Вузы москвы 2021
Содержание:
Классические модели университетов
Развитие научно-технических знаний и индустриально-промышленный прогресс требовали иного подхода к высшему образованию. Так начинают появляться новые модели университетов, которые сейчас называются классическими.
Среди наиболее популярных классических моделей университетов можно назвать следующие:
- модель университета Гумбольдта;
- модель университета Ньюмена;
- континентальная модель университетов;
- модели «Университет 1.0» и «Университет 2.0».
Давайте более подробно рассмотрим каждую из перечисленных моделей.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Один из старейших университетов Великобритании — Кэмбридж
Модель университета Гумбольдта
Данная модель университета возникла в начале XIX века благодаря немецкому философу, общественному деятелю и основателю Берлинского университета Вильгельму фон Гумбольдту. Она привнесла идею всеобщего обучения, так как ориентировалась на средний класс. Основная цель — объединить искусство, науку и исследования, чтобы дать человеку целостное академическое образование, сделать его гражданином мира.
Студенты в таких университетах могли сами выбирать образовательные предметы, а после обучения выходили в свет квалифицированными специалистами с широким кругом знаний.
Модель университета Ньюмена
Джон Генри Ньюмен — видный английский учёный и богослов, который написал книгу «Идея университета». Именно его размышления, изложенные в данном труде, и заложили основы образовательной модели, получившей его имя.
Какие самые главные тезисы можно выделить в модели Ньюмена:
- развивается гуманистическая педагогика, которая направлена на развитие личности;
- делается ставка на научную, интеллектуальную функцию университета;
- создаются условия для саморазвития и реализации студентов;
- предоставляется свобода в выборе академических предметов и учебного пути.
Континентальная модель университетов
Континентальная модель университетов получила распространение в XX веке в таких европейских странах, как Германия, Нидерланды, Швейцария и Россия. Она отличается такими чертами:
- сильное участие государства в университетской жизни;
- обязательный акцент на чёткой специализации студентов;
- отсутствие взаимоотношений между университетами и бизнесом;
- широкое академическое образование;
- строгий учебный план, от которого нельзя отходить.
Континентальная модель — предполагает глубокие специальные знания по выбранному предмету и до сих пор встречается в отдельных регионах России.
Модели «Университет 1.0» и «Университет 2.0»
В прошлом веке также стали разрабатывать модели университетов, которые получили условные названия «Университет 1.0» и «Университет 2.0». Чем отличались эти классические, но уже устаревшие типы?
В рамках модели «Университет 1.0» в вузах делали основной акцент именно на получении необходимых знаний. А сам образовательный процесс шёл по стандартному шаблону.
При моделе «Университет 2.0» учащиеся получают не только специализированные, но и более широкие междисциплинарные знания. А также могут участвовать в научных исследованиях.
На основе этих моделей в будущем развиваются современные типы «Университет 3.0» и «Университет 4.0».
Отраслевые (специализированные) университеты
Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.
Педагогический
Примерный перечень факультетов педагогического университета:
- дошкольной педагогики и психологии;
- начального и специального образования;
- биологии и химии;
- исторический, филологический или историко-филологический;
- математики и естественных наук – возможны варианты по отраслям: географический, физический, технологий и информационных систем и т. д;
- иностранных языков;
- физкультуры и спорта;
- психологии.
В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.
Медицинский
Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):
- лечебный – для подготовки врачей общей практики (лечебников), а потом в ординатуре – узких специалистов;
- педиатрический – это альма-матер будущих детских докторов;
- медико-профилактический – выпускает санитарных врачей, эпидемиологов, гигиенистов;
- стоматологический – готовит зубных врачей общей практики; узкую специализацию, например ортодонтов или хирургов, они получают в ординатуре;
- фармацевтический – факультет для обучения провизоров, биоинженеров, биоинформатиков, биотехнологов, медицинских биохимиков и биофизиков.
В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).
Политехнический
В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.
Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:
- транспортный;
- ИТ;
- машиностроительный;
- химической технологии и биотехнологий;
- экономики и управления;
- инженерная школа;
- урбанистики и городского хозяйства.
Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):
- графики и искусства книги;
- принтмедиа и ИТ;
- издательского дела и журналистики.
В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:
- Энергетики;
- Машиностроения, материалов и транспорта;
- Прикладной математики и механики;
- Компьютерных наук и технологий;
- Физики, нанотехнологий и телекоммуникаций;
- Передовых производственных технологий;
- Кибербезопасности и защиты информации;
- Биомедицинских систем и биотехнологий;
- Промышленного менеджмента, экономики и торговли;
- Физкультуры, спорта и туризма;
- Инженерно-строительного и Гуманитарного институтов.
Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.
Чем отличается институт от университета
Отличие универа от института заключается в том, что в первом активнее ведется научная деятельность, больше педагогов с научной степенью, а спектр изучаемых специальностей шире.
Перечислим конкретные показатели:
- институт обычно готовит специалистов для конкретной отрасли, университет ведет подготовку по разным отраслям обучения (минимум 7);
- в институте количество студентов и аспирантов соотносится как 100 к 2, в университете — 100 к 4;
- в институте ученые звания и научные степени должны быть как минимум у 55% педагогов, в университете — как минимум у 60%;
- в институте сотрудники сами решают, хотят ли они заниматься научными исследованиями, в университете научная работа обязательна (минимум в 5 сферах деятельности).
Учеба в институтах более прикладная и узкопрофильная. Сотрудники университетов активно ведут научные разработки, действуют научные школы, создается большая библиотека с современной литературой.
Но есть у этих типов вузов и общие черты:
- проводят обучение на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры;
- ведут курсы переподготовки и повышения квалификации.
Чем отличается институт от факультета в вузе
В состав некоторых крупных университетов могут входить институты. В этом случае основное отличие факультета от института заключается в количестве научно-педагогических сотрудников и характере их деятельности.
В институт обычно объединяют несколько факультетов, сходных по направлениям подготовки и специфике научной работы, которую ведут преподаватели.
И факультеты, и институты остаются структурными подразделениями университета.
Различия между университетом, институтом и академией в требованиях, которым они должны соответствовать
Похожие термины:
-
далее — ИСПИ) — структура, образованная в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь в сентябре 1997. В настоящее время ИСПИ является ведущим научным центром в области социальных и политич
-
образован постановлением Совета Министров БССР от 16.01.1990 № 12 на базе пяти отделов Института философии и права АН БССР (теории, методологии и методики социологических исследований — зав. отделом С.А
-
(с 1934 г. – Институт демографии и санитарной статистики) первое в истории бывшего СССР государственное научно-демографическое учреждение. Организован в 1919 г. в Киеве, директором постоянно был М.В. П
-
ИНСТИТУТ ДЕМОГРАФИИ АН УССР (с 1934 — Ин-т демографии и санитарной статистики), первое в истории СССР гос. науч.-демографич. учреждение. Создан в 1919 в Киеве. Его бессменным директором был м В. Птуха. Осн.
-
единственный демографический институт на территории России за всю ее историю; работал в Ленинграде в 1930-1934 гг., был создан по инициативе В.В. Паевского, который вместе с С.А. Новосельским вел в нем о
-
организован в 1922 г. по инициативе Д.Н. Анучина в Москве. Является одним из крупнейших мировых центров, занимающихся биологической антропологией.
-
крупный научный центр Соединенного Королевства, изучающий проблемы эффективности производства через взаимоотношения между технологией производства и социально-психологическими технологиями.
-
далее — ОИСИ) — официальная социологическая организация в БССР, открытая в 1965 (решение Секретариата ЦК КПБ от 09.11.1965; директор заведующий кафедрой истории КПСС МГПИ кандидат исторических наук Молоч
-
ИНСТИТУТ ДЕМОГРАФИИ Римского ун-та (Istituto di Demografia, Universila di Roma), учебно-науч. подразделение ф-та статистич. и демографич. наук Римского ун-та. Осн. в 1957. Наряду с педагогической деятельностью сотрудник
-
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИИ ИНСТИТУТ ПО ДЕМОГРАФИИ (Ne pesegtudomanyi Kutalo Intezet) при Центр. статистич. управлении Венгрии, гос. н.-и. учреждение. Создан в 1963 в Будапеште. Гл. направления науч. деятельности: изуче
-
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ при Гетеборгском ун-те (Demografiska Institutionen), гос. специализир. н.-и. учреждение. Осн. в 1969; имеет статус независимого подразделения в структуре ун-та, подотчетен Шведскому совет
-
НИДЕРЛАНДСКИЙ МЕЖУНИВЕРСИТЕТСКИЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (Nederlands Interuniversitair Demografisch Instituut, NIDI), гoc. учебно-науч. учреждение Мин-ва просвещения и науки Нидерландов, осн. в 1970 в Ворбурге. Ведет изучени
-
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ, ИНЕД (Institut national d´etudes dernographiques — INED), гос. н.-и. учреждение Мин-ва социальных дел Франции, осн. в 1945 в Париже. Состоит из ряда отделов: общие пробл
-
далее — МНИИСЭПП) — социологический исследовательский институт, созданный по решению Минского городского исполнительного комитета в 1993. Деятельность МНИИСЭПП обусловлена необходимостью постоян
-
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПО ИЗУЧЕНИЮ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ, ФРГ (Bundesmstitut fur Bevolkerungs forschung), гос. науч.-исследоват. учреж дение. Создан в 1973 в г. Висбаден. Осн. направления деятельности изучение проблем народона
