Лучшие пищевые и кулинарные вузы россии и москвы

Какие бывают технологи и чем они занимаются

Технологии производства стали развиваться уже на заре человечества. Это доказывают многочисленные археологические находки. К примеру, на африканском побережье были найдены обработанные специальным образом камни, которые свидетельствуют о высоком мастерстве наших предков. С ростом предприятий люди узнали, что это за профессия.

Современные технологи могут работать в различных областях.

Технологи подразделяются на:

  • технолог машиностроения. В его задачу входит расстановка механизмов, используемых на производстве. При этом важным фактором является экономия времени и пространства. Этот специалист обязан быть в душе рационализатором и изобретателем, чтобы способствовать внедрению новейших технологий;
  • технолог общественного питания. Занимается созданием новых блюд и расчетом числа входящих в них ингредиентов. Кроме того, он оценивает качество получившихся блюд, контролирует оформление в плане эстетики, смотрит за тем, чтобы технологические процессы приготовления строго соблюдает. В его же ведении находится кухонный персонал;
  • химик-технолог. На его плечах лежит ответственность за качество и безопасность бытовой химии, а также любых товаров для детей;
  • техник-технолог. Обеспечивает на производстве качество конечной продукции, ведет расследование в случаях, когда получается брак, надзирает за тем, чтобы рабочие соблюдали технику безопасности.

Википедия подробно разбирает такую востребованную, популярную и многогранную профессию как инженер-технолог на машиностроительном заводе. Этот сотрудник пристально следит за изготовлением деталей и принимает самое непосредственное участие в разработке схем, согласно которым они будут производиться.

В его обязанности входит:

  • составление операционных карт;
  • изготовление чертежей с учетом заданных параметров;
  • отслеживание промежуточных, начальных и конечных процессов механической обработки.

Все технологи проходят соответствующее обучение. Как правило, они имеют инженерное образование, подходящей предприятию, на котором он предполагает работать. Например, технолог, который является сотрудником нефтеперерабатывающего завода, получит образование, в котором львиная доля знаний будет связана с переработкой полезных ископаемых.

Особенности профессиональной подготовки

Программа профессиональной подготовки студентов направлена на приобретение теоретических знаний и освоение практических навыков. По окончании обучения молодой специалист умеет:

  1. Планировать и организовывать пищевое производство в соответствии с действующими требованиями.
  2. Составлять меню, винные карты, рассчитывать стоимость блюд.
  3. Обрабатывать продукты и полуфабрикаты разными способами.
  4. Оценивать качество готовой продукции.
  5. Вести материальный учет продуктам, оборудованию, инструментам и расходным материалам.
  6. Выбирать поставщиков сырья, заключать с ними договоры.
  7. Использовать и внедрять малоотходные методы производства.
  8. Выявлять брак в готовой продукции.
  9. Вести документацию, связанную с работой.

Где работает технолог пищевого производства

Технологи пищевого производства популярны и востребованы в производственных организациях различных форм:

  • мясокомбинаты;
  • молокоперерабатывающие заводы;
  • кондитерские фабрики;
  • хлебокомбинаты;
  • хлебопекарни;
  • макаронные заводы;
  • консервные предприятия;
  • винные заводы;
  • сахарные заводы;
  • рыбоперерабатывающие предприятия;
  • заводы по производству пищевых добавок;
  • промышленные лаборатории;
  • большие рестораны;
  • производственные столовые.

Стоит помнить, что у данной специальности есть противопоказания. Технологом пищевой промышленности не могут работать люди, страдающие аллергиями, нервными отклонениями и гормональными расстройствами.

Личные качества

Чтобы успешно работать в сфере продукции и общественного питания, технолог должен:

  1. Свободно ориентироваться в запахах и вкусах.
  2. Правильно различать цвета.
  3. Иметь хороший глазомер и зрительную память.
  4. Быть эмоционально выдержанным, стрессоустойчивым.
  5. Уметь быстро переключаться с одного процесса на другой.
  6. Быть аккуратным, чистоплотным.
  7. Обладать эстетическим вкусом и творческими способностями.
  8. Не бояться кулинарных экспериментов и ответственности за результат.
  9. Обладать лидерскими качествами и организаторскими способностями.
  10. Иметь хорошее здоровье и физическую выносливость.

