Высшее гуманитарное образование в россии

Кем можно работать

В первую очередь, естественно-научный профиль открывает двери в профессию медика. Здесь много направлений и возможностей. Согласно исследованию «Работа.ру» и «СберИндекс», медработник (в частности, фармацевт) станет одной из самых востребованных профессий в 2021 году.

Но естественно-научный профиль — не только про медицину. Можно стать специалистом в сфере геодезии и землеустройства, экологии и природоустройства, геологии и разработки полезных ископаемых, биоинженерии, реконструкции и реставрации объектов культурного наследия, ландшафтной архитектуры и других направлений.

Вот несколько профессий, куда можно попасть после естественно-научного профиля: 

  • биолог/биохимик в качестве специалиста по технической поддержке и биоаналитике — ездит в командировки, отвечает за установку и обучение пользованию оборудованием, которое продаёт его компания;
  • биомедицинский инженер — конструирует медицинское оборудование и протезы;
  • биоинформатик — исследует крупномасштабные биологические проблемы с учётом больших объёмов данных, разбирается в молекулярной биологии, генетике, компьютерных науках, математике и статистике; 
  • иммунолог — оценивает состояние защитных сил человека, создаёт вакцины и лекарства, лечит патологии и реабилитирует;
  • урбанист-эколог — проектирует новые города на основе экологических биотехнологий. Уже сейчас высокотехнологичные зелёные города строят в Китае, Арабских Эмиратах и странах Европы;
  • биохимический инженер — занимается созданием нового оборудования, роботизированных систем и программного обеспечения для биотехнологических и медицинских лабораторий; 
  • молекулярный диетолог — разрабатывает индивидуальные схемы питания, основанные на данных о молекулярном составе пищи с учётом результатов генетического анализа человека и особенностей его физиологических процессов;
  • биофармаколог — создаёт новые биопрепараты с заданными свойствами. Уже сегодня ряд важных лекарств — например, пенициллин и инсулин — производится при помощи генномодифицированных бактерий. 

Появляются и смежные профессии будущего. Вот лишь некоторые из «Атласа новых профессий». Многие существуют на рынке уже сейчас: 

  • ИТ-генетик — занимается программированием генома под заданные параметры, в частности, предотвращение развития наследственных заболеваний;
  • эколог-логист — отвечает за снижение экологического следа, вызванного транспортировкой товаров (выбросы CO₂), разрабатывает логистические решения, оптимизирует маршруты и цепочки поставок, чтобы снизить выбросы; 
  • архитектор живых систем — проектирует технологии замкнутого цикла с участием генетически модифицированных организмов и микроорганизмов, например, рассчитает необходимую мощность биореакторов или тщательно продумает систему переработки мусора;
  • ветеринар-реабилитолог — реабилитирует диких животных, пострадавших из-за разливов нефти, и занимается программами «отпугивания» от зон загрязнения, чтобы предотвращать гибель животных;
  • специалист по преодолению системных экологических катастроф — работает с катастрофами, которые растянуты во времени и осознаются людьми постепенно. Например, тихоокеанская пластиковая свалка или тающая вечная мерзлота. 

Контакты колледжа

Гуманитарно-правовой колледж образован в 2007 году и входит в структуру Юридического института МГПУ, ведет подготовку специалистов по программе среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» с присвоением квалификации «юрист».

Занятия в колледже проводят высококвалифицированные специалисты, преподаватели университета. Учебные планы составлены с учетом реализации программы «колледж — ссуз».

Выпускники колледжа, поступая по внутренним экзаменам университета (русский язык, обществознание и право), могут продолжить обучение в Юридическом институте МГПУ по ускоренной программе бакалавриата, что обеспечивает непрерывность получения профессионального образования.

Выпускники колледжа могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

  • работать в органах государственного и муниципального управления, в суде, в прокуратуре, в Пенсионном фонде, в органах соцзащиты;
  • занимать должности помощников юрисконсультов, нотариусов, адвокатов.

Студенты колледжа изучают как базовые, так и профессиональные дисциплины.
Учебную и производственную практику студенты проходят в управлениях пенсионного фонда г. Москвы и Московской области, управлениях социальной защиты населения г. Москвы, управлении по обеспечению деятельности мировых судей г. Москвы.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 25.11.2015 № 1783

Свидетельство о государственной аккредитации №2108 от 12.07.2016

История гуманитарных наук

  • Humanitas
  • Список людей, считающихся основателями в области гуманитарных наук
  • Гуманизм эпохи Возрождения — движение культурных и образовательных реформ, сосредоточенное на изучении studia humanitatis , ныне известных как гуманитарные науки.
  • History of Humanities — существует только один журнал, посвященный истории всех гуманитарных дисциплин разных периодов и культур, издаваемый University of Chicago Press.

История гуманитарных специальностей

  • История классики
    • Истоки классики
      • Древняя Греция ( набросок ) —
      • Древний Рим ( набросок ) —
  • Историография — история истории.
  • Происхождение языка
  • История литературы
  • История философии
  • История религии
  • История изобразительного искусства

    • История архитектуры
    • История декоративно-прикладного искусства
    • История кино
    • История живописи
    • История фотографии
    • История скульптуры
    • История танца
    • История кино
    • История театра
    • История музыки
    • История оперы

История гуманитарных наук, которые одновременно являются общественными

  • История антропологии
  • История коммуникативных исследований
  • Историография — история истории.
  • История права
  • История языкознания
  • История техники

Дисциплины

Рейтинг дисциплин может варьироваться в зависимости от страны и перспективы с международной точки зрения.

Новая номенклатура СВС, 2010 (Франция)

Что касается научных исследований во Франции , классификация дисциплин выглядит следующим образом в новой номенклатуре (2010 г.) национальной стратегии исследований и инноваций (SNRI) гуманитарных и социальных наук (SHS):

  • SHS1: Рынки и организации (экономика, финансы, управление)
  • SHS2: Социальные нормы, институты и поведение (право, политология, социология, антропология, этнология, демография, информация и коммуникация)
  • SHS3: Космос, окружающая среда и общества (исследования окружающей среды, физическая география, социальная география, городская и региональная география, планирование землепользования)
  • SHS4: Человеческий разум, язык, образование (когнитивные науки, языковые науки, психология, педагогические науки, STAPS)
  • SHS5: языки, тексты, искусство и культура (языки, литература, искусство, философия, религия, история идей)
  • SHS6: Древний и современный миры (Предыстория, археология, история, история искусства)

Согласно ОЭСР, руководство Фраскати

Следующие науки классифицируются в соответствии с «Рабочей группой национальных экспертов по показателям науки и технологий» ( ОЭСР , НИОКР  : Руководство Фраскати , 1963 г., 7-е издание на английском языке: 2015 г.).

  • Социальные науки  :

    • Психология
    • Экономика и менеджмент (экономика, эконометрика, производственные отношения, администрирование и управление бизнесом);
    • Педагогические науки (образование в целом, педагогика, дидактика);
    • Социология (социология, демография, антропология, этнология, семейные исследования);
    • Право (юриспруденция, криминология, пенология);
    • Политология (политология, государственное управление, теория организаций);
    • Социальная и экономическая география (экология (социальные аспекты), культурная и экономическая география, градостроительные исследования (городское планирование и развитие): транспортное планирование и социальные аспекты транспорта);
    • Медиа и коммуникация (журналистика, информатика (социальные аспекты), библиотечное дело, медиа и социокультурная коммуникация).
  • Гуманитарные науки (или гуманитарные науки):
    • История , история искусства , археология  ;
    • Языки и литература (общие языковые исследования, отдельные языки, общие литературные исследования, теория литературы, отдельные литературы, лингвистика);
    • Философия , мораль и религия (философия, история и философия науки и техники, этика, теология, религиоведение);
    • Искусство (искусство, архитектурный дизайн, исполнительское искусство (музыковедение, театральное искусство, драматургия), фольклористика, кино, радио и телевидение).

Кому подходят

Гуманитарные профессии подходят не всем, а только людям соответствующего склада ума. Их мало интересует техника или точные науки, в основном они ориентированы на взаимодействие с другими людьми. Среди наиболее востребованных качеств гуманитария:

  • эрудированность и глубокое знание своего предмета;
  • коммуникабельность, владение словом и мастерство убеждения;
  • понимание общественных и социальных процессов;
  • умение работать с людьми и знание их психологии;
  • способность выстраивать отношения с самыми разными лицами.

Многие гуманитарные профессии имеют точки пересечения, поэтому специалист должен быть всесторонне образован. Кроме своего предмета, ему желательно иметь более-менее глубокие познания в смежных дисциплинах, а также отслеживать современные тенденции изменений в обществе, чтобы не останавливаться в своем развитии.

Профильное обучение в «Домашней школе Фоксфорда»

Индивидуализация обучения — большой труд. Не каждый родитель может найти на это время и силы. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» вам помогут определить сильные стороны и интересы ребёнка, а также возьмут на себя организацию учебного процесса.  

При поддержке научно-педагогического сообщества методистов Федерального института развития образования в «Домашней школе Фоксфорда» создано шесть образовательных маршрутов:

  1. Математический. Включает в себя углублённые и олимпиадные курсы по математике, с восьмого класса — отдельно по алгебре и геометрии. Позволяет подготовиться к ОГЭ и профильному ЕГЭ. Тренирует для участия в ОММО, ПВГ, «Ломоносов» и других престижных математических олимпиадах. 
  2. Физико-математический. Углублённое изучение алгебры, геометрии и физики. Включает специализированные курсы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Позволяет тренироваться для участия в престижных олимпиадах по физике и математике: «Ломоносов», ОММО, ПВГ, «Физтех», «Росатом».
  3. Технологический. Знакомство с языком Python в шестом классе и последующее погружение в него до продвинутого уровня. Старшеклассникам доступен также курс по C++.  
  4. Естественно-научный. Включает в себя курс по естествознанию и углублённую математику. С восьмого класса начинается подготовка к олимпиадам, экзаменам по химии и биологии. Позволяет пробовать свои силы во Всероссийской олимпиаде школьников, Менделеевском конкурсе, различных биологических турнирах. 
  5. Гуманитарный. Включает в себя углублённые и олимпиадные курсы по русскому языку. Учит работать с различными литературными текстами, развивает функциональную грамотность. Позволяет подготовиться к изложению на ОГЭ, итоговому сочинению перед ЕГЭ, самому ЕГЭ по русскому языку. Для старшеклассников доступна также подготовка к ЕГЭ по истории. 
  6. Социально-гуманитарный. Направлен на глубокое изучение словесности и права. Позволяет подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и обществознанию, в том числе к творческим заданиям. Содержит олимпиадные курсы по праву. 

Определиться с маршрутом ученикам «Экстерната и домашней школы Фоксфорда» помогает профориентационное тестирование. При выборе индивидуальной программы профильного обучения результаты теста можно обсудить с психологом. Если ребёнок уже знает, кем хочет стать, можно определиться с индивидуальным образовательным маршрутом самостоятельно или составить собственный.

Филолог

Существуют профессии социально-гуманитарного профиля, сфера деятельности которых приходится на изучение иностранных и древних языков. Некоторые специалисты изучают древние наречия родного языка. Речь ведется о профессии филолога. Чтобы стать профессионалом в этой области, необходимо изучить огромные пласты знаний и обладать талантом и усердием.

Те, кто изучает филологию, могут освоить такие гуманитарные профессии, как переводчик и преподаватель. А некоторые целиком и полностью посвящают себя науке изучения языков, становятся специалистами по мировой литературе и благодаря этому могут заняться научной или преподавательской деятельностью в школах или высших учебных заведениях. Многие люди, имеющие филологическое образование, становятся писателями.

Уровни научного познания

Какие именно существуют уровни научного познания? Всего их 2 – эмпирический и теоретический. Причём естественные и социально гуманитарные науки, как правило, движутся от первого ко второму. То есть сначала люди наблюдают и исследуют какое-то явление, изучают его, а потом постигают суть происходящего, приходят к обобщённым выводам. Но при этом нужно иметь в виду, что уровни научного познания могут разбиваться в свою очередь на части. К примеру, теоретический предполагает первоначальное выдвижение гипотезы.

Учтите, что уровни познания могут подразумевать под собой больше элементов, чем было перечислено выше, поскольку речь идёт не только о научном познании. К примеру, сегодня рассматривают социальное познание и его особенности. Гуманитарный блок наук тоже изучает окружающую действительность. И у него есть свой метод познания. А характеристика последнего явно будет отличаться.

Где получить образование? ТОП-5 ВУЗов России

От учебного заведения, в котором «гуманитарий» будет получать образование, во многом зависит его будущее. Конечно, на первый план выходят личностные качества, стремление к знаниям и внутренняя дисциплина. Однако не секрет, что выпускников одних университетов работодатели трудоустраивают с большим желанием, чем других. Отметим ТОП-5 ВУЗов России, в которых можно получить гуманитарное образование – эти учебные заведения лидируют в рейтингах:

  1. МГИМО.
  2. МГУ им. Ломоносова.
  3. СПбГУ.
  4. РГГУ.
  5. ГАУГН.

Большинство абитуриентов едва ли смогут поступить в одно из перечисленных учебных заведений. Но не всегда университет, в котором вы получаете образование, определяет его качество и перспективы при построении карьеры.

Вне зависимости от региона, в котором вы планируете учиться и работать, стоит выбирать государственный университет с хорошей репутацией. Постарайтесь заранее озаботиться поиском информации об учебном заведении и о факультете, на который планируете поступать. Идеально, если вам удастся получить сведения о выпускниках выбранного ВУЗа – уточните, какой процент из их числа находит работу по специальности, какова средняя зарплата молодых специалистов, какие перспективы они имеют при построении карьеры. Это поможет сделать взвешенный выбор.

Подводные камни и советы по выбору профессии

Гуманитарные профессии включают в себя сотни специальностей самых разных направлений – от экономики и юриспруденции до режиссуры и актерского мастерства. При выборе рекомендуется руководствоваться не только потенциальной зарплатой начинающего специалиста и перспективами. Помните, что в любой отрасли можно зарабатывать много – главное получить должность с соответствующей зарплатой. Ключевые критерии, которыми стоит руководствоваться при выборе гуманитарной специальности:

  • личный интерес;
  • реальные сведения о профессии;
  • актуальность специальности в вашем регионе;
  • конкурс в выбранном ВУЗе;
  • перспективы трудоустройства.

Среди «подводных камней» педагоги часто отмечают отсутствие у абитуриентов реальных сведений о профессии. Так выпускники школ, которые хотят получить профессию журналиста, часто не видят в ней возможности вращаться в высших кругах, проводить независимые расследования, получать массу информации и быть на виду – в телевизоре, на радио, в Интернете. Они не понимают, что это довольно тяжелая, наполненная стрессами работа, в которой нужно «выгрызать» информацию, сталкиваться с не самыми приятными личностями и стремиться быть первым при довольно скромной оплате в первые годы карьеры.

Резюме

Гуманитарные профессии включают в себя сотни специальностей самых разных профилей. Среди них право, культура и искусство, лингвистика и масса других направлений. Вопреки распространенному мнению, многие специалисты имеют довольно высокие зарплаты и остаются востребованными на рынке труда. При выборе специальности стоит руководствоваться не только личными стремлениями и желаниями, но и реальными представлениями о специальности.

Лучшие вузы для обучения

Теперь остановимся на том, куда пойти учиться гуманитарию. В основном получают такие профессии после 11 класса школы, хотя по некоторым направлениям есть и средние специальные учебные заведения. Учиться лучше всего в классических или гуманитарных университетах, где есть квалифицированный преподавательский состав, необходимая литература и материальная база. Остановимся на некоторых из них:

  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова – это один из главных вузов страны. В нем можно получить знания по широчайшему спектру профилей. Достаточно взглянуть на структуру заведения. Здесь есть философский, экономический, филологический, юридический, исторический факультеты, высшие школы перевода, телевидения, социальных наук и др. Есть все возможности заниматься наукой, нередко в сотрудничестве с зарубежными партнерами. Диплом МГУ открывает многие двери и дает серьезные перспективы.
  • Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова обучает студентов на факультетах лечебном, стоматологическом, клинической психологии, сестринского дела, педиатрическом, спортивной медицины. Вуз имеет ряд иностранных партнеров. Среди них университеты из г. Осло (Норвегия), г. Осака (Япония), г. Гронинген (Нидерланды), г. Бордо (Франция) и др. Реализуется ряд международных проектов.
  • Российский государственный университет правосудия учит по четырем основным профилям: «Юриспруденция», «Менеджмент», «Экономика», «Государственное и муниципальное управление». Здесь готовят специалистов по гражданскому, административному, земельному, конституционному, уголовному, международному праву.
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) выпускает учителей самых разных специальностей, психологов, дефектологов, лингвистов. Есть филиалы в Выборге, Махачкале и Волхове. Налажено сотрудничество с целым рядом (около 180) университетов, институтов, общественных организаций гуманитарного направления.
  • Московский государственный институт культуры предлагает возможность получить профессиональные знания по ряду специальностей. Здесь действуют хореографический, театрально-режиссерский факультеты, а также факультеты музыкального искусства, медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств, государственной культурной политики. Творческие люди могут в полной мере реализовать свой потенциал в стенах этого вуза и после его окончания.

Те, кто не поступает сразу в вуз, может начать свое обучение в соответствующих колледжах (педагогическом, правовом, медицинском) или училищах культуры, после чего начинать трудовую деятельность или подавать документы в университет.

История развития гуманитарного образования

Термин «гуманитарное образование» часто применяют не только к конкретному ряду научных дисциплин, но и к высшему обучению в целом. В РФ и европейских странах академическое обучение направлено не только на получение конкретных профессиональных навыков, но и на развитие кругозора.

Исторически гуманитарные науки восходят к древнегреческим исследовательским методам познания мира. Эволюция университетов двигалась от желания философов охватить все явления во вселенной к развитию конкретных профессиональных сфер.

Фрагмент картины Рафаэля Санти «Афинская школа»

Роль гуманитарных наук сложно переоценить. Именно они помогают людям развивать свои soft skills, находить общий язык с другими, повышать культурный уровень и пытаться ответить на сложные философские вопросы:

  • Кто мы есть?
  • В чём смысл человеческой жизни?
  • Куда мы движемся?
  • Существует ли Бог?
  • Как устроена вселенная?

«Вечные» вопросы стоят перед каждым поколением. И каждый раз человечеству приходится искать ответы, которые помогают находить лучшие способы взаимодействия с миром и собой.

Топ гуманитарных вузов России

Согласно рейтингу RAEX, большинство топовых гуманитарных вузовсосредоточились в Москве.

Десятка лучших гуманитарных вузов в 2016 году выглядела так, и с тех пор вряд ли что-то сильно поменялось:

  1. МГУ им. Ломоносова,
  2. СПбГУ,
  3. МГИМО,
  4. НИУВШЭ,
  5. РГГУ,
  6. МГЛУ,
  7. НГУ,
  8. ТГУ,
  9. РУДН,
  10. РАНХиГС.

Интересно, а получится ли у вас угадать вуз по фотографии?

Еще интересный рейтинг гуманитарных вузов ищите на сайте RussiaEdu. ​

Всего в системе 700 вузов, и можно выбрать только, например, юридические или лингвистические.

Вот первая тройка гуманитарных вузов. Методология отличается от RAEX, потому и лидеры другие.

Топ юридических вузов

Нам очень нравится рейтинг портала Superjob. Он не о том, где лучше учат, он про то, каких специалистов дороже «покупают», а разве не за этим мы в конце концов идем в универ? Устроиться на хорошую работу и достойно зарабатывать 

Заодно расширите кругозор: узнаете еще больше юридических универов.

Топ педагогических вузов России

Стать преподавателем-гуманитарием можно в ведущих педагогических вузах страны. Самый топ – это:

  • МПГУ,
  • РГПУим. Герцена,
  • МГПУ, 
  • НГЛУим. Добролюбова,
  • НГПУим. Минина, 
  • УрГПУ. 

А еще часто педагогические направления есть в очень сильных, но непрофильных вузах:

  • МГУ,
  • ТГУ,
  • ИГУ,
  • НГУ,
  • ВГУ,
  • УрФУ,
  • ЯрГУ им. П. Г. Демидова,
  • РГУ имени С. А. Есенина,
  • ВлГУ.

Где еще учат гуманитариев

Добавим вузы, на которые тоже стоит обратить внимание, правда, в популярных рейтингах мы их не нашли…

  • ГАУГН,
  • СПбГУП,
  • ЛГУ им. А.С.Пушкина,
  • РГСУ,
  • МГОУ,
  • ГУАП,
  • МГИК,
  • ЛЭТИ.

В начале мы сказали, что гуманитарные специальностивсе еще востребованы, и это правда. Однако ваши профессии изменились: наивно полагать, что современный специалист обойдется без IT-новинок. Так что каждый, кто будет притворяться антиквариатом и откажется дружить с компьютером, работу найдет вряд ли.

Гуманитарно-технические профессии: совместить несовместимое

28 ноя

13959

8

Читать позже

Классические виды искусства

К классическим видам искусства относятся опера, балет, танцы, театральное искусство, классическая музыка, живопись, скульптура и литература. До 20-го века задачей художников (в широком смысле) было изображение людей или сюжетов на картинах или в виде скульптур.

В течение 20-го века искусство сильно изменилось – новые методы открыли новые горизонты для творчества, и классическое искусство сегодня нуждается в довольно серьезной защите и сохранении. Наиболее частые специальности здесь – руководитель/куратор музея, архивный работник, реставратор картин, антиквар, историк искусств.

Самые востребованные гуманитарные специальности для женщин

В этот перечень включены такие специальности, как воспитатели, преподаватели, переводчики, лингвисты, няни, психологи, кадровые работники.

Но даже гуманитарии в обязательном порядке изучают технические науки, ведь они должны свободно пользоваться компьютером, коммуникациями, а также интернетом.

И все это можно изучить, если с максимальной точностью выбирать не только высшее учебное заведение, но и отделение, факультет.

В последнее время технические и гуманитарные специальности активно пересекаются. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что для получения высокооплачиваемой работы нужно обладать гуманитарными, а также технологическими знаниями

Только в этом случае, принимая во внимание все аспекты, можно найти высокооплачиваемую работу

История появления

Прародительницей гуманитарных наук была философия. Платон, Сократ, Аристотель и другие мыслители были уверены, что многообразие окружающего мира можно подвергнуть научному исследованию. В Средние века философия приобрела теологические черты, и естественные науки отделились от нее. Социальные же предметы оставались под контролем церкви, так как предметом познания было поведение людей, которое тесно связано с божественным.

Переломный момент наступил в XVIII веке. Ученый Д’Аламбер объединил следующие науки:

  • логику;
  • историю;
  • литературу;
  • юриспруденцию;
  • экономику и т. д.

Именно Д’Аламбер первым положил начало для разделения наук на гуманитарные и точные. После него во французских школах прошли реформы. В университетские дисциплины предметы начали складывать только в XIX веке. Их объединили под названием «науки о душе».

Психолог

Психолог – ещё одна востребованная профессия сегодня. Каждый год миллионы семейных пар обращаются к психологам, что делает данную специальность всё более высокооплачиваемой и престижной. С уверенностью можно сказать, что эта профессия пользуется особой популярностью среди девушек. Именно они составляют основную часть работников.

Психологи занимаются анализом душевного состяния человека, а также изучают законы коррекции поведения.
Это даёт им возможность помогать людям, оптимизируя их деятельность. Познать внутренний мир «пациентов» работникам данной специальности удаётся благодаря следующему:

  1. Психологические диагностики. Речь идёт о различных тестах, которые помогают раскрыть индивидуальные особенности психики людей.
  2. Консультирования. Это доверительная беседа между клиентом и психологом, которая, в первую очередь, направлена на поиск и реализацию способов решения проблем.
  3. Психологические тренинги. Данный термин подразумевает обучение «пациента» общению, способам эмоционального контроля и личностного роста. Подобные групповые занятия включают в себя психологические игры и упражнения, которые обязательно чередуются с рассуждениями на тему того, какой опыт они дают всем участникам.

Для того чтобы стать грамотным психологом, вам понадобится диплом бакалавра по специальности «Психология», а также документы, подтверждающие, что вы закончили соответствующие курсы. Ежегодно вам предстоит сдавать экзамены на повышение квалификации.

Примечания и ссылки

  1. Акбар С. Ахмед (1984). «Аль-Бируни: Первый антрополог», ДОЖДЬ 60 , стр. 9-10.
  2. Х. Моулана (2001). «Информация в арабском мире», журнал « Сотрудничество Юг» 1 .; Салахуддин Ахмед (1999). Словарь мусульманских имен . Издательство C. Hurst & Co. ( ISBN  1-85065-356-9 ) .; Д-р С.В. Ахтар (1997). «Исламская концепция знания», Ат-Таухид: Ежеквартальный журнал исламской мысли и культуры 12 (3); Акбар Ахмед (2002). «Понимание Ибн Халдуном цивилизаций и дилемм ислама и современного Запада», The Middle East Journal 56 (1), с. 25.
  3. Пьер Нора, Очерки истории эго , Gallimard, 1987.
  4. Иван Яблонька, История — современная литература , Сеуил, 2014.
  5. ГНИИ  : Новая номенклатура СВС, 2010 , с.  10-11 , консультации с сайтом 25 апреля 2019 г.
  6. Клод Бланкарт , «  Французское общество истории гуманитарных наук. Баланс, ставки и «живые вопросы»  », Genesis. Общественные науки и история , т.  10, п о  1,1993 г., стр.  124–135
  7. Клод Бланкарт , «  История гуманитарных наук, культура в настоящем. 1986-2006: в 20 родниках SFHSH  », Обзор по истории CNRS , п о  15,3 ноября 2006 г.
  8. SHS и рабочая группа по взаимодействию с окружающей средой Athena Alliance (2013), , Отчет, написанный под председательством Лайонела Рагота, Афина, апрель 2013 г., PDF, 44 страницы (см., в частности, таблицы 5, 6 и 7, стр. 17 и далее)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector