Как развить память ребёнка посредством заучивания стихов
Содержание:
- Как правильно учить стихотворения взрослому?
- Самые простые стихи для заучивания — песенные
- Стихи для взрослых
- Стихотворения для развития памяти у взрослых
- Стихи Есенина, которые должен знать каждый
- Методы заучивания стихов:
- Самые простые стихи для заучивания — песенные
- 8 факторов, ухудшающих память
- Стихотворения для развития памяти
- Компьютерная программа Учить Стихи — «Приложение, которое позволит выучить стих быстро и легко, а также поможет с работой над словарным запасом.»
- Как разучить стихотворение с ребёнком
- Средства
- Авторские методики
- Какие стихи подойдут?
- Необходимые факторы
Как правильно учить стихотворения взрослому?
Методик заучивания существует несколько, однако большей популярностью пользуется классическая схема:
- Начинать заучивание за несколько (2-3) дней до срока;
- Прочитывать текст несколько раз подряд, лучше вслух — так к визуализации добавится звуковое восприятие;
- Представить образы и события, описываемые в произведении. При возможности — даже зарисовать;
- Выделить главных действующих лиц стихотворения и проникнуться чувствами, которые стремится передать автор;
- Переписать текст на бумагу, так усилится визуальное восприятие;
- Еще раз медленно прочитать стихотворение вслух, запоминая формы слов и их время;
- Начать заучивание по принципу «снежный ком»: запомнить первую строчку, затем первые 2 строчки, затем — первые 3 и т. д.;
- Составить шпаргалку из первых букв строчек.
При заучивании не бойтесь подсмотреть отдельное слово, однако не старайтесь выучить сразу все стихотворение. Учите вслух — мозг воспринимает звуковую информацию так же хорошо, как и зрительную, а иногда — даже лучше.
Самые простые стихи для заучивания — песенные
Они хороши не только простотой текста и быстротой запоминания, но и тем, что превратившись в песню, помогут вам скоротать время на пешей прогулке в лесу, за баранкой автомобиля, на бревнышке у лесного костра на берегу озера, в ожидании поклевки.
Здесь можно обратиться к творчеству поэта Михаила Исаковского, по простой случайности ставшего поэтом-песенником.
Какой необычный случай привел его к написанию песен
Однажды, в 1934 году, он услышал по радио песню, слова которой были ему до боли знакомы — ведь он сам их и написал. Удивился, порадовался и встретился с автором музыки. Оказывается для хора им. Пятницкого требовались песни для обновления репертуара и один из руководителей хора Владимир Захаров увидел в отрывном календаре стихи «Вдоль деревни». Автор не был указан. Он и написал музыку к этим простым и веселым стихам.
Совместное творчество продолжалось очень долго.
Лучше нету того цвету
Лучше нету того цвету,
Когда яблоня цветет,
Лучше нету той минуты,
Когда милая придет.
Как увижу, как услышу —
Все во мне заговорит,
Вся душа моя пылает,
Вся душа моя горит.
Далее
Мы в глаза друг другу глянем,
Руки жаркие сплетем,
И куда — не знаем сами —
Словно пьяные, бредем.
Мы бредем по тем дорожкам,
Где зеленая трава,
Где из сердца сами рвутся
Незабвенные слова.
А кругом сады белеют,
А в садах бушует май,
И такой на небе месяц —
Хоть иголки подбирай.
За рекой гармонь играет —
То зальется, то замрет…
Лучше нету того цвету,
Когда яблоня цветет.
Это стихотворение написано в мае 1944 года, когда во всю бушевала война, а сердцу Михаила хотелось мира и любви, о чем он и хотел поделиться со всем миром.
Снова замерло всё до рассвета
Снова замерло всё до рассвета —
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь.
Только слышно — на улице где-то
Одинокая бродит гармонь:
То пойдёт на поля, за ворота,
далее То обратно вернется опять,
Словно ищет в потёмках кого-то
И не может никак отыскать.
Веет с поля ночная прохлада,
С яблонь цвет облетает густой…
Ты признайся — кого тебе надо,
Ты скажи, гармонист молодой.
Может статься, она — недалёко,
Да не знает — её ли ты ждёшь…
Что ж ты бродишь всю ночь одиноко,
Что ж ты девушкам спать не даёшь?!1945
Стихи для взрослых
В зрелом возрасте учить стихи – означает омолаживать и оздоравливать свой головной мозг. Стихи в качестве тренировки помогут восстановить функции мозга при склерозе.
Выучив наизусть любую понравившуюся поэму можно значительно улучшить собственную память. Основной критерий выбора – произведение нравится лично вам, слова проговариваются без запинок. Учёными доказано, что заучивание поэмы «Граф Нулин» А.С. Пушкина позволяет добиться скорейшего результата при тренировке памяти.
Методика запоминания
Помогут учить новые стихи быстро, следующие рекомендации:
- Прочесть стихотворение дважды, уяснив его суть. Пересказать содержание своими словами.
- Во время третьего прочтения разделить произведение на смысловые отрывки. Так станет понятным логическое развитие сюжета.
- Нужно учить стих по смысловым кусочкам. Употреблять при чтении интонации, делать паузы.
- Создавайте образы прочитанного, пропускайте произведение через себя, воображая одним из героев сюжета.
- Написать стихотворение от руки по памяти.
- Повторить стих на следующий день.
Взрослым учить стихи следует не только ради тренировки памяти. Это нехитрое занятие расширит кругозор, увеличит словарный запас, позволит при случае блеснуть эрудицией. Всего 15 минут ежедневных занятий обеспечат ясность мыслей, отличное запоминание информации, позволят соображать быстрее.
В детском возрасте хорошая память служит залогом развития речи у малышей трёх — четырёх лет и успеваемости у школьников. Учить стихи – значит постоянно пополнять словарный запас.
Стихотворения для развития памяти у взрослых
Главное правило — поэзия должна вам нравиться. Стихи известных поэтов имеют четкий ритм, понятный и доходчивый смысл, а для многих являются любимыми. Поэтому запоминание будет легким и приятным процессом. Кому-то будет проще воспринимать информацию визуально, другим — на слух, третьи для облегчения запоминания помогают себе жестикуляцией.
Примеры стихов развивающих память для взрослых
- Пушкин Александр Сергеевич — «Возрождение»
Но краски чуждые, с летами, Спадают ветхой чешуёй; Созданье гения пред нами Выходит с прежней красотой.
Так исчезают заблужденья С измученной души моей, И возникают в ней виденья Первоначальных, чистых дней.
Частые звездочки, звездочки тесные! Что в вас прекрасного, что в вас могучего? Чем увлекаете, звезды небесные, Силу великую знания жгучего?
И почему так, когда вы сияете, Маните в небо, в объятья широкие? Смотрите нежно так, сердце ласкаете, Звезды небесные, звезды далекие!
Посмотри, как преображена Огневой кожурой абажура Конура, край стены, край окна, Наши тени и наши фигуры.
Ты с ногами сидишь на тахте, Под себя их поджав по-турецки. Все равно, на свету, в темноте, Ты всегда рассуждаешь по-детски.
Замечтавшись, ты нижешь на шнур Горсть на платье скатившихся бусин. Слишком грустен твой вид, чересчур Разговор твой прямой безыскусен.
Пошло слово любовь, ты права. Я придумаю кличку иную. Для тебя я весь мир, все слова, Если хочешь, переименую.
Разве хмурый твой вид передаст Чувств твоих рудоносную залежь, Сердца тайно светящийся пласт? Ну так что же глаза ты печалишь?
Стихи Есенина, которые должен знать каждый
Письмо матери
Сергей Есенин
Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж: Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось, Не волнуй того, что не сбылось,- Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне.
1924 г
Сергей Есенин
Ах, как много на свете кошек, Нам с тобой их не счесть никогда. Сердцу снится душистый горошек, И звенит голубая звезда.
Наяву ли, в бреду иль спросонок, Только помню с далекого дня — На лежанке мурлыкал котенок, Безразлично смотря на меня.
Я еще тогда был ребенок, Но под бабкину песню вскок Он бросался, как юный тигренок, На оброненный ею клубок.
Все прошло. Потерял я бабку, А еще через несколько лет Из кота того сделали шапку, А ее износил наш дед.
1925 г
Автор фотографии — Луиза Гельтс
Методы заучивания стихов:
Визуальный
Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.
Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я — тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют. Главное — принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.
Двигательный
Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору — подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.
Слуховой
Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы
Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму
Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.
Логический
Не у многих дошколят ведущая — логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.
Теперь учить стихи будет намного легче. Ведь один из лучших способов улучшения памяти — специально учить стихи для развития памяти.
Самые простые стихи для заучивания — песенные
Они хороши не только простотой текста и быстротой запоминания, но и тем, что превратившись в песню, помогут вам скоротать время на пешей прогулке в лесу, за баранкой автомобиля, на бревнышке у лесного костра на берегу озера, в ожидании поклевки.
Здесь можно обратиться к творчеству поэта Михаила Исаковского, по простой случайности ставшего поэтом-песенником.
Какой необычный случай привел его к написанию песен
Однажды, в 1934 году, он услышал по радио песню, слова которой были ему до боли знакомы — ведь он сам их и написал. Удивился, порадовался и встретился с автором музыки. Оказывается для хора им. Пятницкого требовались песни для обновления репертуара и один из руководителей хора Владимир Захаров увидел в отрывном календаре стихи «Вдоль деревни». Автор не был указан. Он и написал музыку к этим простым и веселым стихам.
Совместное творчество продолжалось очень долго.
Лучше нету того цвету
Мы в глаза друг другу глянем, Руки жаркие сплетем, И куда — не знаем сами — Словно пьяные, бредем. Мы бредем по тем дорожкам, Где зеленая трава, Где из сердца сами рвутся Незабвенные слова.
А кругом сады белеют, А в садах бушует май, И такой на небе месяц — Хоть иголки подбирай. За рекой гармонь играет — То зальется, то замрет. Лучше нету того цвету, Когда яблоня цветет.
Это стихотворение написано в мае 1944 года, когда во всю бушевала война, а сердцу Михаила хотелось мира и любви, о чем он и хотел поделиться со всем миром.
Каким ты был, таким остался.
Короткое стихотворение В. Высоцкого
А это короткое стихотворение В. Высоцкого поможет молодым ( и не очень) людям выйти из неприятной ситуации, если она случиться, весной, когда набухнут почки на деревьях и зазеленеет травка.
Песня Мартовского Зайца
Поэт Роберт Рождественский
Всем известный поэт Роберт Рождественский написал простое стихотворение о маленьких требованиях простого человека. Понравиться — учите!
Человеку надо мало
Человеку надо мало: чтоб искал и находил. Чтоб имелись для начала Друг — один и враг — один… Человеку надо мало: чтоб тропинка вдаль вела. Чтоб жила на свете мама. Сколько нужно ей — жила.
Стихи Омара Хайяма
Не делай зла — вернется бумерангом, Не плюй в колодец — будешь воду пить, Не оскорбляй того, кто ниже рангом, А вдруг придется, что-нибудь просить. Не предавай друзей, их не заменишь, И не теряй любимых — не вернешь, Не лги себе — со временем проверишь, Что этой ложью сам себя ты предаёшь.
Хочешь — пей, но рассудка спьяна не теряй, Чувства меры спьяна, старина, не теряй. Берегись оскорбить благородного спьяну. Дружбу мудрых за чашей вина не теряй.
Храни свои слова надежнее монет. Дослушай до конца потом давай ответ. Тебе при двух ушах язык один достался. Чтоб выслушать двоих и дать один совет.
Многих женщин в парчу, жемчуга одевал, Но не мог я найти среди них идеал. Я спросил мудреца: — Что же есть совершенство? — Та, что рядом с тобою! — Он мне сказал.
Стихи Константина Бальмонта
- Стихи Константина Бальмонта не самые простые, короткие и легкие в заучивании, но вот эти вполне подойдут для наших целей.
Немая тень
Немая тень среди чужих теней, Я знал тебя, но ты не улыбалась, И, стройная, едва-едва склонялась Под бременем навек ушедших дней,
Как лилия, смущенная волною, Склоненная над зеркалом реки, Как лебедь, ослепленный белизною И полный удивленья и тоски.
8 факторов, ухудшающих память
Если вы заметили, что у вас ухудшилась память, не торопитесь паниковать. Сначала оцените не присутствуют ли в вашей жизни следующие факторы, а именно, вы:
перенапряжены, в последнее время у вас была стрессовая ситуация на работе или дома
мало и плохо спите
не отдыхаете, не гуляете на свежем воздухе, не ходите от получаса до часа в день и
не нагружаете себя физически
принимаете лекарственные средства, которые вызывают сонливое состояние (например, антидепрессанты, успокаивающие средства, антигистаминные препараты, снотворные средства, некоторые сердечные средства вызывают сонливость и заторможенность)
злоупотребляете алкоголем (он не дает сформироваться следам памяти, несколько глотков уже нарушают работу кратковременной памяти, большие дозы нарушают обработку информации, запоминание и абстрактное мышление)
очень много пьете кофе (с вниманием не совместимы возбудимость, нервозность, которые дает избыток кофеина)
сильно беспокоитесь по поводу проблем с вашей памятью =)
Устранение вышеуказанных факторов само по себе может наладить работу памяти.
Кроме того, нужно делать поправку на возраст и ваш режим деятельности, творческую активность, задействованность памяти в работе.
Но если ухудшение памяти серьезны и замечаете это не только вы, то лучше обратиться к специалистам, чтобы они могли оценить структуру расстройства.
Особенность расстройств помогут предположить о том, есть ли заболевание и каков его характер.
А потом уже принимать нужные меры, действовать, но ни в коем случае не беспокоиться
Беспокойство и депрессия само по себе снижают способность запоминать, поскольку наше внимание сосредоточено на волнениях
Потому что человек может в одну минуту времени заниматься только одним делом, а поскольку оно занято только переживаниями, нет и возможности запоминать.
Что нужно делать? Перестать беспокоиться, просто взять и перестать. Чем больше вы беспокоитесь о том, что плохо запоминаете, тем хуже у вас память.
Нужно расслабиться при помощи, например, музыки. Какая музыка может к тому же улучшить и расширить память? Читайте нашу статью.
Кроме того, необходимо знать основные законы памяти.
Стихотворения для развития памяти
Заучивание стихов широко применяется для тренировки памяти у взрослых и детей. Рифмованные строки – самый удобный формат текста для запоминания. Среди действенных приемов запоминания большого объема текстовой информации выделяется способ переложения прозаического текста в стихотворную форму. Когда есть созвучие в окончаниях двух или более слов, удается запомнить больше сложной информации. Ритмика, художественные образы, эмоциональный компонент стихотворения помогают глубже воспринимать содержание, что способствует запоминанию. Чтобы улучшить мнестические функции, упражнения, которые тренируют память, делают каждый день на протяжении нескольких месяцев или года.
Компьютерная программа Учить Стихи — «Приложение, которое позволит выучить стих быстро и легко, а также поможет с работой над словарным запасом.»
Здравствуйте!
Предисловие
Не так давно я вынуждена была выступать перед аудиторией с несколькими стихотворениями, которые, конечно, нужно было выучить наизусть и прочесть с выражением и без запинки.
Текст был длинный, открывать каждый раз страницу в интернете со стихотворением не хотелось, да и не всегда была возможность копаться в телефоне, поэтому нужно было задуматься о том, где сохранить текст, чтобы иметь к нему быстрый доступ в любой момент.
Самое логичное и простое это, конечно, заметки на телефоне. Но вариант поинтереснее — приложение Учить Стихи, о котором я хочу рассказать.
Как скачать
Я использую телефон на платформе Android, поэтому я скачивала через Play Маркет.
Необходимо ввести в поиске «учить стихи» и перейти по первой ссылке к приложению.
В общем-то тут все ясно, поэтому перейду к описанию самого приложения.
Дизайн
Дизайн приложения очень минималистичен — синяя шапка и белый фон с черным и темно-серым текстом. Изменить дизайн или цветовую гамму нельзя
Но выглядит приложение просто, внимание не отвлекает от текста — и хорошо
Начало использования
Это приложение не содержит изначально список стихотворений известных авторов, в нем нет загруженных текстов. Загрузить текст можете только Вы сами.
Поэтому, начиная использование, Вам нужно скопировать через телефон в интернете/вписать самостоятельно текст.
Нажимаете на большой круглый «плюс», вводите заголовок, вписываете стихотворение… и Ваш тренажер готов.
На начальном экране виден список добавленных Вами текстов. Сортировать их никак нельзя, если только Вы сами внесете тексты в нужной последовательности с нужными заголовками. Так как я люблю во всем аккуратность, я внесла фамилии авторов и названия стихотворений в одном и том же «стиле», чтобы ориентироваться было легко.
Учим стихотворение
Открываем нужный текст. Читаем его, сколько нужно, проговариваем про себя, пытаемся пересказать/прочитать наизусть то, что запомнили.
Если Вы быстро учите стихи: возможно, Вам будет достаточно просто несколько раз прочесть стихотворение без всяких приемов.
Если учить стихи Вам тяжело: в приложении можно использовать такую функцию как сокрытие некоторых слов. То есть, тренируя свою память, Вы будете вспоминать, какое слово было на месте пропусков. Сначала Вам дадут первую букву, закрыв лишь несколько слов. Затем площадь скрытия становится больше и больше, пока не скроется все, кроме знаков препинания.
Лично я ленилась закрывать слова и вспоминать их, поэтому использовала приложение только как удобное специализированное хранилище
Если забыли слово, приложение любезно покажет Вам скрытые слова, как только Вы попросите об этом «глазик», а потом по Вашей же просьбе «глазик» их спрячет обратно.
Одним кликом можно открыть все слова.
Настройки приложения
Не могу сказать, что настроек так уж много. Можно выбрать размер текста (от 1 до 99; у меня стоит 18), процент закрашивания (от 1 до 99; влияет на то, сколько слов будет скрыто за одно нажатие), расстояние между строками (от 1 до 99; я выбрала 20, чтобы текст выглядел разделенным), расположение кнопок скрытия текста (вертикально/горизонтально), слова скрывать можно полностью. Можно включить вибрацию, но я не поняла, на что она влияет и когда появляется. В остальном все просто и понятно.
Платные функции
Приложение полностью бесплатно. Платно в этом приложении только отключается реклама. 99 р. в месяц стоит избавление от рекламы.
Если кликаете на скрытие слов много раз, появляется всплывающий рекламный баннер во весь экран, а кнопка ее закрытия периодически меняет свое положение. То есть кликаете, кликаете, кликаете — бац! Вот тебе реклама.
Конечно, оплата избавления от рекламы не нужна для такого маленького приложения, поэтому я просто отключаю интернет, когда захожу в него, и реклама не появляется. А без интернета оно работает.
Бонус этого приложения
Наверняка Вы слышали об упражнении, когда нужно взять газету, зачеркнуть в какой-нибудь статье несколько слов непрозрачным маркером, а потом упражняться в подборе слов на место пропуска из своего словарного запаса. Зачем пачкать бумагу, если можно загрузить любой текст и выкидывать слова из него при помощи программы? Тем более, если текст Вы не успели прочесть полностью, то для Вас будет загадкой, какие именно слова зачеркнуты, что позволит потренировать еще и логическое мышление.
Я считаю, что это приложение очень простое, доступное, универсальное и не ограничивающее пользователя в способах его применения.
Надеюсь, что Вам оно тоже станет полезным!
Как разучить стихотворение с ребёнком
Каждый малыш – уникален. Присмотревшись к ребёнку, нужно выбрать способ заучивания в зависимости от преобладающего у него вида памяти (зрительная, моторная, слуховая).
При развитой зрительной памяти нужно делать упор на изображения: картинки и иллюстрации, отображающие содержание стихотворения. Развитая слуховая память у ребёнка предполагает чтение родителем произведения разными голосами, меняя темп и интонации. Если у малыша развита моторная память – чтение стихов следует сопровождать различными жестами, это приведёт ребёнка в восторг.
Важно обратить внимание на проговаривание слов ребёнком во время чтения стиха. Искажение предупреждает о том, что малыш не понимает их значение
Средства
Если интеллектуальные головоломки и логические задачки не помогают, значит, с этим должен разбираться специалист.
Медикаментозные препараты
Если с памятью есть серьёзные проблемы и врач это диагностировал, он может предложить решить их таблетками. Существует целый ряд препаратов, улучшающих мозговое кровообращение и способствующих развитию мышления и памяти. Самые известные: Ноопепт, Ноотропил, Глицин, Фенибут, Пирацетам, Тенотен и другие ноотропы, адаптогены, антиоксиданты, антидепрессанты.
Иногда могут прописать отдельные витамины, которые способствуют улучшению и развитию памяти: C, D, E, практически вся группа B. Они собраны и в поливитаминных комплексах, разработанных специально для мозга.
Взрослым можно пропить курс биодобавок, но насчёт их эффективности вам никто не даст гарантию. Хотя неплохие препараты для развития познавательных процессов выпускают Doppelherz (Германия), Эвалар (Россия), Solgar (США).
Народные средства
То же самое касается народных средств. Они не развивают память. Но, активируя мозговое кровообращение, нормализуя давление и улучшая в целом самочувствие, способствуют тому, что взрослые начинают быстрее и качественнее (без ошибок) запоминать и воспроизводить гораздо большие объёмы информации. Такими свойствами обладают настои и отвары из цветков клевера лугового, листьев пустырника сердечного и полыни горькой, корней девясила высокого, коры рябины красной, плодов шиповника.
Однако с народными средствами следует быть предельно осторожными, так как при наличии хронических заболеваний они могут вызвать их обострение или побочные эффекты.
Авторские методики
Методика Домана
Другие названия: паттернинг, методика Домана-Делакато.
Суть: начинать развивать основные психические процессы с раннего детства.
Основные принципы:
- начало занятий — с 6-месячного возраста;
- только позитивный настрой: всегда хвалить, поощрять, не кричать, не наказывать;
- заниматься только в благоприятной атмосфере, когда у ребёнка есть желание и хорошее настроение;
- занятия должны быть короткими, чтобы он не успевал уставать;
- применять разнообразный, но построенный в логической последовательности материал;
- регулярный характер занятий;
- отсутствие контрольных и проверочных занятий на оценку.
Многим детским психологам и воспитателям методика Домана позволяет активно и многосторонне подготовить ребёнка к школе. По мнению Гленна, с 6-7 лет начинается уже чистое обучение, которое вытесняет процессы естественного развития.
Методика Монтессори
Другие названия: методика раннего развития.
Суть: предоставить ребёнку полную свободу в развитии, особое внимание этому уделять в раннем возрасте. Основные принципы:. Основные принципы:
Основные принципы:
- чем раньше начинаются тренировки — тем лучших результатов можно добиться;
- опора именно на непроизвольную память: ребёнок сам выбирает формы, методы и техники занятий;
- поэтому основная деятельность — игровая;
- занятие заканчивается тогда, когда он устаёт;
- взрослые играют роль наблюдателя;
- мнемонические способности развиваются вместе с интеллектом, воображением, моторикой, логикой и речью.
В отличие от Гленна Домана, методика Монтессори охватывает не только возраст до 6 лет, но и школьный период жизни.
Ещё целый ряд развивающих методик:
- Говарда Гарднера (США) — изучение английского языка с пелёнок (за счёт словарного запаса расширяется объём сохранённой информации, которую постоянно нужно воспроизводить).
- Самбурской А. А. (Россия) — все занятия проходят под музыкальное сопровождение, которое активизирует работу мозга и улучшает кровообращение.
- Дьеныша З. П. (Венгрия) — с помощью логических задач.
- Зайцева Н. А. (Россия) — обучение чтению с ранних лет. Складовой принцип с помощью специальных кубиков.
- Сесиль Лупан (Бельгия) — индивидуальный подход на любом возрастном этапе.
- Супругов Никитиных (Россия) — опора на непроизвольную память и личностный опыт.
- Макато Шичида (Япония) — развитие феноменальной фотографической памяти с раннего возраста.
Авторские методики представляют собой целую педагогическую систему и используются чаще всего в детских садах, школах и развивающих центрах. Однако и родителям тоже полезно заимствовать из них определённые идеи.
Какие стихи подойдут?
В детстве понятные зарифмованные фразы запоминаются легко. Развивающие четверостишия не должны состоять из трудных и непонятных слов. Самым маленьким для быстрого запоминания рекомендуют короткие стишки с увлекательным содержанием. Малышам подходят стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Елены Благининой, Корнея Чуковского, Сергея Михалкова. Детям постарше предлагают разучивать стихи о природе. Им предлагают воспроизводить скороговорки в определённом ритме, чтобы те напоминали стишки.
Приведем примеры таких скороговорок.
- Вика жуёт ежевику, сорока клюёт клубнику.
- Сено Сене Костя косит, в сени сено Сеня носит. Носит в сени сено Сеня, спать на сене будет Сеня.
В дальнейшем дети знакомятся с более объёмными стихами. Им советуют брать произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.Т. Твардовского. Старшеклассникам список поэтических произведений А.С. Пушкина следует расширить.
Взрослым лучше всего для запоминания подходят любимые стихи известных поэтов. Они обычно понятны читателю. Чёткий ритм стихотворения придаёт процессу фиксации в памяти лёгкость и радость. Хорошо тренируют мозг сложные произведения.
Поэтические сборники издаются в достаточном количестве. При необходимости любые стихи можно найти в интернете. Для проработки на каждый день предлагают выбирать произведения Фёдора Тютчева, Афанасия Фета, Владимира Маяковского.
Ежедневное заучивание стихов в течение 15 минут является профилактикой проблем с памятью. Вырабатывается умение удержания в голове нужной информации. Пожилым людям удаётся сохранять ясность ума и твёрдую память.
Необходимые факторы
Конечно же, бесполезно рассуждать о том, как выучить за 5 минут во сне огромное стихотворение. Это не представляется возможным, но существуют реальные способы ускорить запоминание информации. Начиная работать над материалом, следует позаботиться о выполнении основных перечисленных требований:
- Не стоит начинать учить стихотворение в последний момент. Самая неудачная идея — пытаться сделать это на перемене перед уроком. Идеальная схема — заняться изучением стиха за два дня до сдачи. Большинство людей лучше запоминает информацию в вечернее время дня (в идеале перед тем, как лечь спать). Но все слишком индивидуально. Если есть возможность учить стихотворение утром, можно делать это в это время.
- Следует устранить все источники шума, выключить телефон и телевизор, попросить родственников определенное время не отвлекать от дела. В идеале необходимо закрыться в своей комнате и полностью сосредоточиться на усвоении материала.
- Точно не следует учить стихотворение в спешке, на бегу, между делом или будучи расстроенным или озлобленным. Плохое настроение и негативные эмоции не дадут сосредоточиться на приоритетной задаче и будут постоянно отвлекать.