Что такое гвэ-9?
Содержание:
Темы для подготовки
При подготовке к экзамену очень важно охватить все разделы физики. Повторять материал приходится за несколько последних лет, и есть риск пропустить какую-то тему или не уделить ей достаточного внимания
Чтобы этого не произошло, необходимо опираться на перечень элементов содержания, проверяемых на ГВЭ, приведенный в спецификации:
- основные физические понятия и величины, их единицы и приборы для измерения;
- механическое движение (равноускоренное и равномерное), волны и механические колебания;
- силы в природе и законы Ньютона и Гука;
- давление, плотность вещества, законы Архимеда и Паскаля;
- агрегатное состояние веществ и тепловое движение молекул;
- понятие электричества, электромагнитные волны, магнитные поля, оптика, опыты Фарадея, законы Ома и Джоуля – Ленца;
- атомное ядро и ядерные реакции, радиоактивность.
Также стоит обратить внимание на отработку навыков использования данных, представленных в виде схем, графиков или таблиц. Не помешают и знания об основных методах научного познания
Что такое ГВЭ?
ГВЭ — это тоже ГИА, государственная итоговая аттестация, которую сдают выпускники в школах России. Соответственно, ГВЭ-9—– это форма ОГЭ, а ГВЭ-11 — разновидность ЕГЭ. ГВЭ сдают ученики, имеющие серьезные ограничения по здоровью. Заявление на сдачу этого экзамена могут подать школьники:
• имеющие ОВЗ — ограниченные возможности здоровья;
• отбывающие наказание в исправительных колониях;
• учащиеся специализированных интернатов и закрытых школ;
• выпускники школ Крыма.
Подготовиться к экзаменам самостоятельно — очень непростая задача для ребенка
Если хотите готовиться быстрее и эффективнее, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM по всем предметам. Каждый третий ученик нашего центра сдает ЕГЭ на 80+, в прошлом году мы помогли поступить на бюджет 140 тысячам выпускников со всей России. Консультация бесплатно!
Оценивание устных работ
Оценивание ГВЭ в устной форме отличается от письменного экзамена. Каждый вопрос в билете «стоит» до 3 баллов. То есть ученик, полно и правильно ответивший на оба задания, может рассчитывать на 6 первичных баллов
При этом экзаменаторы обращают внимание на такие моменты:
- владение основными понятиями предмета;
- способность описывать социальные объекты, их признаки и социальные роли;
- умение высказывать суждения о человеке и обществе, сравнивать разные социальные объекты, находить сходства и различия между ними;
- понимание важнейших взаимосвязей между социальными объектами (государство и гражданин, природа и общество и др.);
- способность приводить примеры деятельности людей, ситуаций, которые регулируются социальными отношениями.
Баллы по каждому вопросу выставляются, исходя из следующих критериев:
- 3 пункта – полное и правильное изложение ответа на вопрос, указанный в билете;
- 2 пункта – ответ в целом правильный, однако допущены неточности, не искажающие сути вопроса;
- 1 пункт – ученик, в общем, понимает сущность относящихся к вопросу обществоведческих понятий, однако допустил серьезные ошибки;
- 0 пунктов – участник оказался не способен ответить на поставленный вопрос.
Итоговые оценки выставляются по шкале, приведенной в таблице ниже
Первичный балл | Итоговая отметка |
---|---|
0–1 | 2 |
2 | 3 |
3–4 | 4 |
5–6 | 5 |
Таким образом, девятиклассники с ОВЗ или обучающиеся в учреждениях закрытого типа, сами выбирают формат сдачи экзамена – ОГЭ или ГВЭ. Такой подход позволяет им получить аттестат об основном общем образовании в максимально комфортных для них условиях, с привлечением необходимых специалистов и соответствующей материально-технической базы. ГВЭ по обществознанию достаточно несложен, но дает ученикам важные навыки, касающиеся жизни в социуме.
Темы для подготовки
Чтобы ученики могли качественно подготовиться в ГВЭ, в спецификации перечисляются все темы, которые будут проверяться в ходе экзамена. Остановимся на том, какие основные моменты должен знать участник:
- признаки географических явлений и объектов;
- географические особенности океанов и материков, народов Земли, основные географические открытия, важнейшие путешествия и их результаты;
- особенности географического положения, природных зон, отраслей хозяйства и населения РФ;
- природные ресурсы, их охрана и использование, обеспеченность ими разных территорий планеты;
- процессы и географические явления в геосферах;
- зависимость возникновения геоэкологических проблем от деятельности человека.
Также от учащихся требуется умение работать с картами, определять географические координаты, находить и анализировать необходимую информацию. Все знания, полученные при изучении школьной программы, нужно уметь применять в практической деятельности.
Часть II
Задания этой части требуют полного обоснованного решения и верного ответа.
Задание 11
а) Решите уравнение \((81^{\cos x})^{\sin x} = 9^{-\sqrt3 \cos x}.\)
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку \(\left \).
Решение.
а) Применим свойства показательной функции, чтобы выравнять основания. Т.к. \(81 = 9^2\), и при возведении степени в степень показатели перемножаются, получим \
Теперь можно «отбросить» основания, чтобы уравнять показатели \ Получилось стандартное тригонометрическое уравнение среднего уровня сложности. Преобразуем его к произведению сомножителей. \ Произведение может равняться нулю тогда и только тогда, когда какой-либо из его сомножителей равен нулю, т.е. либо \(\cos{x} = 0\), либо \( 2\sin{x} +\sqrt3 = 0.\)
В первом случае имеем \
Во втором случае имеем \
Все полученные значения нужно включить в ответ.
б) В предыдущей части задачи чертежи на круге носили вспомогательный характер, ответ можно было написать по формулам из учебника. Для ответа на второй вопрос чертёж нужен. Можно использовать
числовую ось
или тригонометрический круг
на которых нужно выделить заданный промежуток и соотнести с этим рисунком полученные в первом пункте ответы. Указанный промежуток относится к первому обороту ПО часовой стрелке или к первому отрицательному периоду.
Ответ:
a) \( \dfrac{\pi}{2} + \pi k, k\in Z,\; -\dfrac{\pi}{3} + 2\pi n, n\in Z,\; -\dfrac{2\pi}{3} + 2\pi m, m\in Z; \)
б) \( \dfrac{3\pi}{2}, -\dfrac{2\pi}{3}, -\dfrac{\pi}{2}. \)
Показать ответ
Комментарий к заданию.
Это обычное уравнение среднего уровня сложности. Таких уравнений вы должны были немало решать на уроках независимо от того, в какой форме планировали сдавать ЕГЭ. По формулировке задания, требованиям к оформлению решения и критериям оценивания оно напоминает задание 13 профильного ЕГЭ по математике. Однако по сложности, прежде всего по сложности предварительных преобразований, оно гораздо легче. Я рекомендую готовиться к этой части экзамена не по материалам ЕГЭ, а по учебнику алгебры и тетрадям.
Задание 12
В тетраэдре ABCD ребро AD имеет длину 6, а все остальные рёбра равны 4.
а) Докажите, что прямые AD и BC перпендикулярны.
б) Найдите площадь сечения тетраэдра плоскостью, содержащей прямую BC и перпендикулярной прямой AD.
Решение.
Рассмотрим треугольники ADC и ADB. Они равнобедренные и равные, т.к. по условию задачи AC = CD = AB = BD = 4 и AD их общая сторона.
а) Пусть M середина стороны AD, тогда отрезки MC и МВ – медианы равнобедренных треугольников являются их высотами. Поэтому \( AD\perp MC\) и \(AD \perp MB.\) В соответствии с признаком перпендикулярности прямой и плоскости имеем AD перпендикулярна всей плоскости BCM.
Теорема. Если прямая, пересекающая плоскость, перпендикулярна двум прямым в этой плоскости, проходящим через точку пересечения, то она перпендикулярна плоскости.
Поэтому AD перпендикулярна и прямой BC, лежащей в плоскости BCM.
Определение. Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если она перппендикулярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости.
Доказательство закончено.
б) Найти площадь сечения тетраэдра плоскостью, содержащей прямую BC и перпендикулярной прямой AD, означает найти площадь треугольника MBC. Мы, фактически, уже доказали, что это то самое сечение.
Сторону МС найдём по теореме Пифагора из треугольника AMC, в котором гипотенуза AC = 4, катет АМ = 6:2 = 3 (M – середина AD.) \
\(MB = МС = \sqrt{7}\), т.к. это медианы равных треугольников. BC = 4.
Нам известны все стороны треугольника, значит можно найти площадь по формуле Герона \(S=\sqrt{p(p−a)(p−b)(p−c)},\) где р — полупериметр, a,b,c — длины сторон треугольника.
Находим \
Те, кто не помнит формулу Герона или затрудняется в алгебраических преобразованиях с радикалами, могут провести в треугольнике МВС высоту к стороне ВС и найти её величину по теореме Пифагора.
Ответ: б)\(2\sqrt{3}.\)
Показать ответ
Вывод: По моему мнению, оценки «три» или «четыре» на ГВЭ будет получить легче, чем на базовом ЕГЭ, потому что за то же время нужно решить меньшее число заданий. Однако оценку «пять» будет получить сложнее, так как присутствуют задания с развёрнутым ответом, к которым вы ранее не готовились. В любом случае желаю удачи!
Перейти к задачам профильного ЕГЭ.Вернуться на главную страницу сайта.
Оценивание письменных работ
Сначала на ГВЭ по обществознанию за ответы начисляются баллы, которые затем переводятся в оценки. В экзаменационных бланках содержатся вопросы разного уровня сложности, которые оцениваются по-разному.
Уровень сложности задания | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент от максимально возможного балла |
---|---|---|---|
Базовый | 16 | 17 | 60,7 |
Повышенный | 10 | 11 | 39,3 |
Итого | 26 | 28 | 100 |
Правильно выполнив все задачи письменного экзамена, участник может получить 28 первичных баллов. Что касается «стоимости» каждого вопроса, то здесь ситуация выглядит так:
- Задания №1–21 и 23–25 оценивают в 1 балл, если ответ правильный. Если ученик ошибся, ставят 0.
- За упражнение №22 могут поставить 2 балла (без ошибок), 1 балл (при наличии одной погрешности) или 0 (2 и больше ошибки).
- Задача №26 с развернутым ответом может принести 2 балла при правильном ответе на оба поставленных вопроса или 1 балл при неполном ответе. Если же рассуждения ученика не соответствуют сути задания, экзаменаторы выставляют ему 0.
Схема перевода первичных баллов в оценку за ГВЭ по обществознанию показана в таблице ниже.
Первичный балл | Итоговая отметка |
---|---|
0–8 | 2 |
9–15 | 3 |
16–21 | 4 |
22–28 | 5 |
Как подготовиться
Как бы ни банально это звучало, но самая главная подготовка к экзамену – это хорошая учеба в школе. Проходя темы год за годом, школьник закладывает базу, которую незадолго до экзамена нужно будет только освежить в памяти, а затем отработать типовые упражнения и разобраться с условиями сдачи испытания. Однако этот совет подходит не всем. Некоторым приходится изучать предмет чуть ли не «с нуля».
Специалисты советуют школьникам, которые учатся хорошо, начинать подготовку к ГВЭ по географии за 2-3 месяца до экзамена. Тем же, у кого есть проблемы с усвоением материала или с концентрацией внимания, придется заниматься с осени.
Спецификация
- перечень нормативных документов, на основании которых проводится ГВЭ;
- как будет проходить само испытание и сколько на него выделяется времени;
- что может иметь при себе участник;
- какова структура экзаменационной работы, и какие темы будут в нее включены;
- как распределены вопросы по разделам дисциплины и уровню сложности;
- как выполнять работу и записывать ответы;
- по каким критериям оценивают ответы учеников на вопросы разного вида и сложности.
В спецификации есть демонстрационный вариант экзамена, при помощи которого школьник может проверить свои знания по предмету. Затем можно сверить свои ответы с представленными в конце документа правильными вариантами и выявить пробелы в знаниях, которые следует устранить.
Тренировочные сборники
Сборник довольно объемный, он состоит из 90 страниц печатного текста, но бояться этого не следует. Все сведения здесь поданы максимально доступно и корректно. В небольшой первой части перечислены 30 теоретических вопросов, которые будут включены в экзаменационные билеты. Кроме того, здесь есть практические задания, которые могут попасться в билетах, и примеры их решения
На всю эту информацию нужно обратить внимание тем, кто настроен сдавать ГВЭ устно. Пропускать темы, которые не нравятся, нельзя, поскольку в билете обязательно будут вопросы из разных разделов географической науки
Вторая часть гораздо больше первой. Она составлена для участников, выбравших письменный формат сдачи испытания. Здесь весь материал скомпонован по разделам:
- источники географической информации;
- человек и природа Земли;
- материки, океаны, страны и народы;
- геоэкология и природопользование;
- география России.
По каждому из них даны тренировочные упражнения, многие из которых помогают отработать навык работы с картами и схемами. Количество заданий зависит от объема раздела. Например, природе Земли посвящено 49 упражнений, а источникам географической информации всего 8. В конце каждой главы указаны верные ответы для самопроверки.
Список литературы
ГВЭ по географии имеет свои особенности. Многие ученики выбирают его по той причине, что на экзамене разрешено использовать географические атласы, используя которые можно ответить на вопрос, даже плохо зная тему
Здесь важно подобрать такой атлас, в котором, с одной стороны, будет достаточно сведений, а с другой, он не будет слишком подробным, чтобы его не запретили к использованию
Можно обратить внимание на серии атласов и контурных карт для 5–9 класса издательств «Дрофа», АСТ (здесь есть еще и сборники задач), Омской картографической фабрики. Все они соответствуют ФГОС и разрешены к использованию в российских школах
Теоретический материал можно проходить по школьным учебникам и вспомогательным пособиям различных издательств. Среди них можно отметить:
- А.А. Лобжанидзе «География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебное пособие. ФГОС»;
- И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев «География материков и океанов. 7 класс»;
- О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким «География. Страноведение. 7 класс»;
- И.И. Баринова «География России. Природа. 8 класс»;
- Ю.А. Соловьева, А.Б. Эртель «Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ» и др.
Кроме того, участники ГВЭ при подготовке могут пользоваться и тренировочными вариантами к Всероссийским проверочным работам за 5–9 классы. Если ученик по предмету серьезно отстает или имеет проблемы с восприятием материала из-за состояния здоровья, тогда за основу нужно брать тренировочные задания ФИПИ и дополнять их наиболее простыми упражнениями из других сборников.
Онлайн-ресурсы
Специальных образовательных интернет-ресурсов для подготовки к сдаче ГВЭ по географии нет. Однако учащиеся могут пользоваться сайтами, разработанными для тех учеников, которые сдают ГИА в виде ОГЭ. Это могут быть подборки тестов или онлайн-тренажеры, которые предлагают выполнять упражнения на время. Также полезно просматривать научно-популярные ролики и видеоуроки, где в доступной форме рассказывают о важных темах.
Оценивание устных работ
В устном формате участник максимально может получить за отличное выступление 8 баллов: по 3 – за каждый теоретический вопрос и 2 – за практическое задание. Экзаменаторы выставляют оценки, руководствуясь специально утвержденными критериями. По теоретическим вопросам они таковы:
- 3 балла ставится за полный логичный ответ, с пониманием темы, без ошибок и подкрепленный конкретными примерами. Ученик должен свободно владеть терминологией, делать обобщения и выводы, выбирать оптимальные картографические материалы и пользоваться ими.
- 2 балла свидетельствуют о том, что участник в целом владеет вопросом, однако в его ответе есть неточности, небольшие логические несоответствия, погрешности в выборе географической терминологии.
- 1 балл говорит о том, что школьник владеет фрагментарными знаниями по теме, не может подкрепить их примерами, не понимает сущности географических процессов и имеет о них только общие представления.
- 0 баллов ставят за незнание материала и неумение пользоваться источниками информации.
Практическое задание оценивается по таким критериям:
- 2 балла – расчеты выполнены верно, ход мыслей при решении указывает на понимание учеником рассматриваемого географического явления.
- 1 балл – участник нашел верный ход решения и разбирается в сущности понятия, по которому задан вопрос, но допустил ошибку в расчетах.
- 0 баллов – ответ неправильный и понимания материала нет.
Набранные на экзамене баллы переводятся в оценку по пятибалльной шкале.
Первичный балл | Итоговая отметка |
---|---|
меньше 3 | 2 |
3-4 | 3 |
5-6 | 4 |
7-8 | 5 |
ГВЭ по географии рассчитано на тех школьников, которые интересуются этим предметом и планируют сдавать по нему экзамен после 11 класса. Кроме того, эта дисциплина расширяет кругозор, дает понимание взаимосвязей человека и природы. Да и сдавать ее легче, благодаря возможности пользоваться дополнительными материалами, что нередко становится истинной причиной выбора.
Оценивание письменных работ
Результат всех стараний ученика – итоговая оценка. У письменного и устного формата экзамена разная система оценивания. Максимум, который участник может набрать за выполнение письменной работы – 40 первичных баллов. Сюда включены задания разных уровней сложности.
Уровень сложности | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент от максимально возможного результата |
---|---|---|---|
Уровень 1 | 12 | 18 | 45 |
Уровень 2 | 13 | 22 | 55 |
Итого | 25 | 40 | 100 |
За упражнение №1 можно получить 7 баллов, если правильно установить все соответствия. Ответ выглядит, как последовательность из 7 цифр. Задачи №2–24 приносят по 1 баллу при верном ответе, а за ошибочный ставят 0.
Письмо из №25 – самое «дорогое». Оно может принести сразу 10 баллов. Экзаменаторы применяют для его оценивания специально разработанные критерии. По 3 балла дают за решение коммуникативной задачи и лексико-грамматическое оформление текста, по 2 – за орфографию и пунктуацию, а также за организацию текста. За допущенные по каждому из критериев ошибки оценка может снижаться. Если коммуникативная задача решена на 0, то работа не засчитывается.
Кроме того, большое значение имеет объем текста. Если в нем меньше 90 слов, его не оценивают, а сразу выставляют 0. Если же в тексте больше 132 слов, экзаменатор отсчитывает 120 и проверяет их. Нужно изучить в спецификации, по какому принципу подсчитываются слова, чтобы не попасть впросак.
Первичные баллы пересчитывают в пятибалльную отметку с использованием такой таблицы.
Первичный балл | Итоговая отметка |
---|---|
0–10 | 2 |
11–18 | 3 |
19–29 | 4 |
30–40 | 5 |
Как сдать
ГВЭ обычно сдают в специально оборудованных аудиториях. Обычная продолжительность экзамена по биологии 3 часа (180 минут). Ученикам с ОВЗ выделяется 4 часа 30 минут (270 минут).
Учитывая особенности экзаменуемых, на основании их заявлений и справок ПМПК, организаторы устанавливают в классах необходимые приспособления. Это могут быть компьютеры, звукоусиливающая аппаратура, лупа или другие увеличительные приборы, яркие осветительные устройства. Также должны быть определены места для питания участников (если экзамен длится более 4 часов), проведения медицинских процедур.
При необходимости приглашаются сурдопереводчики или технические специалисты, оказывающие помощь с обустройством рабочего места и перемещением участников с ОВЗ. По медицинским показаниям, подтвержденным документально, ГВЭ может быть организовано и дома у ученика.
Во время экзамена по биологии использование каких-либо вспомогательных пособий не допускается. На рабочем столе школьника могут находиться такие предметы:
- необходимые лекарства и медицинские приспособления;
- питание;
- удостоверяющий личность ученика документ;
- ручка с черными чернилами (капиллярная, шариковая или гелевая);
- проштампованные черновики;
- устройства, учитывающие индивидуальные особенности участника (увеличительная линейка или лупа, брайлевский письменный прибор или печатная машинка и др.).
Девятиклассник имеет право во время экзамена покидать аудиторию только в сопровождении одного из организаторов. При этом все принадлежности, черновики и удостоверение личности остаются на столе. Чтобы не возникало недоразумений, преподаватели проводят предварительный инструктаж, во время которого рассказывают ученикам обо всех условиях проведения испытания.
Письменная форма
Письменный экзамен по биологии состоит из двух частей и содержит в общей сложности 28 заданий. В первой части – 27 вопросов с кратким ответом:
- задачи №1–22 предполагают выбор одного правильного варианта из 4 предложенных;
- упражнения №23-24 требуют найти 3 верных ответа из 6 вариантов;
- задание №25 направлено на установление соответствия;
- задача №26 требует установить последовательность указанных биологических явлений, предметов или процессов;
- упражнение №27 предполагает включение пропущенных понятий или терминов в текст.
Девятикласснику необходимо сначала записать ответы в тексте экзаменационной работы, а незадолго до окончания времени испытания переписать их в бланк. Слева в нем записываются номера вопросов, а справа от них выставляются выбранные учеником варианты. Нужно быть очень внимательным и аккуратным, чтобы не перепутать цифры. В случае ошибки можно аккуратно перечеркнуть неправильный ответ и вписать рядом верный.
Во второй части письменной работы содержится 1 задание с развернутым ответом. На основании предоставленного текста ученику нужно ответить на 3 вопроса, при этом ответы должны быть полными и аргументированными. Школьник указывает номер вопроса, а затем излагает свои рассуждения.
Устная форма
Для устной сдачи ГВЭ формируется 15 билетов, каждый из которых содержит по 2 вопроса. Они составляются таким образом, чтобы охватить темы из разных разделов школьного курса биологии. Участник выбирает билет наугад, после чего получает 30 минут для подготовки обоснованного ответа.
Больше всего вопросов касается строения человека и его здоровья, немного меньше – многообразия живой природы, и всего 3 – признаков живых организмов. Темы взаимосвязи окружающей среды с организмами и биологии как науки представлены 2 и 1 вопросами соответственно.
Весь процесс сдачи экзамена записывается на аудионоситель (компьютер, диктофон) или протоколируется. Это делается для того, чтобы иметь возможность разобраться в спорных ситуациях. Ученик начинает отвечать по сигналу специалиста, когда включает запись. Говорить нужно четко, громко и разборчиво. Сам ответ должен быть полным, но не растянутым, без лишней «воды». В зависимости от вопроса и особенностей участника, на это выделяется от 5 до 25 минут.
Что такое медицинское заключение ПМПК?
ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия. Если вы хотите сдавать в 9 или 11 классах ГВЭ, то этой процедуры вам не избежать. Только на основании результатов ПМПК вы получите официальный документ, дающий право сдавать ГВЭ.
ПМПК определяет наличие или отсутствие у выпускника ограниченных возможностей здоровья и выдает специальное заключение. Имея на руках этот документ, выпускник и его семья могут выбирать, какая форма итоговой аттестации подходит им больше. Некоторые школьники с ОВЗ всё-таки выбирают ЕГЭ, чтобы не сдавать дополнительные экзамены в вузе.
Надо помнить, что заключение ПМПК вы можете получить не позднее 1 марта. Советуем не тянуть и не откладывать ПМПК до марта, поскольку не позднее 1 марта вы должны официально уведомить школу (в письменном заявлении) о том, какие экзамены и в какой форме вы намерены сдавать.
Напоминаем также, что заключение ПМПК не может полностью освободить выпускника от сдачи ГИА (государственной итоговой аттестации). Также это медицинское заключение не даёт никаких дополнительных льгот при поступлении в вуз. Поступить в вуз вне конкурса могут лишь дети-инвалиды, а также инвалиды I и II групп.