Специальность «кинооператорство» (специалитет)

Операторская группа

Операторская группа может быть довольно большой. За камерой сидит камермен. Он непосредственно панорамирует, глядя либо в окуляр, либо в накамерный монитор. Рядом с ним фокус-пуллер — человек, который наводит резкость. Это высокооплачиваемая профессия, потому что здесь не обойтись без ручной работы. Невозможно объяснить компьютеру, в какой момент перевести фокус с одного актера на другого. Работоспособность съемочной техники обеспечивает механик камеры, или видеоинженер.

Все эти ребята сидят на тележке, которую по рельсам везет дольщик. По-английски она называется «dolly», отсюда и название. Довольно часто снимают с большого операторского крана, которым манипулируют уже под управлением дольщика механики крана. За работу осветительных приборов и бригады светотехников на площадке отвечает гафер.

Для специальных технических задач отдельно приглашают людей со специфическими навыками. Например, оператора стедикама, который работает со стабилизирующими устройствами. Или пилота и оператора дрона. Они могут быть не до конца посвящены в художественный замысел, но им подробно объясняют задачу конкретного кадра.

Все эти люди обладают сотнями часов навыка работы с камерой и другими устройствами. Специально этому нигде не учат. Киношколы, как правило, сосредоточены на драматургии изображения, а не на технических аспектах.

IV. Ответственность

Телеоператор несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

4. ____________________________________________________________________

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Оператор средств массовой информации» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 июня 2014 г. №357н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Скачано: 56, размер: 82 KB, дата: 02 Июн. 2020

Логер

Это специалист, который отвечает за сбрасывание отснятого материала с карт, которые находятся в камере, на жесткие диски прямо на площадке. Это всегда очень ответственный, внимательный человек, ведь ему доверяют самое ценное — отснятый материал.

Таким образом, в зависимости от сложности проекта операторский департамент может насчитывать разное количество людей. Иногда некоторые должности совмещают (например, механик камеры одновременно может быть и фокус-пуллером). Как правило, если в операторской группе несколько специалистов, подготовка к съемкам проходит быстрее. Пять человек поставят свет быстрее, чем два человека. Однако, разумеется, руководить большим количеством людей сложнее, чем малой группой.

Базовые операторские приемы

Даже если вы не новичок в этой нише, некоторые основы операторского мастерства все еще могут быть вам полезны. Независимо от того, снимаете ли вы качественный фильм или записываете видеоблог, эти операторские приемы видеосъемки помогут достичь наилучшего результата.

Кадр должен быть живым

Кадр – это Святой Грааль видеосъемки

Неважно, хотите ли вы просто переместить пару элементов в кадре или анимировать весь кадр, ваша главная цель – сделать картинку живой. Чтобы достичь этого, перемещайте камеру

Попробуйте несколько распространенных способов, например, операторский кран, тележку или стедикам.

POV или сцена от первого лица

Эта техника также известна как Point-of-view съемка. Это короткая сцена, обычно демонстрирующая, что ищет персонаж. Зачастую она располагается между кадром персонажа, смотрящего на что-то, и кадром, показывающим реакцию персонажа.

Чтобы добиться более привлекательного эффекта, снимайте из-за плеча актера, который также должен быть виден на экране. Иногда операторы объединяют в таком кадре двух персонажей.

Голландский угол

Операторы также называют эту технику «наклонный угол» или «голландский наклон». Это тип съемки, когда камера установлена ​​под углом оси вращения. В результате кадр состоит из вертикальных линий под определенным углом. Другими словами, линия горизонта не параллельна нижней части кадра камеры. В мире кинематографии этот метод обычно применяется для демонстрации психологического беспокойства, напряжения или дезориентации персонажа.

Диалог в движении

Описывая правила съемки видео, нельзя упустить важность диалоговых сцен. Диалог является критически важной частью любого фильма

Это необходимый аспект истории. Поэтому каждый момент диалога должен выглядеть интересно и увлекательно. Если статическое окружение не так важно, можете попробовать снять диалог между главными персонажами в движении.

Этот прием позволяет разнообразить сцену. Кроме того, зритель выше оценит ваш творческий подход, потому что динамичный фон радует глаз. Хорошим примером использования таких диалогов можно назвать фильм «Красота по-американски». Главный герой часто общается с друзьями на ходу.

Смотреть дальше одного кадра

Оператор обязан планировать на пару шагов вперед

Неважно, какую камеру вы используете, зритель увидит только кадр. Итак, ваша цель – правильно представить, как он будет развиваться

Думайте о будущей сцене с точки зрения кадра и избегайте использования слишком большого количества элементов в одном кадре. Этот, а также другие уроки видеосъемки помогут прокачать ваши операторские навыки в кратчайшие сроки.

Закадровый голос

Помните, что реплики не должны повторять то, что зрители видят на экране. Поэтому, если вы хотите использовать закадровый голос, постарайтесь рассказать что-то интересное, возможно, какие-нибудь факты, которые остались за кадром. Лучший пример использования этого приема – известный фильм «Унесенные ветром».

Черно-белый кадр

Есть много разных причин использовать черно-белую съемку

Иногда это помогает сосредоточить внимание зрителя на каких-то конкретных вещах, или вы просто можете подражать классическим старым фильмам, добавляя драматические нотки

Иногда черно-белая съемка – это лишь предпочтение режиссера, трюк, который используется для выделения элементов на экране. Лучшие примеры этой техники – фильмы «Зелиг» и «Мисима: Жизнь в четырёх главах»

Эта техника привлекает внимание зрителей и делает сцену более динамичной

Для начала этого хватит. Главное – не забывайте, что не все операторские приемы в кино смотрятся так же хорошо, как и в других областях кинопроизводства. Например, зум – в киноиндустрии ему почти нет места, однако есть некоторые случаи, когда без него не обойтись, например, спортивные мероприятия. Во время игры оператор должен следить за действием, а без масштабирования это невозможно.

Дольщик

Слово «дольщик» произошло от названия операторской тележки «Долли» (англ. dolly). При съемке фильма в зависимости от поставленных задач требуется разное движение камеры. Здесь приходит на помощь всевозможная техника — кран-стрелка, рельсы и т. д. Человек, который выкладывает рельсы и двигает по ним тележку, на которой стоит камера и сидит оператор-постановщик, называется дольщик. Искусство этого специалиста заключается в том, чтобы двигать тележку с нужной скоростью — быстро, медленно, очень медленно, с ускорением и без «дрыжков», то есть ровно и плавно.

Также к операторскому департаменту относится механик крана (имеется в виду кран-стрелка) — он монтирует кран, устанавливает на него камеру, осуществляет необходимое движение крана.

Иногда оператор-постановщик берет себе в команду второго оператора. Чаще всего второй оператор на вторую камеру снимает какие-то небольшие детали, которые могут понадобиться режиссеру на монтаже. Если сцена снимается с двух или нескольких камер, второй оператор управляет одной из них.

Остсутствие института страхования кинематографических рисков

Часто кинокомпании перекладывают свои риски на своих сотрудников. Сколько раз мы слышали от продюсеров жалобы на недобросоветсных спонсоров, тормозное финансирование с каналов, идиотов редакторов, не принимающих материал. В результате вы не получаете деньги вовремя или получаете, но не все. А почему, собственно?! Почему вас это должно волновать? Почему вы вообще должны делить продюсерские риски? Вы же не делите с ними прибыль. Как работодатель добудет деньги, которыми с вами расплатится, вас не должно беспокоить ни в малейшей степени. Ведь на кассе в магазине он не рассказывает, что канал не принял пока его гениальный сериал и он заплатит конкретно вот за этот вискарь в следующем месяце. Почему же вы дожны слушать все эти истории?

Вы никогда не задумывались, почему кинокомпании не страхуют свои риски? Ведь, казалось бы, это так естественно. Пуск ракеты страхуют — а вдруг упадет? А почему запуск фильма не застраховать — а вдруг провалится или, вообще, заказчик передумает его покупать? Ничего не страхуют в кино по очень простой причине — чтобы оформить страховку, придется предоставить бухгалтерские документы по проекту. Любой, работавший в кино может себе представить, какие невероятные финансовые трюки обнаружит непредвзятый наблюдатель в бюджете средней картины. Поэтому под страхом смерти ни один продюсер не будет страховать кинопроект. К тому же, он зарабатывает не на успехе фильма, а на его заказе. К концу производства он уже все заработал. Поэтому успех фильма его интересует, но не так сильно как американского коллегу. Заметно меньше.

Как снимают кино: лучшие операторы

Начиная свою карьеру в киноискусстве, лучше всего учиться у экспертов. Они знают, как снять красивое видео и какие методы эффективнее. Если вы еще не знаете, к кому присмотреться, вот несколько громких имен.

Эммануэль Любецки

Три премии «Оскар» подряд в номинации «Лучшая операторская работа» говорят сами за себя. Мастерство Любецки высоко ценится зрителями. Одна из его фирменных фишек – сцены, снятые одним пролетом. В работе он, в основном, использует естественное и рассеянное освещение и любит угловые линзы. Любецки считается гуру в этой нише, потому что его советы и правила видеосъемки стали законом для сотен операторов.

Роджер Дикинс

Самые известные фильмы этого талантливого видеооператора – «007: Координаты «Скайфолл», «Пленницы» и «Бегущий по лезвию 2049». В своих фильмах Дикинс использует тонкую операторскую работу, интересные цветовые линзы и естественный свет.

Роберт Ричардсон

Профессиональные операторы также называют Ричардсона «серебряной лисой». У него за плечами многолетний опыт съемок, и он всегда рад поделиться своими методами с новичками. Главной отличительной чертой этого оператора является то, что он обычно формирует свет для всего кадра. Более того, он всегда полагается на свой опыт и не ищет дополнительной мотивации.

Януш Каминский

Этот польский оператор мастерски передает ключевые исторические события. Он часто работает вместе со Стивеном Спилбергом. Вы можете увидеть талант Каминского в «Спасении рядового Райана», «Мюнхене», «Боевом коне» и «Линкольне». Его визуальный стиль опирается на различные диффузионные фильтры для создания особого цветового эффекта.

Чан-хун Чан

Будучи популярным корейским кинематографистом, Чан-хун Чан является настоящим экспертом в кинопроизводстве. Его самая известная работа – картина «Олдбой», вышедшая в 2003 году. Фильм получил Гран-при на Каннском кинофестивале. Чан предпочитает использовать разные стили и приемы для каждого проекта, оставляя цвета и текстуры натуральными.

Стать профессиональным и востребованным видеооператором несложно. Но если вы не хотите погружаться в изучение новых стилей и техник или не хотите использовать советы по съемке от экспертов в этой нише, вы не добьетесь успеха. Изучение новых методов поможет вам построить хорошую карьеру и добиться успеха.

Как стать лучшим кинооператором

— У меня подход к обучению студентов простой, хотя и мало распространенный в нашей кинематографической среде, — рассказывает Дмитрий. — Я в киноиндустрии уже 22 года, и продолжаю работать на различных проектах кинооператором и (говоря старым, но понятным термином) мастером по свету — сейчас эта профессия называется «Гаффер». Так вот, огромное количество кино-телеоператоров, преподающих в различных вузах России, — это люди уже в солидном возрасте. У них за плечами большой опыт — как правило, еще советской и российской (периода 1990-х) школы. И я отчётливо вижу, особенно встречаясь на съемочных площадках со студентами из кино- и телевизионных учебных заведений или с начинающими работать в индустрии молодыми людьми, насколько у них мало современных умений в профессии.

— Вы имеете ввиду, что студентам давали много теории и очень мало навыков?

— Да, навыков работы с новым осветительным оборудованием, с новыми камерами, вообще с кино технологиями, которые применяются сегодня. Не теми, что «были вчера», а современными, используемыми именно «сейчас». «Классицизм» в образовании, теория — это нужная база. Но именно что «база». Операторское мастерство включает в себя очень большую палитру знаний и навыков: теоретический, художественный и культурный багаж — это основа, которая должна быть дополнена уверенным владением современной техникой. Технологии вообще и в нашей профессии, в частности, развиваются семимильными шагами — за год может поменяться многое! И все эти новые технологии и технику преподаватель обязан знать и использовать на практике, показывать и объяснять нюансы применения. То есть вуз либо предлагает своим ученикам самую актуальную информационную и практическую базу, готовя квалифицированных кинооператоров, либо пичкает студентов часами теории. Но ведь знать не значит уметь использовать.

— Это как в карате. Мастерство (индивидуальный путь) начинается только после получения учеником черного пояса. То есть выпускник вуза должен быть в некоем смысле уверенным «черным поясом», а не начитавшимся книг по карате любителем… Дмитрий, а как вы видите: российские кинематографисты технологически, по стилю кино- и телесъемок, по-прежнему стремятся «догонять Америку» или у нас есть свой сложившийся путь, ориентированный на российского зрителя?

— Технологии никогда не стоят на месте. А у кого лучшие технологии, тот и лидирует. Кто это понял, тот будет учиться новому все время. Поэтому, с одной стороны, мы пытаемся нагнать технологии, беря лучшее и ориентируясь на лидеров индустрии. С другой стороны, воспитывая своих лидеров профессии, мы пытаемся обогнать. Однако у нас (в отличие от той же Америки) существует огромная нехватка профессионалов-кинооператоров мирового уровня. У нас в индустрии таких Мастеров по пальцам пересчитать. И еще — скажем так, не все из этих мастеров находятся в состоянии технологической актуальности. Не говоря уже о том, что в целом Школа кинематографии в России — во многом заложник стереотипов, а иногда даже и шаблонов. Хотя должно быть иначе.

Роджер Дикинс

Роджер Дикинс работает оператором больше 40 лет, 30 из них – в большом кино. Семидесятилетний мастер снял все культовые фильмы конца XX века («1984», «Сид и Нэнси», «Побег из Шоушенка», «Фарго», «Большой Лебовски» и другие) и продолжает задавать тон в современном кинематографе. «У меня нет стиля, я создаю стиль, подходящий проекту, над которым работаю», – говорит оператор, в кадре которого одинаково органично смотрятся Джефф Бриджес в пижамных штанах и Дэниел Крэйг в строгой двойке из фильма «007: Координаты «Скайфолл», сияющий неоном мегаполис «Бегущего по лезвию: 2049» и одинокая степь из ревизионистского вестерна «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса». Дикинс хамелеоном подстраивается под любой жанр, и все же его работу не спутать ни с какой другой.

2007

Нужно ли смотреть «Форсаж: Хоббс и Шоу»?

5 классных фильмов по комиксам без супергероев

Все фильмы Квентина Тарантино – от худшего к лучшему

Особенности профессии телеоператора

Профессия оператора находится на стыке искусства и техники. С одной стороны кинооператор или телеоператор должен реализовать замысел режиссера, работая совместно с художниками по костюмам и декорациям. С другой стороны, он должен правильно подобрать технику и методы обработки изображения для получения нужного результата.

Работа оператора не имеет привязки к определенному месту. Съемки могут проходить в студиях, павильонах или, зачастую, на открытом воздухе, в любую погоду.

Кроме этого, оператору часто приходится работать над менее зрелищными, но очень важными спецэффектами: устраивать на съемках дождь в солнечную погоду, снег в середине лета, помогать зрителю «видеть» в темноте и т.д.

Профессиональные инструменты телеоператора:

  • камеры (как ручные, так и подвижные);
  • операторские тележки;
  • оборудование для монтажа.

У профессии кино- и телеоператора, несомненно, есть будущее. Роль визуального наполнения в настоящее время постоянно растет. Видеоматериалы уже вышли за пределы одних лишь телевизионных программ или киноиндустрии. С развитием интернета и все повышающимися требованиями к качеству видеоряда потребность в специалистах в данной сфере только увеличивается.

В будущем ожидается осуществление все большего количества спутниковых трансляций, появление небольших телеканалов с профильными тематиками. Будут и дальше развиваться мультиэкранные технологии.

Это означает постоянный спрос на профессию оператора на ТВ или кинооператора. Однако же с постоянным развитием технологий, увеличиваются и требования, предъявляемые к специалистам. Оператор должен будет постоянно быть в курсе последних обновлений, уметь пользоваться самыми актуальными инструментами съемки, знать основы программирования.

Конечно же, оператор не может выполнять свою работу в одиночку. У него есть ассистенты, помогающие ему в рутинной работе записи многочисленных дублей, составлении списка сцен, которые надо отснять. Специальные операторы принимают участие в работе, когда необходимы комбинированные съемки. Помощники оператора следят за перемещениями операторской тележки на съемках.

Направление: Творческие профессии

Кинооператор — очень важный специалист в области съемки кинофильмов, который обычно находится в тени славы режиссера, в то время как проделывает колоссальную работу, необходимую для съемки фильма не просто с технической, но особенно с художественной стороны.

Профессия кинооператора скорее мужская, чем женская, так как кроме всего прочего ему приходится обращаться с камерой, которая зачастую достаточно тяжелая, а также проделывать всякие «каскадерские трюки» при съемках, ведь чтобы добиться нужного эффекта иногда приходится очень потрудиться. Также нужна хорошая физическая подготовка для командировок, съемок ночных кадров и долгих часов ожидания необходимых световых эффектов на природе.

Кинооператор совмещает в себе художественную и техническую составляющие фильма. Он буквально рисует фильм с помощью света, работая подчас с таким огромным количеством осветительных приборов, что они могут занимать в несколько раз большую площадь, чем сам снимаемый кадр. Всеми этими приборами оперирует целая команда, которой руководит кинооператор, а для этого ему также необходимо обладать высоким управленческим потенциалом. Режиссер решает, что показать в очередной сцене, кинооператор же решает, как это показать, и решает это на практике. То есть, по сути, он является художником фильма. Хорошо зная примеры из классики истории кино, живописи и художественной фотографии, а также выработав свой собственный художественный почерк, кинооператор отвечает за образ фильма, художественное единство всех кинокадров и сцен, зрительное впечатление, оставляемое им, ведь иногда достаточно посмотреть пару далеко не самых узнаваемых кадров, чтобы понять, из какой они кинокартины. С помощью композиции, цвета, света и фактуры кадра, кинооператор помогает проявить все замыслы сценариста и режиссера, а зачастую и сам находит креативное решение той или иной сцены и достигает максимальной ее выразительности. В своей работе кинооператор использует самые неожиданные вещи для того чтобы создать эффект дождя, когда дождя нет, эффект теней проносящихся мимо деревьев в вагоне поезда, когда на самом деле сцена снимается в помещении, красивый эффект света луны, когда за окном день. А чего стоят одни только ночные съемки, когда ни в коем случае не нарушая впечатления кромешной тьмы, задуманной по сценарию, необходимо отделить киногероев от фона и, кроме того, показать их эмоции. Зритель не должен догадаться, что за кадром, который он видит, находится огромное количество всяких приборов и ухищрений, он должен думать, что вся красота, происходящая перед его глазами, естественна и все так и было на самом деле.

Кинооператор принимает самое активное участие на стадии монтажа фильма, следя за качеством проделанных монтажных работ и цветокоррекции

На этом этапе важно не потерять ни один художественный эффект, работающий на образ всей картины. Чтобы работать кинооператором, необходимо иметь художественный вкус, чувство стиля, композиции и цвета, креативное мышление, уметь руководить людьми, обладать высокой трудоспособностью и физической подготовкой, а также быть увлеченным своим делом

Чтобы работать кинооператором, необходимо иметь художественный вкус, чувство стиля, композиции и цвета, креативное мышление, уметь руководить людьми, обладать высокой трудоспособностью и физической подготовкой, а также быть увлеченным своим делом.

Степень: Кинооператор. Педагог Телеоператор. Педагог

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература — профильный предмет, по выбору вуза
  • Физика — по выбору вуза
  • Творческий экзамен — по выбору вуза

Профессиональная деятельность кинооператора представляет собой синтез творческой составляющей фильма или постановки с его техническими аспектами. Специалисты данного направления в буквальном смысле рисуют высокохудожественное произведение посредством света, осветительных приборов. Развитие науки и техники приводит к появлению и широкому использованию в кинематографе современного оборудования, оперирование которыми входит в задачи целой команды, а управление этой командой, в свою очередь, является главной задачей кинооператора. Именно он решает, что показать в следующем кадре, он же решает и каким образом это сделать. Применяя в своей работе достижения отечественного и мирового кинематографа, вырабатывая свой собственный, уникальный и неповторимый стиль, кинооператор становится настоящим художником фильма, создавая образ постановки, обеспечивая единство сцен и кинокадров, оформляя внутренне содержание дискурса и выгодно оттеняя игру актеров.

Перспективы трудоустройства по профессии

Дипломированный специалист может успешно занимать должности:

  • видеооператора;
  • арт-менеджера;
  • кинооператора;
  • оператора-постановщика;
  • монтажера;
  • режиссера монтажа;
  • телеоператора.

Чаще всего молодые специалисты начинают свою профессиональную деятельность в качестве ассистента оператора, в задачи которого входит контроль правильности и точности фокусировки камеры, устранение нежелательных бликов, установка соответствующим образом источников света.

Средняя заработная плата молодого специалиста стартует от 30 000 руб. При трудоустройстве в среднюю кинокомпанию, на съемках популярных сериалов оплата рядового оператора колеблется в пределах 60 000 – 90 000 руб., оператора-постановщика – от 120 000 до 150 000 руб. Заработная плата выдающихся кинооператоров за пределами нашей страны может достигать 30 000 в час.

Кто такой оператор-постановщик

«Оператор-постановщик» по-английски звучит как «director of photography».«Director» — это «режиссер». Стало быть, дословный перевод «оператора-постановщика» — «режиссер изображения».

Кино не рассказывает истории, кино их показывает. Когда люди остаются в темноте один на один с экраном, значимость формы — того, как это показано — возрастает невероятно. Андрей Тарковский пишет, что сценарий — это всего лишь проволочный каркас. А плоть и кровь фильма — это его форма. Кино начинается тогда, когда форма становится содержанием фильма.

Оператор-постановщик включается в работу над фильмом на стадии разработки замысла, предлагает изобразительные решения в форме примечаний к режиссерскому сценарию или записи партитуры фильма. Он будто поворачивается спиной к сюжету сценария, видит его с другой стороны: может предложить исключить одни эпизоды и добавить другие, может посоветовать новых персонажей, которые приведут зрителя в захватывающее визуальное пространство. Если режиссер доверяет оператору, видит в нем соавтора и соратника, он согласится.

Одна из главных задач оператора-постановщик — сформировать операторскую группу. Собрав вокруг себя инициативных, творческих соратников, оператор-постановщик может занять место в кресле у контрольного монитора и даже не подходить к камере, координируя по радиосвязи своих ассистентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector