Концепция развития дополнительного образования
Содержание:
Цели
Вовлечь как можно больше детей и подростков в работу кружков, секций и курсов – так была обозначена основная цель проекта. К концу 2020 года три четверти российских детей должны быть охвачены допобразованием в кружках, работающих при школах и садиках, в специальных центрах, домах творчества и частных компаниях.
Проект предусматривает создание целевой модели управления дополнительным образованием на основе современных организационно-экономических механизмов. Для этого было введено персонифицированное финансирование, по которому средства на оплату кружков государство в определенном объеме выделяет на каждого ребенка. В регионах создаются крупные «узлы» дополнительного образования, так называемые модельные центры. Они координируют работу всех детских кружков, помогают им ресурсами, методическими материалами, повышают квалификацию преподавателей и в целом помогают наладить эффективное использование ресурсной базы и кадров.
Для обеспечения доступности дополнительного образования должен быть создан общероссийский навигатор, который сосредоточит данные о программах дополнительного образования – где и чему можно учиться, на каких условиях. Сайт нужен прежде всего для информирования родителей о доступных направлениях образования, в том числе и для детей из сельской местности, одаренных учеников, школьников с ограниченными возможностями здоровья. Можно выбрать свой муниципалитет, увидеть все кружки и построить индивидуальную образовательную стратегию для каждого ребенка.
Вторая цель проекта – максимальное развитие естественно-научного и технического направления в дополнительном образовании. Многие модельные центры создаются на базе детских технопарков «Кванториум», их финансирование стало приоритетным. В глубинке действуют мобильные технопарки.
Направления деятельности «Кванториумов». Инфографика АСИ (Агентства стратегических инициатив)
Одновременно ставились цели обновить содержание дополнительного образования, организовать независимую оценку его качества, уточнить понятие внеурочной деятельности, разработать профстандарты для педагогов.
Механизмы развития ДОД согласно Концепции
Государственная Концепция дополнительного образования предусматривает:
- формирование положительного имиджа дополнительного образования в СМИ;
- создание условий для кооперации между различными учреждениями;
- сотрудничество государства, бизнеса и общества в вопросах улучшения качества образования;
- формирование конкурентной среды, которая будет способствовать актуализации программ обучения;
- учреждение ведомств, контролирующих систему дополнительного образования;
- разработку единого регламента проверки уровня достижений в различных программах;
- построение финансовой системы, обеспечивающей доступ каждому ребенку к интересующим его образовательным программам;
- должное обеспечение права доступа граждан к актуальной и полной информации;
- поддержку и реализацию специализированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями, из необеспеченных семей и других категорий, требующих от общества и государства особого подхода.
Также Концепция развития дополнительного образования гарантирует доступность программ и определяет основные пути их совершенствования:
- выделение материальных ресурсов для поддержки уже действующих программ;
- создание доступных информационных сервисов, которые смогут удовлетворять требования всех желающих получить индивидуальное обучение;
- реализация информационной кампании для мотивации учащихся к занятиям.
Концепция дополнительного образования будет реализована в несколько этапов: первый намечен на 2014-2017 годы, второй — на период с 2018 по 2020 год.
На завершающей ступени Концепция предполагает изучение результатов реализации образовательных программ на территории РФ и дальнейшее развитие инфраструктуры ДОД.
Основные характеристики
Стратегия развития дополнительного образования до 2020 года охватывает широкий спектр вопросов, направленных на повышение статуса и авторитета дополнительного образования. Главные аспекты стратегии касаются:
- личностно-развивающего потенциала;
- конкурентных преимуществ перед другими образовательными формами;
- уникализации программ ДО.
Личностно-развивающий потенциал
Это принципиально новый подход к учебному процессу в целом и ребенку как индивидууму. Он достигается благодаря комплексному подходу, включающему:
- Добровольный выбор учащимся учебной программы, интенсивности ее изучения, преподавателя.
- Возможности экспериментировать с содержанием программ ДО, формами их подачи, оценкой итоговых результатов.
- Введение в учебный процесс социального взаимодействия и практики. Это может быть волонтерская деятельность и любая другая социальная практика.
- Тесную взаимосвязь образовательного процесса и жизни. Сегодня некоторые составляющие учебного процесса – теория, оторванная от реальности.
- Объединение учащихся разных возрастов в группы. Это станет новым социальным и культурным опытом, улучшит коммуникацию разных возрастных групп.
- Право на собственный опыт детей и подростков, приобретаемый методом проб и ошибок.
Конкурентные преимущества
У концептуального ДО есть конкурентных преимуществ перед существующим формальным подходом к образовательным программам. Среди основных плюсов следует выделить:
- Свободу выбора.
- Его индивидуальность.
- Доступность интересующей информации каждому желающему.
- Глобальные знания в выбранной отрасли.
- Оперативную адаптацию программ к изменениям в мире и обществе. Она достигается за счет вариативности их содержания.
- Персонализацию обучения.
Авторы Концепции уделили много внимания именно персонализации программ, личностным правам ребенка. Без этого не получится создать оптимальные условия для социализации и адаптации подрастающего поколения, удовлетворить их интеллектуальные и эстетические интересы.
Стратегия развития образования от 2020 до 2025 года: видео
- Пятидневка в школах в 2019-2020 году
- Отменят ли ЕГЭ в 2020 году
- Запись в 1 класс на 2019-2020 год
Этапы
Проект принят в 2016 году и реализуется в 6 этапов. Первый – организационный, со второго –началась работа с региональными системами дополнительного образования. В 2017 году открылись первые модельные центры в пилотных субъектах РФ, стартовало финансирование и создание технопарков «Кванториум», уточнен профстандарт педагога допобразования.
Третий этап (2018 год) предполагал шаги по модернизации образовательной инфраструктуры и программ, продолжение создания модельных центров (их количество доведено до 31) и «Кванториумов» (58), а также внедрение персонифицированного финансирования.
Сеть технопарков «Кванториум». Карта АСИ
С этого этапа и до конца действия проекта отдельные субсидии предоставляются тем регионам, где дополнительное образование менее развито: охват детей занятиями в секциях из года в год ниже, чем в среднем по России.
На четвертом этапе (2019 г.) проводится апробация стандарта обеспечения доступности допобразования для детей с ОВЗ, для школьников, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, и для одаренных детей. Расширяется список регионов, где созданы модельные центры, «Кванториумы», продолжается создание федерального сайта-навигатора и внедрение персонифицированного финансирования дополнительного образования.
На 5-6 этапах (2020 и 2021 годы) модельные центры и детские технопарки должны работать уже во всех регионах, предполагается, что будет модернизировано не менее 12 % учебных мест. К моменту завершения проекта 75 % детей должны учиться по программам допобразования.
Результаты
Уже по итогам 2018 года достигнуты многие поставленные в 2016 году цели. В разных регионах открыто 89 «Кванториумов», в которых учатся 80 тысяч человек.
Открываются мобильные технопарки, IT-кубы, центры выявления и поддержки одаренных детей. В 2018 году выдано 400 тысяч сертификатов на персонифицированное финансирование.
С 2019 года эстафету развития допобразования принял федеральный проект «Успех каждого ребенка». Его главная цель – создание эффективной системы выявления и развития способностей детей, которая поможет каждому учащемуся найти себя и осознанно подойти к выбору будущей профессии.
Проект «Доступное дополнительное образование» в течение двух лет был главным каналом финансирования сферы. Правительство выделяло деньги на оборудование, инфраструктуру и средства обучения, особенно для технических и естественно-научных кружков. Значительный результат – создание и совершенствование федерального навигатора по дополнительным образовательным программам. На завершающем, шестом, этапе проекта в 2021 году предусмотрена разработка плана сопровождения и развития его результатов на период до 2025 года.
С полной версией паспорта проекта «Доступное дополнительное образование для детей» можно ознакомиться на сайте Правительства РФ.
Что такое дополнительное образование
Под допобразованием подразумеваются сверхнормативные программы, не включенные в перечень обязательных к изучению, согласно федеральных и региональных стандартов.
В сфере ДО существует достаточно проблем:
- Нет эффективного мониторинга, позволяющего оценить качество программы и знания учащихся.
- Устарела учебная база и инфраструктура.
- У родителей, преподавателей и детей отсутствует мотивация.
Приведенный перечень не полный. Концепция развития, упомянутая выше, разработана для обновления существующего дополнительного образования, повышения его конкурентоспособности.
Миссия
Документ акцентирует внимание на миссии, целях и задачах, реализация которых позволить радикально сместить акценты в существующей образовательной системе. Это необходимо, так как задача массово обеспечить обязательное обучение и сделать более доступным среднее специальное и высшее образование, решена
Ценности и потребности современного общества меняются – меняется и миссия дополнительного образования. Концепция видит ее:
- В создании условий для личностного развития детей, предоставлении им возможности для самовыражения.
- Мотивации младшего поколения к творческому, научному, спортивному, трудовому развитию.
- Внедрении в программы обучения вариативности, их персонализации.