Зарплаты: заправщик азс, россия
Содержание:
- Какая прибыль в сетевых АЗС?
- Факторы, влияющие на заработок заправщика
- Особенности профессии
- Обучение на Автозаправщика
- Условия деятельности
- Независимые сети и ВИНКи – разный бизнес
- Рейтинг ежемесячных базовых зарплат заправщиков по городам
- Трудоустройство на автозаправку Lukoil
- Оплата труда
- Отпуск топлива и внештатные ситуации
- Должностные обязанности
- Заработок заправщика на АЗС
- 5 рублей из кармана автомобилиста с каждого литра. Много это или мало?
- И все-таки, какую АЗС лучше выбрать?
- Что из себя представляет российский рынок АЗС
- Трудовые будни
Какая прибыль в сетевых АЗС?
По данным экспертного сообщества, сетевым заправкам выгодны высокие цены на моторное топливо для автомобилей, поскольку из ситуации они выходят в выигрыше, получая сверхприбыли, о которых еще в прошлом году сетевики могли только мечтать.
«Если в среднем по итогам прошлого года с каждого проданного литра АЗС получали около полурубля, то к концу февраля – уже около пяти рублей», –отмечается в материале, посвященном проблематике, на страницах «Российской газеты».
Подсчеты маржинальности* (прибыльности или рентабельности продаж товара) были проведены консалтинговой исследовательской группой «Петромаркет».
*Маржа – разница между отпускной ценой товарной единицы и себестоимостью товарной единицы. Эта разница обычно выражается как прибыль на единицу продукции или в процентах от отпускной цены (коэффициент прибыльности). (www.marketch.ru)
Вы заметили, что по телевизору и в СМИ в последнее время все реже можно найти сюжеты, где бы представители топливных союзов жаловались на сложные условия, в которых им приходится работать? На протяжении всего прошлого года экономисты от топливной индустрии объясняли, что прибыли компании совсем не получают, некоторые работают чуть ли не в убыток, а про то, как выживают заправки-одиночки, им вообще страшно подумать.
И действительно, в прошлом году в некоторые месяцы чистая маржа розницы уходила в минусовые значения, а средняя прибыль за год составила 20 копеек на литр Аи-92 и 1,3 рубля на литр Аи-95. Данные об этом приводит исследовательская группа «Петромаркет».
Но как обстоят дела сегодня, когда ценники на топливо звучат как услада для ушей нефтяников?
Факторы, влияющие на заработок заправщика
Чтобы выяснить, сколько зарабатывают заправщики, важно учитывать пару факторов, способных повлиять на конечный доход таких людей. Выглядят они так:
- Регион. Первое, что влияет на то, сколько можно заработать на АЗС, так это регион работы. В Москве и Санкт-Петербурге, что неудивительно, заработные платы на уровень выше. В основном, разница между регионами доходит до двух раз, а иногда и еще больше.
- Дополнительные обязанности. Иногда заправщик еще может выступать в роли главного кассира. В некоторых случаях он берет на себя еще какие-либо дополнительные обязанности, способные приносить доход. Все это, в большинстве компаний, оплачивается.
- Часы работы. Заправщик может самостоятельно выбирать себе график работы. В основном, это двое суток через двое, но бывают исключения. В зависимости от рабочих часов варьируется и конечный доход.
- Компания. Есть достаточно много компаний, которые нуждаются в заправщиках. В зависимости от их выбора варьируется и конечный доход. В основном, больше денег платят малоизвестные организации и наоборот.
- Чаевые от клиентов. Заработок заправщика, как и официанта, полностью зависит от чаевых, которые им дают клиенты. Поэтому чем чаще они их получают, тем выше доход. Как правило, в Москве и Санкт-Петербурге заправщики зарабатывают больше денег именно по причине чаевых! Это объясняется банальной логикой, ведь в этом городе живут самые обеспеченные люди страны и они оставляют несколько сотен рублей обычным работникам АЗС. В регионах это не слишком высокодоходное занятие.
Все эти факторы важно учитывать, чтобы выяснить, сколько зарабатывает заправщик на АЗС в Москве. О самом интересном, то есть цифрах, будет рассказываться прямо сейчас
Особенности профессии
Автозаправщик выполняет следующие функции: заправка автомобилей, уход за оборудованием и поддержание чистоты на территории автозаправки, общение с посетителями. От правильности и профессионализма выполнения каждой из вышеперечисленных функций зависит и репутация компании, в которой работает автозаправщик, и безопасность людей, находящихся на территории. Казалось бы, сложного ничего нет: вставил пистолет в бензобак, заправил машину – и все готово. Но для того, чтобы человека допустили к подобной «элементарной» работе, нужно пройти серьезную профессиональную подготовку. Автозаправщик напрямую работает с нефтепродуктами. Поэтому большая доля ответственности за безопасность на комплексе возлагается именно на него.
На АЗС осуществляется реализация нефтепродуктов, которые являются взрыво- и пожароопасными. Автозаправщик просто обязан разбираться в таких вопросах, как противопожарная безопасность, прием нефтепродуктов, заправка автомобиля, охрана труда. Автозаправщик отвечает не только за заправку автомобиля. В его обязанности также входит общение с клиентами – посетителями комплекса. Автозаправщик – это первый сотрудник АЗС, с которым встречается автомобилист. От его действий во многом зависит, приедет человек еще раз на эту заправку или нет.
В первую очередь заправщик должен поздороваться с клиентом, спросить, каким видом топлива следует заправить автомобиль. В некоторых случаях он сам показывает клиенту, к какой колонки подъехать и называет её номер. Причем и номер колонки, и вид топлива заправщик должен повторить клиенту дважды, чтобы при оплате не возникло ошибки.
На некоторых АЗС в функции автозаправщиков входит также информирование посетителей о различных акциях и скидках топливной компании.
Анекдот в тему
К концу года цены на бензин устаканятся. Цена будет — доллар за стакан…
Еще одной важной обязанностью автозаправщика является соблюдение чистоты на территории комплекса и уход за оборудованием, с которым он работает. Чистая колонка, аккуратная, убранная территория заправки демонстрирует высокий уровень сервиса на АЗС
А любая неисправность, например плохая работа заправочного пистолета, может привести к тому, что топливо разольётся.
Автозаправщик следит и за противопожарным оборудование, в частности, контролирует, чтобы ящик с песком был полным. Потому что по инструкции при разливе топлива именно песком необходимо в срочном порядке присыпать пятно.
Основная сложность в работе заправщика заключается в том, что ему приходится постоянно работать на улице. Особенно тяжело зимой. Автозаправщик, несмотря на холод, снег, ветер должен достойно встретить клиента, вежливо и профессионально обслужить его – продемонстрировать высокий уровень сервиса. Правда, зимой каждые два часа ему полагаются десятиминутные перерывы. В это время он может зайти в теплую комнату отдыха, чтобы выпить горячего чая и передохнуть.
Обучение на Автозаправщика
К претендентам на должность заправщика особых требований, как правило, не предъявляют. Возраст от восемнадцати лет. Образование — не ниже среднего. Желательно наличие базовых «технических» знаний. Остальному научат на месте.
Обучение длится несколько дней в учебном центре, в процессе которого ведущие специалисты компании более внимательно присматриваются к тому, как соискатель усваивает большой объем информации.
В конце обучения будущий заправщик в обязательном порядке сдает экзамен по пройденным темам. Заключительным этапом оформления является обязательное прохождение медицинской комиссии.
Условия деятельности
Содержание материала
Сотрудники работают со сменный графиком 1 через 3: одни сутки работают на станции — трое отдыхают. Бывают и другие варианты смен, но встречается реже. Как правило трудоустройство официальное, представлен весь социальных пакет: страховка, больничный, отпускные. На протяжении всех рабочих суток оператор находится на станции и контролирует рабочий процесс.
Какие требования кандидатам:
- Главным преимуществом (но не обязательно) будет опыт работы с кассой;
- Средне-профильное образование;
- Коммуникабельность;
- Умение работать в коллективе;
- Грамотная речь;
- Умение и желание работы с людьми;
- Хороший уровень владения ПК.
В работе от оператора потребуются и такие качества, как усидчивость, внимательность, умение быстро считать, ответственность, аккуратность. Оператор должен быть устойчив к стрессовым ситуациям, а также уметь выходить из конфликтных ситуаций. Вежливость и компетентность — важные качества оператора АЗС.
Оператор должен обладать следующими знаниями:
- Сотрудник должен понимать принцип и устройства действия заправочного оборудования. Понимать принципы и правила безопасности, которые требуются во время эксплуатации оборудования.
- Основные способы и методы тушения пожаров и возгораний.
- Как измерить и зачем нужны контрольно-измерительные приборы, а также правила их использования.
- Умение оказать первую помощь до приезда врачей.
- Сотрудник должен хорошо разбираться в том, что продаётся на заправке: название, сорт, качества, марки.
- Принципы безопасности по заправке автомобилей и хранения нефтепродуктов.
- Сотрудник должен хорошо знать регламент: как получается, передаётся и оформляются нефтепродукты.
Когда сотрудник нанимается на должность его вводят в курс дела, рассказывают всё, что необходимо знать. Сотруднику даётся время на изучение материалов и обязанностей.
Независимые сети и ВИНКи – разный бизнес
Первые АЗС в России открывали независимые сети, и подход к делу был весьма примитивным – заправки появлялись практически в случайных местах (в силу дефицита топлива люди были готовы покупать его где угодно). Сейчас эти первые АЗС могут быть проблемой для компаний-владельцев, так как уже не могут генерировать достаточно доходов.
Цивилизацию на рынок принесла компания British Petroleum, после прихода которой конкурентам уже пришлось проводить расчеты и анализировать ряд показателей, прежде чем открывать заправку.
Само существование независимых сетей предполагает, что они в заведомо невыгодном положении – так как закупают топливо на оптовом рынке у тех же ВИНК (которые могут поставлять его своим АЗС). Как говорит Александр Кузьмин из РусХОЛТС, вертикально-интегрированные компании ведут бизнес достаточно агрессивно:
С другой стороны, представители Федеральной антимонопольной службы уверяют, что обычно не согласовывают приобретение ВИНКами целых сетей АЗС. Максимум, на что они могут рассчитывать – точечная покупка 1-2 заправок.
Некоторое время назад (примерно в середине 2018 года) независимые сети столкнулись с серьезной проблемой – цены на оптовом рынке топлива стали сильно расти из-за просчетов с реализацией налогового маневра в нефтяной отрасли.
Тогда власти решили проблему, согласовав с крупными нефтяными компаниями заморозку цен для независимой розницы. Соответственно, сейчас независимые сети не должны конкурировать с ВИНКами, говорит основатель сервиса Benzuber Артем Скворцов: «О такой конкуренции вообще говорить неправильно. ВИНКи владеют месторождениями, НПЗ и производят нефтепродукт. Независимые сети АЗС покупают топливо оптом для перепродажи на открытом рынке, но у тех же ВИНК. Другого топлива в рынке нет. По факту конкуренция может быть только в локации АЗС и уровне сервиса».
Тем не менее, проблемы у независимой розницы все еще остаются – часто им приходится приобретать топливо по завышенным ценам, как правило, это дизельное топливо в зимний период, говорит Скворцов:
Соответственно, сети АЗС вертикально-интегрированных компаний все равно остаются в более выгодном положении – в случае даже серьезного кризиса они вполне могут работать «в ноль», обеспечивая при этом основной доход для всей компании.
Для независимых сетей продажа топлива – основной источник дохода, и продавать его с нулевым доходом они попросту не могут. Но и без кризиса они не имеют тех преимуществ, которые имеют ВИНК, говорит Тамара Сафонова из Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС:
В ситуации, когда маржинальность каждого литра топлива стремится к минимуму, сети АЗС вынуждены зарабатывать на чем-то еще. И, как оказалось, этим занимается не только независимая розница.
Рейтинг ежемесячных базовых зарплат заправщиков по городам
Город | Средний оклад | В долларах США |
---|---|---|
Москва | 34 558 ₽ | $ 473 |
Южно-Сахалинск | 32 830 ₽ | $ 450 |
Якутск | 31 406 ₽ | $ 430 |
Тюмень | 30 150 ₽ | $ 413 |
Псков | 29 648 ₽ | $ 406 |
Екатеринбург | 29 576 ₽ | $ 405 |
Красноярск | 27 939 ₽ | $ 383 |
Санкт-Петербург | 27 773 ₽ | $ 380 |
Великий Новгород | 27 638 ₽ | $ 379 |
Казань | 27 482 ₽ | $ 376 |
Новосибирск | 26 856 ₽ | $ 368 |
Иркутск | 26 712 ₽ | $ 366 |
Чебоксары | 26 465 ₽ | $ 363 |
Мурманск | 26 457 ₽ | $ 362 |
Тверь | 25 980 ₽ | $ 356 |
Ханты-Мансийск | 25 829 ₽ | $ 354 |
Город | Средний оклад | В долларах США |
---|---|---|
Челябинск | 25 639 ₽ | $ 351 |
Уфа | 25 601 ₽ | $ 351 |
Тула | 25 540 ₽ | $ 350 |
Иваново | 25 527 ₽ | $ 350 |
Самара | 25 118 ₽ | $ 344 |
Калуга | 24 916 ₽ | $ 341 |
Тамбов | 24 589 ₽ | $ 337 |
Воронеж | 24 455 ₽ | $ 335 |
Волгоград | 24 352 ₽ | $ 334 |
Вологда | 23 754 ₽ | $ 325 |
Барнаул | 23 115 ₽ | $ 317 |
Смоленск | 23 115 ₽ | $ 317 |
Нижний Новгород | 23 015 ₽ | $ 315 |
Кострома | 22 971 ₽ | $ 315 |
Курск | 22 567 ₽ | $ 309 |
Орел | 22 361 ₽ | $ 306 |
Город | Средний оклад | В долларах США |
---|---|---|
Владивосток | 21 608 ₽ | $ 296 |
Ярославль | 21 328 ₽ | $ 292 |
Саратов | 21 105 ₽ | $ 289 |
Калининград | 20 950 ₽ | $ 287 |
Ростов-на-Дону | 20 937 ₽ | $ 287 |
Краснодар | 20 682 ₽ | $ 283 |
Брянск | 20 502 ₽ | $ 281 |
Петрозаводск | 20 100 ₽ | $ 275 |
Томск | 20 100 ₽ | $ 275 |
Чита | 20 100 ₽ | $ 275 |
Омск | 19 369 ₽ | $ 265 |
Владимир | 18 927 ₽ | $ 259 |
Симферополь | 18 894 ₽ | $ 259 |
Йошкар-Ола | 18 015 ₽ | $ 247 |
Ставрополь | 17 588 ₽ | $ 241 |
Ульяновск | 17 280 ₽ | $ 237 |
Пенза | 17 211 ₽ | $ 236 |
Липецк | 16 588 ₽ | $ 227 |
Трудоустройство на автозаправку Lukoil
Меня зовут Екатерина, мне 22 года.
Во время учебы в университете в Ростове я успела поработать во многих различных местах. Где-то мне хватило месяца, чтобы разорвать договор и продолжить поиски, а где-то я задержалась на более длительный срок. В 2015 году я устроилась работать на заправку.
На заправке Lukoil я работала практически год и, можно сказать, почувствовала все “прелести” этой работы на себе. Но начну все-таки с объяснения: кто же такой заправщик и что входит в его обязанности.
Обязанности заправщика
Автозаправщик — это сотрудник автозаправочной станции. Он заправляет автомобили клиентов различным топливом (газ, бензин), однако это не все.
Автозаправка “Лукойл”.
В обязанности заправщика также входит следующее:
- уборка в здании заправки и на ее территории,
- обслуживание кассы,
- приготовление хот-догов и другого фаст-фуда,
- раскладывание продовольственных товаров на полки,
- контроль исправности оборудования автозаправочной станции.
Инструктаж
Изначально мне сказали, что нужно будет получить мед. книжку, но получила я её лишь через 4 месяца работы (никто меня не дёргал из-за этого).
Как только я пришла устраиваться на Lukoil, мне сказали, что, для того чтобы приступить к обязанностям, необходимо пройти инструктаж. Я выслушала информацию о технике безопасности, про особенности заправки бензином и газом, также мне рассказали о том, где находится тревожная кнопка. Немаловажным было выяснить, как работать на кассе, с различными системами оплат и другими тонкостями.
Оплата труда
Как видно из обязательств, работа оператором АЗС, достаточно ответственная и требует внимательности и интеллектуальных усилий. Также работа достаточно опасна. Оператором обучают в специальных сертифицированных центрах, обучение длиться 1 – 2 месяца. В обучение входит всё то нужно знать сотруднику: ассортимент, техника безопасности, оказание первой помощи, действия во внештатных ситуациях, общение с клиентами.
Доход сотрудника зависит от типа станции, её удалённости от населённого пункта, фирмы-владельца и функционала оператора. В среднем по регионам зарплата составляет 30 000 – 45 000 рублей в месяц. Больше всех получают операторы в Башкирии, до 50 000 рублей.
Отпуск топлива и внештатные ситуации
Отпуск топлива и внештатные ситуации, также находятся в зоне ответственности оператора. Бензин и другие нефтепродукты предоставляются покупателям по талонам. Талоны приобретаются клиентами безналичным путём или по оплате наличными дс. Порядок, по которому учитываются талоны прописан в регламенте и инструкциях оператора.
Что входит в обязанности оператора:
- Визуальный контроль мест заправки автомобилей на чистоту, возможный пролив топлива и прочее;
- Слежение за исправностью топливных колонок;
- Контроль наличие и целостность пломб на колонках;
- Слежение за водителями (чтобы они не переливали бензин, действовали в соответствии с правилами безопасности);
- Устанавливать погрешность показаний колонок.
Все автомобили заправляются по очереди, исключения — специальные машины (пожарные, полицейские, скорая помощь). Иностранные граждане могут оплачивать заправку только наличными и только по сервисным книжкам.
3.Продавать бензин в канистры — строго запрещено!
Какие бывают внештатные ситуации:
- При возникновении ЧП (наводнение, авария, угроза взрыва и прочее) сотрудник сразу сообщает в специальную ведомственную службу и управляющему. На каждые обстоятельства у сотрудников есть должностные инструкции.
- Если на станции перестало работать электричество, сотрудник сообщает в аварийную службу компании, а также управляющему АЗС.
- Если перестало работать оборудование, сотрудник вызывает мастера ремонтника и сообщает начальнику АЗС.
Обо всех нарушениях и ошибках оператор уведомляет в объяснительной (в письменной форме). Все события должны отражаться в журнале.
Должностные обязанности
Рабочее место сотрудника располагается у кассового аппарата, в здании заправки. Сотрудник координирует работу станции, ведёт весь документооборот. Все отчёты о приёмке, передаче нефтегазовой продукции ведёт оператор.
В случае возникновения происшествий на станции АЗС, сотрудник должен принять меры по восстановлению работы. Сотрудник должен не только знать меры безопасности, но и активно применять их: потушить пожар, вызвать скорую, пожарных и прочее.
Обязанности оператора можно поделить на три периода:
- Приходя на дежурство, сотрудник проверяет всё ли на месте, правильно оформлено и насколько правильно передал документы предыдущий сотрудник. Что под ответственностью сотрудника: проверка работы кассы, наличие ленты и прочее. Проверить наличие всей необходимой документации для работы. Оформление приёма ДС, проверка по счётчикам наличия бензина. На рабочем месте должен быть полный порядок. И на протяжении всего дежурства ответственность по каждому пункту на сотруднике.
- Период дежурства: предоставление бензина клиентам. Приёмка бензина, прекращение продажи на это время (изучение документации на груз). Проверка уровня топлива в бензоносе, исправность работы и прочее. Сотрудник фиксирует все изменения в специальном журнале. На протяжении всего дежурства должна быть чистота и порядок. Передача ДС инкассаторам.
- Сдача смены: на завершение смены прилагается инструкция. После завершения инструкции сотрудник заполняет лист сменной отчётности. Лист, итоговый чек и талоны передаются заведующему станцией.
На современных заправках продаётся не только бензин, но и продовольственные товары, на некоторых даже есть кафе. Оператор должен разбираться в предложенном товаре и быть вежливым и отзывчивым.
Заработок заправщика на АЗС
Если проанализировать сайты с вакансиями, то в среднем, заправщик получает 22711 рублей за один календарный месяц. Большую заработную плату могут предложить в следующих городах РФ:
- Псков — 40000 рублей;
- Вологда — 40000 рублей;
- Петрозаводск — 40000 рублей;
- Великие Луки — 40000 рублей;
- Климовск — 36560 рублей;
- Череповец — 35950 рублей;
- Великий Новгород — 35000 рублей;
- Москва — 34695 рублей;
- Ступино — 33260 рублей;
- Серпухов — 32929 рублей.
Это заработная плата, которую получает заправщик от компании, что он выбрал для трудоустройства. Сверху нужно добавить чаевые, которые могут составлять порядка 30-40% от всего дохода. То есть, в среднем это 25-35 тысяч рублей. В упомянутых городах суммы могут доходить до 50 тысяч рублей, но это потолок.
В среднем, заправщики зарабатывают больше денег, чем официанты, поэтому такая работа точно заслуживает внимания со стороны подростков и молодых мужчин. Это идеальный выбор для них!
5 рублей из кармана автомобилиста с каждого литра. Много это или мало?
Владельцы автозаправочных станций говорят, что 4 рубля прибыли на каждый литр – это граница безубыточности. По мнению экспертного сообщества, в феврале текущего года «владельцы АЗС в теории могли отступить в цене, но не делают этого, поскольку могут компенсировать прошлогодние убытки», –говорится в материале «РГ».
Таким образом, можно сделать вывод, что на данный момент сетевики имеют определенную сверхприбыль (по сравнению с той ситуацией, которая была на рынке раньше), наверстывая упущенную прибыль от прошлого года, добавляя на счета по максимуму:
«Операторы АЗС в течение месяца поддерживали цены на бензин на предельном уровне, установленном соглашением производителей нефтепродуктов с правительством», – пишет «РГ».
Но даже такой профит в копилку не может дать даже сетевым АЗС гарантии на продолжение роста маржинальности и, соответственно, заработка. Причин тому много, и одним из главных факторов является то, что производители ограничены в наращивании экспорта и разгоне цен по соглашению с правительством, обязаны поставлять на биржу на три процента больше топлива, чем за тот же месяц минувшего года, то есть моторного топлива будет больше, а значит, цена будет держаться в установленном коридоре или даже незначительно снижаться.
И все-таки, какую АЗС лучше выбрать?
Как уже сказано выше, все продаваемое в России топливо производится на одних и тех же НПЗ, которые принадлежат крупным нефтяным компаниям. Однако Росстандарт недавно провел проверку топлива на российских АЗС и выяснил, что фальсификатом оказалось 3,5% всего продаваемого бензина и 15% дизельного топлива.
Соответственно, первый вопрос, который должен волновать автовладельца – качество топлива. Как говорит кандидат технических наук Андрей Швеёв, проблемы с качеством существуют:
Проблемы чаще всего связаны с зимним дизельным топливом, также на АЗС можно заправиться печным или судовым топливом вместо нормального. Подделки содержат повышенное количество серы, что напрямую влияет на ресурс двигателя.
Тем не менее, считает Александр Кузьмин, ситуация с качеством постепенно начала выправляться:
Самые свежие данные были озвучены Министерством энергетики в середине октября прошлого года. В ведомстве сказали, что качество топлива на российских АЗС растет, проблемы чаще выявляются на частных (то есть, независимых) заправках. У тройки крупнейших компаний проблем нет – и их бренды в некотором роде могут считаться гарантией качества.
Хоть все еще большинство автомобилистов выбирают именно заправки от ВИНК, сами компании уже ведут борьбу за право поставок топлива независимым сетям, говорит Артем Скворцов:
Поэтому, резюмируя, можно сказать, что автомобилистам проще выбирать АЗС не по брендам, а по удобству расположения, качеству обслуживания и уровню цен – проблемы с качеством топлива постепенно уходят в прошлое.
Однако бдительность терять все же не стоит: заправляться на неизвестной заправке на трассе нужно с осторожностью, а если она выглядит как подделка под известный бренд или совсем не внушает доверия, лучше доехать до АЗС более известного бренда
Что из себя представляет российский рынок АЗС
Розничная продажа топлива – это достаточно масштабный бизнес в силу того, что все автомобили нуждаются в заправке. Исторически сложилось так, что российские сети АЗС поделены на 2 категории:
- относящиеся к вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК) – Лукойл, Роснефь, Газпром нефть и т.д.;
- независимые сети – которые работают как самостоятельный вид бизнеса.
По приблизительным оценкам, на долю независимых сетей приходится порядка 60-65% всех АЗС в России, но при этом они собирают всего лишь около 40% выручки.
Официальная статистика делит АЗС на несколько видов:
- обычные – это стандартные АЗС, на которых реализуют бензин и дизельное топливо;
- многотопливные – если кроме жидкого моторного топлива реализуют еще и газовое;
- газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) – способны сжимать (компримировать) природный газ и заправлять им автомобили;
- газозаправочные станции (АГЗС) – работающие со сжиженным нефтяным газом;
- криогенные АГЗС – работающие со сжиженным природным газом;
- электрические зарядные станции – работают с электромобилями.
Всего в России чуть меньше 30 тысяч АЗС всех видов – Росстат по данным за 2018 год насчитал их 29 722 штук. В разных источниках количество варьируется от 15 до 40 тысяч.
Больше всего среди них тех, которые работают только с бензином и дизельным топливом, а также многотопливных:
Учитывая политику государства по поддержке сегмента газомоторного топлива, существующей сети АГНКС явно недостаточно (АГЗС работают на сжиженном углеродном газе, который считается «грязным»). При этом, например, покупатели городских автобусов получают субсидии в размере до 3 миллионов рублей при покупке транспорта, работающего на компримированном газе.
По регионам АЗС распространены неравномерно – это зависит от численности населения и количества автомобилей:
Как видно, не всегда численность населения и количество АЗС в регионе коррелируют. Например, в Дагестане проживает 3 111 000 человек, и 1 заправка приходится на 2480 человек. В Ненецком АО живет 44 110 человек, и на одну АЗС приходится уже 11027 человек (примерно, как в Москве).
Разгадка достаточно простая – Дагестан славится «поддельными» АЗС, имитирующими крупные бренды. Подделав название, владельцы закупают самое дешевое топливо, и как результат – регион в лидерах по числу заправок с некачественным топливом.
В целом по России среди компаний-владельцев АЗС преобладают крупные ВИНК – это «Роснефть» с 2897 заправками, «Лукойл» (2603 АЗС) и «Газпром нефть» (более 1240 заправочных станций).
Постепенно в России открываются и АЗС международных брендов. Пример – компания Shell уже открыла более 200 АЗС и намерена развивать бизнес (но до крупнейших российских компаний ей далеко).
Трудовые будни
Смены у нас были самые разные. Так как заправка круглосуточная, в основном, сутки делили пополам: 12-часовая дневная и 12-часовая ночная, с 7 утра до 7 вечера и наоборот. Однако были и другие варианты, например: с 6 утра до 6 вечера, с 9 утра до 7 вечера, с 3 часов дня до 10 вечера и другие. Все зависело от пожеланий руководства.
Именно в ночную смену мы докладывали весь недостающий товар со склада: жвачки, чипсы, воду и другие снеки.
Ночная и дневная смена
Тяжелей всего было установить удобный для работы график. Большинство сотрудников хотело работать днем, а на ночь ставили, в основном, новичков. Потому первое время я работала в ночь, а потом бежала на занятия в университет. Поспать удавалось урывками.
Ночная и дневная смены сильно отличались друг от друга. Днем был большой поток машин, работали с клиентами, готовили хот- доги, картошку, делали кофе. Уборкой на этой смене мы не занимались, разве что мусорные пакеты могли поменять.
Так как работали по два человека в смену, то мы распределяли обязанности между собой и расписывали по времени. В 12 ночи мы считали кассу и записывали все в специальную тетрадь, распечатывали рапорт и другую важную документацию, которая пришла за сутки работы заправки. Далее мы чистили кофемашину и протирали столики, докладывали весь недостающий товар со склада: жвачки, чипсы, воду и другие снеки. Ни в коем случае нельзя было забыть достать на разморозку булки и сосиски, так как утренней смене они нужны были для продажи. Забудешь — будут клевать еще несколько дней.
Уборка территории и мытье туалетов
Самым неприятным было мытье туалетов: женского, мужского и для инвалидов. Это занимало много времени, так как нужно было пройтись моющими средствами по всей сантехнике, помыть зеркала и пол. Каждую смену мы спорили: кто же пойдет это делать, потому что очень не хотелось делать эту часть работы.
Ночная и дневная смены сильно отличаются друг от друга.
Еще одной не очень приятной частью работы была ночная уборка территории. Летом это было довольно сносно, во время мытья пистолетов для заправки и уборки мусора я несколько раз встречала рассвет.
Меня больше всего удивляло, что одни и те же сотрудники занимаются уборкой туалетов, приготовлением пищи и заправкой автомобилей, ведь это довольно негигиенично. На счет использования одноразовых перчаток никто не настаивал. Иногда нам разрешали один раз за смену бесплатно выпить кофе и съесть хот-дог.
Далее хочу рассказать о форме, которую приходилось носить каждую рабочую смену. В теплое время года это были футболки с фирменной эмблемой, зимой же нам выдавали толстовки и два вида курток: теплую и мастерку. Так как футболки мы носили больше всего, нам старались выдавать их несколько, однако это не спасало их внешний вид от выцветания, вытягивания и выстирования, поэтому выглядели они неопрятно.