Дирижер

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РУКОВОДСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕМЛЕВСКОГО ОРКЕСТРА

КОЛОТУШКИНАндрей Алексеевичзаслуженный артист России  ЧУДОВСКИЙКонстантин Юрьевич КОНОНОВАВера Владиславовна

ДУХОВАЯ МУЗЫКА В КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛАХ

Ключевой задачей Государственного Кремлёвского оркестра является исполнение оригинальной духовой музыки, а также произведений для солирующих духовых инструментов, в лучших концертных залах российских городов.

В настоящее время у российской аудитории духовая музыка ассоциируется в основном с исполнением маршевой музыки, вальсов, а также переложений симфонических произведений. Однако в мировой сокровищнице лучших музыкальных образцов есть немало блистательных произведений, написанных специально для духовых оркестров, и целая россыпь изумительных концертов для самых разных солирующих духовых инструментов. Отдельного внимания заслуживает творчество современных композиторов, которые создают достаточно много актуальной музыки для духовых ансамблей и оркестров.

Одним из первых оригинальных произведений для духового оркестра считается Сюита № 1 Es-dur Густава Холста, написанная в 1909 году. Впоследствии многие композиторы стали писать специально для духовых оркестров, среди них — Николай Мясковский, Игорь Стравинский, Пауль Хиндемит и другие. Среди авторов концертов для солирующих духовых инструментов Вольфганг Амадей Моцарт, Йозеф Гайдн, Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Николай Римский-Корсаков и другие.

ДУХОВАЯ МУЗЫКА В ПАРКАХ

Исполнение духовой музыки в парках — это прекрасная традиция, ее сохранение и развитие является одной из первоочередной задачей Государственного Кремлёвского оркестра.

Когда-то в любом, даже самом маленьком, городе России по выходным дням, по праздникам и просто вечерами в парках и садах звучали духовые оркестры. Люди их любили, специально приходили слушать старинные марши, петь любимые песни, танцевать под звуки вальсов…

В России исполнять духовую музыку в парках начали еще во времена правления императора Александра III, который был большим знатоком духовой музыки и прекрасно играл на трубе и валторне. Благодаря личному примеру императора духовые оркестры начали пользоваться большой популярностью, и вскоре их музыку можно было услышать в каждом российском городе.
Выступления духовых оркестров на открытом воздухе всегда создают праздничное настроение и привлекают большую аудиторию слушателей. И поэтому в советскую эпоху, особенно в послевоенное время, любовь к духовой музыке стала поистине всенародной.

В настоящее время в России вновь становится чрезвычайно популярным отдых в парках. И совершенно очевидно, что духовая музыка может и должна стать одним из важнейших атрибутов современной парковой культуры.
Для развития и популяризации традиций исполнения духовой музыки в парках Государственный Кремлёвский оркестр России выступает в парках и скверах Москвы.

Среди площадок, где проходят подобные концерты — ботанический сад МГУ «Аптекарский огород» ВДНХ, ЦПКиО имени Горького, парк «Сокольники», Музеи-заповедники «Коломенское» и «Царицыно», парк «Митино», Усадьба «Захарово».

ФЕСТИВАЛИ ДУХОВОЙ МУЗЫКИ

Фестиваль — это демонстрация достижений и возможностей в праздничной атмосфере для широкой аудитории, поэтому участие в фестивалях является одной из ключевых задач Государственного Кремлёвского оркестра.

Широкий репертуарный диапазон, многообразие участников и формы мероприятий (концерты в залах, на открытом воздухе, парады, мастер-классы и лекции) делают фестивали необычайно яркими и привлекательными музыкальными событиями!

ДУХОВАЯ МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Дети и подростки — важнейшая часть целевой аудитории Государственного Кремлёвского оркестра, ведь именно в раннем возрасте закладывается любовь к музыке, творчеству, прекрасному, и открываются новые таланты.

Формат концертных программ Государственного Кремлёвского оркестра для детей школьного возраста можно определить как урок-концерт. Это не просто виртуозное исполнение оркестром музыкальных произведений перед юными слушателями, но также и увлекательный рассказ профессиональных артистов об особенностях и взаимосвязях музыкальных стилей и жанров, о композиторах и их творчестве, своеобразное путешествие сквозь различные музыкальные эпохи.

Работа с детьми и для детей рассматривается Государственным Кремлёвским оркестром как основа для естественного развития и расширения профессиональной среды музыкантов-духовиков, а также для формирования значительной постоянной зрительской аудитории в будущем.

Сколько получают

По данным из интернета, средняя зарплата профессионала, управляющего музыкальным коллективом, колеблется в пределах 15–30 тысяч рублей. Кто видел, как работает дирижер, понимает, что это просто смехотворная сумма, уступающая почти всем творческим профессиям. В столичных оркестрах можно рассчитывать на 50-60 тысяч рублей.

Ситуация меняется к лучшему только тогда, когда дирижер достигает вершин профессионального мастерства и широкого признания. Так, доход Владимира Спивакова, руководящего «Виртуозами Москвы» и Национальным филармоническим оркестром, в 2020 году составил более 73 миллионов рублей. Примерно столько же зарабатывает и Юрий Башмет («Новая Россия» и «Солисты Москвы»). Владимир Федосеев (Большой симфонический оркестр) получил за год 6,5 миллиона рублей. А доходы самых богатых представителей классической музыкальной тусовки Валерия Гергиева (Мариинский театр и ряд других площадок) и Михаила Плетнева (Российский национальный оркестр) уже несколько лет не публикуются.

В развитых европейских странах дирижеры средней руки получают около 3 тысяч долларов, в США – до 10 тысяч. Зарплата в Нью-Йоркском симфоническом оркестре составляет 20 тысяч долларов плюс дополнительные доходы за гастрольные туры и другие выступления.

Значение

Существительное «дирижёр» в русском языке употребляется в прямом и переносном значении:

  1. Прямое изначальное – художественный руководитель оркестра или хора, в ходе управления его выступлением осуществляющий свою трактовку, аранжировку исполняемого произведения, звучанием выражающий дирижёрское видение данного опуса: «Эннио Морриконе прославился в качестве автора музыки к кинофильмам, но в музыкальной среде он известен как не менее выдающийся дирижёр». Частичные синонимы «капельмейстер» (дирижёр оркестра); «хормейстер» (хоровой дирижёр).
  2. Также прямое – распорядитель бала, балета, учитель танцев, в данный момент ведущий урок в танцевальной школе, студии (курсивом выделены синонимы). Синонимы «танцмейстер» (общий), «балетмейстер» (может быть ведущим артистом балетной труппы и выступать на сцене; не путать с режиссёром!); частичный «водитель» (просторечный: «водитель хоровода», и др.).
  3. Тоже прямое, устаревшее, в бумажном делопроизводстве – надзиратель, надсмотрщик, контролёр за правильностью документооборота: ”Святой” и “великомученик” Николай Второй и дирижёром-то в своём государстве не был, им самим со всеми присными заправляла “гессенская муха” императрица Александра вкупе с “мадам” дворцового борделя Анной Вырубовой, а затем и с общим их, и не только их, “котом” Гришкой Распутиным».
  4. Переносное – неформальный единовластный руководитель, организатор, наставник, непререкаемый авторитет, идеолог, гуру: «Распад The Beatles был предрешён в момент замены Тони Шеридана Полом Маккартни, поскольку группа теперь оказалась фактически под руководством двух дирижёров – его и Джона Леннона»; «Даже и почивший в бозе Сальвадор Дали – и поныне несомненный дирижёр всего разнобоя и какофонии современного сюрреализма в живописи»; «Судя по первым публичным заявлениям и, главное, по действиям новой администрации США, Google Corp. придётся распрощаться с ролью дирижёра всемирного информационного ансамбля». Частичные синонимы «водитель», «заводила» (просторечные), «кукловод», «манипулятор», «пахан» (криминальный и сленговый), «распорядитель», «фронтмен» (преим. в рок-музыке).

