Капитан судна

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Высокий уровень дохода. Во время рейса моряк практически не тратит заработанные деньги.
  2. Получение хорошего опыта, узкопрофессиональных знаний, а также полезных навыков.
  3. Профессия овеяна романтизмом, ведь моряки постоянно путешествуют, имеют возможность увидеть новые страны и пообщаться с людьми, выросшими в другой культурной среде.
  4. Возможность повысить уровень знания иностранного языка.
  5. Работа на судне очень сложная, но у моряков есть свободное время, которое они могут использовать для самообразования и развития.
  6. Большое количество вакансий.

Минусы

  1. Суда нередко подвергаются атакам пиратов, также они могут попасть в шторм или потерпеть кораблекрушение. Поэтому профессию можно назвать достаточно опасной и нервной.
  2. Нужно инвестировать в образование, повышение квалификации, получение международных сертификатов.
  3. После возвращения на сушу большинство моряков испытывают проблемы с социализацией.
  4. Длительные рейсы могут стать причиной проблем в личной жизни.

Обучение на капитана (шкипера)

Чему учат на курсах яхтенных капитанов

Шкипер парусной яхты несет ответственность за безопасность судна и членов экипажа, должен многое знать и уметь, поэтому курсанты проходят основательную подготовку в школе СпортФлот. Обучение на капитана яхты состоит из теоретических занятий в классе, а также из практических тренировок на воде.

Теория охватывает несколько важных разделов:

  • Морская терминология
  • Устройство и оснащение парусной яхты
  • Основы безопасности
  • Метеорология
  • Обязанности и ответственность капитана маломерного судна
  • Навигация
  • Планирование перехода, управление экипажем
  • Радиосвязь
  • Международные правила предотвращения столкновений судов в море (МППСС).

Практика включает подготовку к плаванию и управление яхтой:

  • Проверка технического состояния судна перед отходом
  • Распределение обязанностей между членами экипажа, брифинг
  • Прокладка маршрута с учетом погодных условий
  • Постановка и уборка парусов
  • Работа за штурвалом под мотором и парусами
  • Швартовка лагом и кормой
  • Постановка на якорь
  • Спасение человека за бортом
  • Использование рации

Сколько стоит обучение в яхтенной школе на капитана

Стоимость обучения на капитана яхты в парусной школе СпортФлот зависит от выбранного курса. Все теоретические занятия проходят в учебном классе в центре Москвы, практические по управления яхтой на Средиземном море (в Турции, Греции, Италии или Хорватии).

Программа обучения: 2 месяца теории в Москве и 2 недели практики за рубежом.

Длительность курса: 10 недель.

Учебные яхты: крейсерские яхты от 40 до 45 футов.

Цена для новичков:

  • Шкипер с нуля (теория) — 28 000 рублей.
  • Шкипер с нуля (практика в Турции) — 1650 евро/2 недели.

Цена для подготовленных яхтсменов:

  • Шкипер (теория) — 23 000 рублей.
  • Шкипер (практика) — 900 евро/неделя.

Сертификат IYT International Bareboat Skipper выдается после сдачи экзамена.

СпортФлот — это не просто школа яхтенных капитанов, где курсанты приобретают знания и опыт. Это сообщество, где можно найти друзей и единомышленников, увлеченных яхтингом и готовых к совместным морским приключениям. Команда СпортФлота регулярно организовывает свои гонки и регаты в Москве и Севастополе, объединяя любителей и профессионалов парусного спорта.

Инструктора школы не только обучают капитанов, но и сами путешествуют под парусом по всему миру, активно участвуют в российских соревнованиях по парусному спорту и международных регатах.

Все организационные вопросы по получению прав на яхту мы берем на себя. Вам остается только выбрать подходящую для вас программу обучения и записаться на курсы по управлению парусной яхтой.

Сложности

Брать ответственность за жизни людей и состояние судна нелёгкое дело. Обучение по морской специальности проходит в различных формах. Теоретическую и практическую части сложно освоить без упорных занятий, чтения профессиональной литературы и саморазвития. Капитан судна должен обладать навыками стратегического мышления и уметь решать проблемы в сложных ситуациях. Вся команда слушает главного человека на корабле, поэтому в процессе обучения придётся освоить концентрацию внимания для быстрого выстраивания плана действий.

Сразу капитаном стать не получится, важно набраться опыта и побывать не в одном десятке плаваний, чтобы научиться всем нюансам профессии. Пройти по карьерной лестнице до главы судна можно при условии регулярной работы моряком в течение 7−10 лет

Процесс обучения на капитана корабля включает:

  • заучивание правовой теории — морское законодательство, кодекс, юридические правила;
  • теоретическая и опытная работа с техническим оборудованием — вычисление разных данных, ведение документации, отслеживание изменений, выстраивание последовательности действий;
  • экологические правила;
  • строение судов и характеристика;
  • работа в команде — решение социальных связей;
  • управление людьми;
  • правила международных вод;
  • умение делать грамотную отчётность;
  • навигация речная и морская, а также хождение в порту;
  • способность управлять судном посредством команды и технологий.

Профессия предполагает руководство над экипажем гражданского корабля, а также управление им в штатной ситуации. За годы работы матрос проходит карьерную лестницу до третьего, второго, старшего и заместителя капитана.

Какими бывают

Морская профессия не означает только службу в море. Существует множество специальностей в этой отрасли. Условно их можно разделить на: моряков и судостроителей. Рассмотрим некоторые из этих специальностей.

Для тех, кто хочет ходить по морю:

  1. Капитан корабля. Это начальник всего судна. Он отвечает за весь палубный состав команды. Прокладывает маршрут и командует погрузкой и разгрузкой корабля. Зарплата его составляет от 460 000 рублей в месяц, а капитаны на суднах с опасным грузом получают еще больше.
  2. Старший механик. Это начальник машинного отделения, ему подчиняются все машинисты, механики и рядовой состав. Он отвечает за бесперебойную работу судна и его техническое обслуживание. Зарплата старшего механика начинается от 300  000 рублей в зависимости от сложности судна и дальности плаванья.
  3. Помощник капитана является заместителем капитана в его отсутствие. Он должен знать навигацию и маршруты, уметь правильно организовывать команду. В зависимости от общего числа команды, объема судна и перевозимых грузов у капитана может быть несколько помощников, занимающихся разными видами деятельности: Старший помощник, первый помощник, второй помощник и так далее. Зарплата помощника капитана зависит от его ранга и составляет примерно 200 000 рублей.
  4. Помощник старшего механика. По аналогии с капитаном, это заместитель старшего механика. Он должен уметь все то же, что и старший механик, но его зона ответственности уже. Средняя зарплата помощника старшего механика – 200 000 рублей.
  5. Боцман относится к палубной команде. Он начальник всех матросов, составляет график вахтовых смен и контролирует их работу. Средняя зарплата боцмана 100  000 рублей.
  6. Матрос – это младший сотрудник палубной команды. Он швартует судна, выполняет поручения боцмана и помощников капитана. Зарплата матроса дальнего плавания начинается от 60  000 рублей.
  7. Моторист – это младший сотрудник машинного отделения, он следит за работой механизмов судна, выполняет профилактические работы. Средняя зарплата механика аналогична дохожу матроса.

Где можно получить профессию судоводитель?

Освоить навыки судовождения может любой совершеннолетний матрос под непосредственным руководством капитана судна или одного из помощников. Но для дальнейшего карьерного роста ему потребуется диплом о получении специального технического или высшего образования.

Обучение профессии проводится в ССУЗах по таким специальностям, как:

  • Управление судном и его эксплуатация;
  • Погрузочно-разгрузочные операции;
  • Эксплуатация технических средств судовождения, палубных и других механизмов;
  • Ведение штурманской и другой судовой документации;
  • Организация управления коллективом.

Учебные заведения, как правило, находятся в регионах, где есть возможность получить, одновременно, как теоретические, так и практические навыки. А также трудоустроиться сразу же после получения диплома колледжа.

Регионы, где можно получить специальность:

  • Амурская область;
  • Приморский край;
  • Сахалинская область;
  • Астраханская обл.;
  • Ростовская область;
  • Краснодарский край;
  • г. Санкт-Петербург;
  • Мурманская область.

Срок обучения – 2-4 года, в зависимости от выбранной специальности.

Продолжить обучение и повысить квалификацию можно в таких ВУЗах:

  • Калининградский государственный технический университет;
  • Морской государственный университет им. Адмирала Г.И. Невельского;
  • Мурманский государственный технический университет;
  • Севастопольский государственный университет;
  • Государственный университет морского и речного флота им. Адмирала С.О. Макарова.

Конкурс при поступлении в ВУЗы – достаточно высокий, но для выпускников колледжей, работающих по специальности, существует программа лояльности.

Источники изображений: captainbook.com.ua, adukar.by, pikabu.ru

Краткое описание

Капитан – первый человек на плавучем судне, которому беспрекословно подчиняются как члены команды, так и пассажиры. Капитан безупречно знает международное морское и речное право, обладает задатками руководителя и организатора. Именно он определяет скорость движения судна, принимает решение в случае непредвиденных ситуаций – решает все вопросы, возникающие во время пребывания судна на воде и в порту. Чаще всего капитанами становятся не сразу, приходится шагать по карьерной лестнице на протяжении нескольких лет, работая матросом, 3, 2 и старшим помощником капитана – все это необходимо для получения опыта. Нужно уметь выполнять любые работы – от очищения палубы до оказания первой помощи в случае катастрофы.

История профессии

История мореплавания и судоходства насчитывает почти 5000 лет. Еще в доисторические времена люди активно пытались путешествовать по воде. С развитием внешней и внутренней торговли возникла потребность наладить соединение между дальними странами и городами, расположенными на огромном расстоянии друг от друга. Позволить себе иметь личный корабль могли очень состоятельные люди.

Многие купцы арендовали судно, чтобы перевезти товары через реки, моря и океаны. Самым главным человеком на корабле являлся капитан. Он выбирал наиболее удачный маршрут и координировал действия команды на протяжении всего пути.

Краткое описание

Капитан – первый человек на плавучем судне, которому беспрекословно подчиняются как члены команды, так и пассажиры. Капитан безупречно знает международное морское и речное право, обладает задатками руководителя и организатора. Именно он определяет скорость движения судна, принимает решение в случае непредвиденных ситуаций – решает все вопросы, возникающие во время пребывания судна на воде и в порту.

Чаще всего капитанами становятся не сразу, приходится шагать по карьерной лестнице на протяжении нескольких лет, работая матросом, 3, 2 и старшим помощником капитана – все это необходимо для получения опыта. Нужно уметь выполнять любые работы – от очищения палубы до оказания первой помощи в случае катастрофы.

Штурман[]

Хороший штурман был большой редкостью, а штурманские карты были самым большим его сокровищем. Умелый штурман мог привести корабль в точку в нескольких милях с наветренной стороны от места назначения, чтобы потом он мог по ветру отдрейфовать прямо в порт. Если судно подходило к берегу с подветренной стороны, это могло обернуться кораблекрушением. В 1720 году Бартоломью Робертс был всего в нескольких милях от побережья Западной Африки, но не смог совладать с господствующими ветрами и был вынужден развернуться и опять плыть через всю Атлантику в Южную Америку, чтобы предпринять вторую попытку.

Звания военнослужащих РФ в порядке возрастания

В Российской Федерации действует два типа званий для военных — войсковые и корабельные (военно-морские) звания. Их перечень также установлен в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Войсковые звания

Войсковые воинские звания присваиваются военнослужащим всех видов и родов войск Российской Армии, а также таких родов войск в составе военного флота, как морская авиация, морская пехота и береговые войска.

Солдаты

Низшее воинское звание в армии РФ — рядовой. Официально оно утвердилось в 1946 году, ранее таких солдат было принято именовать «бойцами» либо «красноармейцами». Следующей ступенью солдатского звания считается ефрейтор, и при отсутствии вышестоящих командиров он вправе управлять рядовыми солдатами.

Сержанты

Сержантские звания относятся к категории «младшего командного состава». В эту категорию в армии России включаются, по возрастанию, следующие звания:

  • Младший сержант;
  • Сержант;
  • Старший сержант;
  • Старшина.

Сержантские звания могут быть присвоены рядовым за отличия в службе, но на практике чаще всего это делается после успешного прохождения специализированных учебных курсов. Как правило, военнослужащий в сержантском звании возглавляет первичное звено войсковой структуры — отделение, либо является заместителем командира взвода.

Прапорщики

Звание «прапорщик» введено в 1972 году. С 1981 года добавлено звание «старший прапорщик». Они представляют собой отдельную категорию между призывной и контрактной с одной стороны и офицерской с другой. С 2013 года штатные должности для прапорщиков относятся исключительно к командирским либо специализированным техническим, в отличие от преимущественно «складских» и хозяйственных, характерных ранее со времён Советской Армии.

Младшие офицеры

Под младшим офицерским составом понимается совокупность армейских командных рангов в следующих званиях:

  • Младший лейтенант;
  • Лейтенант;
  • Старший лейтенант;
  • Капитан.

Даже первичное офицерское звание предполагает наличие специального образования военного профиля, соответствующее уровню высшего образования. В плане занимаемых должностей младшие офицеры, как правило, командуют подразделениями уровня взвода и роты, а также могут занимать многие штатные должности в вышестоящих структурах.

Старшие офицеры

К старшему офицерскому составу относятся звания:

  • Майор;
  • Подполковник;
  • Полковник.

Высшие офицеры

Высший офицерский состав Российской Армии включает в себя звания:

  • Генерал-майор;
  • Генерал-лейтенант;
  • Генерал-полковник;
  • Генерал армии;
  • Маршал Российской Федерации.

Должности данной категории, как правило, предусматривают командование структурами уровня дивизии, армии, военного округа, Вооружённых сил страны в целом и отдельных их видов.

Корабельные звания

Корабельные воинские звания присваиваются морякам, служащим в составе надводных и подводных сил Военно-морского флота (ВМФ) России.

Матросы

Матрос соответствует рядовому в иерархии войсковых званий. Соответственно, старший матрос является аналогом ефрейтора.

Старшины

Старшинские звания на флоте соответствуют категории младшего командного состава. В порядке возрастания звания к ним относятся:

  • Старшина 2-й статьи;
  • Старшина 1-й статьи;
  • Главный старшина;
  • Главный корабельный старшина.

Мичманы

Звание мичмана и старшего мичмана во флоте совпадает со званиями прапорщика и старшего прапорщика в сухопутных войсках и относится к той же категории.

Младшие офицеры

Младший офицерский состав включает следующие корабельные звания:

  • Младший лейтенант;
  • Лейтенант;
  • Старший лейтенант;
  • Капитан-лейтенант.

Старшие офицеры

Флотские звания старших офицеров в порядке их возрастания таковы:

  • Капитан 3-го ранга;
  • Капитан 2-го ранга;
  • Капитан 1-го ранга.

Как и старшие армейские офицеры, они могут занимать широкий круг командных должностей как на кораблях, так и в штабных структурах флота.

Высшие офицеры

Перечень высших военно-морских званий в РФ включает в себя следующие:

  • Контр-адмирал;
  • Вице-адмирал;
  • Адмирал;
  • Адмирал флота.

Адмиралы могут командовать крупнейшими российскими военными кораблями, а также занимать командные должности во флотских соединениях (эскадр, флотилий, флотов, включая общее командование и Главный Штаб ВМФ России).

Структура званий в ВС РФ

Система воинских званий в армии России на 2020 год предполагает разделение, предусматривающее принадлежность чинов к двум основным группам:

  • войсковым — родам войск, базирующимся на суше (кроме Сухопутных войск, распространяется и на Воздушно-космические силы);
  • корабельным — представителям Военно-Морского Флота РФ.

При схожей структуре, чины в этих группах отличаются наименованиями.

Войсковые (в порядке возрастания)

Войсковые звания

Войсковые звания в армии предусматривают присвоение следующих чинов, по возрастанию:

  • рядового — начального звания в армии РФ, ниже — только курсанты;
  • ефрейтора — присваивается отличившимся рядовым.

Далее следует сержантский состав, включающий:

  • младших сержантов — из числа рядовых, прошедших дополнительное обучение на специальных курсах;
  • заместители командиров отделений;
  • сержантов — выдвиженцев из военных предыдущего звания в армии, пользующихся авторитетом у подчиненных;
  • командуют отделениями;
  • старших сержантов — замещают взводных командиров;
  • назначаются из сержантов, лучше других ладящих с вышестоящим руководством;
  • старшин — предел для выдвижения из числа солдат срочной службы, не получивших специального военного образования;
  • прапорщиков и старших прапорщиков — промежуточного звена между солдатским и офицерским составами.

Следующее звено в воинской иерархии армии РФ — младший офицерский состав, состоящий из следующих званий, по порядку возрастания:

  • младший лейтенант — требует прохождения обучения на лейтенантских курсах или успешного окончания военной кафедры в гражданском ВУЗе;
  • по уровню должности равнозначен сержанту — командует взводом;
  • лейтенант — выпускники военных учебных заведений, иногда замещает командира роты;
  • старший лейтенант — назначается заместителем командира взвода по определенным функциям;
  • капитан — может назначаться командиром роты;
  • высший чин в младшем офицерском составе.

К старшим офицерам в армии причисляют следующие воинские звания, по возрастанию:

  • майоров — руководителей отдельных служб, уровень должности заместителя командира батальона;
  • подполковников — зачастую этим чином завершается карьера военного, поскольку переход на следующий этап (освобождающийся не слишком часто) связан с жестким отбором из числа нескольких заместителей командира полка;
  • полковник — руководитель воинского подразделения или полкового штаба, привлекается на замещающую должность в дивизии.

Принадлежность к высшему офицерскому составу в армии России подразумевает получение соответствующего военного образования и включает следующие звания по порядку:

  • генерал-майоров — командует дивизией или замещает корпусного руководителя;
  • генерал-лейтенантов — командующих отдельных округов, назначаются замами командиров армий;
  • генерал-полковников — главнокомандующие определенных родов войск;
  • генералы армии — высшая ступень офицерского состава.

Маршал присваивается высшему офицеру, отличившемуся в ходе боевых действий.

Корабельные

Корабельные звания

В корабельных званиях схожая структура, но отличные наименования чинов. В рядовом составе выделяют матросов и старших матросов.

Сержантский войсковой состав предусматривает наличие:

  • старшин второй статьи;
  • старшин первой статьи;
  • главного старшины;
  • главного корабельного старшины;
  • мичмана (включая старшего).

Разница в наименовании корабельного лейтенантского состава незначительна. Отличается только аналог лейтенанта, звучащий как капитан-лейтенант.

У старшего офицерского состава в структуре ВМФ следующие чины:

  • капитана третьего ранга;
  • капитана второго ранга;
  • капитана первого ранга;

Соответствие чинов войскового и корабельного звания

К высшему офицерскому составу на флоте причисляют:

  • контр-адмиралов;
  • вице-адмиралов;
  • адмиралов;
  • адмиралов флота.

Армейский маршал РФ на флоте лишен аналогов.

Важно! Звания старшины и главного корабельного старшины соответственно отменены в Вооруженных силах РФ с 2012 года и остались только у военных, успевших получить данные чины.

Как устроиться

Заработки в сфере морского дела находятся на достойном уровне, особенно если поучить устроиться в крупную компанию, в том числе иностранную, набирающую интернациональный экипаж. В связи с этим, многих интересует вопрос, как устроиться на работу моряком? Работа в морском деле, включает в себя разнообразный набор специальностей, но со своими особенностями. Поэтому, для трудоустройства потребуется соответствующий диплом. Получить его, можно окончив мореходное училище. Без диплома мореходки, можно устроиться работать поваром или другим гражданским специалистом, но диплом по специальности все равно потребуется.

Без образования можно претендовать только на низшие должности в морской иерархии или на работу в речном флоте. Сотрудников без опыта работы, но с дипломом и хорошей успеваемостью с большим желанием принимают на работу. Как правило, набраться необходимого опыта можно уже в первом рейсе.

Как стать моряком дальнего плавания? Учитывая более высокую оплату труда и прочие специфические особенности дальних рейсов в том числе в другие страны и государства, помимо опыта и наличия соответствующего образования к соискателям предъявляются и другие требованиям. В частности, обязательно необходимо знание английского языка. В первую очередь это правило обязательно для штурманов, лоцманов, инженеров связи, капитанов и прочих сотрудников высшего звена, которым приходиться взаимодействовать с представителями иностранных властей, портовым руководством. Обязательно наличие заграничного паспорта, въездной визы в государство, которое предполагается посетить.

Таким образом, чем выше заработок у специалиста, тем выше и требования к нему, как и в любо другой специальности.

Источники

  • https://www.profguide.io/professions/kapitan-sudna.html
  • https://profitworks.com.ua/professii/transportnaya-sfera/kapitan-sudna
  • https://propostuplenie.ru/article/rabota-v-more-kem-mozhno-stat-i-gde-uchitsya/
  • https://Sprint-Olympic.ru/uroki/karera/101740-kak-stat-kapitanom-korablia-opisanie-professii-obiazannosti-i-zarplata.html
  • https://proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/kak-stat/kak-stat-kapitanom
  • https://zen.yandex.com/media/hrmonitor_ru/skolko-zarabatyvaiut-moriaki-i-kak-ih-zarplata-zavisit-ot-vida-vypolniaemoi-raboty-matrosy-koki-i-kapitany-5eb856cb0481e006c6ca1ac7
  • https://namillion.com/zarplata-moryaka.html

Условия работы в рейсе

Сейчас только пришел с рейса, и не капли не жалею, что выбрал именно этот длинный путь с долгими ожиданиями, а не пошел матросом на третьем или четвертом курсе обучения. Да, конечно, у каждого свои жизненные ситуации, и многим нужно срочно найти работу здесь и сейчас, но мой вам совет таков, морское дело – не для тех, кто хочет сразу море денег, это работа, тяжелая как физически, так и психологически.

Далеко не все такое выдерживают, а кому-то наоборот такое по душе, тебя кормят, дают спецодежду, жилье, работу, и ты получаешь чистую прибыль без расходов на проживание. Многие умудряются на время рейса еще и квартиры свои сдавать. В общем, тут нужно сперва думать о себе, а не о деньгах и прибыли.

У меня случай был, знакомого списали с судна по его же просьбе, он отработал 2 месяца в ноль, так как при списании по собственному желанию оплата перелета, и вообще все расходы, чтоб добраться до родной страны, ложатся не на компанию, а на работника, плюс к этому всему, после этого они вряд ли возьмут вас на работу.

Есть также минусы для семьянинов, они прозрачны: допустим, у вас беременная жена, нужны деньги, решили идти в рейс, и тут должен быть такой СТОП, а сможете ли вы жить так, что не увидите рождение ребенка, его первые шаги, первые слова?

По-другому никак, в этой сфере ты либо полностью отдаешься работе, либо проще вообще не работать. Иди в юристы или доктора, или в программисты, что сейчас очень востребовано, насколько я знаю, будешь с семьей, конечно таких студентов очень много, и работу найти почти нереально, но увы, такова жизнь, и в ней приходится делать выбор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector