Центр дополнительного образования детей
Содержание:
- Какие учреждения существуют
- Типы по ФЗ-273
- Найдено научных статей по теме — 15
- Модель информатизации учреждения дополнительного образования
- Детское самоуправление в учреждении дополнительного образования
- Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования
- Управление в учреждении дополнительного профессионального образования
- Понятие и структура техносферы учреждения дополнительного образования
- МЕТОДИСТ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОФЕССИЯ БУДУЩЕГО
- Педагогическая поддержка ребенка в учреждении дополнительного образования
- Проблемы кадрового потенциала учреждений дополнительного образования детей
- Бытие развития воспитанника в учреждении дополнительного образования детей
- Бытие развития воспитанника в учреждении дополнительного образования детей
- РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
- Место дополнительного образования в системе
- Похожие термины:
- Формы дополнительного образования
- Дополнительное профессиональное образование
- Похожие термины:
- Наиболее популярные программы дополнительного образования
- Основные задания и цели
- Направления
- Городской центр
- Повышение квалификации
- Где получить услугу?
Какие учреждения существуют
Современные УДОД не только вовлекают ребенка в определенную деятельность, но и воспитывают в нем лидерские качества, умение мотивировать себя на будущие победы.
По форме подчинения учреждения ДОД бывают:
- Государственные. Формируются субъектами РФ; это могут быть различные школьные кружки и дополнительные секции или клубы, лаборатории, творческие коллективы в государственных бюджетных учреждениях дополнительного образования — городских (муниципальных, региональных, областных) центрах.
- Федеральные. Учреждаются федеральными властями и часто представляют собой крупные многопрофильные центры дополнительного образования.
- Негосударственные. Организовываются в частном порядке физическими лицами, коммерческими, религиозными, общественными или другими субъектами. это могут быть частные школы дополнительного образования.
- Муниципальные. Создаются и работают за счет городских властей.
Другой вид классификации основывается на направлениях и масштабах деятельности заведений. На данный момент на территории страны существуют следующие виды учреждений дополнительного образования детей:
- Дворцы детско-юношеского творчества, спорта, искусства и т. д.
- Дома. Заведения не столь масштабные, как дворцы, в них занимаются меньшие группы. Сегодня программы дополнительного образования предлагают дома туризма, культуры, творчества, юных техников.
- Школы. Специализированные заведения, где дети обучаются по определенным направлениям (яркий пример – ДЮШС, музыкальные школы и т. д.).
- Центры. В детских (или детско-юношеских) центрах проводится дополнительное образование ребят по разным отраслям и оказывается методологическая поддержка педагогам.
- Станции. Это сообщества юных туристов, натуралистов, борцов за экологию или любителей техники.
Кроме того, кружки и курсы для детей и школьников могут быть организованы на факультетах дополнительного образования вузов.
До принятых в 2006 году изменений существовали и другие виды учреждений дополнительного образования. К ним относили:
- оздоровительно-образовательные лагеря;
- клубы по интересам (парашютистов, автомобилистов, пожарных, гребцов и т. д.);
- технические и научные школы, занимающиеся детальным изучением какой-то области науки (например, школа юного космонавта);
- детские музеи и парки (детского творчества или литературы);
- базы юношеского и детского туризма и экскурсий.
В конце прошлого столетия выделяли еще такие виды учреждений, как детская картинная галерея или железная дорога. Сейчас за счет уменьшения количества типов работа УДОД более четко структурирована и координируема. Тем не менее старых, добрых названий никто не отменял после вступления в силу ФЗ № 273, но кружки, секции, ансамбли, творческие мастерские, студии называются объединениями дополнительного образования по интересам.
Типы по ФЗ-273
В то же время, российское законодательство не запрещает средним специальным и высшим учебным заведениям оказывать образовательные услуги по дополнительным профессиональным программам в качестве неосновной деятельности. В статье 23 Закона №273-ФЗ говорится о трех категориях учреждений, которые имеют право на их реализацию:
- вузы;
- ссузы;
- организации дополнительного профессионального образования.
В зависимости от поставленной цели, объема и формы получаемых знаний различают два вида программ ДПО:
- Профессиональная переподготовка продолжительностью от 250-ти часов. Она предназначена для смены профиля деятельности или всестороннего масштабного углубления знаний в рамках своей специальности.
- Повышение квалификации – это краткосрочное мероприятие, направленное на усовершенствование навыков и получение информации в каком-либо узком конкретном направлении. К этой категории относятся тренинги, курсы, семинары и подобные им формы обучения длительностью от 16-ти часов.
Закрепление теоретических знаний на практике может проводиться в виде стажировки. Однако этот вид обучения носит лишь вспомогательный характер и используется по усмотрению образовательной организации.
Все виды программ ДПО предназначены для людей, уже имеющих или получающих в данный момент среднее или высшее профессиональное образование.
Найдено научных статей по теме — 15
Модель информатизации учреждения дополнительного образования
Ратенко Светлана Евгеньевна, Романова Ирина Александровна
В работе раскрываются результаты исследования повышения эффективности образовательного процесса в сфере дополнительного образования.
Детское самоуправление в учреждении дополнительного образования
Григорова Владилена Константиновна, Дудкина Нина Ивановна, Зыкова Екатерина Николаевна
В статье показаны пути совершенствования дополнительного образования детей. Раскрыта сущность ученического самоуправления. Приведены данные опытной работы по его развитию.
Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования
Телина Ирина Анатольевна
Создание системы поддержки талантливых детей является одним из главных направлений стратегического развития российского образования.
Управление в учреждении дополнительного профессионального образования
Корытов В. А.
Управление учреждением дополнительного профессионального образования в современной личностно-ориентированной педагогической концепции определяет творческая индивидуальность педагога, руководителя учреждения.
Понятие и структура техносферы учреждения дополнительного образования
Золотарёва Ангелина Викторовна, Страдина Елена Александровна
Данная статья подготовлена по результатам выполнения Задания Министерства образования и науки РФ (рег.
МЕТОДИСТ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОФЕССИЯ БУДУЩЕГО
Лукина Оксана Алексеевна, Чайкина Жанна Владимировна, Мухина Мария Вадимовна, Кузьмина Лилия Александровна, Маляева Алена Александровна
В данной статье рассматриваются возможности и перспективы развития профессии методиста, в частности методиста учреждения дополнительного образования детей, как профессии будущего на основании современных тенденций развития экономи
Педагогическая поддержка ребенка в учреждении дополнительного образования
Макеева Т. В.
В ракурсе гуманистической парадигмы образования весьма важным видится обращение к педагогической поддержке личности.
Проблемы кадрового потенциала учреждений дополнительного образования детей
Куприянов Борис Викторович, Косарецкий Сергей Геннадьевич
На основе данных социологического исследования делается вывод о существенных различиях в кадровом составе учреждений дополнительного образования, относящихся к различным организационно-правовым формам и видам собственности.
Бытие развития воспитанника в учреждении дополнительного образования детей
Куприянов Борис Викторович
Статья посвящается 90-летию государственной системы внешкольного воспитания дополнительного образования детей.
Бытие развития воспитанника в учреждении дополнительного образования детей
Куприянов Б. В.
Статья посвящается 90-летию государственной системы внешкольного воспитания дополнительного образования детей.
РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Вакуленко Ольга Владимировна
В статье рассматриваются вопросы актуальности инклюзивного образования. Определяется потенциал и задачи учреждений дополнительного образования детей в инклюзивном обществе.
Место дополнительного образования в системе
С 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас?
Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям.
По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование. Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже.
Как следует из названия, дополнительное образование не является обязательным. Его основная цель — разностороннее удовлетворение потребностей населения в образовании как профессиональных, так и иных.
В настоящее время политика государства направлена на развитие дополнительного образования, улучшение качества предоставляемых услуг и обеспечение наибольшего охвата. В майских указах Президента РФ Владимира Владимировича Путина была поставлена конкретная цель — обеспечить охват несовершеннолетних дополнительным образованием не ниже 80 %.
Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются.
Образовательная деятельность в области дополнительного образования — это реализация дополнительных образовательных программ. Давайте рассмотрим, из каких подвидов оно состоит.
Похожие термины:
-
учреждения повышения квалификации; курсы, центры профессиональной ориентации; музыкальные и художественные школы; школы искусств; дома детского творчества; станции юных техников и натуралистов
-
образовательное учреждение, реализующее дополнительные образовательные программы, предназначенное для развития мотивации личности к познанию и творчеству, для реализации программ и услуг в инт
-
– тип образовательных учреждений, основная цель которых – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности,
-
учреждение, ограниченное определенными временными рамками, созданное для реализации образовательных программ дополнительного образования и услуг. Организуется в период функционирования лагер
-
постоянно функционирующее учреждение, деятельность которого не ограничена временными рамками.
-
образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы различной направленности, выходящие за пределы определяющих их статус основных образовательных программ в цел
-
(учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и иные, имеющие соответс
-
учреждение образования, которое реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в с
-
согласованное упорядочение различных видов деятельности (педагогической, управленческой, методической, информационной, издательской, рекламной, обслуживающей и других), осуществляемой субъекта
-
учреждение дополнительного образования, осуществляющее методическое руководство временными учреждениями дополнительного образования района, города.
-
тип образовательного учреждения, основное предназначение которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах
-
учреждение дополнительного образования, созданное в городе и ограниченное определенными временными рамками.
-
образовательное учреждение, объединяющее несколько типов учебных заведений дополнительного образования, осуществляющее методическое руководство учреждениями дополнительного образования рай
-
образовательное учреждение, объединяющее несколько типов учебных заведений дополнительного образования, осуществляющее методическое руководство учреждениями дополнительного образования гор
Формы дополнительного образования
В соответствии с положениями пунктов 4 и 5 ст. 76 указанного нормативно-правового акта, обучающиеся имеют следующие возможности в отношении получения дополнительного образования:
- повышение имеющегося уровня квалификации в рамках уже освоенной профессии, предполагающее получение дополнительных знаний, навыков и умений, которые позволят повысить уровень профессиональной компетенции. В этом случае речь идет о так называемых программах повышения квалификации, продолжительность которых в соответствии с Письмом Минобрнауки от 9 октября 2013 г. N 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» должна составлять не менее 16 часов;
- освоение совершенно новой профессии или специальности, требующее получения большого объема новой профессиональной информации. По результатам такого обучения лицо, прошедшее его, получает правомерную возможность заниматься новым для себя видом профессиональной деятельности, имея документы о прохождении необходимого обучения. В этой ситуации программа допобразования будет называться программой профессиональной переподготовки, а ее продолжительность должна составлять не менее 250 часов.
Роль профессиональных стандартов в дополнительном образовании
Согласно Письму Минтруда от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253 «По вопросам применения профессиональных стандартов», профессиональные стандарты представляют собой нормативно-правовую базу, которая призвана обеспечить соответствие уровня квалификации, навыков и знаний работников соответствующих отраслей текущим требованиям рынка труда. При этом их применение не ограничивается вопросами найма и отбора персонала, в ходе реализации которого работодатель получает возможность установить степень соответствия характеристик компетенции конкретного сотрудника содержанию профессионального стандарта по его специальности. Помимо этого, профстандарты также должны применяться в целях формирования и корректировки содержания образовательных программ, которые следует приводить в соответствие с актуальной ситуацией на рынке труда.
При этом сфера дополнительного профессионального образования предполагает особую значимость профессиональных стандартов, поскольку именно в этой области новые тенденции и требования со стороны работодателей проявляются максимально быстро. В этой связи организации, предоставляющие услуги в области дополнительного обучения, должны осуществлять регулярный мониторинг содержания профстандартов в профессиональных областях, в которых они предоставляют услуги, и в кратчайшие сроки корректировать содержание программ обучения в случае внесения изменений в действующие документы.
Дополнительное профессиональное образование
Что такое дополнительное образование в контексте дополнительного проф. образования? Это подвид образования, направленный на повышение квалификации специалистов и профессиональную переподготовку специалистов с целью освоения новой квалификации. По освоению дополнительных профессиональных программ обязательно выдаются документы — удостоверение о повышении квалификации либо диплом о профессиональной переподготовке.
Ключевое отличие и особенность ДПО — наличие среднего либо высшего профессионального образования перед зачислением в организацию. Также допускается получать ДПО одновременно с получением среднего или высшего профессионального образования. Лицам, не имеющим и не получающим профессиональное образование этот подвид образовательных программ недоступен.
Осуществлять деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ вправе только юридическое лицо, имеющее в приложении к лицензии данный подвид образования.
Интересный факт: указание адреса места осуществления деятельности по ДПО в приложении к лицензии не обязательно. Таким образом, ДПО может реализовываться организацией по всей территории РФ при условии соблюдения ряда обязательных требований.
Рассмотрим более подробно повышение квалификации и профессиональную переподготовку в рамках ДПО.
Похожие термины:
-
1) коллективный субъект образовательно-воспитательной деятельности и творчества, которые осуществляются на основе форм, методов гибкого взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в соответс
-
образовательное учреждение, реализующее дополнительные образовательные программы, предназначенное для развития мотивации личности к познанию и творчеству, для реализации программ и услуг в инт
-
– тип образовательных учреждений, основная цель которых – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности,
-
учреждение, ограниченное определенными временными рамками, созданное для реализации образовательных программ дополнительного образования и услуг. Организуется в период функционирования лагер
-
постоянно функционирующее учреждение, деятельность которого не ограничена временными рамками.
-
образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы различной направленности, выходящие за пределы определяющих их статус основных образовательных программ в цел
-
(учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и иные, имеющие соответс
-
учреждение образования, которое реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в с
-
согласованное упорядочение различных видов деятельности (педагогической, управленческой, методической, информационной, издательской, рекламной, обслуживающей и других), осуществляемой субъекта
-
учреждение дополнительного образования, осуществляющее методическое руководство временными учреждениями дополнительного образования района, города.
-
тип образовательного учреждения, основное предназначение которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах
-
учреждение дополнительного образования, созданное в городе и ограниченное определенными временными рамками.
-
образовательное учреждение, объединяющее несколько типов учебных заведений дополнительного образования, осуществляющее методическое руководство учреждениями дополнительного образования рай
-
образовательное учреждение, объединяющее несколько типов учебных заведений дополнительного образования, осуществляющее методическое руководство учреждениями дополнительного образования гор
Наиболее популярные программы дополнительного образования
Наибольшей популярностью среди детей младшего школьного возраста и подростков сегодня пользуются такие программы дополнительного образования, как:
физкультурно-спортивная – направлена на приобщение детей к физкультуре и здоровому образу жизни, воспитание силы воли, приобретение навыков командной работы
Реализация осуществляется через занятия в различных секциях и тренажерных залах, лечебную физкультуру и активные формы игр;
экология – направлена на осознание взаимосвязи человека с природой и важности сохранения природных ресурсов. Реализация осуществляется через занятия по краеведению, практические занятия на природе и т.д.;
робототехника и конструирование – направлена на глобальное изучение программирования и информатики, а также использование современных цифровых и информационных технологий на практике
Реализация осуществляется через занятия на компьютерных курсах, в кружках авто-, радио-, робототехники и т.д.;
естествознание – направлена на приобретение школьниками навыков исследовательской работы, воспитание глобального мышления и развитие представлений о применении теоретических навыков на практике. Реализация осуществляется через занятия в кружках занимательной химии, физики, математики, астрономии, географии и т.д.;
культурология – направлена на приобщение школьников к мировой культуре, адаптацию в социуме и реализацию собственного потенциала в разных слоях общества. Реализация осуществляется через занятия в искусствоведческих и языковых клубах, театральных кружках и кружках народного промысла, обучение в ходе экскурсий и т.д.
Подчеркнем, что в одной школе могут быть использованы программы дополнительного образования сразу по нескольким направлениям. Это открывает большие возможности не только для самоидентификации каждого школьника, но и для проявления творческого и личностного потенциала всего педагогического состава общеобразовательной организации.
Основные задания и цели
Перед учреждениями дополнительного образования всех направлений ставятся единые цели и задачи:
- Выработка навыков общения и работы в коллективе.
- Развитие имеющегося творческого потенциала, личностных качеств.
- Формирование уважения к обществу и окружающему миру.
- Способствование поддержанию физического здоровья подрастающего поколения.
- Помощь с самоопределением в будущей взрослой жизни.
Один из принципов, которому следуют детские учреждения дополнительного образования, — доступность. Право заниматься в них имеет каждый ребенок: достаточно подать заявление и дождаться его одобрения или же мотивированного отклонения. Последнее происходит крайне редко, и обычно проблем с зачислением в выбранный кружок, школу или секцию не возникает.
Государство минимально устанавливает стандарты для дополнительного образования. УДОД строит собственную учебную программу на базе типового устава, разработанного властями в 2014 году. В документе прописаны особенности организации процесса работы с детьми, приведен образец расписания, указаны рекомендуемые нормы продолжительности занятий, установлены правила приема воспитанников и порядок оплаты услуг, если учреждение платное.
Родители в любой момент имеют возможность сменить учреждение и педагога, обучающую программу. В основе деятельности современных УДОД лежит свобода выбора, которая позволяет ребенку развиваться в максимально комфортных для него условиях.
Обучение детей в современных учреждениях дополнительного образования — это не программирование на успешное будущее и не ограничение общепринятыми рамками. Результат, которого добиваются педагоги — это воспитание мыслящего человека, готового справиться с ритмом жизни и проявить в полную силу свои творческие, физические и личностные задатки.
Направления
На данный момент существует шесть основных направлений дополнительного образования:
- Художественное. В основе лежит развитие различных творческих талантов детей, поощрение их тяги ко всем видам искусства.
- Техническое. Подходит для детей с инженерным складом ума, с детства готовых работать со сложными задачами.
- Краеведческое. Направлено на изучение родного края и его истории;
- Естественно-научное. Основано на детальном изучении естественных наук (химии, физики, астрономии).
- Спортивное. Развивает физические способности, силу духа и выносливость.
- Социальное. Ориентировано на работу с детьми, которым нужен особый подход – одаренными или же требующими дополнительного внимания.
У каждого из этих направлений есть свои особенности, а также образовательная программа учреждения дополнительного образования.
Городской центр
Городской центр дополнительного профессионального образования подготавливает специалистов в различных видах трудовой деятельности, оказывает услуги по повышению квалификации в соответствии с новыми требованиями рынка труда.
Процесс обучения в заведении может проходить в стационарной и заочной форме. После окончания занятий выдается документ, подтверждающий уровень полученных знаний и навыков.
Существуют следующие курсы дополнительного профессионального образования:
- бухучета;
- финансового анализа;
- программирования;
- работы с графическими редакторами;
- менеджмента;
- организационного консалтинга;
- дизайнерские и многие другие.
Повышение квалификации
Такие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть. Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию «Историк, преподаватель истории», хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС. Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации.
Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций.
Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован.
Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг.
Где получить услугу?
Наиболее распространенный вариант — муниципальные и государственные центры дополнительного образования. Подробная информация о деятельности учреждения в обязательном порядке должна быть размещена на его официальном сайте.
Также дополнительное образование может быть получено в детской школе искусств и детской юношеской спортивной школе.
В широком смысле дополнительное обучение взрослых и детей — универсальный подвид образования и единственный, который может реализовываться любыми лицензированными организациями вне зависимости от их типа и организационно-правовой формы. Таким образом, эти программы вправе реализовывать детские сады, школы (например, программа подготовки к школе), профессиональные организации, ВПО, индивидуальные предприниматели и иные юридические лица.