-
организация, занимающаяся проведением общенациональных опросов общественного мнения (США). Официальное название — Американский институт общественного мнения. Еженедельно фиксирует общественно
-
ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА при Высшей школe планирования и статистики (Instytut Gospodarstwa Spoiecznego Szkota Gtowna Planowania i Statystyki), ПНР, науч. учреждение. Осн. в 1957 в Варшаве. Направления науч. деятельности: изме
-
структура (далее — МИРСПИ), созданная на базе Социологического центра при Могилевском облисполкоме, который работал с 1991. Директор — доцент, кандидат философских наук Н.Е. Лихачев. Основной задачей
-
создан в марте 1991 г. решением Президиума Российской академии наук как результат разделения Ин-та социологии РАН на два академических ин-та — Ин-та социологии (ИС) и Ин-та социально-политических иссл
-
НАУЧНО-ИССЛEДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ в Хельсинки (Vaestontutkimuslaitos), осн. в 1946 Финской федерацией народонас. и благосостояния семьи. Гл. направления науч. деятельности: изучение рождаемос
Чем академия отличается от университета и института
Кроме университетов (центры образовательной и научной деятельности) и институтов (учреждения, где готовят специалистов для конкретной сферы), существуют академии.
В чем отличие академии от института
Академия похожа на институт своей профильной специализацией: здесь готовят специалистов для конкретной области (искусство, менеджмент, маркетинг, здравоохранение и т. п.). В то же время в академии, как и в университете, ведется активная научная и методическая работа.
Кстати! А мы активно предлагаем нашим читателям скидку 10% на любой вид работы
Чем отличается академия от университета
Отличия академии от университета почти те же, что и различия между университетом и институтом (число аспирантов и количество кандидатов и докторов наук). Кроме того, в академии не ведется переподготовка кадров.
Академии возникли в Древней Греции, университеты — в Европе в эпоху Средних веков.
Классические университеты
Это самые крупные высшие учебные заведения, в составе которых может быть до двух десятков факультетов. Если в университете соотношение изучаемых гуманитарных и точных наук примерно 60 : 40 и большое количество направлений, по которым ведутся научные исследования, то он считается классическим (многопрофильным).
Итак, примерно половина входящих в структуру классического университета факультетов – гуманитарные и общественно-научные:
- филологический;
- философский;
- журналистики;
- психологии;
- социологии;
- исторический;
- юридический;
- экономический;
- искусств;
- международных отношений;
- политологии;
- иностранных языков – в полноценные факультеты могут выделяться отделения или кафедры:
- лингвистики;
- романо-германской филологии;
- восточных и редких языков;
- славянской филологии;
- переводоведения.
Отдельный факультет рекламы и связей с общественностью вузы открывают редко, чаще всего эту популярную специальность изучают на одном из трех факультетов:
- филологическом;
- журналистики;
- социологии и культурологии.
Остальные факультеты классического университета – естественно-научные и точных наук:
- биологический;
- химический;
- математический – возможны варианты, когда математику объединяют со смежными научными дисциплинами:
- мехмат – механико-математический;
- прикладной математики;
- механики;
- компьютерных наук;
- кибернетики;
- физический;
- географический;
- геологический;
- медицинский;
- подготовительный – обычно для иностранных граждан, на подфаке будущих студентов-иностранцев готовят к учебе в вузе на русском языке; для довузовской подготовки россиян университеты открывают, как правило, подготовительные отделения в своих центрах дополнительного образованиях.
На этих факультетах классических университетов можно получить практически все 180 специальностей бакалавриата и 100 – специалитета.
Естественно, на филологическом факультете университета можно получить специальности, связанные с лингвистикой, языкознанием и литературоведением; на мехмате – относящиеся к математике, механике, статистике; на юридическом – сопряженные с правом; на экономическом – с финансами, таможенным делом, менеджментом, бухучетом, торговлей, аудитом, госуправлением и т. д. По большинству специальностей в классических университетах студенты получают углубленную фундаментальную подготовку теоретика-исследователя, а за практико-ориентированной – надо идти в академии и институты или профильные университеты, такие как МГЛУ (Московский государственный лингвистический университет), МПГУ (Московский педагогический госуниверситет), МГППУ (Московский государственный психолого-педагогический университет), ПМГМУ – Сеченовский университет (Первый Московский государственный медуниверситет) и другие специализированные университеты.