Вузы аспирантура , специальности, стоимость обучения, отзывы, проходной балл егэ 2021
Содержание:
- Стипендия и льготы для аспирантов: зарплата, отпуск
- Как стать аспирантом
- Стоит ли бросать аспирантуру?
- Как поступить в аспирантуру после окончания бакалавриата
- Статус аспиранта
- Кто такой аспирант?
- В научных исследованиях мало внимания уделяется практике
- Трудоустройство аспиранта-очника с точки зрения закона
- «Школяры» и «коллективная безответственность»
- Кому нужна аспирантура
- Несколько преимуществ получения ученой степени
- Что дает и кому нужна аспирантура?
- Кто такой аспирант?
- Особенности аспирантуры
- На кого здесь обучают и как поступить в аспирантуру
- Чем аспирантура отличается от магистратуры?
- Льготы аспирантам заочной формы обучения
- Карьерный рост и работодатели
- Как проходит обучение
- Спор двух моделей
- Магистр и аспирант: в чём разница?
- Докторант: кто это?
Стипендия и льготы для аспирантов: зарплата, отпуск
Желающих продолжать обучение, занимаясь научной деятельностью после окончания вуза, волнует вопрос, какой бывает стипендия в аспирантуре, кто ее может получать, какие льготы положены аспирантам. Разберемся во всем по порядку.
Обучение в аспирантуре на очной основе отнимает много времени, особенно если предполагается написание и защита кандидатской диссертации. Найти хорошо оплачиваемую работу на время обучения непросто не только в небольших городах, но и в Москве, поэтому вопрос о стипендии аспирантов актуален для большинства абитуриентов.
Учащиеся в аспирантуре могут получать такие стипендии, как:
- государственная
- повышенная государственная
- социальная
- именная
- правительственная
- президентская
Государственная стипендия
предусмотрена для аспирантов, выбравших очную форму получения образования, с хорошими показателями успеваемости. Минимальная стипендия для аспирантов на 2020 год составляет2637 рублей . В 2020 году предусмотрена лишь незначительная индексация в 4%.
Повышенную стипендию от государства получают те слушатели, которые, кроме демонстрации отличной успеваемости, активно участвуют в общественной, спортивной и научной жизни института или университета
Социальная стипендия
положена аспирантам, относящимся к категории малоимущих, участникам боевых действий, инвалидам. Молодым ученым положена социальная доплата в случае потери кормильца или получения инвалидности. На 2020 год выплата составляла 2000 рублей.
Именные стипендии
получают особо отличившиеся в своей сфере деятельности аспиранты. Такие выплаты назначаются по итогам отчетного периода (семестра) и выплачиваются не из средств учебного заведения, а из общественных или коммерческих фондов. К именным стипендиям относятся выплаты из фонда правительства РФ и президента.
Как стать аспирантом
Совет: Если у студента после получения
высшего профессионального образования возникает вопрос, как поступить в
аспирантуру, за разъяснениями и условиями нужно обратиться в соответствующий
отдел, имеющийся в ВУЗе. Помощь в этом вопросе может также оказать
научный руководитель, если он уже выбран.
Также рекомендуем:
Как поступить в аспирантуру
Обычно алгоритм поступления следующий:
-
любой гражданин, закончивший ВУЗ с
дипломом специалиста или магистра может подать документы для зачисления в
аспирантуру; - сдача вступительных экзаменов;
-
дополнительно для поступления в
аспирантуру желательно (добавляет шансов туда попасть): участие в конференциях,
публикации в научных сборниках, статьи, рефераты, рекомендация кафедры или
руководителя.
Для поступления в аспирантуру нужно
сдать экзамены:
- иностранный язык, обычно английский;
- история и философия науки;
-
профильный предмет, для каждой
специальности свой.
Срок обучения по очной форме — 3 года,
при заочной – 4. Значит, за это время аспиранту необходимо поэтапно с помощью
назначенного ему научного руководителя подготовить к защите кандидатскую
диссертацию. Допускается закончить и защитить ее после окончания аспирантуры.
Стоит ли бросать аспирантуру?
