Радиотехник кто это: что это за профессия, чем занимается

Обязанности

По ходу своей деятельности радиооператору нельзя зацикливаться исключительно на работе за столом перед приемопередающими устройствами. Этим специалистам приходится заниматься относительно неблагодарной деятельностью – обслуживать внешние источники сигналов независимо от погодных условий и времени суток, ведь от их бесперебойного функционирования зависит жизнь многих людей. Посему профессия радиооператора требует умений:

  • настраивать приемно-передающие устройства на рабочие частоты;
  • менять неисправные детали и устранять элементарные технические неполадки;
  • производить простейшие электроизмерения и тестирования;
  • обслуживать электросиловые станции и антенно-мачтовые конструкции;
  • выполнять нормативы техобслуживания;
  • вести установленную нормативами документацию;
  • передавать и принимать радиограммы, написанные азбукой Морзе;
  • настраивать буквопечатающие телеграфные аппараты;
  • принимать телеграммы на печатную машинку;
  • вести телеграфную документацию;
  • набирать текст на печатной и телеграфной машинке со скоростью, необходимой для выполнения поставленных задач.

Навыки – это хорошо, но их бывает недостаточно при отсутствии определенных знаний. Каждому уважающему себя радиооператору нужно знать:

  • основные определения и теоремы из курсов электротехники, радиоэлектроники и радиотехники;
  • матчасть и принципы действия доверенной приемопередающей аппаратуры;
  • устройство и порядок эксплуатации антенн и элементов электропитания;
  • правила функционирования радиосвязи;
  • методы обслуживания радиотелеграфа;
  • варианты радиокодов и правила совершения радиообмена.

Работать радиооператорами могут физически выносливые и психологически устойчивые люди, обладающие существенной мужественностью. Им не дано морального права испытывать чувство панического страха в наиболее критические мгновения, поскольку именно они держат в руках те «тоненькие ниточки», которые могут привести спасателей и оказать поддержку. Именно радиооператоры покидают корабль, пульт и лагерь последними – одновременно с капитанами или непосредственными начальниками.

Где работают радиооператоры

В мире по-прежнему широко используется радиосвязь на коротких волнах. Заняты ею инженерно-технические служащие, окончившие соответствующие образовательные учреждения и получившие при распределении на работу в дипломе запись: 210721.01 Радиооператор.

Радиосвязь способствует отправке мгновенных беспроводных сообщений. Такая связь помогает общаться с корреспондентами, местоположение которых точно неизвестно. Коротковолновый диапазон позволяет обеспечивать информацией неограниченное количество людей, а устанавливать контакт можно довольно быстро. Данная связь обеспечивает устойчивый сигнал между подвижными и неподвижными объектами.

Специальность радиооператора предусматривает умение обслуживать:

  • речные буксиры;
  • морские теплоходы;
  • океанические лайнеры;
  • грузовые суда;
  • береговые радиоцентры;
  • геологические и прочие экспедиции;
  • работу органов внутренних дел и полиции;
  • гражданскую авиацию;
  • войсковые подразделения, управление которыми немыслимо без постоянной связи.

Где работают радиооператоры

В мире по-прежнему широко используется радиосвязь на коротких волнах. Заняты ею инженерно-технические служащие, окончившие соответствующие образовательные учреждения и получившие при распределении на работу в дипломе запись: 210721.01 Радиооператор.

Радиосвязь способствует отправке мгновенных беспроводных сообщений. Такая связь помогает общаться с корреспондентами, местоположение которых точно неизвестно. Коротковолновый диапазон позволяет обеспечивать информацией неограниченное количество людей, а устанавливать контакт можно довольно быстро. Данная связь обеспечивает устойчивый сигнал между подвижными и неподвижными объектами.

Специальность радиооператора предусматривает умение обслуживать:

  • речные буксиры;
  • морские теплоходы;
  • океанические лайнеры;
  • грузовые суда;
  • береговые радиоцентры;
  • геологические и прочие экспедиции;
  • работу органов внутренних дел и полиции;
  • гражданскую авиацию;
  • войсковые подразделения, управление которыми немыслимо без постоянной связи.

§ 122. Радист-радиолокаторщик 7-го разряда

Характеристика работ. Включение, проверка основных параметров, настройка, регулирование, полный ремонт радиолокационной системы посадки. Полная настройка с заменой отдельных узлов всего комплекса радиолокационной станции и проверкой ее функциональной схемы. Подготовка к работе и комплексная настройка в отдельных эксплуатационных режимах радиосвязной, радионавигационной и радиолокационной наземной техники; обеспечение полетов перед летными испытаниями. Выявление сложных дефектов в обслуживаемых технике (оборудовании), аппаратуре и системах, а также в принципиальных и монтажных схемах. Анализ выявленных дефектов и их устранение в аэродромных и лабораторных условиях. Настройка контрольной аппаратуры радиомаяков, радиостанций и радиолокационных станций. Проведение работ по замерам взаимопомех и выявление причин их возникновения. Подготовка к облету и облет обслуживаемой техники. Оказание помощи руководителю полетами в выводе летательных аппаратов на точку в неблагоприятных условиях.

Должен знать: устройство, принцип действия и режимы работы обслуживаемого оборудования; конструктивные и электрические особенности электронных устройств, выполненных на интегральных микросхемах; назначение и возможности использования контрольно-измерительной аппаратуры на базе микропроцессорной техники, программы испытаний и исследований; методы и способы электрического, механического и комплексного регулирования обслуживаемой аппаратуры; элементы расчета схем радиоустройств (преобразователей частоты, модуляторов, УПЧ и т.д.); основы схемотехники и микропроцессорной техники.

Требуется среднее профессиональное образование.

Как стать полноценным радиооператором

Мир насыщен радиоволнами – начиная от сотовых телефонов, заканчивая радио- и телесигналами цифрового диапазона. Люди уже привыкли, что повсюду постоянно «говорит» радио.

Наверняка у школьников возникает интерес, как происходит процесс радиопередачи сигналов. Естественно, у выпускников СШ возникает непреодолимое желание попробовать свои силы в этой области, а потому они задумываются, где учиться. Радиооператоров готовят в специальных образовательных заведениях, обучая классическим наукам вроде математики и физики, а также посвящая в основы электротехники, кибернетики, радиоэлектроники и других предметов. Кроме этого, молодые люди изучают:

  • потенциальные места, в которых можно поместить средства связи и необходимое оборудование;
  • проведение первичной проверки установленных на месте устройств;
  • настройку приемников-передатчиков на выделенные частоты;
  • проведение техобслуживания источников сигналов, диагностики и исправление помех в работе приборов;
  • как монтировать электросиловые устройства;
  • что нужно для проведения простейших электрических измерений;
  • способы обеспечения постоянного и безаварийного функционирования доверенных аппаратов для связи.

И это еще не все, что изучают студенты специализированных колледжей. Радиооператоры постигают основу того, ради чего они и поступали в учебное заведение:

  1. проведение приема и передачи оперативной информации по каналам связи телеграфным способом – азбукой Морзе с установленной скоростью;
  2. обмен информацией с применением современных компьютерных сетей;
  3. основы работы телефониста;
  4. обеспечение радиообмена согласно установленным правилам радиосвязи.

Но по окончании колледжа у выпускников появляется другая проблема – кем работать. Радиооператор в эфире – это абсолютно другая должность. Но не следует отчаиваться, ведь знания никогда не бывают лишними, а потому даже на радиостанции будут рады принять на службу тех, кто уже имеет за плечами определенный багаж сведений.

IV. Ответственность

Радиоператор несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

4. ____________________________________________________________________

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Работник по предоставлению услуг телефонной, телеграфной и радиосвязи» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 ноября 2021г. №784н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Плата в России

Специалисты этой профессии наибольшим спросом пользуются в Московской обл. – 20,4%.

Большинство работодателей предлагают зарплату:

  • от 16800 ($287) до 32600 руб. ($558);
  • 10% из них обещают доход до 48400 руб. ($828);
  • 5% — заработок до 64200 ($1099);
  • 2% — оклад свыше этой суммы.

Средняя зарплата радиомехаников (в руб.):

  • в Москве от 46000 ($787) до 61000 ($1043);
  • в Санкт-Петербурге от 31000 ($530) до 43000 ($690);
  • по России – от 25000 ($427) до 37000 ($633).

Среднестатистические данные по стране (в руб.):

  • Московская обл. – 45000 ($770);
  • Приморский край – 42551 ($728);
  • Ленинградская обл. – 40417 ($691);
  • Томская обл. – 32833 ($561);
  • Мурманская обл. – 31667 ($541);
  • Алтайский край – 30000 ($513).

Начинающий радиомеханик без опыта работы не может рассчитывать на оклад свыше 20000 руб .

Остальные зарабатывают в зависимости от опыта работы и занимаемой должности (в руб.):

  • проектировщик ОВК – 66667 ($1140);
  • мастер по ремонту – 63333 ($633);
  • инженер технадзора – 60667 ($1038);
  • инженер ПТО – 54167 ($927);
  • мастер по ремонту электробытовых приборов – 40000 ($684);
  • радиомонтажник РЭА – 30000 ($513);
  • мастер по ремонту РЭА – 40000 ($684);
  • мастер по ремонту телефонов и планшетов – 75000 ($1206).

В отдаленном уголке России, в каком-нибудь районном центре, радиомеханик без опыта получает минимальный доход – 7700 руб. ($131) .

В среднем по России профессионалы получают 28144 руб. ($481) .

Перспективы трудоустройства по профессии

Выпускники направления могут претендовать на должности техников, наладчиков и разработчиков в компании, производящие электрооборудование, а также на предприятия по разработке средств спутниковых и телекоммуникационных систем, в организации радиоэлектронного профиля, теле- и радиокомпании. Специалисты с опытом работы могут проявить себя в направлении исследовательской деятельности.

Что же касается уровня будущей заработной платы, то здесь все зависит от опыта и сферы применения знаний и умений специалиста. На государственных предприятиях средний оклад радиотехника составляет от 20 до 40 тысяч рублей, в коммерческих организациях заработок может составить до 80 тысяч.

Что надо знать для учебы на радиофакультете

Для начала – хотя бы помнить год изобретения радио Поповым и Маркони. А если серьезно, то необходимо досконально знать разделы физики, посвященные электромагнетизму и электричеству. Такие темы, как природа электромагнитных волн, законы Ома и Кирхгофа, принцип действия телеграфа должны буквально отлетать от зубов. Расчет цепей также необходим: активные и реактивные сопротивления, параллельные и последовательные соединения элементов – все это должно быть изучено и досконально проработано

Нужно знать всё об индукции и взаимоиндукции.Также очень важно хорошо владеть английским языком (в первую очередь техническим): большинство текстов по современному радиотехническому оборудованию составлено на нем

Тип и класс

  • Профессия инженер-радиотехник по предмету труда относится к типу: «Человек – Техника», она ориентирована на создание, конструирование, монтаж, сборку и наладку, эксплуатацию радиотехнических устройств, управление техническими устройствами.
  • Дополнительный тип профессии — «Человек-Знак», поскольку она связана с работой со знаковой информацией: цифрами, формулами, таблицами, чертежами, схемами.
  • Профессия инженер-радиотехник по характеру труда относится к классу эвристических (творческих), она связана с анализом, исследованиями и испытаниями, конструированием и проектированием.

Александр Апситис

В 1930 году к фирме Лейбовица примкнул молодой талантливый радиоинженер Александр Апситис. Александр родился в 1906 году в Риге и рос в обычной рабочей семье. С шестнадцатилетнего возраста он работал в городской телефонной сети.

К 1930 году юноша закончил городское ремесленное училище и вечерний техникум, а в 22 года стал призером конкурса, проводимого Министерством внутренних дел, и сконструировал для погранохраны 200 радиоприемников, оснащенных тремя лампами и батарейным питанием.

В 31-м году, работая в Foto-radio centrāle A. Leibovic, Апситис представил приемник Rigafons с лампами E424N, B409 и 1802 на борту, который вышел тиражом в 1 000 экземпляров.

Kosmofons

Среди последовавших далее моделей можно выделить аппарат Kosmofons образца 1932 года, который вещал в диапазонах ДВ/СВ и оснащался лампами RENS1264, RENS1204, RES164 и RGN1054, а также вышедшую в 1933 году серию 2-ламповых приемников Tautofons под индексами «1», «2» и «3».

В 1932 году в мастерской по производству радиоаппаратуры, которая находилась в фамильном доме Лейбовица, уже работало 10 человек. Однако в 1938 году в кредит было приобретено отдельное помещение под цех.

В 1933 году Лейбовиц и Апситис разорвали деловые отношения. Причиной разрыва стали разногласия во взглядах: Александр настаивал на том, чтобы производить собственные высококачественные продукты, а у Лейбовица было сугубо коммерческое видение вещей, в рамках которого проводилась политика жесточайшей экономии — в том числе на качестве комплектующих.

Вскоре после этого Апситис вместе с коллегой по работе Францисом Жуковскис открыл новое предприятие — фирму по производству радиоаппаратуры A.Apsītis un F.Žukovskis, которая, благодаря сотрудничеству с немецким концерном Telefunken, получила доступ к фирменным деталям (радиолампы и прочие элементы) и некоторым лицензионным схемам.

Предприятие Апситиса быстро прогрессировало. В самом начале это были обычные модели радиоприемников прямого усиления — в том числе батарейные варианты, — но в 1935 году Александр представил свой первый ламповый супергетеродинный приемник T-420 «Koncertsupers», который имел массивный деревянный корпус, напоминавший дизайн некоторых моделей компании Telefunken, и работал в диапазонах ДВ, СВ и КВ.

T-420

Несмотря на внешнее сходство, в T-420 использовалась оригинальная топология схем авторства самого Апситиса. При этом гарантировалось высокое качество сборки, благодаря чему продукция предприятия пользовалась стабильным спросом. В дальнейшем, во всей аппаратуре, разработанной А. Апситисом, использовались только оригинальные авторские решения, благодаря чему его фирма имела успех.

В 1936 году появилась модель Т612 и высококлассный супергетеродинный приемник T665, который отличался усложненной схемотехникой. Топология схем T665 включала в себя систему автоматической регулировки усиления (АРУ), 3-каскадный триодный УНЧ и выходную секцию, оснащенную лампой AD1, которая пользовалась большой популярностью у любителей качественного звука. Фактически, каждый год фирма выпускала новые, более прогрессивные модели.

T665

В 1938 году появилась модель Т934, представляющая собой гибрид супергетеродинного и регенеративного приемников. В 1940-м фирма Апситиса начала выпуск своих наиболее массовых аппаратов: бюджетного Т4044 и высококлассного Т4055.

Т4044

В 1938 году в Латвии насчитывалось 29 официальных производителей радиоприемников. В то время это был довольно прибыльный бизнес.

Что надо знать для учебы на радиофакультете

Для начала — хотя бы помнить год изобретения радио Поповым и Маркони. А если серьезно, то необходимо досконально знать разделы физики, посвященные электромагнетизму и электричеству. Такие темы как природа электромагнитных волн, законы Ома и Кирхгофа, принцип действия телеграфа должны буквально отлетать от зубов. Расчет цепей также необходим — активные и реактивные сопротивления, параллельные и последовательные соединения элементов. Все это должно быть изучено и досконально проработано

Индукция и взаимоиндукция тоже должны быть прояснены на отличном уровне.Также очень важно хорошо владеть английским языком (в первую очередь техническим): большинство текстов по современному радиотехническому оборудованию составлено на английском

Профессиональные качества специалиста

Специалист радиомеханик может считаться профессионалом, в том случае, когда будет обладать следующими качествами:

  1. имеет интерес к различной технике;
  2. проявляет инженерные способности;
  3. любит заниматься ручным трудом;
  4. обладать высоким интеллектом;
  5. иметь хорошую память;
  6. уметь концентрироваться на деталях;
  7. обладать усидчивостью.

Кроме того, профессиональные радиотехники начинают чувствовать окружающие их электронные приборы. Они более внимательно к ним относятся. Различают малейшее отклонение от нормы, незаметное большинством пользователей.

Кроме того, попасть в число профессионалов будет не так-то просто. Ведь больших результатов могут добиться те, кто с самого детства увлечены не просто использованием, но изучением принципов работы радиоэлектронного оборудования и приборов. Если научились работать с паяльником и разобрались с печатными платами, комбинируя их для получения определенного результата.

Почему стоит поступить на магистратуру

Есть несколько причин, почему стоит продолжить обучение в магистратуре, к ним относятся:

повышенный спрос среди работодателей – уровень знаний, полученный на магистратуре, высоко ценится на современном рынке труда; большое количество бюджетных мест; возможность стажировки заграницей, программы обмена студентами; есть подготовительные программы для поступающих.

Магистратура предоставляет широкие возможности и позволит студенту в разы увеличить объем своих знаний и умений. Это, в свою очередь, даст возможность успешно реализовать себя в науке или построить успешную карьеру. В дальнейшем студент получает возможность поступить в аспирантуру.

Где работают выпускники

Учитывая относительно скромное число выпускников радиотехнических направлений (из-за сложности профессии желающих освоить ее не сотни и даже не десятки тысяч), проблем с трудоустройством обычно не возникает. При наличии хорошего багажа знаний выпускник вуза без опыта сможет найти перспективную работу.

Потенциальными местами трудоустройства могут стать:

  • конструкторские бюро и НИИ;
  • заводы, производящие радиотехнику;
  • предприятия добывающей промышленности, в частности нефтяной и газовой отрасли (обслуживание радиоприборов);
  • телевизионные компании.

Выпускники радиотехнических институтов могут работать на должностях инженера:

  • по спутниковой связи;
  • по приборам ориентации и навигации летательных аппаратов;
  • по телевизионному оборудованию;
  • по телекоммуникациям;
  • по технологиям и приборам квантовой электроники.

Среди вариантов должностей также радиозвукотехник, теле- и кинооператор, связист, мастер по ремонту техники.

Поэтому, прежде чем поступать в радиотехнический университет, стоит провести мониторинг местного рынка на предмет наличия мест трудоустройства. Если их не так много, а желания ехать в другой город нет, стоит взвесить правильность выбора будущей профессии. Ведь будет обидно, получив диплом, всю жизнь проработать в сервисном центре в лучшем случае на среднюю зарплату.

Несмотря на то что качество преподавания в радиотехнических учебных заведениях остается на высоком уровне, для успешного построения карьеры необходимо самостоятельно совершенствовать профессиональный уровень. Отслеживание новинок в мире техники и умение оперировать большим количеством информации – это половина карьерного успеха.

Что изучается

Во времена Советского Союза на радиофакультеты, помимо тех, кто шел по призванию, подавали документы абитуриенты, напуганные печально известными предметами конструкторских факультетов. Действительно, радиоинженеры были избавлены от знакомства с сопроматом, теоретической механикой, теорией машин и механизмов (ТММ для многих студентов расшифровыввалось как «тут моя могила»), конструкционными материалами и технологией их обработки. Да и черчение длилось один семестр вместо двух курсов.

Но не все коту масленица: на втором курсе приходит расплата, причем независимо от выбранной  специальности. ОТЦ (основы теории цепей), плавно переходящие в РТЦиС (радиотехнические цепи и сигналы) будут идти два курса, заставляя просыпаться посреди ночи в холодном поту. Также на всех специальностях проходят антенно-фидерные, радиопередающие и радиоприемные устройства. Плюс курсовые работы и проекты, то есть проектирование и расчет того или иного устройства.

Еще изучаются электронные приборы (диоды, транзисторы, магнетроны, клистроны, лампы, лампы бегущей волны), элементная база (жизненно необходима инженерам-схемотехникам и при курсовом проектировании). В общем-то, все перечисленные предметы существовали и во времена Советского Союза, так что ничего нового. Транзисторы изучаются и используются при проектировании только отечественные, микросхемы – тем более. Единственное, что исчезло, – это практикумы по пайке. Так что, если не мечтаете колдовать над печатными платами с паяльником в руках и вычищать из-под ногтей канифоль, то проблем нет.

Появились и новые предметы: методы защиты информации, теория телекоммуникаций, построение и организация телекоммуникационных и радиотелефонных сетей, сети и системы передачи данных. В какой-то степени на старших курсах радиофакультетов учат не на радистов, а скорее на специалистов по телекоммуникациям и системам передачи информации. Направление, как известно, более чем перспективное, и потерпеть ради этого 3 года можно вполне.

Особенности профессии

Хотя название профессии отчетливо указывает на связь с радио, эти мастера имеют дело не только с радиоаппаратурой, но и телевизорами, а также другими электронными приборами – от кофемолок и стиральных машин до сотовых телефонов и медицинской техники.

В основе всех этих приборов лежат электронные технологии. Поэтому у этих мастеров есть другие варианты названия: радиоэлектронщик, мастер-электронщик, мастер по ремонту электроники и бытовой техники.

Когда к мастеру-наладчику в руки попадает неисправный телевизор, он проводит его диагностику и находит место поломки. Разбирает его, вынимает неисправную деталь, устанавливает новую,  собирает прибор заново и проводит небольшое испытание. Если всё работает, починенный телевизор возвращается к владельцу.

Электронные технологии очень разнообразны и постоянно развиваются. Поэтому часто мастера-ремонтники специализируются на какой-то определённой нише. Например, на телевизорах или на оборудовании конкретной фирмы. При этом хороший специалист может менять или расширять свою специализацию. Например, он  работает в гарантийной мастерской фирмы Siemens и ремонтирует телевизоры. При этом ему не составляет труда починить кофемолку или микроволновку, хотя там помимо электроники присутствуют механические части.  (На то он и радиомеханик.) Параллельно мастер осваивает ремонт сотовых телефонов этой же фирмы.

Другой вариант: мастер переходит в фирму, которая специализируется на компьютерных технологиях: электронных книгах, навигаторах, планшетных компьютерах. Ещё одно перспективное направление – слуховые аппараты. Как известно, от снижения слуха страдает 10% населения Земли, поэтому очень многие люди носят слуховые аппараты различных производителей. Их продают (индивидуально подбирают), обслуживают и ремонтируют в специализированных фирмах, и в каждой из них есть свой мастер-ремонтник, прошедший специальное обучение.

Таким образом, профессия мастера по ремонту радиотехники и электроники – это широчайшее поле деятельности. Правда, при условии, что мастер обладает инженерным мышлением, глубоко понимает принципы работы оборудования и ему не лень учиться.                

Каждый год производители электроники преподносят миру какой-нибудь сюрприз в виде новых материалов, новых технологических находок. И если мастер не держит руку на пульсе, не читает техническую литературу, не знакомится с новинками, он очень быстро отстаёт от жизни. Для кого-то это минус профессии. А для кого-то постоянное движение – одно из её главных достоинств.

Зарплата у мастера по наладке радиоэлектроники зависит от его мастерства. А также от системы оплаты труда в конкретной ремонтной компании. Некоторые работодатели платят исключительно сдельно, другие выплачивают оклад и проценты от стоимости выполненной работы.

Особенности профессии

Для начала давайте поговорим о том, какими качествами должен обладать человек, желающий освоить радиотехнику. Итак, ему необходимо:

  • иметь аналитический склад ума;
  • любить работать с техникой;
  • уметь долгое время сидеть неподвижно;
  • обладать хорошей моторикой рук;
  • быть способным концентрироваться.

Также следует отметить то, что данная профессия требует постоянного самосовершенствования. Ведь с годами полученные в институте знания теряют свою актуальность, так как на рынок выходят совершенно новые модели приборов. Следовательно, радиотехник должен постоянно углублять свои познания и вникать в технические новинки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector