Геолог наука и техника
Содержание:
- Какие задачи выполняет геолог?
- Особенности профессии
- Особенности профессии
- Особенности профессии
- Какие дисциплины изучаются?
- Ход занятия.
- Кто такой геолог?
- Обучение на гидрогеолога
- Оплата труда
- Компании для трудоустройства по профессии «Геолог»
- Ступеньки карьеры и перспективы
- Портрет современного геолога:
- Интересные факты
- Геолог: плюсы и минусы профессии
- О профессии
- Специальности
- Мужская работа: геолог-разведчик
- Особенности профессии
Какие задачи выполняет геолог?
В работе геолога сочетаются исследования, полевые изыскания и возможность практического использования полезных ископаемых.
Задач в своей работе геолог решает множество, основными из них являются:
- разработка планов мероприятий на год, экспедицию и так далее;
- организация проведения поисковых и геологоразведочных мероприятий;
- рекогносцировка месторождений в различных условиях и на различных типах местности;
- определение мест заложения горных выработок;
- обеспечение обслуживания горнодобывающих предприятий;
- изыскания по геологическому строению месторождений;
- обобщение геологического материала исследований.
Особенностями профессии являются разнообразные пробы грунтов и их классификация, проведение лабораторных исследований, изучение типа почво-грунтов, доказательство необходимости постройки рудников или иных объектов, ведение отчетности и сдача геологического отчета по произведенным работам.
Особенности профессии
Геолог-нефтяник – это специализация геолога, направленная на работу с жидкими (нефть) и газообразными углеводородами.
Почему газ и нефть упоминаются всегда в одной «связке»? Дело в том, что газ – это постоянный спутник нефти. Тот, кто бывал в местах добычи нефти, наверняка видел горящие на большой высоте факелы. Это горит газ, вырывающийся из недр вместе с нефтью, и не всегда удаётся рационально его использовать. Также газ бывает растворён в самой нефти, и он выделяется уже в процессе её переработки.
Современный мир полностью зависим от источников энергии, к числу которых относятся нефть и газ. Нефть использовали как горючее вещество еще в древнем мире. А в конце XIX века она стала основой для прорывных технологий. Немецкий инженер Готлиб Даймлер изобрёл компактный бензиновый двигатель, который можно было использовать на транспорте. Это открыло дорогу автомобилестроению. С той поры потребность в нефти невероятно выросла. Расширилось и сфера применения и нефти, и газа. Эти вещества используются не только как топливо, но и в химической промышленности.
Российские нефтегазовые месторождения в основном были разведаны ещё в советское время, но с каждым годом всё острее стоит задача поиска и освоения новых. А это означает новые исследования, новые разведывательные экспедиции.
Однако работа по разведке месторождений начинается задолго до отправки геологов к месту поисков. Во-первых, это место нужно выбрать. Но не методом тыка, а на основании научных данных.
Ведётся тщательная подготовка. Руководитель разведывательного проекта изучает данные о местности, составляет план поисков, опираясь на геодезические данные, собственные познания в области строения движения земной коры.
Он решает, где именно геологическая партия (отряд геологов) начнёт поиск. После этого готовится оборудование для пробного бурения, полевые лаборатории, вездеходы, топливо и пр. Уже во время экспедиции постоянно оцениваются результаты поисков, меняется тактика работы.
Когда месторождение обнаружено, начинается его разработка. Геологи участвуют в проектировании месторождения, контролируют процесс добычи. Со временем, когда залежи нефти и газа истощаются, месторождение приходится реконструировать, консервировать (приостанавливать работу) или даже ликвидировать. Все эти этапы жизни месторождения также требуют участия геолога.
Работа геолога связана с поездками в неосвоенные, безлюдные районы. Иногда приходится месяцами жить в труднейших условиях. У кого-то «скитания по тундре» вызывают ужас, а для других жизнь в палатках, преодоление физических трудностей в сочетании с напряжённой профессиональной работой – это романтика. А образ геолога с гитарой – символ весёлой стойкости.
Особенности профессии
Люди не всегда правильно представляют работу геологов. Она часто ассоциируется с приключениями, романтикой, путешествиями. Но на самом деле все немного прозаичнее. Экспедиции отправляются в глухие безлюдные районы России. Походные условия не самые комфортные и подойдут только обладателям крепкого физического здоровья.
Профессия подойдет тем, кто легко переносит смену обстановки, любит делать открытия и хочет развиваться в своей сфере. Геологи решают следующие задачи:
- Проводят поисковые работы на перспективных площадках.
- Разведывают и оценивают месторождения;
- Обслуживают горнодобывающие предприятия.
- Разрабатывают планы горных работ и эксплуатационной разведки и т. д.
После получения специальности можно заниматься не только геологоразведочной деятельностью. Можно перейти в сферу строительства. Инженер-геолог обследует здания, делает пробы грунта, работает с проектно-сметной документацией и т. д. Его главная задача — оценка устойчивости здания на конкретном земельном участке. Малейшая ошибка может привести к катастрофе.
Работа геологом увлекательная, творческая и нешаблонная. Невозможно найти два одинаковых месторождения, а значит, каждый раз придется сталкиваться с чем-то новым. Специалист будет проводить небольшое научное исследование и учитывать множество факторов.
К минусам профессии относят вахтовый метод работы — экспедиции занимают несколько месяцев. Особенно сложно семейным людям, так как дети тяжело переносят длительные расставания. В поездках не предусмотрены выходные дни, так как за определенный отрезок времени требуется выполнить необходимый объем работ.
Не все легко переносят нахождение в одном коллективе длительное время. Некоторым людям тяжело переносить особенности походной жизни и отсутствие бытовых условий.
Особенности профессии
У геолога много функций и обязанностей, он должен обладать практически энциклопедическими знаниями, чтобы эффективно выполнять работу.
В основе его деятельности обычно лежит выявление полезных ископаемых, оценка состава почвы на конкретном участке, проведение на нем съемки, сбор образцов для дальнейшего анализа.
Описание и особенности основных профессий направления «Геология»:
топограф, картограф — первый исследует рельеф места, проводит его съемку, занимается измерениями и составляет планы местности. Второй на основании этих данных создает карты (физические, политические, электронные, интерактивные и т.д.);
геонавигатор — сопровождает процедуру бурения скважин в земной коре и контролирует ее проведение в режиме реального времени с помощью специального оборудования. Оценивает показатели приборов и на основании этого корректирует направление бурения;
буровой супервайзер, геолог-нефтяник — работают на нефтяных и газовых месторождениях. Занимаются поиском залежей, оценкой их потенциала, обеспечивают технологический процесс добычи полезных ископаемых;
почвовед — изучает верхний слой земной коры, исследует его состав и свойства. Полученная информация в дальнейшем применяется для ведения строительства, сельского хозяйства
Она принимается во внимание экологами, представителями министерства здравоохранения;
инженер-геолог — исследует поверхность, на которой (в которой) будет вестись строительство, или уже есть сооружения. Он должен оценить степень безопасности проведения работ на конкретном участке, дать строителям рекомендации по реализации проекта;
гидрогеолог — разведчик, который занимается поиском подземных вод. Он должен найти источники, установить их происхождение, условия залегания, принципы движения, свойства жидкости, а также ее влияние на окружающие горные породы;
геохимик — изучает состав почвы с целью выявления в ней химических элементов, принципов их взаимодействия между собой. Составляет карты и планы, на которых указаны места скопления редких минералов;
геодезист — эксперт по составлению карт местности и проведению расчетов, с помощью которых для обследованных участков составляется описание.
В профессии геолога тесно сочетаются решение производственных задач и разработка теоретических проблем, изучение природных объектов и закономерностей и оценка возможностей их практического использования.
Мнение эксперта
Екатерина Колоколова:
«Перечень обязанностей представителя профессии зависит от его специализации. Ее можно получить в профильном ВУЗе, на курсах повышения квалификации или непосредственно на рабочем месте в полевых условиях. Универсалы в этой отрасли встречаются не так часто. Обычно геологи выбирают узкое направление и работают по нему, не переставая обучаться по профилю.»
Какие дисциплины изучаются?
Изучая эту специальность, студенты окунаются в мир интереснейших теорий, одна из которых – это антиклинальная
Она привлекает к себе довольно длительное и серьезное внимание. Антиклинальная теория зародилась еще до того, как была пробурена первая нефтяная скважина
Но своей актуальности она не потеряла по сегодняшний день. В теории идёт речь о зависимости между залежами нефти и антиклинальной складчатостью. Кроме того, студенты изучают химию нефти и газа, их химический состав и методы анализа. В процессе обучения обязательно изучаются источники тепла и теплового потока Земли, магнетизм пород и минералов. Будущим специалистам необходимо владеть знаниями в области месторождений подземных вод и методы их изучения, а также вопросах утилизации стоков в недра Земли.
Эта наука изучает мощную отечественную сырьевую базу и развитие добычи нефти и газа. Учебно-методические пособия предоставляют возможность изучить теоретические вопросы геологических процессов, физико-химических свойств нефти и газа, а также вопросы, связанные с формированием залежей и их размещением. Кроме того, обязательным условием является наличие практической части: лабораторных и контрольных работ по геологии нефти и газа
Особое внимание в процессе обучения данной специальности уделяется фундаментальным дисциплинам, так как без фундамента, как известно, дом знаний будет непрочным. Как правило, прикладная геология может изучаться как по очной форме обучения, так и заочно
Ход занятия.
Воспитатель рассказывает детям о том, кто такие геологи.
Дети, вы знаете кто такие геологи? (Выслушивает ответы детей.) Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они уголь, нефть, золото, алмазы, железную и медную руду, строительный камень, соль и воду. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, карабкаться на горные кручи с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая это работа!
Ребята, давайте представим, что мы геологи. И мы сейчас отправляемся в экспедицию (дети самостоятельно и быстро одеваются на прогулку). Наша задача добраться до определенного места (участок группы), найти камни- самоцветы. Путь будет трудный, прошу не отставать.
Дети строятся в одну колону и движутся вперед друг за другом выполняя различные упражнения
- Ходьба на носках, в приседе, полуприседе, приставным шагом, спиной вперед;
- Бег змейкой, на носках, широким шагом, галопом;
- Преодоление препятствий: забраться на горку, спуститься с нее, перешагивание через дугу, подлезание под дугу прямо и боком, не касаясь руками земли, перепрыгнуть канавку;
- Ходьба, упражнение на восстановление дыхания. (Воспитатель напоминает, как правильно дышать, вдыхаем воздух носом, выдыхаем ртом.)
Игра Найди камни самоцветы(Готовясь к игре, воспитатель заранее прячет камешки на участке. Предварительно сам находит такой камень). Воспитатель: Ребята посмотрите, какой я нашла красивый камень. Значит, мы не зря сюда пришли. Давайте разойдемся по всему участку и будем искать камни. Кто найдет камень, подойдет ко мне. (Дети расходятся по всему участку, ищут камни.) Ребята, к какой природе мы отнесем камни? (Ответы детей.)
Исследовательская деятельность. Воспитатель. Ребята давайте внимательно рассмотрим камни (дети рассматривают с помощью лупы друг у друга камешки). Все ли камешки одинаковые? Чем они отличаются друг от друга? Попробуйте найти абсолютно одинаковые камни. Что у них одинаковое? Они чем-нибудь отличаются? Можно сказать, что они одинаковые?
Вывод: камни разные по размеру, форме; встречаются одинаковые по цвету, рисунку, качеству.
Можно ли сломать камень? Как это можно сделать? Попытайтесь. Можно ли камень поцарапать? Чем? Можно ли поцарапать ногтем? Давайте проверим, правильно ли мы предположили. Попробуйте сломать камень. Легко ли это было сделать? Давайте попробуем поцарапать камень монеткой. Остается ли след от монетки? Попробуйте поцарапать камень ногтем. Остался ли след?
Вывод: камни прочные, их не поцарапаешь ногтем.
Д/упражнение. Подбери к предмету признаки, действия. Воспитатель. Ребята что мы можем сказать о камне. Камень какой? (ответы детей) Камень что делает? (ответы детей).
Игра Польза вред. Дети, давайте вместе с вами подумаем, какую пользу приносят человеку камни (строят дороги, здания, мосты и др.) Какой вред принести могут камни (навредить человеку, поранить его, перегородить проезжую часть и др.)
ОБЖ. Нельзя бросать камни, там, где играют дети, потому что можно навредить здоровью других людей, не желая этого. Запомните это правило.
Воспитатель. Мы продолжаем нашу экспедицию. В колонну по одному стройся! На первый, второй рассчитайся! (Дети делятся на две команды.)
Эстафеты:
1. Попади в цель. (Из каждой команды дети по очереди бросают мяч стараясь попасть в колесо, колеса лежат на земле).
2. Кто быстрее? (первый ребенок бежит, берет камень, лежащий на песке, кладет в ведро, бежит, передает ведро следующему ребенку, сам становиться позади).
3. Чья команда быстро и правильно выложит букву (одна команда выкладывает из камней букву А, другая У).
Воспитатель дает оценку каждой команде. Молодцы, ребята, вы все сильные, смелые, выносливые юные геологи. Посмотрите, как много камешков и все они разные. Давайте их соберем в ведро.
Труд. Дети собирают на участке камешки для коллективной работы.
Строительство домов из разного природного материала (песок, ветки, солома, камни), подвести детей к тому, что самый прочный дом из камня.
Воспитатель.Дети пора нам возвращаться в детский сад.
Последующая работа:
В группе оформить выставку Наши находки.
Рисование на тему Камни бывают разные.
Проведение сюжетной игры Геологи.
Кто такой геолог?
Геолог – специалист, занимающийся изучением состава и строения минералов и горных пород, а также поиском и исследованием новых месторождений полезных ископаемых. Параллельно с этим геологи изучают природные объекты, закономерности, и возможности их практического применения.
Название профессии произошло от древнегреческого γῆ (Земля) и λόγος (учение). Другими словами, геологи – это люди, которые занимают изучением Земли. Первые научные высказывания о геологических наблюдениях (информация о землетрясениях, размывании гор, извержениях вулканов и перемещении береговых линий) встречаются в работах Пифагора (570 год до н.э.). А уже в 372-287 году до н.э. Теофраст написал работу «О камнях». Отсюда следует, что официальным период становления данной профессии можно считать 500-300 гг. до нашей эры.
Современные геологи не только наблюдают и исследуют явные геологические процессы и месторождения, но и выявляют наиболее перспективные площади для разведки и оценки, исследуют их и обобщают полученный результат. Отметим, что сегодня геологов можно разделить на три категории, в зависимости от того, какой раздел геологии они выбрали в качестве основной специализации:
- описательная геология – специализируется на изучении размещения и состава геологических образований, а также описании горных пород и минералов;
- динамическая геология – изучает эволюцию геологических процессов (движения земной коры, землетрясений, извержения вулканов и т.д.);
- историческая геология – занимается изучением последовательности геологических процессов в прошлом.
Бытует распространенное мнение, что геологи только то и делают, что постоянно разъезжают в составе геологических экспедиций. Действительно, геологи часто выезжают в экспедиции, однако помимо этого они разрабатывают программы научно-исследовательских работ, изучают полученные в ходе экспедиций данные и оформляют их документационной форме, а также составляют информационные отчеты о проделанной работе.
Обучение на гидрогеолога
Профессия имеет квалификации техника (среднее специальное образование) и инженера (высшее образование).Среднее специальное образование можно получить во всех геологоразведочных техникумах страны, например, в Санкт-Петербургском техникуме геодезии и картографии. (Ул.Казанская, 3. Тел. 444-24-78, 444-18-34)
Лучшие высшие учебные заведения, готовящие специалистов-гидрогеологов:
Специальность «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания»
- Московский Государственный Университет. Геологический факультет. Ленинские горы, Тел. 939-29-51
- Московская государственная геолого-разведочная Академия. Ул.Миклухо-Маклая, 23. Тел.433-55-77
- Московский государственный университет природообустройства. Ул. Прянишникова, 19. Тел. 976-11-23, 976-14-36
- Казанский (Приволжский) федеральный университет естественных и гуманитарных наук, Республика Татарстан, г. Казань
- Санкт-Петербургский Государственный Университет. Университетская наб., 7/9. Тел.328-20-00
- Санкт-ПетербургскийГосударственный горный институт (Технический Университет). В.О., 21-я линия, Тел.328-82-01, 321-40-81
- Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Факультет естественных и гуманитарных наук, Республика Саха (Якутия), г. Якутск
- Сибирский федеральный университет естественных и гуманитарных наук, Красноярский край, г. Красноярск
- Северо-Кавказский государственный технический университет, Ставропольский край, г. Ставрополь
- Астраханский государственный университет естественных и гуманитарных наук, Астраханская область, г. Астрахань
- Белгородский государственный университет естественных и гуманитарных наук,Белгородская область, г. Белгород
- Иркутский государственный технический университет, Иркутская область, г. Иркутск
- Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) Ростовская область, г. Новочеркасск
- Уральский государственный горный университет, Свердловская область, г. Екатеринбург
- Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томская область, г. Томск
- Тюменский государственный нефтегазовый университет,Тюменская область, г. Тюмень
- Читинский государственный университет естественных и гуманитарных наук, Забайкальский край, г. Чита
- Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе, г. Москва
- Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г.В. Плеханова, г. Санкт-Петербург
- Грозненский государственный нефтяной институт имени академика М.Д. Миллионщикова,Чеченская Республика, г. Грозный
- Московский государственный открытый университет, г. Москва
Оплата труда
Компании для трудоустройства по профессии «Геолог»
Заработная плата геолога зависит от профессионального уровня, занимаемой должности и состоит, как правило, из твердого оклада и надбавок к нему: районный коэффициент, полевое довольствие, коэффициент за работу в высокогорных, безводных и др. сложных условиях.
Ступеньки карьеры и перспективы
Понятие карьерного роста в геологии подразумевает успешные научные экспедиции, в результате которых произошло открытие того или иного месторождения полезных ископаемых. Построить карьеру можно и в сфере науки. Например, получить должность руководителя лаборатории или стать заведующим кафедрой.Карьерный рост возможен при наличии отличных знаний, диплома о высшем образовании и нестандартном или инновационном подходе к решению поставленных задач.
Знаменитые и великие геологи:
Губкин Иван Михайлович
Ферсман Александр Евгеньевич (1883-1945), чл. През. (с 1929 г.) АН СССР
Вернадский Владимир Иванович (1863-1945)
Зонов Валентин Иванович (1932-1996)
Портрет современного геолога:
Около 100 лет назад у международных геологических конгрессов был девиз «Умом и молотком». Некоторые дополняли:«Глазами и ногами». В настоящее время в распоряжении геолога космические снимки, электронный микроскоп, буровой станок, разнообразная геофизическая аппаратура, компьютеры. Современный геолог должен в совершенстве владеть этими средствами труда. Однако глаза и ноги, молоток и ум сохраняют свое значение.
Интересные факты
Всем известная первая древнейшая профессия таковой не является. Самой древней является профессия геолога. Ведь с чего вообще началась человеческая цивилизация? С того, что человек начал отличать камень, который годится для изготовления каменного топора от негодного для этой цели камня. А это уже основы геологии. Таким образом, неорганизованная, непромышленная добыча полезных ископаемых началась еще с древних времен. Позднее рудокопы стали добывать глину и уголь. С началом эпохи Великих географических открытий началось изучение Земли. Люди стали интересоваться, как возникают пустыни, горы и т. д., и пытаться научно обосновать свои догадки. В это время и появляются первые геологи-мыслители, которые пытались предположить, где могут находиться полезные ископаемые.
Профессиональный праздник
День геолога — профессиональный праздник геологов, традиционно отмечаемый в первое воскресенье апреля. Этот праздник учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1966 г. в ознаменование заслуг советских геологов в создании минерально-сырьевой базы страны. Поводом для учреждения стало открытие в 1966 г. первых месторождений Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Время проведения праздника — первое воскресенье апреля — было выбрано потому, что окончание зимы знаменует начало подготовки летних полевых работ и экспедиций.
День геолога отмечается практически во всех геологических и добывающих организациях. Кроме геологов его считают своим профессиональным праздником маркшейдеры, взрывники, проходчики шахт и люди тех профессий, которые занимаются поиском и добычей полезных ископаемых.
Геолог: плюсы и минусы профессии
Плюсы
Работа в геологии — это необходимость анализировать, каждый раз подбирая новые подходы к решению примерно одних и тех же задач. Она понравится творческим людям с математическим складом ума.
В природе нет одинаковых месторождений, поэтому геолог каждый раз сталкивается с чем-то новым в уже, казалось бы, знакомой ему сфере. Это позволяет не потерять интереса к своей деятельности даже на фоне многолетнего опыта.
Также к плюсам профессии относят возможность путешествовать, хорошо зарабатывать, приобщаться к значимым национальным или коммерческим проектам.
Минусы
Кому-то те же самые моменты могут показаться минусами.
Геолог выполняет из года в год практически одни и те же действия.
Зачастую он вынужден надолго отлучаться из дома, что негативно сказывается на его личной жизни.
Нередко таким работникам приходится подолгу жить в не самых комфортных условиях, испытывать серьезные нагрузки на организм.
На начальной стадии у геолога могут быть сложности с трудоустройством.
Геолог должен обладать отменным здоровьем, быть выносливым, уметь работать в команде, быстро ориентироваться и приспосабливаться к изменениям в окружающей обстановке.
О профессии
Геолог довольно древняя профессия, потому что полезные ископаемые с появлением цивилизаций стали неотъемлемой частью жизнь человека. А в современном мире недра Земли позволяют людям осуществлять довольно внушительную перечень возможностей. Примером может являться всем известный природный газ, благодаря которому у нас есть отопление и подогрев воды.
Без полезных ископаемых сейчас невозможно прожить. Но так как их залежи не бесконечны, геологи ищут пути оптимизации расхода полезных ископаемых.
Поскольку профессия геолога довольно сложна, к данным специалистам применяется обширный список профессиональных требований. Рассмотрим некоторые их них:
- Наличие высокого чувства ответственности, которое позволяет добросовестно выполнять свою работу.
- Наличие хорошей памяти и внимательности, так как расчеты геолога очень важны и ошибка в них повлечет за собой недостоверность всего исследования.
- Наблюдательность.
- Умение признавать свои ошибки, быстро перестраивать ход исследования.
- Наличие выдержки и внутреннего стержня, так как работа геолога преисполнена трудностями.
- Смелость, позволяющая не бояться экстремальных ситуаций в работе.
Специальности
Список вузов где учат на Геолога в Москве:
какие предметы сдавать, стоимость обучения на Геолога, проходные баллы и выбор специальности.
г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
География глобальных изменений и геоинформационные технологии |
Мат Рус Гео |
Набора не было | Набора не было |
г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Российский университет дружбы народов
Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений твердых полезных ископаемых |
Мат Рус Физ |
166 | 129 | 146 000 ₽ |
Геология нефти и газа |
Мат Рус Физ |
166 | 129 | 146 000 ₽ |
Маркшейдерское дело |
Мат Рус Физ |
150 | 146 000 ₽ |
г. Москва, Ленинские горы, МГУ, д. 1, стр. 52Московский государственный университет им. В.М. Ломоносова
География |
Мат Рус Гео ДВИ |
311 | 228 | 435 970 ₽ |
Геология |
Мат Рус Физ ДВИ |
282 | 235 | 435 970 ₽ |
г. Москва, просп. Вернадского, д. 88Московский педагогический государственный университет
Общая география |
Мат Рус Гео |
198 | 178 | 217 100 ₽ |
г. Москва, ул. Большая Семеновская, д. 38Московский политехнический университет
Горное дело |
Мат Рус Физ |
Набора не было | Набора не было |
г. Москва, Ленинский просп., д. 4Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
Взрывное дело |
Мат Рус Физ |
222 | 145 | 242 000 ₽ |
Горно-геологические информационные системы |
Мат Рус Физ |
222 | 145 | 242 000 ₽ |
Горно-промышленная экология |
Мат Рус Физ |
222 | 145 | 242 000 ₽ |
Горные машины и оборудование |
Мат Рус Физ |
222 | 145 | 242 000 ₽ |
Маркшейдерское дело |
Мат Рус Физ |
222 | 145 | 242 000 ₽ |
Обогащение полезных ископаемых |
Мат Рус Физ |
222 | 145 | 242 000 ₽ |
Открытые горные работы |
Мат Рус Физ |
222 | 145 | 242 000 ₽ |
Подземная разработка пластовых месторождений |
Мат Рус Физ |
222 | 145 | 242 000 ₽ |
Подземная разработка рудных месторождений |
Мат Рус Физ |
222 | 145 | 242 000 ₽ |
Технологическая безопасность и горноспасательное дело |
Мат Рус Физ |
222 | 145 | 242 000 ₽ |
Транспортные системы горного производства |
Мат Рус Физ |
222 | 145 | 242 000 ₽ |
Шахтное и подземное строительство |
Мат Рус Физ |
222 | 145 | 242 000 ₽ |
Электрификация и автоматизация горного производства |
Мат Рус Физ |
222 | 145 | 242 000 ₽ |
г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 23Российский государственный геологоразведочный университет
Гидрогеология и инженерная геология |
Мат Рус Гео |
190 | 133 | 210 000 ₽ |
Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений твердых полезных ископаемых |
Мат Рус Физ Инф |
128 | 250 000 ₽ | |
Геология месторождений нефти и газа |
Мат Рус Физ Инф |
128 | 250 000 ₽ | |
Горные машины и оборудование нефтегазового производства |
Мат Рус Физ Инф |
142 | 250 000 ₽ | |
Горный инжиниринг и маркшейдерское дело |
Мат Рус Физ Инф |
142 | 250 000 ₽ | |
Информационный инжиниринг разработки месторождений золота, алмазов и редких металлов |
Мат Рус Физ Инф |
142 | 250 000 ₽ | |
Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания |
Мат Рус Физ Инф |
136 | 250 000 ₽ | |
Прикладная геохимия, минералогия и геммология |
Мат Рус Физ Инф |
136 | 250 000 ₽ |
Мужская работа: геолог-разведчик
Довольно часто профессия геолога ассоциируется у молодежи с дальними романтическими путешествиями. В известной мере это действительно так, только путешествуют геологи не на известнейшие мировые курорты, а чаще всего куда-нибудь в глухую тайгу или тундру, на разведку месторождений.
В большинстве случаев их работа подразумевает частые и длительные командировки, происходит в полевых условиях («кабинетные» геологи, занимающиеся преимущественно анализом информации в стационарных условиях, тоже встречаются, но реже). Нередко работа осуществляется так называемым вахтовым методом — геологи на несколько недель уезжают в экспедицию, где работают в очень интенсивном режиме и практически без выходных, зато после каждой такой поездки получают довольно длительный период отдыха.
В условиях экспедиций работа происходит в ограниченном коллективе, требует умения быть терпимым к другим людям, уживаться с ними, лояльно относиться к недостатку бытовых удобств и различным затруднениям, связанным с походной жизнью.
Места применения труда этих специалистов — геолого-разведочные экспедиции, геофизические и буровые партии, научно-исследовательские и проектные организации. Основная сфера применения их труда — это разведка и освоение месторождений полезных ископаемых. Требуются они и в строительстве (например, для выявления особенностей грунтов на месте будущих сооружений).
Профессия имеет квалификации техника (среднее образование) и инженера (высшее образование). Получить ее можно в специализированных училищах и институтах, на геологических факультетах университетов. Чтобы стать хорошим геологом, требуются такие качества, как наблюдательность, умение анализировать информацию, для работы в экспедициях — физическая выносливость, любовь к жизни в походных условиях и готовность преодолевать связанные с этим сложности.
Противопоказаниями являются серьезные физические недостатки, плохое зрение, склонность к простудным заболеваниям.
Профессия является умеренно распространенной, трудоустройство проблем обычно не вызывает. Уровень оплаты труда средний или высокий. У специалистов, занятых на разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, особенно таких, как нефть и газ, уровень доходов превышает среднюю зарплату в промышленности в 2-3 раза (однако и условия их труда являются весьма тяжелыми).
По мере накопления профессионального опыта работники могут претендовать на карьерный рост по административной линии (например, стать начальником экспедиции или директором какого-либо подразделения в научно-исследовательском институте) и на соответствующее повышение уровня оплаты труда.
Особенности профессии
Предметом профессиональной деятельности специалиста геохимика являются:
- изучение вещественного состава земной коры, слагающих ее пород и минералов;
- проведение специализированных видов геохимических, геолого-съемочных, поисковых и разведочных работ;
- комплексное изучение минерального сырья;
- выполнение научных исследований геолого-геохимического, минералого-петрографического и эколого-геохимического профиля.
В прикладной геохимии, используемой при разведке месторождений полезных ископаемых и составлении геологических карт, выделяют 4 направления работ: собственно геохимия, минералогия, петрография и кристаллография.
Задачей геохимика-поисковика является проведение геохимической съемки — составление геохимических карт района на основе геохимического опробования территории по определенной системе. После сбора образцов минералов геохимик приступает к лабораторному этапу качественного и количественного анализа материала. Получаемые данные о качественном составе пород, о концентрации тех или иных химических элементов на данном участке могут свидетельствовать о наличии месторождения полезных ископаемых.
Геохимик-минералог описывает условия образования, нахождения и изменения минералов в природе. Отобрав образцы минералов, характерных для данного района, проводит их первичную классификацию (проводится «на глаз» в соответствии со справочниками-определителями минералов: по цвету, характеру вкраплений, форме вкраплений и излома породы и пр.), составляет таблицы наличия определенных минералов на данном участке.
Геохимик-петрограф тоже занимается классификацией пород, исследованием их минералогического и химического состава, структуры, условий залегания и распространения в данном геологическом районе, а также литографическими изысканиями — исследованием осадочных пород. В результате составляются литографические карты и атласы, позволяющие наглядно показать закономерности пространственного распределения осадочных пород.
Геохимик-кристаллограф исследует кристаллическое строение пород. Основное место работы — лаборатория.