Кем можно работать?

Выпускник колледжа или техникума может работать на предприятиях общепита:

  • технологом;
  • завпроизводством;
  • бригадиром;
  • начальником цеха или отдела;
  • поваром;
  • кондитером.

По мере приобретения практического опыта специалист может претендовать на должность начальника цеха или управляющего производством, а также работать в контролирующих органах по своему профилю. Для этого им нужно будет продолжить обучение в ВУЗе и получить высшее образование.

По статистике, лишь 34% опрошенных считают необходимым его получать. 66% респондентов считают, что для успешной профессиональной реализации достаточно знаний, полученных в колледже или техникуме, и желания технолога развиваться.

Многие специалисты со временем открывают собственные заведения и занимаются бизнесом.

Заработная плата зависит от занимаемой должности, уровня компании и соответствия молодого специалиста требованиям работодателя. В среднем, технологи получают 25-45 тысяч рублей, хотя в заведениях премиум-класса и 150 тысяч рублей – не предел.

История профессии

Ранее приготовление пищи считалось семейным делом, исключением были лишь рестораны и трактиры, где все контролировали их владельцы. При королевских кухнях и в богатых семьях задача следить за свежестью используемых продуктов и соблюдением процедуры приготовления блюд возлагалась на поваров. Также иногда нанимались специальные дегустаторы, впрочем, они больше нужны были для того, чтобы подстраховаться от возможного отравления.

Однако с развитием научной мысли, увеличением населения и изменением ритма жизни людей появилась потребность в большом количестве различных продуктов питания, которые массово изготовляются на производственных мощностях. Тогда же оформились профессии пищевой промышленности. В России пищевое производство составляет 14% от общего промышленного производства в стране.

Перспективы профессии

Население планеты быстро увеличивается, поэтому удовлетворение потребности в продуктах питания становится все острее. Конкуренция в этой сфере производства растет. Перечень продуктов, способов их изготовления и хранения расширяется с каждым днем, поэтому профессия технолога пищевой промышленности очень долго останется необходимой.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия пищевой технолог подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Недостатки профессии технолог

Высокая ответственность и напряженный график труда – отрицательные моменты в работе технологов, работающих во всех отраслях. Это означает, что времени и сил на личные проблемы остается мало.

Кроме того, работа в химической отрасли дополнительно сопряжена с вредными условиями труда, нефтегазовая – часто связана с суровым бытом и командировками. Работникам сферы общественного питания тоже надо иметь отменное здоровье, чтобы трудиться в горячем цехе по 12 часов на ногах.

При работе на производствах беспрерывного цикла придется привыкнуть к ночным сменам, что тоже неблагоприятно сказывается на здоровье.

Кто такой технолог?

Технолог – специалист, занимающийся разработкой, организацией или контролем производственного процесса по изготовлению того или иного продукта/товара. Также данный специалист может разрабатывать какую-либо определенную технологию.

Чтобы сделать, например, второе колесо, древнему человеку нужно было, как минимум, запомнить последовательность изготовления первого. А затем с учетом ошибок выработать систему правил, которые облегчат последующую работу. Сейчас эти правила называются технологией, хотя древние люди, на пути к техническому прогрессу, об этом не подозревали. Так что, профессия технолога существует с тех пор, когда у человека возникла потребность в изготовлении первых предметов быта и обучении первым ремеслам младших соплеменников.

Сейчас тяжелый труд человека на производстве выполняет техника. Сложными расчетами и точными измерениями занимаются компьютеры. Профессия технолога стала автоматизированной. Но управление рабочим процессом и сложным оборудованием невозможно без применения специальных знаний специалиста в каждой сфере:

  • В нефтеперерабатывающей промышленности трудятся химики-технологи;
  • В машиностроении – техники, инженеры-технологи;
  • На промышленных предприятиях, занимающихся переработкой продуктов – технологи пищевого производства; их ближайшие коллеги – технологи общественного питания.

Из-за нарастающей значимости общественных изменений сегодня появилась новая область применения специальных инструментов и знаний – политическая технология. Из этого следует, что технологи занимаются не только производством вещей, но и руководят общественным сознанием с помощью интеллектуальных инструментов. То есть, профессия технолога находится в эволюционном развитии и постоянно видоизменяется, а ее актуальность не теряется.

В зависимости от выбранного направления работы перечень основных обязанностей, профессиональных умений и навыков специалиста варьируется. Но в любом случае, технолог разрабатывает поэтапный план производственного процесса с подробным описанием каждой операции, где учитывается:

  • наличие необходимого материала и инструментов,
  • количество привлеченных работников,
  • рентабельность выпускаемой продукции.

Он отслеживает выполнение каждой операции, а после изготовления участвует в проверке полученного продукта на соответствие техническим и другим требованиям.

Где учиться на медицинского технолога?

Профессию осваивают в рамках СПО, подавать документы необходимо на специальность «Лабораторная диагностика» (код: 31.02.03)

Обратите внимание на то, что в РФ существует два уровня подготовки (на базе девяти классов):

  • базовая подготовка. Срок обучения составляет 46 месяцев, ведется подготовка медицинских лабораторных техников;
  • углубленная подготовка. Срок обучения составляет 58 месяцев, ведется подготовка медицинских технологов.

Поступая в ссуз после 11 класса, студент будет обучаться в течение 34 и 46 месяцев соответственно. Характер вступительных испытаний зависит от колледжа, чаще всего проводятся внутренние экзамены (биология, химия, русский язык), тестирование или конкурс аттестатов. Медицинский технолог обладает расширенными знаниями, что отличает его от лабораторного техника. Он может проводить высокотехнологичные лабораторные исследования, использовать сложное оборудование, а также выполнять работы, направленные на управление качеством.

Обучение на технолога общественного питания

Курсы технологов-калькуляторов общественного питания также дают право на работу в должности технолога общепита и позволяют освоить самые современные технологии приготовления пищи (низкокалорийной, диетической, кухни народов мира и т.п.).

Курсы

Высшая школа поварского искусства

Высшая школа поварского искусства проводит курс: «Технолог-калькулятор общественного питания». Программа курса: 1. Введение в профессию (Должностные обязанности технолога-калькулятора; понятие технологии и технологических процессов в общественном питании; санитарные требования к хранению и кулинарной обработке продуктов; расчет сезонных отходов, виды разморозки; практические занятия в программе Store House). 2. Работа с документами (правильность оформления документов; акты списания; акты порчи; инвентаризационные ведомости; практические занятия в программе Store House). 3 Работа со сборником рецептур (технологические карты; калькуляционные карты; акты проработки; работа с таблицами; расчет сырья на полуфабрикаты и готовые блюда; потери при тепловой обработке, минимизация расходов).

МАЭО (Международная Академия Экспертизы и Оценки) (дистанционно, без отрыва от работы)

На этом курсе можно получить профессию техника-технолога по продукции общественного питания за 3 месяца и 10 000 руб — Одна из самых доступных цен в России; — Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца; — Обучение в полностью дистанционном формате; — Сертификат соответствия профстандарту стоимостью 10 000 руб. в подарок!; — Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.

Средне-специальное образование

  • Московском кооперативном техникуме МСПК имени Г.Н. Альтшуля, Московская область, г. Мытищи. Факультет: Легкой и пищевой промышленности. Кафедра: Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров. Специальность: Технология продукции общественного питания
  • Торгово-технологическом колледже. Республика Татарстан, г. Набережные Челны

Вузы

Московский государственный университет пищевых производств

Технология продукции и организации общественного питания (Институт пищевых систем и здоровьесберегающих технологий)

Оренбургский государственный университет

Технология продукции и организация общественного питания (Факультет прикладной биотехнологии и инженерии)

Тольяттинский государственный университет

Технология продукции и организация ресторанного дела (Институт химии и инженерной экологии)

Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)

Технология и организация ресторанного сервиса (Институт технологий пищевых продуктов и технологического менеджмента МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ))

Тюменский индустриальный университет

Технология продукции и организация общественного питания (Институт дополнительного и дистанционного образования)

Зарплата технолога-разработчика пищевых добавок

Труд этих специалистов невозможно назвать высокооплачиваемым, ведь в среднем зарплата технолога-разработчика не превышает 50 тыс. руб. Поднять ставку можно с помощью совершенствования профессиональных знаний, получения опыта работы, поиска вакансий в известных компаниях.

Профессиональные знания

  1. Аналитическая химия.
  2. Физико-химические методы анализа.
  3. Идентификация пищевых продуктов.
  4. Сертификация, декларирование.
  5. Воспроизведение рецептур по технологическим картам.
  6. Создание инновационных рецептов, подготовка сопроводительной документации (ТУ, технологические карты, маркировка и другое).
  7. Лабораторные исследования.
  8. Проведение анализа сырья и готовой продукции, изменение рецептуры.
  9. Контроль производственного процесса, внедрение технологий, уменьшающих количество брака.
  10. Знание химических пигментов, красителей.
  11. Классификации пищевых добавок.
  12. Опыт работы не менее 1-2 лет.

Факультеты, направления, специальности

Узкопрофильных институтов пищевой промышленности России немного, но немало вузов предлагает относительно широкий диапазон направлений подготовки, более или менее связанных с поварским искусством. Его можно освоить в одном из структурных подразделений вузов, которые носят разные наименования:

  • факультет пищевых производств (например, в СГТУ);
  • Институт естествознания и стандартизации (как в МГТУ им. Носова);
  • Институт спорта, туризма и дизайна, Высшая медико-биологическая школа (ЮУрГУ);
  • Технологический институт пищевой промышленности (обычно в составе университетов, к примеру, в Нижегородском инженерно-экономическом – НГИЭУ);
  • Институт инновационных технологий и биоиндустрии продуктов питания (МГУПП);
  • Институт биотехнологии и высокотехнологичных пищевых производств (тоже МГУПП) и в других структурных подразделениях многопрофильных вузов.

Направления и профили обучения также могут называться по-разному:

  • технология продукции и организация общественного питания;
  • продукты питания из растительного сырья;
  • продукты питания животного происхождения;
  • современные технологии организации и производства продуктов общественного питания;
  • технология и организация ресторанного дела;
  • хлебопекарное и кондитерское производство;
  • технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий.

По завершении выбранной программы присваиваются соответствующие квалификации:

  • технолог общественного питания;
  • специалист в области продуктов питания, изготовленных из растительного сырья (или животного происхождения);
  • ресторатор;
  • шеф-повар;
  • техник-технолог хлеба, кондитерских и макаронных изделий.

Из-за нехватки профессионалов в этой области и отсутствия достаточного количества профильных кулинарных вузов выпускники смежных направлений, как правило, при трудоустройстве не дифференцируются. Например, при наличии вакансии технолога на хлебозаводе туда спокойно может оформиться специалист в области растительных продуктов питания.

Чтобы повысить свои шансы на трудоустройство в индустрии гостеприимства, параллельно с учебой по бакалаврским или магистерским программам можно окончить курсы профмастерства по особо востребованным специальностям. Например, Московский университет пищевых производств предлагает сразу несколько перспективных и интересных 36–72-часовых модульных программ по спецпитанию, искусству сомелье, кавистике. Кстати, вуз предоставляет своим студентам скидки на обучение на курсах дополнительного профобразования.

Кулинарные вузы и пищевые университеты проводят обучение в различных форматах: очное, очно-заочное, заочное и даже дистанционное. После его завершения (через 4 года или 5 лет) присваивается степень бакалавра. При желании можно продолжить познавать секреты кулинарии и пищевых производств промышленных масштабов еще 2 года и получить магистерскую степень.

Обучение

Учиться по специальности технолога пищевой промышленности можно как в вузах, так и в средних учебных заведениях. Подготовку таких специалистов ведет технический университет Волгограда; можно будет обучиться еще в государственном университете Севастополя.

Кроме этих учебных заведений, вполне реально поступить в следующие:

  • ЮУрГУ;
  • ИТМО;
  • РУДН;
  • Российский аграрный университет имени Тимирязева;
  • Московскую академию ветеринарной медицины и биотехнологии.

За пределами столицы таких профессионалов готовят:

  • Кубанский аграрный университет имени Трубилина;
  • ОмГТУ;
  • Саратовский университет имени Вавилова;
  • политехнический университет Санкт-Петербурга;
  • Калмыцкий университет имени Городовикова;
  • Уфимский нефтяной университет;
  • аграрный университет Санкт-Петербурга;
  • Дальневосточный рыбохозяйственный университет;
  • СКФУ;
  • Казанский технологический университет.

Если высшие учебные заведения не устраивают, можно обратить внимание на следующие варианты:

  • университетский политехнический колледж при Санкт-Петербургском университете имени Петра I;
  • образовательный комплекс имени Талалихина (Москва);
  • колледж Санкт-Петербургского аграрного университета;
  • технологический колледж казанского КНИТУ;
  • факультет среднего профобразования КНИТУ;
  • колледж агробизнеса ОмГАУ;
  • финансово-технологический колледж Саратовского университета имени Вавилова;
  • техникум мясной и молочной промышленности (г. Омск);
  • колледжу отраслевых технологий (г. Уфа);
  • агропромышленный техникум (г. Пермь);
  • Красноярский технологический техникум пищевой промышленности.

Важно в любом случае знать, какие экзамены нужно сдавать на технолога пищевой промышленности. После 9 класса кроме 2 обязательных экзаменов ГИА необходимо сдавать любые 2 экзамена по выбору

Прием ведут по итогам конкурса аттестатов, и значение имеет лишь общая сумма баллов. После 11 класса можно поступить в высшее учебное заведение. Состав вступительных испытаний определяется программой конкретной учебной специализации. Он может меняться в каждом сезоне, потому необходимо искать актуальную информацию на сайте вуза.

В колледжах и техникумах обычно готовят технологов общественного питания по специализации «продукция общественного питания» либо «технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий». Учащиеся дополнительно к главной специализации получают также навыки кондитера, повара либо бармена. Они обычно осваивают технологию работы с мучными изделиями, с холодными и горячими десертами, с полуфабрикатами.

Внимания заслуживает Московский университет пищевых производств. Он имеет 3 соответствующие специальности. В процессе подготовки университету помогают крупные компании мясоперерабатывающей отрасли и других пищевых производств. Предусматриваются специальные семинары и мастер-классы с участием лидеров мирового производственного рынка. Это позволяет существенно расширить шансы на трудоустройство.

Неплохой идеей будет поступление и в Московский университет технологий и управления. Тут готовят профессионалов по всему кругу пищевых технологий. Руководство университета постоянно заботится о научно-исследовательской работе и о расширении патентной активности.

Внимание уделяется стажировкам в ведущих научно-исследовательских организациях отрасли. Стоит рассмотреть еще пищевой колледж № 33

Тут обучают технологии изготовления хлеба, кондитерских изделий. Есть также специализация собственно технолога общественного питания. При составлении учебного плана огромное внимание уделяется профессиональным модулям, овладению всеми аспектами работы. Значительное количество усилий прилагается для организации производственного обучения. Колледж сотрудничает с ведущими компаниями отрасли, его выпускники уже успели стать руководителями производства и директорами комбинатов питания.

Зарплата технолога пищевой промышленности

На размер заработной платы влияет несколько факторов: занимаемая должность, размер компании, ее местонахождение и ассортимент выпускаемой продукции. Поскольку в основном такие предприятия находятся в частных руках, то особо ценному сотруднику владелец может установить индивидуальную доплату.

Стандартно в Москве можно заработать от 40 до 60 тысяч рублей, в регионах – от 20 до 40 тысяч рублей. Больше всего вакансий по этому направлению деятельности фиксируется в промышленно развитых регионах: Московской, Ленинградской, Новосибирской областях, Краснодарском крае, а также в крупных городах.

Где учиться на кондитера

Чтобы получить возможность работать кондитером, достаточно среднего специального образования. Одна из самых подходящих специальностей в ссузах (колледжах, техникумах, училищах) – «Повар, кондитер» (код 43.01.09). Обучение в очной форме на базе 11 класса длится 1 год 10 месяцев, на базе 9 класса – 3 года 10 месяцев. В вечернем формате посещения занятий продолжительность учебы возрастает на год-полтора. Поступление в ссузы проходит по среднему баллу аттестата, поэтому для него имеют значение результаты ОГЭ (сдавать ЕГЭ не нужно, только на аттестат).

Для учебы в колледже на кондитера можно выбрать и другие специальности:

  • «Кондитер сахаристых изделий» (19.01.07);
  • «Изготовитель мороженого» (19.01.11);
  • «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» (код 19.02.03).

Если интересует организационная, управленческая сторона профессии кондитера, то понадобится высшее образование. Подходящие направления подготовки:

  • «Продукты питания из растительного сырья» (код 19.03.02);
  • «Технология продукции и организация общественного питания» (код 19.03.04).

Выбирать надо профили и программы, связанные с организацией общепита, ресторанного дела. 

Для поступления в вуз на кондитера необходимо сдавать ЕГЭ по русскому языку, математике и физике или химии. В очной форме обучение длится 4 года, во всех остальных – 5 лет.

Курсы

Центр профессиональной подготовки «ПЛЮС»

Это образовательное учреждение в Москве предлагает курсы повышения квалификации, по окончании кондитерам присваивается четвертый разряд. Объем программы – 72 академических часа. Учеба подходит тем, кто ищет, где учиться на кондитера за пределами вузов и ссузов. В завершение обучения выпускникам выдаются удостоверения установленного образца.

Какие предметы сдавать на повара-кондитера

В вузах программ подготовки кондитеров не очень много, и связаны они не столько с кулинарией, сколько с менеджментом и технологиями пищевого производства. Профильный предмет для таких направлений подготовки – математика, обязательный – русский язык.

  • Для поступления на технологические профили чаще всего требуются результаты ЕГЭ по химии, как вариант по выбору вуза: физика, биология, иностранный язык.
  • На специализации, связанные с менеджментом, один из дополнительных предметов: обществознание, история, география, ИКТ, иностранный язык.

В ссузах гораздо больше программ  подготовки кондитеров, и ориентированы они на подготовку практиков, которые будут заниматься приготовлением самых разных сладостей. Для поступления в колледж надо всего лишь получить аттестат за 9 или 11 класс. Для этого после девятого класса придется сдать ОГЭ по математике, русскому языку и еще двум любым предметам на выбор школьника – каким именно, не имеет значения; после одиннадцатого класса – ЕГЭ по базовой математике и русскому. Дополнительных экзаменов в колледжах нет, на учебу зачисляют по результатам конкурса аттестатов.

Чтобы пройти курсы кондитеров, вступительные экзамены не нужны, принимают всех желающих. На программы обучения профессии с нуля можно поступить с любым базовым образованием (хватит школы), на профпереподготовку или повышение квалификации – со средним или высшим профессиональным (колледж, вуз). Программы платные.

Обязанности

Типичная должностная инструкция главного технолога пищевой промышленности указывает, что это специалист руководящего уровня. Обычно он подчиняется напрямую директору фирмы или руководителю филиала, иного структурного подразделения. Основные обязанности этого сотрудника таковы:

  • поддержание безопасного, рационального и экономически обоснованного хода пищевого производства;
  • ликвидация всех отклонений от нормы и немедленное устранение причин таких отклонений;
  • минимизация расхода сырья, энергии и рабочего времени на единицу готовой продукции;
  • приспособление ассортимента продукции под актуальные нужды потребителей;
  • освоение новых технологий, а при необходимости их создание с нуля;
  • оценка качества работы непосредственно занятых в пищевом производстве;
  • разработка необходимой технологической документации и оценка ее совершенства;
  • участие в аттестации рабочих мест и условий труда на них;
  • согласование всех изменений в процессе работы.

Просто технолог пищевой промышленности занимается, прежде всего:

  • работой со стандартами;
  • составлением планов расстановки оборудования;
  • продумыванием технического оснащения рабочих мест;
  • расчетом производственных мощностей и оборудования;
  • созданием программ, которые позволят повысить качество продукции;
  • разработкой новых рецептур и утверждением их;
  • подготовкой предложений по расширению ассортимента и использованию новых типов сырья;
  • оперативным контролем за характеристиками сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
  • поиском причин брака и устранением их;
  • рассмотрением всех рационализаторских предложений от нижестоящих сотрудников.

Но перечень работ, которые делает технолог пищевой промышленности, на этом не заканчивается. Еще сюда относятся:

  • разработка и применение средств автоматизации;
  • определение оптимальных производственных режимов;
  • установление порядка работы;
  • продумывание пооперационных маршрутов обработки сырья и полуфабриката;
  • составление технологических карт;
  • определение индивидуальных норм расхода времени и количества обрабатываемой продукции;
  • расчет нормативов материальных затрат;
  • оценка экономической эффективности каждого отдельного рабочего места, операции, производственной линии;
  • согласование документации со структурными подразделениями;
  • проведение экспериментов в области технологии;
  • изучение продвинутого опыта в других организациях, в том числе за границей;
  • рассмотрение рекламаций на продукцию;
  • разработка методов контроля и проверки продукции, сырья и полуфабрикатов.

Сорт и вид пищевой продукции определяют свою индивидуальную рецептуру. Также надо учитывать огромную роль конкурентной борьбы, которая заставляет совершенствовать технологический процесс.

Принято выделять технологов:

  • мясной и молочной промышленности;
  • кондитерского и макаронного производства;
  • бродильного производства и виноделия;
  • консервного производства;
  • детского питания.

Должностная инструкция

Независимо от конкретного заведения, должностная инструкция содержит общие позиции. В ней иногда пишут про необходимый стаж работы, а также укажут:

  • с какой документацией надо ознакомиться;
  • порядок приема и увольнения;
  • кому подчиняется сотрудник;
  • основные обязанности и права сотрудника;
  • какова ответственность повара-технолога.

Обычно он отвечает за качество рецептов и за соблюдение основных требований к приготовлению пищи. Нельзя совершать противоправных действий с документацией и информацией предприятия общепита. Грубейшим промахом повара-технолога считается несоблюдение санитарных и ветеринарных норм. А вот выявление бракованного продукта и устранение причин его появления приветствуется

Важно: повар-технолог обязан следить за тем, чтобы меню постоянно обновлялось

Особенности

Химик-технолог может работать на предприятии, но в рамках той же профессии он может заниматься научно-исследовательской деятельностью. Профессия появилась вместе с самой химпромышленностью. Еще в 15 столетии в Европе начали открываться мануфактуры, где производились соли и щелочи, кислоты для изготовления лекарств и красящих веществ. Каждое новое открытие в области химии становилось новой вехой в эволюции самой профессии.

Простой пример: в начале прошлого века было изобретено оборудование для синтеза аммиака в промышленных масштабах. И применение этого оборудования в агрохимической отрасли привело к возникновению крупного направления хозяйства – производства минудобрений. Ближе к середине прошлого века свет увидели теоретические работы по цепным реакциям, которые сумели найти практическое применение в изготовлении пластических масс, смол, искусственных волокон (синтетики).

Работа современного химика-технолога – это оптимизация уже действующего производства или же создание нового продукта в косметологии и фармакологии, целлюлозно-бумажной отрасли, на металлургических и нефтеперабатывающих заводах, на военных объектах и т. д. Специалист занимается созданием объекта для потребления либо производственного средства с определенными свойствами. Результат его работы должен обладать возможностями производства в промышленных масштабах по алгоритму.

Специалист должен знакомиться с различными образцами, изучать их состав, анализировать свойства, определять расходы и отходы, способы утилизации отходов производства. Сначала химик-технолог контролирует образцы поступающего сырья и расходных материалов, потом – качество уже готового продукта, его соответствие заявленным критериям. Химик-технолог может совмещать практическую деятельность с научной. Также он может быть частью административно-управленческого звена.

Описание профессии будет неполным без перечисления ее плюсов и минусов.

К плюсам специальности можно отнести следующие:

  • интересная профессия для тех, кто искренне увлечен химией;
  • работа не предполагает однообразия;
  • профессия развивается, научные исследования продвигают промышленность, и с сегодняшним ориентиром на экологичность производства будут востребованы именно те компании, которые смогут двигаться в этом направлении;
  • если человек хочет совмещать практику и научную деятельность, в этой профессии есть все возможности для этого;
  • работа в большом коллективе, на крупных предприятиях;
  • возможны командировки, участие в форумах, выставках, научных конференциях;
  • хорошая заработная плата, если специалист востребован и работает, например, на крупном преуспевающем заводе или фабрике.

Но существуют и минусы:

  • назвать их можно побочными эффектами работы – вибрации, шум, взаимодействие с реагентами, растворами (но риски минимизирует специальная экипировка и соблюдение техники безопасности);
  • стартовые возможности должны быть высоки – нужно хорошо учиться в школе, скорее всего, даже выбирать профиль химико-биологический.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector