Сигналист на железной дороге: о профессии, обязанности, зарплата
Содержание:
- Должностные обязанности проводника
- Таких не берут в помощники машиниста
- Что нужно чтобы стать электромонтером железной дороги
- Как увеличить свой доход
- Что входит в должностные обязанности проводника пассажирского вагона – Ваш юридический консультант по трудовому праву
- Права начальника поезда
- Требования к претендентам
- Куда пойти учиться?
- Начальник поезда подчиняется:
- Деятельность
- Начальник поезда должен знать:
- Достоинства и недостатки профессии
- Должностные обязанности
- От чего зависит размер заработной платы
- Минусы профессии
Должностные обязанности проводника
Проводник пассажирского поезда это профессия, которая требует внимательности и ответственности. Проводник не просто обеспечивает пассажирам комфортный проезд, он отвечает за их безопасность, поэтому в определенном смысле ему нужно обладать задатками психолога и даже полицейского детектива. Проводник пассажирского поезда обязан:
- Контролировать посадку и высадку пассажиров, проверяя при этом билеты и документы,
- Предоставлять пассажирам информацию о том, что поезд прибыл в пункт назначения,
- Обеспечивать соответствующее нормам санитарное состояние вагона (на практике это означает, что он должен убирать в купе и туалетах),
- Предлагать пассажирам чай и другие безалкогольные напитки,
- Предоставлять постельное белье,
- Обеспечивать порядок в вагоне, в том числе улаживать конфликтные ситуации,
- При посадке пассажиров не только проверять наличие документов, но и внимательно их осматривать на предмет исправлений, потертостей, каких-то подозрительных несоответствий. И если что-то проводника в этом смущает, он должен сообщить начальнику поезда. Так же, как и о посадке пассажиров на станции, которая не соответствует той, что указана в билете. Конечно, бывает так, что пассажир догоняет поезд на такси, но в целом ради безопасности это без внимания не оставляют,
- Проверять, все ли пассажиры заняли свои места при отправлении поезда,
- При посадке в вагон наблюдать за пассажирами выявлять тех, чье поведение говорит о неуравновешенности, возбужденности, «заторможенности» действий. Обо всем, что покажется странным, надо незамедлительно докладывать начальнику поезда – это тоже делается ради всеобщей безопасности, поскольку в вагоне может оказаться человек с серьезными психическими отклонениями, с опасным вирусным заболеванием, наконец, нельзя исключать угрозу террористической атаки.
Бывает, что проводник выступает кем-то вроде профессионального гида, поскольку ему нужно отвечать на вопросы относительно станций, на которых будет останавливаться поезд, рек или каких-то достопримечательностей, мимо которых проезжает состав. При этом навыки психолога особенно актуальны для дальних поездок, когда пассажирам тяжело проводить много времени в пути, и они хотят общения – некоторые могут приходить с этим именно к проводнику.
Другие профессии: О средней зарплате педиатра
Одним из недостатков профессии является то, что в пути могут случаться любые непредвиденные обстоятельства, и при этом именно этому человеку приходится принимать решение, что делать в том или ином случае.
https://youtube.com/watch?v=3KTXbjefN7Q
Таких не берут в помощники машиниста
Как ни удивительно, но отбор на эту вакансию довольно строгий. Существует ряд ограничений по состоянию здоровья:
- Отсутствие психических расстройств, венерических и кожных заболеваний, инфекционных и паразитарных болезней, туберкулеза, заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной систем.
- Отсутствие аномалий зрения и слуха: дальтонизма, сужения зрительных полей и ночной слепоты.
Многих людей укачивает в поезде, а для работы на железнодорожном транспорте понадобится натренированный вестибулярный аппарат. Высокие требования предъявляются и к личным качествам работника:
ответственность;
осторожность;
дисциплинированность;
высокая скорость реакции;
стрессоустойчивость;
внимательность;
хорошая координация движений.
Несмотря на активное использование россиянами водного и воздушного сообщения, железнодорожный транспорт остается одним из самых востребованных во всех уголках страны. Поэтому и проблем с трудоустройством у помощников машиниста не возникает.
Что нужно чтобы стать электромонтером железной дороги
Это отдельная ветка электромонтеров, для того чтобы работать на жд необходимо профильное образование именно в сфере жд. Обычно это технические лицеи, техникумы и ВУЗы. В техническом лицее электромонтеры обучаются 3 года и получают 2й разряд по завершении учебы. После техникума электрики получают специальность техник- электрик и тоже 2й разряд. Однако преимущество техникума в том что после него легче продвигаться по карьерной лестнице и поступать в профильные ВУЗы. Так же есть возможность получить должность электромеханика, а это руководящая должность.
Электрики на жд могут работать на разных участках и получать совершенно разную заработную плату.
Основные участки работы электромонтеров:
- Электромонтер контактной сети. В обязанности этих ребят входит обслуживание контактной сети. Большинство труда тут не квалифициванного. Например в бригаде 8-10 человек. Из них один начальник, два более мене толковых электромонтера, а остальные толкают лейтер (это такая подставка, которая стоит на рельсах и с помощью нее электромонтеры добираются до контактной сети) и работают сигналистами. Большинство работ производится под напряжением, то есть без отключения напряжения в контактной сети.
- Электромонтер тяговой подстанции. Есть дежурные электромонтеры тяговой подстанции, которые следят чтобы была бесперебойная подача электро энергии в контактную сеть, а так же выполняют все требования поездного диспетчера по отключению участков контактной сети и включению их. Так же есть электромонтеры так называемые пятидневщики, они работают по графику пятидневки и выполняют текущие ремонты и плановые ревизии.
- Электромонтер РРЦ. Ремонтно ревизионный цех выполняет функции самых квалифицированных работников жд. Они занимаются устранением поломок и ревизий оборудования. Обычно в этом подразделении самые высокие заработные платы и работают самые умные электромонтеры.
- Электромонтер ДЕПО. Задачи такого электромонтера обслуживание и ремонт поездных составов и двигателей в них.
Как увеличить свой доход
Профессия машинист подразделяется на три класса, в соответствии с которыми происходит повышение квалификации и уровня дохода. После двух лет работы помощником машиниста можно претендовать на должность машиниста. Для этого нужно пройти курсы повышения квалификации и сдать соответствующие экзамены.
Классы машинистов:
- Третий класс. Опыт работы машинистом не менее одного года. Допускается к управлению электропоездом или локомотивом, а также составом метрополитена без посторонней помощи и надзора.
- Второй класс. Опыт работы машинистом третьего класса не менее двух лет. Допускается управление пассажирскими и пригородными составами.
- Первый класс. Опыт работы машинистом второго класса не менее двух лет. Допускается управление поездами дальнего следования.
На зарплату машиниста влияют следующие факторы:
- вид перевозок (пассажирские перевозки оплачиваются выше, чем грузовые);
- вид поезда;
- дальность рейса (поездки дальнего следования оплачиваются выше).
Что входит в должностные обязанности проводника пассажирского вагона – Ваш юридический консультант по трудовому праву
Несмотря на обширный перечень обязанностей, предусмотренных для проводника пассажирского вагона, последние, по сути, сводятся лишь к одному – обеспечению максимального комфорта для пассажиров в течение поездки вплоть до пункта назначения.
Речь идет не только об обслуживании пассажиропотока, проверке билетов при посадке, выдаче комплекта постельного белья и предложений насчет чая и кофе, но и других важных функциях. Это может быть поддержание чистоты, общественного порядка, осмотр подвагонного оборудования, прочее. Рассмотрим эти обязанности подробней.
В отношении пассажиров проводник обязан выполнять обязанности, связанные с:
- проверкой документов, билетов и оказанием помощи при посадке в вагоне (высадке из него);
- размещением пассажиров согласно их проездным документам;
- своевременным уведомлением пассажиров относительно прибытия в пункт назначения;
- обеспечением пассажиров охлажденной кипяченой водой, горячей водой, поддерживать их наличие в водоохладителе и кипятильнике соответственно;
- оказанием пассажирам дополнительных услуг (оплаченных, безвозмездных) с учетом класса поезда;
- заправкой и уборкой постелей по просьбе пассажиров (в скорых поездах и таковых дальнего следования) либо в обязательном порядке (в фирменных поездах и таковых международного сообщения), – обслуживаются в первую очередь инвалиды, пожилые граждане, пассажиры с маленькими детьми;
- составлением актов относительно испорченных (уничтоженных) материальных ценностей, взысканием стоимости с нарушителей, согласно установленному порядку;
- оказанием доврачебной медицинской помощи пассажирам, – при необходимости;
- содействием пассажирам при заполнении миграционных карт, таможенных деклараций (в поездах международного сообщения);
- реализацией пассажирам плацкарт, оформлением доплатных квитанций с учетом действующего тарифа международного сообщения;
- информированием пассажиров относительно правил поведения, порядком прохождения контроля в пропускных пунктах;
- возвратом проездных документов (билетов) за полчаса до прибытия в пункт пересадки.
Проводник должен быть одет в опрятную, чистую, выглаженную форменную одежду, быть вежливым и внимательным по отношению к пассажирам.
Кроме обслуживания пассажиров, проводник должен:
- осуществлять контроль над исправностью приборов освещения (отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха в целях поддержания оптимального температурного режима, холодильных установок), регулировать их работу;
- обеспечивать контроль над нагревом букс;
- навешивать на вагон маршрутные указатели и порядковые номера, следить за их чистотой снаружи;
- следить за исправностью ручного тормоза, состоянием сигнализационных систем, применяемых для безопасности движения.
- поддерживать в чистоте посуду (чайную, столовую);
- осуществлять уборку вагона (влажную, сухую), в том числе туалетов с использованием средств и растворов (моющих, дезодорирующих), протирать поручни в тамбуре;
- получать (сдавать) постельное белье, включая продукты чайной торговли, на соответствующие склады (при условии отсутствия экипировочной бригады);
- осуществлять прием (сдачу) внутреннего оборудования (съемного инвентаря) вагонов по накладным и инвентарной описи;
- производить проверку фонарей (хвостовых, сигнальных), следить за их работой во время пребывания поезда в пути;
- принимать участие в ограждении поезда на участке железнодорожного пути с учетом положений инструкции, связанной с сигнализацией на железных дорогах РФ (при условии возникновения вынужденной остановки);
- осуществлять прием (сдачу) рабочего места, в том числе, ведение технической документации, уборку (чистку) инструмента, приспособлений, оборудования, содержание последних в надлежащем состоянии;
- выносить мусор на техстанциях, обеспечивать наличие средств гигиены в туалетах (мыла, туалетного бумаги, бумажных полотенец) по мере их расходования.
В зимнее время года:
- отапливать вагоны;
- очищать от снега и льда подножки вагонов, в том числе, переходные площадки, подвагонное оборудование;
- отогревать трубы (водозаправочные, сливные) в пути следования;
- чистить топку зольника, котла от шлака и золы.
Скачать должностную инструкцию проводника пассажирского вагона.
Права начальника поезда
Начальник поезда имеет право:
Проверять проездные документы у пассажиров, удостоверения личности у пассажиров, проезжающих по служебным проездным документам, а также документы на право проведения ревизии у проверяющих лиц.
Оформлять доплату пассажирам при переходе пассажира в вагоны более высокой категории.
Отстранять на смену работника поездной бригады от исполнения служебных обязанностей при обнаружении его в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, а также за самовольное отключение в пути следования сигнализации нагрева букс.
Пользоваться бесплатно всеми видами железнодорожной связи.
Для решения конфликтной ситуации по техническому состоянию вагонов на железнодорожных станциях в пути следования и в пунктах оборота требовать присутствия вышестоящего должностного лица.
Требовать от проводников всех прицепляемых к пассажирскому поезду вагонов, в том числе почтовых, служебных и других, а также от приемосдатчиков багажа в багажных вагонах и работников вагонов-ресторанов (кафе-буфетов) выполнение указаний по вопросам обеспечения безопасности движения, пожарной безопасности, обслуживания пассажиров, соблюдения расписания движения пассажирского поезда и учета мест в вагонах. Указания начальника поезда являются для этих лиц обязательными для исполнения. Ответственность начальника поезда
Начальник поезда несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящей Должностной инструкции в соответствии с Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требования к претендентам
Квалифицированных проводников принимают «Российские железные дороги», сервисно-транспортные коммерческие и государственные компании, метрополитен. Чтобы поступить на работу, соискателю необходимо отучиться в профильном учебном заведении и оформить санитарную книжку. Начинающего специалиста изначально берут вторым проводником. Опытный куратор за несколько поездок должен научить молодого коллегу практическим нюансам службы, после чего он становится самостоятельным.
Чтобы работать по специальности и иметь шансы для карьерного роста, надо обладать такими личными качествами:
- пунктуальность, организованность, умение быстро принимать решения;
- ответственность, коммуникабельность;
- умение показывать высокие результаты работы при отсутствии внешнего контроля;
- коммуникабельность, навыки работы в команде;
- частое пребывание в движущемся и вибрирующем составе требует физической выносливости, поэтому, планируя учиться на проводника, следует проверить свое здоровье;
- аккуратность, внимательность, способность четко оценивать ситуацию и анализировать большие объемы информации;
- частое пребывание в движущемся и вибрирующем составе требует физической выносливости, поэтому, планируя учиться на проводника, следует проверить свое здоровье.
Заработная плата сотрудников на международных рейсах значительно выше, чем на внутренних. Чтобы работать по этому направлению, дополнительно требуется знание иностранных языков.
Проводник — железнодорожный служащий, сопровождающий пассажирский вагон в пути его следования и обслуживающий пассажиров. Деятельность проводника представляет собой работу с применением знаний о техническом оборудовании, правилах железнодорожного движения, этикете, сервисном обслуживании пассажиров.
Куда пойти учиться?
Помощник машиниста — это начальная ступень работы на электропоезде. Чтобы ее освоить, нужно иметь среднее специальное образование. Помимо диплома для трудоустройства понадобится свидетельство установленной формы на право управления электропоездом. Железнодорожные техникумы и колледжи есть во многих крупных городах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Пензе, Томске, Калуге, Хабаровске и других. Специальность «помощник машиниста» довольно популярна среди выпускников школ, поэтому зачисление проводится на конкурсной основе. Чтобы приступить к работе, потребуется пройти стажировку. Например, в ОАО «РЖД» она длится три-четыре месяца.
В железнодорожный техникум можно поступить сразу после 9 класса
Выбирая эту профессию, стоит обратить внимание на ряд ее недостатков:
- негативные факторы внешней среды: шум, пыль, вибрации;
- нахождение в замкнутом пространстве в течение длительного времени;
- напряжение органов слуха и зрения;
- риск возникновения аварийных ситуаций.
Кроме того, работа предполагает частые и длительные переезды. Например, самый протяженный железнодорожный маршрут в России соединяет столицу с промышленными центрами Дальнего Востока. Его длина составляет порядка 9,3 тыс. км, а время в пути — шесть дней.
Начальник поезда подчиняется:
Начальник поезда подчиняется руководителю предприятия, где он работает. Начальнику поезда непосредственно подчинен поездной электромеханик и включенные в поездную бригаду проводники пассажирских вагонов.
При исполнении служебных обязанностей начальник поезда должен быть в установленной форменной одежде. Начальник поезда международного сообщения и фирменного поезда на левой стороне форменной одежды должен носить визитную карточку установленного образца.
В период отдыха начальника поезда руководство поездной бригадой осуществляет поездной электромеханик (ПЭМ), а при его отсутствии — проводник штабного вагона.
При отсутствии поездного электромеханика подключение и отключение высоковольтной магистрали от электровоза выполняет начальник поезда.
Деятельность
- Перевозка пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, в том числе для государственных нужд, воинские и специальные железнодорожные перевозки.
- Оказание услуг по предоставлению локомотивной тяги.
- Транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего и необщего пользования.
- Погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожных путях общего и необщего пользования.
- Сопровождение и охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях.
- Оказание услуг по хранению грузов, в том числе находящихся под таможенным контролем, а также грузобагажа, багажа и ручной клади пассажиров.
- Транспортно-экспедиционная деятельность.
- Перевозка грузов и пассажиров автомобильным транспортом.
- Организация и эксплуатация логистических центров, а также создание интегрированной логистической документации и ее реализация на рынке транспортных услуг.
Начальник поезда должен знать:
Начальник поезда международного сообщения дополнительно должен знать:
иностранный язык в объеме, необходимом для общения с пассажирами и работниками иностранных железных дорог, по маршруту следования поезда;
Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС) и Служебную инструкцию к СМПС;
Международный пассажирский тариф (МПТ);
Межгосударственный пассажирский тариф (МГПТ);
телефоны и адреса постоянных представительств МПС России за рубежом;
требования паспортных, таможенных, валютных правил действующих в государствах, куда следует поезд, а также транзитных государств.
Достоинства и недостатки профессии
Со времен образования железной дороги в Российской империи профессия машиниста являлась очень престижной и высокооплачиваемой.
В Советском Союзе данная профессия не потеряла всех этих преимуществ и также являлась среди рабочих железнодорожных профессий одной из самых прибыльных и привлекательных. Однако после распада СССР элитарность профессии резко снизилась, стать машинистом в начале и середине 90-х хотели не многие.
На сегодняшний день интерес к данной профессии очень вырос, так же, как и заработная плата. Работая в системе железнодорожного транспорта, можно получить большой ряд преимуществ перед другими профессиями не только в части уровня заработной платы (которая ежегодно индексируется), но и в части социального пакета работодателя.
Преимуществами данной профессии являются:
- возможность повышения квалификации работника, соответственно – повышение заработка;
- ежегодная индексация заработной платы;
- льготный стаж, возможность выхода на пенсию в более ранний срок;
- ежегодный медицинский осмотр;
- большой пакет социальных гарантий, например: ежегодный оплачиваемый проезд поездами дальнего следования по РФ (в том числе и детям работника), оплачиваемый проезд поездами пригородного сообщения, санаторно-курортное лечение, ипотечное субсидирование, поддержка молодых специалистов и т.д.
В то же время данная профессия имеет свои недостатки:
- высокая ответственность за жизнь пассажиров, перевозимые грузы и исправность локомотива;
- ненормированная рабочая смена и сверхурочная работа;
- высокая вредность и напряженность труда;
- необходимость знания устройства и работы подвижного состава, большого количества инструкций, распоряжений и приказов.
Должностные обязанности
Начальник пассажирского поезда:
2.1. Обеспечивает технический надзор и исправное содержание вагонов пассажирского поезда и их оборудования, безаварийную и надежную его работу, гарантирующую безопасность движения пассажирского поезда в пути следования.
2.2. Организует приемку вагонов, подготовленных в надлежащем санитарно-техническом состоянии.
2.3. Проверяет качество произведенного ремонта и экипировки вагонов, включенных в состав пассажирского поезда, соответствие сформированного состава установленной схеме, исправность отопительной системы и электрооборудования, снабжение вагонов топливом и водой, наличие средств пожаротушения и оказания медицинской помощи, обеспеченность постельным бельем, чаем, продуктами для торговли, периодической печатью, съемным инвентарем и оборудованием, необходимым для обслуживания пассажиров в пути следования.
2.4. Обеспечивает своевременную и качественную подготовку состава в пункте оборота.
2.5. Осуществляет контроль за работой поездной бригады, соблюдением ими трудовой дисциплины и выполнением должностных обязанностей.
2.6. Проводит инструктаж по технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной защите.
2.7. Совместно с бригадой добивается высокого уровня обслуживания пассажиров в пути следования, принимает меры по увеличению объемов платных услуг, оказываемых пассажирам.
2.8. Обеспечивает стабильную работу поездного радиопункта.
2.9. На участке с неавтоматизированным режимом продажи билетов осуществляет ведение учета населенности поезда и своевременно информирует станции по пути следования поезда о наличии в поезде свободных и освобождающихся мест.
2.10. Организует своевременную посадку и высадку пассажиров.
2.11. Контролирует правильность размещения и проезда в поезде пассажиров по проездным документам, а также провоз пассажирами ручной клади и ручного багажа;
2.12. Оказывает содействие в создании лучших условий проезда инвалидам, больным, престарелым и пассажирам с детьми.
2.13. Обеспечивает общественный порядок в вагонах, принимает соответствующие меры к его нарушителям.
2.14. В аварийных ситуациях организует работу по ликвидации последствий и оказанию помощи пострадавшим.
2.16. Осуществляет операции по погранично-таможенному оформлению документов пассажиров;
2.11. Контролирует соблюдение пассажирами правил при следовании поезда в пограничном районе.
2.18. Участвует в сдаче вагонов в ремонт.
2.19. Изучает и внедряет передовые методы в практику работы поездной бригады.
2.20. .
От чего зависит размер заработной платы
Зарплата работника РЖД зависит от многих факторов. Назовем некоторые из них.
- Тип перевозок. Рабочий персонал пассажирского поезда получает больший оклад, чем бригада грузового поезда.
- Вид поезда. Машинист электропоезда с новой системой получает гораздо больше, чем сотрудник, работающий на старых поездах.
- Длина маршрута. Машинисты, совершающие длительные поездки, получают зарплату выше.
Таким образом, машинист с тяжелыми условиями работы будет заслуженно получать оклад намного выше, чем обычный машинист на маршруте между городами.
От квалификации
Чтобы служащий РЖД имел максимально возможный оклад, ему нужно соответствовать нескольким критериям:
- наличие аттестата о получении среднего специального образования;
- отсутствие проблем со здоровьем;
- отличное окончание стажировки.
Последняя длится от 3 до 4 месяцев.
От региона
Наибольшие зарплаты получают сотрудники железной дороги в центральных областях — Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург. В других местах все зависит от сложности деятельности и нагрузок на рабочего.
Работа на электропоезде
Машинист электропоезда РЖД получает оклад в зависимости от специальной премиальной системы, поэтому такие вакансии довольно востребованы. На зарплату машиниста влияют следующие факторы:
- квалификация;
- стаж работы;
- ночные смены;
- работа сверхурочно;
- сумма отработанных за смену часов.
Минусы профессии
- Довольно жесткое ограничение в графике работы. Проводник долгое время может не находиться дома.
- Высокий риск опасности, большая вероятность заработать серьезную травму.
- Слишком часто приходится общаться с другими людьми, в том числе негативное общение не исключено.
- Обязанность отвечать за пассажиров, и материально тоже.
- Сменный график. Работа может попасть на день рождения или другой значимы праздник.
- Практически не остается времени на личное времяпрепровождение.
- При работе на старых поездах возникают непригодные условия для работника, что может привести к серьезным заболеваниям.