Высшее учебное заведение

В какую эпоху появились первые университеты

В каком веке появились первые университеты? Официальные источники утверждают, что подобные типы учебных заведений возникли в Европе в эпоху Средневековья, то есть в XI — XII веках.

В какой стране официально появился первый университет? Это была Византийская Империя. Там в IX веке на базе ещё более древней школы византийский регент Ванда и учёный Лев Математик основали Магнаврскую школу, или Константинопольский университет.

В стенах Магнаврской школы изучали основные дисциплины того времени — философию, риторику, медицину и юриспруденцию. История университета трагически оборвалась после того, как турки захватили Константинополь.

А когда же появился самый первый университет в мире? Самым старейшим учебным заведением называют образовательное учреждение Аль-Азхар, расположенное в египетском Каире. Его основали в 970 году, однако статус университета заведение получило лишь в 1961.

Классические университеты

Это самые крупные высшие учебные заведения, в составе которых может быть до двух десятков факультетов. Если в университете соотношение изучаемых гуманитарных и точных наук примерно 60 : 40 и большое количество направлений, по которым ведутся научные исследования, то он считается классическим (многопрофильным). 

Итак, примерно половина входящих в структуру классического университета факультетов – гуманитарные и общественно-научные:

  • филологический;
  • философский;
  • журналистики;
  • психологии;
  • социологии;
  • исторический;
  • юридический;
  • экономический;
  • искусств;
  • международных отношений;
  • политологии;
  • иностранных языков – в полноценные факультеты могут выделяться отделения или кафедры:
    • лингвистики;
    • романо-германской филологии;
    • восточных и редких языков;
    • славянской филологии;
    • переводоведения.

Отдельный факультет рекламы и связей с общественностью вузы открывают редко, чаще всего эту популярную специальность изучают на одном из трех факультетов:

  • филологическом;
  • журналистики;
  • социологии и культурологии.

Остальные факультеты классического университета – естественно-научные и точных наук:

  • биологический;
  • химический;
  • математический – возможны варианты, когда математику объединяют со смежными научными дисциплинами:
    • мехмат – механико-математический;
    • прикладной математики;
    • механики;
    • компьютерных наук;
    • кибернетики;
  • физический;
  • географический;
  • геологический;
  • медицинский;
  • подготовительный – обычно для иностранных граждан, на подфаке будущих студентов-иностранцев готовят к учебе в вузе на русском языке; для довузовской подготовки россиян университеты открывают, как правило, подготовительные отделения в своих центрах дополнительного образованиях.

На этих факультетах классических университетов можно получить практически все 180 специальностей бакалавриата и 100 – специалитета.

Естественно, на филологическом факультете университета можно получить специальности, связанные с лингвистикой, языкознанием и литературоведением; на мехмате – относящиеся к математике, механике, статистике; на юридическом – сопряженные с правом; на экономическом – с финансами, таможенным делом, менеджментом, бухучетом, торговлей, аудитом, госуправлением и т. д. По большинству специальностей в классических университетах студенты получают углубленную фундаментальную подготовку теоретика-исследователя, а за практико-ориентированной – надо идти в академии и институты или профильные университеты, такие как МГЛУ (Московский государственный лингвистический университет), МПГУ (Московский педагогический госуниверситет), МГППУ (Московский государственный психолого-педагогический университет),  ПМГМУ – Сеченовский университет (Первый Московский государственный медуниверситет) и другие специализированные университеты.

Высшее образование

Высшее образование дает возможность выбрать хорошее место работы. Например, если обучение происходило на педагогическом факультете университета, то студент будет преподавателем определённого предмета, но не сможет занимать другие должности.

Если же обучение было на таком же факультете, но уже в институте, тогда можно работать не только преподавателем, но и быть экспертом в той области, в которой есть специализация. Специалист по психологии может быть не только учителем, но и психологом в крупной компании.

Теперь стоит сравнить заработную плату эксперта с институтским дипломом (например, психолога) на большом предприятии и учителя, окончившего университет. Поскольку уровень оплаты в Российской Федерации различен, у выпускника есть возможность получать 40 тыс. р. в крупной компании и максимум 12 тыс. р. в школе. Возрастание в доходах очевидно. Теперь становятся понятны различия между вузами.

Законодательная база

Типам образовательных
организация посвящена

статья 23

Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации». Из нее мы видим, что в нашей стране
существуют такие ОО:

  1. Дошкольные.

    Проще говоря, это детские сады. Их тоже
    существует несколько видов, но на них мы в этот раз подробно останавливаться не
    будем

  2. Общеобразовательные.

    Имеются в виду школы и подобные им заведения – о
    них тоже в этот раз не говорим.

  3. Профессиональные.

    Здесь обучают по программам
    среднего профессионального образования и профессионального обучения.

  4. Высшего
    образования.

    Здесь дают высшее
    образование и занимаются наукой.

  5. Дополнительного
    образования.

    Это всевозможные
    курсы и кружки, которые могут посещать как дети, так и взрослые.

  6. Дополнительного
    профессионального образования.

    Здесь обучают по дополнительным профессиональным программам, то есть проводят
    курсы повышения квалификации и профпереподготовки.

ОО из третьего пункта мы
привычно именуем ссузами, из четвертого – вузами.

Также рекомендуем:

Уровни образования в России

Бакалавриат

В наше время высшая школа приобрела сложную структуру. Возникло сразу несколько новых видов высшего образования. Из них низший уровень – бакалавриат. Студент, окончив ВУЗ, получает диплом выпускника заведения высшего профессионального образования, но разница с магистратурой в том, что образование это – только на базовом уровне. Обучение бакалавра идет четыре года, в ходе которого студент приобретает общие знания научного и профессионального содержания без узкой учебной специализации.

Фундаментальный уровень подготовки дает возможность легче приспособиться к регулярно изменяющемуся рынку вакансий, где нужно осваивать сопредельные профессии. В наши дни многим работодателям достаточно диплома базового высшего образования новичка. Нужные знания и навыки ему дадут на конкретном месте работы с ее спецификой.

С другой стороны, есть различные варианты. Студент приобретает диплом бакалавра, затем он может сразу продолжить учебу в магистратуре, а может взять перерыв. Через какое-то конкретное время, когда практический опыт будет набран, он уже более осмысленно сможет пойти на учебу в магистратуре любого ВУЗа России или зарубежья.

Структура ВУЗовского образования

Надо признать, что сфера российского ВУЗовского образования прямо соединена с историей. Например, с его появлением и развитием. Та структура, которая имеется сейчас, возникла не сразу. Она создавалась по крупицам целыми веками, постепенно подходя к нынешнему состоянию.

Текущее высшее профессиональное образование в нашей стране имеет сложную структуру, в которой определяют разные виды высшего профессионального образования в России: базовый период приобретения специальности – около пяти лет, затем студенту дается квалификация «специалист». После этого можно учиться в аспирантуре, обучение идет в рамках трех лет. Есть возможность приобрести уровень «бакалавр наук» и «магистр наук», период образования — четыре и два года соответственно.

Куда поступать?

Резюмируя вышесказанное,
дадим несколько советов для тех, кто выбирает подходящее

учебное заведение

. Ответьте
для себя на вопрос: что вам нужно в ближайшей перспективе?

Также рекомендуем:

Зачем поступать в магистратуру

Что
нужно

Куда
поступать

Рабочая профессия, быстро и без
особых сложностей
Профессиональное училище
Рабочая профессия, быстро, с
углубленным изучением отдельных дисциплин
Профессиональный лицей
Квалификация по программе базового
уровня
Техникум
Квалификация по программе
углубленного уровня с перспективой поступления в вуз
Колледж
Обычное высшее образование Университет, академия или институт
(в зависимости от наличия интересующего вас направления обучения и условий)
Инновационное высшее образование с
уклоном в экономические потребности своего региона
Федеральный университет
Высшее образование с возможностью
серьезно заниматься наукой
Национальный исследовательский
университет

Папа Римский и демократия в первых университетах Европы

Первые университеты в Европе находились под непосредственным покровительством Папы Римского. Именно к нему обращались представители сообщества, которые хотели получить официальное признание. При положительном решении понтифик выдавал им папскую буллу. Это означало, что сообщество приобретает высокий статус «университета» и автономию от государства и местной церкви.

Независимость от государственной власти позволяло университетам устанавливать собственные законы. В большинстве таких первых учреждений царила демократия и свобода — студенты могли самостоятельно выбирать учителей и деканов. И даже если сообщество организовывалось вокруг религиозной школы, там также придерживались более свободных взглядов.

История хранит сказания о странствующих вагантах, которые часто были студентами

Лайфхак для составления резюме

Факультеты, кафедры и целые вузы с течением времени могут менять название, сливаться между собой или, наоборот, распадаться на более мелкие структурные единицы. Если вы закончили вуз достаточно давно, перед составлением или обновлением резюме загляните на сайт своего бывшего учебного заведения.

Проверьте актуальность той информации, которую планируете предоставить работодателю: например, не изменилось ли название вашей специальности. Если перемены имели место, следует указать оба варианта информации – то, что прописано у вас в дипломе, и то, как изменилась ситуация на данный момент.

Послевузовское образование

В высших учебных заведениях предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования. Это ступень, на которой люди продолжают получать образование, имея диплом вуза. Послевузовское профессиональное образование направлено на подготовку кадров, ориентированных на преподавательскую деятельность, проведение научных исследований.

В системе послевузовского профобразования выделяют обучение в очной или заочной аспирантуре. Аспиранты подготавливают диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Существует несколько специализированных форм подготовки:

  • ассистентура-стажировка (система подготовки педагогических и творческих работников по творческо-исполнительским специальностям);
  • ординатура (система повышения квалификации врачей в медицинских высших учебных заведениях);
  • адъюнктура (так называется аспирантура в вузах Вооруженных Сил РФ, МВД, МЧС, органов по контролю за оборотом психотропных веществ и наркотических средств).

Похожие термины:

  • свод правил, регулирующих деятельность вуза, его взаимоотношения с другими организациями и гражданами, их права и обязанности в данной сфере деятельности. В уставе указывается полное название вы

  • обособленное структурное подразделение, расположенное вне места нахождения высшего учебного заведения и осуществляющее самостоятельно все его функции или их часть. Создание, реорганизация, пер

  • персонал, выполняющий научно-педагогическую (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-техническую, административно-хозяйственную, производственную, учебно-вспомога

  • структурное подразделение вуза первого или второго уровня аккредитации, объединяющее учебные группы по одной или нескольким специальностям, методические, учебно-производственные и другие подра

  • лицо, обучающееся либо на подготовительном отделении, либо на факультете повышения квалификации и переподготовки специалистов, а также получающее параллельно второе профессиональное образован

  • самостоятельность, независимость и ответственность высшего учебного заведения в принятии решений относительно развития академических свобод, организации образовательного процесса, научных ис

  • вуз четвертого уровня аккредитации, которому в соответствии с законодательством за высокие показатели в учебно-методической, научной и воспитательной работе дан статус национального. В соответс

  • лица, зачисленные приказом ректора в высшее учебное заведение для обучения по образовательной программе высшего профессионального образования. К ним относятся студенты, аспиранты, слушатели и д

  • лицо, осуществляющее непосредственное управление вузом: ректор (президент), начальник, директор. Р. в. у. з. в рамках данных ему полномочий решает вопросы деятельности вуза, утверждает его структуру

  • это государственное признание его статуса (уровня аккредитации). Аккредитация учреждения проводится в течение учебного года по инициативе учебного заведения. Аккредитационная экспертиза провод

  • – высшее учебное заведение, за которым признается право проводить образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации, по направлениям и специальностям соот

  • различные структуры, входящие в состав высшего учебного заведения. К ним относятся кафедры по отраслям знаний и факультеты по направлениям подготовки специалистов. Высшее учебное заведение може

  • – сумма средств или стоимость другого имущества, предназначенная для инвестирования или капитализации на срок не меньше 36 месяцев, пассивные доходы от которой используются высшим учебным заведе

  • юридические нормы функционирования вуза, согласно которым высшее учебное заведение является юридическим лицом, имеющим самостоятельное имущество, может от своего имени приобретать имущественн

Типы высших учебных заведений в Америке

  • Колледжи. Это учебные заведения, в которых слабо развиты или вовсе отсутствуют какие-либо научно-исследовательские программы. Образование, полученное в колледже, считается менее престижным, чем университетское, хотя бытует мнение, что ряд колледжей с гуманитарным уклоном вполне могут соперничать с некоторыми университетами «Лиги Плюща». В разговорном американском языке слово «колледж» закрепилось за всеми ВУЗами, даже если они являются университетами.
  • Университеты. Главное отличие университета от колледжа — наличие широкой научно-исследовательской базы и программы аспирантуры. Это заведения, где обучение тесно связано с практикой и глубокими теоретическими изысканиями. В Америке существует два основных типа университетов:

    • Частные. Традиционно считается, что именно в частных университетах студенты получают наилучшую подготовку, хотя это не всегда соответствует истине. К числу таких заведений относятся некоторые из университетов «Лиги Плюща» (например, Йель и Гарвард). Обучение здесь будет весьма недешёвым, но фундаментальным и качественным. Весьма примечательно то, что частные американские университеты наделены абсолютной свободой в выборе учебных программ и распоряжении финансами, поэтому в каждом из таких заведений существует собственный внутренний порядок.
    • Университеты штатов или государственные. Как и следует из названия, эти учебные заведения создаются властями штатов для подготовки необходимых специалистов из числа местных ребят. За счёт государственного финансирования обучение здесь обойдётся не очень дорого. Считается, что полученное в государственных ВУЗах образование будет на порядок ниже подготовки, которую дают частные университеты. Однако многие учебные заведения штатов располагают серьёзной научно-исследовательской базой, а их выпускники сегодня занимают высочайшие позиции в науке, искусстве и производстве.

Также на территории Соединённых Штатов существует небольшое количество институтов, предлагающих четырёхгодичную подготовку в области высоких технологий, науки или искусства.

Список

На сегодняшний день в список входят 10 университетов. Их полное и сокращенное название, расположение, количество бюджетных мест на очном отделении, стоимость платного обучения представлены в таблице. Позиции в списке – согласно сводному рейтингу Interfax за 2019 год.

Позиция в рейтинге Название вуза Расположение Количество бюджетных мест на очное обучение Стоимость обучения в год, руб.
9–10 КФУ – Казанский федеральный университет Казань 2 916 122 460 – 193 500
13 УрФУ – Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Екатеринбург 3 144 138 700 – 275 200
15 СФУ – Сибирский федеральный университет Красноярск 3 225 141 018 – 210 418
17 ЮФУ – Южный федеральный университет Ростов-на-Дону 2 649 108 000 – 214 000
19 ДВФУ – Дальневосточный федеральный университет Владивосток 1 825 190 000 – 285 000
30 БФУ – Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта Калининград 953 124 000 – 284 000
31 СВФУ – Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова Якутск 2 052 265 500 – 502 000
35 СКФУ – Северо-Кавказский федеральный университет Ставрополь 1 443 109 100 – 221 000
66 САФУ – Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова Архангельск 1 698 84 500 – 217 640
90-91 КФУ – Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского Симферополь 2 681 93 400 – 162 900

Серьезная государственная поддержка позволяет учебным заведениям ежегодно проводить внушительный набор на бюджетные места. Приведенная ниже диаграмма иллюстрирует контрольные цифры приема текущего года.

Есть в федеральных вузах и платные места. Стоимость обучения разная и зависит от специальности (ее востребованности и сложности процесса подготовки).

В число самых дорогих направлений входят:

  • дизайн;
  • литературное творчество;
  • стоматология;
  • дерматовенерология;
  • мировая экономика и международный бизнес;
  • адаптивная физическая культура;
  • нанотехнологиии и микросистемная техника;
  • медицинская биохимия и биофизика;
  • кораблестроение, океанотехника и системотехника морской инфраструктуры.

Ценовой разброс платных образовательных услуг представлен на графике.

Абсолютный максимум зафиксирован в Северо-Восточном университете им. Аммосова по специальности «Литературное творчество» (более полумиллиона за один год обучения в вузе). Дешевле всего обойдется договор с Крымским федеральным вузом (он имеет наиболее низкие расценки по всем направлениям обучения).

Проходные баллы

Учитывая высокие требования, предъявляемые к результатам работы университетов, имеющих федеральный статус, все вузы основательно подходят к отбору абитуриентов: большинство устанавливает минимальный порог, значительно превышающий аналогичный показатель рядового государственного университета. Это делается для того, чтобы даже на платное обучение попадали наиболее способные выпускники школ.

Диапазон разброса минимальных и проходных баллов приведен в таблице.

Название вуза Минимальные баллы Проходные баллы
КазФУ 99–150 182–357
УрФУ 99–156 нет официальной информации
СФУ 111–228 115–265
ЮФУ 150–250 159–315
ДВФУ 123–195 140–368
БФУ 145–185 155–301
СВФУ 99–229 110–343
СКФУ 95–131 124–278
САФУ 110–125 133–245
КФУ 99–150 106–254

Минимальные баллы федеральные вузы устанавливают в стандартном порядке. Они формируются из достаточных для участия в конкурсе результатов ЕГЭ по профильным предметам (как правило, их всего 3) и оценок за дополнительные вступительные испытания, если они требуются на определенные специальности (в большинстве своем это творческие направления). Минимум может служить ориентиром для платников, тем, кто планирует попасть на бюджетное место, лучше оценивать свои шансы, исходя из реально сложившихся проходных баллов прошлых лет. Конечно, и это условный показатель, но, он более адекватно отражает действительную конкурсную картину.

Визуально разницу минимальных и проходных баллов по каждому федеральному вузу отображает диаграмма (для примера взяты предельные значения).

Каких-то особых требований для поступления в федеральный вуз нет. Порядок участия в конкурсе или заключения договора на оказание платных образовательных услуг такой же, как и в других институтах и университетах. Чуть больше внимания уделяется только одному показателю – минимальным баллам. Взамен абитуриент получает шанс освоить выбранную специальность в вузе с прекрасным материально-техническим оснащением и мощным профессорско-преподавательским составом.

Оксана Киреева

Общая характеристика

Высшее образование в нашей стране, созданное в советское время, представляет собой целостную структуру, объединяющую сейчас более шести с половиной сотен ВУЗов государственного образца. В них учатся более девяти миллионов человек, среди которых много иностранных граждан. Учеба проводится по целому ряду направлений: медицинскому, инженерно-техническому, финансово-экономическому и гуманитарному. Дисциплины, представленные студентам, дают возможность обучаться по различным видам специальностей высшего образования всем желающим. Главное – иметь документ об окончании среднего (школы) или специального учебного заведения (ПТУ, техникум, колледж).

Факультеты и специальности

В таблице приведены примеры специальностей и направлений подготовки, связанных с информатикой и ИКТ. В разных вузах содержание программ варьируется, поэтому стоит внимательно изучить содержание учебных планов, прежде чем подавать документы.

IT-вузы: университеты и институты информатики Специальности и направления подготовки
МГТУ им. Баумана

Информатика и ВТ:

вычислительные машины, комплексы, системы и сети;
— интеллектуальные системы обработки информации и управления;
— системы автоматизированного проектирования и инфоподдержки.

Программная инженерия:

— разработка программно-информационных систем.

Прикладная математика и информатика:

— информационная аналитика;
— программно-технические средства информации;
— анализ, создание, преобразование программного кода.

ТГУ

Институт прикладной математики и компьютерных наук:

— прикладная математика;
— программная инженерия;
— фундаментальная/прикладная информатика и ИТ;
— матобеспечение и администрирование инфосистем;
— компьютерная безопасность.

Мехмат и радиофизический факультет:

— математика и компьютерные науки;

— фотоника и оптоинформатика.

КФУ Прикладная (инфосистемы в образовании) и фундаментальная (системный анализ) информатика и ИТ.
СПбПУ

Институт прикладной математики и механики:
— математика и компьютерные науки;
— инфобезопасность автоматизированных систем;
— информационно-аналитические системы безопасности.

Институт компьютерных наук и технологий:
— фундаментальная информатика и ИТ;
— матобеспечение и администрирование инфосистем;
— информатика и ВТ;
— инфосистемы и технологии;
— прикладная информатика;
— программная инженерия.

СПбНИУ ИТМО

Мегафакультет компьютерных технологий (КТ) и управления:

— КТ и системы;
— КТ в дизайне;
— нейротехнологии и программирование;
— системное и прикладное ПО;
— технологии защиты информации;
— цифровое производство;
— цифровые системы управления;
— робототехника.

Мегафакультет трансляционных ИТ:
— информатика и программирование;
— программирование и интернет-технологии;
— мобильные сетевые технологии;
— программирование в инфокоммуникационных системах;
— интеллектуальные системы в гуманитарной сфере.

Институт международного развития и партнерства:
— управление технологическими инновациями;
— бизнес-информатика.

Типы учебных заведений (образовательных учреждений) в современной России

1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
7) учреждения дополнительного образования детей;
8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Базовые принципы

Фундамент отечественного университетского образования основывается на всемирно знаменитой школе, оригинальных знаниях и научной деятельности русских ученых, а также на большой тяге наших земляков к наукам.

ВУЗовское образование в России подкреплено утилитарными навыками дипломированных преподавателей, большинство из которых находятся на уровне кандидата или доктора наук, а часть даже получили звание профессора. Высшее образование позволяет не только приобрести прекрасные знания, блестящие умения, специализированные навыки, но и дает право рассчитывать на более высокое положение в обществе, так как документы российского образца об образовании высоко ценятся в большинстве зарубежных государств.

Новому поколению можно выбрать и виды образовательных учреждений высшего образования в нашей стране. Их существует три:

  • университет;
  • академия;
  • институт.

Все три вида учреждений дают полноценное высшее образование. Различаться они могут только аккредитацией и перечнем доступных направлений подготовки.

Наконец, надо отметить, что Россия – это государство с богатой историей, вековыми традициями, многообразной культурой, бесподобной природой и ее богатствами, со своей национальной спецификой

Приобретая высшее образование, студент одновременно становится частью обширного российского потенциала, присоединяется к практике поколений, отечественной истории, становится важной частью России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector