Теодор курентзис в роли духа музыки
Содержание:
- Известные оперные дирижеры
- Интерпретация
- Описание профессии
- Перспективы профессии
- Как дирижеры стояли раньше?
- Виртуозы
- Семен Елизаров, скрипка
- Мастер-класс «Зачем оркестру нужен дирижер?»
- Обучение на дирижера
- Сколько получают
- Теодор Курентзис (р. 1972)
- Кому подходит
- Когда появились дирижеры?
- Плюсы и минусы дирижерства
- Лучшие вузы для обучения
Известные оперные дирижеры
В мировой музыкальной иерархии есть имена, которые знают все. Фамилии известных оперных дирижеров можно встретить на афишах, рекламных щитах, их именами называют круизные лайнеры. Эта популярность вполне заслуженная, поскольку мало кто еще способен посвятить всю свою жизнь, без остатка, музыке. Самые известные дирижеры разъезжают по всему миру, гастролируют с различными музыкальными коллективами или руководят оркестрами в крупных музыкальных центрах. Оперные спектакли требуют особой слаженности оркестра при сопровождении вокальных партий, арий и каватин. Во всех музыкальных агентствах можно узнать фамилии известных оперных дирижеров, которых можно пригласить на сезон или ряд выступлений. Опытные импресарио знают стиль работы и особенности характера каждого. Это помогает им сделать правильный выбор.
https://youtube.com/watch?v=6vZ9HPXeLfs
Интерпретация
Профессия дирижера состоит в воплощении в жизнь партитуры. Для этого в качестве инструмента он использует свое собственное понимание произведения и выражает его посредством индивидуального языка жестов. Он как бы «лепит» музыкальную линию, подчеркивает нюансы и отдельные музыкальные элементы, управляя музыкантами, и, по сути, многое создает заново. Эти процессы, как правило, выражаются левой рукой. В то время как у всех дирижеров есть некоторые общие жесты, большинство величайших из них обладают собственным уникальным стилем. К примеру, Фуртвенглер в некоторые моменты спонтанно производил довольно странные движения. Валерий Гергиев шевелил пальцами, выражая характер музыки, сам он объяснял эту манеру тем, что был пианистом.
«Затянутая сзади прищепкой футболка». Иван Ургант раскрыл свои бьюти-секреты
Восстанавливаем гормоны: доказана огромная польза от пения в душе
Компания Addlink представила самый быстрый накопитель addlink S95
Описание профессии
Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.
У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.
Можно выделить два основных вида дирижирования:
- оркестровое (управление инструменталистами);
- хоровое (работа с вокальными исполнителями).
Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.
Перспективы профессии
Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия дирижер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>
Как дирижеры стояли раньше?
У генерал-баса был помощник – концертмейстер. Как правило, эту роль играл первый скрипач. При помощи своего инструмента он задавал общий тон. Прекращая игру, концертмейстер отбивал ритм смычком. Также могло быть еще несколько помощников основного дирижера в лице хормейстера или виолончелиста. Со временем от генерал-баса решили отказаться, и руководителем ансамбля стал концертмейстер.
В будущем правила поменяются еще не раз, пока ансамбли не начнут окончательно выступать под руководством дирижера, стоящего отдельно – впереди. В 1812 году впервые Игнац Франц фон Мозель использовал дирижерскую палочку современного типа. Если прежде композиторы исполняли свои произведения самостоятельно, то постепенно они начинали исполнять и чужие произведения. Дирижерство превратилось в отдельную профессию, а ее представители могли отправляться на гастроли с чужими ансамблями.
Все это время дирижеры соблюдали правила хорошего тона: они стояли спиной к ансамблю и лицом к зрителям. Однако при этом отсутствовал контакт с ансамблем, что вызывало трудности.
Интересно: Почему с горы зимой видно дальше, чем летом?
Виртуозы
Слаженность симфонического оркестра, стройное звучание многочисленных музыкальных инструментов достигается за счет мастерства дирижера. Недаром наиболее талантливые из них удостаиваются различных высоких званий и титулов, а в народе их называют «виртуозами». И действительно, безупречное владение дирижерской палочкой позволяет довести до каждого музыканта, сидящего в оркестровой яме, все нюансы творческого порыва. Огромный симфонический оркестр вдруг начинает звучать как единое целое, а музыкальная композиция при этом раскрывается во всем своем великолепии.
Известные дирижеры объединяются по признаку мастерства, все они прошли школу высокого искусства, не сразу к ним пришла популярность и признание широкой публики. Популярность приобретается годами. В большинстве своем известные дирижеры, помимо концертной деятельности, занимаются преподаванием, ведут курсы обучения для молодых музыкантов, а также мастер-классы.
Семен Елизаров, скрипка
Моя любовь к оркестру обусловлена тремя основными истинами: совместное творчество с другими музыкантами, созидательная работа, рождающая музыку здесь и сейчас, и моя посильная лепта в достижение всего вышеперечисленного.
О родительской воле и детских протестах
Мои родители – скрипачи по профессии – в раннем возрасте обнаружили у меня музыкальные способности, и с того момента перед ними и передо мной не существовало другого выбора, кроме как посвятить жизнь музыке. Естественно, в том возрасте это был неосознанный шаг для меня.
Как только со мной начали заниматься по специальности (сначала родители, потом педагоги), я сделал для себя неприятное открытие: овладение инструментом требует колоссального усилия, невероятной сосредоточенности и жесточайшей дисциплины. Разумеется, мне приходилось жертвовать играми во дворе ради достижения результатов.
И чем успешнее осваивал профессию музыканта, тем существеннее становились ограничения, что, конечно, провоцировало меня на всяческие протестные формы в виде детских шалостей.
К моменту поступления в МССМШ имени Гнесиных (колледж) я уже довольно прилично играл на скрипке в отличие от других поступающих, поэтому меня приняли безоговорочно.
И с этого знаменательного события детство в общепринятом смысле закончилось. Преподаватели по специальности и по другим предметам отдавали мне все свои знания, чему я весьма признателен, но особую роль в становлении как музыканта сыграл мой педагог по классу скрипки – Татьяна Семеновна Беркуль, доцент Московской консерватории.
Благодаря ей мне удалось сделать качественный рывок в овладении инструментом и утвердиться в мысли, что моя профессиональная деятельность навсегда связана с музыкой.
О совместных поисках эталона
Во время учебы в школе я впервые близко соприкоснулся с таким явлением, как оркестр (“Гнесинские виртуозы” п/у М. Хохлова), в котором играл несколько лет, вплоть до поступления в консерваторию.
Потом был оркестр “Московия” под управлением Эдуарда Грача – в его класс в Московской консерватории я попал после окончания школы.
Поступив в аспирантуру на сольное отделение, я сыграл конкурс в Госоркестр (в то время руководство осуществлял Марк Горенштейн) и был принят в группу первых скрипок.
Знакомство с оркестром, состоявшееся еще в школе, произвело на меня столь неизгладимое, сакральное впечатление, что и по сей день проходит краеугольным камнем через мою жизнь. Для меня это доминанта моей музыкальной деятельности. Также я занимаюсь преподаванием и принимаю активное участие в ансамблях, музыкально-тематических и творческих вечерах и концертах.
На взгляд неискушенного человека, игра в оркестре не представляет никакой сложности. Собираются, условно говоря, музыканты, открывают ноты какого-либо произведения, играют его от начала и до конца и с чувством выполненного долга расходятся. Но для истинных ценителей оркестрового звучания нет сложнее и загадочнее феномена рождения музыки.
Можно ли попытаться исследовать природу воздействия оркестра на души и чувства слушателей? Безусловно, да! Суть явления проста, как все гениальное: абсолютное сочетание композиторского замысла, профессионализма музыкантов и таланта дирижера, придающего любому оркестру его неповторимое звучание.
Приход в Госоркестр Владимира Юровского на должность художественного руководителя, на мой взгляд, связан с покорением новой высоты.
За эти пять лет оркестр качественно преобразился. Владимир Михайлович значительно расширил репертуар, интерпретировал аутентичное звучание. Вдумчивое и тактичное отношение дирижера к музыкантам, совместное творчество, поиски идеала в исполнении любого произведения, будь то классическая, или современная музыка – все это создает взаимный пиетет, и, наверно, не будет лишним сказать, что по этой причине Госоркестр может считаться одним из выдающихся явлений в современном культурном пространстве.
Юлия Чечикова, “М24“
Мастер-класс «Зачем оркестру нужен дирижер?»
16.10.2008 в 11:17
, количество просмотров:
3199
Акция под названием «Зачем оркестру нужен дирижер?» проходила под рубрикой «мастер-класс». Однако то, что совершалось в этот день в стенах центра Павла Слободкина, правильнее было бы назвать спектаклем или перформансом. Потому что вместо профессиональных, пусть даже начинающих, дирижеров к пульту выходили представители совсем иных профессий, и их потуги по большей части порождали гомерический смех в зале. И это, без сомнения, было заранее просчитанным эффектом. Жаль только, что в качестве объекта для такого вот развлечения были выбраны фрагменты… Реквиема Моцарта, что все же несколько отдает кощунством.
Судя по всему, Теодор Курентзис решил дать ответ на раздающийся еще и сегодня пресловутый вопрос, вынесенный в название акции, так сказать, от противного. Можно было бы, конечно, никого к пульту не приглашать, продемонстрировав разницу между игрой оркестра без дирижера, каковая также имела место, и с дирижером, то есть с самим Курентзисом. Однако с учетом того, что перед этим маэстро и музыканты его новосибирского коллектива «Musica Aeterna Ensemble» уже некоторое время репетировали тот же Реквием, подобный опыт вряд ли мог бы считаться показательным в полной мере. К тому же, надо было ведь еще и проиллюстрировать звучащий нередко из уст невежд тезис, что махать руками перед оркестром, якобы, может любой.
И вот один за другим выходили к оркестру эти самые «любые», некоторые из которых, кажется, даже и музыкальной грамоты не знали, и начинали молотить в воздухе руками или производить какие-то иные пассы, воспринимаемые как прямая пародия на процесс дирижирования. Музыка, соответственно, тоже принимала несколько пародийный оттенок.
И вот тут вступал сам Курентзис, то комментируя происходящее для публики, то объясняя что-то самозваным «дирижерам». Последние чаще всего оказывались в его руках чем-то вроде марионеток, причем почти в буквальном смысле слова. Маэстро вырастал у них за спиной и водил их руками. И тогда начинала звучать музыка, а не пародия на нее. Подобное проделывалось и с теми, кто выходил к оркестру просто повалять дурака, и с теми, кто имел некоторое представление о партитуре и дирижерском процессе.
Один известный музыкальный критик, явно подготовившись заранее, вначале попросил хор спеть несколько тактов без аккомпанемента, потом погонял оркестр по отдельным группам. В его действиях определенно просматривалась некая осмысленность, а то, что звучало, можно было даже с некоторой натяжкой принять за подобие музыки. Однако такая иллюзия сохранялась лишь до тех пор, покуда его руками не начал двигать Курентзис.
Среди тех, кто выходил на подиум, был и композитор, взявшийся дирижировать своей собственной версией окончания одной из частей Реквиема, полностью демонстрировавшейся в тот же вечер наряду с другими подобными. Незадолго до этого Курентзис сказал про одного из смельчаков, что тот сам не знает, чего хочет. Композитор, обратясь к залу, произнес примерно следующее: я-то, как вы понимаете, точно знаю, чего хочу, но не могу передать это оркестру. Отсюда, казалось бы, само собой напрашивалось соответствующее определение: дирижер — это тот, кто и знает, и может. Но сам же Курентзис собственным примером и показал всю недостаточность подобной формулировки. Окончательный вывод произнесен вслух так и не был, но, если просуммировать все, что говорил и делал маэстро, можно предположить, что он звучал бы примерно так: истинный дирижер — тот, за чьей спиной незримо стоит и водит его руками некий высший Дух музыки. И в данном случае Теодор Курентзис для пущей наглядности решил в отношении дирижеров самозваных взять роль этого духа на себя.
Дмитрий Морозов
Тип
статьи
Раздел
классическая музыка
Персоналии
Теодор Курентзис
Словарные статьи
дирижирование
Обучение на дирижера
Будущие дирижеры получают профильное образование в вузах, делая выбор в пользу следующих направлений подготовки:
- «Дирижирование» (код: 53.03.05);
- «Дирижирование военным духовым оркестром» (код: 53.05.07).
При поступлении необходимо хорошо сдать ЕГЭ по литературе и русскому языку – это обязательные предметы. В разных вузах требуются дополнительные результаты ЕГЭ по истории, обществу или иностранному языку.
Каждый абитуриент в обязательном порядке проходит собеседование, творческое испытание или экзамен, реализуемые на базе вуза. К будущим дирижерам выдвигают серьезные требования, поэтому профессию чаще всего выбирают люди, имеющие начальное (музыкальная школа) или среднее (колледж) музыкальное образование. Например, во время творческого испытания нужно успешно сдать устный экзамен по теории музыки или исполнить сольную программу на фортепиано.
Сколько получают
По данным из интернета, средняя зарплата профессионала, управляющего музыкальным коллективом, колеблется в пределах 15–30 тысяч рублей. Кто видел, как работает дирижер, понимает, что это просто смехотворная сумма, уступающая почти всем творческим профессиям. В столичных оркестрах можно рассчитывать на 50-60 тысяч рублей.
Ситуация меняется к лучшему только тогда, когда дирижер достигает вершин профессионального мастерства и широкого признания. Так, доход Владимира Спивакова, руководящего «Виртуозами Москвы» и Национальным филармоническим оркестром, в 2021 году составил более 73 миллионов рублей. Примерно столько же зарабатывает и Юрий Башмет («Новая Россия» и «Солисты Москвы»). Владимир Федосеев (Большой симфонический оркестр) получил за год 6,5 миллиона рублей. А доходы самых богатых представителей классической музыкальной тусовки Валерия Гергиева (Мариинский театр и ряд других площадок) и Михаила Плетнева (Российский национальный оркестр) уже несколько лет не публикуются.
В развитых европейских странах дирижеры средней руки получают около 3 тысяч долларов, в США – до 10 тысяч. Зарплата в Нью-Йоркском симфоническом оркестре составляет 20 тысяч долларов плюс дополнительные доходы за гастрольные туры и другие выступления.
Теодор Курентзис (р. 1972)
Этому 47-летнему греко-русскому дирижеру с готической внешностью нет равных в том, что касается озвучивания музыки, которую вы, вероятно, слышали тысячу раз. Курентзис получил стремительный рост известности после того, как в 2011 году был назначен музыкальным руководителем Пермского театра оперы и балета. Он применил нетрадиционный подход к репертуару и изменил отношения между классической музыкой и поклонниками 21-го века. Курентзис превратил Пермскую оперу в Мекку для любителей нестандартной музыки. В прошлом году он решил уйти, чтобы посвятить себяансамблю Musica Aeterna. Билеты на концерты его оркестра продаются, как горячие пирожки, и забронированы на несколько месяцев вперед. Новаторский дирижер может заново изобрести что угодно, от «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича до Реквиема Верди, сохраняя при этом яркую и насыщенную музыку.
За Курентзисом тоже интересно смотреть. Он либо почти непрерывно движется, либо пугающе неподвижен, как хищник, готовящийся к атаке. Его резкие хаотичные движения на подиуме и эмоционально заряженный подход к музыке превращают его концерты в шоу фейерверков. В настоящее время он является главным дирижером симфонического оркестра SWR в Штутгарте.
Курентзис родился в Афинах и начал брать уроки игры на фортепиано, когда ему было всего четыре года. В возрасте 12 лет он поступил на отделение скрипки в Греческой национальной консерватории. В 1994–1999 годах он изучал дирижирование в Санкт-Петербургской государственной консерватории и влюбился в Россию. В 2014 году Курентзис получил российское гражданство в награду за выдающийся труд. Яркий дирижер недавно произвел фурор в киноиндустрии. Курентзис сыграл легендарного советского физика Льва Ландау в фильме Ильи Хржановского «Дау», мировая премьера которого состоялась в Берлине в 2019 году.
Кому подходит
На вопрос: «Дирижер – это кто, ремесленник или творец?» – ответить довольно просто. Это штучная профессия, своего рода призвание, научиться которому, как ремеслу, практически невозможно. Стать им способен только тот человек, который по-настоящему влюблен в музыку, чувствует все ее оттенки и понимает задумки автора. Количество профессиональных качеств, которыми он должен обладать, просто зашкаливает:
- высшее музыкальное образование соответствующей квалификации;
- опыт работы;
- понимание принципов игры на всех имеющихся в ансамбле инструментах;
- навыки композиторской деятельности;
- безукоризненное знание композиции, гармонии и нотной грамоты;
- идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
- координация движений, подвижность пальцев рук и выразительная мимика;
- знание обширного музыкального материала;
- искренняя увлеченность своим делом.
Чрезвычайно важны и личные свойства специалиста:
- лидерские качества, воля и целеустремленность;
- творческие и педагогические способности;
- гибкость мышления и склонность к импровизации;
- знание человеческой психологии;
- терпеливость и усидчивость;
- стрессоустойчивость;
- физическая выносливость.
Последний пункт имеет немалое значение. «Отмахать» руками четырехчасовую оперу или двухчасовой концерт способен далеко не каждый. Именно поэтому дирижирование остается в основном мужской профессий, хотя есть и исключения, такие как Жанна Эврар, Надя Буланже и Сабрие Бекирова. Однако хоровой дирижер использует не такой силовой стиль, как инструментальный, более мягкий, поэтому здесь женщин больше.
К плюсам специальности можно отнести занятие любимым делом, возможность заявить о себе и самореализоваться, шанс пробиться в музыкальную элиту. Минусы – высокий порог вхождения в профессию, сложность и длительность обучения, физические и психологические перегрузки, сомнительные перспективы карьерного роста.
Когда появились дирижеры?
Самостоятельной профессией дирижерство начало считаться в начале XIX века. Хотя ученые обнаруживали на древних скульптурах Египта и Ассирии изображения, на которых представал человек с жезлом в руке. При этом он руководил коллективом музыкантов. А в театре Древней Греции был человек, который руководил хором. При этом у него была специальная обувь с железной подошвой, при помощи которой можно было громко отбивать ритм.
Вместе с этим, здесь же распространенным считался способ управления хором при помощи жестикуляции. Позже этот способ распространился по Европе в церковной сфере. При помощи жестов дирижер полностью контролировал ритм, темп, изменение контуров мелодии и прочие музыкальные нюансы.
Постепенно происходило развитие оркестровой игры, а также увеличивалась численность и многоголосие хоров. В связи с этим требовался еще более серьезный подход к руководству музыкальными ансамблями. Так у дирижеров того времени появился инструмент, который считается предшественником современной дирижерской палочки, он назывался: баттута. С помощью можно было отбивать такт, хотя инструмент был достаточно массивным и неудобным. Впервые упоминание о баттуте датируется 1432 годом.
Интересно: Как самолеты садятся в сильный туман и дождь?
В дальнейшем дирижеры пытались изменить специфику своей работы. Например, использовали облегченные варианты баттуты, отбивали ритм смычком для скрипки, кивали головой.
В XVII веке появилось такое понятие, как генерал-бас – это басовый голос в музыкальном произведении. Таким образом, у музыканта, который исполнял данную партию, появлялась новая обязанность – руководить всем оркестром. Он мог использовать кивки головой, жесты и прочие способы. Например, Иоганн Себастьян Бах отбивал ритм ногой и напевал при этом мелодию.
Современные инструменты дирижёра — партитура и палочка
Плюсы и минусы дирижерства
В этом разделе предоставим важную информацию для детей, которые видят себя в данной профессии. Здесь мы даем описание плюсов и минусов, с которыми можно столкнуться в работе.
Разберем плюсы:
- Быть старшим и главным всегда приятно;
- Появляется значимость и уважение в коллективе;
- Частые гастроли;
- При желании развиваться, есть возможность получить высокую популярность;
- Есть вероятность стать медийной личностью;
- Высокий уровень оплаты труда.
А теперь о минусах:
- Необходимо иметь врожденный музыкальный талант, иначе будет гораздо сложнее добиваться результатов;
- Придется долго учиться;
- Высокая ответственность;
- Для получения высокого разряда профессионализма нужен не один год работы над совершенствованием личного мастерства.
Лучшие вузы для обучения
Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:
- Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
- Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
- Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
- Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
- Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.
В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.