Кодификатор огэ по обществознанию 2021-2022 фипи
Содержание:
- ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Кодификатор ОГЭ
- Разбираем пример
- Основные условия сдачи ОГЭ в 2020 году
- Ряд особенностей
- Как сдать
- Структура ОГЭ по обществознанию
- Рекомендации по работе с заданием
- Как оценивается экзамен
- Как подготовиться к ОГЭ?
- Дистанционная подготовка к ГИА
- Основные проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся
- Как быстро подготовиться к ЕГЭ по обществознанию
- Как устроен экзамен
- Рекомендации по подготовке к экзамену
- ОГЭ по обществознанию: что нового
- Как работать с текстом
- Заключение
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Кодификатор ОГЭ
Государственная итоговая аттестация в форме основного государственного экзамена (ОГЭ)
Обществознание. Кодификатор ОГЭ элементов содержания и требований
к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА по Обществознанию
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы, ссылки на конспекты уроков.
Код элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы | ссылки |
1.1 | Общество как форма жизнедеятельности людей | Конспект |
1.2 | Взаимодействие общества и природы | Конспект |
1.3 | Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь | Конспект |
1.4 | Биологическое и социальное в человеке | Конспект |
1.5 | Личность. Особенности подросткового возраста | Конспект |
1.6 | Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) | Конспект 1,Конспект 2 |
1.7 | Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение | Конспект |
1.8 | Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение | Конспект |
2.1 | Сфера духовной культуры и ее особенности | Конспект |
2.2 | Наука в жизни современного общества | Конспект |
2.3 | Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации | Конспект |
2.4 | Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести |
Конспект 1, Конспект 2 |
2.5 | Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность |
Конспект 1, Конспект 2 |
3.1 | Экономика, ее роль в жизни общества | Конспект |
3.2 | Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов | Конспект |
3.3 | Экономические системы и собственность | Конспект |
3.4 | Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация | Конспект |
3.5 | Обмен, торговля | Конспект |
3.6 | Рынок и рыночный механизм | Конспект |
3.7 | Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство | Конспект |
3.8 | Деньги | Конспект |
3.9 | Заработная плата и стимулирование труда | Конспект |
3.10 | Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки | Конспект |
3.11 | Налоги, уплачиваемые гражданами | Конспект |
3.12 | Экономические цели и функции государства | Конспект |
4.1 | Социальная структура общества | Конспект |
4.2 | Семья как малая группа. Отношения между поколениями | Конспект |
4.3 | Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте | Конспект |
4.4 | Социальные ценности и нормы | Конспект |
4.5 | Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни | Конспект |
4.6 | Социальный конфликт и пути его решения | Конспект |
4.7 | Межнациональные отношения | Конспект |
5.1 | Власть. Роль политики в жизни общества | Конспект |
5.2 | Понятие и признаки государства | Конспект |
5.3 | Разделение властей | Конспект |
5.4 | Формы государства | Конспект |
5.5 | Политический режим. Демократия | Конспект 1Конспект 2 |
5.6 | Местное самоуправление | Конспект |
5.7 | Участие граждан в политической жизни | Конспект |
5.8 | Выборы, референдум | Конспект |
5.9 | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни | Конспект |
5.10 | Гражданское общество и правовое государство | Конспект |
6.1 | Право, его роль в жизни общества и государства | Конспект |
6.2 | Норма права. Нормативный правовой акт | Конспект |
6.3 | Понятие правоотношений | Конспект |
6.4 | Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности | Конспект |
6.5 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации | Конспект |
6.6 | Федеративное устройство Российской Федерации | Конспект |
6.7 | Органы государственной власти Российской Федерации | Конспект |
6.8 | Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан |
Конспект 1 Конспект 2 |
6.9 | Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина | Конспект |
6.10 | Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних | Конспект |
6.11 | Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина | Конспект |
6.12 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | Конспект |
6.13 | Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей | Конспект |
6.14 | Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей | Конспект |
6.15 | Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних | Конспект |
6.16 | Административные правоотношения, правонарушения и наказания | Конспект |
6.17 | Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних | Конспект |
Обществознание. Кодификатор ОГЭ
элементов содержания
Проверить знания
Подобрать репетитора
Разбираем пример
Давайте посмотрим на реальное задание и вместе решим его.
Учёные опросили 20-летних юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т.п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Ответ:
1) Сходство. И юноши, и девушки в наименьшей степени ответили, что они не стали бы безвозмездно принимать участие в деятельности общественной организации.
Предположение. Это можно объяснить тем, что и юноши, и девушки страны Z являются общественно активными гражданами.
2) Различие. Юноши на 10% больше, чем девушки стали бы безвозмездно принимать участие в политических партиях и движениях.
Предположение. Это можер объяснить тем, что юноши страны Z видят для себя больше выгоды или пользы в безвозмездном участии в политических партиях и движениях, так как в дальнейших собираются строить карьеру в этой области чаще, чем девушки.
Итак, мы разобрались с основными сложностями 12 задания ОГЭ по обществознанию. Вы получили алгоритм работы с этим заданием, шаблон для записи ответа, а также три полезные рекомендации. Обязательно изучите наш гайд для ОГЭ по обществознанию, чтобы справиться с остальными заданиями и темами! И удачи!
Основные условия сдачи ОГЭ в 2020 году
Выпускникам девятых классов предстоит сдавать четрые предмета. Два из них обязательные — математика и русский язык. Два других школьники выберут по желанию.
Допуском к ОГЭ будет собеседование по русскому языку. С его помощью учеников проверят на умение грамотно говорить и выражать свои мысли. Для этого им предстоит выполнить следующие задания:
- прочитать текст, правильно поставить ударения в словах и интонационно расставить знаки препинания;
- произнести монолог на одну из предложенных тем;
- построить диалог с членом экзаменационной комиссии;
- прочитать фрагмент предложенного отрывка, а затем пересказать его близко к тексту, дополнив какой-либо необходимой информацией.
Чтобы узнать, по какому сценарию будут проходить экзамены и какие задания получат ученики, рекомендуем зайти на сайт Федерального института педагогических измерений. Здесь можно найти все необходимые аналитические, методические и практические материалы, которые стоит изучить в процессе самостоятельной подготовки к ОГЭ. Здесь же опубликованы тренировочные сборники для учащихся. На сайте уже выложена информация по экзаменам 2020 года.
Ряд особенностей
В 2018 году школьники смогут сдавать на выбор:
- Биологию;
- Географию;
- Физику;
- Химию;
- Информатику;
- Историю;
- Обществознание;
- Литературу;
- Иностранный язык (английский, французский, немецкий или испанский).
Каждый из вариантов имеет достоинства и недостатки. Перед тем, как сделать окончательный выбор, стоит ознакомиться с каждым предметом отдельно. Ниже перечислены некоторые «подводные камни»:
- Обществознание: крайне «популярный» предмет по ОГЭ, который выбирают больше половины школьников. Связана его популярность с тем, что обществознание многим кажется довольно легкой и понятной. С одной стороны, школьники регулярно сталкиваются в жизни с данным предметом, также он часто встречается во вступительных экзаменах в гуманитарные ВУЗы. С другой стороны – готовиться к нему все-таки нужно, к тому же ОГЭ по обществознанию содержит вопросы, требующие развернутого ответа;
- Литература: менее популярный предмет, обычно его сдают либо поступающие по направлению, либо освоившие школьную программу. Сложность предмета заключается в отсутствии тестовой части: экзаменуемому нужно написать 3 развернутых ответа на вопросу (фактически мини-эссэ) и полное сочинение. Для этого требуются определенные навыки и умение излагать мысли;
-
История: требует большого багажа знаний, отличной памяти на даты и умения анализировать. Основная сложность ОГЭ заключается в частой неоднозначности оценок, особенно современной истории;
- Иностранный язык: состоит из письменной и устной части. Сегодня многие изучают иностранные языки дополнительно, потому трудностей со сдачей не наблюдается;
- Химия, физика и биология: сложные для многих предметы на ОГЭ, но полезные школьникам, собирающимся поступать по профилю. Требуют серьезной подготовки, включая навыки решения задач;
- География: ее часто выбирают для ОГЭ, считая простым предметом, но это не так. Помимо знаний о расположении стран экзаменуемому необходимо знать экономику, уметь строить схемы и пользоваться картой;
- Информатика: это не только хорошее знание компьютера и умение работать с простейшими программами. Учащийся должен языки программирования, алгоритмы и логику.
Как сдать
На сдачу ОГЭ по обществознанию выделяют 180 минут (3 часа). Контрольно-измерительные материалы включают 24 задания, из которых 17 – с кратким ответом, а еще 7 – с развернутым. В процессе испытания учащийся может пользоваться только ручкой и черновиком.
Краткие ответы заносятся в бланк №1. Это может быть цифра, указывающая на номер правильного варианта (№2–5, 7–11, 13, 14, 16–18), последовательность цифр (№15, 19), слова или словосочетания (№20). Каждый символ записывается яркими черными чернилами в отдельную клеточку, запятые или иные дополнительные знаки не допускаются. Эти требования введены для облегчения проверки при помощи автоматизированной системы.
Ответы на задания второй части школьники должны сформулировать самостоятельно и записать в бланк №2. Их оценивание проводится экспертами по утвержденным критериям.
Задания КИМ охватывают все разделы пройденного учащимися курса, по каждому из них предусмотрено по 2-3 вопроса. Более сложные требуют понимания сущности и характерных признаков общества, умения искать нужную информацию в графиках и таблицах, сравнивать различные процессы и явления. Вопросы №21-24 представляют собой комплексное задание по предложенному тексту. Оно состоит в поиске нужных сведений, составлении на их основе плана, анализе полученных данных и соотнесении их с собственными знаниями.
Структура ОГЭ по обществознанию
ОГЭ по обществознанию длится 180 минут — три часа. Максимум за работу можно получить 35 первичных баллов. Их переводят в оценку по пятибалльной шкале. Минимальный порог для поступления в колледж или профильный класс — 30 тестовых баллов за обществознание.
Шкала перевода тестового балла ОГЭ по обществознанию в пятибалльную оценку
Экзамен для 9 класса состоит из 24 заданий, в которые входят вопросы из шести основных разделов дисциплины:
- человек и общество,
- духовная культура,
- сфера политики и социального управления,
- социальная сфера,
- экономика,
- право.
Чтобы ознакомиться с составляющими экзамена, нужно внимательно изучить нормативные документы. Найти их можно на сайте ФИПИ
Обратите внимание на три важнейших документа: демоверсию, спецификацию и классификатор. Демоверсия — это образец варианта ОГЭ, который будет использоваться в текущем учебном году
Спецификация поясняет, сколько баллов за какое задание даётся. А кодификатор — это перечень тем, знание которых проверяется на ОГЭ.
<<Форма с консультацией>>
В 2020 году в структуру экзаменационной работы внесли изменения по сравнению с заданиями предыдущих лет, усилили аналитическую составляющую.
Структура ОГЭ-2020 по обществознанию
Подготовка к ОГЭ по обществознанию подразумевает, что школьник учится:
- анализировать практические ситуации,
- рассуждать,
- объяснять,
- аргументировать,
- выражать своё мнение с опорой на факты социальной жизни, личный опыт и школьные знания.
Рекомендации по работе с заданием
Как я и обещала в самом начале статьи, дам вам три рекомендации по работе с 12 заданием.
1) Учитываем особенность задания
Для этого задания необходимо умение анализировать информацию и делать выводы. Только теоретических знаний недостаточно
Еще важно очень внимательно изучать статистический источник — из-за невнимательности легко потерять баллы
2) Что такое выводы и предположения?
Давайте раз и навсегда зафиксируем, чем отличаются выводы от предположений.
Выводы — это то, что непосредственно вытекает из анализа представленной информации.Предположения — это уже ваша интерпретация того, почему могли получиться именно такие результаты. |
Делая предположения, вы должны опираться на предполагаемые факты социальной действительности. Порассуждайте о вероятных социальных, экономических, политических явлениях и процессах — или о различиях в жизненном опыте и ценностях респондентов. Это сильно помогает моим ученикам.
3) Что чаще всего придется анализировать?
Чаще всего на экзамене попадаются социологические опросы по следующим тематикам:
- Сравнение ответов в рамках социологического опроса между мужчинами и женщинами
- Сравнение ответов между двумя разными возрастными группами (например, молодёжью и людьми пенсионного возраста)
- Сравнение ответов жителей одной страны, но в разное время (например, 2002 и 2025).
- Сравнение ответов жителей из разных мест (например, из Твери и Тамбова)
- Сравнение ответов людей с разным уровнем образования (например, сравнить ответы людей с высшим и средним профессиональным образованием)
Как оценивается экзамен
Максимальный первичный балл тоже изменился – теперь это 35 вместо 39. Большинство тестовых заданий оценивается в один балл. Исключение – №15, где за ответ без ошибок ставится 2 балла, а с одной ошибкой – 1. Остальные баллы распределены так:
- №1, 6, 21, 22, 24 – по 2 балла;
- №23 – 3 балла;
- №12 – 4 балла.
Поскольку теперь выпускники будут приводить собственное мнение по тому или иному вопросу, допускается больше вариативности в оценивании. По словам разработчиков КИМ, точка зрения в ответе может быть любой. Главное, чтобы она не противоречила науке.
Снизить оценку на 1 балл могут в следующих случаях:
- если пропущены важные составляющие ответа;
- если был искажен смысл поставленного вопроса.
Баллы | Оценка |
30-35 | 5 |
23–29 | 4 |
14-22 | 3 |
0-13 | 2 |
Шкала перевода баллов ОГЭ-2020
Чтобы получить максимальное количество баллов за первую часть ОГЭ, важно не только правильно ответить на вопрос, но и внимательно и аккуратно заполнить экзаменационный бланк. Эта часть проверяется компьютером, поэтому при неправильном оформлении ответ может быть не засчитан.
Во второй части стоит обратить внимание на основные требования – ответ должен быть кратким, емким и содержать примеры. Также эксперт будет оценивать владение терминологией и теорией обществознания. Как решать задачи с кратким ответом:
Как решать задачи с кратким ответом:
- внимательно читать все слова в условии – лишних слов в нем обычно нет, а вот ключ к ответу вполне может быть;
- выучить термины и определения;
- прочитать первоисточники: Конституцию РФ, основные кодексы и законы. В них можно найти подробности, которых нет в учебниках и пособиях;
- не использовать дополнительную информацию – если каких-то данных нет в задании, значит, они не нужны. Демонстрация эрудиции в случае с ОГЭ может только навредить – большой риск запутаться и допустить ошибку. Отвечать следует только на поставленный вопрос.
Обществознание – предмет, с основными понятиями которого мы сталкиваемся ежедневно, поэтому знания, полученные во время подготовки к экзамену, не только помогут получить хорошую отметку, но и пригодятся в реальной жизни.
Как подготовиться к ОГЭ?
Подготовкой к ОГЭ лучше всего заняться заранее, так что восьмиклассникам, перешедшим в 9 класс, не стоит расслабляться этим летом. Мы предлагаем несколько шагов, которые помогут структурировать подготовку и сдать ОГЭ на высокий балл:
Шаг 1. Определитесь с предметами по выбору
Если к экзаменам по русскому языку и по математике готовиться придется в любом случае, то с предметами по выбору дело обстоит иначе. Чем раньше вы решите, какие дополнительные экзамены собираетесь сдавать, тем больше времени на подготовку у вас будет.
Теоретически, вы можете сдавать больше двух предметов по выбору — так делают те, кто хочет повысить свои шансы на поступление в колледж или на желаемый профиль.
Шаг 2. Изучите кодификаторы и КИМы
Как только вы определились с предметами по выбору, просмотрите кодификаторы экзаменов и КИМы к ним, опубликованные на сайте ФИПИ.
Уже на этом этапе вы поймете, в каких темах вы разбираетесь хорошо, а какие следует «подтянуть», а также уясните, как построен экзамен.
Шаг 3. Прорешайте демоверсии
Вместе с кодификаторами и КИМами ФИПИ публикует и демоверсии — варианты экзаменационных заданий, похожие на те, которые будут на настоящем экзамене.
Обязательно делайте задания на время. Засекайте ровно столько минут, сколько указано в демоверсии, чтобы почувствовать, успеваете ли вы или вам нужно больше тренироваться.
Шаг 4. Заполняйте пробелы
Как только вы выяснили, где ваши «слабые места», начинайте тренироваться.
Просмотрите методические рекомендации для индивидуальной подготовки от ФИПИ. Так вы лучше поймете, чего именно от вас хотят авторы экзаменов. В этих рекомендациях обязательно будет и дополнительная литература, которую вы уже можете найти и изучать:
Список дополнительных книг, который советуют составители методических рекомендаций для ОГЭ 2020 по литературе
Поищите дополнительные курсы. Необязательно записываться на занятия по подготовке к ОГЭ сразу. Но чем раньше вы будете представлять, какие у вас есть возможности и сколько денег и времени вам будет нужно на подготовку в течение учебного года, тем больше у вас будет шансов оказаться на лучших курсах.
Шаг 5. Банк заданий
При подготовке обязательно решайте задачи и отвечайте на вопросы из открытого банка заданий ОГЭ. В нем собраны задания по всем предметам за прошлые годы, и база постоянно обновляется.
Так выглядит открытый банк заданий ОГЭ по химии
Старайтесь решать хотя бы по несколько заданий в день — так вы набьете руку и привыкнете к формулировкам и формату экзамена.
Шаг 6. Не прогуливайте занятия в школе
Ваши учителя будут проводить консультации и уроки по подготовке к ОГЭ. Не стоит этим пренебрегать. Преподаватели помогут вам со сложной темой, дадут совет, укажут на ловушки экзамена и подскажут, как быстрее решать то или иное задание.
Шаг 7. Следите за обновлениями на сайте ФИПИ
Обычно ФИПИ публикует кодификаторы и КИМы для экзаменов в грядущем году осенью. Чем раньше вы увидите обновленные материалы, тем быстрее поймете, изменилось ли в них что-нибудь по сравнению с прошлым годом. Если изменилось, то вы легко скорректируете программу подготовки, а если нет, то вам повезло, и вы можете заниматься дальше.
Дистанционная подготовка к ГИА
Наиболее эффективным методом подготовки к экзаменам по обществознанию, биологии или математике считаются занятия с репетиторами онлайн. Основное преимущество этого метода заключается в возможности обучения с лучшими педагогами различных ВУЗов России, не покидая пределы своего дома. Для родителей учеников это несомненный плюс, поскольку им не нужно давать ребенку деньги на проезд, при этом они могут контролировать процесс его обучения. Участнику курсов не нужно никуда ехать с целью задать преподавателю важный вопрос и прояснить для себя сложные и непонятные моменты – он может это сделать, сидя в кресле за своим компьютером.
На сайте есть возможность подобрать преподавателя по любому предмету нужного уровня квалификации, отвечающего всем необходимым требованиям. Это можно осуществить путем изучения анкет разных кандидатур и выбора среди них лучшей. При всех неоспоримых достоинствах такого вида обучения стоимость онлайн-курсов по обществознанию, математике, иностранному языку или биологии значительно ниже, чем подготовка к ГИА по обществознанию с репетитором, предусматривающая классический формат обучения.
Использование интерактивных методов преподавателями специализированных курсов – еще одно их важное преимущество, позволяющее повысить заинтересованность школьника к урокам и надежно закрепить в их голове всю необходимую информацию
Специализированные курсы Фоксфорд и Lancman school
Специализированными курсами для подготовки к ГИА по обществознанию, математике и другим предметам, способными дать максимально действенный результат считаются Фоксфорд и Lancman school.
Их основные преимущества заключаются в:
- проведении занятия с преподавателями, имеющими огромный опыт подготовки учеников к успешной сдачи экзаменов;
- использованию интерактивных учебников;
- небольшом количестве учащихся в группе, что дает возможность педагогу уделять достаточно времени каждому ученику;
- нацеленности в обучении на достижение высоких результатов;
- постоянном закреплении пройденного материала путем выдачи заданий для подготовки после урока;
- удобстве и комфорте проведения занятий (изучать предмет, находясь в уютной домашней обстановке, приятнее, чем сидя за жестким стулом школьной парты);
- регулярном мониторинге знаний учеников, дающем возможность выявить и устранить пробелы в знаниях;
- формирования расписания занятий, исходя из предпочтений участников курсов.
Используя интерактивные методы, репетитор пробудит в вашем ребенке неподдельный интерес к предмету «человек и общество», благодаря чему полученные знания надолго останутся в его голове. Еще одно преимущество такого метода обучения состоит в том, что у родителей есть возможность контролировать процесс подготовки ребенка к ГИА и помогать ему в правильном распределении своего времени.
Учащиеся могут не только приобрести отличные знания по предмету, которые дадут возможность сдать экзамены на высший бал, но и продолжить облучение с целью углубленного изучения биологии.
В случае отсутствия времени на подбор репетитора по биологии путем изучения всех анкет, напишите нам, и мы подберем вам педагога, соответствующего вашим требованиям.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся
Основные проблемы, с которыми школьники могут столкнуться с выбором способа подготовки к экзаменам по обществознанию, математике или другим предметам, состоят в том, что стоимость занятий с репетитором может быть достаточно высока, однако он при этом не несет ответственности за успешную сдачу экзамена своего подопечного. У педагога, преподающего предмет в школе, есть интерес в том, чтобы его ученики выполнили на высокий бал экзаменационную работу, но зачастую он не способен предоставить весь необходимый объем знаний в рамках школьной программы.
Специалисты центров подготовки к экзаменам при ВУЗах заинтересованы, как правило, только в получении коммерческой прибыли. Обучение с помощью пособиям по обществознанию может быть неэффективным, поскольку материал в них зачастую подается сложным для восприятия языком, при этом информация может быть устаревшей.
Как быстро подготовиться к ЕГЭ по обществознанию
1. Изучите правила
Перед тем как начать готовиться к ЕГЭ по обществознанию с нуля, зайдите на сайт ФИПИ. Там можно найти демоверсию экзамена текущего года, актуальную спецификацию и классификатор. Демоверсия — это образец варианта ЕГЭ. Спецификация поясняет, сколько баллов за какое задание даётся. Кодификатор — это перечень тем, знание которых проверяется.
2. Ведите конспекты
Чтобы качественно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию, нужно уделить время теории. Актуальная информация есть в издании под редакцией Л.Н. Боголюбова. Чтобы текст усваивался лучше, делайте конспекты и возвращайтесь к прочитанному спустя какое-то время.
Чтобы усилить эффект по максимуму — создавайте карты мыслей к каждой теме. Это способ фиксации, наиболее похожий на то, как рождаются и развиваются мысли в нашем мозгу. Даже сложный теоретический раздел уляжется в голове стройным рядом, если нарисовать по нему майндмэп. Советуем активно использовать этот метод при подготовке к ЕГЭ по обществознанию и не только.
<<Форма с консультацией>>
3. Расширяйте кругозор
Курс обществознания включает в себя комплекс научных знаний по социологии, политологии, правоведению, социальной психологии и философии. Поэтому не довольствуйтесь лишь книгой Боголюбова — читайте другую литературу, следите за новостями, расширяйте кругозор и эрудицию во всех областях.
4. Решайте пробники
Главное правило того, как готовиться к ЕГЭ по обществознанию, — регулярно писать пробные работы и смотреть демоверсии. Чем больше «мини-экзаменов» напишет школьник, тем легче ему будет на реальном испытании. Значительная часть успеха на ЕГЭ — знакомство с шаблоном и умение ему следовать. Кроме того, пробники помогут выявить слабые места и вовремя закрыть пробелы. А ещё школьник научится распределять время и поймёт, сколько уходит на конкретные задания, и тогда на экзамене не возникнет проблем с тем, чтобы уложиться в отведённые на госэкзамен 235 минут.
5. Подберите хороший курс для подготовки к ЕГЭ с нуля
Если хочется заниматься под руководством опытных педагогов, но репетиторы не по карману, обратите внимание на онлайн-курсы. Это эффективный способ подготовки к ЕГЭ по обществознанию — вы не потратите много времени и как следует прокачаете знания
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» готовиться к ЕГЭ по обществознанию можно в рамках индивидуального маршрута обучения.
<<Блок перелинковки>>
Как устроен экзамен
Задания. В ОГЭ по обществознанию 31 задание.
1–20 → задания с кратким ответом, охватывающие все основные темы курса по обществознанию. В них нужно выбрать только один вариант ответа: вписать в соответствующее поле на бланке номер варианта или заполнить таблицу на соответствие.
21–25 → задания с кратким ответом, где необходимо использовать знания из разных разделов курса. В этих заданиях нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных вариантов и расположить их в виде последовательности цифр без пробелов и запятых. Например, 234.
26–31 → задания с развёрнутым ответом, связанные с анализом предложенного текста на определённую тему. В них нужно изложить ход своих мыслей, придерживаясь логики и используя аргументы из текста или курса обществознания.
Разделы курса. На ОГЭ будут проверять знание следующих разделов:
Человек и общество, задания 1–4
Духовная культура, 5–6
Экономика, 7–10
Социальная сфера, 11–13
Политика и социальное управление, 14–16
Право, 17–20
Все требования к сдаче экзамена перечислены в спецификации за 2019 год. Ознакомьтесь с ней, чтобы ясно представлять, какие темы будут на экзамене.
Время. Экзамен длится 180 минут. На решение одной задачи базового уровня сложности из первой части уходит 1–4 минуты, повышенного уровня сложности — до 10 минут.
Дольше всего решаются задачи с развёрнутым ответом из второй части:
Задание 26 → 15–20 минут
Задание 29 → 15–20 минут
Задание 31 → 10–15 минут
В задании 26 нужно прочитать текст и составить план. В заданиях 29 и 31 — найти в тексте определённую информацию и привести примеры, используя текст и знания курса обществознания.
Рекомендации по подготовке к экзамену
Чтобы получить максимальный балл, важно вовремя, а главное правильно начать подготовку. Не отладывайте ее на последний момент! Вот несколько рекомендаций, чтобы готовиться к ОГЭ по обществознанию 2021 было проще
Осознайте, что обществознание с точки зрения теории — такой же предме, как и все остальные
Не бойтесь большого объёмов теории. Фокусируйтесь не на заучивании, а на понимании терминов через примеры или аналогии.
Составьте для себя список тем для изучения, исходя из кодификатора. Отмечайте пройденные темы по мере прогресса
Так вы не запутаетесь, какие теоретические аспекты уже изучили.
Уделяйте сопоставимое внимание каждому из шести тематических блоков. Не стоит выделять любимый блок и изучать его: в экзамене встречаются все шесть.
Обращайте внимание не только на теорию, но и на формат заданий
Так вы уменьшите количество ошибок, которые обычно допускают по невнимательности.
Изучите критерии оценивания как в первой, так и во второй части экзамена.
Пишите разборчиво. Понятный почерк важен для обеих частей ОГЭ. Компьютер может не считать цифру или букву, а эксперты при проверке второй части не станут разбираться в непонятных каракулях.
ОГЭ по обществознанию: что нового
В первую очередь изменения коснулись структуры экзамена. Так, сократилось количество заданий – теперь их 24, а не 31. На 17 из них нужно будет дать краткий ответ, а на 7 – развернутый.
Разделены задания теперь тоже по-другому. Раньше их объединяли по формату записи ответа, а сейчас – в соответствии с навыками, которые проверяются. Визуально это никак не обозначается, вопросы идут подряд.
Обществознание, как и ряд других дисциплин, в последние десять лет преподают в соответствии с обновленными образовательными стандартами
Основное внимание уделяется аналитике. Школьников учат рассуждать, объяснять, аргументировать, разбирать конкретные практические ситуации
Поэтому в ОГЭ-2020 присутствуют задания, предполагающие развернутый ответ:
- на анализ статистических данных;
- на проверку финансовой грамотности;
- на знание ключевых обществоведческих терминов.
Педагоги говорят, что это самое сложное в экзамене. В то же время эти задания приближают его к ЕГЭ и послужат полезной тренировкой для тех, кто планирует продолжить обучение в школе.
Среди новшеств – работа с диаграммами, она стала более творческой. Теперь нужно не только написать, что прибавилось или убавилось, но и проанализировать возможные причины изменений.
Исключено из экзамена задание, в котором нужно было отличить факты от мнений (№25). Также сокращено с шести до четырех количество пунктов мини-теста по тексту.
Как работать с текстом
На экзамене вы получите небольшой текстовый фрагмент. Нужно его прочитать и выполнить шесть заданий. Они проверяют ваше умение понимать текст, разделять его на составляющие части, выделять главное, искать нужную информацию, анализировать её и приводить примеры, иллюстрирующие идеи текста.
Текст для заданий с развёрнутым ответом
Текст для заданий с развёрнутым ответом
1 — задание 26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- Выделите основные моменты, а потом озаглавьте их.
- В плане должно быть не менее 4–5 пунктов.
- План должен соотноситься с текстом и затрагивать все идеи, которые в нём освещены.
- Идеи не всегда совпадают с абзацами.
- План должен быть кратким и лаконичным. Не используйте длинных предложений.
- Можно использовать вопросительные предложения.
- Из плана должно сложиться целостное впечатление о тексте.
- Составляя план, представьте, что вам нужно сделать доклад по тексту, а план — это ваша шпаргалка для выступления. Если, посмотрев на план, вы можете вспомнить все основные тезисы из текста, значит, он составлен правильно.
- Красота формулировок оцениваться не будет, только их правильность. Но старайтесь выражаться чётко и ясно.
2 — задание 27. Какую взаимосвязь патриотизма и политики государства отмечает автор, цитируя В.В. Путина? Какие понятия тесно связаны с этим?
- Не приступайте к ответу на второй вопрос задания, пока не ответите на первый.
- Отвечая на вопросы, придерживайтесь чёткой структуры. Лучше всего начинать со слов, указанных в задании. «Цитируя слова Путина, автор отмечает, что политика государства должна опираться на патриотизм». «Автор говорит, что с этим связаны понятия политической и экономической стабильности».
3 — задание 28. Какие определения Родины отмечает автор? Укажите две черты, характеризующие патриотическое отношение к Родине, выделяемые автором.
- Если в условии говорится об определениях, значит, их должно быть минимум два.
- Перепишите определения, сокращая их своими словами.
- Найдите в тексте указанные черты и выберите две из них.
4 — задание 29. Какое определение патриотизма ближе всего автору? Используя обществоведческие знания, приведите два примера проявления такого патриотизма.
- Найдите в тексте нужные определения.
- Определите, какое из них ближе всего автору.
- Примеры должны быть не из текста, а из курса обществознания, книг, фильмов, интернета или собственного опыта.
- В 2-3 предложениях аргументируйте, почему именно этот пример кажется вам подходящим.
5 — задание 30. Автор пишет, что патриотом может быть любой человек. Используя текст и обществоведческие знания, приведите два пояснения данной позиции.
Значит, один пример нужно взять из текста, один — из других источников.
6 — задание 31. Автор отмечает черты современной жизни, отличающие её от предыдущих эпох. Используя текст и обществоведческие знания, поясните две черты и приведите по одному примеру к каждой из них.
- Найдите в тексте те черты, о которых говорится в условии.
- Выберете две из них.
- Выбирайте черты, которые вам больше нравятся и которые вам проще объяснить.
- К каждой черте приведите пример не из текста.
- Аргументируйте свою мысль в нескольких предложениях.
Заключение
Школьникам готовится к экзаменам самостоятельно по книгам тяжело. Большинству из них не хватает усидчивости и свободного времени. К тому же часто они не способны систематизировать обучение и контролировать свои результаты. Учащимся, решившим обойтись своими силами, рекомендуем регулярно проверять свои знания путем прохождения тестов на специальных сайтах.
Подготовка к ГИА по обществу, математике, иностранным языкам в профильном ВУЗе может не принести желаемых результатов, поскольку преподавателям, ведущих занятия, все равно, на какой бал учащиеся сдадут экзамены – для них главное отчитать положенный курс лекций и провести необходимые практические занятия. Более действенной будет подгото
Тем, кого интересует вопрос, как подготовится к ГИА максимально эффективно, рекомендуем записаться на специализированные курсы онлайн в формате дистанционного обучения.