Вузы, где готовят самых востребованных it-специалистов
Содержание:
- Артем Кротов, cтарший архитектор приложений в «Райффайзенбанке»
- Денис Коровкин, генеральный директор WebProfy (Kokoc Group)
- Евгений Салтыков, руководитель проектов департамента корпоративных систем ЛАНИТ
- Александр Першин, генеральный директор компании HTML Academy
- Направления подготовки
- Вадим Мельников, технический директор сервиса путешествий «Туту.ру»
- Евгений Лопатин, директор департамента разработки «Инфосистемы Джет»
- Топ IT университетов России.
- На каком уровне сейчас находится российское IT-образование?
- Как изучение айти-технологий в вузах вписывается в дистанционный формат?
- Где учиться IT дистанционно?
- Рейтинг зарплат выпускников
- Евгений Кот, Frontend Team Lead, Wrike
- Инга Герасименко, HR-директор «БАРС Груп»
- Специальности
- Дмитрий Уткин, техлид направления Machine Learning, группа компаний Neti
- Бюджетные места и проходные баллы
Артем Кротов, cтарший архитектор приложений в «Райффайзенбанке»
Для того чтобы стать программистом начального уровня, оканчивать вуз необязательно — достаточно выучить один или несколько языков программирования.
Большое количество базовых курсов можно найти на «ИНТУИТ», Coursera, GeekBrains, курсы разного уровня есть в HackerU, которые предлагают также последующее трудоустройство.
Однако тем, кто хочет стать по-настоящему первоклассным инженером, отсутствие базы — высшего технического образования — как раз может помешать. Конечно, вузовские программы подготовки инженеров не нацелены на получение передовых знаний и опыта в разработке ПО, но от академического образования этого и не требуется.
Его цель – дать фундаментальные знания и научить быстро анализировать большие объемы информации. Это расширяет кругозор и помогает смотреть на задачи комплексно, видеть проблемы в разных плоскостях.
При поиске наших будущих коллег мы в первую очередь ценим не «корочки», а непосредственно накопленный опыт, выполненные проекты и желание применить имеющиеся знания для развития в новых областях.
Здесь, кроме профессиональных характеристик, обретают важность так называемые soft-skills: общительность, презентационные навыки, эмпатия. Сегодня программист не работает в одиночку — в компаниях разработка обычно ведется в командах, и результат во многом зависит от слаженности их работы
Они также пригодятся для обмена опытом на митапах или конференциях и для обсуждения сценариев использования ПО с пользователями.
Чаще всего разработчики ПО обладают чертами интроверта, и это им помогает сконцентрироваться на решении сложных задач. Но это же мешает устанавливать новые профессиональные контакты и проявлять активность в сообществах. Студенту преодолеть этот барьер поможет участие в различных мероприятиях в качестве волонтера или организатора.
Денис Коровкин, генеральный директор WebProfy (Kokoc Group)
При приеме на работу программисту важнее показать работодателю классный код, а не сертификаты и дипломы. Высшее образование здесь, скорее, небольшой плюс, чем необходимость. Нужно, чтобы голова у человека хорошо работала. Иногда высшее образование этому способствует, иногда нет. В вузах, как правило, не готовят специалистов, которые нужны на рынке.
Кроме перечисленных качеств программисту не обойтись без умения концентрироваться, самодисциплины и самокритики. Очень важен навык чтения, в том числе, на английском языке, и навык отладки.
Это то, чем программист занимается 80% своего времени — ищет причину, по которой код не работает так, как хочется. Что поразительно, очень большое количество программистов не умеет этого делать и тратит время работодателя на перебор вариантов и метод тыка.
С точки зрения обучения, мне нравится Британская высшая школа дизайна
Среди профильных ресурсов можно обратить внимание на Udemy, у них большая база англоязычных курсов. Слышал много хороших отзывов о Школе разработки интерфейсов от «Яндекса». Есть курсы, которые у всех на слуху, вроде HTML Academy или GeekBrains, но это больше заслуга маркетинга
Вообще тема «опыта работы» кажется мне более актуальной, чем профильное образование.
После вуза или Codecademy новоиспеченных программистов нужно еще от трех до шести месяцев готовить к настоящим задачам. Я завидую студиям, у которых есть своя «песочница» для обучения новичков. Сами мы предпочитаем брать людей с уже существующим опытом — так они встраиваются в процесс уже за пару месяцев, а иногда и быстрее.
Евгений Салтыков, руководитель проектов департамента корпоративных систем ЛАНИТ
Высшее образование является фундаментом для дальнейшего развития программиста. В вузе он получит навыки, которые помогут ему самообучаться в дальнейшем. Наличие высшего образования показывает умение достигать долгосрочных целей. А вкупе с дипломом именитого вуза это говорит о базовой дисциплине и умении работать в команде.
При отборе специалистов мы больше смотрим на опыт. Программисты нужны разные, каждый из кандидатов может найти свое место в команде. Но, прежде всего, программист – это человек с аналитическим системным мышлением, обладающий навыками алгоритмизации процессов и задач.
Что касается вопроса, где получить профильное образование, то я рекомендую вузы, указанные мной ранее, а также популярные у молодежи МИФИ, МИРЭА, МИСИС.
Александр Першин, генеральный директор компании HTML Academy
Карьеру программиста можно начать и без высшего образования, но есть нюансы. В сфере разработки уже давно появилось «классовое деление»: есть крутые «программисты-ученые» и «программисты-инженеры», а также рядовые «программисты-работяги».
Здесь уже все как на обычных производствах: высокие инженерные или исследовательские должности без высшего образования недостижимы. А начать карьеру простого разработчика (и в процессе «дорасти» до сильного спеца) можно сразу после школы или колледжа.
А вот стартануть в data science без профильного образования будет сложнее. Нужно знать предметную область, а она по сложности соответствует высшему образованию.
В зависимости от задачи я работаю с разными программистами. Есть и наши выпускники, у которых нет профильного технического образования. Они занимаются веб-интерфейсами. А есть и серьезные специалисты с профильным образованием, они разрабатывают инфраструктуру интерактивных курсов.
В нашей команде много программистов-самоучек. У нас даже есть дочерняя компания «Лига А», в которой коммерческие заказы выполняют только наши выпускники. Они самоучки с той точки зрения, что проходили только онлайн-курсы, а не получали профильное вузовское образование.
Идеально, если разработчик всегда горит желанием узнать, зачем он решает конкретную задачу, что она даст пользователям и его компании.
Направления подготовки
При поиске учебного заведения рекомендуется обратить внимание на код 01.04.02 направление «Прикладная математика и информатика». При успешной сдаче основных предметов можно получить глубокие знания в современных компьютерных технологиях и научиться применять на практике такие элементы:
Математический анализ и вычислительную методику
Для программистов это особенно важно, ведь в будущем придётся создавать сложные многоуровневые коды и использовать при этом математические формулы.
Прикладное и системное программное обеспечение.
Математические модели.
Проходной балл для поступления в московских высших учебных учреждениях превышает отметку 85 баллов, в регионах 34−70. Некоторые университеты меняют информатику на физику, поэтому перед поступлением нужно обязательно уточнять информацию.
Код 09.03.03 позволяет получить после окончания учёбы диплом специалиста в сфере прикладной математики. Применить знания на практике можно в разных сферах. К наиболее востребованным относится:
- Менеджмент.
- Экономика.
- Дизайн.
- Образование и технологии.
Специалисты инноватики
Об инноватике слышали немногие, тем не менее профессия пользуется спросом и постоянно расширяет свои границы. Здесь сочетаются экономика, инженерно-технические дисциплины, управленческая деятельность и основы интеллектуального права. Будущим специалистам будет интересно обучение инженерной графике, стандартизации и основам сертификации с яркими примерами и практической основой.
Поскольку в профиле много работы, связанной с современными технологиями, изучение физики и математики здесь также будут занимать одни из ключевых мест. Методы управления инновационными проектами помогут в дальнейшей деятельности и реализации потенциала на работе. Высокие баллы по ЕГЭ помогут при поступлении на факультет инноватики.
В процессе обучения будут анализироваться не только рынки Москвы, но и зарубежные примеры с детализацией рисков заработка и трат, детальным анализом экономики других стран. После окончания можно пойти работать в любой сегмент начиная от сферы ІТ, промышленного и аграрного сектора и заканчивая маркетинговыми агентствами. На сегодняшний день инноватика не получила большой популярности среди специалистов, но спрос на профессию имеется, поэтому есть смысл обучаться. Проходной балл в вузах 75−80.
Потребность в наноинженерии
Поступить обучаться на эту специальность можно после 11 класса. Обязательные предметы — информатика, математика, русский язык. Куда поступать: Северо-Кавказский федеральный университет, Российский химико-технологический университет. Наноинженерию считают ярким примером будущего, ведь здесь сочетаются электротехника и электроника, а ещё нанотехнологии, компьютерная графика и другие не менее интересные современные предметы.
Благодаря активной поддержке от государства, специалисты имеют возможность работать на качественном оборудовании, использовать передовое программное обеспечение. Профессионалы наноинженерии занимаются научными открытиями, которые могут изменить не только жизнь России, но и ход мировой истории.
Компьютерная безопасность
Это серьезная специальность, обучаться которой студенты должны от 5 до 6 лет. Форма обучения только очная, что гарантирует высокий уровень усвоения материала и хорошие результаты при сдаче экзаменов. В вузах открыто 8 специализаций по направлению компьютерной безопасности. Обязательным условием обучения на факультете является изучение иностранных языков и основ программирования, систем управления базами данных и обществознания.
Диплом о высшем образовании позволит найти работу в сфере защиты компьютерной безопасности и секторе программирования. Профессионалы смогут работать в финансовых, государственных и частных компаниях с высокой заработной платой. Главное определить свое направление и активно заниматься подготовкой в нужной сфере.
Вадим Мельников, технический директор сервиса путешествий «Туту.ру»
Не буду категорично утверждать, что без высшего образования никак нельзя устроиться программистом и успешно работать. Но все же закончить вуз крайне желательно, причем именно технический. Я рекомендую идти учиться в МГУ им. М. В. Ломоносова, МФТИ, Бауманку, НГУ, СПбГУ.
Есть, конечно, еще достойные вузы. Но это мой топ, и большинство наших сотрудников — из перечисленных вузов. Без такой базы сложно скреативить что-то новое. Высшее образование требует от четырех до шести лет обучения, и это более системный подход. Курсов такой продолжительности не бывает.
Программисты пишут не только игры или приложения для статистики тренировок, но и алгоритмы для управления системами курсовой устойчивости на машинах или теми же кардиостимуляторами. Поэтому одних курсов по программированию, на мой взгляд, недостаточно.
Но есть и другая ситуация. Представим, у нас есть разработчик с 10-летним опытом, но он не учился в техническом вузе. Возьму ли я его на работу? Да не вопрос!
При отборе кандидатов, безусловно, мы смотрим на баланс hard-скиллов и soft-скиллов. При этом hard-скиллы можно прокачать, хоть это потребует времени и денег.
Если поразмышлять по этому поводу, то у программиста должен быть аналитический склад ума. Зачастую приходится принимать решения в условиях неполной информации, обобщать, делать допущения.
Обязательна любознательность и желание узнавать что-то новое в нашей постоянно меняющейся отрасли, изучать причинно-следственные связи.
А вот с soft-скиллами сложнее, они практически не прокачиваются. Это работа в команде, эмпатия, коммуникация, способность слышать и давать обратную связь, ориентация на клиента, позитивное отношение к жизни. Эмоциональный интеллект должен присутствовать обязательно.
Евгений Лопатин, директор департамента разработки «Инфосистемы Джет»
Конечно, я бы рекомендовал будущим программистам не пренебрегать высшим техническим образованием. Оно играет важную роль в карьере разработчика. Но есть и другая сторона — качество образования. И здесь не всегда отсутствие диплома магистра играет фатальную роль.
Многие начинают свой путь в разработке еще со школьной скамьи: изучают профильную литературу, участвуют в сообществах, развиваются самостоятельно. Образование или самообразование просто необходимы — одних курсов недостаточно.
Поэтому мы в компании уделяем огромное внимание развитию сотрудника: семинары, индивидуальные планы развития, курсы, мастер-классы — это помимо непосредственного участия в проектах по заказной разработке. Сама по себе практика и наличие сильных экспертов в окружении способны частично компенсировать отсутствие профильного образования и вывести начинающего программиста на новый уровень
Сама по себе практика и наличие сильных экспертов в окружении способны частично компенсировать отсутствие профильного образования и вывести начинающего программиста на новый уровень.
При найме сотрудника мы смотрим на перспективы роста и мотивацию. Разумеется, берем на работу и программистов-самоучек, но, как правило, потолок развития у таких кандидатов ниже, а темпы роста компетенций не такие быстрые. В любом случае пробелы системного образования нужно будет восполнять. Но сегодня востребованность такого специалиста, безусловно, гарантирована.
Топ IT университетов России.
Решили стать программистом и получить образование в области информационных технологий? Мы подготовили топ ВУЗов.
Топ 3 рейтинга стал МГУ им. М.В. Ломоносова, второе место у МФТИ, третье место у Университета ИТМО из Санкт-Петербурга.
В таблицу топ IT университетов России (топ-50) сильнейших вузов вошли учебные заведения из 27 российских городов.
Место | Название | Балл |
1 | Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова | 76.156 |
2 | Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) | 73.019 |
3 | Университет ИТМО | 62.132 |
4 | Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» | 59.958 |
5 | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | 59.793 |
6 | Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) | 53.175 |
7 | Новосибирский национальный исследовательский государственный университет | 49.817 |
8 | Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» | 47.05 |
9 | Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого | 43.449 |
10 | Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина | 42.391 |
11 | Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) | 40.72 |
12 | Финансовый университет при Правительстве РФ | 35.84 |
13 | Национальный исследовательский Томский политехнический университет | 32.554 |
14 | Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова | 32.508 |
15 | Южный федеральный университет | 32.383 |
16 | Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского | 31.747 |
17 | Казанский (Приволжский) федеральный университет | 30.805 |
18 | Технологический университет | 30.802 |
19 | Сибирский федеральный университет | 30.765 |
20 | Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова (Ленина) | 30.531 |
21 | МИРЭА — Российский технологический университет | 30.269 |
22 | Новосибирский государственный технический университет | 29.387 |
23 | Уфимский государственный авиационный технический университет | 29.373 |
24 | Национальный исследовательский Томский государственный университет | 29.047 |
25 | Воронежский государственный университет | 28.332 |
26 | Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова | 28.114 |
27 | Российский университет дружбы народов | 27.585 |
28 | Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) | 26.65 |
29 | Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет | 26.105 |
30 | Московский технический университет связи и информатики | 25.463 |
31 | Волгоградский государственный технический университет | 25.397 |
32 | Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники | 25.384 |
33 | Белгородский государственный национальный исследовательский университет | 25.267 |
34 | Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова | 25.163 |
35 | Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва | 25.084 |
36 | Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова | 25.013 |
37 | Петрозаводский государственный университет | 24.996 |
38 | Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова | 24.704 |
39 | Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева | 24.605 |
40 | Кубанский государственный технологический университет | 24.552 |
41 | Алтайский государственный университет | 23.065 |
42 | Самарский государственный технический университет | 22.606 |
43 | Волгоградский государственный университет | 22.059 |
44 | Тюменский государственный университет | 22.027 |
45 | Воронежский государственный технический университет | 21.221 |
46 | Северо-Кавказский федеральный университет | 20.904 |
47 | Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта | 20.837 |
48 | Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева | 20.213 |
49 | Донской государственный технический университет | 20.19 |
59 | Дальневосточный федеральный университет | 19.753 |
Возможно вам будет интересно — Книги по программированию для детей.
На каком уровне сейчас находится российское IT-образование?
Социальная платформа HackerRank каждый год тестирует миллионы IT специалистов по всему миру. Российские программисты стабильно получают по 99-100% зачетных баллов по динамическому программированию, Big Data, алгоритмам и попадают в тройку лидеров. Однако по поводу эффективности академического образования IT направлениям в вузах существует несколько противоположных мнений.
IT образование в вузах России
Обучение в университете не для сферы высоких технологий
Дисциплинам обучают специалисты старшего поколения, многие из которых знают предмет по своим лекциям с минимальными навыками программирования и слабой ориентацией в новинках отрасли. Информационные технологии – сфера динамичная. Здесь не подходит классическая стратегия обучения, как для подавляющего большинства профессий, – стабильная программа на все четыре года учебы. Университетская программа должна реагировать на скорость изменения методик, инструментальных сред, технологий, языков программирования и «освежаться новыми сущностями» раз в полгода-год. ИТ уже проникло во все аспекты человеческой деятельности, а это значит, что готовить специалистов нужно с прицелом на конкретную предметную область. Эти факторы разбиваются о типовые бюрократические процессы классического института,
Если раньше бизнес/общество нуждались в просто программистах, потом в разработчиках мобильных приложений, а сегодня – в разработчиках мобильных приложений именно для банковской компании. Как пример.
Куда пойти учиться? На Западе для решения задач крупные компании совместно с университетами создают научно-исследовательские лаборатории. В России бизнес предпочитает вкладываться в сотрудничество с сильнейшими вузами. Есть мнение, что вхождение в профессию можно начать с обучения в колледже. В средних-профессиональных учебных заведениях применяется принцип «делай как я». Дуальное обучение быстро развивает навыки ИТ специалиста.
Институт дает основу, с которой можно уйти в любое IT направление
Вузы обучают будущих IT специалистов базовым знаниям: алгоритмизации, высшей математике, математической статистике, теории вероятностей, экономическим дисциплинам и другим знаниям, которые обязательно пригодятся в разработке серьезного проекта. «Вышка» учит учиться, находить информацию, усваивать огромный объем знаний в условиях ограниченного времени – а это soft skills, которые также ценятся работодателями.
Систему управления автоматическими карьерными самосвалами не разработать без знаний геометрии. Технические задания исполнителям проще и быстрее написать, если знать ГОСТ.
Как изучение айти-технологий в вузах вписывается в дистанционный формат?
Удаленное обучение в IT cфере появилось задолго до пандемии. Большинство профилей в направлении можно освоить самостоятельно, вооружившись учебниками и видеоуроками. Как отмечают сами работодатели, чтобы стать отличным программистом, недостаточно выучить язык программирования. Нужно уметь мыслить объектно, знать алгоритмы, работать с базами данным, обладать фундаментальными знаниями – а для этого и нужно получать образование в вузе.
Обучение ИТ специальности дистанционно
VUZ24 предлагает учиться удаленно на IT-специалиста в вузах России и Беларуси. Все наши государственные и частные университеты работают в электронном формате много лет – образовательная технология IT специальностям в наших вузах отлажена до автоматизма.
Как проходит образовательный процесс? Студенты учатся через личный кабинет онлайн-платформы. Весь материал адаптирован и переведен в мультимедийный формат – студенты учатся по видео-и аудиолекциям, слушают вебинары, проверяют знания в онлайн-тестах, оттачивают навыки в симуляторах и тренажерах. Дистанционщики выполняют практические задания, участвуют в научных проектах, проходят производственные практики, пишут лабораторные и курсовые работы, дипломный проект, сдают в сессию зачеты и экзамены. Получают отметки в электронную зачетку.
Как взаимодействуют студенты с преподавателями? В личном профиле каждого студента есть блок с аккаунтами преподавателей. Вы можете написать сообщение или связаться с наставником по видеосвязи. Письменные работы отправляются преподавателям в личном кабинете или по электронной почте.
Где учиться IT дистанционно?
В каких лучших вузах России и Беларуси можно удаленно учиться по направлению IT-технологии?
Название учебного заведения | Профили на бакалавриате | Стоимость, RUB в год | |
Московская международная академия | Бизнес-информатика | 36 000 | |
Тульский государственный университет | Электронно-вычислительные машины, комплексы, системы и сети; Прикладная информатика в промышленности; Прикладная информатика в экономике; | 42 000 | |
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники | Прикладная информатика в экономике; Индустриальная разработка программных продуктов; ИТ-предпринимательство; Управление проектом; Управление в робототехнических системах | 44 000 | |
Белорусский национальный технический университет | Информационные системы и технологии; Программное обеспечение информационных технологий | 54 466 – 92 912 | |
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники | Электронный маркетинг; Программное обеспечение информационных технологий;Программируемы мобильные системы; Информационные технологии и управление в технических системах; Информационные системы и технологии в бизнес-менеджменте;Информатика и технологии программирования; Инфокоммуникационные технологии (сети инфокоммуникаций); Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий;Вычислительные машины, системы и сети. | 83 301 – 173 009 |
VUZ24 предлагает получить второе высшее образование в IT или углубить знания в магистратуре – доступны 4 профиля.
Рейтинг зарплат выпускников
Международные рейтинги вузов говорят о возможностях, которые предоставляют университеты. Сможет ли студент воспользоваться ресурсами вуза и стать востребованным профессионалом, зависит только от него. Успешность выпускника можно измерить в зарплате.
Рекрутинговые агентства изучают резюме соискателей и опрашивают руководителей компаний в разных отраслях. Компания Superjob представила рейтинг IT-вузов страны на основе уровня зарплат выпускников. В число лидеров вошли МФТИ, Бауманка, МГУ, ИТМО, НИЯУ МИФИ, НГУ, НИУ ВШЭ, НИУ МЭИ, КФУ, НИТУ «МИСиС», СПбГУ, НГТУ, УФУ им. Ельцина. Выпускники этих вузов в среднем зарабатывают от 100 до 160 тысяч рублей в месяц.
Рейтинг российских IT-вузов на основе зарплат выпускников по данным Superjob в 2020 году
Компания HeadHunter составила зарплатный рейтинг IT-факультетов московских вузов. Перечень возглавили факультеты, выпускники которых чаще находят работу по специальности и получают более высокую зарплату.
Топ-10 IT-вузов по рейтингу востребованности выпускников на рынке труда по версии HH:
- НИУ ВШЭ (Высшая школа бизнес-информатики)
- НИУ МАИ (Институт «Системы управления, информатика и электроэнергетика»)
- МГТУ им. Баумана (факультет информатики и систем управления)
- МГУ (Факультет вычислительной математики и кибернетики)
- МИРЭА (Институт информационных технологий)
- НИУ РГУ им. Губкина (Факультет автоматики и вычислительной техники)
- НИУ МЭИ (Институт автоматики и вычислительной техники)
- МТУСИ (Факультет информационных технологий)
- НИЯУ МИФИ (Институт интеллектуальных кибернетических систем)
- МГТУ им. Баумана (факультет робототехники и комплексной автоматизации)
Евгений Кот, Frontend Team Lead, Wrike
Если говорить про Санкт-Петербург, то сильными вузами считаются ИТМО, Политех, ЛЭТИ. Про курсы сказать труднее, их сейчас немало. Что касается фронтенд и экспертных сообществ, рекомендую сходить на несколько локальных митапов.
Там можно познакомиться с экспертами и научиться многим вещам. Например, NodeSchool, PiterJS, PiterCSS, Spb-Frontend, а также наши регулярные митапы Wrike Tech Club.
Но есть две стороны монеты: с одной стороны, образование как «корочка» без практических знаний абсолютно бесполезно. Кандидат, который ничему не научился ни в вузе, ни на курсах, вряд ли сможет принести пользу команде и компании. Но, безусловно, можно быть программистом и без какого-либо образования.
Однако в интернете представлены огромные базы материалов по всем предметам (например, та же Coursera) и зачастую их можно найти бесплатно. И вместо того чтобы тратить пять лет на изучение не совсем профильных предметов (я с ужасом вспоминаю философию и ОБЖ), можно концентрированно получать именно те знания, которые точно пригодятся на практике.
Во Wrike мы, прежде всего, смотрим на навыки и самого кандидата, а не на то, что именно он закончил.
Сейчас есть разные типы программистов, которые делятся по направлению деятельности. Есть бэкенд, есть фронтенд. Есть мобильная разработка, но есть и те, кто работает с железяками. Везде разные требования.
Если у фронтенда идет упор на визуальную составляющую (User Experience), то, например, у бэкенд-разработчика задачи лежат совершенно в другой плоскости. Но если попробовать составить портрет среднего программиста, то он обладет этими качествами:
- Способность быстро усваивать информацию и развиваться профессионально. В нашей отрасли нельзя один раз что-то запомнить и потом пользоваться полученными знаниями до скончания века. Моргнешь, и все. То, что ты когда-то знал и умел, уже становится неактуально.
- Способность строить сложные системы и просчитывать последствия решений на много шагов вперед. Это как со строительством дома: если фундамент плохой, то чердак не устоит. Но в отличие от дома программисту приходится учитывать тот факт, что заказчик может захотеть маленький гараж, причем в сжатые сроки. А потом передумать и решить, что все же хочет шикарный особняк. Если ты делаешь какой-то программный продукт, то приходится просчитывать план действий на месяц, полгода и год вперед.
- Усидчивость. Для того чтобы усвоить много информации или придумать что-то непростое, приходится подолгу сидеть на одном месте и медитировать над клавиатурой и монитором. Я бы вообще сказал, что программисту полезно уметь мечтать. Как писатель думает: «На герое была коричневая потертая шляпа», а затем рождается целая история. Программист из одного предложения бизнеса должен развернуть целый мир. Хотя порой все сводится к шляпе.
- Интерес к своему делу. Профессия у нас творческая, из-под палки много не накодишь. Ну, то есть можно, конечно, но разве это жизнь…
- Позитивное отношение. Это совет не только к программистам, но к профессии в целом. О нас ходят разные легенды, что программисты, мол, асоциальны и угрюмы. Это не так, будьте веселее!
Инга Герасименко, HR-директор «БАРС Груп»
Одной из самых востребованных на сегодняшний день является профессия программиста. Нехватка специалистов в этой области настолько высока, что даже человек, не обладающий достаточным опытом работы, может легко найти себе место.
Мы не всегда набираем программистов именно с высшим образованием. Основная причина в том, что сейчас в вузах на факультетах программирования образование практически ничего не дает. Оно предлагает лишь базу и понимание того, как это вообще работает.
Но это не повод не идти в вуз. В Казани можно пойти учиться в КФУ, КХТИ хорошо готовит аналитиков, программистов — слабовато, но тем не менее. И еще не стоит упускать из внимания Техникум связи. Отличное заведение, для того чтобы прокачаться в современных языках программирования.
Поэтому, в любом случае, нужно подрабатывать, начиная со второго курса. Можно устроиться на полставки или работать стажером. Это обеспечит хороший бэкграунд к выпуску. Кроме того, необходимо развиваться самостоятельно. Есть хорошие онлайн-курсы, например: JavaRush, Otus, Ulearn.me, «ИНТУИТ», Microsoft Virtual Academy.
Пройдя их, можно получить знания в современных языковых программах, но это снова будет база. Желательно искать именно практическое применение: выполнять задачи на freelance-сайтах, а также работать с модулями.
Допустим, если это back-язык программирования, то к нему обязательно нужно изучать JavaScript. Кроме того, необходимо знать базы данных, иметь навыки в аналитике.
Кстати, не стоит пренебрежительно относиться к стажировкам в вузе. Мы с удовольствием набираем стажеров, давая возможность поработать на серьезных проектах и получить бесценный опыт.
Специальности
профессиональные стандарты
Код | Старый код | Специальность | ~Профессия |
09.03.01 | 230100 | Информатика и вычислительная техника | программист |
09.03.02 | 230400 | Информационные системы и технологии | программист, системный администратор |
09.03.03 | 230700 | Прикладная информатика | программист, аналитик (в прикладной области, например в экономике) |
09.03.04 | 231000 | Программная инженерия | программист-проектировщик |
01.03.02 | 010400 | Прикладная математика и информатика | аналитик, программист |
01.03.04 | 231300 | Прикладная математика | аналитик |
01.03.05 | Статистика | аналитик | |
02.03.01 | 010200 | Математика и компьютерные науки | математик, программист |
02.03.02 | 010300 | Фундаментальная информатика и информационные технологии | программист, аналитик |
02.03.03 | 010500 | Математическое обеспечение и администрирование информационных систем | Программист, аналитик |
10.03.01 | 090900 | Информационная безопасность | специалист по ИБ |
38.03.05 | 080500 | Бизнес-информатика | аналитик, ИТ-менеджер |
15.03.04 | 220700 | Автоматизация технологических процессов и производств | автоматизация производства |
11.03.02 | Инфокоммуникационные технологии и системы связи | инженер телеком, системный администратор | |
27.03.04 | 220400 | Управление в технических системах | автоматизация производства, разработчик АСУ |
Диаграмма карьерного пути (англ.)
Дмитрий Уткин, техлид направления Machine Learning, группа компаний Neti
Программирование очень разнообразно. Веб-разработка требует одних навыков, построение интегрированных корпоративных систем – других, создание нейросетей и моделей машинного обучения – третьих. Объединяет разные отрасли системный подход, тщательность в выборе данных и алгоритмов, скрупулезность тестирования и умение поставить себя на роль пользователя.
Чтобы попасть к нам на работу, соискатель должен продемонстрировать системность мышления, хорошие знания синтаксиса языка программирования и понимание, какие именно задачи решаются в процессе работы.
Будет нелишним знать лучшие практики отрасли – сейчас их часто преподают на продвинутых курсах и в вузах. Еще я бы порекомендовал почитать Макконела, Мартина, Фаулера, «Банду Четырех».
И, кстати, можно пройти открытые курсы от ведущих мировых вузов – MIT, например. Много интересного можно найти на Coursera.
И, конечно, важна способность постоянно учиться. В разных областях программирования знания устаревают за два-три года. Так что необходимо постоянно учиться и переучиваться.
Бюджетные места и проходные баллы
Информация о бюджетных местах, проходных баллах и стоимости года учебы в IT-вузах, расположенных в разных регионах, представлена в таблице.
Название вуза | Количество бюджетных мест на очном отделении | Годовая стоимость обучения (для очной формы), руб. | Проходной балл |
---|---|---|---|
МГТУ им. Н. Э. Баумана | 57 | 284 341 | 255 |
ТГУ | 25 | 142 800 | 223 |
КФУ | 100 | 145 500 | 268 |
СПбПУ | 24 | 191 000 | 254 |
УрФУ им. Б. Н. Ельцина | 79 | 168 000 | 201 |
ИТМО | 90 | 226 000 | 303 |
СПбГЭТУ ЛЭТИ | 100 | 166 000 | 252 |
НИУ БелГУ | 18 | 110 660 | 183 |
ДВФУ | 25 | 200 000 | 144 |
НИТУ МИСиС | 25 | 228 000 | 258 |
ВГУ (Воронеж) | 75 | 112 000 | 227 |
НГТУ | 98 | – * | 239 |
*На официальном сайте НГТУ пока нет данных о стоимости обучения.