Желание бросить аспирантуру не всегда обосновано. Ряд трудностей можно решить после откровенной беседы с научным руководителем. У кафедры есть полномочия даже назначить нового координатора, если она сочтет это необходимым.
Еще одна причина, почему не надо бросать аспирантуру, – возможность взять академический отпуск. Тайм-аут позволит разобраться с семейными проблемами и расставить приоритеты.
Если с аспирантурой все-таки пришлось расстаться, защитить диссертацию можно позже, уже в качестве соискателя.
Итак, у обучения в аспирантуре есть свои плюсы и минусы. При наличии достаточной мотивации и упорства удается справиться с трудностями и стать обладателем ученой степени.
Как поступить в аспирантуру после окончания бакалавриата
Каковы итоговые перспективы бакалавра, грезящего научной практикой?
- Магистрат. Зачисление возможно по результатам итоговой экзаменации бакалавра. Для студентов нашего вуза возможно дальнейшее льготное образование. Диплом (право перехода на третий уровень) можно получить через 2−2,5 года (очная, заочная формы). Нашим абитуриентам предложено более 10 программ подготовки. При поступлении можно «скорректировать» или расширить профиль.
- Специалитет. Решение переучиться на специалиста непопулярно. Времени займет столько же, сколько магистрат, на международном поле связка «BD + MD» ценится выше (специалитет не котируется).
Существуют ли другие нюансы?
Третья ступень профессиональной подготовки завершается квалификацией кандидата наук (следующий уровень — докторантура). Последнюю можно получить другим способом — через соискательство.
Соискатель не является аспирантом, но может заниматься научными изысканиями, сдавать кандидатские экзамены, публиковаться в изданиях ВАК, из индекса РИНЦ. Соискательство — ответственный поиск интересного направления развития, становления человека.
Соискатель прикрепляется к вузу для сдачи экзаменов. В случае успеха — становится аспирантом без вступительных. Стать соискателем может магистр, специалист, бакалавр. Но перейти на третью ступень образования после экзаменовки могут только первые двое (специалист, магистр).
Адрес поступления:
Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.
Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.
Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;
Статус аспиранта
В Советском Союзе аспирантура была частью системы послевузовского профессионального образования и первой ступенькой в карьере молодого ученого. Ее основой была научно-исследовательская работа, а критерием эффективности – выпуск с защитой диссертации.
Действующий закон об образовании () определяет аспирантуру как очередной уровень в системе высшего образования (ВО), программы которого направлены на подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации, проще говоря, вузовских преподавателей и будущих ученых. Тем не менее четкого определения, кто такой аспирант, он не содержит. Согласно аспирант – это обучающийся. Его задача заключается в освоении образовательной программы для приобретения такого уровня знаний и навыков, который необходим для научных исследований в определенной профессиональной сфере и подготовки диссертации.
По аспиранты так же, как и студенты бакалавриата, специалитета или магистратуры, относятся к категории обучающихся и пользуются соответствующими правами и мерами социальной поддержки:
- могут проживать в общежитии;
- получают стипендию, если учатся очно на бюджетной основе;
- им положена отсрочка службы в армии;
- имеют право взять академический отпуск, уйти на плановые каникулы и т. д.
Все это мешает воспринимать «обучающихся» на третьем уровне высшего образования в качестве молодой научной смены.
Кроме того, для успешного освоения программы аспиранты должны:
- прослушать курс лекций по учебным дисциплинам;
- вовремя сдавать зачеты и экзамены;
- пройти педагогическую практику;
- подготовить самостоятельно научно-исследовательскую работу;
- опубликовать не менее двух статей в изданиях, рекомендованных ВАК или входящих в систему РИНЦ.
Кто такой аспирант?
Поступление в помещения колледжа или университета — не первый опыт для аспиранта. Аспиранту не нужно изучать смежные предметы во время учебы. Вместо этого он сосредоточился бы только на главном или главном предмете. Кроме того, аспирант должен проучиться в течение двух лет, чтобы закончить аспирантуру по выбранному им предмету. Однако это когда мы рассматриваем возможность получения степени магистра, например, магистра. Когда речь идет об аспирантуре, продолжительность обучения может составлять всего 12 месяцев или, другими словами, год. Аспирантура может быть степенью магистра или исследовательской степени. В любом случае вы можете зарегистрироваться на любой курс, если у вас уже есть первая степень и вы соответствуете требованиям университета, который предлагает вам эту степень. Кроме того, аспирант уже имеет представление о предмете, который он выбирает, так как он уже получил первую степень. Аспирант также может напрямую подать заявку на работу по своему выбору и построить свою карьеру. Когда дело доходит до аспирантуры, контроль со стороны учителя минимален. Можно сказать, что это самообучение. Однако вы можете попросить помощи у преподавателей. Плата за обучение в аспирантуре может быть меньше первой степени.
В научных исследованиях мало внимания уделяется практике
Елена Силаева
Я училась в РГГУ на кафедре «История театра и театральная критика», это своего рода младшая сестра театроведческого факультета ГИТИСа, куда я и поступила в аспирантуру. Несмотря на то что еще на четвертом курсе я отчетливо начала понимать, что не хочу быть вечным студентом, и аспирантура не укладывалась в мою картину мира, к концу пятого я уже горела желанием попасть в ГИТИС. И тут, наверное, смешались несколько факторов: во-первых, очень манил ГИТИС — почему-то казалось, что это такой театроведческий оплот, к которому, раз уж есть такой шанс, надо приобщиться; во-вторых, ужасно привлекла перспектива продолжить работу и дружбу с моим научным руководителем, которая преподавала и в РГГУ, и в ГИТИСе. Работа с ней мотивировала на написание диплома как ничто другое. И ей достаточно было предложить мне попробовать поступить в аспирантуру в ГИТИС к ней на факультет — глаза загорелись, руки вспотели, ноги сами понесли на вступительные экзамены.
В аспирантуру мы поступали вместе с моей однокурсницей из РГГУ, после вступительных за нами так и закрепилось прозвище «девочки из РГГУ», и мы при поступлении хорошо себя зарекомендовали, на нас-то и возлагали все надежды по защите диссертации. Предвосхитили события, как оказалось.
Сейчас, по прошествии времени, понимаю, что год-полтора просуществовала на чистом кураже: и атмосфера, и преподаватели — все доставляло удовольствие. Не было самого основного — моей заинтересованности в собственной же исследовательской работе. Возможно, интерес переключился на мою работу в Большом театре, я начала там работать еще в процессе сдачи вступительных экзаменов в аспирантуру. Впечатления от самой учебы были самые приятные, но и вечным студентом быть не хотелось, а очная аспирантура предполагала посещение всех лекций и, что больше всего меня удивляло, отсутствие работы, то есть это, кажется, даже в уставе университета прописано или в каких-то других правилах. Такая полная отдача себя, своего времени и сил исследованиям. Я оказалась не готова, четко поняла для себя, что если твое обучение в аспирантуре кому-то и нужно, то только тебе самому и для этого совершенно точно нужен особый склад ума и характера. Я не потеряла интерес к театру, к театральным процессам, театральному наследию, но заниматься глубоким исследованием я не хочу, по крайней мере пока. Возможно, я изначально неверно себя настроила на то, что аспирантура=учеба, и этим же загнала себя в тупик. Все равно не считаю, что потратила время зря или сделала что-то, что мне бы претило. Мне просто стало неинтересно, такое случается в жизни. Я все еще работаю в театральной сфере и зачастую при походе в театр во мне просыпается задремавший театровед.
kasto80 / iStock
Трудоустройство аспиранта-очника с точки зрения закона
Законодательных препон для совмещения очной аспирантуры и работы нет. Подтверждение — ряд актов:
- ТК РФ. Статья 59 кодекса определяет возможность заключения срочных договоров со студентами, обучающими на очной форме. Статья 66 отменяет право кафедры удерживать трудовую книжку аспиранта. Исключение — случав, когда вуз является работодателем студента (обучение является основанием предпочтения кандидата).
- Закон об образовании (273-ФЗ) определяет право студента (магистранта, аспиранта, будущих бакалавров, специалистов, колледжистов — всех, кому исполнилось 14 лет) совмещать учебу с трудоустройством.
