Как стать репетитором
Содержание:
- Лекции
- Психологическая совместимость
- Что должен уметь преподаватель онлайн-школы?
- Где учиться на учителя?
- Какие гарантии предусмотрены для студентов-очников?
- Педагогическое высшее образование: заочная форма
- Шестёрки и блатные
- Как стать преподавателем вуза
- Совместительство и подработки
- ВУЗы Педагогические Москвы
- Карьера
Лекции
Вы помните себя на лекциях, когда Вы ещё были студентом? Бывало ли такое, что Вы на них засыпали, разговаривали с соседом по несчастью, не могли высидеть полтора часа, опаздывали на них или вообще забивали? Вот теперь Вы лектор, у которого студенты спят на лекциях, разговаривают одновременно с Вами и также громко, и если Вы один, то их много… И точно также как и Вы когда-то, не могут сосредоточиться на Вашем монологе, опаздывают или вообще не приходят. Ну как? Нравится? Сомневаюсь! Ну да, Вы и Ваш ректор, декан и другие начальники знают, что надо делать: нужно сделать лекцию интересной для студентов. И вот Вы вычитывает горы литературы, приобретённой за личные средства, новейшие статьи по запланированной теме, готовите слайды, пишите конспект. Как следствие у Вас красные глаза, болит голова, Вы спали только три часа. С утра пораньше пришли на прекрасную лекцию, радостно провозглашаете тему, начинаете здорово рассказывать, но что это? Ничего не изменилось! Всё также Вас почти никто не слушает, одновременно с Вами разговаривают в полный голос, спят и поворачиваются к Вам спиной.
В чём же дело? Ведь лекция такая интересная, Вы так старались, а Вашей аудитории просто наплевать! Всё достаточно просто, нужно только разобраться в том, что такое лекция. Лекция это способ донести информацию до слушателей. Изобретена лекция была в древнем мире, когда книги как источник информации были чрезвычайно дороги, и не вся полезная и новая информация в них записывалась. И тогда ничего не оставалось заинтересованным людям прийти на лекцию, внимательно её послушать, задать лектору вопросы, ведь другого шанса получить информацию нет. Но в современном мире информация стала легко доступной. Это и классические печатные книги, электронные книги, архивы научных статей. Практически на все вопросы можно получить ответ из Интернет. На сегодня для лекций осталась одна ниша: донесение новейшей, ещё не опубликованной информации из первых уст.
Таким образом всё становится на свои места: Вы не являетесь первоисточником информации; плюс заинтересованных лиц в аудитории, как Вы уже знаете, не так много, иногда вообще нет. Вот и превращается лекция в абсурдный монолог на фоне студенческой болтовни.
Так как лекции являются неотъемлемой частью учебного плана, а студенты должны на них ходить, то, к сожалению, Вы не можете их не читать, или разрешить студентам их не посещать. Рано или поздно к Вам на лекцию придут с проверкой из деканата или ректората, и горе Вам, если Вас не обнаружат в аудитории, или студентов по мнению проверяющих окажется мало. Здесь очень трудно что-то посоветовать. Очередной диссонанс: наличие требований и невозможность их реализовать. Можно пойти по пути выбора из двух зол меньшего: разрешите, кому не интересно и безразлично, не ходить на Ваши лекции, неофициально, на их страх и риск. Пообещайте не наказывать за пропуски лекций, но в журнал продолжайте заносить в том числе и в журнал старосты группы, обязательно (!). Это Ваша защита на случай нечистоплотных элементов, попытающихся Вас обвинить в том, что Вы плохо их научили. (Самый верный способ защитится от таких атак, это контролировать посещаемость. И если студент пропускал занятия, то он теряет право утверждать, что Вы плохо работаете.) Те, кто трясутся за свою посещаемость, скорее всего продолжат ходить, ну может через раз. Но часть незаинтересованной аудитории всё-таки отсеется. Далее, отрегулируйте качество подготовки к лекции в зависимости от аудитории. Если аудитория слабая, то зачастую достаточно информации из Википедии. Разбавьте лекцию большим количеством изображений, говорите меньше и медленней. Не пытайтесь перекричать говорунов. Обычно самые заинтересованные в лекции сидят на первых двух рядах, вот для них и говорите, и на них смотрите, а на остальных не обращайте никакого внимания. Тут есть один подмеченный психологический момент: заинтересованные студенты садятся на те места, куда смотрит лектор, а остальные аккумулируются подальше. Например, если лектор всегда смотрит на правую половину аудитории, то рано или поздно слушатели будут садится именно туда. Ещё хороший метод борьбы с болтовнёй — на время многозначительно умолкать, пока аудитория не притихнет. Правда это не надолго, но напоминать о себе, ради уважения к самому себе, нужно.
Ну и последнее: будьте терпеливы, не позволяйте себе срываться и кричать в раздражении на не слушающую Вас аудиторию, настройтесь благостно и относитесь к происходящему с юмором.
Психологическая совместимость
Первое, с чего следует начать: с Вашей психологической совместимости с преподавательской работой. Дело в том, что многие, по моему ощущению, из тех, кого берут на работу в вуз являются интровертами. Но преподавание очень сильно связано с интенсивным взаимодействием с людьми, что не только с трудом даётся интровертам, но вызывает у них очень сильную усталость и перевозбуждение, ведущие к неспособности реализации их талантов и глубокому чувству неудовлетворённости. Высокая преподавательская нагрузка может привести таких людей к нервному срыву, к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, а может и к психическим нарушениям. Это всё действительно серьёзно. Но всё бы ничего, и как-нибудь потихоньку можно было бы в этой роли существовать, но в последние годы очень сильно возросло давление на преподавателей и со стороны начальства, и со стороны студенчества. Мой совет: если Вы интроверт, то бегите с этой работы куда глаза глядят, а лучше и не приближайтесь, чтобы нечаянно не засосало!
Что должен уметь преподаватель онлайн-школы?
У учителя в онлайн-проекте должны быть сформированы определенные профессиональные навыки. Что это значит?
- грамотно и структурированно преподносит материал урока ученикам;
- оценивает и анализирует результаты обучения;
- разбирается в современных технологиях онлайн-преподавания, например, владеет инструментами вебинарной платформы Zoom, на которой проводит занятия, знает, как записать видео;
- преподает не только интересно, но и максимально полезно;
- не боится публичных выступлений;
- вносит правки в домашние задания учеников таким образом, чтобы они понимали свои ошибки и улучшали свои показатели.
Какого преподавателя ищут заказчики?
- Знает от А до Я свою дисциплину. При трудоустройстве работодатель может провести собеседование на знание преподавателем предмета. Вопросы может задавать как сам работодатель, так и специалист из смежной области (это в идеале). Приоритет будет иметь кандидат, который легко и понятно отвечает на вопросы по предмету, и его поймет даже «чайник». Хороший онлайн-учитель знает историю своей дисциплины, посещает курсы своих коллег, имеет системный подход в обучении.
Опытный специалист. В преподаватели идут люди, которые имеют необходимую базу знаний и богатый жизненный опыт. Заказчики обращают внимание на реализованные проекты, в каких онлайн-школах работал человек. Поэтому всегда формируйте портфолио, копите рекомендации, нарабатывайте кейсы.
- Ответственный человек. Для учителя важны самоорганизованность и самодисциплина. Если в вакансии Вы видите, что заказчик просит прислать 3 Ваших лучших проекта, то присылайте именно 3, а не 5 или 10. Так Вас проверяют на ответственность и адекватность.
- Прошел обучение онлайн. Прежде, чем стать преподавателем в онлайн-школе, нужно самому пройти обучение на эту профессию, чтобы понимать структуру работы, формат дистанционного обучения, уметь составлять план занятия и т.д. Поэтому работодатель может спросить Вас о наличии сертификатов или дипломов.
- Уверенный пользователь ПК. В наше время это умение не является редким. Преподаватель должен владеть компьютером, причем, не требуется каких-то углубленных познаний, достаточно освоить азы компьютерной грамотности. Например, нужно уметь пользоваться электронной почной, мессенджерами, Skypе, Zoom и др.
- Имеет хорошую дикцию. Нужно понимать, что это не кастинг на должность диктора советского телевидения. Ваша речь должна быть разборчивой, членораздельной, без использования слов-паразитов. Согласитесь, что требования к этому навыку не такие уж жесткие.
- Имеет рабочее место. Что это значит? Прежде всего, у Вас должен быть хороший интернет, камера и микрофон. Ученики не должны слышать звуки домашних животных, детей, автомобильные гудки с улицы. В комнате, где Вы проводите занятие, должен быть нейтральный фон и хороший свет. Если работодатель заинтересуется именно Вашим резюме, он может оказать содействие по оборудованию рабочего места: купить микрофон, арендовать офис на время вебинара.
Где учиться на учителя?
На педагогов учат в профильных вузах, колледжах, техникумах. Но если у вас уже есть любое высшее или среднее профессиональное образование, то получить квалификацию педагога можно не за 3-5 лет, а за несколько месяцев. Для этого необходимо пройти курсы профессиональной переподготовки.
Эксперты-практики АНО ДПО «УрИПКиП» разработали дистанционные* курсы по всем дисциплинам школьной программы, а также общие курсы по педагогике, на которых можно получить квалификации «Воспитатель», «Педагог» и т. д. При выборе программы учитывайте базовый уровень своей подготовки и цели, которые перед вами стоят. Предположим, вы хотите преподавать математику:
Если у вас есть диплом педагогического вуза, колледжа, техникума по любому направлению, пройдите курс на 620 часов и получите квалификацию «Учитель математики». Также можно поступить на программы объемом 1108 часов, которые готовят к преподаванию сразу двух дисциплин школьной программы:
Учитель математики и физики. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС
1108 часов (9.5 мес.)
Квалификация: Учитель математики и физики
25900 руб. 14900 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Учитель математики и информатики. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС
1108 часов (9.5 мес.)
Квалификация: Учитель математики и информатики и ИКТ (информационно-коммуникационных технологий)
25900 руб. 14900 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Если у вас есть диплом о высшем или среднем профессиональном образовании по направлению «Математика», но нет педагогической подготовки, вам подойдет:
Учитель математики. Технологии проектирования и реализации учебного процесса в основной и средней школе с учетом требований ФГОС
340 часов (3 мес.)
12500 руб. 6200 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
От более длинных программ он отличается тем, что не включает в себя модулей по математическому анализу, алгебре, теории чисел и пр. — если вы уже изучали математику в колледже или вузе, эти дисциплины вам хорошо известны. Упор в программе сделан на изучение ФГОС, педагогики, методики воспитания.
Чтобы получить более глубокие знания и навыки в области педагогики, можете дополнительно пройти курсы с присвоением квалификации «Педагог».
Какие гарантии предусмотрены для студентов-очников?
Для тех очников, которые получают первое в жизни высшее образование и выбрали для обучения ВУЗ с государственной аккредитацией, закон предусматривает ряд гарантий в виде учебных отпусков. Итак, если вы студент, обучающийся очно, то, помимо своего основного отпуска, имеете возможность освободиться от работы в следующих случаях:
- для прохождения промежуточной аттестации (сдачи сессии);
- для подготовки дипломной работы и ее последующей защиты;
- для сдачи государственных экзаменов.
Если вам нужно пройти промежуточную аттестацию, то отпуск может составлять не более 15 календарных дней (в учебном году). Для подготовки и защиты выпускной работы, а также для сдачи итоговых экзаменов очникам предоставляется 4 месяца, а просто для сдачи государственных экзаменов — 1 месяц.
Если вы выбрали для обучения ВУЗ, который не имеет государственной аккредитации, работодатель не обязан предоставлять вам учебные отпуска. При этом в трудовом или коллективном договоре могут быть отражены такие гарантии (в этом случае вы вправе получить отпуск даже если учитесь в неаккредитованном ВУЗе).
Педагогическое высшее образование: заочная форма
Как уже было упомянуто выше, выучиться на преподавателя можно как очно, так и заочно. Эту форму часто выбирают желающие совмещать работу с учебой, молодые мамы или взрослые люди, получающие второе заочное образование. Конечно, у студентов-заочников отсутствует полноценная студенческая жизнь, но эта форма имеет и свои преимущества:
- стоимость обучения ниже, чем на дневной;
- студент может сам распоряжаться свободным временем: посвятить его работе, семье, любимому хобби;
- акцент на изучение профильных дисциплин;
- не нужно переезжать в другой город на весь период обучения, достаточно несколько раз в год приезжать на сессии.
В последние годы заочное обучение все чаще комбинируется с дистанционным. Это учеба посредством сети Интернет. Поэтому необходимость в частых установочных сессиях постепенно отпадает. Лекции можно слушать онлайн.
Среди российских вузов, предлагающих слушателям заочное обучение:
- Московский городской педагогический университет;
- Зарайский педагогический колледж Государственного специально-гуманитарного университета;
- Оренбургский Государственный Педагогический Университет;
- Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов;
- Томский Государственный Педагогический Университет.
Единственный документ, который нельзя получить заочно – диплом преподавателя иностранных языков. Это объясняется тем, что очень тяжело научиться говорить на чужом языке самостоятельно, приезжая на сессии пару раз в год. Нужна постоянная разговорная практика, постановка произношения, разъяснение грамматических правил и многое другое. Редко кому удается сделать все это дома.
В таком случае альтернативой заочному обучению является вечернее, во второй половине дня. По профильным предметам студенты изучают материал в том же объеме, что и очники. Сокращается программа второстепенных дисциплин, которые можно освоить без помощи наставника, отсутствует физкультура. У тех, кто учится после обеда, обычно 2 или 3 пары. Такую учебу можно, при желании, совмещать с работой в первой половине дня.
Шестёрки и блатные
Удивительно, но практика показывает, что в каждой группе найдутся блатные. Это такие студенты, родители которых хорошо знакомы с начальством или с авторитетными коллегами-преподавателями. Учатся они, как правило, также посредственно, а то и хуже, чем все остальные. Но за них «просят». Причём часто просят отличную оценку, что само по себе не может не вызывать неприятие. Более того, это может быть для Вас унизительно. Представьте себе: студент весь семестр к Вам не ходил на занятия или ходил, но мотал Вам нервы, а пришла сессия, начальник Вас вызывает и говорит, что такому-то надо поставить. Потом этом двоечник приходит к тебе с зачёткой, и ты ему послушно расписываешься просто так. Как же это отвратительно! Как выход можно отказать, но думаю о дальнейшей работе в вузе можно будет забыть…
Теперь о шестёрках, то есть доносчиках. Это не обязательно блатные. Но из числа тех, кто считает необходимым или возможным докладывать Вашему начальству о том, что «лишнего» Вы сказали, опаздываете ли на занятия, грубите ли студентам, компетентны ли в предмете и так далее. Тут я посоветую вести себя в присутствии студентов и коллег сдержано, действительно не говорить «лишнего», по возможности быть вежливыми. Но не лебезить или пытаться понравиться!
Как стать преподавателем вуза
Чтобы получить должность в высшем учебном заведении, необходимо как минимум обладать высшим профессиональным образованием по специальности (бакалавр и магистратура). Очень часто в преподавание на должность ассистентов кафедры приглашают бывших студентов. Однако для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице понадобится также поступление в аспирантуру и активное занятие научной деятельностью. Следующие ступени можно будет занять только при наличии кандидатской степени.
Карьера в преподавании строится по определенной схеме: сначала должность ассистента, затем преподавателя. После защиты диссертации можно получить звание доцента. Следующая ступень – лектор (или старший преподаватель). Наконец, высшей ступенью становится звание профессора.
Во всех случаях обязательными являются два фактора:
-
стаж преподавательской работы;
-
наличие ученой степени.
Так, для доцента обязательны – кандидатское звание, наличие научных публикаций, преподавательский стаж от трех лет.
Для старшего преподавателя также нужен стаж более трех лет и ученая степень.
Профессор в обязательном порядке – доктор наук с педагогическим стажем в вузе более 5 лет.
Будучи доцентом также можно претендовать на место заведующего кафедрой, профессор может стать либо деканом факультета, либо занять место ректора.
Таким образом работать преподавателем в вузе и сделать карьеру могут как мужчины, так и женщины. Важны только высшее образование, педагогический стаж работы, обладать определенными личностными качествами и т.д.
Совместительство и подработки
Размер зарплаты преподавателя таков, что работать только на ставку он не может, иначе не выживет. Обычно преподаватели работают совместителями в том же самом вузе или ещё в одном или более (!). Основные проблемы с совместительством следующие. Внутреннее совместительство может быть в объёме полставки плюс 300 часов максимум. Внешнее совместительство не более 300 часов. Это немного. Но физически взять работы больше не представляется возможным.
Что касается работы на производстве, то брать на частичную занятость никто не хочет. А если бы и согласились, то Вы всё-равно не сможете предложить работодателю приемлемый график работы, ведь Вы зависите от расписания, которое составляете не Вы.
Как вариант можно было бы преподавать на полставки, а в остальное время работать в реальном секторе, но сегодня это нереалистичный вариант. Во-первых, вузы не берут на работу на полставки. Связано это с критериями эффективности работы вуза. Во-вторых, объём методической и бумажной работы в вузе останется примерно таким же огромным как и на ставку.
Наконец, подработки. Имеются ввиду репетиторство, помощь в написании выпускных и курсовых работ. Да, некоторым удаётся так немного подрабатывать. Но опять же всё упирается в наличие для этого времени, а также клиентов. Замечено, что пока Вы сам студент, Вам такие подработки регулярно попадаются, а как только Вы становитесь преподавателем, все куда-то постепенно исчезают. Хотя преподаватель вроде бы должен выполнить работу качественней… (Вообще говоря, студенты должны сами всё делать, поэтому этот пункт лучше рассматривать в том плане, что этой статьи дохода у вас больше не будет. 3 июля 2020.)
ВУЗы Педагогические Москвы
Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
Москва | |
Москва | |
119992 г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1 | |
(499) 245-03-10, (495) 915-88-87, 438-18-47, 438-18-57 | |
(499) 245-03-10, 248-01-62 | |
государственные | |
государственные университеты Москвы |
Настоятельно рекомендуем осмотреть этот вуз как замену сходным по теме на нашем сайте. Напоминающий остальные государственные университеты Москвы данный вариант принимает и подготавливает мастеров своего дела по профилю «педагогические». Московский педагогический государственный университет (МПГУ) (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)) немного приводится к сведению в одной из заметок на конкретном списке вузов.
Московский городской педагогический университет МГПУ
Москва | |
Москва | |
129226 г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4 | |
(499) 181-65-52, 181-26-16 | |
(499) 181-26-16 | |
государственные | |
государственные университеты Москвы |
Что и многие другие государственные университеты Москвы это высшее учебное заведение производит неплохих работников по профилю «педагогические». Без лишних колебаний изучить и взять на вооружение это высшее учебное заведение и другие государственные университеты Москвы, как альтернативу упоминаемым в Москвы. Московский городской педагогический университет МГПУ (Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет») более детально приведен в соответствующей статье на текущем списке вузов.
Институт Актуального образования «Юр ИнфоР-МГУ»
Москва | |
Москва | |
119435 г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 5 | |
(495) 778-87-26 | |
(495) 971-73-96 | |
негосударственные | |
негосударственные институты Москвы |
Не похожий на другие негосударственные институты Москвы данный вариант обучает и выпускает лидеров по тематике «педагогические». Можете сразу принять к сведению это учебное заведение как замену многим другим на этом ресурсе. Институт Актуального образования «Юр ИнфоР-МГУ» (негосударственное образовательное учреждение » Институт Актуального образования «Юр ИнфоР-МГУ») отлично описан для вас, и оформлен разделе, рубрики «негосударственные институты Москвы», на ресурсе.
Московский городской психолого-педагогический университет
Москва | |
Москва | |
127051 г. Москва, ул. Сретенка, д. 29 | |
(495) 632-94-33, 632-90-77, 632-94-49 | |
(495) 632-92-52 | |
государственные | |
государственные университеты Москвы |
Что и многие другие государственные университеты Москвы это предложение повышает квалификацию спецов высшего класса вида «педагогические». Московский городской психолого-педагогический университет (Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет») немного приводится к сведению в материалах, рубрики «государственные университеты Москвы», на БД-интерфейсе. Можете сразу осмотреть это высшее учебное заведение как замену упоминаемым на этом ресурсе.
Московский гуманитарный педагогический институт
Москва | |
Москва | |
127051 г. Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 8 | |
(495) 699-04-72, 699-05-37, 699-35-84 | |
(495) 699-05-37 | |
государственные | |
государственные институты Москвы |
Московский гуманитарный педагогический институт () вместе с картой приведен, и оформлен разделе на конкретном БД-интерфейсе. Можете сразу принять к сведению данный вариант как замену упоминаемым упоминаемым здесь. Напоминающий остальные государственные институты Москвы это высшее учебное заведение принимает и подготавливает руководителей вида «педагогические».
Московский институт современного академического образования
Москва | |
Москва | |
109263 г.Москва, ул. Текстильщиков 7-я, д. 14 | |
(495) 921-31-38, 101-31-38 | |
(495) 101-31-38 | |
негосударственные | |
негосударственные институты Москвы |
Не похожий на другие негосударственные институты Москвы это учебное заведение производит отличных специалистов по тематике «педагогические». Московский институт современного академического образования (Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт современного академического образования») поверхностно рассматривается, и оформлен разделе на текущем ресурсе. Советуем отложить для последующего анализа это учебное заведение и другие негосударственные институты Москвы, как альтернативу подобным, часто упоминаемым здесь.
Карьера
Карьерная лестница преподавателя вуза выглядит примерно так. Вы заканчиваете университет или очную аспирантуру или магистратуру, и Вам предлагают остаться на родной кафедре или факультете, или знакомые предлагают устроить Вас в их вуз. Вам обещают поддержку в написании диссертации, её защите, а после повышение в должности. Но сначала Вас берут на должность ассистента. По сути ассистент это помощник доцента или профессора, по факту — такой же преподаватель как и все, только получает самую маленькую зарплату в вузе, даже часто меньше, чем инженер кафедры.
Поработали несколько лет ассистентом, затем Вас поднимают до преподавателя или старшего преподавателя. И Вы достигаете первого потолка до тех пор, пока не напишите и защитите диссертацию. Но писать диссертацию, параллельно работая, очень трудно, и не всем это удаётся вообще. Поэтому, если Вы в течение двух-трёх лет в этом направлении ничего существенного не сделали, то серьёзно задумайтесь об уходе с преподавательской работы, потому что так будет и дальше.UPD: Если в конце девяностых — начале двухтысячных защититься было несложно, то в последние года два защищать диссертацию стало существенно сложней. Похоже, что ситуация будет продолжать меняться именно в эту сторону.
После защиты диссертации, а это само по себе мероприятие непростое и затяжное во времени, Вы можете претендовать на должность доцента. Зарплата ставки преподавателя и доцента отличается примерно на восемь тысяч. То есть многолетний научный труд оценивается всего несколькими дополнительными тысячами.
Дальнейший карьерный рост становится ещё труднее. Вы можете написать докторскую диссертацию, и после её защиты стать профессором, получив ещё несколько тысяч к зарплате доцента… Между началом работы преподавателем и получением должности профессора может пройти от 15-ти лет, и то если вы особо удачливый…
Вот в общем-то и всё. Какую бы должность Вы не занимали, суть работы будет примерно одна и та же: аудиторная, методическая и научно-исследовательская работа.