Что такое кафедра, факультет и деканат в университете

Содержание:

Базовые различия бакалавра, магистра, специалиста

В чем еще отличия магистра и бакалавра от специалитета, так это в том, что эти две степени относятся к первым научным степеням. Звание магистра открывает перед молодыми учеными дорогу в аспирантуру.

Учащийся получает степень бакалавра до специалиста или магистра. Спустя 4 года учебы студент должен понять, куда двигаться дальше и какие вершины осваивать. Если у него в планах пойти в науку или он планирует остаться в вузе и работать преподавателем, он должен подумать о получении диплома специалиста или магистра. 

Обратите внимание, что не все вузы предлагают своим студентам возможность получения диплома магистра. Еще меньше специальностей, по которым можно его получить

Подробную информацию о наличии интересующего направления и диплома получайте на официальном сайте вуза.

На какой бы системе образования вы не остановились, всегда старайтесь получить не сам диплом, а знания. Ведь именно они помогут добиться в жизни тех целей, которые вы перед собой поставите. А если достижению заветного мешают бесполезные предметы, специалисты нашего сервиса помощи студентам готовы избавить вас от этих мук.

Кафедра

Узкопрофессиональной подготовкой студентов факультета занимаются кафедры. Это научно-образовательные подразделения, осуществляющие обучение в рамках одной специализации. Например, на гуманитарном факультете кафедра лингвистики готовит переводчиков, а филологии – преподавателей английского языка.

Вузовская кафедра не только обеспечивает проведение лекций и семинаров, но и занимается организацией производственной или учебной практики, исследовательской работы студентов (курирует написание курсовых, дипломов, диссертаций). На одном факультете может быть (и в большинстве случаев имеется) несколько кафедр.

Возглавляет кафедру заведующий, который избирается на пять лет голосованием преподавательского коллектива. Он подчиняется декану, который, в свою очередь, – ректору.

Межфакультетская

Кроме того, в вузе всегда есть межфакультетские кафедры. Их преподаватели читают лекции, проводят практические занятия, принимают зачеты и экзамены по «сопутствующим» непрофильным дисциплинам, общим для программ подготовки специалистов на разных факультетах учебного заведения.

Обычно во всех высших учебных заведениях это кафедры физического воспитания. В технических университетах – иностранного или русского языка, в гуманитарных или педагогических институтах – информационно-коммуникационных технологий, в творческих вузах – истории искусств и т. д. Часто преподаватели таких подразделений, независимых от руководства какого-либо факультета, привлекаются в качестве консультантов или рецензентов дипломных работ студентов различных факультетов.

Базовая

В последние годы в российских вузах активно создаются базовые кафедры. Их специфика заключается в ориентированности на интересы и потребности бизнеса и производственных компаний, работающих в разных отраслях. Поэтому к преподаванию привлекаются не только педагоги вуза – студентов обучают практикующие специалисты, причем обычно на базе предприятий.

Суть работы базовой кафедры – вовлечь студентов в специальность, повысить качество образования и профессионального обучения, открыть больше возможностей для будущей карьеры. Нередко подготовка специалистов ведется по заказу конкретного предприятия, которое после защиты диплома забирает к себе в штат всех (или наиболее успешных) выпускников определенной программы.

К примеру, базовые кафедры в МФТИ:

  • Информационные системы на базе МАК «Вымпел»;
  • Радиолокация, управление и информатика совместно с НПО «АЛМАЗ»;
  • Теоретическая и прикладная информатика – с привлечением компаний Acronis, Virtuozzo, Runa Capital;
  • Мультимедийные технологии и телекоммуникации – «Ростелеком»;
  • Моделирование и технологии разработки нефтяных месторождений – «Инжиниринговый центр МФТИ по трудноизвлекаемым полезным ископаемым».

Предприятия, предоставляющие учебную базу, заинтересованы в высококвалифицированных молодых специалистах, поэтому охотно нанимают на работу студентов, начиная со второго курса.

Военная

Эти кафедры готовят рядовых, офицеров и сержантов запаса. Выпускники вместе с дипломами получают военные билеты с отметкой о прохождении срочной службы. Желающие могут во время учебы заключить контракт с Министерством обороны, по которому обязуются отслужить минимум три года после получения диплома.

Также по отдельным программам обособленные структуры гражданских вузов – учебные военные центры – готовили для Вооруженных сил кадровых офицеров по технологичным, инженерным и наукоемким специальностям. В январе 2019 года военные кафедры объединили с ними и преобразовали в военные учебные центры (ВУЦ).

Какие именно факультеты есть в вузе, узнать можно на сайте выбранного учебного заведения. Но и это еще не всё. Внимательно изучите кафедры и специальности, программы обучения, так как вполне может оказаться, что по стандартному, казалось бы, направлению экономический факультет конкретного вуза не готовит финансистов, а выпускает только бухгалтеров.

Отраслевые (специализированные) университеты

Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.

Педагогический

Примерный перечень факультетов педагогического университета:

  • дошкольной педагогики и психологии;
  • начального и специального образования;
  • биологии и химии;
  • исторический, филологический или историко-филологический;
  • математики и естественных наук – возможны варианты по отраслям: географический, физический, технологий и информационных систем и т. д;
  • иностранных языков;
  • физкультуры и спорта;
  • психологии.

В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.

Медицинский

Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):

  • лечебный – для подготовки врачей общей практики (лечебников), а потом в ординатуре – узких специалистов;
  • педиатрический – это альма-матер будущих детских докторов;
  • медико-профилактический – выпускает санитарных врачей, эпидемиологов, гигиенистов;
  • стоматологический – готовит зубных врачей общей практики; узкую специализацию, например ортодонтов или хирургов, они получают в ординатуре;
  • фармацевтический – факультет для обучения провизоров, биоинженеров, биоинформатиков, биотехнологов, медицинских биохимиков и биофизиков.

В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).

Политехнический

В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.   

Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:

  • транспортный;
  • ИТ;
  • машиностроительный;
  • химической технологии и биотехнологий;
  • экономики и управления;
  • инженерная школа;
  • урбанистики и городского хозяйства.

Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):

  • графики и искусства книги;
  • принтмедиа и ИТ;
  • издательского дела и журналистики.

В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:

  • Энергетики;
  • Машиностроения, материалов и транспорта;
  • Прикладной математики и механики;
  • Компьютерных наук и технологий;
  • Физики, нанотехнологий и телекоммуникаций;
  • Передовых производственных технологий;
  • Кибербезопасности и защиты информации;
  • Биомедицинских систем и биотехнологий;
  • Промышленного менеджмента, экономики и торговли;
  • Физкультуры, спорта и туризма;
  • Инженерно-строительного и Гуманитарного институтов.

Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.

Права и обязанности старосты

В каждой группе выбирается староста, обладающий не только правами, но и обязанностями. Именно этот человек представляет других обучающихся перед деканатом во время учебного процесса. Он занимается управлением коллективом в процессе привлечения одногруппников к разным общественным и официальным мероприятиям, которые проводятся вузом или деканатом.

В обязанности старосты входит:

  • информирование одногруппников о разных распоряжениях, получаемых от преподавателей или декана;
  • планирование, организация и проведение разных мероприятий;
  • подготовка и проведение собрания студентов;
  • ведение журнала посещаемости;
  • контроль над дисциплиной;
  • проведение индивидуальной работы с другими обучающимися относительно учебного порядка и правил поведения в вузе;
  • привлечение одногруппников к разным общественным мероприятиям;
  • информирование деканата о срыве занятий или иных проблемах;
  • предоставление информации декану или другим работникам вуза о разных нарушениях прав обучающихся;
  • участие в собраниях старост;
  • подготовка отчета о результатах сессии;
  • назначение дежурных.

К правам старосты относится возможность вносить предложения относительно правил распорядка и привлечения студентов к административному взысканию за разные нарушения. Он представляет интересы группы во время получения комнат в общежитии или назначении стипендии. Староста дает распоряжения одногруппникам в рамках обучающего процесса.

Чем отличаются дипломы

В дипломе бакалавра будет указано БАКАЛАВР такого-то направления. В дипломе специалиста будет указана определенная специальность: инженер, эколог, юрист.

Кроме того, отличается программа подготовки и глубина освоения материала. Выпускникам специалитета открывается больше возможностей для начала карьеры. Выпускник бакалавриата сможет перегнать специалиста только после окончания магистратуры.

Покажем разницу подготовки и компетенций на примере на популярных направлениях – юриспруденции и экономики.

Юридическое образование

Бакалавриат – Юриспруденция

Вы будете в общем и целом подкованы в законодательстве и сможете работать с документами, вести юридические консультации, сопровождать компанию или частное лицо в суде. Но получать какие-то специальные знания вам придется на практике или с помощью следующей ступени образования.

Специалитет – Судебная экспертиза

Здесь уже есть знания по узкому профилю. Вы можете сразу заниматься расследованием преступлений и проведением судебных экспертиз, ваш уровень образования это позволяет.

Экономическое образование

Бакалавриат – Экономика

Вы сможете осуществлять базовые экономические операции, вести бухгалтерский учет, разрабатывать бизнес-планы, планировать бюджет, проводить аудит компании и работать с финансовой отчетностью.

Специалитет – Экономическая безопасность

Это уже специалист более высокого уровня. Вы сможете выявлять и расследовать экономические правонарушения, проводить налоговые проверки и обеспечивать правопорядок в сфере экономики.

В дипломе бакалавра указано общее направление

Стоит ли быть старостой в универе

Многих интересуют вопросы: хорошо ли быть старостой в университете, стоит ли становиться старостой?

Всё зависит от того, какой вы человек. Старостой стоит становиться в том случае, если у вас есть нужные для этого личные качества и желание. Раздолбаям, инфантильным, неорганизованным и безответственным людям крайне противопоказано быть старостами, так как все группа будет страдать от их деятельности.

Но, если у вас есть склонность к административной работе и менеджменту, вы коммуникабельны, активны и дипломатичны – попробуйте.

Помните: гораздо важнее вопрос не «как стать старостой», а «как стать хорошим старостой».

Ученые степени в ВУЗах

Важно не путать ученое звание с официальной должностью, на которой работает сотрудник. В учебных и научных организациях термины «доцент» и «профессор» обозначают еще названия должностных ступеней

И степень, и звание утверждаются за человеком на всю жизнь – вступают в должность же лишь на определенный срок

В учебных и научных организациях термины «доцент» и «профессор» обозначают еще названия должностных ступеней. И степень, и звание утверждаются за человеком на всю жизнь – вступают в должность же лишь на определенный срок.

Должностная лестница определяется внутренним регламентом ВУЗа примерно по такой иерархии:

  • лаборант;
  • старший лаборант;
  • ассистент;
  • преподаватель;
  • старший преподаватель;
  • доцент;
  • профессор;
  • завкафедрой;
  • декан;
  • проректор;
  • ректор.

То есть можно состоять в должности профессора, но не иметь никакого ученого звания, или иметь ученое звание профессора, а работать на должности доцента.

Зачастую преподаватель, занимающий профессорскую должность, далеко не всегда располагает званием профессора, а заведующий кафедрой может быть всего лишь доцентом по званию.

Чаще всего само звание присваивается после опыта работы в одноименной должности.

Пример официального перечисления всех научных регалий будет звучать так: Симонова И.С., кандидат филологических наук по специальности 10.02.03 «Славянские языки», доцент по специальности «Славянские языки», раньше к этому добавили бы «доцент кафедры русского языка».

При этом занимаемая должность может быть разной.

Права и привилегии старосты группы

Он может обращаться в деканат с вопросами по учебному процессу, и даже инициировать решение сложных или конфликтных вопросов, которые могут возникнуть у группы с отдельными преподавателями.

Как правило, всю группу никто слушать не будет, а староста, имея определенный вес в деканате, сможет довести до сведения руководителей информацию об инцидентах для их скорейшего разрешения.

Также староста может представлять интересы группы и отдельных студентов, и при взаимодействии с другими службами ВУЗа, например, решать вопросы по организации досуга студентов в профкоме, помогать решать сокурсникам проблемы в общежитии.

Староста может быть приглашен на заседания профкома или деканата как официальный представитель студенческого сообщества, выступать от имени коллектива студентов с предложениями по совершенствованию учебного или воспитательного процесса.

К такому студенту преподаватели относятся более лояльно, чем ко всем остальным, и могут делать ему поблажки при сдаче зачетов и экзаменов, менее жестко оценивать качество его курсовых работ или практических заданий.

У старосты есть шанс получить рекомендации из ВУЗа

В некоторых ВУЗах старосте могут доплачивать к стипендии небольшие суммы за выполнение дополнительных обязанностей или финансово поощрить по результатам учебного года.

Профком может помочь ему получить льготную путевку на отдых, предложить билеты в театр или на концерт.

И, наконец, старосте никогда не откажут в рекомендации, которую ему потребуется предъявить, например, будущему работодателю.

Иерархия

В российской системе две степени: кандидат и доктор наук. К медицине это также применимо. Сокращаются они таким образом:

  • Кандидат медицинских наук — канд. мед. наук — к.м.н.;
  • Доктор медицинских наук — докт. мед. наук — д.м.н.

У кандидатов уже есть высокая квалификация и профессиональный опыт. Обычно им около 30 лет. Они опытные исследователи, у них уже есть опубликованные статьи в уважаемых изданиях. Как правило, это университетские преподаватели или работники НИИ. Они становятся аспирантами и учатся. Это занимает 3 года.

Кандидатами становятся, чтобы продолжать исследовать свой предмет и реализоваться в науке. Также эту степень обязательно получают те, кто планирует стать доктором. Но многие останавливаются на получении кандидата, потому что это позволяет заниматься исследовательской деятельностью самостоятельно.

Доктора проходят докторантуру, которая обычно длится 3 года. У них больше публикаций, они в науке 10 лет и более, у них уже есть репутация, они состоялись как ученые. Авторитет заработан выступлениями с докладами на конференциях, научными статьями и рецензированием. Доктор совершил выдающееся открытие в своем направлении и имеет патенты. Докторов меньше, чем кандидатов наук. Именно последние составляют большую часть научных сотрудников.

Часто после получения степени случается и присвоение звания.

Также существует особая почетная степень. Ее дают за заслуги в науке. Диссертацию защищать не нужно.

Имеет ли ценность диплом бакалавра на рынке труда

Существует заблуждение, что с дипломом бакалавра не хотят брать на работу. Это не так. Ни в одной вакансии не указывают конкретную степень высшего образования. Кроме того, для работодателя важнее всего будут ваши навыки, способности и гибкость мышления.

Однако для продвижения по карьерной лестнице в госструктуре степени бакалавра будет недостаточно. Чтобы иметь возможность занимать более высокие должности, нужно выучиться в магистратуре. Но стоит понимать, что сразу после вуза стать руководителем маловероятно. Поэтому у вас будет время определиться с дальнейшей траекторией.

Какую бы систему образования вы ни выбрали, стремитесь получить знания, а не «корочку». Ведь чтобы добиться успеха, одного диплома мало. Станьте классным специалистом, и вас обязательно заметят.

История

Педагогической деятельностью люди занимались с давних времен. Учителя были в Древней Греции и Риме, Египте и Вавилоне. Первые университеты были созданы в IX–XI столетиях в Фесе, Салерно, Болонье, Париже. Однако в современном виде высшие учебные заведения начали появляться с XII–XIII века (Оксфорд, Кембридж, Неаполь, Саламанка).

В этих учреждениях под руководством опытных ученых и практиков студенты обучались различным прикладным наукам, самыми популярными среди них были богословие, философия, медицина, юриспруденция. Профессорами и преподавателями вузов становились самые талантливые мыслители своего времени, которые занимались исследовательской деятельностью, развивая науку.

Какими хотят видеть учителей дети и родители

У каждого человека могут быть своим представления, каким должен быть, современный учитель. Но есть качества, которые выделяет большинство детей и взрослых.   

1. Саморазвитие и умение признавать ошибки

Умение признать неправоту — одно из возможных требований, каким должен быть учитель школы. Ведь ошибки — естественная часть человеческой сущности, и никто не ждёт, что педагог будет никогда не допускающим помех роботом. А если преподаватель допускает явную ошибку, но старается скрыть либо выдать за правильный поступок, дети чувствуют обман и теряют доверие. 

2. Техническая грамотность

Одна из актуальных компетенций, которой должен обладать учитель в 21 веке, — это компьютерная грамотность

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» занятия проходят онлайн, поэтому наши преподаватели составляют яркие презентации к урокам, используют интерактивные возможности платформы и специально обучаются удерживать внимание учеников сквозь монитор компьютера

<<Форма с консультацией>>

3. Опыт работы 

Профессионализм всегда нарабатывается опытом. У педагогов домашней онлайн-школы «Фоксфорда» в среднем около 10 лет стажа. Многие из них являются кандидатами наук, экспертами ГИА и олимпиад.   

4. Умение общаться

Хорошего педагога отличает манера общения. Умение выстраивать эффективную и дружелюбную коммуникацию — это ещё одно требование, какими личностными качествами должен обладать учитель. В «Фоксфорде» педагоги обращаются на «вы» к детям независимо от возраста. Занятия проходят в атмосфере взаимного уважения. Учитель никогда не повысит голос и не перейдёт границы допустимого в общении с учениками. 

5. Понимание, что волнует подростков

Детям скучно слушать консерватора, который не интересуется сегодняшним днём и не адаптируется к течению времени. Современный педагог понимает, чем живут подростки, и находит с ними общий язык. А иногда учителей и детей даже объединяют общие увлечения — например, преподаватель литературы в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» Юлия Дэль обожает кей-поп, как и многие школьники. 

Что такое факультет в вузе

Иерархия в университете:

  1. Ректор;
  2. Проректоры и Ученый совет;
  3. Деканы факультетов;
  4. Руководители кафедр;
  5. Профессорско-преподавательский состав.

Декан — руководитель факультета

Работа факультета осуществляется под руководством декана. Он полностью за все сферы деятельности, несет ответственность за выполнение всех предписанных норм и правил, издает все распоряжения, касающиеся и студентов, и преподавателей. Назначение декана происходит на основании результатов выборов, чаще всего, их проводят в режиме тайного голосования членов Ученого совета вуза. После этого кандидатура должна быть утверждена ректором. Выборы на все руководящие должности факультета университета (в том числе и декана) проводятся каждые пять лет.

Ученый совет

Ученый совет, который проводит выборы и предлагает кандидатуру декана ректору, также переизбирается каждые пять лет. В него входят некоторые представители профессорско-преподавательского состава, студенты и сотрудники вуза. Председатель Ученого совета – ректор. Он назначает проректоров, которые помогают развивать университет в различных направлениях. Далее идут непосредственно руководители факультетов, т.е. деканы.

Кафедра — структурная единица вуза

Кафедра это объединение преподавательского состава учебного заведения по одной или нескольким специальностям. Заведующие кафедрами, так же как и прочие должности, выбираются путем тайного голосования Ученого совета, а затем утверждаются ректором.

Профессорско-преподавательский состав

Особенности факультета в университете

Следующая структурная единица – это непосредственно профессорско-преподавательский состав, который также выбирается на конкурсной основе. Требования к преподавателям вуза – наличие образования по специальности, обязательно должна быть окончена аспирантура. Только она дает право преподавать в высших учебных заведениях. Преподавательские должности в вузе бывают следующие: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор.

  • Ассистент – самая младшая преподавательская должность. На ней работают те, кто еще не имеет ученой степени или те, у кого недостаточного опыта преподавательской деятельности. Чаще всего, в обязанности ассистента входит проведение лабораторных или практических занятий со студентами.
  • Старшим преподавателем могут работать те, у кого есть большой педагогический опыт, даже если еще нет ученой степени, но они находятся на стадии ее получения. Старшие преподаватели могут читать лекции, проводить практические занятия и руководить курсовыми, а иногда и дипломными работами.
  • Доцент – это не только должность, но и ученое звание. Доцент должен иметь ученую степень кандидата наук, а также большой опыт преподавания в вузе.
  • Профессор – это высшая преподавательская должность в вузе и научное звание. Решение о присвоения этого звания принимается Ученым советом и ректором вуза. Профессоры могут заниматься любой деятельностью, в том числе ведут занятия в аспирантуре и докторантуре.

Плюсы и минусы профессии преподавателя

Плюсы:

  • Интересная творческая работа.
  • Возможность проводить исследования, заниматься «чистой» наукой.
  • Возможность путешествовать, например, участвовать в научных мероприятиях в стране и за рубежом.
  • Возможность получать научные гранты на исследования.
  • Уважение в обществе.

Минусы:

  • Большие эмоциональные нагрузки.
  • Часто ненормированный рабочий день.
  • Различный уровень оплаты в зависимости от места работы и города.

Навыки и знания для работы преподавателем

  • Глубокие познания в сфере своей деятельности.
  • Умение работать с информацией (выделять суть проблемы, анализировать, проводить исследования, сопоставлять факты и т.д.).
  • Знание основ психологии и педагогики.
  • Умение грамотно говорить и писать.
  • Плюсом будет знание иностранных языков.

Сколько зарабатывают преподаватели?

Уровень дохода преподавателя зависит от ученой степени, научной области, уровня учебной базы (университет, академия, техникум) и города, в котором он работает. Некоторые преподаватели работают сдельно и получают оплату в зависимости от количества лекционных часов, практических работ со студентами и научных исследований. Начинающий преподаватель может рассчитывать на доход 300$ в месяц. Преподаватели с большим опытом работ, с ученой степенью могут зарабатывать от 1 000$ и выше.

Также можно получать различные гранты на исследования, которые могут составлять значительные суммы. Зарабатывать на подготовке учебников и методических пособий.

Как стать преподавателем?

Чтобы стать преподавателем, необходимо получит высшее профессиональное образование по интересующему направлению.

Где искать работу преподавателю?

Найти работу преподавателем можно через сайты вакансий, или обратившись в научные исследовательские центры, институты, академии, техникумы. Данная профессия очень востребована, поскольку многие выпускники школ стремятся получать высшее образование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector