительства, выбирайте университеты путей сообщения.
Строительство Крымского моста
Профессия дорожник: что делает, плюсы и минусы
Профессия «Строительство автомобильных дорог и аэродромов» включает в себя специальность дорожника. Так называют людей, которые непосредственно работают на месте. Можно сказать, что они — строители дорог. Обязанности:
Среди плюсов профессии — востребованность. Но выпускникам нужно быть готовым к сезонности работы, ненормированному рабочему дню (сверхурочные оплачиваются отдельно), экстренному ремонту в темное время суток. Часто приходится работать целый день на свежем воздухе, поэтому необходимо крепкое здоровье. Понадобится физическая сила, чтобы оперировать инструментом.
Ценится умение действовать в экстренных ситуациях, предлагать нестандартные решения. Дорожнику следует быть ответственным: от его работы в гололед зависит жизнь и здоровье сотен автомобилистов и пешеходов.
С повышением квалификации растет заработная плата. Более опытных сотрудников отправляют на сложные задачи. От совестливости дорожников и профессионализма зависит качество дорожного покрытия, которое должно служить годами. Не исключаются риски профессии — чтобы их избежать, соблюдают технику безопасности (носить светоотражающий жилет, ставить ограничители и предупреждающие знаки).
Верхние слои асфальтобетона
Дорожная одежда включает в себя несколько слоев асфальтобетона различной плотности. В первую очередь укладывается более пористая асфальтовая смесь, а затем менее пористая и более прочная, рассчитанная на сопротивляемость износу, а также повышению шероховатости покрытия для обеспечения сцепления автомобильных колес с дорогой.
Также плотный верхний слой асфальта препятствует попаданию влаги во внутренние слои дорожного полотна, что повышает срок службы сооружения. Если вода попадет во внутренние слои покрытия, при ее замерзании будет происходить расширение, которое способно разрушить покрытие изнутри. Это особенно актуально для нашей страны, так как в течение года неоднократно происходят перепады температур от плюсовых к минусовым, и обратно.
Основные разновидности асфальтобетона по составу:
- Песчаный;
- Гравийный;
- Щебеночно-мастичный.
Песчаный асфальт
обладает наиболее низкими из данного списка эксплуатационными характеристиками, поэтому подходит для устройства только тех типов покрытия, на которые не будет оказываться серьезного внешнего воздействия. Это могут быть пешеходные зоны или какие-то частные территории.
Гравийный асфальт
имеет более высокие физико-механические характеристики, и может использоваться для устройства покрытия автомобильных дорог высоких категорий. Однако в настоящее время данная разновидность асфальтобетона практически полностью вытеснена щебеночно-мастичными смесями.
Щебеночно-мастичный асфальт (ЩМА)
является лидером данного списка по своим эксплуатационным характеристикам. Может использоваться, в том числе, для дорог I категории с повышенной транспортной нагрузкой. Твердые горные породы в составе ЩМА формируют прочный каркас покрытия, а добавление специальных целлюлозных волокон предотвращает растекание битумного вяжущего.
Обратите внимание
. Цена укладки асфальта будет отличаться в зависимости от материала, так как более прочный асфальтобетон стоит дороже. Однако за счет высоких физико-механических характеристик и длительного срока службы использование высококачественного асфальта более чем оправданно.
Основные разновидности асфальтобетона по технологии укладки:
- Горячий;
- Холодный;
- Литой.
Материал | Описание |
Горячий асфальт | Горячий асфальт обладает высокими эксплуатационными характеристиками, поэтому дорожная одежда с использованием данного асфальтобетона может использоваться для строительства дорог любых категорий. При укладке смесь необходимо разогреть до 110-130°C, а температура воздуха должна быть не менее +5°C. |
Холодный асфальт | Холодный асфальт имеет более низкие физико-механические характеристики, поэтому не подходит для устройства покрытия на загруженных автомобильных дорогах. Однако преимущество холодного асфальта в другом – набор прочности происходит за счет испарения углеводородных соединений. Благодаря этому данный материал не нужно разогревать перед укладкой, а работы могут проводиться даже в холодные сезоны. Чаще всего холодные смеси используются для ямочного ремонта, что особенно актуально, когда привести покрытие в норму нужно в кратчайшие сроки. |
Литой асфальт | Литой асфальт можно отнести к горячим смесям, так как перед укладкой его разогревают до 190-250°C. Как и горячий, литой асфальтобетон обладает высокими эксплуатационными характеристиками, и может укладывать при температуре воздуха от +5°C. Основной особенностью литых смесей является отсутствие необходимости в уплотнении после укладки. Данный материал имеет жидкую консистенцию, а набор прочности в процессе остывания обеспечивает остаточную пористость в пределах 2%. Может использоваться для дорог любой категории. |
Укладка асфальтного покрытия
В зависимости от температуры, которой надо придерживаться при укладке дороги, асфальт подразделяется на 4 вида: горячий, холодный, теплый, литой. Горячий состоит на 95 % из щебня и укладывается при температуре 120 С. Укладка теплого асфальта выполняется при температуре 40–80 С. Холодная асфальтная смесь не требует разогрева и может использоваться при температуре −10 С, поэтому она часто применяется для ремонта дороги. Литой асфальт отличается высокой плотностью, небольшой шероховатостью и толщиной верхнего слоя. Чтобы выполнить укладку, его разогревают до 250 С, за счет чего он становится текучим и не требует использования катков.
Холодный асфальт
Эту смесь чаще используют для ямочных ремонтных работ, которые можно проводить в любую погоду. Для обновления асфальта, из старого дорожного покрытия убирают загрязнения, затем обрамляют края образовавшейся ямы и насыпают туда холодную асфальтную смесь. После этого ее тщательно утрамбовывают и посыпают сверху песком или цементной пылью, во избежание прилипания смеси к колесам проезжающих машин. Все ремонтные работы выполняются вручную.
Основные преимущества холодного асфальта:
- Отличается повышенной устойчивостью, высокой адгезией и отличными гидроизоляционными свойствами.
- Ремонт дороги можно проводить даже при низких температурах −10 С.
- Обладает длительным сроком эксплуатации и хранения.
- Для ремонта не требуется специальная техника.
Хранится холодный асфальт в картонных бочках-контейнерах или в мешках, в этой упаковке он транспортируется на строительный объект. Смесь готова к моментальному использованию, без подготовки и предварительного разогрева.
Горячий асфальт
Этот вид асфальтного покрытия укладывается при помощи традиционной и широко распространенной технологии, для выполнения которой необходима трамбовочная спецтехника. Горячая асфальтовая смесь состоит из камней — гравия или щебня, содержание которых не менее 95%.
Основные компоненты смеси связывают продуктами сырой нефти и асфальтовым цементом. Все составляющие насыпают в агрегат, тщательно смешивают и нагревают. Готовую смесь грузят в самосвалы и транспортируют на объект. Асфальт выливают на поверхность дороги и прессуют тяжелым роликом.
Литой асфальт
Этот вид асфальтного покрытия популярен в странах Европы. В нашей стране он редко используется из-за дороговизны материала и оборудования для его укладки. Асфальт литого типа позволяет быстро выполнить строительство автотрассы и легко устранить повреждения глубиной до 50 мм. Он часто используется для обустройства велосипедных и тротуарных дорожек.
Литой асфальт выгодно отличается от обычного количеством компонентов и технологией укладки. Приготовленную смесь разогревают до 250 С. За счет высокой температуры она принимает форму текучей смеси, что позволяет равномерно распределить ее по поверхности дороги. Для укладки не требуется каток для уплотнения.
Основные преимущества литого асфальта:
- Он позволяет быстро и легко и быстро отремонтировать любые поверхности.
- Экологичность, безопасность, не боится химикатов и соли.
- Обладает водонепроницаемостью и повышенной устойчивостью к деформации.
- Износостойкость и долговечность.
Асфальт — востребованный материал, который используется в дорожном строительстве. Он подразделяется на разные виды, марки и типы, в зависимости от исходных компонентов, составляющих смесь и от соотношения массовых частей каждого из них в общем составе. Важную часть играют характеристики задействованных составляющих, например, размер фракций щебня или уровень очистки применяемого песка и минерального порошка. Любые типы асфальта содержат щебень или гравий, который является защитным элементом и повышает устойчивость покрытия к динамическим нагрузкам и внешним воздействиям.
Строительство ЖД путей
Мы живем в самой большой стране на планете. Перевозка крупногабаритных грузов выгоднее и быстрее по железной дороге, чем по автотрассам. Да и путешествовать в поезд намного комфортнее, чем на машине. Поэтому железнодорожное сообщение имеет огромную роль для транспортировки.
Технологии строительства железных дорог существенно отличаются от технологий автомобильных дорог. Работа по строительству ж/д физически сложная и подходит больше мужчинам. Она осуществляется на на свежем воздухе в любую погоду, поэтому здоровье должно быть крепким.
В основном, профессии в железнодорожном строительстве связаны с инженерными специальностями, такими как: инженер путей сообщения, инженер-проектировщик, инженер-взрывотехник, инженер по эксплуатации железных дорог, инженер-строитель и прочие. Поэтому, если вы любите физику и математику, эта профессия для вас.
Причины выбрать профессию в строительной отрасли
В первой части статьи о строительных профессиях мы подробно описывали преимущества работы в этой области. Помимо того, что это очень прибыльная и уважаемая профессия, она пользуется большим спросом. Специалисты по дорожному строительству нужны абсолютно везде. По мере разрастания городов и образования новых населенных пунктов, первое, что необходимо, – это пути сообщения. Без дорог никакое другое строительство не будет иметь смысла.
В то же время дорожное строительство предполагает освоение новых технологий и материалов, которые будут эффективны для нашего климата: высокая влажность, сильные морозы, резкая смена температуры. Этому научат в университетах путей сообщения и строительных университетах. Дорожное строительство можно разделить на:
Список дорожных колледжей и специальностей
Если вы решили начать свой путь в дорожное строительство со среднего специального образования, ознакомьтесь со списком специальностей и колледжей:
Наименование специальности | Колледж |
08.01.23 Бригадир-путеец | Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н.А. Лунина |
08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов | Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж |
Московский автомобильно-дорожный колледж имени А.А.Николаева (МАДК) | |
Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства | |
08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения | Академия управления городской средой, градостроительства и печати |
Екатеринбургский колледж транспортного строительства | |
Московский колледж архитектуры и градостроительства (МКАГ) | |
08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство | Екатеринбургский колледж транспортного строительства |
Колледж железнодорожного транспорта Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС) | |
Колледж филиала СамГУПС в г. Нижнем Новгороде | |
Кызылский транспортный техникум | |
Новосибирский техникум железнодорожного транспорта Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) | |
Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта | |
Уральский железнодорожный техникум |
Выбрав строительную специальность, вы точно не прогадаете. У вас будут хорошие перспективы развития и карьерного роста. Для того чтобы начать работать в дорожном строительстве, достаточно закончить автотранспортный колледж, и вы сразу сможете начать работать и зарабатывать неплохие деньги. Если вы решите на этом не останавливаться, то университеты путей сообщения повысят вашу квалификацию, и вы гарантированно станете востребованным сотрудником с высокой заработной платой.
Список дорожных колледжей и специальностей
Если вы решили начать свой путь в дорожное строительство со среднего специального образования, ознакомьтесь со списком специальностей и колледжей:
Наименование специальности | Колледж |
08.01.23 Бригадир-путеец | Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н.А. Лунина |
08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов | Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж |
Московский автомобильно-дорожный колледж имени А.А.Николаева (МАДК) | |
Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства | |
08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения | Академия управления городской средой, градостроительства и печати |
Екатеринбургский колледж транспортного строительства | |
Московский колледж архитектуры и градостроительства (МКАГ) | |
08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство | Екатеринбургский колледж транспортного строительства |
Колледж железнодорожного транспорта Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС) | |
Колледж филиала СамГУПС в г. Нижнем Новгороде | |
Кызылский транспортный техникум | |
Новосибирский техникум железнодорожного транспорта Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) | |
Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта | |
Уральский железнодорожный техникум |
Выбрав строительную специальность, вы точно не прогадаете. У вас будут хорошие перспективы развития и карьерного роста. Для того чтобы начать работать в дорожном строительстве, достаточно закончить автотранспортный колледж, и вы сразу сможете начать работать и зарабатывать неплохие деньги. Если вы решите на этом не останавливаться, то университеты путей сообщения повысят вашу квалификацию, и вы гарантированно станете востребованным сотрудником с высокой заработной платой.
Колледжи путей сообщения
05 фев
6481
1
Читать позже
Кто такой инженер дорожник
Это специалист с высшим образованием, который занимается проектировкой будущей дороги. В его задачи входит:
- проложить маршрут на карте, учитывая особенности местности;
- спланировать соединение и пересечение нового участка с уже существующими;
- подготовить смету предстоящих работ;
- создать необходимую документацию;
- предусмотреть рентабельность строительства с учетом месторождений материалов;
- следить за воплощением плана в жизнь, вносить корректировки.
Создание проекта дороги, трассы, моста требует высокой квалификации. От инженера дорожника во многом зависит качество нового сооружения, его экономическая выгода и долговечность.
Также инженеры выполняют часть работы в градостроительстве. С ними обязательно консультируются, как лучше сделать развязку, где установить дорожный мост и т.д. Специалист должен думать наперед, учитывая интересы автомобилистов и пешеходов. Услугами пользуются строительные компании, государственные организации, частные фирмы, предлагающие услуги по дорогостроению.