- Закон социального страхования регламентирует право воспользоваться учебным отпуском (студента очника — для поступления).
Дополнительно вопросы совмещения учебы с занятостью регламентированы подзаконными актами — Правилами, Инструкциями заполнения трудовых книжек, статьями ТК, определяющими условия заключения договоров.
Возвращаясь к вопросу о стаже, надо заметить, что аспирантура в него не входит, поскольку вузы не отчисляют за студентов взносы в страховой фонд (нет страхового стажа). Но работа параллельно с учебой отменяет пропуск страхового стажа, — взносы за студента отчисляются работодателем.
«Школяры» и «коллективная безответственность»
Дополнительная учебная нагрузка меняет статус аспирантов: обязательные курсы ставят их в положение «учеников». А в итоге аспиранты не воспринимаются сотрудниками кафедры как коллеги, молодые исследователи.
«Сейчас, скорее, есть элемент школярства и отношение все же как к обучающимся в слишком большой степени», — поясняет информант.
Распределение контроля над аспирантом бывает двух видов: либо у него несколько «параллельных» научных руководителей, либо это один «шеф» и несколько консультантов. Есть смысл в том, чтобы разные люди отслеживали разные аспекты диссертационной работы аспиранта — в соответствии со своими компетенциями.
Как отметил один из респондентов, «в идеале, конечно, надо было бы разделить абсолютно интеллектуальную — научную — и организационную вещь ». Один бы контролировал содержательную часть исследования, а другой помогал устроить статью в журнал или искать рецензентов. Ну и, конечно, несколько кураторов нужны, если аспирант занимается междисциплинарным исследованием.
Оппоненты идеи распределенного руководства подчеркивали, что коллективная ответственность часто оборачивается коллективной безответственностью. К тому же аспирант, как взрослый человек, не нуждается в дополнительном контроле.
Кому нужна аспирантура
Зачем идти в аспирантуру? Есть много веских причин. Аспирантура нужна, для того чтобы улучшить свои профессиональные перспективы, удовлетворить требования к степени для своей карьеры или углубить свои знания в определенной области.
Вот несколько преимуществ, которые помогут определиться:
-
Степень аспиранта необходима для вашей желаемой профессиональной области для того, чтобы вы могли легально практиковать или быть признанным профессионалом. Во-первых, определите, нужна ли вам сертификация или степень, чтобы соответствовать вашим профессиональным требованиям, и подумайте, есть ли программы, которые позволяют вам работать в обоих направлениях.
-
Это может улучшить вашу карьеру, помочь получить навыки и знания или быть решающим фактором в переговорах о повышении заработной платы. Хотя степень не приводит автоматически к повышению в должности, зарплате или ответственности, это может быть очень полезным.
-
Увеличение профессиональных возможностей и перспектив. Поступление в аспирантуру – это возможность получить передовые навыки и глубокие знания в области за пределами вашей специальности или обеспечить прочную основу в совершенно новой области. Помимо степени, аспирантура также является отличным местом для общения.
-
Стремление развиваться и изучать определенную специальность. Возможно, нет немедленного практического применения для желаемой степени. Тяга к знаниям может быть одной из веских причин для поступления в аспирантуру, ведь это пространство для размышлений и погружения в предмет интереса, который недоступен за пределами академических кругов.
-
Степень аспиранта может помочь быть лидером в области социального воздействия. Наряду с возможностями для развития своей собственной карьеры вы будете способствовать социальному развитию.
-
По мере того, как вы продвигаетесь по уровням высшего образования, вы осваиваете, а затем становитесь производителем знаний. Именно это растущее чувство свободы воли, сопровождаемое опытом, позволяет мудрости расти. Быть аспирантом – значит соответствовать более высокому академическому стандарту.
Несколько преимуществ получения ученой степени
Молодежь в большинстве случаев спешит покончить с учебой и после окончания магистратуры начать жизнь в трудовых буднях. Да и вообще для многих просто не представляет интереса научно-исследовательская работа. Однако в поступлении на аспирантуру есть свои неоспоримые преимущества:
- Перспектива получения престижной высокооплачиваемой должности.
- Отсрочка от армии для лиц мужского пола. Правда, тут есть свои нюансы: аспирантура заочного отделения от выполнения гражданского долга не уберегает, студент обязательно должен числиться на дневной форме обучения.
- Возможность участия в закрытых научных экспериментах.
- Право на получение отпуска, после которого можно будет снова восстановиться в позиции аспиранта.
Что дает и кому нужна аспирантура?
Главная цель аспирантуры – получить максимально углубленные знания внутри выбранной тематики, скрупулезно изучать проблемы в выбранном направлении. А иногда обучение в аспирантуре ставит перед собой цель сделать открытие. Тут все зависит от ваших собственных стремлений и убеждений.
Многие думают, что единственный плюс всего мероприятия заключается только в том, что аспирантура дает отсрочку от армии. Ну, с этим, конечно, не поспоришь – так и есть! Но есть и другие плюсы аспирантуры:
Учеба в аспирантуре предоставляет уникальную возможность для самосовершенствования. Пока вы молоды и амбициозны, это может показаться вам не таким важным. Но жизнь такова, что чем старше вы становитесь, тем больше понимаете, что без постоянного самосовершенствования можно очень скоро лишиться всего.
Что дает аспирантура (даже без защиты диссертации) – так это возможность заниматься научной деятельностью. Аспиранты могут спокойно и оправданно заниматься наукой, посещать научные конференции и выступать на них, получают доступы к библиотекам.
Диплом аспирантуры дает возможность заниматься преподавательской деятельностью
И это важно, так как по окончании аспирантуры вы можете быть не только специалистом в изученном направлении, но и учить этому направлению других. Например, что дает аспирантура врачу? Возможность не только практиковать, скажем, хирургию, но и брать к себе интернов, обучать их своему нелегкому ремеслу
Но главное, что дает диплом при окончании аспирантуры – это возможность получить степень кандидата наук. Правда, это возможно только при успешной защите диссертации. Но если уж вы получите эту ученую степень, то у вас будет масса преимуществ: всяческие доплаты за наличие ученой степени, увеличенные размеры гонораров при написании учебных пособий и статей (до 10% больше научных трудов людей без ученой степени). А еще, получив степень кандидата наук, вы можете претендовать на защиту диссертации доктора наук. А это уже неплохой карьерный рост в рамках выбранного направления.
Кто такой аспирант?
Аспирант – это тот, кто обучается в аспирантуре в определенной области знания. Поступить в аспирантуру может или магистр, или человек с дипломом специалиста. Сейчас это встречается гораздо реже в связи с введением новой двухступенчатой системы обучения и переходом к бакалавриату. Кстати говоря, бакалавры не могут претендовать на аспирантуру, не отучившись в магистратуре.
Аспиранты могут сосредоточить все свое время на изучении конкретного предмета. Они должны не только усваивать информацию и получать знания, но и проводить свои собственные исследования, делать уникальные открытия. Ожидается, что они проявят энтузиазм в достижении целей, которые определяют их исследовательские проекты, что может означать работу над своими проектами за пределами стандартной рабочей недели.
В исследованиях конечный результат почти всегда определяется усилиями и приверженностью студента к проекту. Наградой за это является возможность совершить открытие в различных важных областях, которые направлены на уменьшение человеческих страданий и улучшение нашего понимания мира.
Особенности аспирантуры
Обучение в аспирантуре ведет кафедра, соответствующая специальности. Учебный процесс строится таким образом, чтобы постигаемая наука была освоена на глубоком теоретическом уровне с целью последующего применения ее на практике. Каждая форма научной деятельности (исследовательская, педагогическая, информационная) предполагает выполнение аспирантами различных видов работ, в том числе:
- написание рефератов, докладов и научных статей;
- участие в вузовских семинарах и конференциях;
- выполнение научных исследований;
- обработка научных данных;
- выполнение лабораторных работ;
- прохождение производственной или учебной практики;
- передача знаний студентам посредством собственной педагогической деятельности.
На кого здесь обучают и как поступить в аспирантуру
Поступить в аспирантуру не так сложно, как кажется многим. Если вы хорошо знаете предмет и подготовлены, то сдать вступительные испытания для вас не составит никакого труда. Какие нужны экзамены в аспирантуру:
- Специальная дисциплина, которая соответствует программе.
- Философия.
- Иностранный язык.
Многие начинают теряться в догадках о том, на кого же обучают в аспирантуре. Перечень специальностей аспирантуры имеется в каждом вузе, в котором намерен обучаться будущий аспирант. Совсем не обязательно поступать только по своему направлению — можно выбрать любое, только нужно быть готовым к большему объему информации.
Чем аспирантура отличается от магистратуры?
По сравнению со специалитетом и магистратурой, аспирантура является более наукоориентированным курсом обучения. Основными принципами данного типа обучения являются:
- целенаправленное обучение по конкретной дисциплине с меньшим количеством элективных возможностей;
- строгая оценка вашей работы профессорами и коллегами;
- меньший курс лекций и семинаров;
- опыт работы через стажировки, преподавание или исследования;
- проведение оригинальных исследований.
Формы обучения всего три, и каждая имеет свой срок обучения:
- Очная (три года);
- Заочная (четыре года);
- Соискательство (пять лет).
Для того чтобы поступить на первые две формы, нужно в обязательном порядке сдать вступительные экзамены – два общих и два специальных. А также понадобятся рекомендации и реферат по выбранной специализации. Многие вузы при конкурсном отборе учитывают количество публикаций в журналах и индивидуальные достижения претендентов. Все это добавляет баллы к результатам экзаменов.
Льготы аспирантам заочной формы обучения
По Трудовому кодексу РФ заочникам полагается предоставление ежегодного учебного отпуска длительностью 30 календарных дней. При этом его продолжительность увеличивается на время, которое необходимо для проезда от работы до того места, где проводится обучение, и обратно на тех же условиях оплаты.
Помимо этого, возможно оформить еще один дополнительный выходной день в неделю с сохранением 50 процентов оплаты, при этом его оплата должна составлять не менее МРОТ. По просьбе соискателя работодатель также обязан предоставить два дополнительных выходных дня в неделю работнику без сохранения оплаты труда. Для подготовки к защите может быть предоставлен отпуск на три месяца.
Законодательные акты закрепляют право на учебный отпуск сроком на три месяца для завершения работы над диссертацией, а также для подготовки к защите и оформления аттестационного дела для передачи в ВАК.
Для аспирантов заочного отделения также выделяются места в общежитии на время сдачи экзаменов и проведения исследования .
Во время обучения в аспирантуре молодой ученый должен опубликовать результаты исследований в журналах ВАК. Это обязательное условие для получения допуска к защите диссертации.
Карьерный рост и работодатели
Аспирант — это не только потенциальный ученый, для которого наука стала смыслом жизни, или преподаватель вуза, которого привлекла педагогическая работа. Будущая профессиональная жизнь состоявшегося кандидата наук может сложиться и вне стен родного вуза. Выпускник аспирантуры, обладатель степени кандидата, будет пользоваться повышенным спросом на рынке труда: каждый работодатель хочет видеть в рядах своих сотрудников специалистов, имеющих высокий уровень квалификации, а для некоторых должностей отметка в резюме, свидетельствующая о прохождении аспирантуры, является важнейшим условием приема на работу. Среди профессий, для которых защищенная диссертация может являться преимуществом при отборе на вакансию и основанием для более высокой оплаты труда, — юрист, финансист, программист, экономист, то есть наиболее актуальные на сегодняшний день специальности. Это означает, что если человек — карьерист, то прохождение аспирантуры станет для него серьезным подспорьем в успешной реализации профессиональной стратегии.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.
Как проходит обучение
Разобравшись с вопросом о том, что такое аспирантура, взвесив все за и против и решив, что дальнейшее обучение нужно, следует составить примерное представление о том, как построен образовательный процесс.
За каждым аспирантом закрепляется научный руководитель, под чутким руководством которого он работает над диссертацией. Помимо диссертации, у аспиранта имеется и индивидуальный план работы. В нем указываются сроки, когда сдается кандидатский минимум. Также там прописаны даты, когда нужно сдать некоторые части диссертационной работы.
В перечень обязанностей аспиранта входит посещение дополнительных занятий, которые проводятся на первом году обучения. Также аспиранту желательно участвовать в работе кафедры, за которой он закреплен. Если он не выполнит календарный план, то его могут отчислить.
Спор двух моделей
Традиционная модель, о возврате к которой говорят академики, строится по образцу немецкой модели подготовки научных кадров. В ней аспиранта курирует наставник — научный руководитель, который, контролируя работу своего подопечного над диссертацией, передает ему знания и навыки. Судьба диссертации, да и всей научной карьеры во многом зависит от отношений между «мастером» и «учеником».
В модели структурированных программ аспиранты посещают много курсов, и руководителей у них может быть несколько (каждый действует в соответствии со своими компетенциями). Учащиеся получают более широкий набор компетенций и застрахованы от неудачного единоличного руководства ими. Этой модели придерживаются США, Испания, Швеция.
В то же время, в ряде европейских стран — например, в Германии, Австрии, Польше, Италии и Норвегии — структурированные программы сосуществуют с наставничеством.
Количественная часть исследования Натальи Малошонок показала, что между преподавателями нет консенсуса в том, что считать идеальной моделью аспирантуры.
За распределенный мониторинг прогресса аспирантов высказалась половина (51%) респондентов. Они убеждены, что кафедра, департамент, факультет должны периодически контролировать, как аспирант справляется со своим индивидуальным планом. Вдвое меньше (24%) тех, кто возлагает ответственность за аспиранта на одного только научного руководителя. И столько же — четверть — колеблющихся.
Сторонников узкопрофильной подготовки в аспирантуре и тех, кто за более широкий спектр компетенций, — примерно одинаковое количество: 42% против 39%. И еще 19% не определились.
И, наконец в ответе на главный вопрос: какая аспирантура предпочтительна — преобладают сторонники структурированных программ: их 40% против 29% приверженцев наставничества. И 31% предлагают комбинировать две модели.
Получается, что по главным вопросам, связанным с аспирантурой, довольно много — от одной пятой до почти одной трети — людей занимают промежуточную позицию, окончательно не склоняясь ни к одному из вариантов.
В качественных интервью представлена аргументация этих точек зрения.
Магистр и аспирант: в чём разница?
Идём дальше. И бакалавр, и специалист могут поступать в магистратуру, чтобы повысить квалификацию или сменить специализацию. Например, учитель биологии может поступить в магистратуру, чтобы получить категорию. Но он также может выучиться в магистратуре на психолога. А если бакалавр или специалист повысил свою квалификацию в магистратуре, но понял, что хочет заниматься научными исследованиями в своей области? В таком случае речь идёт о послевузовском образовании и поступлении в аспирантуру для получения научной квалификации «Исследователь».
В послевузовском образовании также есть свои ступени: I — аспирантура (адъюнктура) и II — докторантура
Получается такая лестница. Сначала ты поступаешь на программу специалитета либо бакалавриата, затем повышаешь квалификацию в магистратуре. Если хочешь заняться наукой, учишься в аспирантуре. А когда твой научный труд набирает серьёзные обороты, заканчиваешь докторантуру. Разобрался?
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш Telegram, и уведомления на adukar.by.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Докторант: кто это?
Аспирант – будущий кандидат наук, для
этого ему нужно закончить аспирантуру и защититься. Докторант – это ступень на
пути к защите диссертации на соискание высшей научной степени – доктора наук.
Докторантура – образовательное подразделение при ВУЗе, где обучаются, повышают
квалификацию докторанты – кандидаты наук, работающие над созданием докторских
диссертаций.
Во время обучения в докторантуре
докторанты получают стипендию (Письмо Министерства образования и науки России
от 04.03.2014г. № АК-453/05 «О стипендиях докторантам»), им предоставляется
дополнительный двухмесячный отпуск. Они, как и аспиранты получают право
бесплатно пользоваться для проведения исследований и экспериментов лабораторным
оборудованием ВУЗов, библиотеками, ездить в командировки, экспедиции, которые
имеют большое значение для успешного завершения научной работы.