Методы исследования в дипломной работе
Содержание:
- Узкоспециализированные методы
- Конкретно о практических методах
- Проблема исследования: примеры формулировки в дипломной работе
- Практические (частные) методы исследования
- Что такое методы исследования?
- Как подготовиться к исследованию
- Виды методов исследования
- Частные или практические методы
- Другая методология
- Навыки диалектики
- Виды
- Как подобрать методы исследования в дипломной работе. Практические примеры
- Качественные методы исследования
- Как оформлять методы исследования в курсовой
Узкоспециализированные методы
В разных направлениях специализации могут использоваться свои узкопрофильные методы исследований. Давайте рассмотрим, какие их виды встручаются в таких научных сферах, как:
- экономика;
- педагогика/психология;
- филология.
Экономика
Для экономической дисциплины характерны точные методы исследований:
- разные виды анализа: позитивный, нормативный, функциональный, статический, динамический. Экономико-математическое моделирование;
- метод финансовых коэффициентов;
- сценарный метод прогнозирования экономических явлений;
- метод единства исторического и логического;
- остроение экономических гипотез;
- метод «при прочих равных условиях».
Педагогика и психология
В этих социальных науках основной акцент делают на изучении поведения и проявления личностных качеств, используя следующие методы:
- изучение продуктов творчества учеников;
- интервью и беседа;
- изучение групповой дифференциации;
- включённое наблюдение;
- педагогические контрольные испытания (тестирование);
- анкетирование (опрос);
- ранжирование;
- шкалирование;
- регистрация.
Филология
Гуманитарные науки, а особенно филология часто используют свои узкоспециализированные методы исследований. Среди них:
- разные виды анализа: композиционный, дискурсный, мотивный, интертекстуальный, дистрибутивный, контекстный, семантический;
- лингвистический эксперимент;
- биографический метод;
- контент-анализ;
- лексикографическая статистика;
- дифференциальный анализ оппозиций;
- нарративный метод;
- дихотомия;
- трансформационный синтез и анализ;
- метод «Конкретное литературоведение»;
- семиотический метод.
Конкретно о практических методах
От теории пришло время обратиться к действенным способам и использовать их на практике. Без доказательной базы они не имеют эффективности.
Наблюдение
Студенту не рекомендуется игнорировать эффективный научный анализ исследовательской работы. Преимущества наблюдения за выбранным объектом:
- Доступность. Каждый студент в любое время имеет возможность понаблюдать за нужным ему фактором. Финансовые затраты практичный метод за собой не повлечет. Нужны только зрение, слух и наличие некоторого жизненного опыта.
- Универсальность. Тандем наблюдения с экспериментом и беседой делает исследование достойным внимания преподавателя проектом.
- Полезность. В основном процессе изучения нужной цели реально обнаружить интересные сведения о ней. Каждый человек наделен собственным субъективным отношением к разным факторам. Универсальным видением действительности нужно воспользоваться и прислушаться к мнение других людей.
Разновидности наблюдения:
- Прямое (стороннее/активное). Сложно обозначить степень наибольшей эффективности озвученных двух способов. Все зависит от темы исследования. Иногда лучше понаблюдать в одиночку, в некоторых случаях — в составе команды единомышленников.
- Косвенное. Некоторые скептики называют универсальный научный метод использованием плодов чужого труда. От откровенного плагиата косвенное наблюдение отличается умением выбрать главное в чужих наработках. Далее студент движется в своем авторском направлении.
- Самонаблюдение. Задание такого рода обычно поступает от преподавателя. Необходимо заняться анализом собственного восприятия окружающего мира. Иногда преподаватель оглашает нужные и жесткие временные рамки самонаблюдения.
Активация чувственного познания, развитие мышления, речи при наблюдении помогут выпускнику ВУЗА в дальнейшем использовать их на практике. Выстраивать успешную карьеру станет легче.
Эксперимент
Ставку на универсальный общий научный метод при написании курсовой работы делать не рекомендуется. Не годится эксперимент для проекта такого масштаба. Зато без него не обойтись при написании фундаментальной научной разработки.
Не имеет смысла использовать принцип повторяемости для небольшого количества курсовых работ за время обучения в ВУЗе. Одноразовый эксперимент без дальнейшего метода сравнения разных показателей одного процесса научной ценности не имеет.
Моделирование
Метод моделирования включает в себя эффект имитации. Возьмем за основу образ с четкой структурой. При написании курсовой работы нужно использовать его макет (копию, мини-модель).
Метод распределяют по трем принципам:
Предметность
В полном объеме объект не рассматривают
Достаточно уделить пристальное внимание его важной составляющей.
Знаковость. Саму мини-копию в нужном случае воспроизводить не нужно
В ход идут чертежи, схемы и формулы.
Осмысленность
Создается она на основе операций виртуального или мысленного характера (алгоритмов, компьютерного программирования).
Стандартным способом анализ моделирования назвать нельзя. Его используют при написании курсовых с изучением новейших технологий.
Интервью (беседа)
Речь не идет об идентичных методах исследования. Во время беседы возникают спонтанные моменты, когда приходится импровизировать на универсальном уровне. В интервью все вопросы заранее подготавливаются. От регламента обычно собеседники не отходят.
Интервью требует четкого ответа опрашиваемого, чего не скажешь о беседе. Выбор одной из двух разновидностей общения зависит от первоначально поставленной цели. Некоторые курсовые работы по гуманитарным дисциплинам подразумевают непринужденность беседы между заинтересованными в контакте сторонами.
Опрос
При опросе реально задействовать большое количество людей
Важно узнать их субъективное мнение по той или иной проблеме. Для экономии времени студент предлагает аудитории несколько вариантов ответа
Люди заинтересуются, если ни один из них не совпадает с их личной позицией. Сработает эффект противоречия.
Опрос при задействовании анкеты производят в письменной форме. В иных случаях достаточно самому фиксировать полученные данные. При оформлении курсовой опрос преподносится на обозрение преподавателей в виде таблицы или диаграммы.
Проблема исследования: примеры формулировки в дипломной работе
Рассмотрим примеры проблем в дипломной работе в зависимости от темы исследования.
Тема: «Нематериальная мотивация персонала как фактор повышения лояльности сотрудников ІТ-компаний».
Проблема: В условиях активного развития информационных технологий и повышенной конкурентности ІТ-компаний важной проблемой для отрасли становится повышение лояльности сотрудников. Ее решение будет способствовать уменьшению текучести кадров и сокращению расходов на их обучение
Одним из наиболее эффективных методов решения проблемы является усовершенствование системы нематериальной мотивации персонала.
Тема: «Участие в интеллектуальных играх как фактор формирования лидерского потенциала школьников старших классов».
Проблема: Сегодня большое значение придается не только знаниям и умениям специалиста, но и его личностным характеристикам
Важной проблемой в подготовке учеников старших классов к последующему обучению и работе является формирование у них лидерского потенциала. Одним из методов подобного формирования может стать участие старшеклассников в интеллектуальных играх
Надеемся, эти образцы помогут вам при формулировке собственной проблемы исследования.
А еще проблему диплома поможет решить студенческий сервис. Его эксперты объяснят, как правильно оформить работу, не пропустив ни один пункт исследования.
Практические (частные) методы исследования
В дипломной работе наравне с теоретическими применяются практические методы. Предпочтение зависит от изучаемого объекта или явления. Заключается их особенность в определённом способе исследования информации, её сбора и обработки, а также проведения научных экспериментов.
Частные методы исследования в дипломной работе используются непосредственно для сбора конкретных данных о явлении или объекте. Эти методы помогают описать и выявить новые явления и предметы, найти закономерности или доказать гипотезы.
А теперь давайте познакомимся с наиболее популярными практическими методами при написании проекта дипломной работы. Среди них:
- наблюдение;
- сравнение;
- измерение;
- эксперимент;
- измерение;
- практическое моделирование;
- беседа и интервью;
- опрос и анкетирование;
- описание.
Давайте подробнее рассмотрим каждый практический метод.
Наблюдение
В основе наблюдения в дипломной работе лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования. Этот метод открывает любое научное познание, вот почему его считают ключевым при проведении любых исследований. Суть метода состоит в том, чтобы наблюдать за объектом исследования и фиксировать любые важные изменения в форме, реакциях, свойствах или его положения в пространстве.
Сравнение
Метод сравнения считается одним из самых популярных. Его используют для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.
Эксперимент
Метод эксперимента толкуется как воспроизведение наблюдения или явления в определённых условиях. Экспериментом может служить также опыт, целью которого будет проверка (опровержение или подтверждение) имеющихся положений. Главное — сохранить два критерия граммотного исследования: доказательность и повторяемость. Ведь задача эксперимента заключается не только в том, чтобы продемонстрировать наглядные результаты или открыть новое свойство, но и показать, что его можно повторить на практике.
Опыты Галилея с пушечным ядром и свинцовым шариком может воспроизвести каждый
Измерение
Метод измерения — один из самых эффективных. Речь идёт о фиксации каких бы то ни было физических параметров объекта исследования (объём, рост, вес, длина и прочие) с помощью единиц измерения. Результат, полученный в ходе применения данного метода, будет фиксироваться в числовом значении.
Практическое моделирование
В общем смысле модель — это структурированный уменьшенный образ чего-то, имитация одного или нескольких объектов.
Моделирование может быть:
- предметным (при воспроизведении отдельной части объекта);
- знаковым (при использовании формул, чертежей, схем и прочего);
- мысленным (при проведении операций в виртуальном мире или в своём воображении).
Без моделирования не обойтись при разработке новейших технологий, конструировании автомобилей, сооружений и так далее.
Беседа и интервью
Суть обоих методов заключается в том, чтобы найти и опросить человека, который обладает какой-либо ценной информацией об изучаемом предмете исследования.
Многие могут не видеть разницы между беседой и интервью. Последнее отличается более структурированным и регламентированным порядком: в ходе проведения интервью собеседник отвечает на чётко поставленные вопросы, которые интервьюер заготовил заранее. Кроме того, человек, задающий вопросы, никак не должен демонстрировать своё отношение.
Беседа же имеет непринуждённый характер, а участники могут высказывать своё мнение по вопросам
Опрос и анкетирование
Данные методы также имеют много общего между собой. Их суть заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые хотят получить ответы. Отвечающим могут предоставить несколько готовых вариантов ответов на выбор.
Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме их проведения. Опрос, как правило, может быть как устным, так и письменным. А вот анкетирование предполагает только письменный формат. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.
Плюсом этих практических методов в дипломе считается большой охват аудитории. Ведь если удалось опросить много человек, то и шансов получить более точные данные намного выше.
Описание
Специалисты отмечают сходство данного метода с наблюдением. При проведении исследования методом описания фиксируют не только поведение и явления, но также внешний вид и признаки объекта изучения.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Что такое методы исследования?
Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.
По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.
Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.
Как подготовиться к исследованию
Понятное дело, само исследование проводится до написания диплома, а не в процессе: на преддипломной практике, которая проводится за 2-4 недели до оформления работы и защиты. Есть 4 простых правила подготовки, придерживаясь которых вы используете отведенное время с пользой:
- Утвердите все ключевые моменты будущей работы заранее (тему, объект, предмет, цели и др.).
- Определитесь с методикой исследования. Методика задает направления исследованию и очерчивает его особенности. Например, нужна ли будет в процессе посторонняя помощь и специальные технические средства.
Для методов, предполагающих предварительную подготовку, обязательно составление плана.
- Позаботьтесь о способах обработки и анализа полученных данных. Здесь нужно понять, когда это делать, с помощью программ или вручную, оценить необходимость различных чертежей, схем и прочего наглядного материала.
- Выберите когда и где проведете исследование (если у вас есть такая возможность). В противном случае место и время определит преподаватель.
Виды методов исследования
В науке различают общенаучные и частнонаучные методы исследования. Если первые подходят для любой науки, то вторые — только для конкретных сфер, где можно применять лишь узкие исследовательские приёмы и принципы познания.
Также методы могут быть общими (те, которые используют во всём процессе исследования совершенно любых наук) и специальными.
Но самая основная классификация методов заключается в их разделении на две категории:
- Теоретические методы исследования. С ними автор осуществляет подробный анализ фактов, раскрывает закономерности, создаёт мысленные модели, использует гипотезы.
- Практические (эмпирические) методы исследования. С их помощью автор фиксирует и описывает факты явления, а также находит связь между ними.
Любой метод призван помогать автору искать истину, правильно понимать и объяснять нынешнюю ситуацию и даже способствовать её изменению.
Выбор используемого метода будет напрямую зависеть от определения объекта и предмета исследования.
Частные или практические методы
Практические методы, наравне с теоретическими, используются при написании дипломной работы, в зависимости от явления или объекта. Данные методы заключаются в особом способе изучения, сбора и обработки информации, а также проведения экспериментов.
Частные методы исследования обычно используются для сбора некоторых данных об объекте или явлении. С помощью этих методов проще выявить и описать новые предметы и явления, а также выявить закономерности и доказать гипотезы.
Ниже предлагаем ознакомиться с наиболее распространенными практическими методами при написании дипломного проекта.
Наблюдение
Данный метод заключается в объективном восприятии действительности для сбора данных об отношениях объектов исследования и их свойств.
Сравнение
Этот метод является одним из самых популярных. Он применяется для сопоставления нескольких предметов исследования по определенному признаку.
Измерение
В основе метода измерения находится определение числовых значений каких-либо показателей. Метод является достаточно точным.
Эксперимент
Данный метод является воспроизведением явления или наблюдения в конкретных условиях.
Также этим методом является проведение опытов с целью проверки и подтверждения или опровержения определенных тезисов. Во время проведения эксперимента должны присутствовать такие моменты, как доказательность и повторяемость. Задачей эксперимента является способность к воспроизведению, а также наглядной демонстрации или открытия определенного свойства.
Наблюдение
Этот метод является основным при проведении любого исследования. Он открывает научное познание.
Суть метода наблюдения за объектом заключается в исследовании и фиксации важных изменений или положений (свойств, реакции).
Измерение
Этот метод является одним из самых эффективных. При его использовании проводят фиксацию различных физических параметров исследуемого объекта, например — рост, длина, объем, вес с использованием единиц измерения.
Полученный в ходе применения данного метода результат фиксируется в числовом значении.
Моделирование
Модель представляет собой уменьшенный структурированный образ или имитацию определенного объекта.
Моделирование бывает:
- предметное (воспроизведение отдельных частей объекта);
- знаковое (используется в формулах, схемах, чертежах);
- Мысленное (проведение действий в мысленном или виртуальном мире).
Моделирование часто распространено при конструировании автомобилей, сооружений, разработке новейших технологий и т.п.
Беседа и интервью
Суть данных методов заключается в общении с людьми, обладающими важной информацией об исследуемом явлении или предмете. Интервью является более регламентированным и структурированным порядком, в ходе которого собеседник отвечает на конкретно поставленные вопросы, подготовленные заранее
Задающий вопросы человек никак не высказывает свое мнение
Интервью является более регламентированным и структурированным порядком, в ходе которого собеседник отвечает на конкретно поставленные вопросы, подготовленные заранее. Задающий вопросы человек никак не высказывает свое мнение.
Опрос и анкетирование
Эти методы схожи между собой и заключаются в заранее подготовленных вопросах, на которые нужно найти ответы. Отвечающие, как правило, имеют несколько вариантов ответов.
Отличие данных методов заключается в форме проведения. Опрос бывает письменным или устным. Анкетирование производится в компьютерной или письменной форме. Во время анкетирования также иногда возможно давать ответ в графическом виде.
Описание
Этот метод имеет сходство с методом наблюдения. Но в нем фиксируются не только явления и поведение, но и признаки, внешний вид изучаемого объекта.
Другая методология
По академику А.Я.Флиеру методы, используемые при написании дипломной работы делятся на гуманитарные и социально-научные.
Гуманитарные методы
- Исторический – описание истории культуры в соответствии выстраивания линейно-хронологической последовательности явлений и событий.
- Герменевтический – изучение культуры с помощью раскрытия и дешифровки первоначальных смыслов культурных явлений зародившихся при создании.
- Феноменологический – исторические культурные факты трактуются в точки зрения явности их наблюдателю и ищутся смыслы в них, актуальные вне исторической связи.
- Историко-психологический – изучение исторической динамики культуры с позиций выявления в ней стадийных цивилизационных типов социально обусловленных сознанием и состоянием психики.
- Культурный символизм и постструктурализм – в данной методологии материал интерпретируется в контекстуальных рамках, устанавливаемых авторами исследований по различным основаниям. Методология трактует его как предельно неполный по своей символико-смысловой познаваемости.
Научные и социальные методологии
- Эволюционизм – культура исследуется с позиций признания ее прогрессивного роста через поэтапное усложнение структур (формационная теория, ответвления эволюционизма, неоэволюционизм, диффузионизм, культурный материализм).
- Волновые и циклические модели культурной динамики – культуры описываются в качестве отдельных самодостаточных цивилизаций. Происходящие в них процессы представляют собой замкнутый цикл или повторяющиеся волновые движения.
- Структурный функционализм – интерпретирует культурно-исторические процессы как фундаментальные и решающие имманентные социальные задачи по удовлетворению потребностей и интересов людей.
- Структурализм – занимается описанием культурно-исторических объектов с позиций поиска в них соотношения понятийного и вещественного аспектов, анализом устройства культуры как системы знаков.
- Пограничные методологии – занимаются определением новых проблемных областей культурно-исторической науки, постмодернизма.
Особенности написания методов в дипломной работе
Вышеописанные методы познакомили вас с ними и дали понимание по использованию их в вашем дипломном проекте.
Примеры речевых конструкций, используемые при формулировке методов исследования и методологии:
- В основе данной работы находятся положения … методологии.
- работа основана на определенных положениях … методологии
- методологическая база/основа исследования составлена положениями … методологии
- В работе / исследовании используются следующие методы …, методы исследования – это… и т.п.
Желательно в работе указать, какие деятели науки изучали данную проблему. В истории исследования положительным будет упоминание исторического контекста или рассказа, что смогли добавить к предыдущим данным современные авторы. Упоминание ученых следует приводить в хронологическом порядке.
Ниже приводим список стандартных конструкций, применяемых при написании методов исследований:
изучение … относится к …,
в … веке … были подробно описаны и изучены …,
проблемами … занимались изучением …,
большой вклад в исследование проблемы … внесла …/внес исследование/работа/труд …,
важное значение имеют труды …,
работы недавних лет позволяют говорить о …,
опыт истории … указывает, что …,
в текущее время преобладающей точкой зрения является …,
данный подход типичен для …,
начало изучению данного вопроса было связано с трудами …, в работах …,
значительное место в работах … занимает теория …,
в числе изучаемых в этом русле задач можно назвать …,
……. подробно описано в работах …,
связь …приведена в … и т.д.. При написании заключения упор необходимо сделать на описание структуры работы следующими типичными конструкциями:
При написании заключения упор необходимо сделать на описание структуры работы следующими типичными конструкциями:
Структура работы, определенная вышесказанным, состоящая из введения,…, глав, списка литературы, заключения, приложений (указываются, если есть в работе).
Задачи, цели и логика исследования определили структуру работы, состоящую из…;
Во введении пишется характеристика работы, важность темы и социальная значимость. Определяются задачи, цели, методологическая основа и методы исследования, приводится краткий обзор изученности темы.
первый раздел посвящен …,
В третьей главе говорится/рассматривается о …, во второй главе были рассмотрены…, третья глава начинается с …, затем…;
В заключении представлены выводы по проекту / в заключении описаны основные выводы и т.п.
Навыки диалектики
Один из самых старых и до сих пор используемых методов в любых работах — диалектический. Он имеет древнегреческое происхождение и предполагает умение вести дискуссию, обсуждение, владеть навыками спора и доказывания. Используя его, студент должен в понятной и доступной форме изложить принципы и актуальность своей работы, обосновать и доказать целесообразность выбранной методологической базы.
Диалектический подход бывает актуальным практически для всех отраслей знаний. Он помогает разрешить противоречия во всех дисциплинах и выйти на компромисс. Его применение характеризуется системностью, строгой структурированностью. Метод может использоваться как дополнение к любому другому, а также самостоятельно в беседе студента с представителями комиссии. Обладая навыками диалектики, можно не только отстоять свою точку зрения, но и проявить способности логического мышления. Это неотъемлемая часть работы выпускника вуза, демонстрирующая усвоение им всего пройденного материала.
Виды
Студентам различные инструменты познания помогают минимизировать проблемы исследования и к моменту вывода собрать полную информацию. При написании работы используемые методы указываются во введении.
Наиболее популярны следующие методы научного исследования:
- Общелогические.
- Теоретические.
- Эмпирические.
Общелогические и методы и приемы исследования применяются, когда необходимо сопоставить, исключить или переделить сущность предмета изучения. Их используют при создании дипломной работы обязательно. Данными методами являются:
Анализ. Разделение проблемного вопроса на некоторые части и области с целью отдельного рассмотрения каждой. При изучении любого вопроса из любой науки применяется данный метод. В написании работы он может звучать как анализ литературы или нормативно-правовых материалов по объекту исследования.
Синтез. Обратный метод, заключающийся в рассмотрении целого ряда аспектов как единый предмет.
Классификация. Заключается в вычленении определенных оснований из сущности предметов и объединение их на основе схожести. Наиболее распространен в работах с большим уклоном в теорию.
Обобщение. Вывод о вопросе делается на основании общих сторон.
Прогнозирование. Результатом становится заключение о предполагаемом развитии, на основе анализа тенденций движения.
Сравнение. Практическое применение дипломной работы предполагает использование данного метода при написании. Примеры, способы регистрации входящей документации или различные стили управление компанией.
Конкретизация
Акцентирует внимание на предмете и раскрывает его сущность.
Аналогии. Проведение предметного сравнения и нахождение похожих объектов. В результате они становятся источником информации об интересуемом вопросе.
Моделирование
Создание нереальной модели и перенос в нее существующего объекта.
Абстрагирование. Способность студента уводить мысль при написании в сторону от темы работы, что способствует появлению новых свойств предмета.
Идеализация. Создание нереальных объектов, которые помогают в изучении.
Индукция. Выводит мысль студента от одного момента к более масштабному событию.
Системный. Заключается в исследовании объектов на основе их взаимодействия в системе.
Структурно-функциональный. Деление целого предмета на отдельные структуры.
Вероятностно-статистические. Предполагаемое развитие событий при появлении нестандартных ситуаций.
В результате они становятся источником информации об интересуемом вопросе.
Моделирование. Создание нереальной модели и перенос в нее существующего объекта.
Абстрагирование. Способность студента уводить мысль при написании в сторону от темы работы, что способствует появлению новых свойств предмета.
Идеализация. Создание нереальных объектов, которые помогают в изучении.
Индукция. Выводит мысль студента от одного момента к более масштабному событию.
Системный. Заключается в исследовании объектов на основе их взаимодействия в системе.
Структурно-функциональный. Деление целого предмета на отдельные структуры.
Вероятностно-статистические. Предполагаемое развитие событий при появлении нестандартных ситуаций.
Как подобрать методы исследования в дипломной работе. Практические примеры
Каждый студент сталкивается с методологией при написании квалификационных работ. Это обязательная часть исследования, особенно важная для диплома. Обычно методам посвящается один из разделов введения. Чтобы правильно обозначить те их них, которые соответствуют вашей теме, необходимо ориентироваться в существующей методологии и правильно ее соотносить с вашим научным трудом.
Теоретические методы – их выявили и зафиксировали еще античные философы, и они используются учеными по сей день. Это общие способы постижения предмета изучения, применяемые во всех отраслях науки:
Анализ – путь познания явления через пристальное изучение отдельных его частей;
Обобщение – подведение к общему «знаменателю» изученных свойств и частных причинно-следственных черт предмета;
Классификация – разделение собранной информации на тематические блоки;
Абстрагирование – пренебрежение частными свойствами для осознания общих закономерностей;
Индукция – познание общей картины изучаемого явления через внимание к конкретным деталям;
Аналогия – умозрительное перенесение свойств родственного явления на изучаемый предмет, предположение сходства;
Систематизация – составление исследуемого материала в единую структуру;
Моделирование – схематичное воссоздание изучаемого явления в доступном материале для изучения его гипотетических свойств;
Статистический метод – сбор математических данных по однородным критериям в контрольной группе;
Гипотетический метод – умозрительное логическое заключение о предполагаемом явлении на основе существующих закономерностей;
Синтез – создание единой концепции из разрозненных данных, собранных воедино;
Дедукция – детализация свойств предмета путем изучения общих его закономерностей.
Практические методы – в некоторых источниках их называют эмпирическими, то есть «опытными», в переводе с греческого; в них входят те научные инструменты, которые связаны с практикой:
- Эксперимент – материальное воплощение гипотез и концепций, используемое для подтверждения или опровержения их. Должен быть объективным и повторяемым;
- Наблюдение – процесс пассивного познания изучаемых явлений и объективной фиксации результатов восприятия;
- Измерение – активное познание явлений путем определения их основополагающих характеристик и свойств в исчисляемых единицах меры;
- Опрос (интервью) – результаты данных, полученных в результате речевого взаимодействия с объектом-носителем необходимой информации;
- Сравнение – сопоставление предметов и явлений по значимым характеристикам;
- Описание – процесс подробной фиксации данных, полученных в результате перечисленных выше методов.
Кроме вышеперечисленных, подходящих ко всем научным дисциплинам, активно применяются и частнонаучные методы. Они свои в каждой отрасли знаний, причем среди них встречаются как теоретические, так и практические.
Давайте разберем примеры, как это может выглядеть в вашей дипломной работе.
По юридической дисциплине:
В работе использовались следующие методы исследования: историко-правовой, метод сравнения, анализа, обобщения, статистический и логико-юридический методы.
Диплом по криминалистике также может иметь в научном инструментарии метод баллистического анализа или, например, трасологической экспертизы.
Работа по лингвистике (филология):
Для достижения цели исследования особенностей выделяемых языковых групп были применены методы обобщения, классификации, морфологического анализа, а также историко-статистический и сравнительно-языковой метод.
Диплом по педагогике:
Методологическую основу исследования составляют: анализ и синтез тематического материала, классификация выявленных закономерностей, научная аналогия, измерение, статистический метод обработки данных, опрос контрольной группы, метод наблюдения.
Дипломная работа по экономике:
Для наиболее полного исследования материала были использованы методы нормативного анализа, абстрагирования, историко-экономического анализа, сравнения, статистического исследования, метод графического отображения, метод измерения рыночных показателей.
Качественные методы исследования
Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.
Рассмотрим важнейшие методы этой группы.
- Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
- Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
- Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.
Как оформлять методы исследования в курсовой
Методология курсовой описывается во введении. Здесь не нужно давать расшифровку каждому используемому методу и прописывать его классификацию. Достаточно просто перечислить те, которые автор использовал при написании курсовой.
Описывая методы, автор должен понимать, где и как он их применил в работе
При этом важно не переборщить и не написать лишние. Ведь проверяющий может поинтересоваться, где именно автор их использовал
Зато если у вас были задействованы специфические методы научного исследования, не забудьте их обязательно указать.
Вот пример описания методов исследования в курсовой работе:
А ещё вы можете посмотреть образец, как органично вписать методы научного исследования в курсовую.
Теперь вы знаете, какие методы в курсовой работе можно использовать для качественного написания труда. Остаётся лишь определить свой и грамотно описать его во введении. Ну а если не можете справиться самостоятельно или совсем нет времени писать курсовую, не опускайте руки. Обращаетесь в сервис студенческой помощи. Наши эксперты напишут курсовую по любой теме качественно и в срок.