Чем отличается наука и псевдонаука

Квантовая биология

Физикам уже более ста лет известно о квантовых эффектах, например, способности квантов исчезать в одном месте и появляться в другом, или же находиться в двух местах одновременно. Однако поразительные свойства квантовой механики применимы не только в физике, но и в биологии.

Лучший пример квантовой биологии — фотосинтез: растения и некоторые бактерии используют энергию солнечного света, чтобы построить нужные им молекулы. Оказывается, фотосинтез на самом деле опирается на поразительное явление — маленькие массы энергии «изучают» все возможные пути для самоприменения, а затем «выбирают» самый эффективный. Возможно, навигация птиц, мутации ДНК и даже наше обоняние так или иначе опираются на квантовые эффекты. Хотя эта область науки пока весьма умозрительна и спорна, учёные считают, что однажды почерпнутые из квантовой биологии идеи могут привести к созданию новых лекарств и биомиметических систем (биомиметрика — ещё одна новая научная область, где биологические системы и структуры используются для создания новых материалов и устройств).

Фундаментальные и прикладные системы знаний

Наука может быть фундаментальной или базовой теоретической и прикладной. Цель теоретической – понять, как работают вещи: будь то одиночная клетка, организм из триллионов клеток или вся экосистема. Ученые, работающие в фундаментальной науке расширяют человеческие знания о природе и мире вокруг нас. Знания, полученные через изучение областей наук о жизни, в основном, фундаментальные.

Фундаментальные науки являются источником большинства научных теорий. Например, ученый, который пытается выяснить, как организм производит холестерин, или то, что вызывает конкретное заболевание, определяют фундаментальные науки. Это также известно как теоретические исследования. Дополнительные примеры основных исследований будут расследовать как глюкоза превращается в клеточную энергию или как образуется вредный повышенный уровень глюкозы в крови.

Изучение клетки (клеточная биология), изучение наследственности (генетика), исследование молекул (молекулярная биология), изучение микроорганизмов и вирусов (микробиология и вирусология), изучение тканей и органов (физиология).  Все типы фундаментальных исследований собрали много информации, которая применяется для человека.

Прикладные науки используют научные открытия благодаря теоретическим исследованиям для решения практических задач. Например, медицина, и все, что известно о том, как лечить пациентов, является прикладной на основе фундаментальных исследований. Врач, введя препарат, определяет уровень холестерина, то это является примером прикладных знаний.

Прикладные науки создают новые технологии, основанные на фундаментальных знаниях. Например, проектирование ветрогенератора для использования энергии ветра является прикладной наукой. Однако эта технология опирается на фундаментальную науку. Исследования ветровых режимов и путей миграции птиц помогает определить лучшее размещение для ветрогенератора.

Социальные науки

Социальные науки — это отрасль науки, посвященная изучению обществ и взаимоотношений между людьми внутри этих обществ. Этот термин раньше использовался для обозначения области социологии , изначальной «науки об обществе», созданной в 19 веке. Помимо социологии, в настоящее время он охватывает широкий спектр академических дисциплин , включая антропологию , археологию , экономику , географию человека , лингвистику , политологию и психологию .

Позитивистские социологи используют методы, сходные с методами естественных наук, в качестве инструментов для понимания общества и, таким образом, определяют науку в ее более строгом современном смысле . Интерпретивисты- социологи, напротив, могут использовать социальную критику или символическую интерпретацию вместо того, чтобы строить эмпирически опровергаемые теории, и, таким образом, трактовать науку в ее более широком смысле. В современной академической практике исследователи часто бывают эклектичными , используют несколько методологий (например, сочетая количественные и качественные исследования ). Термин « социальные исследования » также приобрел определенную степень автономии, поскольку практики и специалисты различных дисциплин разделяют его цели и методы.

Социально-гуманитарные знания

Гуманитарные и социальные науки основаны на изучении проблем человека. Он является главным объектом исследования. Но пока ученые не достигли единого мнения в том, какие именно дисциплины относить к первой, а какие ко второй группе. Дело в том, что и те, и другие имеют отношение к людям. Но они рассматривают человека в социуме с разных позиций.

Некоторые науки считают, что личность без общества не сможет сформироваться полноценно. Доказательством этой теории могут быть дети, которых вырастили стаи диких животных. Они пропустили довольно важную стадию социализации, поэтому так и не смогли стать полноценными личностями.

В результате подобных исследований ученые решили, что нужно объединить науки в одну группу, социально-гуманитарную. Они рассматривают человека и как индивидуальный субъект, и как участника общественных отношений.

Список подобных дисциплин очень большой:

  • социология;
  • история;
  • философия;
  • политология;
  • филология;
  • теология;
  • культурология.

Отличительные признаки науки

Отличить науку от иной когнитивной деятельности человека очень просто:

  1. Наука обладает своим четким понятийным аппаратом.

  2. Научные открытия всегда подкрепляются исследованиями, опытами и экспериментами, т. е. не являются голословными.

  3. Одной из ее функций является прогнозирование, что дает шанс предотвратить многие неблагоприятные для человечества исходы. Например, уменьшить количество жертв при природных катаклизмах, таких как извержение вулкана, цунами и т. д.

  4. Результаты научного познания не несут в себе отпечаток личности, иными словами они не зависят от эмоционального состояния человека и их всегда можно попытаться оспорить. Например, художественное произведение является продуктом личностного восприятия мира автором и его мнение нельзя оспорить, ведь это чисто его точка зрения, читателю остается только согласиться либо не согласиться с представленной позицией. А вот в научных кругах все совсем по-другому. Ученые могут либо подтвердить научный факт, либо опровергнуть его при помощи научных опытов и экспериментов.

Нейропаразитология

Если вам известно о токсоплазмах, поражающих в основном представителей семейства кошачьих, но также имеющих способность обитать и в других теплокровных существах (в этом числе люди и крысы), то вы знаете о такой науке, как нейропаразитология. Тот факт, что эти жуткие паразиты имеют свою собственную научную дисциплину, показывает их степень распространения в природе.

Микроскопические паразиты обычно подвергают изменениям поведение носителя соответственно нуждам своей репродуктивной стратегии. Очень часто в данном процессе участвует и 3-я сторона. К примеру, Euhaplorchis californiensis подталкивает рыб к выпрыгиванию из воды для того, чтобы у болотных птиц появилась возможность поймать их и съесть. Черви семейства волосяных обитают внутри кузнечиков, и когда приходит  время для ухода от своих носителей, они выбрасывают в их кровь целый химический  коктейль, под действием которого кузнечики кончают жизнь самоубийством, прыгнув в воду. А паразиты спокойно уплывают прочь от мёртвых «хозяев».

Фундаментальные представления науки

Фундаментом для науки являются следующие элементы:

Идеалы и нормы

Идеалы и нормы являются теми самыми основами, в которых выражаются представления о целях науки и способах их достижения.

Существует два вида установок: познавательная и социальная. Познавательные идеалы заключаются в том, что научные знания должны быть аргументированы и подкреплены доказательствами. 

Социальные заключаются в понимании роли науки для общества и в коммуникативных связях между учеными, сообществами ученых и самим социумом.

Научная картина мира

Научная картина мира является упорядоченной системой собранных воедино знаний из разных областей наук, напоминающая большой пазл, состоящий из научных представлений о природе, обществе и человеке.

Философские основания

Это система методов, посредством которых научные открытия постепенно вливаются в уже существующую картину мира и становятся приемлемыми для обыденного общественного сознания. 

Необходимость в таком процессе обусловлена тем, что на определенном историческом этапе развития общество может выражать враждебность по отношению к науке, т. е. оно не в состоянии принять какие-то факты, а философия позволяет научным открытиям постепенно влиться в мировоззренческие установки людей.

Что такое профильный класс?

Профильный класс – это обучение в старших классах с определённым уклоном, куда ученики поступают для изучения более углублённых предметов. Например, профильных лингвистический класс будет делать упор на изучение языковых основ, а не только грамматики. Лицеи, гимназии и образовательные центры также имеют право проводить школьную подготовку:

  • В школах государственного типа ученики изучают программы по планам ВУЗов.
  • Будущие студенты частных центров изучают программы, которые разработаны согласно ГОСТ РФ.
  • Лицеи и гимназии предоставляют план обучения на основании куррикулума старших классов, чтобы программа обучения была идентичной.
  • В 10-11 классах также проводятся курсы. Профильный класс может иметь направление в области математики, физики, гуманитарных наук, филологии, химии и биологии.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ №1756-р и Концепцией модернизации российского образования, были созданы «системы специализированной подготовки». Это и есть профильное обучение в старших классах, которое необходимо тем, кто изначально решил, куда поступить и на какую специальность.

Важно! Даже окончив профильный класс с математическим уклоном, абитуриент вправе поступить на факультеты юриспруденции, лингвистики и не только. При этом класс по определённому профилю не может заставить ученика сдавать предметы, которые изучались по программе усиленной подготовки

То есть, если ученик окончил лингвистический класс, он может сдавать профильную математику, если уверен в своих силах. Результаты ЕГЭ будут влиять на возможность поступления. Профили школьного обучения на это не влияют никоем образом.

Выбор дальнейшего направления

В конце 9 класса ученики должны выбирать заранее, куда они хотят поступить. Желательно при этом учитывать особенности поступления:

  • Математические науки и прикладные дисциплины – нужно сдавать профильную математику или внутренние экзамены.
  • Лингвистика – дополнительно могут проводиться тестирования по переводу.
  • Театральное искусство – внутренние экзамены по актёрскому мастерству.
  • Медицинские факультеты – нужны хорошие результаты ЕГЭ и конкретные результаты ЕГЭ.
  • Для дизайнеров – нужно сдавать рисунок, хотя в старших классах и на ЕГЭ таких тестирований не проводится.

Исходя из этого нужно выбирать профильный предмет, который можно выучить в школе. В противном случае можно пойти на курсы. Профиль класса не всегда влияет на поступление, если только это не актёрская школа и не школа мастерства, после которой можно поступить в ВУЗ. Кстати, если абитуриент желает поступить по программе специалитета, он может выбрать 2 разных предмета для сдачи ЕГЭ, но с ними нельзя поступить на бакалавриат, если не удастся поступить с первого раза.

Чтобы быть зачисленным в профильный класс, нужно дождаться комплектования направлений, которые будут преподаваться ученикам. Также школьники могут самостоятельно выбрать предметы для изучения, чтобы сформировать свой класс по конкретным профилям.

Научное познание. Парадигма

Научное познание управляется конкретными нормами и идеалами научной деятельности, в которые включены некие подходы, установки, принципы, выработанные учеными на определенных стадиях развития научной действительности. Они меняются с течением времени, как, к примеру, произошел переход от понимания физики Исааком Ньютоном к взглядам Альберта Эйнштейна. Комплекс норм и идеалов научного познания, превалирующих на конкретной стадии развития, называется «стиль научного мышления».

Историк науки из США Т.Кун работал над анализом характера, с которым развивались научные знания. Он конкретизировал периоды, во время которых наука имеет постепенное развитие, факты накапливаются посредством множества доказанных теорий в границах ранее возникших теорий. Это некое состояние науки, развитие которой базируется на установленных в научном кругу нормах, установках и правилах, Кун детерминировал как парадигму.

Пока разные виды наук получают новые витки развития в пределах конкретной парадигмы, происходит накопление фактов, которые выходят за границы уже имеющихся теорий. Наступает момент, когда необходимо изменить базис научного знания, методологические установки, принципы для объяснения новообретенных фактов. Таким образом, происходит изменение научной парадигмы, что Кун именует научной революцией.

Рекомбинантная меметика

Эта научная область находится на этапе зарождения, но уже на данный момент понятно, что это только вопрос времени — рано или поздно учёным удастся получить наилучшее понимание всей ноосферы человечества (совокупности абсолютно всей известной информации) и того, как информационное распространение влияет практически на все  аспекты жизни человека.

Схоже с рекомбинантной ДНК, в которой разнообразные последовательности геномов  собираются вместе, для создания чего-то нового, рекомбинантная меметика занимается изучением того, как одни мемы — идеи, которые передаются от человека к человеку — скорректироваются и объединяются с другими мемами — устоявшимися различными  комплексами взаимосвязанных мемов. Это может стать очень полезным аспектом в «социально-терапевтических» целях, к примеру, в борьбе с распространением  экстремистских идеологий.

Компоненты

В качестве объекта исследования понимают поле приложения навыков и сил ученых. В рамках одного направления может быть несколько таких площадок. Они формируют связанное логически существо, а также цель изучения. Объектом может стать любой непознанный феномен, ранее неизвестный, либо его фрагмент, который предполагается изучить. Чтобы охарактеризовать понятие метода науки, стоит привести простой пример. Зачастую ученые применяют предварительное разделение чего-либо неисследованного на логически обоснованные сегменты явления. Такое деление выступает в качестве вполне самостоятельного научного метода. Целью работы данной сферы деятельности считается получение исчерпывающих и точных знаний обо всем, что окружает человека. Понятие предмета науки предусматривает использование теоретического абстрагирования. В результате него ученые выделяют те либо другие стороны и закономерности в развитии и функционировании исследуемого объекта.

Пример

Мы уже достаточно внимания уделили теории, которая рассказывает, чем же являются прикладные науки. Примеры помогут нам разобраться в них ещё лучше. Давайте рассмотрим атомные проекты. Когда ставится задача создать ядерное оружие, то она решается как бизнес-проект. Так, подбираются кадры (не только научные, но и управленческие). Затем определяются сроки, объем финансирования, выстраивается цепочка задач, которая приводит к необходимому результату. Создаются необходимые институты (у нас в качестве примера можно привести им. Курчатова). В промышленности организуются новые предприятия, которые занимаются сырьем, материалами, оборудованием и конечными изделиями. Чтобы руководить и координировать всю массу людей и процессы, создают управляющие органы. Таким образом создаётся комплексный проект.

Общие сведения

Прикладными считаются науки, ориентированные на практическое применение знаний, полученных в науках фундаментальных; они служат непосредственно нуждам общества.

В силу развития естественно-научных дисциплин фундаментальной науки, возникает свод новых данных и информации, позволяющей рассматривать, предсказывать и в отдельных случаях и объяснять — а таким образом, понимать — явления в мире природы. Прикладная наука применяет научные знания в мировую практику. В результате, это даёт широкий диапазон функционирования прикладных наук.
В частности, прикладная наука может применить формальную науку, такую как статистика, математика, медицина, что привело к формированию таких дисциплин, как прикладная статистика, прикладная математика, прикладная медицина[источник не указан 1139 дней] и так далее. Наряду с этим исторически определился ход становления и развития смежных областей прикладной науки, таких как, к примеру: прикладная психология, прикладная этика, прикладная биомеханика, вплоть до прикладного дошкольного образования.

Прикладная наука включает в себя исследования, направленные на использование научных знаний и методов для решения практических задач, на создание новых, либо совершенствование уже существующих видов продукции или технологических процессов. Прикладные исследования могут включать расчёты, эксперименты, макетирование и испытания макетов, компьютерное моделирование и пр.

Особенности явления

Выделение прикладной науки в отдельную дефиницию связано, в первую очередь, с интегральными характеристиками типов научно-познавательной деятельности, различающихся по своим целевым установкам. Так, цель фундаментального исследования — знание как таковое; максимально объективная, рациональная репрезентация реальности. Цель прикладного исследования — инструментально-эффективное знание о фрагменте реальности, предназначенное для решения конкретной практической задачи.

Для фундаментального исследования истинность знания о мире являются высшей ценностью; для прикладного исследования высшей ценностью является технологическая эффективность информации о мире, что далеко не всегда совпадает с ее истинностью. В случае фундаментальной науки перспективы и ход исследований определяются, главным образом, задачей выявить и рационально представить новые, еще не познанные характеристики мира. В прикладной науке ход исследования определяется необходимостью решения конкретных технологических задач, по этой причине сама по себе новизна знания о мире предстает здесь в качестве побочного продукта поиска этих решений. Знание, полученное в рамках прикладных исследований, фиксируется, прежде всего, как средство решения локальной практической задачи; знание это нередко предстает в формах, не предполагающих его дальнейшее прямое познавательное использование, но имеющее прямое практическое применение: например, инструкция, методика, технологический рецепт, пр.

Нутригеномика

Нутригеномика — это наука об изучении сложных взаимосвязей между продуктами питания и экспрессией генома. Учёные этой сферы, стремятся к тому, чтобы понять основную роль генетических вариаций, а также диетических реакций на влияние питательных веществ на человеческий геном.
Продукты питания действительно оказывает большое влияние на человеческое здоровье — и начинается всё в прямом смысле на микроскопическом молекулярном уровне. Данная наука работает над изучением того, как именно человеческий геном влияет на гастрономические предпочтения, и наоборот. Главная цель дисциплины – это создание персонального питания, которое необходимо для того, чтобы наши продукты питания  идеально подходили нашему уникальному генетическому набору.

Профильное обучение в «Домашней школе Фоксфорда»

Индивидуализация обучения — большой труд. Не каждый родитель может найти на это время и силы. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» вам помогут определить сильные стороны и интересы ребёнка, а также возьмут на себя организацию учебного процесса.  

При поддержке научно-педагогического сообщества методистов Федерального института развития образования в «Домашней школе Фоксфорда» создано шесть образовательных маршрутов:

  1. Математический. Включает в себя углублённые и олимпиадные курсы по математике, с восьмого класса — отдельно по алгебре и геометрии. Позволяет подготовиться к ОГЭ и профильному ЕГЭ. Тренирует для участия в ОММО, ПВГ, «Ломоносов» и других престижных математических олимпиадах. 
  2. Физико-математический. Углублённое изучение алгебры, геометрии и физики. Включает специализированные курсы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Позволяет тренироваться для участия в престижных олимпиадах по физике и математике: «Ломоносов», ОММО, ПВГ, «Физтех», «Росатом».
  3. Технологический. Знакомство с языком Python в шестом классе и последующее погружение в него до продвинутого уровня. Старшеклассникам доступен также курс по C++.  
  4. Естественно-научный. Включает в себя курс по естествознанию и углублённую математику. С восьмого класса начинается подготовка к олимпиадам, экзаменам по химии и биологии. Позволяет пробовать свои силы во Всероссийской олимпиаде школьников, Менделеевском конкурсе, различных биологических турнирах. 
  5. Гуманитарный. Включает в себя углублённые и олимпиадные курсы по русскому языку. Учит работать с различными литературными текстами, развивает функциональную грамотность. Позволяет подготовиться к изложению на ОГЭ, итоговому сочинению перед ЕГЭ, самому ЕГЭ по русскому языку. Для старшеклассников доступна также подготовка к ЕГЭ по истории. 
  6. Социально-гуманитарный. Направлен на глубокое изучение словесности и права. Позволяет подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и обществознанию, в том числе к творческим заданиям. Содержит олимпиадные курсы по праву. 

Определиться с маршрутом ученикам «Экстерната и домашней школы Фоксфорда» помогает профориентационное тестирование. При выборе индивидуальной программы профильного обучения результаты теста можно обсудить с психологом. Если ребёнок уже знает, кем хочет стать, можно определиться с индивидуальным образовательным маршрутом самостоятельно или составить собственный.

↑ Модели развития научного знания

Современные учёные предлагают несколько моделей развития научного знания.

Наименование модели Её содержание
Постепенное развитие науки Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа учёного должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников
Развитие науки через научные революции Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм*».
Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость
Развитие через интеграцию научного знания Строить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук

Парадигма* (от гр.  — пример, образец) — господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.

Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определённое воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.

К

  • Кавернометрия
  • Какография
  • Каллиграфия
  • Калориметрия
  • Калькография
  • Капиллярография
  • Каракулеводство
  • Кардиография
  • Кардиология
  • Кариология
  • Карпология
  • Картография
  • Картометрия
  • Картофелеводство
  • Карцинология
  • Кататермометрия
  • Каучуководство
  • Квантовая механика
  • Квантовая теория поля
  • Квантовая физика
  • Квантовая химия
  • Кефалометрия
  • Кинезиграфия
  • Кинематография
  • Кинология
  • Кладистика
  • Климатография
  • Климатология
  • Козловодство
  • Козоводство
  • Колеоптерология
  • Колориметрия
  • Комбустиология
  • Комедиография
  • Кондуктометрия
  • Коневодство
  • Коноплеводство
  • Конхилиология
  • Конхиология
  • Кормопроизводство
  • Косметология
  • Космография
  • Космология
  • Космохимия
  • Краниография
  • Краниология
  • Краниометрия
  • Криминология
  • Криобиология
  • Криология
  • Криптография
  • Криптозоология
  • Кристаллография
  • Кроатистика
  • Кролиководство
  • Ксерография
  • Ксилография
  • Куроводство
  • Курортология

Отрасли фундаментальных наук о жизни

  • Биология — научное изучение жизни
  • Анатомия — изучение формы и функций растений, животных и других организмов или, в частности, людей.
  • Астробиология — исследование образования и присутствия жизни во Вселенной.
  • Бактериология — исследование бактерий
  • Биотехнология — исследование сочетания живого организма и технологий.
  • Биохимия — изучение химических реакций, необходимых для существования и функционирования жизни, обычно на клеточном уровне.
  • Биоинформатика — разработка методов или программных средств для хранения, извлечения, организации и анализа биологических данных с целью получения полезных биологических знаний.
  • Биолингвистика — изучение биологии и эволюции языка.
  • Биологическая антропология — изучение людей, нечеловеческих приматов и гоминидов. Также известна как физическая антропология.
  • Биологическая океанография — изучение жизни в Мировом океане и их взаимодействия с окружающей средой.
  • Биомеханика — изучение механики живых существ
  • Биофизика — изучение биологических процессов с применением теорий и методов, которые традиционно использовались в физических науках.
  • Ботаника — изучение растений
  • Клеточная биология (цитология) — изучение клетки как целостной единицы, а также молекулярных и химических взаимодействий, происходящих внутри живой клетки.
  • Биология развития — изучение процессов, посредством которых формируется организм, от зиготы до полной структуры.
  • Экология — изучение взаимодействия живых организмов друг с другом и с неживыми элементами окружающей их среды.
  • Энзимология — изучение ферментов
  • Этология — изучение поведения
  • Эволюционная биология — изучение происхождения и происхождения видов с течением времени
  • Эволюционная биология развития — изучение эволюции развития, включая его молекулярный контроль.
  • Генетика — изучение генов и наследственности
  • Гистология — исследование тканей
  • Иммунология — исследование иммунной системы
  • Микробиология — изучение микроскопических организмов (микроорганизмов) и их взаимодействия с другими живыми организмами.
  • Молекулярная биология — изучение биологии и биологических функций на молекулярном уровне, некоторые пересекаются с биохимией, генетикой и микробиологией.
  • Микология — изучение грибов
  • Неврология — исследование нервной системы
  • Палеонтология — изучение доисторических организмов
  • Патология — изучение причин и последствий болезни или травмы
  • Фармакология — изучение действия лекарств
  • Психология — изучение водорослей
  • Физиология — изучение функционирования живых организмов, а также органов и частей живых организмов.
  • Популяционная биология — изучение групп организмов того же вида.
  • Квантовая биология — изучение квантовых явлений в организмах
  • Структурная биология — раздел молекулярной биологии , биохимии и биофизики, связанный с молекулярной структурой биологических макромолекул.
  • Синтетическая биология — разработка и создание новых биологических объектов, таких как ферменты, генетические цепи и клетки, или реконструкция существующих биологических систем (LY).
  • Системная биология — изучение интеграции и зависимостей различных компонентов в биологической системе с особым акцентом на роли метаболических путей и клеточных сигнальных стратегий в физиологии.
  • Теоретическая биология — использование абстракций и математических моделей для изучения биологических явлений.
  • Токсикология — природа, эффекты и обнаружение ядов
  • Вирусология — изучение вирусов, таких как субмикроскопические, паразитические частицы генетического материала, содержащиеся в белковой оболочке, и вирусоподобных агентов.
  • Зоология — изучение животных

В заключение

В общем смысле понятие предмета науки включает в себя разнообразные цели, описания, предсказания и объяснения процессов. Исследования могут осуществляться как непосредственно опытным путем или с помощью наблюдений и анализа, так и с использованием моделирования явлений. Появление науки в древности было обусловлено потребностями практики. Данная сфера деятельности стала складываться примерно в период 16-17 столетий. В процессе исторического развития наука трансформировалась в один из важнейших социальных институтов, обладающих существенным влиянием на все общественные стороны и культуру человека в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector