Как пишется введение в дипломной работе
Содержание:
- Зачем нужен план дипломной работы
- Завершение
- Что делать, если не защитил диплом?
- Как писать
- Какие бывают цели исследования?
- Составляющие научной новизны работы
- Цели и задачи
- Что такое дипломный проект
- Образец структуры диплома по гуманитарным дисциплинам
- Структура плана дипломной работы
- Как написать цель для дипломной работы
- Частые ошибки студентов при составлении плана дипломной работы
- Подготовка к написанию дипломной работы
- Объект исследования в дипломной работе
- Примеры
Зачем нужен план дипломной работы
К пятому году учебы студенты получают такую массу информации (полезной и не очень), которая едва ли будет систематизирована и упорядочена в их головах. Мысли все время путаются, одна информация норовит заместить другую. И наличие одного лишь подвешенного языка и подходящего характера у студента для сдачи диплома не спасут на защите.
Как не переборщить и написать такой диплом, в котором будет все необходимое и ничего лишнего?
Именно для этого и нужен план. Это своего рода «график», который позволит соблюдать четкую последовательность ведения работ, структурировать ход мыслей и донести до слушателей важную информацию в лаконичной форме.
Завершение
Перед защитой нужно провести еще некоторые процедуры и добавить документы.
Написание рецензий и аннотаций
Аннотация – это краткая статья о дипломе. Ее не считают отдельным документом, поэтому вкладывается в основное содержание работы. В этом письме нужно говорить о проблемах темы и их решениях. Сделать выжимку из 50 страничного диплома.
Бывает аннотация двух вариантов:
- Краткая – составляется на половину страницы А4. Рассказывает о методологии проведения исследований и целях.
- Расширенная – описание делается на 1-4 страницы, в зависимости от темы. Подается теория, собственное мнение, выводы.
Это лицо диплома, поэтому к написанию аннотации рекомендуется подходить ответственно.
Рецензию на работу пишет другой преподаватель или специалист по направлению проекта. Если рецензент сильно занят, то можно написать за него, и отдать на подпись. Хороший отзыв на работу:
- Написан в одном стиле.
- Есть оформление и структура.
- Полный анализ проекта.
Оформляется он также, как и диплом. Объем – не больше 1 страницы А4, Times New Roman, 14 размер, межстрочный интервал 1, отступы 2*3*1, подпись рецензента.
К каждому диплому прикрепляется еще пояснительная записка. Это официальный документ, по которому ставится оценка или присваивается квалификация. Ее объем до 80 страниц на листах А4. Текст набран 14 кеглем.
Что делать, если не защитил диплом?
Что ж, бывает и такое. Но вы должны знать, что если провалили диплом, жизнь на этом не заканчивается.
А можно ли не защитить диплом в принципе? Да, конечно можно! Правда, для этого придется постараться. Правда, если вы уделяли ему хоть какое-то время и не видите документ на защите впервые, сделать это будет очень сложно. Рассмотрим сначала, по каким причинам такая ситуация может произойти.
- Вы не успели подготовить работу к сроку.
- Вы не явились на защиту.
- Вы не получили допуск из-за отрицательного отзыва преподавателя.
- Вы провалили саму защиту.
Если это все-таки случилось, то ваша судьба окажется в руках Аттестационной Комиссии. Комиссия посмотрит и решит, как ей покажется лучше. Либо вам-таки дадут время на исправления и предоставят возможность пересдать диплом «по-быстрому», либо выдадут новую тему, справку об обучении, и придется сделать диплом в следующем году.
Как писать
Несмотря на разнообразие типов исследований, практическая часть в дипломной работе всегда должна быть связана с теоретической и являть собой описание хода реализации задач, обозначенных во введении. Упрощенно вторая глава – это презентация программы действий, представление этапов исследования и анализ данных, полученных в результате его проведения.
Структура
Стандартный план написания практической части в дипломе должен быть примерно таким:
- цель и задачи;
- задействованные методы;
- описание опыта (сути исследования);
- обработка данных;
- выводы.
Как правило, сначала излагается проблемная ситуация, затем дается характеристика предмета исследования, объясняется выбор рабочих методов, после этого детализируются мероприятия, направленные на улучшение существующего положения дел, в завершение делаются выводы и вносятся предложения.
Каждый параграф завершает краткий (один-два абзаца) вывод, в конце всей практической части подводятся общие итоги, в которых делается акцент на подтверждении изначальной гипотезы. Если вдруг случилось так, что она рассыпалась, как карточный домик, лучше не подгонять под нее имеющиеся результаты. Эта нехитрая манипуляция будет квалифицирована как банальная фальсификация, что ничем хорошим не закончится. Разумнее подкорректировать исходное предположение.
Завершить практическую часть диплома логично предложением по использованию ее материалов и итогов.
Источники информации
Основа второй главы – информация об объекте исследования, которая обязательно должна соответствовать одновременно шести критериям:
- достоверность;
- полнота;
- показательность;
- объективность;
- новизна;
- проверяемость.
Как правило, практическая часть пишется на основании материалов, которые студент собрал во время производственной практики или получил в результате специально проведенных для дипломного исследования опытов или экспериментов. Дополнением могут служить данные, полученные в научных экспедициях, извлеченные из ответов респондентов на вопросы анкет и т. д.
Оформление
Основная сложность в оформлении практической части дипломной работы заключается в обилии таблиц, схем, графиков, чертежей и других видов иллюстраций. Чтобы с честью выйти из испытания формализмом, ориентироваться надо в первую очередь на методические рекомендации кафедры. Все вузовские инструкции составляются на основе ГОСТов 7.32-2001, 7.9-95, ЕСКД, ЕСПД, ЕСТД, СПДС, поэтому в случае отсутствия конкретного руководства к действию, можно смело опираться на единые государственные стандарты.
Сложные длинные расчеты, большие чертежи, объемные таблицы выносятся в приложения. Наиболее показательные рисунки, цифровые данные дублируются в раздаточном материале или адаптируются под формат презентации.
В идеале число задач, прописанных во введении, соответствует количеству параграфов практической части диплома, которая должна иметь название, точно отражающее суть проведенного для ее написания исследования.
Каждый подраздел, как и в остальной работе, начинается с новой страницы.
Какие бывают цели исследования?
Под целью понимают глубокое изучение отдельной области или проблемы, формирование обобщенного взгляда на объект, доказательство или опровержение теоремы, утверждения. Кроме того, ею может быть создание и применение какого-либо плана или проекта.
Если вы спросите себя, чего хотите достичь в ходе исследования и четко это представите, то сможете определить тип цели. Она бывает:
Прикладные цели обычно ставят перед собой студенты бакалавриата: это объясняется программами обучения, рассчитанными на подготовку высококвалифицированных специалистов производства.
У магистров и учащихся специалитета они смещаются в сторону выявления новизны научного исследования. Но и практические цели, при этом, в работе обозначаются. Если это ваш случай, то сразу обозначайте желаемый научный результат, и только потом связывайте его с конкретными практическими нуждами.
В дипломной работе магистра после формулирования целей часто выдвигают гипотезу: это помогает обозначить способы решения проблем и пути исследовательских поисков.
Составляющие научной новизны работы
Не знаете, с чего начать? Даем подсказки! Вот соломинки, за которые можно зацепиться, чтобы обосновать научную новизну работы:
- представление новых результатов опытов. Научные факты проверены и изучены в новых условиях: новый регион, время и т.д.;
- старая научная гипотеза в применении к новым предметам и объектам. Кстати, чтобы не путать, где объект и где предмет, читайте наш отдельный материал;
- новая научная гипотеза. Такая научная новизна скорее подойдет для диссертации, но, если вы уверены в своих силах, почему бы и нет;
- применение существующих методов исследования к новым проблемам;
- формулировка нового научного подхода на основе практических исследований.
Как видите, для обоснования новизны диплома не обязательно совершать научную революцию и изобретать ноу-хау. Однако следует помнить, что научная новизна без доказательств – ничто. Обоснование должно быть дано с опорой на факты из актуальных литературных источников. Кстати, правильное составление списка литературы для диплома или курсовой – отдельная тема, которой посвящены наши отдельные статьи.
Не забывайте указывать научную новизну в презентации к работе. Можно посвятить этому отдельный слайд.
Нужна квалифицированная помощь в написании диплома? Профессиональный студенческий сервис готов ее оказать!
Цели и задачи
Цель – итог работы, которого вы планируете добиться. Как правило, он один единственный, например:
- доказать;
- выявить;
- определить;
- сравнить;
- опровергнуть;
- рассчитать;
- и т.д.
Но не станет ошибкой, если у вас будет их несколько. Такое бывает, это нормально. Но помните, что один все равно должен быть главным, а все остальные – второстепенными. И чем их меньше, тем проще писать и защищаться.
При постановке целей вы должны строго соблюдать несколько правил:
- соответствие теме;
- четкость и лаконичность;
- актуальность;
- значимость.
Давайте разбираться. Во-первых, не может быть такого, что цель (итог) вашей дипломной совсем не соответствует теме
Если вы пишите, например, о значимости маркетинговых исследований в деятельности компании, то и смысл работы – доказать или опровергнуть важность этих самых исследований, а не в перечислении услуг и выявлении наиболее востребованных из них
Во-вторых, формулируйте четко и лаконично. Так, чтобы у членов комиссии не возникло желания переспросить, в чем смысл вашей дипломной.
«Рассмотреть все виды маркетинговых исследований, дать оценку их эффективности, выявить наиболее распространенные, определить их влияние на прибыль компании» – очень плохо. Вам придется писать обо всем подряд, и даже непонятно, какой здесь может быть итоговый вывод, как применять все полученные результаты.
«Определить наиболее эффективные виды маркетинговых исследований» – хорошо, четко и лаконично. Всем понятно, как будет выглядеть вывод, и как компания сможет применить результаты.
В-третьих, то, что вы выявляете, должно быть актуальным. Например, сейчас, когда весь мир пользуется шариковыми ручками, не имеет смысла выявлять наиболее распространенные способы обмакивания пера в чернильницу. Когда-то это было интересно, а сейчас зачем? Пример грубый, но думаем, зато понятный.
В-четвертых, значимость. У вас может быть очень глубокое и интересное исследование, но кому оно нужно, если науке и общественности не к чему применить его результаты? Или уже придумали что-то лучше и эффективнее, чем собираетесь предложить вы.
Здесь есть только одно важное требование, прописанное в каждой учебной методичке. Задача всегда начинается с глагола научного стиля неопределенной формы:
- проанализировать;
- изучить;
- исследовать;
- разработать;
- рассмотреть;
- и т.д.
Главное, помните, что у вас есть дипломный руководитель, который всегда поможет. А еще вы можете опираться на работы предшественников и смотреть, что они написали во «Введении». Важнее, чтобы работа имела высокий процент уникальности, потому что на проверке антиплагиата «заворачивается» гораздо большее количество дипломных, чем из-за ошибок в формулировках. Почему так трудно пройти проверку? Расскажем далее.
Что такое дипломный проект
Дипломный проект – также завершающая работа студента, которая подтверждает его квалификацию. Цели и структура примерно те же. В процессе выполнения требуется множество усилий со стороны выпускника. Нужно делать собственные исследования, результат которых не гарантирован: это абсолютно новые вычисления, не проводившиеся ранее.
Иногда приходится переделывать всю работу из-за незначительной ошибки, допущенной во время расчетов. Это очень сложный, трудоемкий процесс. Может даже не оставаться времени на переделывание. Поэтому подходить к дипломному проекту нужно серьезно и внимательно.
Здесь должен соблюдаться баланс между теорией и практикой. Аспекты, присутствующие в работе: исследовательский, применимый на практике (прикладной), методологический.
В работе важно учитывать современную научную информацию. Предмет, объект, цель, задачи и гипотезы формулируются точно
Дипломный проект показывает видение студентом проблемы, овладение методиками, понятийным аппаратом, материалами источников.
Образец структуры диплома по гуманитарным дисциплинам
В обширный кластер наук об обществе, культуре и человеке входят такие совершенно разные дисциплины, как искусствоведение, этнография, педагогика, филология и психология, но структуры выпускных квалификационных работ, которые пишут будущие учителя или художественные критики, тоже подчинены общей логике изложения сути любого научного исследования. Обычно основная часть дипломов гуманитариев состоит из двух глав, нередко только теоретических. Чаще всего так строятся ВКР историков, литературоведов, филологов, юристов.
Раздел | Типовая структура | Количество страниц | |
---|---|---|---|
1. | Введение | 3–8 | |
2. | Основная часть |
|
20–30 |
|
20–30 | ||
В дипломных работах по всем дисциплинам структура глав и их смысловая последовательность определяются логикой изложения, а все заголовки должны ее демонстрировать. Не допускается дублирование названия всего диплома в наименованиях глав и параграфов. | |||
3. | Заключение | 5–8 | |
4. | Список источников | 3–5 | |
5. | Приложения | 10–15 | |
Всего: 50–100 (без приложений) |
Содержание второй главы ВКР студентов творческих факультетов, журналистов например, может составлять непосредственно работа выпускника – публикация (одна или серия очерков, статей) в СМИ, теле- или радиопрограмма и т. д.
Структура плана дипломной работы
Хотите разобраться, как писать план диплома? Тогда ознакомьтесь с методическими указаниями и стандартами, которые непременно следует соблюдать, если хотите положительную оценку на защите.
Кстати! Для наших читателей сейчас действуют привлекательные скидки 10% на любой вид работы.
Чтобы работа пришлась по душе приемной комиссии, в план должны входить следующие пункты:
- Введение работы.
- Теоретическая часть.
- Практическая часть.
- Доказательства научной новизны.
- Заключение.
- Выводы.
- Библиографический список.
- Приложения.
Каждую часть нужно детально расписать и продумать логику. А в плане стоит отобразить лишь основную мысль, суть всей главы, а также подпункты, если их планируют внести в содержание.
Для грамотного описания теоретической части важно хорошо владеть предметом исследования. Затем его описывают в мельчайших подробностях, делают исторический анализ, а также привязывают к научной новизне диплома
Вот почему теоретическая часть должна включать как теоретический и исторический анализ объекта, так и теоретический анализ предмета.
Что нужно понимать, если мы хотим знать, как составить план дипломной работы (по юриспруденции, метеорологии, философии и прочим дисциплинам)? Все предоставленные данные нужно подкреплять документами, фактами, аргументами.
Как написать цель для дипломной работы
Каждый студент в своей жизни сталкивается со сложностями написания дипломной работы. Возникает вопрос, с чего же вообще стоит начать, чтобы в итоге получить выпускную квалификационную работу с оценкой «отлично»?
А все очень просто, самое главное, четко представлять себе структуру данного типа работы, так сказать «костяк», на котором все и держится: введение, основная часть (освещение теоретических и практических аспектов проблемы по выбранной тематике) и, наконец, заключение.
Естественно, целесообразно и наиболее логично будет начать писать свой дипломный проект с введения, к тому же, эта часть работы играет ключевую роль при проверке аттестационной комиссией. Ведь именно во введении студент-выпускник демонстрирует свои навыки четко формулировать цель и искать возможные пути по её достижению – задачи.
Вот почему крайне важно научиться кратко и ёмко ставить цель и задачи при написании своей дипломной работы, собственно, поэтому сейчас Мы и осветим основные аспекты и рекомендации по этому поводу, приведем образцы целей и задач из реальных дипломных работ, защищенных на «пять»
Частые ошибки студентов при составлении плана дипломной работы
Нередко студенты допускают массу ошибок, составляя план написания диплома. Это может не только снизить итоговую оценку на защите, но и подпортить воспоминания о нескольких нелегких годах учебы.
Старайтесь избегать следующих, на первый взгляд, мелочей, которые способны привести к фиаско на окончательном экзамене:
- отсутствие последовательности. Преподаватель всегда поймет, если студент хитрит и пытается сознательно упустить несколько разделов или глав. Достаточно задать выпускнику несколько дополнительных вопросов, чтобы правда всплыла наружу;
- несоответствие плана содержанию. Некоторые полагают, что план никто не будет смотреть, поэтому можно «от балды» написать всё, что душе угодно. Лучше не экспериментировать, иначе вы рискуете опозориться прямо на защите;
- наличие орфографических и пунктуационных ошибок. План – это первое, с чем знакомятся научный руководитель и члены комиссии. И наличие ошибок недопустимо. Так что уж лучше пройтись несколько раз по специальным сервисам проверки текста или же отдать кому-то на проверку.
Сделаете все правильно – и у комиссии не возникнет дополнительных вопросов к студенту. Тогда можно полагать, что хорошая оценка почти в кармане. И план составления дипломной работы будет всего лишь маленьким, но важным шагом к окончанию учебы.
Но если совсем некогда или не о чем писать, то чего уж мучить себя и свой бедный мозг. Бывает, иногда лучше обратиться в сервис студенческой помощи.
Подготовка к написанию дипломной работы
Выбор научного руководителя
Преподаватель, курирующий написание дипломной работы, играет не менее важную роль, чем ее тема. Большинство студентов заблаговременно выбирают для себя научного руководителя.
Для того, чтобы написать диплом, первоначально следует выбрать грамотного руководителя. Уровень его квалификации будет влиять на количество пересдач и доработок. Опытный преподаватель на начальных этапах разъяснит все требования и имеющиеся недочеты. Это существенно сократит время, затраченное на подготовку.
Менее опытные преподаватели будут изнурять студента доработками, оправдывая это низким процентом уникальности, слишком маленьким объемом, некорректным отображением первоисточников.
Зачастую, именно научный руководитель оставляет оценку и комментарий в рецензии на дипломную работу. В связи с этим, тема, структура диплома, сроки его сдачи и прочие нюансы, должны быть четко согласованы. В противном случае, отзыв может быть негативным либо содержать пометку «Для присвоения квалификации требуется успешная защита».
Государственная аттестационная комиссия берет во внимание подобные сноски. Этот факт может способствовать дополнительным вопросам во время защиты и, в следствии, снижению финальной оценки
Учитывая все вышесказанное, рекомендуется заранее начать поиск профессионального и объективного руководителя.
Так и не нашли ответ на вопрос?
Просто напишите,с чем нужна помощь
Мне нужна помощь
Выбор темы дипломной работы
Один из главных вопросов будущих выпускников звучит так: «С чего начать писать дипломную работу». Ответ на него простой – первоначально следует определится с темой. Правильный выбор темы составляет половину успеха при защите.
Выбор темы может основываться на нижеперечисленных факторах:
- Интересы студента;
- Советы научного руководителя;
- Будущая профессиональная деятельность;
- Завершение ранее написанных курсовых работ.
Написание плана дипломной работы
Правила написания дипломной работы включают обязательный пункт — составление плана. Он очень важен, так как определяет последующую структуру работы.
Количество информации, получаемой студентами к окончанию обучения, зашкаливает. Ее структуризация и систематизация просто необходимы для успешной сдачи экзаменов. Коммуникабельности и уравновешенности может оказаться недостаточно на этапе защиты диплома.
Здесь следует знать меру. Нет необходимости писать обо всем сразу. Изложенная информация должна быть четкой и лаконичной.
План выполняет роль своеобразного графика, которому необходимо следовать. Это поможет соблюдать последовательность, упорядочить большой объем мыслей, всесторонне проработать тему.
Основные задачи, решаемые составлением плана:
- Масштабное изучение тематического вопроса;
- Демонстрация актуальности дипломной работы;
- Составление логической цепочки на начальном этапе;
- Грамотный выбор первоисточников;
- Подбор прикладной части, включающей различные схемы, таблицы, рисунки.
Во избежание разногласий и отрицательных отзывов в конце процесса, план дипломной работы следует четко оговаривать со своим научным руководителем.
Оптимальный вариант составления плана:
- Введение;
- Теоретическая часть;
- Практическая часть;
- Аргументация научной актуальности;
- Заключение;
- Подведение итогов;
- Список использовавшейся литературы;
- Прикладная часть.
План диплома должен содержать краткие основные мысли, четко отображающие главную мысль. Непосредственно, в работе, каждый перечисленный пункт и подпункт должен быть полностью раскрыт и иметь логическое завершение.
Объект исследования в дипломной работе
Для того, чтобы выбрать объект исследования, необходимо определить, какие научные знания представляют для вас наибольший интерес. Вы не можете сделать дисциплину предметом вашего исследования, в вашей области исследования необходимо подчеркнуть конкретную тему, например, если вы занимаетесь литературой, то темой может быть текст или проза определенного писателя или поэта.
Каждая независимая наука имеет свой объект изучения. Например, в гуманитарных науках можно выделить следующие предметы
- Психология – девиантное поведение подростков.
- Социология – социальные отношения, которые происходят в человеческом обществе.
- Политология – социальные отношения, касающиеся взаимодействия государств в различных сферах (политической, экономической, культурной).
Объекты экономических исследований – общественные отношения, касающиеся рационального управления экономикой и эффективного использования денег.
В технических и научных дисциплинах объектом является специфический научный феномен или процесс, поскольку многие из изученных процессов не влияют непосредственно на общественные отношения.
Объектом изучения:
- для биологов – это разнообразные проявления белковой жизни;
- для механиков – это взаимодействия движущихся физических тел;
- для химиков – это молекулярные взаимодействия химических элементов.
Следует также помнить, что в этой концепции существует два уровня градации:
- Общий уровень – это то, что производит исследуемую науку.
- Специальный уровень – это более узкая область изучения в рамках этой науки.
Объектом изучения в области социальных наук является его связь с обществом.
Объектом изучения в области естественных и технических наук является сегмент знаний, который соответствует названию предмета.
Предмет исследования в дипломной работе
Для того чтобы определить предмет исследования, необходимо выбрать определенные процессы, явления и функции выбранного объекта. Могут быть отдельные аспекты субъекта, готовые к исследованию.
Например, если предметом изучения является лирика А.С.Пушкина то чувственные образы в лирике А.С.Пушкина могут быть предметом изучения. Таким образом, будет рассмотрен только один аспект лирики поэта, без обращения к другим частям стихотворения.
Объектная область исследования – это та сфера действительности, в которой накопились важные, требующие разрешения проблемы. Например, дошкольное воспитание, учебный процесс в средней или высшей школе, информатизация, процесс непрерывного образования и др.
В исследовательской деятельности объектом исследования является не всегда предмет или живое существо, это может быть процесс или явление действительности.
Предметная область исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе (проекте). Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается? В исследовательской работе объект и предмет исследования, цель, задачи и методы исследования формулируются и записываются во введении проекта.
Примеры
Тема: Коммуникационная деятельность в области здравоохранения на примере «Клинического центра матери и ребенка».
Цель: Изучить особенность и специфику коммуникационной деятельности в сфере здравоохранения, взяв за предмет исследования деятельность Клинического центра матери и ребенка г. Москва за период с 2015 по 2017 годы.
Тема: Основные факторы и причины успеха в области ИТ-консалтинга.
Цель: Найти и проанализировать главные факторы, повлиявшие на успешность и усиление позиций компании на ИТ-рынке.
Возникли сложности в процессе самостоятельной работы? Обращайтесь за помощью к опытным экспертам Studently.