Как выбрать форму обучения в вузе?
Содержание:
- Какие льготы положены работающему студенту-заочнику
- Когда и как проходят сессии у заочников
- Удаленная учеба в университете Синергия
- Преимущества заочной формы обучения
- Семинарские занятия, методика его подготовки и проведения
- Удаленное обучение и как оно устроено
- Как устанавливается рабочее время?
- Дневная (или очная) форма
- Что значит заочная форма обучения, как устроен учебный процесс?
- Заочная форма обучения
- Дистанционная
- Что нужно для поступления и перевода
- Плюсы и минусы заочного образования
- Практика
- Учеба на заочном отделении
- Как определиться с формой обучения?
- Очная форма
- Очное обучение — это как?
- Чем отличаются институт, университет и академия
Какие льготы положены работающему студенту-заочнику
Список льгот, которые работодатель обязан предоставлять студентам-заочникам, перечислен в 173 статье Трудового кодекса, и он довольно обширен. Это:
- оплачиваемые учебные отпуска на время сессий (40 дней в год на 1-2 курсе, 50 дней — начиная с третьего курса);
- оплачиваемый отпуск на срок до 4 месяцев для подготовки к итоговой аттестации (сдачи госэкзаменов и защите диплома);
- раз в учебный год — оплата работодателем проезда до места учебы и обратно;
- на последнем курсе — сокращенная на 7 часов рабочая неделя, причем освобожденное от работы время оплачивается в половинном размере.
Все предусмотренные законом льготы предоставляются только в том случае, если вуз имеет государственную аккредитацию, а студент успешно осваивает программу (то есть не имеет «хвостов»).
Однако на практике заочники редко пользуются трудовыми льготами в полном объеме, ведь это снижает их конкурентоспособность на рынке труда. Исключение составляет разве что ситуации, когда на учебу их направил сам работодатель, заинтересованный в данном человеке и готовый мириться с неудобствами, вызванными отсутствием сотрудника на работе в течение довольно долгого времени.
Когда и как проходят сессии у заочников
Сессии у заочников, как и у студентов других форм обучения, обычно проходят дважды в год. Как правило это зимняя и летняя сессии. Конкретные сроки проведения определяются вузом и могут различаться в разных учебных заведениях. Но чаще всего заочников собирают на учебу в январе и июне, в то же время, когда проходят сессии у очников. Для вуза это удобнее всего. Ведь уход очников на сессию означает, что они появляются в вузе только в дни сдачи экзаменов и приходят на консультации. Соответственно, освобождаются учебные аудитории, а у преподавателей появляется время на то, чтобы вплотную заняться заочниками.
Средняя продолжительность сессии на заочном — 3 недели, на старших курсах — до четырех. Дело в том, что по закону работающим студентам-заочникам полагаются оплачиваемые учебные отпуска на время сессии, при этом для студентов 1-2 курса их продолжительность составляет не более 40 дней за календарный год, для старшекурсников «квота» увеличивается до 50 дней. Соответственно вузам приходится укладываться в эти рамки.
Сессия у заочников проходит очень интенсивно. Она включает:
- лекции и консультации по предметам, изучавшимся в течение прошедшего семестра;
- сдачу экзаменов и зачетов;
- установочные занятия по предметам, которые предстоит сдавать в следующую сессию.
Расписание как правило оказывается очень плотным. Сдача, к примеру, трех экзаменов за неделю — не редкость, при этом свободных дней на самоподготовку в расписании не предусмотрено, а занятия могут ставиться и на выходные дни тоже. Поэтому тем, кто привык откладывать подготовку на последнюю ночь, придется нелегко: когда экзамены и зачеты сдаются практически без перерывов, возможности отоспаться после испытаний не будет.
Удаленная учеба в университете Синергия
Дистанционное образование в университете Синергия обеспечивается с помощью онлайн-платформы MegaCampus. Эта комплексная образовательная система обладает возможностями учебного портала и соцсети, где происходит общение с сокурсниками и преподавателями.
В учреждении дистанционно реализуются программы разного уровня:
- среднего профессионального;
- бакалавриата;
- магистратуры;
- второго высшего образования;
- бизнес-подготовки MBA;
- профессиональной переподготовки.
Наибольшей популярностью у абитуриентов, выбирающих онлайн обучение, пользуются следующие специальности университета:
- Предпринимательство. Предполагает обучение по программе, созданной с учетом международной практики и опыта университетов Гарварда и Стэнфорда. Ученики проходят мастер-классы от успешных бизнесменов и постигают все особенности ведения своего дела.
- Маркетинг. Дистанционная учеба в сфере маркетинга осуществляется по уникальной методике, которая ориентирована на освоение практических навыков в области исследований рынка и потребностей покупателей.
- Финансы и кредит. Обучающиеся по этому направлению становятся специалистами в сфере корпоративных финансов, экономического прогнозирования, инвестиционной политики.
- Государственное и муниципальное управление. Специальность готовит управленцев для структур государственной власти, межгосударственных организаций.
Отдельного внимания заслуживают курсы переподготовки и бизнес-подготовки. Они подходят для тех, кто хочет стать руководителем высшего звена и для владельцев бизнеса. Здесь обучают личностному росту, тайм-менеджменту, управлению продажами.
Процесс обучения максимально удобен:
- Все учебные материалы, включая аудиозаписи и видеокурсы, размещаются в личном кабинете обучающегося. Доступ к ним осуществляется в любое время.
- После каждой темы и по итогам семестра учащиеся сдают тестирование.
- Его успешное прохождение открывает доступ к следующим разделам.
Преимущества заочной формы обучения
Заочная форма обучения менее популярна, чем очная. Тем не менее, она имеет право на существование и полезна многим. Благодаря заочной форме вы:
- получите диплом государственного образца, который ничем не отличается от выданного на очном отделении;
- сможете получить тот же объем знаний и заниматься по учебному плану, что и очники. При заочной форме большую часть придется осваивать самостоятельно — преподаватель лишь направляет студентов и контролирует процесс на экзаменах;
- сэкономите массу времени. Учиться можно в оптимальном темпе и режиме, в удобное время. Посещать лекции и затем снова перечитывать их при подготовке к экзаменам не нужно. Вы не тратите время на дорогу, организационные моменты, пары;
- сможете учиться в удобном режиме, если живете в другом городе, имеете семью, постоянную работу. Заочная форма — единственный вариант для людей, у которых уже есть финансовые и семейные обязанности;
- сэкономите: заочное обучение дешевле, а работодатель обязан предоставлять оплачиваемый отпуск на время сессий;
- успеете пройти стажировку и получить реальный опыт работы по профессии. Устроиться на работу заочникам намного проще, чем студентам очного отделения. К моменту окончания вуза у вас уже будет реальный опыт и больше возможностей для трудоустройства и карьерного роста.
Семинарские занятия, методика его подготовки и проведения
При подготовке к первым семинарам лектор должен обсудить со студентами содержание китайской пословицы: \ «Лучшая память хуже худших чернил». Они также должны продемонстрировать первокурсникам ведение конспектов, чтобы они могли участвовать в обсуждении конкретных проблем:
- Выдержки, цитаты — дословные, точные записи определенного текста со ссылкой на источник информации и его автора;
- конспект речи — ряд четко сформулированных мыслей, представленных одна за другой, которые отражают основное содержание прочитанного
- Тезис — краткое изложение основных положений текста без дополнительных пояснений;
- Синопсис — краткое, беглое изложение информации из первоисточника Для использования на рабочем месте студентам можно посоветовать собирать информацию на специальных карточках — небольших листах плотной бумаги.
Эти рабочие листы можно использовать для различных целей:
- Каталожные карточки с информацией из первоисточника, написанной на одной стороне и краткой записью на обороте Например:
- Подоляк Л.Г., Юрченко В.И. Психология высшего образования: практикум: Навчпосиб — К: Каравелла, 2008 — 336 с.
- Обратная сторона карточки.
Пособие содержит методические материалы, характеризующие авторские подходы к организации семинарских и лабораторных работ, самостоятельной работы при изучении дисциплины «Психология высшего образования», конкретные ситуации, упражнения и задания могут быть использованы преподавателями, аспирантами и студентами.
Такие карточки удобно хранить в компьютерном файле, но это затрудняет их использование в классе
Рабочие карточки, на которых учащиеся пишут формулировки терминов, законов, цитаты, примеры, формулы и т.д.
Рабочие карточки удобно использовать для ответов на вопросы, создания презентаций и запоминания материала.
Как вариант просеминаров иногда может быть семинар — аннотированное чтение Такой семинар эффективен, когда студенты владеют методикой обработки конкретной научной работы (монографии, научной статьи, диссертации или курсового исследования).Основной целью аннотированного чтения является развитие у студентов умения анализировать и правильно интерпретировать научный текст Такие семинары Эффективны на младших курсах, на старших курсах их проведение практически не практикуется.
На первых просеминарах студентам следует давать рекомендации, оптимизирующие самостоятельную работу и повышающие эффективность интеллектуального труда.
Например, первокурсники могут получить следующий совет:
1.Работайте самостоятельно в одно и то же время каждый день Формируйте привычку к постоянной умственной работе Если поначалу будет трудно, вспомните поговорку: \ «Учеба и работа закаляют все».
3.Ритм и чередование умственного труда и отдыха способствуют повышению работоспособности. 4.
4.Определите конкретно, что должно быть сделано сегодня, но не забывайте о перспективе Комплексная работа может быть выполнена отдельными частями.
- во время отдыха активно двигаться, выполнять физическую работу, заниматься спортом
- позволяйте себе хорошо отдохнуть ночью, потому что это биологическая потребность организма
- правильная организация рабочего места и привычный порядок улучшат вашу работоспособность.
- не забывайте подводить итоги ежедневных достижений, чтобы внести коррективы в недельный график.
- любой результат умственной работы должен быть четко сформулирован в виде протокола или устного заявления Помните, что «незаписанное мнение — потерянное сокровище» (ДиМенделеев)
Традиционный (тематический) семинар ориентирован на обсуждение группы проблем, которые студенты изучали самостоятельно или работали над ними на лекции.
Удаленное обучение и как оно устроено
Дистанционное образование как форма обучения (в большинстве вузов это называется заочно-дистанционная форма обучения) – способ получать специальное, первое, второе высшее, послевузовское образование средствами онлайн-технологий и самообразования. В государственных вузах дистанционная форма обучения является разновидностью заочной без необходимости физического присутствия на установочных и экзаменационных сессиях, защитах курсовых и диплома в университете. Учеба проходит в личном кабинете электронного вуза.
Оцените возможности удаленного обучения
Удаленный образовательный процесс построен на фазах, так же, как в классической заочке: учебный год разделен на два семестра, в семестре по 10-14 предметов, программы которых учащиеся осваивают самостоятельно и периодически подтверждают знания на внутренних тестах, семинарах, практических и контрольных. В конце сессий – онлайн зачеты и экзамены.
У электронного обучения больше способов и возможностей, чем у классического аудиторного. Это реализуется разными инструментами дистанционного обучения. Использование разнообразных форм дистанционного обучения решает академические задачи на разных уровнях. Удаленка меньше утомляет, удерживает интерес и мотивацию.
Как устанавливается рабочее время?
В зависимости от загруженности студента на основном месте учебы устанавливается неполный рабочий день. Поскольку приоритетным является образование, то по соглашению сторон устанавливается индивидуальный график посещения, устраивающий обоих агентов.
ТК РФ предусматривает, что очная форма обучения и работа регулируются в каждом случае по-своему, учитывая реальные возможности сторон. Трудовая деятельность приходится на вторую половину дня, включает выходные, каникулы. Законодательство обязывает работодателя предоставлять учащемуся оплачиваемый отпуск для сдачи итоговой экзаменационной сессии.
Дневная (или очная) форма
Дневная форма подразумевает программу, предназначенную для освоения студентами, при посещении ВУЗа в режиме 5-6 раз в неделю. Занятия проходят преимущественно в утренние часы, но иногда руководство ВУЗа составляет график во вторую смену. Это зачастую происходит по нескольким причинам:
- желание ВУЗа предоставить учащимся возможность подработки в утренние часы;
- недостаточный аудиторный фонд;
- недостаточное количество человеческих ресурсов (недостаток преподавательских кадров) и т.д.
Программа обучения предусматривает теоретический курс (лекции), который подкрепляется практическими занятиями (семинары) и самостоятельной работой студентов (контрольные работы, курсовые, доклады и пр.). На последних курсах обучения студенты обязательно получают практические знания, дабы подкрепить теорию (соответствующая отметка выставляется в дополнении к диплому).
Длительность обучения может составлять 4 года (бакалавр), 5 лет (специалист) и еще 2 года (магистратура).
Среди преимуществ дневного обучения можно отметить:
- превосходный «багаж» теоретических знаний;
- возможность получить отсрочку от армейской службы;
- возможность для студента поучаствовать в активной жизни учебного заведения: соревнования, олимпиады, диспуты, проведение праздников, то есть, говоря простыми словами, возможность полностью реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал;
- возможность получать стипендию (речь о бесплатном отделении в ВУЗе).
Студенты дневного отделения могут получать стипендию
Но все далеко не так гладко в реальности. Конечно, следует понимать, что с дипломом высшего учебного заведения, но при отсутствии опыта выпускник ВУЗа не сможет получить хорошую стартовую должность. И это, в принципе, нормальная ситуация для большинства.
Что значит заочная форма обучения, как устроен учебный процесс?
Заочное обучение – вузовское образование по выбранной программе, которое предполагает самостоятельное изучение 70-85 процентов учебного материала. Содержание учебного плана, квалификационные требования, методы контроля знаний студентов заочной и очной формы обучения равнозначны. Заочное дает возможность получать образование всем, кто не может посещать дневные занятия и способен эффективно самостоятельно организовывать время.
Есть учебный план – это документ, где описывается: сколько дисциплин, каких, в каком объеме должен изучить выпускник специальности, последовательность предметов, форма получения и аттестации знаний (теория, практика, контроль). По часам расписано все, что студент должен пройти за курс.
Учебный план, как и время изучения каждого предмета, одинаковые для очников и заочников. Разница только в аудиторных часах и форме изучения материала. Например, в аудиторной нагрузке очника 720 часов экономической теории: лекции, семинары, практики; у заочника будет 90: лекции и практики на установочной сессии. Но в учебном плане в обоих случаях будет значиться 720 часов, просто 630 часов заочник должен изучать материал самостоятельно по рекомендациям преподавателя.
Процесс обучения на классическом заочном отделении по шагам
-
Установочная сессия
Базовый теоретический курс и блок инструкций для самостоятельного изучения материала.
Студент каждый день, в течение 20-25 дней, приходит на занятия в вузе. Проводятся вводные лекции по основным дисциплинам семестра, введению в профессию. Даются рекомендации по организации самостоятельного учебного процесса: литература, ресурсы, методические указания; практика для тренировки и выполнения, задания на контрольные и самостоятельные. Проходит один раз за все время обучения.
-
Самостоятельная работа
Теория, регулярное выполнение практических заданий – удаленно. Практика – на предприятии (по месту работы).
Студент учится самостоятельно в удобном режиме по рекомендациям каждого преподавателя, совмещая учебу с работой или другими делами. Есть обязательный перечень работ по каждому предмету, которые нужно регулярно выполнять и отправлять на проверку преподавателю. Это контрольные, рефераты, эссе, тестовые задания. За работы ставятся оценки. Положительные оценки – допуск к экзамену или зачету.
-
Экзаменационная сессия
Итоговый контроль усвоенных знаний и навыков.
Таких сессий две в год – зимой и летом. В это время проводятся практические занятия, семинары, лабораторные. Затем зачеты и экзамены. И новый блок лекций и консультаций на следующий период самостоятельного обучения. Сессия длится от 20 дней до месяца.
На период сессии работающие студенты имеют право на учебный отпуск. Первые курсы – до 40 дней, старшие – до 50 дней. Вуз присылает справку-вызов на место работы.
Второй и третий этапы чередуются весь учебный период. Раз в год студенты пишут курсовые работы и защищают во время летней сессии, на последнем курсе – дипломные. Раз в год проходят практику (ознакомительная, производственная, преддипломная). В конце учебы защищают квалификационную работу и сдают государственный экзамен.
Выпускники очной и заочной форм обучения получают одинаковые дипломы: государственного образца в вузах с аккредитованными программами обучения; установленного образца в вузах, где есть лицензия, но нет аккредитации. В дипломе указывается: ступень образования (бакалавриат, специалитет, магистратура); специальность или квалификация. К диплому выдается приложение, где указаны пройденные предметы с оценками. В приложении может быть указана форма обучения, обычно, по согласованию с выпускником.
Заочная форма обучения
Заочная форма является выходом, если ученик отдает приоритет работе. Суть такой системы — в циклах. Вы не ходите на пары в основное учебное время, но изучаете предметы дома по учебным материалам, которые выдаются заранее. Это воспитывает в студентах самостоятельность, ведь им самим приходится выстраивать график своих занятий и изучать материал.
Пока у нас есть два формата — очное и заочное обучение. В чем разница — узнаем с помощью плюсов и минусов «Заочки»:
Минусы:
- Большая длительность;
- Низкое качество образования (но есть исключения);
- Могут возникнуть трудности при трудоустройстве.
Заочку часто выбирают для получения второго высшего образования, когда уже хочется строить карьеру, но возможность получить еще один диплом тоже есть. Ниже мы разберем совокупность обеих форм, а также рассмотрим, в чем плюсы дистанционного обучения.
Дистанционная
Еще одно неофициальное название этой формы обучения – удаленная. Дистанционная учеба проходит через интернет, реже с использованием обычной почты.
Дистанционные занятия – это в большинстве случаев онлайновые или записанные лекции и вебинары, а задания присылаются и отправляются на проверку по электронной почте или через личный кабинет специализированной платформы. Дополнительно студентам открывают доступ к электронной библиотеке учебного заведения, чтобы они могли более углубленно изучить теорию курса.
В чистом виде дистанционная форма обучения крайне редко применяется для обучения по программам высшего и среднего профобразования. Чаще всего она только дополняет первые три основные формы обучения – очную, вечернюю и очно-заочную. Если курс смешанный, то при приеме указывается, что учеба будет проходить заочно/очно-заочно с использованием информационных/дистанционных образовательных технологий.
Для СПО есть перечень 235 специальностей и профессий, которые получить полностью дистанционно. Он утвержден приказом Минобрнауки № 22.
Для высшего образования такого перечня нет. Соответствующий приказ так и остался . Несмотря на отсутствие ограничений, вузы используют дистанционное обучение как вспомогательное только на некоторых специальностях. Но есть и исключения: например, ВШЭ открыла первую полностью дистанционную бакалаврскую программу «Компьютерные науки и анализ данных». Формой обучения считается очная, так как занятия проходят синхронно по четкому расписанию, преподаватели и студенты общаются в режиме реального времени через интернет.
Что нужно для поступления и перевода
Поступление проходит стандартно. В установленные сроки нужно подать заявление. Указать желаемый способ, форму обучения. Приложить пакет необходимых документов. Среди них:
- Фотографии.
- Аттестат.
Что требуется дополнительно — стоит уточнить у приемной комиссии.
На основании баллов ЕГЭ университет составляет конкурсные списки.
Перевод происходит по заявлению студента. Формат дальнейшего обучения, сроки определяются индивидуально. Все зависит от возможностей университета. Лучшее время для перехода с очного — после успешной сессии.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.
Плюсы и минусы заочного образования
Главные преимущества заочного обучения:
- Главное достоинство заочки — большое количество свободного времени у студентов. Ведь не нужно каждый день ходить на пары, тратить время и деньги на транспорт. Свободное время студенты тратят на работу, личную жизнь и отдых.
- Заочная форма дает гибкий график обучения. Студенты знают объем учебного материала, который нужно освоить за семестр, и сами распределяют нагрузку. Однако на период установочной сессии обучающиеся посещают плановые занятия, но это длится максимум 3 недели.
- Получение образования в Синергии можно совместить с работой. Часто студенты работают по своей специальности. Так, учебный материал лучше усваивается, и в голове выстраивается взаимосвязь теории и практики.
- Период обучения на заочке формирует трудовой стаж в 4−5 лет. После получения диплома специалист будет уже специалистом с опытом. И значит, сразу4 сможет претендовать на более высокую должность и доход.
- Выпускник получает диплом, соответствующий государственным стандартам.
- У большинства специальностей проходные баллы на заочную форму ниже, чем на очную. То есть, шанс пройти значительно выше.
- Другое преимущество — сниженная стоимость обучения. Цена получается меньше за счет того, что вуз не тратится на оплату ежедневной очной работы преподавателей, обслуживание аудиторий и пр. При этом преподаватели «Синергии» всегда на связи со студентами-заочниками.
Недостатки заочного образования:
Главная проблема заочной формы — самодисциплина. Не каждый сможет себя заставить ежедневно изучать учебный материал.
Самостоятельное обучение не дает в полной мере почувствовать живое общение с преподавателями и одногруппниками. Но с другой стороны, все зависит от самого человека — ведь в конце концов у нас море друзей в соцсетях
Также и с друзьями-однокурсниками: с кем надо — познакомитесь и не потеряетесь.
Большинство работодателей не обращают внимание на форму обучения будущего сотрудника, но некоторые компании щепетильно относятся к данному вопросу. Однако проблема решаема
Если заочник в период обучения работает по специальности, по которой учится, все будет хорошо: ведь и так сразу видно, что специалист профессионально растет.
Больше полезных историй о вузе вы найдете на Synergy news по ссылке здесь. Youtube-ведущая «Синергии» Маша Пряхина рассказывает школьникам, абитуриентам и первокурсникам об университете.
Если Вы планируете получить высшее образование заочно, обратите внимание на ведущий вуз страны, который дает возможность выбрать наиболее подходящую форму обучения: очную, заочную, вечернюю, в выходные дни, дистанционную. Для обучения онлайн в «Синергии» есть собственная платформа synergy
online с доступом к учебным материала, лекциям и семинарам ведущих преподавателей России и мира.
Практика
Тем, кто не имел дела с удаленным обучением, сложно представить, как изучать практику без личного контакта, взаимодействия с группой и преподавателями. Вузы с дистанционной формой обучения научились замещать присутствие технологическими решениями.
Онлайн взаимодействие педагог-студенты — это реальность благодаря современным технологиям
Вебинар
Самое популярное решение для синхронного обучения. В формате вебинара при помощи технологии вебкаст проводятся интерактивные лекции, презентации, семинарские занятия, тренинги. Вебинар с его широкими возможностями стал одним из главных достоинств дистанционной формы обучения.
Для проведения вебинара создается виртуальная среда (вебинарная комната), удаленный вариант аудитории. Преподаватель рассказывает материал, пользуется электронной доской. Студенты пишут в чате или задают вопросы через микрофон. Практика выполняется в симуляторе сети передачи информации и в виртуальной среде.
Симулятор, тренажер
Лабораторные, практикумы, контрольные выполняются на симуляторах. Это программное обеспечение с виртуальными упражнениями для студентов любых специальностей. Симуляторы моделируют бизнес-ситуации, запрашивают решение экономических, математических, физических задач. Здесь делают расчеты, чертежи, графики. Есть игры-симуляторы, для прохождения которых нужны профессиональные знания по специальности.
В режиме онлайн проходят не только лекции, но и индивидуальные консультации
Онлайн-лекция (телеприсутствие)
С помощью компьютера и интернета студент присутствует на вузовской лекции. На экране студент видит преподавателя и группу очников через веб-камеру. Вопросы можно задавать в чате или через микрофон.
Телеконференция
Это групповое занятие, когда несколько студентов и преподаватель связываются по многоканальной видео и аудиоконференции. Для этого нужен высокоскоростной интернет, веб-камера, микрофон. Телеконференции проводятся для творческих проектов, конкурсов, интеллектуальных и бизнес- игр.
Аудиоконференция
Занятия, которые проводятся с помощью средств голосового общения. Подходят для консультаций и семинаров-обсуждений.
Занятия в чате
Уроки, которые проводятся в электронном канале общения, где группа и преподаватель обмениваются сообщениями, доступными участникам. Преподаватель дает инфоповод, задание или проект, студенты обсуждают, задают вопросы, предлагают решения.
Веб-уроки
Асинхронная форма обучения с использованием дистанционных технологий в формате форумов – веб-приложений. На форуме, посвященном теме или проблеме, все участники обсуждают, комментируют, находят лучшие решения, преподаватель комментирует и направляет ход работы. В форум можно прикреплять текстовые, графические, файлы. Отправлять и читать сообщения можно в удобное время, форум не ограничен временными рамками обычного занятия.
Учебные консультации
Это консультации перед зачетами и экзаменами, серия консультаций по научно-исследовательской работе, которые преподаватель проводит с группой и индивидуально со студентом. Консультации проводятся по Cкайпу, ФэйсТайм, Дуо и так далее – по договоренности или в соответствии с расписанием.
Учеба на заочном отделении
Заочное получение знаний принципиально не отличается от очного. Разница состоит в том, что учёба длится не полгода, а около месяца. Соответственно, студенты в это время учатся и по выходным. На этот период они отпрашиваются с работы, если такое возможно. Для заочного обучения часто приходится ездить в другие города, поэтому заранее следует подумать о временном жилье.
Курсы на заочном отделении короче по учебным часам. Домашние задания, лабораторные работы могут выполняться и сдаваться не только во время учёбы, но и в течение всего полугодия. Между сессиями проводятся экзамены.
Если на очное отделение студент приходит обычно сразу после школы, имея хорошую подготовку, то на заочное студент может попасть, уже порядком подзабыв школьную программу. То есть уровень подготовки абитуриента, поступающего на заочное отделение ниже, чем поступающего на очное. Следовательно, подготовка студента будет ниже.
Практикуется также процедура, когда студент приходит после получения средне-специального или высшего образования. Тогда учеба начинается не с первого курса, а со 2-го или 3-го. Раньше, когда готовили специалистов, можно было поступить на третий курс.
Поскольку занятия проходит не ежедневно, как у очника, то длятся они на год дольше. Это касается получения диплома инженера (специалиста) и бакалавра.
Важно! Предметы на заочке несколько отличаются от предметов на очной. Это связано с различной подготовкой по общим предметам или другими факторами
В частности, если на очной форме всегда есть предмет «физкультура», то у заочников его обычно нет.
Для заочки закрыты многие специальности, такие как врач, пилот, и другие (строго говоря, не закрыты, но поскольку эти специальности «на виду», то диплом могут «аннулировать»).
Диплом заочника открывает перед человеком двери в организациях, требующих от сотрудников наличия в/о.
Очно заочная форма обучения предполагает много самостоятельной подготовки
Как определиться с формой обучения?
Выделяют такие формы обучения, как очная (дневная), очно-заочная (вечерняя), заочная и дистанционная. Для того чтобы подобрать ту форму, которая позволит получить необходимый объем знаний и при этом даст нужное количество свободного времени, следует внимательно изучить нюансы всех четырех способов.
Очная форма обучения предполагает полную отдачу студента образовательному процессу. Занятия, как правило, проводятся пять или шесть дней в неделю. Они подразделяются на теоретические и практические. На теоретических занятиях, которые называются лекциями, студенты прослушивают тему. Затем материал закрепляется при помощи решения практических задач, выполнения лабораторных работ на семинарах.
Форма обучения очно-заочно предоставляет студенту возможность совмещать работу и учебу. В большинстве вузов занятия проводятся по вечерам в будние дни и по выходным. Количество академических часов обычно не более 16. Этого вполне достаточно для получения качественных знаний при старательном посещении занятий.
Заочная форма имеет совершенно другой подход к образовательному процессу. Студенты собираются два раза в год. В течение нескольких недель происходит вычитка большого объема материала, после окончания которой сдаются экзамены. Дистанционная форма предполагает обучение через Интернет. Все задания отправляются по электронной почте.
Очная форма
При очной форме обучения студент посещает все лекции и семинары в течение семестра. В день обычно несколько пар — сдвоенных уроков по 45 минут. Обучение начинается с 9 или 10 утра. На вторую половину дня тоже ставят пары, семинары и лабораторные работы, но большая часть студентов-очников всё же учится в первую смену.
Плюсы
- личное общение с преподавателями: вы можете задать им любой вопрос и попросить ещё раз объяснить непонятные моменты;
- взаимодействие с однокурсниками — общение, дружба, совместное участие в семинарах и дискуссиях;
- возможность завязать полезные знакомства с людьми, которые работают в вашей профессиональной сфере или отрасли — преподавателями, аспирантами, студентами старших курсов;
- студенческая жизнь: конкурсы, праздники, спортивные и творческие фестивали, научные конференции и мастер-классы;
- летние и зимние лагеря по путёвкам от вуза, музеи и театры со скидкой для студентов, льготный проездной;
- стипендия за хорошую учёбу;
- меньший срок обучения — четыре года на бакалавриате и пять (реже — шесть) лет на специалитете.
- отсрочка от армии или обучение в военном центре: после окончания ВУЦ в армию идти не нужно;
- общежитие для иногородних студентов.
Минусы
- обязательное посещение: в большинстве вузов нельзя пропускать занятия;
- мало свободного времени на общение и отдых;
- сложно совмещать учёбу с работой или дополнительным образованием;
- дорогое платное обучение по сравнению с заочкой.
Очное обучение — это как?
Данная форма обучения имеет ряд преимуществ перед другими способами получения высшего образования. Во-первых, очная форма обучения подразумевает достаточное количество практических занятий, что позволяет своевременно выявить пробелы в знаниях предмета и устранить их до наступления экзаменов. К тому же постоянное общение со студентами, в том числе и старших курсов, и преподавателями дает возможность найти человека, который подтянет определенный предмет, если возникнет такая необходимость.
Во-вторых, очная форма обучения подразуевает ряд социальных льгот. На бюджетной основе студенты, успешно сдавшие сессию, имеют право на получение стипендии в следующем семестре. В случае отличных результатов выплачивается повышенная стипендия. Студенческий билет дает право на льготный проезд во многих видах общественного транспорта. Студент очного отделения имеет бесплатный доступ к университетской библиотеке. Иногородним предоставляется место в общежитии. На время обучения юноши освобождаются от призыва в армию. Вот что значит очная форма обучения.
Чем отличаются институт, университет и академия
По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.
Что выше
Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и его статус.
Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.
Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.
О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:
- Университет.
- Академия.
- Институт.
Иерархия вузов: институт – академия – университет
Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.