Список литературы для итогового сочинения 2021-2022 года
Содержание:
- Типы композиций
- Фипи егэ 2021
- 1-7
- Литература второй половины XIX века
- Особенности подготовки к ЕГЭ по литературе
- Кодификатор для ЕГЭ по литературе
- Язык художественного произведения (тропы и фигуры речи)
- Например, необходимо знать ответы на вопросы такого характера:
- Зубрить или запоминать
- Стихотворения из кодификатора
- Альтернативный метод
- Апелляция
- Типы рифмовки
- 8 и 15
- Нововведения 2019 года
- Литература конца XIX – начала XX в.
- Изменения в заданиях
- Что нужно уметь
- Из литературы второй половины XX века
- Что надо выучить
Типы композиций
Композиция — построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора.
Линейная | Естественная последовательность событий | И. Гончаров «Обломов» |
Инверсионная | События происходят в обратном порядке | И. Бунин «Легкое дыхание» |
Кольцевая (опоясывающая) | Произведение начинается и заканчивается одинаково | Д. Самойлов «Сороковые», С.А. Есенин «Письмо матери», |
Концентрическая | Повторение событий по ходу развития сюжета | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» |
Зеркальная симметрия | Повторение аналогичных действий персонажей по отношению друг к другу | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» |
Фипи егэ 2021
Ежегодно единый для всех школьников России (и некоторых стран СНГ) государственный экзамен претерпевает сразу несколько изменений. Возникают нововведения из-за анализа результатов выпускников и эффективности полученных ими знаний. О том, какие новшества установит ФИПИ в ЕГЭ 2021, читайте в данной статье.
Каждый ученик, перешедший в 10-11 класс, уже всерьез задумался о предстоящем через несколько лет/год экзамене. Несмотря на то, что времени еще достаточно много, будущие выпускники активно узнают новости на сайте ФИПИ о ЕГЭ 2021 и начинают усердную подготовку к тестированию. О том, что ожидает учеников, к чему им стоит готовиться уже сегодня и не только, в этой статье.
1-7
Анализ ЕГЭ по литературе начинается с первых заданий – самых простых в списке. Они очень похожи между собой, даже оцениваются одинаково (1 балл), поэтому Многомудрый Литрекон рассматривает их все вместе. Они представляют собой краткий ответ из слова, словосочетания или последовательности цифр. Темы заданий – прозаические произведения.
Создатели литературного ЕГЭ в официальном документе сформулировали те навыки, которыми нужно обладать, чтобы выполнить поставленные задачи:
Ваша подготовка по заданиям должна начаться именно с освоения данных умений. Подразумевается, что к 11 классу выпускники уже владеют ими. Если же Вы готовитесь с нуля, то вот простые советы, как быстро подготовиться по этим направлениям:
- Сделайте шпаргалку с жанрами (роман, повесть, рассказ, новелла и т.д.) и родами литературы (эпос, лирика, драма). Определяйте каждую книгу из кодификатора (списка нужных для ЕГЭ произведений), применяя данную шпаргалку. В конце концов, Вы все запомните.
- Сделайте план анализа текста (вот пример) и разбирайте сначала маленькие тексты (так проще набить руку), а потом переходите к большим. Если возникают вопросы в ходе анализа, пишите нам в группу, отвечаем оперативно. Кроме того, на нашем сайте Вы можете найти подробные и качественные разборы нужных книг.
- Сделайте памятку с основными тропами и сверяйтесь с ней, когда ищете средства художественной выразительности. Постепенно доведете навык до автоматизма и поймете, что, по логике, роль тропов везде заключается в одном свойстве: передаче эмоций и скрытых смыслов от автора к читателю.
- Читайте книги, подмечая те моменты, которые пригодятся в анализе: герои, конфликт, проблематика, идея (полный перечень необходимостей Вы найдете в кодификаторе)
Многомудрый Литрекон неслучайно пишет не «выучить», а «сделать». Только практика дает устойчивые и полезные знания, а не зубрежку, которую Вы забудете на первой минуте экзамена.
Разобравшись с фронтом работ, обратим внимание на пример заданий 1-7 из демонстрационной версии на ФИПИ:
Как решить 1-3 задания? Уместен логических подход. Итак, большое произведение в прозе с большим количеством героев – точно роман. Базаров – нигилист, это слово Вы мусолили целую четверть, и другого такого точно не проходили. Даже не зная его значения, можно поковыряться в памяти и вспомнить его. Из критиков в школе тоже проходятся считанные единицы, и самый известный – В. Г. Белинский. Его и стоит написать в ответе. Таким образом, очевидно, что все ответы можно найти методом исключения, если Вы посетили хотя бы половину уроков литературы. Едем дальше.
4 задание посвящено поиску соответствий. В данном примере это очень просто, если Вы помните хотя бы примерно, что происходило в романе. Даже если не помните, ищите подсказки в представленном фрагменте. Там Вы можете узнать, что Николай – отец Аркадия, Павел – его дядя, а Евгений – друг, который приехал погостить. Конфликт назревает уже в представленном отрывке: руки Павел гостю не подал. Значит, дуэль была между ними. Павел намного старше и долго сидел без дела, значит, он и получил ранение. Остается выбор, в котором должны помочь хоть какие-то знания о сюжете. Николай все время жил дома, не отлучаясь, поэтому жениться он мог только на Фенечке – обитательнице его имения, которую зовут по имени, потому что она — простолюдинка. К дворянке Одинцовой старику пришлось бы ехать, что никак не вяжется с его возрастом и нравом. Евгений – трагический герой, и на его долю остается лишь смерть. Таким образом, даже не помня точного сюжета, можно выполнить задание, полагаясь на здравый смысл и обрывки знаний.
5-7 – азы литературоведения, первая часть кодификатора. 5 задание тоже можно решить методом исключения, примерно зная основные термины из кодификатора. Остальные (портрет, пейзаж и пр.) просто не подходят, остается только художественная деталь. 6 задание — тоже довольно простое, ведь ответ на него можно получить, вспомнив приставку, означающую «против» — «анти». Только одно слово из литературоведения подходит к нашему случаю – это антитеза. Ну и 7 – психологизм, ведь иных подходящих по смыслу вариантов в кодификаторе просто нет. Значит, чтобы сделать эти задания, нужно всего лишь примерно представлять себе значение описанных в кодификаторе терминов.
Таким образом, даже не имея всех тех навыков, о которых нам поведали создатели ЕГЭ по литературе, можно справиться с данными заданиями, имея в распоряжении поверхностное знание содержания кодификатора и орудуя методом Шерлока Холмса.
Литература второй половины XIX века
- А.А. Фет стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
- Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо», стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»
- И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»
- М.Е. Салтыков-Щедрин сатирические сказки: («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Дикий помещик», роман «История одного города» (обзорное изучение)
- Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»
- Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»
- И.А. Гончаров роман «Обломов»
- Н.С. Лесков одно произведение (по выбору экзаменуемого) например, повесть «Левша» или «Леди Макбет Мценского уезда».
- А.Н. Островский пьеса «Гроза»
- Ф.И. Тютчев стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…»,«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»),«Природа – сфинкс. И тем она верней…»
Особенности подготовки к ЕГЭ по литературе
Секрета успеха здесь всего два. Во-первых, надо очень хорошо разбираться в структуре экзаменационного листа. Во-вторых, надо действительно много читать.
На изучение и анализ произведений желательно тратить до 80% всего времени. Причем только читать мало, полезно еще и разбираться в проблематике (чтобы правильно выполнять анализ), а для этого надо изучать:
- рецензии (берем авторитетных критиков, хотя бы 2−3 мнения);
- литературоведческие статьи, посвященные конкретному произведению;
- краткое содержание;
- если есть, стоит почитать и комментарии самого автора (или предисловие).
Структура экзаменационного теста
Что до структуры, то для ее разбора достаточно КИМ — официальных материалов по экзамену
Обратите внимание, в 2021 году в ЕГЭ по литературе внесли небольшие изменения — в вопросе № 7 теперь нужно будет вставить в приведенный текст 2 термина, и это краткий ответ
Кодификатор для ЕГЭ по литературе
Кодификатор – официальный документ, доступный на сайте ФИПИ, устанавливающий элементы содержания КИМов для ЕГЭ и требования к уровню подготовки 11-классников, сдающих экзамен.
Кодификатор вносит конкретизацию в раздел «Литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения», ведь ЕГЭ по литературе 2021 года ориентирован на программу профильного уровня, а значит некоторым 11-классникам, будет необходимо дополнительно проработать некоторые позиции, попавшие в список обязательной литературы.
Документ состоит из двух частей:
- Перечень элементов содержания (перечисление всех произведений, которые должен знать экзаменуемый).
- Перечень требований к уровню подготовки выпускников (что должен знать и уметь 11-классник).
Также в кодификаторе отдельно приведен список новых произведений, включенных в перечень сравнительно недавно, а потому требующих особого внимания в ходе подготовки к экзамену.
Язык художественного произведения (тропы и фигуры речи)
Синтаксические средства
Риторический вопрос | Вопрос, не предполагающий ответа и усиливающий эмоциональность и выразительность высказывания; скрытое утверждение | Не так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? (А.С. Пушкин «Медный всадник») |
Риторическое восклицание | Эмоциональное утверждение, передающие эмоциональное состояние героя | Меж мной и честными сердцами Порваться долго ты не дашь Живому, кровному союзу! (Н. Некрасов) |
Риторическое обращение | Условное обращение | А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов… (М. Лермонтов) |
Повтор | Повтор одинаковых слов для усиления смысла высказывания | Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего (Ф.М. Достоевский) |
Анафора | Повтор начального слова в нескольких смежных строках | Нам и места в землянке хватало вполне, Нам и время текло для обоих. (В. Высоцкий) |
Эпифора | Повтор слов в конце строк или смежных отрезков речи | Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, везде фестончики (Н.В. Гоголь) |
Инверсия | Нарушение привычного порядка слов в предложении | И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Ещё неясно различал. (А.С. Пушкин) |
Градация | Расположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости | Барина холить, беречь, ублажать. (Н. Некрасов) |
Антитеза (контраст) | Противопоставление | Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой (А.С. Пушкин) |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение предложений | Спит животное Собака, Дремлет птица Воробей… (Н. Заболоцкий) |
Умолчание | Намеренный пропуск части предложения, имитация прерывистой речи | И эту секунду бенгальскую, громкую Я ни на что б не выменял, — я ни на… (В. Маяковский «Облако в штанах») |
Фонетические приемы
Аллитерация | Повтор согласных | Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою; И на том столе стоит Зеркало с свечою (В. Жуковский) |
Ассонанс | Повтор гласных звуков | Живи, да будет лик твой тих И чист, как той весною ранней, Среди оставшихся в живых Воспоминаний Поминаний; Перед весной бывают дни такие, И дома своего не узнаёшь (В. Соколов) |
Изобразительно-выразительные средства (тропы)
Эпитет | Образное определение | Умный, робкий, наблюдательный, естественный взгляд. (Л.Н. Толстой) |
Метафора | Перенос свойств одного предмета или явления на другие по сходству или аналогии | Наша пыль тебе глаза выест. (И.С. Тургенев) |
Метонимия | Перенос наименования по смежности | Торговал только рынок. (И. Бунин) |
Синекдоха | Обозначение части вместо целого | «Дожить до седых волос» вместо «дожить до старости» |
Олицетворение | Одушевление неодушевлённых понятий | Холодная дрожь прошла было по её телу. (Ф.М. Достоевский) |
Сравнение | Сопоставление двух предметов по общему признаку | Порой в ущелии шакал Кричал и плакал, как дитя. (М.Ю. Лермонтов) Пухлые руки, как сахар, белы. (Н. Некрасов) |
Гипербола | Намеренное преувеличение предметов и явлений действительности для усиления художественного впечатления | Дьявол был громаден, как утёс, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный. (И. Бунин) |
Литота | Намеренное преуменьшение | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка… (А.С. Грибоедов) |
Перифраз | Замена слова описательным выражением | Твоё лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола. (А. Блок) |
Оксюморон | Соединение несовместимых понятий, противоречащих друг другу | Грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной причёской. (И. Бунин) |
Аллегория | Изображение отвлечённой идеи через конкретный образ | Царский листвень не шелохнулся в ответ. Чуть склонившись, он, казалось, строго и внимательно смотрел на нижний край острова, где стояли материнские леса. (В. Распутин) |
Например, необходимо знать ответы на вопросы такого характера:
Есть ли эпиграф к «Евгению Онегину»? Ответ: Есть, причем к каждой главе. Есть также эпиграф ко всему произведению (и его надо помнить). Надо помнить также, на каких языках даны эпиграфы к главам “Евгения Онегина”, сколько глав в “Евгении Онегине” (ответ: 8).
Сколько частей в «Обломове»? Ответ: Четыре! Как времен года.
Из каких частей состоит «Герой нашего времени?»
Отвечая на этот вопрос, старшеклассник вспоминает хронологический порядок действия и перечисляет: «Тамань», «Бэла», «Княжна Мери», «Фаталист»… Про «Максима Максимовича» обычно забывают.
Но на самом деле порядок глав совсем другой! Сначала — предисловие к роману. Потом — первая часть, это «Бэла» и «Максим Максимович», потом предисловие к журналу Печорина, где сообщается, что Печорин умер и можно печатать его заметки, и наконец, «Тамань». Вторая часть состоит из «Княжны Мери» и «Фаталиста».
Да, Лермонтов переставил части своего повествования, и это новаторство мирового уровня, это предмодернизм — хотя мы школьникам таких терминов и не говорим. “Герой нашего времени” — гениальный текст и гениальный финал. «Герой нашего времени» заканчивается не смертью Печорина, а описанием разговора Печорина и Максим Максимыча насчет предопределения.
Но обычно школьник не видит этого, не понимает логику романа, потому что обращает внимание только на фабулу, на развитие действия. А при подготовке к ЕГЭ по литературе на высокие баллы необходимо знать структуру произведения, а не только сюжет
Надо помнить все детали, а не только основные события. Нужно уметь пересказать текст в подробностях, удивить “штучками”, ответить на все сложные вопросы.
Зубрить или запоминать
Экзаменаторы оценивают ваш ум и эрудицию, а не способность к зубрежке. Один преподаватель рассказал об экзамене в аспирантуру: «Две девушки подряд отвечали по билетам без единой запинки, даже придраться было не к чему. А вслед за ними сел парень, немного косноязычный, но он явно размышлял над тем, что произносит. Невольно задумаешься: кто же из них действительно хорошо знает материал? Всегда ли безупречная речь – знак ясного ума?»
Не нужно опираться при подготовке только на учебник, слепо копируя оттуда идеи и слова. Постарайтесь сформулировать собственное мнение о каждом произведении. Только не будьте при этом голословными. Оригинальность всегда приветствуется, но в пределах разумного. Отстаивайте свою точку зрения, приводя в качестве доказательств примеры из текста.
С ученым видом знатока Сдавать устный экзамен по русской литературе придется тем, кто поступает на филологические факультеты университетов и педагогических институтов, Литературный институт, на других факультетах литературу принимают письменно. Если вы решили поступать на филфак, это означает, что вы любите и понимаете литературу
Но одной любви мало – важно разбираться в тонкостях, многое помнить и знать
Стихотворения из кодификатора
Список стихотворений для ЕГЭ по литературе – вполне логичный финал для подготовки к экзамену
В последние дни нужно сконцентрировать свое внимание на стихотворных произведениях, которые легко забываются. Лучшим способом их «обработки» является усиленное изучение добротных анализов этих текстов
- В.А. Жуковский: «Море», Баллада «Светлана»
- А.С. Пушкин. Пушкинская лирика: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятельпустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…». Поэма «Медный всадник».
- М.Ю. Лермонтов: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Поэма «Песня про… купца Калашникова». Поэма «Мцыри».
- Н.А. Некрасов: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия»(«Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
- А.А. Фет: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
- А.А. Блок: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать»
- В.В. Маяковский: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах»
- С.А. Есенин: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
- М.И. Цветаева: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
- О.Э. Мандельштам: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
- А.А. Ахматова: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».
- Б.Л. Пастернак: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
- Стихотворения не менее трех авторов по выбору: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский.
Альтернативный метод
Как известно, олимпиада МГУ автоматом даёт 100 баллов по литературе. Олимпиада «Ломоносов», проводимая МГУ, ведет свою историю с 2005 года. Основная цель данной олимпиады заключается в выявлении творческих способностей учащихся, а также в повышении их интереса к научно-исследовательской деятельности. Степень сложности заданий зависит от класса обучения школьников. Олимпиада «Ломоносов» по литературе проводится на основе филологического факультета МГУ. Участвовать в ней могут ученики 5-11 классов. Участвуя в олимпиаде, школьники не только демонстрируют свой высокий уровень знаний по литературе, но и проявляют свои творческие способности. Кстати, почитайте и о других способах получить дополнительные баллы на ЕГЭ при поступлении.
Таким образом, мы рассмотрели основные способы успешной подготовки к ЕГЭ по литературе. Выпускник должен быть достаточно мотивированным, собранным и внимательным, чтобы добиться высоких результатов на экзамене. Подготовка к ЕГЭ по литературе — это не такая занудная рутина, как по многим другим предметам, так что не унывайте и читайте с удовольствием, ведь Вам предстоит не раз и не два применить эти знания на практике.
Апелляция
За каждый балл придется бороться. Грызть зубами соперников, пробивая себе место на бюджет в вузе. Да-да, Вы не ослышались! Или не «овиделись»…
Ладно, расслабьтесь
Это все немного не так, но важность каждого балла никто не отменял. Для таких случаев существует специальная комиссия по проверке работ
Апеллируется только письменная часть, поэтому если Вы заполнили что-то неверно в тестовой, то придется смириться. Работу первой части проверяет исключительно компьютер. Для письменной стоит подготовиться. Проверять будут всю работу, а не только те моменты, которые Вы бы так хотели уточнить. Говорят, что комиссия придирчива и порой забирает баллы, которые уже были поставлены. И все же, согласно статистике, около четверти апелляций удовлетворяется, так что попробовать стоит, особенно если на кону поступление в вуз мечты.
Идти на апелляцию следует в сопровождении взрослого. Возьмите за ручку маму или папу, а лучше своего педагога! Если региональная апелляция Вас не устроит, то можно подать заявление на федеральную апелляцию. Там работу проверят с самого начала, не зная, сколько баллов за нее поставили. Литрекон желает успехов в этом трудном деле. Он думает, что у Вас все получится!
Так что же можно сказать выпускникам? Стоит пожелать удачи и терпения. Впереди еще долгий путь, но время летит неумолимо быстро. Сейчас Вы читаете текст, а уже завтра выходите с экзамена, уверенные в том, что отлично справились со своей работой. Все это вполне реально, если прикладывать усилия. Прекрасных Вам результатов!
Типы рифмовки
Парная (смежная) – aabb | «Солнце пахнет травами, Свежими купавами, Пробужденною весной И смолистою сосной» (К. Д. Бальмонт) |
Перекрестная – abab | Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов. (А.А. Фет) |
Опоясывающая (кольцевая) – abba | «С земли не видно. Страшную беду Почувствовав, мы сразу замолчали. Заупокойно филины кричали, И душный ветер буйствовал в саду» (А. А. Ахматова) |
Смешанная | «О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски!..» (Н. А. Некрасов) |
8 и 15
8 и 15 задания – это мини-сочинения, которые представляют собой развернутый ответ на вопрос. Организаторы выписали те умения, которые необходимы для выполнения этого задания.
Если первые три пункта Многомудрый Литрекон разобрал в предыдущем параграфе, то 4 и 5 ему только предстоит описать. Как же самостоятельно научиться интерпретировать и находить с нуля? Вот простые советы:
- Сделайте индивидуальный план ответа на вопросы по тексту. Формулируйте главные вопросы к тем книгам, которые читаете, и отвечайте на них письменно, используя план. Так и натренируете этот навык;
- Сделайте план для анализа текста и самостоятельно заполняйте те пункты, которые раскрывают Ваше мнение о содержании книги: проблематика, идея, вывод, конфликт, мораль, тематика и т.д. За помощью обращайтесь к нам в группу.
Разобравшись с подготовкой, перейдем на поле боя. Вот так выглядит пример задания № 8 из ЕГЭ по литературе.
Задание 15 – аналогичное, но о лирическом произведении:
Как их делать? Формируем универсальный план для мини-сочинений 8 и 15 на ЕГЭ по литературе.
- Вступление – перефразированный вопрос: Конфликт в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» зарождается уже на первых страницах книги.
- Основная часть – 2 тезиса (разные!) и аргументы к ним: Во-первых, автор передает возникшее напряжение через жесты Павла Кирсанова: он спрятал руку в карман, а не поздоровался с гостем, потому что побрезговал подать холеную руку неопрятному Евгению. Во-вторых, писатель показывает контраст между мировоззрениями своих героев через отношение к внешнему виду: Базаров после дороги не захотел почиститься, хотя был весь в пыли, а Павел Петрович, напротив, тщательно следил за собой, демонстрируя уженные руки и модный костюм даже в деревне.
- Заключение — ответ на поставленный вопрос: Таким образом, автор через жесты и внешний вид героев дал понять, что эти люди сильно отличались друг от друга, и конфликт между ними был неминуем.
Данная работа оценивается по трем критериям
При ответе важно сохранять грамотность и культуру речи (2 балла), привлекать приведенный текст для аргументации (2 балла), но главное — постоянно сверяться с главным вопросом, чтобы ответ был логичным и точным (2 балла). Только такое сочинение заслужит максимум баллов – 6
Таким образом, чтобы выполнить 8 и 15 задания, нужно уметь письменно изъясняться и внимательно читать текст. Этого достаточно, чтобы получить целых 12 первичных баллов!
Нововведения 2019 года
Поскольку в 2018 году КИМы по литературе были приведены к оптимальному на взгляд специалистов ФИПИ виду, ожидать существенных изменений в структуре и объеме билетов не стоит. Сергей Кравцов (руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки) заявил, что ЕГЭ должен стать максимально стабильным, что облегчит подготовку выпускников и позволит сравнивать результаты разных лет. Скорее всего, будут внесены лишь несущественные корректировки в тех заданиях, которые вызвали ряд вопросов у выпускников 2018 года.
Из нововведений можно ожидать:
- ужесточение критериев проверки сочинения;
- введение новых произведений в список литературы для сдающих ЕГЭ в 2019 году.
О самых важных нововведениях 2018 года предлагаем узнать из видео, подготовленного Рособрнадзором.
Литература конца XIX – начала XX в.
Для литературы этого периода характерно такое направление, как критический реализм. В эту эпоху творили такие выдающиеся писатели, как Антон Чехов и Лев Толстой. В своих произведениях русские писатели отобразили особенности новой исторической эпохи.
Список литературы для сдачи ЕГЭ по литературе будет состоять из произведений А.П. Чехова и творений поэтов серебряного века.
- «Студент» (анализ и краткое содержание);
- «Ионыч» (анализ и краткое содержание);
- «Человек в футляре» (анализ и краткое содержание);
- «Дама с собачкой» (анализ и краткое содержание);
- «Смерть чиновника» (анализ и краткое содержание);
- «Хамелеон» (анализ и краткое содержание)
- Пьеса «Вишневый сад» (анализ и краткое содержание).
Часть «В» «порадует» нас нововведениями:
- «Крыжовник» (анализ и краткое содержание);
- «О любви» (анализ и краткое содержание);
- «Попрыгунья» (анализ и краткое содержание);
- «Три сестры» (анализ и краткое содержание);
- «Чайка» (анализ).
В части «С» могут быть упомянуты:
- «Душечка» (анализ и краткое содержание);
- «Скучная история»;
- «Любовь»;
- «Дядя Ваня» (анализ и краткое содержание).
Поэзию серебряного века мы систематизируем следующим образом:
Категория | Автор | Список стихотворений |
В | И.А. Бунин | «Алёнушка», «Вечер», «Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У зверя есть гнездо, у птицы есть нора…» |
С | В.Я. Брюсов | «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы…», «Неколебимой истине…», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я». |
С | К.Д. Бальмонт | «Безглагольность», «Будем как солнце, Забудем о том…» «Камыши», «Слова-хаме- леоны», «Чёлн томленья», «Я мечтою ловил ухо- дящие тени…», «Я – изысканность русской мед- лительной речи…». |
С | Н.С. Гумилев | «Андрей Рублёв», «Жираф», «За- блудившийся трамвай», «Из логова змиева», «Капи- таны», «Мои читатели», «Носорог», «Пьяный дер- виш», «Пятистопные ямбы», «Слово», «Слонёнок», «У камина», «Шестое чувство», «Я и вы». |
С | В.В. Хлебников | «Бобэоби пелись губы…», «Заклятие смехом», «Когда умирают кони – дышат…», «Куз- нечик», «Мне мало надо», «Мы желаем звёздам тыкать…», «О достоевскиймо бегущей тучи…», «Сегодня снова я пойду…», «Там, где жили свиристели…», «Усадьба ночью, чингисхань…». |
С | В.В. Набоков, И.Ф. Анненский, А. Белый, М.А. Волошин, Н.А.Клюев, И. Северянин, Ф.К.Сологуб, В.Ф. Ходасевич | Не учтены |
Изменения в заданиях
Количество текстовых заданий значительно уменьшилось. Вместо 12 тестовых заданий, необходимо выполнить только 7 заданий. Задания оценивают умение соотносить информацию, знания терминов, тропов, стихотворного размера.
В прежней форме задание по определению терминов было только одно — под номером 7. Теперь же, помимо него появилось ещё два задания.
В заданиях 10.1 и 10.2 появилась возможность выбора. В старой версии, в заданиях под номерами 15 и 16, необходимо ответить на два вопроса. Новая версия позволяет выбрать подходящий вопрос и дать на него развернутый ответ. Это значительно упрощает работу участника экзамена. Потому что экзаменуемый имеет возможность лучше и качественнее описать тему, которая ближе по содержанию.
Теперь в 12 задание к написанию рекомендовано не менее 250 слов. На данный момент необходимо только 200 слов. Со следующего года при таком объёме задание будет аннулировано. Строго 250 слов и не меньше. Но и максимальный балл за сочинение повысили до 15 единиц.
Задания под номерами 6 и 11 упрощены. Теперь достаточно одного примера для сопоставления, но ссылаться только на другого автора. Другая работа это же автора не подойдёт. При выполнении задания по выбору расписать черты сходства и различия обоих произведений.
Обязательно указать фамилию автора и название произведения. Ответ предусматривает объём не менее 50 слово. В случае, если ответ будет состоять из 40 слова — задание аннулируют.
Напоминаем, что внедрение нововведений находится на обсуждении у общественности.
Что нужно уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение,
используя сведения по истории и теории литературы
(художественная структура; тематика; проблематика; нравственный
пафос; система образов; особенности композиции, художественного
времени и пространства; изобразительно-выразительные средства
языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену)
изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой
произведения; - соотносить художественную литературу с фактами общественной
жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и
культурном развитии общества; - раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое
содержание изученных литературных произведений; связывать
литературную классику со временем написания, с современностью и
традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы
русской литературы; - соотносить изучаемое произведение с литературным направлением
эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при
анализе произведения; - определять жанрово-родовую специфику литературного
произведения; - сопоставлять литературные произведения, а также их различные
художественные, критические и научные интерпретации; - выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля
писателя; - аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному
произведению; - писать сочинения на литературные темы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста на предложенную тему с учетом норм
русского литературного языка; - участия в диалоге или дискуссии
Из литературы второй половины XX века
- Проза второй половины XX века: Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман,
- С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)
- Поэзия второй половины XX века: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А.
- Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А.
- Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)
Что надо выучить
Чтобы готовиться к части, посвященной прозе, разберитесь с литературными жанрами (рассказ, повесть, роман, поэма). Произведения из кодификатора ФИПИ (а кроме них, ничего читать и не потребуется) удобно будет разбирать, распределив по жанрам.
Что надо запомнить:
- название;
- имена героев;
- ф. и. о. авторов;
- тему (проблематику, главную мысль);
- место событий.
Для заданий с кратким ответом (№ 1−7 и 10−14) этого достаточно (плюс жанры, характеристики героев, литературные термины по списку кодификатора).
Поэзия
Как работать с поэзией? Опять же, составьте списки стихотворений по авторам и выучите их названия, имена поэтов. Разбирать работы удобнее именно по авторскому перечню (сначала все работы Лермонтова, потом — Есенина и т. д.).
Учите по 1 стихотворению в неделю. Если не успеваете, выбирайте 2−3 произведения каждого поэта, посвященные разным темам или героям (родина, зима, любовь).
На экзамене обязательно нужно будет определить размер стихотворения. Самое сложное в «лирическом» разделе (№ 11−14) — уметь рассуждать о проблематике стихотворения. Если мыслей на этот счет по той или иной работе нет, почитайте критику. Это поможет настроиться.