Клише и шаблоны для итогового сочинения 2021-2022 года
Содержание:
- Сочинение
- ЕГЭ 2021. Литература. Баллы за каждое задание
- «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского
- 1-7
- Основная часть
- Клише
- Способы выражения позиции автора
- Как написать сочинение по литературе егэ 17 задание
- Основные требования к сочинению
- Как формулируются темы?
- Сочинение на все 100
- Алгоритм написания сочинения
- ↑ Клише для вывода (заключения)
Сочинение
17. 1 Сказка, рассказанная Пугачевым Гринёву, и её значение в идейном звучании повести (по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»).
Считать одной из первых попыток создания образа «маленького человека» в русской литературе?
«Маленький человек» – это условное название ряда героев, занимающих нижнюю нишу в системе социальной иерархии и объединённых
общностью некоторых психологических черт. Это и Акакий Акакиевич в повести «Шинель» Н.В. Гоголя, и Червяков в рассказе «Смерть чиновника» А.П. Чехова, но первооткрывателем данной системы персонажей можно считать А.С. Пушкина с образом «маленького человека» Евгения в поэме «Медный всадник».
Во-первых, автор не даёт главному герою Евгению фамилии («прозванья нам его не нужно»). Издавна фамилия указывала на род, к которому принадлежал отдельный человек. Получается, что Евгений лишён предков, своего места в истории. Пушкин делает это с целью подчеркнуть
его заурядность и ничтожность по отношению к власти. Власть в поэме символизирует Пётр I, который назван «он», «истукан», «кумир на бронзовом коне» для акцентирования внимания читателей на его бесчеловечности.
Во-вторых, как и любой «маленький человек», Евгений совершает личный незначительный бунт. В основу поэмы положен неразрешимый конфликт между властью и частным человеком. Власть не замечает обычного человека с его мечтами и стремлениями, а человек не видит большой истории, не ощущает себя гражданином. Евгений в наводнении, в смерти Параши винит Петра I. Он трясёт кулаком перед «Медным всадником», приговаривая: «Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!..»
В третьих, о причастности героя к типу «маленького человека» могут свидетельствовать его мечты и мысли. Даже они у него ничтожны! В момент наводнения Евгений думает не о том, что могут погибнуть люди, а о том, что не сможет некоторое время видеться с любимой. Мечты его ограничены бытовым пространством. Герой мечтает о финансовом благополучии, свадьбе с Парашей, детях, внуках. Завидует и более успешным людям, чем он: «Ума недальнего, ленивцы, /Которым жизнь куда легка!»
Итак, многие черты, присущие образу «маленького человека», а именно отсутствие «прозванья», бунт против власти и бытовой характер стремлений, свойственны образу Евгения. Значит, можно с уверенностью отнести его к данному типу героев. (250 слов)
17. (12 баллов: 2 + 1 + 3 + 3 + 3)
.
Как Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» отвечает на вопрос: «Какая сила управляет всем?»?
В «Войне и мире» Л.Н. Толстой не только рассказывает о жизни вымышленных персонажей из высшего общества, не только описывает реальные исторические
события и исторических деятелей, но и выражает своё видение истории. В романе
можно найти ответы на множество вопросов, и одним из них является вопрос: «Какая
сила управляет всем?» Писатель создал свою философию истории. В ней и нужно
искать ответ на поставленный вопрос.
Толстой считает, что нельзя объяснять историческое событие волей отдельных
великих людей – «исторических личностей». История для Толстого – это не летопись
деяний царей, полководцев, героев. Она представляет собой результат совпадения
«миллионов воль», то есть интересов и поступков множества людей, не имеющих
постоянно в сознании никаких глобальных исторических целей. Эти люди и
составляют народную массу. Такое понимание истории раскрывается во многих эпизодах
романа. В Шенграбенском сражении русские войска победили не благодаря
распоряжениям князя Багратиона. Он «только старался делать вид, что всё делалось согласно
с его намерениями», и не мешал солдатам следовать их душевному порыву. Причина
победы в действиях «маленького» капитана Тушина, который честно и вдумчиво
выполняет свою военную работу, в осознании всеми необходимости боя. На исход
Аустерлицкого сражения повлияло непонимание солдатами его цели.
Толстой выводит общую формулу: деятельность людей может быть основана
только на добре, простоте и правде. Силой, управляющей всеми, по мнению автора,
должна быть гармония. Гармония поступков и моральных норм. Личная жизнь должна
быть согласована с законами «роевой» жизни. Неправильное существование – вражда с
этими законами, состояние войны, когда герой противопоставляет себя людям и
старается навязать миру свою волю».
ЕГЭ 2021. Литература. Баллы за каждое задание
Распределение баллов ЕГЭ 2021 по литературе за каждое задание можно узнать из демоверсии текущего года.
→ демоверсия ЕГЭ 2021 по литературе
ЕГЭ 2021 литература. Количество баллов по заданиям.
Таблица 1
№ задания | Первичные баллы |
1 | 1 |
2 | 1 |
3 | 1 |
4 | 1 |
5 | 1 |
6 | 1 |
7 | 1 |
8 | 6 |
9 | 10 |
10 | 1 |
11 | 1 |
12 | 1 |
13 | 1 |
14 | 1 |
15 | 6 |
16 | 10 |
17 | 14 (сочинение) |
Всего: | 58 |
Литература:
1 балл — за 1-7, 10-14 задания.
6 баллов — 8, 15.
10 баллов — 9, 16
Максимальный балл за сочинение – 14
Всего: 58 баллов.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Оценивание правильности выполнения заданий, предусматривающих краткий ответ, осуществляется с использованием специальных аппаратно-программных средств.
За каждый верный ответ при выполнении заданий с кратким ответом части 1 экзаменационной работы участник экзамена получает 1 балл. Оценка выполнения заданий, требующих написания развёрнутого ответа, определяется экспертным путём.
Выполнение заданий 8 и 15 оценивается по трём критериям: критерий 1 «Соответствие ответа заданию», критерий 2 «Привлечение текста произведения для аргументации», критерий 3 «Логичность и соблюдение речевых норм». Максимально за выполнение каждого из заданий (8, 15) выставляется 6 баллов (по каждому критерию – максимально 2 балла). Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 за ответ не может быть поставлено более 1 балла. Если по критерию 2 за ответ ставится 0 баллов, то по критерию 1 не может быть поставлено более 1 балла, а по критерию 3 ответ оценивается 0 баллов. Выполнение заданий 9 и 16 оценивается по четырём критериям: критерий 1 «Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом», критерий 2 «Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом», критерий 3 «Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации», критерий 4 «Логичность и соблюдение речевых норм».
Максимально за выполнение каждого из заданий (9, 16) выставляется 10 баллов (по критериям 1, 2, 4 – максимально по 2 балла; по критерию 3 – 4 балла). Критерии 1 и 2 являются основными. Если по критерию 1 или по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 за ответ не может быть поставлено более 2 баллов. Если по обоим критериям 1 и 2 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям выставляется 0 баллов. Если по критерию 3 ставится 0 баллов, то по критерию 4 ответ оценивается 0 баллов. Выполнение задания части 2 (17.1–17.4) оценивается по пяти критериям: критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие», критерий 2 «Привлечение текста произведения для аргументации», критерий 3 «Опора на теоретико-литературные понятия», критерий 4 «Композиционная цельность и логичность», критерий 5 «Соблюдение речевых норм».
Максимально за выполнение задания 17 выставляется 14 баллов (по критериям 1, 2, 4, 5 – максимально по 3 балла; по критерию 3 – 2 балла). Критерий 1 является главным. Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям выставляется 0 баллов. При оценке выполнения задания части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Общий максимальный первичный балл за всю экзаменационную работу – 58
Методические рекомендации ЕГЭ 2021 по литературе
Тренировочные варианты ЕГЭ 2021 по литературе
Варианты досрочного ЕГЭ 2021 по литературе от ФИПИ
Методические рекомендации ЕГЭ 2021 по русскому языку
Консультация по подготовке к ЕГЭ 2021 литературе
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского
– Родион Раскольников совершил ужасное преступление: он лишил жизни старуху-процентщицу и ее сестру Елизавету, ставшую свидетелем убийства. Но в то же время он был неравнодушен к чужой беде, о чем говорит его отношение к семье Мармеладовых.
– Софья Мармеладова в юном возрасте принесла себя в жертву ради благополучия своей семьи. Она была вынуждена пойти по «желтому билету», чтобы прокормить отца и мачеху с детьми.
– Для Родиона Софья стала светом в конце тоннеля. Именно благодаря ее советам Родион перешагнул через свою гордость и признался в содеянном. Она же помогла ему переродиться и открыть сердце для любви и счастья.
1-7
Анализ ЕГЭ по литературе начинается с первых заданий – самых простых в списке. Они очень похожи между собой, даже оцениваются одинаково (1 балл), поэтому Многомудрый Литрекон рассматривает их все вместе. Они представляют собой краткий ответ из слова, словосочетания или последовательности цифр. Темы заданий – прозаические произведения.
Создатели литературного ЕГЭ в официальном документе сформулировали те навыки, которыми нужно обладать, чтобы выполнить поставленные задачи:
Ваша подготовка по заданиям должна начаться именно с освоения данных умений. Подразумевается, что к 11 классу выпускники уже владеют ими. Если же Вы готовитесь с нуля, то вот простые советы, как быстро подготовиться по этим направлениям:
- Сделайте шпаргалку с жанрами (роман, повесть, рассказ, новелла и т.д.) и родами литературы (эпос, лирика, драма). Определяйте каждую книгу из кодификатора (списка нужных для ЕГЭ произведений), применяя данную шпаргалку. В конце концов, Вы все запомните.
- Сделайте план анализа текста (вот пример) и разбирайте сначала маленькие тексты (так проще набить руку), а потом переходите к большим. Если возникают вопросы в ходе анализа, пишите нам в группу, отвечаем оперативно. Кроме того, на нашем сайте Вы можете найти подробные и качественные разборы нужных книг.
- Сделайте памятку с основными тропами и сверяйтесь с ней, когда ищете средства художественной выразительности. Постепенно доведете навык до автоматизма и поймете, что, по логике, роль тропов везде заключается в одном свойстве: передаче эмоций и скрытых смыслов от автора к читателю.
- Читайте книги, подмечая те моменты, которые пригодятся в анализе: герои, конфликт, проблематика, идея (полный перечень необходимостей Вы найдете в кодификаторе)
Многомудрый Литрекон неслучайно пишет не «выучить», а «сделать». Только практика дает устойчивые и полезные знания, а не зубрежку, которую Вы забудете на первой минуте экзамена.
Разобравшись с фронтом работ, обратим внимание на пример заданий 1-7 из демонстрационной версии на ФИПИ:
Как решить 1-3 задания? Уместен логических подход. Итак, большое произведение в прозе с большим количеством героев – точно роман. Базаров – нигилист, это слово Вы мусолили целую четверть, и другого такого точно не проходили. Даже не зная его значения, можно поковыряться в памяти и вспомнить его. Из критиков в школе тоже проходятся считанные единицы, и самый известный – В. Г. Белинский. Его и стоит написать в ответе. Таким образом, очевидно, что все ответы можно найти методом исключения, если Вы посетили хотя бы половину уроков литературы. Едем дальше.
4 задание посвящено поиску соответствий. В данном примере это очень просто, если Вы помните хотя бы примерно, что происходило в романе. Даже если не помните, ищите подсказки в представленном фрагменте. Там Вы можете узнать, что Николай – отец Аркадия, Павел – его дядя, а Евгений – друг, который приехал погостить. Конфликт назревает уже в представленном отрывке: руки Павел гостю не подал. Значит, дуэль была между ними. Павел намного старше и долго сидел без дела, значит, он и получил ранение. Остается выбор, в котором должны помочь хоть какие-то знания о сюжете. Николай все время жил дома, не отлучаясь, поэтому жениться он мог только на Фенечке – обитательнице его имения, которую зовут по имени, потому что она — простолюдинка. К дворянке Одинцовой старику пришлось бы ехать, что никак не вяжется с его возрастом и нравом. Евгений – трагический герой, и на его долю остается лишь смерть. Таким образом, даже не помня точного сюжета, можно выполнить задание, полагаясь на здравый смысл и обрывки знаний.
5-7 – азы литературоведения, первая часть кодификатора. 5 задание тоже можно решить методом исключения, примерно зная основные термины из кодификатора. Остальные (портрет, пейзаж и пр.) просто не подходят, остается только художественная деталь. 6 задание — тоже довольно простое, ведь ответ на него можно получить, вспомнив приставку, означающую «против» — «анти». Только одно слово из литературоведения подходит к нашему случаю – это антитеза. Ну и 7 – психологизм, ведь иных подходящих по смыслу вариантов в кодификаторе просто нет. Значит, чтобы сделать эти задания, нужно всего лишь примерно представлять себе значение описанных в кодификаторе терминов.
Таким образом, даже не имея всех тех навыков, о которых нам поведали создатели ЕГЭ по литературе, можно справиться с данными заданиями, имея в распоряжении поверхностное знание содержания кодификатора и орудуя методом Шерлока Холмса.
Основная часть
Для начала работы с основной частью сочинения Вы должны продумать материал, который введете в свою творческую работу. Отбор материала очень важен для корректного написания — без него повествование окажется нелогичным и мало подходящим к тезисам.
Отбор материала
Что входит в этот отбор?
- заранее составленная таблица произведений по темам (да, отбор должен начинаться задолго до написания сочинения на экзамене! );
- заранее подготовленные цитаты из произведений;
- знание мнений критиков и их цитат (желательно по каждому из произведений);
- подготовленные Вами лично заметки (анализы) по произведениям;
- биография писателей и их этапы творчества.
Все, что Вы в конечном итоге подготовите, нужно будет выучить наизусть. На экзамене нельзя пользоваться печатными источниками и художественной литературой- в Вашем распоряжении будут только бланки, вариант и гелиевая ручка.
Изложение
Изложение Ваших мыслей всегда должно быть связано с главной темой сочинения, иначе логика Вашего рассуждения потеряется. Именно поэтому в самом начале нашей статьи мы указали на план — он не даст Вам потеряться в собственных мыслях.
При написании основной части сочинения ЕГЭ по литературе есть определенная схема:
- Введение
- Доказательство
- Микро-вывод
Ваш каждый аргумент должен иметь подобную структуру для сохранения целостности и логичности.
1.Введение
Изложение лучше начинать с повторения тезиса и введения автора/произведения (если тема уже не обозначила Вам автора и произведение), по которому Вы будете доказывать основную мысль:
2. Доказательство
Далее начинайте рассуждать и анализировать по выбранному герою, произведению, эпизоду, исходя из темы сочинения:
3.При доказательстве вашей позиции нужно использовать цитаты и комментарии критиков (здесь мы вспоминаем про пункт «отбор материала»):
4. Микро-вывод
После цитат, доказательств, анализа необходимо сделать подытог всего сказанного по доказательству:
При написании основной части сочинения по такой схеме Вы также экономите своё собственное время — подобное планирование не направит Вас на неверные рассуждения.
Клише
Речевые клише, отмеченные многими авторами и Вашими учителями, использовать не советуем. Лучше выработать привычку писать текст под тему, не пытаясь тему подстроить под некоторые нелепые конструкции.
Однако, есть несколько универсальных речевых клише, которыми можно пользоваться без опаски.
Для вступления:
- «…», — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль романа/повести/рассказа/текста…
- Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но идея этого произведения несколько шире, чем это кажется на первый
взгляд… - «…», — писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …
- Над этой проблемой задумывался не один автор. … также не был исключением
- … затрагивает данную тему в своем произведении».
Для основной части:
Автор повествует о …
Автор описывает …
Поэт показывает …
Писатель размышляет о …
Он акцентирует внимание читателя на …
Идея … выражена в стихотворении …
Мысль о необходимости … выражена и в романе …
Вспомним героя повести…
Обратимся к роману/повести/рассказу/тексту …
Для заключения:
- Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания
- Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась в …
- Таким образом …
- Итак, можно сделать вывод, что …
- Обобщая сказанное, хочу сказать, что …
- Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что …
Способы выражения позиции автора
В экзаменационных текстах, предложенных для анализа выпускникам, существует два способа выражения авторской позиции в исходном тексте:
- прямой, когда позиция автора прямо заявлена в одном из предложений текста;
- косвенный, когда автор по разным причинам стремится избегать однозначных оценок.
Правильному выбору способа выражения позиции автора поможет языковой анализ текста, который должен быть направлен на:
- определение типа и стиля речи исходного текста;
- выяснение того, как, каким образом автор выражает свою позицию, определяет свое отношение к теме и основным проблемам текста.
Поэтому важно не только точно определить части текста (абзацы, предложения, словосочетания), наиболее полно выражающие главную мысль и позицию автора, но и учесть способы и приемы, которые помогают автору наиболее ярко выразить свои мысли, в том числе средства языковой выразительности. В зависимости от стиля исходного текста (публицистического или художественного) выпускник должен использовать соответствующий способ для нахождения проблемы в тексте , а когда проблема текста найдена, нужно определить позицию автора по ней. В зависимости от стиля исходного текста (публицистического или художественного) выпускник должен использовать соответствующий способ для нахождения проблемы в тексте , а когда проблема текста найдена, нужно определить позицию автора по ней
В зависимости от стиля исходного текста (публицистического или художественного) выпускник должен использовать соответствующий способ для нахождения проблемы в тексте , а когда проблема текста найдена, нужно определить позицию автора по ней.
Выражение позиции автора в исходном тексте зависит не только от стиля экзаменационного текста, но и от режима повествования (от какого лица ведётся повествование: от первого лица или от третьего лица).
В публицистическом тексте
В публицистическом тексте, в котором повествование ведётся от первого лица, позиция автора всегда выражена прямо, чётко и непосредственно.
В таком случае средствами выражения позиции автора в исходном тексте могут быть:
- название текста (если есть);
- отдельные предложения в тексте;
- различные аргументы, факты.
Например:
В , автор, размышляя о проблеме переживания детьми военных событий, их посильного участия в войне, в 38, 39, 42 предложениях текста чётко и непосредственно заявляет о своей позиции по данной проблеме: «в годы войны дети чувствовали, что не могут оставаться в стороне от происходящих событий, ощущали жажду дела, шли на любые уловки, лишь бы помочь стране в борьбе с врагом на фронте или в тылу».
Это очерки, которые похожи на рассказы, относящиеся к текстам художественного стиля, но при этом они отличаются тем, что написаны на фактическом, документальном материале, герои их не вымышленные автором лица, а вполне реальные люди, с которыми автор встречался, беседовал и о которых рассказал в своём произведении, не меняя имя и фамилию реального человека.
Примером подобного произведения может служить очерк В.А.Катаева «Сила сильных», сокращенный вариант которого вы можете прочитать в .
Так как очерк похож на рассказ, то позиция автора в нём чаще всего выражена так же, как и в тексте художественного стиля.
В художественном тексте
В художественном тексте, как правило, явно выражена позиция героев рассказа, а позиция автора зачастую скрыта и выражается через языковое оформление содержания текста.
Поэтому средствами выражения позиции автора в художественном тексте могут быть:
- риторические вопросы;
- порядок слов в предложении;
- лексические повторы;
- оценочная лексика;
- модальные слова и частицы;
- ряд вводных слов, словосочетаний, предложений и т.д.
Например:
В , позиция автора по проблеме проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу дана через ряд вводных слов «конечно», «разумеется» (предложения 35, 49), повтор слов «боялась» (предложения 52, 53), «спасибо» (предложение 55), парцелляцию – разделение единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных предложений (предложения 58-59): «тот, у кого чистая совесть и кто осознаёт ценность человеческой жизни, способен пощадить пленного врага, проявить к нему сострадание, милосердие даже в суровые годы войны».
После того, как выпускник нашёл авторскую позицию по сформулированной им проблеме, он должен грамотно сформулировать её в своём сочинении.
Как написать сочинение по литературе егэ 17 задание
17. (12 баллов: 2 + 1 + 3 + 3 + 3). Как Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» отвечает на вопрос: «Какая сила управляет всем?»? В «Войне и мире» Л.Н. Толстой не только рассказывает о жизни вымышленных персонажей из высшего общества, не только описывает реальные исторические события и исторических деятелей, но и выражает своё видение истории. В романе можно найти ответы на множество вопросов, и одним из них является вопрос: «Какая сила управляет всем?» Писатель создал свою философию истории. В ней и нужно искать ответ на поставленный вопрос. Толстой считает, что нельзя объяснять историческое событие волей отдельных великих людей – «исторических личностей». История для Толстого – это не летопись деяний царей, полководцев, героев. Она представляет собой результат совпадения «миллионов воль», то есть интересов и поступков множества людей, не имеющих постоянно в сознании никаких глобальных исторических целей. Эти люди и составляют народную массу. Такое понимание истории раскрывается во многих эпизодах романа. В Шенграбенском сражении русские войска победили не благодаря распоряжениям князя Багратиона. Он «только старался делать вид, что всё делалось согласно с его намерениями», и не мешал солдатам следовать их душевному порыву. Причина победы в действиях «маленького» капитана Тушина, который честно и вдумчиво выполняет свою военную работу, в осознании всеми необходимости боя. На исход Аустерлицкого сражения повлияло непонимание солдатами его цели. Толстой выводит общую формулу: деятельность людей может быть основана только на добре, простоте и правде. Силой, управляющей всеми, по мнению автора, должна быть гармония. Гармония поступков и моральных норм. Личная жизнь должна быть согласована с законами «роевой» жизни. Неправильное существование – вражда с этими законами, состояние войны, когда герой противопоставляет себя людям и старается навязать миру свою волю».
Комментарий: По содержательному критерию (К1) работа оценена 2 баллами. Представляется, что взгляды Л.Н. Толстого на общие законы истории наиболее полно воплотились в изображении Бородинского сражения и деятельности Кутузова, тезис же, высказанный в последнем предложении, требует обращения к образу Наполеона. Эти примеры могли бы существенно «укрепить» позицию выпускника. В работе весьма скромно используется литературоведческая терминология поэтому по критерию К2 она может быть оценена лишь 1 баллом. Автор демонстрирует знание текста произведения, не допускает фактических ошибок, что дает основание поставить максимальный балл по критерию «Обоснованность привлечения текста произведения». Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов (К4 – 3 балла). По критерию «Следование нормам речи» экзаменуемый также заслуживает 3-х баллов.
* ЕГЭ – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования. При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания. ЕГЭ проводится письменно на русском языке (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам). ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На сайте ФИПИ представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.
* Кодификатор – это документ, описывающий элементы содержания по учебному предмету для составления КИМ ЕГЭ, выносимого на проверку учебного содержания. Другими словами, в кодификатор включен список тем, произведений (обязательный минимум), на основании которых будут составлены КИМ в каждый конкретный год. Считается, что использование кодификатора при подготовке к ЕГЭ позволит систематизировать знания по всем разделам предмета, реально оценить уровень подготовки, выявить имеющиеся пробелы и «проблемные» темы. (вернуться)
Основные требования к сочинению
Для начала следует рассмотреть обязательные правила составления сочинения. Их следует соблюдать как основу, тогда успех текста гарантирован:
- Соответствие выбранной теме. Не должно быть отступления от заданной сначала проблематики. Нельзя писать вводную часть, например, о пользе медоносных пчёл для человека, а закончить загрязнением воздуха на планете.
- Логика мысли и рассуждений. Мысль на протяжении всего текста должна быть последовательна, прослеживаться причинно-следственная связь, сохраняться композиция сочинения, состоящая из введения, основной части и заключения.
- Единая стилистика. Не должно быть несколько стилей в одном сочинение. Нельзя употреблять сленг, просторечные высказывания, если того не требует тематика.
- Доказательность мысли. Любой тезис, выдвигаемый в тексте, должен быть подтверждён литературным аргументом, с указанием автора и названия используемого произведения.
Как формулируются темы?
Тема-вопрос. Содержание сочинения предполагает ответ на этот вопрос. Уходить от заданного вопроса в сторону очень опасно. Подменить его другим — тоже неправильно. Подумайте, какой ответ дать, как его аргументировать, вспомните, есть ли другие мнения по этому поводу.
Тема-провокация
предполагает дискуссию, диалог с воображаемым оппонентом — здесь важно доказать свою точку зрения. Тема-понятие
Тема-понятие.
От того, как ученик трактует понятие, зависит его успех на испытании
Поэтому так важно раскрыть значение ключевой фразы, объяснить ее и представить свое толкование. А после перейти к углублению и раскрытию темы
Тема-цитата.
Это могут быть две точки зрения — пересечение мнения автора цитаты и точки зрения ученика. В таком сочинении тоже, безусловно, есть место диалогу.
Сочинение на все 100
Сочинение на ЕГЭ по литературе является одним из самых важных и сложных заданий. Оно крайне опасно для тех, кто действительно много знает о литературе. Выпускник в эссе стремится продемонстрировать оригинальный подход, глубокое знание темы, но в этом стремлении он сильно раздувает объем работы, совершает лишние ошибки, затрудняет проверку отступлениями от темы. А тот, кто знает все поверхностно, но нашел время на тренировки, преуспеет больше: он напишет именно то, что требуется — не больше и не меньше. От темы можно отделаться одними шаблонами. То есть чтобы получить максимальный балл за сочинение, выпускнику необходимо учитывать все требования и рекомендации разработчиков КИМ. Рассмотрим структуру сочинения, а также советы по его написанию.
Структура сочинения на ЕГЭ по литературе включает в себя:
- Вступление. В первой части сочинения необходимо определить основную проблему данного текста. Вступление лучше всего начинать с цитаты из опорного произведения или риторического вопроса. Фразы необходимо подбирать таким образом, чтобы они соответствовали основной идее произведения, постепенно подводя повествование к размышлениям автора. Также во вступительной части сочинения можно упомянуть несколько слов о биографии автора или интересные факты о произведении: история его написания, замысел и так далее.
- Основная часть. Эта часть должна быть самой содержательной и объёмной. При этом не стоит забывать об ограничениях в объёме сочинения (желательно уложиться в 500 слов). Нужно добиться максимальной информативности минимальными средствами. Для этого существует несколько способов. Во-первых, разбейте основную часть на несколько пунктов, каждый из которых должен быть аргументом в защиту Вашей позиции или же критерием оценки предмета исследования. Во-вторых, следите за тем, чтобы доказательство состояло из тезиса (что Вы хотите этим сказать) и примера из произведения (почему это так). Так проще не запутаться и не потерять логику изложения мыслей. В-третьих, не перечисляйте все, что Вы знаете по теме, достаточно самых убедительных и веских доводов. Мнение должно представлять собой четко сформулированные тезисы, подтверждённые литературоведческим анализом текста.
- Заключение. В этой части необходимо сделать логический вывод, соответствующий рассуждениям выпускника и теме работы. Прежде всего, необходимо снова обратиться к проблемам, озвученным во вступлении. Не секрет, что идеи первой и третьей части во многом схожи. Разница между ними состоит в том, что во вступлении форма мысли является вопросительной, а в заключении – утвердительной.
Как написать сочинение на ЕГЭ по литературе на 100 баллов. Об этом мы уже писали вот здесь. Рассмотрим простые советы, которые помогут выпускнику успешно справиться с написанием сочинения на ЕГЭ по литературе.
Выпускник должен выбирать наиболее близкую ему тему — по тем произведениям, с которыми он хорошо знаком.
Важно для сочинения подобрать подходящий эпиграф из тех цитат, которые Вы наверняка припасли для экзамена.
Перед самим написанием сочинения необходимо набросать его предварительный план, записать в черновик основные тезисы. Это поможет не сбиться с курса и четко следовать логике композиции.
Выпускник должен хорошо подумать о доказательствах, которые он будет приводить в сочинении
Аргументы должны быть с опорой на литературный материал. Подготовка к ЕГЭ по литературе предполагает подробное изучение книг. Важно помнить точные детали из текста и даже цитаты, чтобы отсылки выглядели убедительно.
Необходимо позаботиться о композиционной целостности сочинения. Необходимое условие сочинения – вступление и заключение должны быть логическим связаны между собой. Для этого нужно высказывать одни и те же идеи, но только разными словами. Во вступлении необходимо занять позицию приглашения к размышлению, а в заключении – позицию вывода-утверждения.
По окончании написания сочинения выпускник должен прочитать его несколько раз и исправить грамматические, пунктуационные и лексические неточности.
Если Вы не уверены в том или ином имени, факте, дате — не пишите о них.
Известно, что опытные педагоги и эксперты ФИПИ советуют выпускникам приступать к ЕГЭ по литературе с написания сочинения. Нужно на черновике набросать примерный план текста, потратив на это не более одного часа. Затем эксперты советуют отложить план и приступить к решению остальных заданий. Так Вы лучше обдумаете тему и переварите план, чтобы с новыми силами приступить к сочинению после того, как сделаете все остальное.
Алгоритм написания сочинения
- Перед написанием сочинения убедитесь, что хорошо знаете материал и можете развернуто раскрыть предложенную тему с помощью литературных произведений.
- Если вы определились с темой сочинения, то можете приступать к написанию плана. Он может быть простым или сложным. Главное, чтобы каждый пункт выражал доказательство вашей точки зрения или раскрывал основную тему сочинения.
- При необходимости после плана можно написать тезисы или ключевые моменты той или иной книги, которые ещё шире раскроют выбранную тему.
- Лучше всего сначала написать сочинение на черновик. Там вы можете спокойно исправить ошибки или недочёты и внести необходимые правки в материал.
- После написания чернового варианта сочинения перечитайте его и убедитесь, что полностью раскрыли тему, учли все пункты плана и подобрали верные/точные литературные примеры.
- Затем можете переписывать сочинения на чистовик. Но не забудьте, что материал нужно перепроверить, дабы избежать ошибок и неточностей!
↑ Клише для вывода (заключения)
Таким образом, можно сделать вывод, что…В заключение хотелось бы сказать, что…В заключение хочется выразить надежду на то, что …Таким образом, ФИО стремится убедить нас в следующем: …Проанализировав текст ФИО и произведение ФИО, я пришла к следующему выводу: Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы: …Таким образом, на примере этой темы мы увидели…В заключение хотелось бы отметить, что текст ФИО заставил задуматься о том, что …Итак, исходя из вышеприведенных рассуждений, можно сделать следующий вывод: …Таким образом, мы доказали, что …Итак, текст ФИО еще раз заставил меня убедиться в том, что …
- Теория ЕГЭ по русскому языку
- Все о сочинении ЕГЭ по русскому языку
- Шаблоны для написания сочинения ЕГЭ