  5. На техническом и управленческом жаргоне – то же самое, что главный или старший диспетчер, лицо, следящее за обращением обрабатываемых материалов (грузов, пассажиров, сырья, транспортных средств, готовых изделий, товаров) и распределением ресурсов системы для их обработки: «Капитан порта не дирижёр, он что-то вроде старшины роты, его дело следить за порядком, а непосредственно диспетчеризацией управляет начальник порта или же всего транспортного узла».
  6. В компьютерном сленге – часть аппаратных или программных средств, выделенная для распределения вычислительных ресурсов сообразно решаемым задачам: «Висишь? Жми Control + Alt + Del, вылетит задачное окно, посмотри, какой процесс дохлый, и вели дирижёру задавить его». Синонимы «супервайзер» (supervisor, общий, но преимущественно к управляющим аппаратным узлам мультипроцессорных систем и многоядерных процессоров), «диспетчер задач» (task manager, соответствующий модуль системного ПО).

Сергей Кусевицкий

Родился: 26 июля 1874 г.

Умер: 4 июня 1951 г.

Уже в 12 лет Кусевицкий дирижировал небольшим оркестром, заполняя антракты в представлениях приезжих губернских звезд из Твери. Сергей мог играть на множестве музыкальных инструментах, но денег это не приносило. В 14 лет Сергей тайно покинул дом и отправился в Москву, где хотел выучиться на дирижера, но опоздал на прием и сдал документы в класс контрабаса. Вскоре Кусевицкий начал играть в оркестре оперного театра Мамонтова, а в 1894 году его приняли в Мариинский театр.

За небольшой промежуток времени Сергей стал популярным музыкантом, чья потрясающая игра на контрабасе поражала всех слушателей. Благодаря отцу своей жены Кусевицкий воплотил свою главную мечту — стать дирижером. Дебют Сергея состоялся в Берлине, где оркестр под его управлением сыграл «Ромео и Джульетту». Вскоре Кусевицкий основал собственный симфонический оркестр, а позже возглавил Государственный оркестр в Санкт-Петербурге.

Кусевицкий обладал настоящим даром и тонким чувством музыки. Он постоянно совершенствовался и никогда не стоял на месте. Кусевицкий не только играл и дирижировал, но и сам писал музыку. Самое популярное произведение музыканта — «Пассакалия на русскую тему». Последний концерт Сергея состоялся в 1951 году в Сан-Франциско, где он дирижировал под музыку Чайковского и Прокофьева. Скончался великий дирижер в 1951 году. За свои 75 лет жизни Кусевицкий внес огромный вклад не только в музыку, но и в становление многих культовых личностей в музыкальной области, за что и получил множество наград и премий.

Послушайте, как звучит написанная Сергеем Кусевиким музыка:

Описание профессии

Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.

У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.

Можно выделить два основных вида дирижирования:

  • оркестровое (управление инструменталистами);
  • хоровое (работа с вокальными исполнителями).

Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.

История профессии

Название профессии происходит от французского diriger, что означает «направлять», «руководить». Еще в давние времена (в Древнем Египте и Греции, средневековой Европе) использовались определенные приемы для управления музыкальными группами. Позже для синхронизации игры исполнителей отбивался такт ногой, специальной палкой (баттутой) или смычком. Однако в отдельное направление со своими особенностями и специфическими навыками дирижирование окончательно выделилось только в конце XIX века.

Увеличение численности музыкантов и усложнение произведений потребовало наличия во время их исполнения отдельного человека, отвечающего за гармоничную работу оркестра. Постепенно, начиная с конца XVIII столетия начала формироваться профессия дирижера, а в 1812 году впервые использовался привычный нам неизменный атрибут – небольшая палочка (хотя сейчас многие обходятся без нее). Знаменитые дирижеры, такие как Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз, работали уже не только со своими коллективами, но и активно гастролировали.

В России изначально развивалось управление хоровыми коллективами, в частности церковными. Первыми профессиональными оркестровыми дирижерами были Николай Рубинштейн и Василий Сафонов.

Плюсы и минусы дирижерства

В этом разделе предоставим важную информацию для детей, которые видят себя в данной профессии. Здесь мы даем описание плюсов и минусов, с которыми можно столкнуться в работе.

Разберем плюсы:

  • Быть старшим и главным всегда приятно;
  • Появляется значимость и уважение в коллективе;
  • Частые гастроли;
  • При желании развиваться, есть возможность получить высокую популярность;
  • Есть вероятность стать медийной личностью;
  • Высокий уровень оплаты труда.

А теперь о минусах:

  • Необходимо иметь врожденный музыкальный талант, иначе будет гораздо сложнее добиваться результатов;
  • Придется долго учиться;
  • Высокая ответственность;
  • Для получения высокого разряда профессионализма нужен не один год работы над совершенствованием личного мастерства.

Как дирижеры стояли раньше?

У генерал-баса был помощник – концертмейстер. Как правило, эту роль играл первый скрипач. При помощи своего инструмента он задавал общий тон. Прекращая игру, концертмейстер отбивал ритм смычком. Также могло быть еще несколько помощников основного дирижера в лице хормейстера или виолончелиста. Со временем от генерал-баса решили отказаться, и руководителем ансамбля стал концертмейстер.

В будущем правила поменяются еще не раз, пока ансамбли не начнут окончательно выступать под руководством дирижера, стоящего отдельно – впереди. В 1812 году впервые Игнац Франц фон Мозель использовал дирижерскую палочку современного типа. Если прежде композиторы исполняли свои произведения самостоятельно, то постепенно они начинали исполнять и чужие произведения. Дирижерство превратилось в отдельную профессию, а ее представители могли отправляться на гастроли с чужими ансамблями.

Все это время дирижеры соблюдали правила хорошего тона: они стояли спиной к ансамблю и лицом к зрителям. Однако при этом отсутствовал контакт с ансамблем, что вызывало трудности.

Интересно: Почему с горы зимой видно дальше, чем летом?

Александр Ведерников (1964-2020)

Ведерников был главным дирижером Датской королевской оперы и музыкальным руководителем Михайловского театра Санкт-Петербурга. К сожалению, его жизнь оборвалась в 56 лет. Дирижер скончался в октябре 2020 года из-за осложнений с Covid-19. Ведерников был воспитан с уважением к музыкальным традициям. Начинал он ассистентом главного дирижера, а затем вторым дирижером Симфонического оркестра им. П.И. Чайковского. Среди солистов, с которыми сотрудничал Ведерников — Марта Аргерих, Миша Майский, Франк-Петер Циммерман, Юрий Башмет, Наталия Гутман, Михаил Плетнёв, Николай Луганский, Борис Березовский.

В 1995 году он основал Симфонический оркестр Российской филармонии и был художественным руководителем и главным дирижером этого оркестра до 2004 года. Ведерников руководил Большим театром почти 10 лет. Его присутствие оживляло сцену нежными ударами дубинки и притягательной индивидуальностью, очаровывая публику во всем мире. С 2009 по 2018 год он был главным дирижером Датского симфонического оркестра Оденсе. В 2018 году Ведерников получил похвалу за дирижирование Симфоническим оркестром BBC в Глинке и Чайковском, а также за мировую премьеру гитарного концерта Джоби Талбота. 

Теодор Курентзис (р. 1972)

Этому 47-летнему греко-русскому дирижеру с готической внешностью нет равных в том, что касается озвучивания музыки, которую вы, вероятно, слышали тысячу раз. Курентзис получил стремительный рост известности после того, как в 2011 году был назначен музыкальным руководителем Пермского театра оперы и балета. Он применил нетрадиционный подход к репертуару и изменил отношения между классической музыкой и поклонниками 21-го века. Курентзис превратил Пермскую оперу в Мекку для любителей нестандартной музыки. В прошлом году он решил уйти, чтобы посвятить себяансамблю Musica Aeterna. Билеты на концерты его оркестра продаются, как горячие пирожки, и забронированы на несколько месяцев вперед. Новаторский дирижер может заново изобрести что угодно, от «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича до Реквиема Верди, сохраняя при этом яркую и насыщенную музыку.

За Курентзисом тоже интересно смотреть. Он либо почти непрерывно движется, либо пугающе неподвижен, как хищник, готовящийся к атаке. Его резкие хаотичные движения на подиуме и эмоционально заряженный подход к музыке превращают его концерты в шоу фейерверков. В настоящее время он является главным дирижером симфонического оркестра SWR в Штутгарте.

Курентзис родился в Афинах и начал брать уроки игры на фортепиано, когда ему было всего четыре года. В возрасте 12 лет он поступил на отделение скрипки в Греческой национальной консерватории. В 1994–1999 годах он изучал дирижирование в Санкт-Петербургской государственной консерватории и влюбился в Россию. В 2014 году Курентзис получил российское гражданство в награду за выдающийся труд. Яркий дирижер недавно произвел фурор в киноиндустрии. Курентзис сыграл легендарного советского физика Льва Ландау в фильме Ильи Хржановского «Дау», мировая премьера которого состоялась в Берлине в 2019 году. 

ДУХОВАЯ МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Дети и подростки — важнейшая часть целевой аудитории Государственного Кремлёвского оркестра, ведь именно в раннем возрасте закладывается любовь к музыке, творчеству, прекрасному, и открываются новые таланты.

Формат концертных программ Государственного Кремлёвского оркестра для детей школьного возраста можно определить как урок-концерт. Это не просто виртуозное исполнение оркестром музыкальных произведений перед юными слушателями, но также и увлекательный рассказ профессиональных артистов об особенностях и взаимосвязях музыкальных стилей и жанров, о композиторах и их творчестве, своеобразное путешествие сквозь различные музыкальные эпохи.

Работа с детьми и для детей рассматривается Государственным Кремлёвским оркестром как основа для естественного развития и расширения профессиональной среды музыкантов-духовиков, а также для формирования значительной постоянной зрительской аудитории в будущем.

Юрий Темирканов (р. 1938).

Немногие дирижеры сделали такую ​​долгую и плодотворную карьеру, как Темирканов, который с 1988 года остается верным Санкт-Петербургскому филармоническому оркестру. Как и многие советские мальчики его поколения, Юрий учился музыке в детстве. Он учился в Ленинградской консерватории и собирался стать альтистом. Однако после победы на Всесоюзном конкурсе дирижеров в 1966 году Темирканову пришлось отложить свои первоначальные планы в сторону. Лауреат был приглашен в тур по Европе и США с гениальным советским альтистом Давидом Ойстрахом и Московской филармонией.

Темирканов дебютировал с Петербургской филармонией в 1967 году. Ему довелось буквально поработать рука об руку с маэстро Евгением Мравинским. Он также был главным дирижером Ленинградского симфонического оркестра с 1968 по 1988 год. Темирканов руководил многими великими оркестрами мира. По мнению музыкальных критиков, немногие маэстро могут заставить звучать Чайковского и Шостаковича так великолепно. В 1992 году он был назначен главным дирижером Королевского филармонического оркестра. С 1992 по 1997 год он также был главным приглашенным дирижером Дрезденской филармонии, Симфонического оркестра Датского национального радио, Большого театра и многих других. 

Лучшие вузы для обучения

Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:

  • Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
  • Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
  • Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.

В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.

Евгений Светланов (1928-2002)

Светланов родился с музыкой в ​​крови. Его отец был солистом Большого театра, а мать – пантомимой. В 1951 году Евгений окончил Московский институт имени Гнесиных по специальности пианист. Его учитель в Московской консерватории Генрих Нейгауз (среди известных учеников которого были Святослав Рихтер и Эмиль Илельс) научил его думать о фортепиано в оркестровых терминах. Он был настоящим человеком и никогда не следовал слепо традициям ради быстрого успеха.

Светланов два года работал главным дирижером в Большом театре. Затем он перевернул новую страницу и ушел из Большого театра, чтобы дирижировать Государственным симфоническим оркестром СССР, в котором он размахивал своей палочкой 35 лет (с 1965 по 2000). Светланов достиг творческого и личного пика в 1970-80-е годы, получив признание за свои нетрадиционные интерпретации Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича и особенно Малера. Светланов руководил своим оркестром и гипнотизировал его, точно управляя ансамблем, не оказывая лишнего давления. 

Семен Елизаров, скрипка

Моя любовь к оркестру обусловлена тремя основными истинами: совместное творчество с другими музыкантами, созидательная работа, рождающая музыку здесь и сейчас, и моя посильная лепта в достижение всего вышеперечисленного.

О родительской воле и детских протестах

Мои родители – скрипачи по профессии – в раннем возрасте обнаружили у меня музыкальные способности, и с того момента перед ними и передо мной не существовало другого выбора, кроме как посвятить жизнь музыке. Естественно, в том возрасте это был неосознанный шаг для меня.

Как только со мной начали заниматься по специальности (сначала родители, потом педагоги), я сделал для себя неприятное открытие: овладение инструментом требует колоссального усилия, невероятной сосредоточенности и жесточайшей дисциплины. Разумеется, мне приходилось жертвовать играми во дворе ради достижения результатов.

И чем успешнее осваивал профессию музыканта, тем существеннее становились ограничения, что, конечно, провоцировало меня на всяческие протестные формы в виде детских шалостей.

К моменту поступления в МССМШ имени Гнесиных (колледж) я уже довольно прилично играл на скрипке в отличие от других поступающих, поэтому меня приняли безоговорочно.

И с этого знаменательного события детство в общепринятом смысле закончилось. Преподаватели по специальности и по другим предметам отдавали мне все свои знания, чему я весьма признателен, но особую роль в становлении как музыканта сыграл мой педагог по классу скрипки – Татьяна Семеновна Беркуль, доцент Московской консерватории.

Благодаря ей мне удалось сделать качественный рывок в овладении инструментом и утвердиться в мысли, что моя профессиональная деятельность навсегда связана с музыкой.

О совместных поисках эталона

Во время учебы в школе я впервые близко соприкоснулся с таким явлением, как оркестр (“Гнесинские виртуозы” п/у М. Хохлова), в котором играл несколько лет, вплоть до поступления в консерваторию.

Потом был оркестр “Московия” под управлением Эдуарда Грача – в его класс в Московской консерватории я попал после окончания школы.

Поступив в аспирантуру на сольное отделение, я сыграл конкурс в Госоркестр (в то время руководство осуществлял Марк Горенштейн) и был принят в группу первых скрипок.

Знакомство с оркестром, состоявшееся еще в школе, произвело на меня столь неизгладимое, сакральное впечатление, что и по сей день проходит краеугольным камнем через мою жизнь. Для меня это доминанта моей музыкальной деятельности. Также я занимаюсь преподаванием и принимаю активное участие в ансамблях, музыкально-тематических и творческих вечерах и концертах.

На взгляд неискушенного человека, игра в оркестре не представляет никакой сложности. Собираются, условно говоря, музыканты, открывают ноты какого-либо произведения, играют его от начала и до конца и с чувством выполненного долга расходятся. Но для истинных ценителей оркестрового звучания нет сложнее и загадочнее феномена рождения музыки.

Можно ли попытаться исследовать природу воздействия оркестра на души и чувства слушателей? Безусловно, да! Суть явления проста, как все гениальное: абсолютное сочетание композиторского замысла, профессионализма музыкантов и таланта дирижера, придающего любому оркестру его неповторимое звучание.

Приход в Госоркестр Владимира Юровского на должность художественного руководителя, на мой взгляд, связан с покорением новой высоты.

За эти пять лет оркестр качественно преобразился. Владимир Михайлович значительно расширил репертуар, интерпретировал аутентичное звучание. Вдумчивое и тактичное отношение дирижера к музыкантам, совместное творчество, поиски идеала в исполнении любого произведения, будь то классическая, или современная музыка – все это создает взаимный пиетет, и, наверно, не будет лишним сказать, что по этой причине Госоркестр может считаться одним из выдающихся явлений в современном культурном пространстве.

Юлия Чечикова, “М24“

Карло Мария Джулини (Carlo Maria Giulini) (1914-2005)


Этот прославленный дирижёр получил мировую известность по большей части как интерпретатор немецко-австрийской симфонической музыки 18―19 ст., а также опер Верди и Моцарта.

Несмотря на то, что его оперная продукция с одной стороны не так значительна, он по сей день остается одним из крупнейших протагонистов музыкальной интерпретации прошлого столетия: стоит хотя бы вспомнить “Короткую жизнь” или “Итальянку в Алжире”.

Карло Мария Джулини много дирижировал произведений Верди, тяготел к русской музыке, восхищался композиторами XVIII века.

Интересы великого мастера были на редкость широки, его симфонический репертуар на самом деле неохватен, а его творческая биография длинна и наполнена громкими профессиональными достижениями.

Валерий Гергиев

Родился: 2 мая 1953 г.

Валерий Гергиев пошел в музыкальную школу в 7 лет. С тех пор музыка стала частью его жизни. После — он поступил в Ленинградскую консерваторию по классу дирижирования и сразу стал ассистентом Ю. Темирканова. Дебют Гергиева — спектакль «Война и Мир» Прокофьева. Мировую славу Гергиеву принесла его манера дирижирования: яркая эмоциональность, глубина и продуманность чтения партитуры.

В 1981-85 гг. Гергиев руководил Государственным симфоническим оркестром Армении, а после был избран главным дирижером Мариинского театра. Труппа дирижера успешно гастролирует на самых престижных мировых сценах, а оркестр театра в 2008 году вошел в двадцатку лучших оркестров мира по рейтингу журнала Gramophon.

Помимо дирижерской деятельности Гергиев известен своими талантами менеджера. Именно он начал привлекать на сцену молодых и талантливых исполнителей: Анна Нетребко, Ольга Бородина и многие другие вокалисты стали известны во всем мире благодаря содействию Гергиева. Дирижер возвращается к традиции исполнения произведений на языке оригинала, работая в сотрудничестве с известными оперными домами. Именно Гергиев исполнил знаменитый оперный цикл Вагнера «Кольцо нибелунга», который в России не слышали более 50 лет.

Интервью Валерия Гергиева Ивану Урганту:

Конечно, это не полный список великих дирижеров, их намного больше. Мир музыки полон громких имен и великих открытий и изучать его историю — сплошное удовольствие. Слушайте классическую музыку, вдохновляйтесь исполнением и ходите на концерты. А если вы не знаете с кем разделить радость похода в оперу, отправляйтесь на портал invme.com в раздел « события». Там вы сможете найти компанию и отправиться вместе наслаждаться музыкой.

Кому подходит

На вопрос: «Дирижер – это кто, ремесленник или творец?» – ответить довольно просто. Это штучная профессия, своего рода призвание, научиться которому, как ремеслу, практически невозможно. Стать им способен только тот человек, который по-настоящему влюблен в музыку, чувствует все ее оттенки и понимает задумки автора. Количество профессиональных качеств, которыми он должен обладать, просто зашкаливает:

  • высшее музыкальное образование соответствующей квалификации;
  • опыт работы;
  • понимание принципов игры на всех имеющихся в ансамбле инструментах;
  • навыки композиторской деятельности;
  • безукоризненное знание композиции, гармонии и нотной грамоты;
  • идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
  • координация движений, подвижность пальцев рук и выразительная мимика;
  • знание обширного музыкального материала;
  • искренняя увлеченность своим делом.

Чрезвычайно важны и личные свойства специалиста:

  • лидерские качества, воля и целеустремленность;
  • творческие и педагогические способности;
  • гибкость мышления и склонность к импровизации;
  • знание человеческой психологии;
  • терпеливость и усидчивость;
  • стрессоустойчивость;
  • физическая выносливость.

Последний пункт имеет немалое значение. «Отмахать» руками четырехчасовую оперу или двухчасовой концерт способен далеко не каждый. Именно поэтому дирижирование остается в основном мужской профессий, хотя есть и исключения, такие как Жанна Эврар, Надя Буланже и Сабрие Бекирова. Однако хоровой дирижер использует не такой силовой стиль, как инструментальный, более мягкий, поэтому здесь женщин больше.

К плюсам специальности можно отнести занятие любимым делом, возможность заявить о себе и самореализоваться, шанс пробиться в музыкальную элиту. Минусы – высокий порог вхождения в профессию, сложность и длительность обучения, физические и психологические перегрузки, сомнительные перспективы карьерного роста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector