Егэ по информатике и икт

Дорога к блестящему будущему

Курсы ЕГЭ по информатике, организованные нашим учебным центром — это незаменимая помощь в освоение пробелов по предмету, полезная, как будущим специалистам, так и желающим мастерски владеть знаниями нестоящей IT сферы. Занятия в современном компьютерном классе проводятся с нуля, в конце которых слушатели будут «вооружены» азами профессий будущего.

Наши курсы ЕГЭ по информатике — это:

  • фундаментальные знания;
  • умение моделировать самые различные объекты, системы и процессы;
  • способность применения знаний на практике;
  • консультации опытных специалистов перед тренировочной работой СтатГрад;
  • подготовка по информатике к ЕГЭ.

Наши цели и задачи — это предоставить качественное обучение с последующими высокими баллами при сдаче экзаменов. Главными приоритетами при обучении 10-11 классов мы рассматриваем:

  • подготовку к успешной сдаче ЕГЭ по информатике на высокий балл;
  • получение базовых знаний по программированию на самых распространённых алгоритмических языках;
  • обобщить и систематизировать школьные знания по информатике, устранив все «пробелы» и недочеты;
  • рассмотреть алгоритмы решения самых распространенных задач, а также задач повышенной сложности по информатике;
  • развить навыки логического мышления для решения нестандартных задач ЕГЭ по информатике.

Курсы ЕГЭ по информатике в ПЕРВОМ ЕГЭ-ЦЕНТРЕ дают слушателям уникальную возможность пройти интересные занятия, во время которых возможно будет:

  • повторить все разделы школьного курса информатики и повысить успеваемость;
  • разобрать все типы заданий ЕГЭ по информатике и научиться находить алгоритмы их решения;
  • получить подготовку к ЕГЭ по информатике;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Преимущества обучения

Получая подготовку к сдаче экзаменов в нашем центре, слушатели получают большое количество преимуществ:

  • группы для обучения информатике в ПЕРВОМ ЕГЭ-ЦЕНТРЕ формируются на основе вступительного тестирования, определяющего начальный уровень подготовки каждого слушателя;
  • после вступительного тестирования слушателей распределяют в группы для обучения в зависимости от их начального уровня подготовки. Численность группы составляет не более 8 человек, что позволяет педагогу применять как индивидуальный, так и групповой подход к обучению;
  • педагоги по информатике ПЕРВОГО ЕГЭ-ЦЕНТРА — это профессиональные преподаватели, прошедшие подготовку по программе «Эксперт ЕГЭ». Поэтому мы не просто учим решать задания КИМ ЕГЭ по информатике, мы еще объясняем структуру заданий, учим правильно распределять время на экзамене, а также проводим психологический тренинг перед экзаменационным испытанием;
  • образовательные программы наших курсов ЕГЭ по информатике являются авторскими разработками методистов ЕГЭ-ЦЕНТРА и учитывают не только все требования ФИПИ, но и личную способность каждого слушателя к обучению;
  • во время обучения слушатели проходят несколько контрольных и репетиционных пробных ЕГЭ по информатике на официальных бланках ФИПИ.

Комфортные условия, которыми обеспечиваются все учащиеся ПЕРВОГО ЕГЭ-ЦЕНТРА, дружелюбная атмосфера и уверенность в стопроцентном успехе в 2021/2022 году помогут справиться с предстоящими экзаменационными испытаниями. Занятие по информатике и ИКТ для 10, а также 11 классов у нас в центре — это будущий фундамент больших возможностей.

О структуре экзамена

В ЕГЭ по-прежнему осталось 27 заданий, но теперь это все задания с кратким ответом. За задания 1-25 можно получить по 1 первичному баллу, а за задания 26 и 27 — по 2 балла. Максимальный возможный результат — 29 первичных баллов, по сравнению с 30 баллами в 2021 году. 

Все задания школьникам нужно решить за 3 часа 55 минут.

На экзамене встретятся задания по программированию, логике, алгоритмизации, на работу с информационными моделями, кодирование информации и поиск данных в файлах.

В каждом блоке есть определенные темы, которые нужно знать. Давайте посмотрим, что учить в каждом блоке.

Программирование

Программирование встречается в восьми заданиях — а именно в 6, 16, 17, 22, 24, 25, 26 и 27. Чтобы справиться с ними достаточно хорошо знать только один язык программирования. Нужно уметь работать с массивом, строками, файлами, знать алгоритмы сортировки и другие не менее важные алгоритмы работы с числами.

Логика

Логика встречается в заданиях 2 и 15. Чтобы успешно справиться с этими заданиями, нужно знать основные логические операции и их таблицы истинности, уметь преобразовывать и анализировать выражения.

Алгоритмизация

В данный блок входят шесть заданий (5, 12, 19, 20, 21 и 23). Для решения этих заданий нужно уметь работать с различными алгоритмами и исполнителями

Важно понимать теорию игр — определять выигрывающего игрока, выигрышную позицию, различать понятия заведомо проигрышной и выигрышной позиций

Благодаря возможности использовать инструменты компьютера, многие из этих заданий также можно решать с помощью написания программы или построения электронной таблицы.

Информационные модели

С заданиями 1 и 13 ученики обычно справляются хорошо. Чтобы их решить, нужно уметь работать с графами и таблицами и знать пару простых методов.

Информация и ее кодирование

Задания этого блока достаточно разнообразны. Вы встретите алгоритмы перевода чисел в различные системы счисления, условие Фано, формулы, единицы измерения информации и комбинаторику. Все это разнообразие встречается в заданиях 4, 7, 8, 11, 14, а также может пригодится в заданиях на программирование. А самый распространенный прототип задания 14 на работу с системами счисления и вовсе можно решить с помощью программы. 

Поиск данных в файлах

Речь идет о заданиях 3, 9, 10 и 18. Чтобы их решить, нужно выполнять поиск в текстовом файле и работать с электронными таблицами и базами данных. Не лишним будет разобраться с тем, какие встроенные функции есть в электронных таблицах и как составить формулу самостоятельно.

Как готовиться к решению задач из первой части

Уделите особое внимание задачам № 9, 10, 11, 12, 15, 18, 20, 23. Именно эти задачи, согласно анализу результатов прошлых лет, особенно сложны

Трудности с решением этих задач испытывают не только те, у кого общий балл за ЕГЭ по информатике получился низким, но и «хорошисты», и «отличники».
Выучите наизусть таблицу степеней числа 2.
Помните о том, что Кбайты в задачах означают кибибайты, а не килобайты. 1 кибибайт = 1024 байта. Это поможет избежать ошибок при вычислениях.
Тщательно изучите варианты ЕГЭ предыдущих лет. Экзамен по информатике — один из самых стабильных, это означает, что для подготовки можно смело использовать варианты ЕГЭ за последние 3-4 года.
Познакомьтесь с разными вариантами формулировки заданий. Помните о том, что незначительное изменение формулировки всегда приводят к ухудшению результатов экзамена.
Внимательно читайте условие задачи. Большинство ошибок при выполнении заданий связано с неверным пониманием условия.
Учитесь самостоятельно проверять выполненные задания и находить ошибки в ответах.

Тема: «Системы счисления»

За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2022 году

Задача 1

Вычислите значение выражения $C1_{16} — 57_8 + 200_4$. Результат запишите в десятичной системе счисления.

Задача 2

Вычислите значение выражения $205_8 — 22_4 + 1A_{16}$. Результат запишите в десятичной системе счисления.

Задача 3

Вычислите значение выражения $100_4 + 124_8 — B_{16}$. Результат запишите в десятичной системе счисления.

Задача 4

Вычислите значение выражения $13_4 +BF_{16} — 16_8$. Результат запишите в десятичной системе счисления.

Задача 5

Вычислите значение выражения $63_8 — 37_8$. В ответе запишите вычисленное значение в десятичной системе счисления.

Задача 6

Вычислите значение выражения $74_{8} — 45_{8}$. В ответе запишите вычисленное значение в десятичной системе счисления.

Задача 7

Вычислите значение выражения $6F_{16} — 4B_{16}$. В ответе запишите вычисленное значение в десятичной системе счисления.

Задача 8

Вычислите значение выражения $5D_{16} — 3A_{16}$. В ответе запишите вычисленное значение в десятичной системе счисления.

Задача 9

Сколько нулей в восьмеричной записи десятичного числа $8^{524} + 8^{107} + 64^{3} + 24$?

Задача 10

Сколько нулей в восьмеричной записи десятичного числа $8^{335} + 8^{147} + 64 + 4$?

Задача 11

Сколько единиц в двоичной записи десятичного числа $2^{235} + 2^{107} + 4 + 1$?

Задача 12

Сколько единиц в двоичной записи десятичного числа $2^{127} + 2^{23} + 2$?

Задача 13

Укажите наименьшее трёхзначное шестнадцатеричное число, двоичная запись которого содержит ровно 8 единиц. В ответе запишите только само шестнадцатеричное число, основание системы с…

Задача 14

Укажите наибольшее трёхзначное шестнадцатеричное число, двоичная запись которого содержит ровно 5 нулей. В ответе запишите только само шестнадцатеричное число, основание системы сч…

Задача 15

Укажите наименьшее четырёхзначное восьмеричное число, двоичная запись которого содержит ровно 6 единиц. В ответе запишите только само восьмеричное число, основание системы счислени…

Задача 16

Укажите наибольшее четырёхзначное восьмеричное число, двоичная запись которого содержит ровно 7 нулей. В ответе запишите только само восьмеричное число, основание системы счисления…

Задача 17

Сколько нулей в двоичной записи шестнадцатеричного числа $DC79_{16}$?

Задача 18

Сколько единиц в двоичной записи шестнадцатеричного числа $9AE8_{16}$?

Задача 19

Сколько нулей в двоичной записи восьмеричного числа $5675_8$?

Задача 20

Сколько единиц в двоичной записи восьмеричного числа $7543_8$?

1

Теория к заданию 1 по информатике: Системы счисления

Недостатки ЕГЭ

  1. Основная масса действующей учебной литературы (по информатике) не соответствует требованиям и содержанию ЕГЭ (по информатике).
  2. В ЕГЭ по русскому языку, физике, информатике содержатся некорректно поставленные задания и спорные варианты ответов, структура экзамена не до конца проработана.
  3. Большинство учителей средних школ не могут обеспечить подготовку учащихся (90 %) к сдаче Единых экзаменов ЕГЭ (пример — Экзамены ЕГЭ по информатике).
  4. ЕГЭ приводят к новому виду репетиторства, связанного с повышением уровня знаний в спецификациях ЕГЭ (пример — спецификации и требования ЕГЭ по информатике).
  5. В содержании ЕГЭ по информатике отсутствуют Интернет, Интернет-технологии и самое главное — отсутствует поиск информации в Интернет.
  6. более 90% выпускников школ не сдали (не сдавали) ЕГЭ по информатике и ИКТ, а также по другим выпускным школьным предметам, в силу чего многие вузовские вакансии оказались не востребованными из-за недостаточного уровня подготовки в российских общеобразовательных школах.

2011 год

  • ЕГЭ 2011, Информатика и ИКТ, 11 класс, Демонстрационный вариант, 2011
  • ЕГЭ 2011, Информатика, 11 класс, Диагностическая работа №2, 2011
  • ЕГЭ 2011, Информатика, 11 класс, Реальные фото с экзамена, 2011
  • ЕГЭ 2011, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №1, 2010
  • ЕГЭ 2011, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №2, 2011
  • ЕГЭ 2011, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №3, 2011
  • ЕГЭ 2011, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №4, 2011
  • ЕГЭ 2011, Информатика, Авторский тренировочный вариант, 2011
  • ЕГЭ 2011, Информатика, Анализ, 2011
  • ЕГЭ 2011, Информатика, Диагностическая работа №1, 2010
  • ЕГЭ 2011, Информатика, Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ, Чуркина Т.Е., 2011
  • ЕГЭ 2011, Информатика, Самое полное издание типовых вариантов, Якушкин П.А., Ушаков Д.М., 2011
  • ЕГЭ 2011, Информатика, Тематические тестовые задания ФИПИ, Крылов С.С., Ушаков Д.М.
  • ЕГЭ 2011, Информатика, Тематические тестовые задания ФИПИ, Крылов С.С., Ушаков Д.М., 2011
  • ЕГЭ 2011, Информатика, Типовые тестовые задания, Якушкин П.А., Лещинер В.Р., Кириенко Д.П., 2011
  • ЕГЭ 2011-12, Информатика, Анализ
  • ЕГЭ 2011. Информатика. Демонстрационный вариант. Спецификация.
  • ЕГЭ 2012, Информатика, 11 класс, Диагностическая работа №1, 2011
  • ЕГЭ 2012, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №1, 2011
  • ЕГЭ 2012, Информатика, Сборник заданий, Зорина Е.М., Зорин М.В., 2011
  • ЕГЭ 2012, Информатика, Сдаем без проблем, Островская Е.М., Самылкина Н.Н., 2011
  • ЕГЭ 2012, Информатика, Сдаем без проблем, Островская, Самылкина, 2011
  • ЕГЭ 2012, Информатика, Тренировочная работа №1, 11 класс, 2011
  • ЕГЭ 2012, Информатика, Тренировочные задания, Самылкина Н.Н., Островская Е.М., 2011
  • ЕГЭ 2012. Информатика. 11 класс. Демонстрационный вариант. Проект. 2011
  • ЕГЭ-тетрадь, Информатика, Сафронов И.К., 2011
  • ЕГЭ-тетрадь, Информатика, Сафронов И.К., 2011
  • ЕГЭ-тетрадь, Информатика, Сафронов, 2011
  • Информатика и ИКТ, 10-11 класс, Тематические тесты, Подготовка к ЕГЭ, Лысенко Ф.Ф., Евич Л.Н., 2011
  • Информатика и ИКТ, Подготовка к ЕГЭ 2012, Лысенко Ф.Ф., Евич Л.Н., 2011
  • Информатика и ИКТ, Подготовка к ЕГЭ 2012, Лысенко, Евич, 2011
  • Информатика, Материалы для подготовки к ЕГЭ 2012, Поляков К., 2011
  • Методика решения задачи С4 из демонстрационного варианта ЕГЭ по информатике и ИКТ 2011 года
  • Паскаль для школьников, Подготовка к ЕГЭ по информатике, Кашаев, Шерстнева, 2011
  • Паскаль для школьников, Подготовка к ЕГЭ, Кашаев С.М., Шерстнева Л.В., 2011
  • Паскаль для школьников, Подготовка к ЕГЭ, Кашаев, Шерстнева, 2011
  • Подготовка к ЕГЭ по информатике, Паскаль для школьников, Кашаев, Шерстнева, 2011
  • Подготовка к ЕГЭ, Информатика, Самылкина Н.Н., 2011

Объяснение темы

Рассмотрим кратко необходимые для решения 8 задания ЕГЭ понятия и формулы.

Измерение количества информации

  • Кодирование — это представление информации в форме, удобной для её хранения, передачи и обработки. Правило преобразования информации к такому представлению называется кодом.
  • 1 бит – это количество информации, которое можно передать с помощью одного знака в двоичном коде ( или 1).Единицы измерения:

8 = 231024 = 210

Рассмотрим еще несколько определений:

Алфавит — это набор знаков, используемый в том или ином языке.

Мощность алфавита — это количество используемых в алфавите знаков.

Мощность алфавита

Сообщение — это любая последовательность символов какого-либо алфавита.

Для вычисления количества информации применяются несколько различных формул в зависимости от ситуации:

Двоичное кодирование сообщений (равновероятностные события)

При вычислении количества информации в сообщении для равновероятностных событий, общее количество которых равно N, используется формула:

N — количество сообщений

L — длиной битов

* следует иметь в виду, что также приняты следующие обозначения: Q = 2k

Пример 2: Зашифруем буквы А, Б, В, Г при помощи двоичного кодирования равномерным кодом и посчитаем количество возможных сообщений:

Решение:

Таким образом, мы получили равномерный код, т.к. длина каждого кодового слова одинакова для всех кодовых слов (L = 2).

Количество сообщений длиной L битов:

N = 2L

Т.е. количество сообщений длиной 2 бита, как в примере с нашими буквами, будет равно N = 22 = 4

Ответ: 4

Количество различных сообщений в алфавите разной мощности

Рассмотрим вариант с 5 буквами (мощность алфавита = 5), которые надо разместить в сообщении длиной 2 символа:

Найдем формулу для нахождения количества различных сообщений в алфавите различной мощности:

Если мощность некоторого алфавита составляет N, то количество различных сообщений длиной L знаков:

  • N – мощность алфавита
  • L – длина сообщения
  • Q – количество различных сообщений

Пример: Сколько существует всевозможных трехбуквенных слов в английском языке?

Решение:

В английском алфавите 26 букв. Значит, мощность алфавита = 26. Длина сообщения = 3. Найдем по формуле количество трехбуквенных слов:Q = 263
или26 * 26 * 26 = 17576

Ответ: 17576

Таким, образом, если слово состоит из L букв, причем есть n1 вариантов выбора первой буквы, n2 вариантов выбора второй буквы и т.д., то число возможных слов вычисляется как произведение:

Количество сообщений при различном вхождении (встречаемости) букв

Иногда в заданиях 8 приходится использовать формулу комбинаторики для проверки полученных результатов перебора. Число сочетаний из элементов по элементов:

I – количество информации в битах

N – количество вариантов

Факториал числа n:

Пример: Сколько существует всевозможных четырехбуквенных слов в алфавите из 4 букв: А, Б, В, Г, если известно, что буква А встречается ровно два раза?

Решение:

  • Длина сообщения = 4. Мощность алфавита = 4. Но мешает условие: буква А встречается ровно два раза.
  • В таких заданиях можно использовать способ перебора всевозможных вариантов:
два раза буква А, на остальных местах - одна из трех оставшихся букв:
А А 3 3     = 3 * 3 = 32 = 9
А 3 А 3     = 9
А 3 3 А     = 9 
3 А А 3     = 9
3 А 3 А     = 9
3 3 А А     = 9
  

Получили 6 вариантов, каждый из которых равен 9.
Проверим формулой числа сочетаний:

Число сочетаний из n элементов по k элементов:

\

В задаче:

\

* Факториал числа n! = 1 * 2 * 3 *..* n
Т.е. проверка прошла успешно, мы получили 6 вариантов.
Осталось посчитать количество всех сообщений:

6 * 9 = 54

Формула Шеннона:

x — количество информации в сообщении о событии

p — ве­ро­ят­ность со­бы­тия

Формула вероятности случайного события:

m — количество благоприятных исходов (число случаев, способствующих событию А)

n — количество общих исходов (общее число равновозможных случаев)

Количество информации и неравновероятные события

При использовании неравновероятного события, вероятность которого равна p, для вычисления количества информации используется формула:

*квадратные скобки означают ближайшее целое, меньшее или равное значению выражения в скобках

Формула Хартли:

Формула Хартли

I – количество информации в битах

N – количество вариантов

Алфавитный подход:

Информационный объем сообщения длиной L:

Алфавитный подход

N — мощность алфавита

L — длина сообщения

2008 год

  • Готовимся к ЕГЭ по информатике, Элективный курс, Самылкина Н.Н., Русаков С.В., Шестаков А.П., Баданина С.В., 2008
  • ЕГЭ — Информатика — Раздаточный материал тренировочных тестов — Гусева И.Ю.
  • ЕГЭ 2008, Информатика, 11 класс, Демонстрационный вариант
  • ЕГЭ 2008, Информатика, Анализ, 2008
  • ЕГЭ 2008, Информатика, Федеральный банк экзаменационных материалов, Якушкин П.А., Крылов С.С.
  • ЕГЭ 2008, Информатика, Федеральный банк экзаменационных материалов, Якушкин П.А., Крылов С.С.
  • ЕГЭ-2008 — Информатика — 11 класс — Демонстрационный вариант.
  • Информатика и ИКТ — Подготовка к ЕГЭ — Базовый уровень — Макарова Н.В.

2014 год

  • ЕГЭ 2013, Информатика, Оптимальный банк заданий, Лещинер В.Р., Крылов С.С., Якушкин А.П., 2014
  • ЕГЭ 2014, Информатика и ИКТ, 11 класс, Демонстрационный вариант
  • ЕГЭ 2014, Информатика и ИКТ, 11 класс, Кодификатор
  • ЕГЭ 2014, Информатика и ИКТ, 11 класс, Спецификация
  • ЕГЭ 2014, Информатика и ИКТ, Досрочный этап, 2 варианта КИМ, с сайта ФЦТ
  • ЕГЭ 2014, Информатика и ИКТ, Методические рекомендации, Лещинер В.Р.
  • ЕГЭ 2014, Информатика, 11 класс, Демонстрационный вариант
  • ЕГЭ 2014, Информатика, 11 класс, Кодификатор
  • ЕГЭ 2014, Информатика, 11 класс, Спецификация
  • ЕГЭ 2014, Информатика, Диагностическая работа с критериями оценки, 11 класс, Варианты 401-402, 11.12.2013
  • ЕГЭ 2014, Информатика, Диагностическая работа с критериями оценки, 11 класс, Варианты 701-702, 06.02.2014
  • ЕГЭ 2014, Информатика, Диагностическая работа с критериями оценки, 11 класс, Варианты 801-804, 19.03.2014
  • ЕГЭ 2014, Информатика, Диагностическая работа с ответами, 11 класс, Варианты 301-304, 11.12.2013
  • ЕГЭ 2014, Информатика, Оптимальный банк заданий, Лещинер В.Р., Крылов С.С., Якушкин А.П.
  • ЕГЭ 2014, Информатика, Самое полное издание типовых вариантов заданий, Ушаков Д.М., Якушкин А.П.
  • ЕГЭ 2014, Информатика, Сборник заданий, Зорина Е.М., Зорин М.В., 2013
  • ЕГЭ 2014, Информатика, Тематическая диагностическая работа, 11 класс, Варианты 201-202, 08.10.2013
  • ЕГЭ 2014, Информатика, Тематические тестовые задания, Крылов С.С., Ушаков Д.М.
  • ЕГЭ 2014, Информатика, Тематические тестовые задания, Крылов, Ушаков
  • ЕГЭ 2014, Информатика, Типовые тестовые задания, Лещинер
  • ЕГЭ 2014, Информатика, Типовые тестовые задания, Лещинер В.Р.
  • ЕГЭ 2014, Информатика, Тренировочная работа с ответами, 11 класс, Варианты 101-104, 08.10.2013
  • ЕГЭ 2014, Информатика, Тренировочная работа с ответами, 11 класс, Варианты 601-602, 20.02.2014
  • Информатика и ИКТ, Подготовка к ЕГЭ, Сборник задач по программированию, Евич Л.Н., Кулабухов С.Ю., 2014
  • Информатика и ИКТ, подготовка к ЕГЭ-2015, пособие с электронным приложением (CD-диск), Евич Л.Н., Кулабухов С.Ю., 2014
  • Информатика, ЕГЭ за 30 дней, Экспресс-репетитор, Богомолова О.Б., 2014
  • Информатика, Подготовка к ЕГЭ в 2014 году, Диагностические работы, Зайдельман Я.Н., Ройтберг М.А.
  • Информатика, Подготовка к ЕГЭ в 2014 году, Диагностические работы, Зайдельман Я.Н., Ройтберг М.А., 2014
  • Информатика, Полный справочник для подготовки к ЕГЭ, Богомолова О.Б., 2014
  • Паскаль для школьников, подготовка к ЕГЭ, Катаев С.М., Шерстнева Л.В., 2014

Группы заданий ЕГЭ по информатике и ИКТ.

  • Часть 1 — A1, A2, A3, A4, A5, A6, A7, A8, A9, A10, A11, A12, A13, A14 – это вопросы базовой сложности, при ответе нужно выбрать 1 правильный ответ из 4-х предложенных. Рекомендуемое время выполнения заданий 30 минут.
  • Часть 2 — B1, B2, B3, B4, B5, B6, B7, B8, B9, B10, B11, B12, B13, B14 — вопросы выше средней сложности, необходимо самим сформулировать и написать краткий ответ на вопрос. Рекомендуемое время выполнения заданий 60 минут.
  • Часть 3 — Задания C1, C2, C3, C4 – это задания высокой сложности, при решении заданий необходимо написать в произвольной форме развернутый ответ. Рекомендуемое время выполнения заданий 150 минут.

Литература

  1. Каймин В.А. Информатика. Учебник для поступающих. М.:Проспект, 2009.
  2. Каймин В.А. Информатика. Пособие к экзаменам. М.: РИОР, 2008.
  3. Каймин В.А. Информатика. Учебник для студентов. М., ИНФРА-М, 1998-2008.
  4. Каймин В.А., Касаев Б.С. Информатика: Практикум на ЭВМ., М, ИНФРА-М, 2001-2003.
  5. Макарова Н.В. Информатика. Учебник для студентов.М., Финансы и Статистика, 1998.
  6. Макарова НВ. Информатика. Практикум по работе на компьютере. М., Финнансы и Статистика, 1998.
  7. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для школ. М.,Бином, 2006.
  8. Семакин, Хеннер Информатика и ИКТ. Учебник для школ. М.,Бином, 2007.

Как готовиться к экзамену

Изучите сайт Константина Полякова: https://kpolyakov.spb.ru/. Там собрана самая полная и актуальная информация по ОГЭ и ЕГЭ «Информатика и ИКТ».
Изучите КИМ на сайте ФИПИ. В кодификаторе перечислены все темы, которые проверяются на экзамене, в спецификации подробно изложено, какие знания и навыки проверяются на экзамене, какой сложности задания и в чём особенности их выполнения в новом формате. Демоверсия помогает понять формат и тематику заданий: .
Познакомьтесь с демонстрационной версией станции КЕГЭ — ЕГЭ в компьютерной форме: http://kege.rustest.ru

Обратите внимание на задание № 10 на работу с текстовым редактором. Раньше такого задания в экзамене не было

Суть задания: найти стандартными инструментами редактора необходимую информацию. Например, подсчитать, сколько раз в тексте встречается слово, заданное в условии.
Уделите время изучению электронных таблиц. Раньше на таблицы было одно простое задание. Теперь же с помощью таблиц нужно решить несколько заданий, и часть из них уже не настолько элементарны.

Базовые учебники информатики

Базовые учебники — это учебники, отвечающие государственным стандартам образования, утвержденными Министерством образования РФ. К числу базовых учебников относятся учебники информатики Каймина В.А. и Макаровой Н.В., победившие на конкурсе учебников в 1987г.получившие гриф «Рекомендовано Министерством образования РФ для студентов вузов».

В дополнение к базовым учебниками информатике были выпущены практикумы по информатике Каймина В.А, Касаева Б.С. иМакровой Н.В. на основе офисных пакетов программ в ОС Windows и российских порталов Интернет-технологий на основе поисковых систем и порталов Яндекс.

Для подготовки к экзаменам по информатике на ЭВМ к базовому учебнику информатики Каймина В.А. в соответствии с государственными стандартами издательством РИОР выпущено учебное пособие в 2004-2008гг. в полном соответствии с содержанием госстандартов по информатике для студентов вузов.

Что нужно знать о ЕГЭ по информатике

ЕГЭ по информатике состоит из двух частей. В первой части 23 задачи с кратким ответом, во второй – 4 задачи с развёрнутым ответом. В первой части экзамена 12 заданий базового уровня, 10 заданий повышенного уровня и 1 задание высокого уровня. Во второй части – 1 задание повышенного уровня и 3 – высокого.

Решение задач из первой части позволяет набрать 23 первичных балла – по одному баллу за выполненное задание. Решение задач второй части добавляет 12 первичных баллов (3, 2, 3 и 4 балла за каждую задачу соответственно). Таким образом, максимум первичных баллов, которые можно получить за решение всех заданий – 35.

Первичные баллы переводятся в тестовые, которые и являются результатом ЕГЭ. 35 первичных баллов = 100 тестовым баллам за экзамен. При этом за решение задач из второй части экзамена начисляется больше тестовых баллов, чем за ответы на задачи первой части. Каждый первичный балл, полученный за вторую часть ЕГЭ, даст вам 3 или 4 тестовых балла, что в сумме составляет около 40 итоговых баллов за экзамен.

Это означает, что при выполнении ЕГЭ по информатике необходимо уделить особое внимание решению задач с развёрнутым ответом: №24, 25, 26 и 27. Их успешное выполнение позволит набрать больше итоговых баллов

Но и цена ошибки во время их выполнения выше – потеря каждого первичного балла чревата тем, что вы не пройдёте по конкурсу, ведь 3-4 итоговых балла за ЕГЭ при высокой конкуренции на IT-специальности могут стать решающими.

2009 год

  • ЕГЭ 2009 — Информатика — Раздаточный материал тренировочных тестов — Гусева И.Ю.
  • ЕГЭ 2009 — Информатика — Сборник экзаменационных заданий — Якушкин П.А., Крылов С.С.
  • ЕГЭ 2009 — Информатика — Универсальные материалы для подготовки учащихся — Крылов С.С, Лещинер В.Р, Якушкин П.А.
  • ЕГЭ 2009, Информатика, 10 класс, Тренировочная работа №4, Варианты 1-2
  • ЕГЭ 2009, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №1, Варианты 1-2
  • ЕГЭ 2009, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №2, Варианты 1-2
  • ЕГЭ 2009, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №3, Варианты 1-2
  • ЕГЭ 2009, Информатика, 11 класс, Экзамен, 8 вариантов
  • ЕГЭ 2009, Информатика, 11 класс, Экзамен, Вариант №131
  • ЕГЭ 2009, Информатика, 11 класс, Экзамен, Вариант №2
  • ЕГЭ 2009, Информатика, Анализ, 2009
  • ЕГЭ 2009, Информатика, Методическое письмо
  • ЕГЭ 2009, Информатика, Сборник экзаменационных заданий, Якушкин П.А., Крылов С.С.
  • ЕГЭ 2009, Информатика, Сборник экзаменационных заданий, Якушкин П.А., Крылов С.С., 2009
  • ЕГЭ 2009, Информатика, Универсальные материалы для подготовки учащихся, Лещинер В.Р.
  • ЕГЭ 2009, Информатика, Универсальные материалы, Крылов С.С., Лещинер В.Р., Якушкин П.А.
  • ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №1, 2009
  • ЕГЭ 2010, Информатика, 11 класс, Тренировочная работа №2, 2009
  • ЕГЭ 2010, Информатика, Диагностическая работа, 2009
  • ЕГЭ 2010, Информатика, Сборник заданий, Зорина Е.М., Зорин М.В., 2009
  • ЕГЭ по Информатике и ИКТ, Демонстрационный вариант КИМ, 11 класс, 2009
  • ЕГЭ, Информатика, 11 класс, Демонстрационный вариант, 2009
  • ЕГЭ-2009 — Информатика и ИКТ — 11 класс — Демонстрационный вариант.
  • Информатика — ЕГЭ 2009 — Самые новые задания — Ярцева О.В., Цикина Е.Н.
  • Информатика как решение задач ЕГЭ, Мациевский С.В., 2009
  • Информатика как решение задач ЕГЭ, Мациевский, 2009
  • Самостоятельная подготовка к ЕГЭ по информатике, Кашаев С.М., Шерстнева Л.В., 2009
  • Самостоятельная подготовка к ЕГЭ по информатике, необходимая теория и достаточная практика, Кашаев С.М., Шерстнева Л.В., 2009

Проверка знаний и умений

В задания ЕГЭ по информатике и ИКТ не включены задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил (такие задания слишком просты для выполнения). При выполнении любого из заданий КИМ от экзаменуемого требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации.

На уровне воспроизведения знаний проверяется такой фундаментальный теоретический материал, как:

  • единицы измерения информации;
  • принципы кодирования;
  • системы счисления;
  • моделирование;
  • понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
  • основные алгоритмические конструкции;
  • основные элементы программирования;
  • основные элементы математической логики;
  • основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях.

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в стандартной ситуации входит во все три части экзаменационной работы. Это следующие умения:

  • подсчитывать информационный объём сообщения;
  • осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;
  • осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
  • использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;
  • формально исполнять алгоритмы, записанные на естественных и алгоритмических языках, в том числе на языках программирования;
  • создавать и преобразовывать логические выражения;
  • формировать для логической функции таблицу истинности и логическую схему;
  • оценивать результат работы известного программного обеспечения;
  • формулировать запросы к базам данных и поисковым системам.

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в новой ситуации входит во все три части экзаменационной работы. Это следующие сложные умения:

  • решать логические задачи;
  • анализировать текст программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и изменять его в соответствии с заданием;
  • реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.

Интернет-ссылки

  • Видео-блог Президента РФ Медведева по проблема ЕГЭ
  • х
  • Приоритетные национальные Проекты: Информатика
  • Официальный информационный портал ЕГЭ
  • Российские стандарты образования по информатике
  • Официальные спецификации ЕГЭ
  • Правила ЕГЭ в школах и вузах
  • Спецификации ЕГЭ по информатике-2009
  • Результаты ЕГЭ-2009
  • Учебники информатики для школ
  • Информатика в Школах и Вузах
  • Экзамены по информатике на ЭВМ
  • Вступительные экзамены в вузах РФ
  • олимпиады по информатике и программированию
  • ЕГЭ по информатике: методические материалы
  • подготовка к ЕГЭ по информатике
  • полезные ссылки по ЕГЭ информатике
  • тренировочные задания ЕГЭ по информатике
  • Полезные материалы к ЕГЭ по информатике
  • ЕГЭ-2009: Итоговые результаты
  • Итоги вступительных испытаний
  • Форум по проблема ЕГЭ
  • Причины недобора в вузах
  • Обсуждение итогов ЕГЭ-2009
  • большой недобор в вузах РФ
  • Министр обманывает Президента РФ
  • результаты ЕГЭ: Недобор в вузы составляет 40%
  • 85 вузов РФ не выполнили плана набора студентов
  • ИНТЕРНЕТ-НОВОСТИ: Учителя бьют тревогу из-за ЕГЭ
  • РИА-НОВОСТи: Недобор в 85 вузах
  • Результаты ЕГЭ проверит спецкомиссию Президента РФ
  • Казань: абитуриенты рвутся в экономисты и программисты
  • Москва: самый высокий конкурс в программисты
  • Россия: Положительные итоги зачисления в вузы
  • окончательная информация о ЕГЭ в школах и вузах
  • Анализ результатов зачисления в вузы
  • Россия: Анализ основных недостатков ЕГЭ
  • Официальные итоги ЕГЭ-2009

ИЗВЕСТИЯ: РЕКОМЕНДАЦИИ Техническим Вузам

Кодирование информации

4-е задание: «Кодирование и декодирование информации»Уровень сложности — базовый,Требуется использование специализированного программного обеспечения — нет,Максимальный балл — 1,Примерное время выполнения — 2 минуты.
  Проверяемые элементы содержания: Умение кодировать и декодировать информацию

До ЕГЭ 2021 года — это было задание № 5 ЕГЭ

Типичные ошибки и рекомендации по их предотвращению:

«Из-за невнимательного чтения условия задания экзаменуемые иногда не замечают, что требуется найти кодовое слово минимальной длины с максимальным (минимальным) числовым значением.

Кроме того, если в задании указано, что несколько букв остались без кодовых слов (как, например, в задании демоварианта), то кодовое слово для указанной буквы должно быть подобрано таким образом, чтобы осталась возможность найти кодовые слова, удовлетворяющие условию Фано, и для других букв. Так, например, если мы букву А закодируем нулём, а букву Б единицей, то букву В мы уже никак не сможем закодировать с соблюдением условия Фано, поэтому длину кодового слова для А или Б следует увеличить»

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»

  • Кодирование — это представление информации в форме, удобной для её хранения, передачи и обработки. Правило преобразования информации к такому представлению называется кодом.
  • Кодирование бывает равномерным и неравномерным:
  • при равномерном кодировании всем символам соответствуют коды одинаковой длины;
  • при неравномерном кодировании разным символам соответствуют коды разной длины, это затрудняет декодирование.

Пример: Зашифруем буквы А, Б, В, Г при помощи двоичного кодирования равномерным кодом и посчитаем количество возможных сообщений:

Таким образом, мы получили равномерный код, т.к. длина каждого кодового слова одинакова для всех кодов (2).

Кодирование и расшифровка сообщений

Декодирование (расшифровка) — это восстановление сообщения из последовательности кодов.

Для решения задач с декодированием, необходимо знать условие Фано:

Условие Фано: ни одно кодовое слово не должно являться началом другого кодового слова (что обеспечивает однозначное декодирование сообщений с начала)

Префиксный код — это код, в котором ни одно кодовое слово не совпадает с началом другого кодового слова. Сообщения при использовании такого кода декодируются однозначно.

  • если сообщение декодируется с конца, то его можно однозначно декодировать, если выполняется обратное условие Фано: Обратное условие Фано: никакое кодовое слово не является окончанием другого кодового словаПостфиксный код — это код, в котором ни одно кодовое слово не совпадает с концом другого кодового слова. Сообщения при использовании такого кода декодируются однозначно и только с конца.

условие Фано – это достаточное, но не необходимое условие однозначного декодирования.

Однозначное декодирование обеспечивается:

Однозначное декодирование

Декодирование

Егифка :

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector