Инфографика на тему: стажировки для студентов в москве

Польза стажировки за рубежом

Стажировки за рубежом пользуются популярностью среди студентов и выпускников США, Великобритании, Австралии и Японии, поскольку дают возможность поехать путешествовать и получить опыт работы в компании, улучшить резюме или заработать летом.

В зависимости от цели выбирают неоплачиваемые программы или с зарплатой от 100 до 600 USD в месяц без трудоустройства в международной компании на полный день длительностью  2 — 12 месяцев. 

Польза для участника программы учебной стажировки

  • Выполняя простые задачи, стажер узнает больше о специфике профессии, об обязанностях сотрудника, организации работы отдела и взаимодействии участников, получит профессиональный опыт, повысит конкурентоспособность и шансы на успешное трудоустройство.
  • Студент или недавний выпускник научится базовым принципам делового общения и деловой переписки, а также исполнительности, ответственности и аккуратности — важным качествам ценного сотрудника.
  • Возможность попробовать профессиональную сферу или отрасль без серьезных обязательств. После выпуска из университета сложно понять, в какой отрасли можно осуществить свои мечты по профессиональному развитию. А иногда ожидания от выбранной области оказываются ошибочными: невысокая зарплата, отсутствие творческой работы, невозможность фактического карьерного роста и т.д. Поэтому стажировка показывает реальную ситуацию и перспективы в компании или сфере.
  • Обучение в реальной компании полезным навыкам. Стажеры получают знания на практике, а не в учебной аудитории, и немедленно применяют их. Работодатель тренирует только нужные навыки, использует время эффективно.
  • Хорошая возможность провести лето, не только отдохнуть, но и усилить резюме для получения повышенной стипендии в университете или высокооплачиваемой работы в будущем.

Неожиданная практика

Вот пример типичной ситуации. Учебный процесс идет своим чередом, приближается сессия, когда из деканата вдруг поступает требование: к определенному числу необходимо предоставить подписанный документ о прохождении практики. 

Времени мало, а значит приходится искать самый простой путь решения проблемы: найти принимающую организацию через родителей, знакомых или карьерный центр вуза.

Конечно, при известной удаче хорошее место можно найти и таким способом. Однако рассчитывать на большую заинтересованность со стороны компании не стоит. Скорее всего, практиканта будут воспринимать или как дополнительные свободные руки, или даже как своего рода «трудового туриста», от которого мало пользы и от которого следует как можно скорее избавиться. 

В обоих случаях практиканту, скорее всего, поручат рутинные и скучные задачи, чтобы он подольше был занят и «не мешался под ногами».

Пример. Один из наших клиентов столкнулся с подобной ситуацией, когда с просьбой о прохождении практики студентом к нему обратился вуз, с которым у компании был подписан договор о сотрудничестве. 

К сожалению, произошло это за неделю до дня трудоустройства, и отдел, который теоретически был бы очень рад помощи и был бы готов выделить интересные и понятные студенту задачи, находился в процессе завершения большого проекта для заказчика. 

В итоге большая креативная команда передавала своему стажеру рутинные ассистентские задачи. Не потому, что они не хотели другого опыта, а потому что в пылу сдачи проекта и так приходилось дневать и ночевать в офисе – тут уж не до стажера.

Совет 1: у стажировки есть важные отличия от работы — их нужно учитывать

Если вынести за скобки вопрос компенсации, стажёр получает возможности полноценного сотрудника, не получая его обязанностей

Под обязанностями я подразумеваю висящий почти на каждом программисте груз поддержки предыдущих проектов, а также перевзвешивание приоритетов текущих задач по важности для команды и собственной карьеры

Со многими элементами рабочего взаимодействия вы столкнётесь впервые, и на основании этого опыта сформируете изначальное представление о том, как делать правильно. Если вам повезло оказаться в хорошем месте, постарайтесь усвоить как можно больше таких знаний. Вот основные (на мой взгляд) возможности в крупной IT-компании, которые думающий стажёр не должен упустить:

  1. Корпоративная культура и организация процессов. Сюда входят: коммуникация руководства с сотрудниками, проведение встреч, планирование целей и постановка задач, культура обратной связи, оценка результатов работы и раздача вознаграждений, процессы продуктовой работы, ревью архитектуры сервисов, ревью кода и тому подобное.

  2. Продуктовое мышление. Перенимать методы мышления других людей и смотреть, как делаются реальные продукты, которыми пользуются настоящие живые люди. Для полного погружения рекомендую придумать какую-нибудь фичу и попробовать «продать» её руководителю.

  3. Технологии. Ищите и посещайте внутренние конференции, лекции приглашённых гостей, E2E семинары (технические рассказы об архитектуре сервиса) и рассказы об устройстве продуктов.

Цели и задачи

На начальном этапе практические уроки проходят в структурных подразделениях образовательного учреждения с учетом утвержденного учебного плана. Основные цели проведения таких занятий заключаются в следующем:

  • закрепить и углубить знания, которые были получены при изучении базовых предметов;
  • приобрести базовый профессиональный опыт.

Для реализации этих целей предусматривается выполнение следующих задач:

  • изучение деятельности предприятия;
  • анализ его структуры;
  • знакомство с системами управления и организационными формами; 
  • рассмотрение нормативно-правовых документов, раскрывающих главные функции по управленческой деятельности;
  • изучение законодательных актов, регулирующих деятельность учреждения; 
  • знакомство с будущей профессией на практике, а также изучение ее особенностей; 
  • сбор конкретных учебных материалов для написания аттестационных работ в процессе дальнейшего обучения в университете.

Руководитель практики назначается кафедрой ВУЗа и выполняет, безусловно, большую роль. Как правило, это преподаватель профильной кафедры или специалист предприятия (руководитель отдела или сотрудник, взявший на себя обязательства по обучению стажеров и практикантов). Не менее важный вклад в успех учебной практики вносят сотрудники предприятий, участвующие в ее проведении. Именно от них зависит, как будет осуществляться обучение практиканта на месте, насколько качественные знания он приобретет, и какое впечатление произведет на него выбранная профессиональная деятельность.

Совет 2: стажировка — не детский оздоровительный лагерь

Казалось бы, откуда вообще может взяться такое сравнение? В первую очередь совет относится к тем, кто поедет в другой город или даже в другую страну. Вполне вероятно, что это будет первая в вашей жизни поездка в другой город не в целях отдыха. Также вероятно, что вы получите первые самостоятельно заработанные деньги, которых достаточно, чтобы вести независимую жизнь и всячески развлекаться. Прибавьте к этому потенциально веселую компанию единомышленников и постарайтесь запомнить, какие типичные ошибки лучше не совершать:

График работы. Оказавшись в компании со свободным графиком, легко поддаться искушению приходить на работу в четыре часа дня и сидеть там до часу ночи, что, казалось бы, соответствует по времени обычному рабочему дню — формально не придраться. Стажёров, которые так делают, я видел немало, и даже сам таким был. Но есть нюанс — стажёров с таким графиком и успешным итогом стажировки я не видел ни одного.
Соблюдайте трудовую дисциплину. Если вам назначили встречу (или, тем более, вы сами её назначили), приходите на неё. Если вы обещали написать ответ, прислать ссылку или пример, не забывайте про это. Если вы договорились с руководителем на этой неделе начать делать тикет, не меняйте планы самостоятельно, никого не спросив и не уведомив

Наконец, самое важное — если вы не можете куда-то прийти или сделать то, что от вас ожидается, честно об этом скажите или напишите.
Помните, что в отличие от детского лагеря или школьного урока главным ответственным за содержание вашей стажировки являетесь вы сами, а вовсе не руководитель, ментор или куратор от HR. В частности, если вы чувствуете, что что-то идёт не так, вам что-то не нравится или доставляет дискомфорт, стало скучно или просто тяжело побороть лень — инициатива по решению проблемы должна исходить в первую очередь от вас

Преимущества стажировок за рубежом

  • Язык — пребывание в иностранной среде значительно повысит уровень владения языком, особенно если стажировка будет связана с активным взаимодействием с местным населением. Вероятность встретить на стажировках русскоязычного коллегу невелика, поэтому языковая адаптация неизбежна.
  • Качество резюме — наличие в CV опыта оказания помощи или волонтерской деятельности очень высоко ценится как в международных компаниях, так и в престижных университетах. Например, опыт волонтёрской работы в области охраны природы и защиты прав человека особенно важен в юриспруденции, социологии и политологии. Более того, некоторые университеты и компании обязательным условием считают наличие волонтерского опыта в качестве доказательства серьезных намерений студента. Шансы на стипендию или грант также автоматически увеличиваются при наличии международного опыта.
  • Оказание помощи — в мире находятся миллионы людей, готовых посвятить свои силы и время на помощь нуждающимся, но, тем не менее, работа всегда найдётся, а многочисленные фонды готовы выделять средства тем, кто реально готов оказывать помощь.
  • Работа в России — наличие профессионального опыта за границей высоко ценится в российских компаниях и служит подтверждением активной жизненной позиции и саморазвития.

Как выбрать место для прохождения практики

Для начала составьте список компаний по вашей специализации. Затем уточните, нет ли у вуза возражений против ваших вариантов

Важно, чтобы место практики соответствовала тем задачам, которые ставят перед студентами: освоить определенный навык, иметь возможность получить знания в определенной области и так далее. Далее напишите письма с вопросом о возможности прохождения практики

Этот процесс сильно напоминает поиск работы, поэтому не отчаивайтесь, если вам сразу не отвечают из Google или Amazon. 

Студенты-журналисты вам расскажут, что самое полезное — написать кому-то из компании мечты напрямую, спросить, не нужен ли им практикант. 

Еще один вариант — поспрашивать знакомых и друзей, а также однокурсников, где они проходят практику, какие места могут порекомендовать, а в какие точно идти не стоит. 

Сайты по поиску работы тоже стоить учесть. Многие компании размещают там вакансии с предложением о практике или стажировке. Для таких случаев пригодится резюме, в котором может еще не быть никакого опыта работы, а только ваше образование (которое вы получаете), навыки и владение иностранным языком. Также для поиска места практики подойдут профессиональные сообщества в соцсетях. 

Как найти международные стажировки?

Сервис Категория Услуги Оплата труда / Стипендияв зависимости от типа стажировки Продолжительность
Программы обмена Платные Да 3 мес. — 1 год
Профессиональные Платные Да до 1 года
Профессиональные, волонтерские Платные Да 2 мес. — 1,5 года
Профессиональные Платные Нет до 1 года
Профессиональные Платные Да от 1 года
Волонтерские Платные Да разная
Профессиональные Платные Да от 6 нед.
Профессиональные Бесплатные Нет 1-2 года
Волонтерские Бесплатные Нет до 1 года
Волонтерские Платные Нет от 2 нед.
Волонтерские Бесплатные Нет до 1 года
Волонтерские Бесплатные Нет от 1 нед.
Программы обмена Бесплатные Да 6 мес. — 1 год
Программы обмена Бесплатные Да от 1 мес.
Программы обмена Бесплатные Да 1-2 года
Программы обмена Бесплатные Да 1 год
Au pairработа няней за ганицей Бесплатные Да 1 мес. — 3 года

Найти стажировку можно через агентство или самостоятельно. Агентства помогают участникам с поиском проекта, подачей заявки, оформлением нужных документов и визы. За свои услуги посредники могут брать крупные суммы, но это дает стажеру гарантию трудоустройства, медицинскую страховку и постоянную помощь куратора за границей.

При самостоятельном поиске стажировки риск не получить ответ или нарваться на мошенников выше, но зато есть шанс найти более интересные, не самые популярные программы.

Компании часто размещают вакансии стажеров на своих сайтах. Если открытых позиций нет, можно написать работодателю напрямую: мотивированных кандидатов с впечатляющим резюме и хорошим сопроводительным письмом могут пригласить на стажировку, даже если в данный момент вакансий нет.

Совет 5: помните, что синдром самозванца действительно существует

И не просто существует — по некоторым исследованиям его проявления испытывают до 60% сотрудников крупных IT-компаний. Если говорить простыми словами, синдром самозванца выражается в ощущении, что все прошлые результаты и достижения несущественны, а сам факт попадания на стажировку кажется чистым везением или чьей-то ошибкой. В наихудшем случае вы можете думать, что все вокруг считают так же и вот-вот соберутся вместе, чтобы вам это сказать, а заодно предложат больше не приходить на работу. Такие мысли могут не просто ухудшить ваш опыт, но и полностью его испортить, оставив психологические препятствия для прохождения стажировок в будущем

Важно уметь вовремя заметить у себя признаки синдрома самозванца и принять меры. Вот несколько возможных тревожных звоночков:

Вам кажется, что все вокруг сверхлюди и вы никогда не достигнете их уровня компетенции.
Ваша работа заблокирована тем, что вы чего-то не умеете или не знаете, но вы не просите помощи, потому что боитесь показаться глупым.
Вы сделали какую-то задачу, но никому об этом не сказали, так как считаете её совершенно незначительной.
Вы не хотите идти на встречу, где будут обсуждать прогресс по задачам, потому что прогресс вас не удовлетворяет и вы не хотите, чтобы все обратили на это внимание.
Вам кажется, что руководитель и коллеги общаются с вами снисходительно.

Если вы замечаете за собой хотя бы два пункта (или нечто похожее на них) — пора что-то с этим делать. Я грубо разделяю возможные меры на четыре категории.

Оценивать свой индивидуальный вклад в решение задач. Это легко, если вы работаете над отдельным проектом. Он только ваш, и всё хорошее, что в нём происходит, принадлежит лично вам. Более того, именно вы являетесь в нём самым компетентным человеком. Если вы работаете над проектом вместе с коллегами, старайтесь, чтобы сделанные вами задачи всегда оформлялись в отдельные тикеты.
Получать обратную связь регулярно. Так или иначе вы хотите знать, как вашу работу оценивает непосредственный руководитель и коллеги. Если вы получаете обратной связи меньше, чем нужно, эта потребность заполнится вашими представлениями о том, что же они думают. Обсуждая с руководителем задачу, полезно уточнить, какого результата и в какие сроки он ожидает. А после выполнения попросить оценить уровень качества и затраченное время, и посоветовать, что можно было сделать лучше.
Больше неформального общения. Если поставить себе цель общаться с коллегами не только по работе, поводов для этого окажется немало. Совместный обед, small talk на кухне во время перерыва, чей-нибудь день рождения с пиццей. Обычно это укрепляет доверие, и после вам будет проще просить помощь по рабочим вопросам, а также будет реже казаться, что вам чего-то недоговаривают.
Найдите себе ментора. Как правило, это человек старше вас, давно работающий в компании и имеющий за плечами какие-то достижения, словом, непререкаемый авторитет для стажёра. С ментором можно встречаться на обеде или за кофе раз в пару недель, обсуждать, как идут дела и какие вопросы вас беспокоят

При этом важно, чтобы ментор не имел отношения к оценке ваших результатов, лучше всего, если он будет из другого подразделения. Идеально, если в компании, которую вы выберете, будет существовать отдельная программа менторства, через которую можно найти такого человека

В диких условиях придётся действовать самостоятельно или попросить о помощи руководителя.

Виды и сроки

В зависимости от стадии обучения производственная практика может быть нескольких видов.

Тип
Ознакомительная Студенты (младших курсов) наблюдают за особенностями производственного процесса, не принимая в нем непосредственного участия.
Технологическая Активное участие в производстве, точное выполнение наставлений руководителя.
Преддипломная Аналогична технологической, однако проводится на старших курсах после освоения образовательной программы и является одним из этапов написания диплома.

Период практики (обычно две-четыре недели) входит в учебное время и устанавливается приказом декана факультета.

Как правило, бакалавры становятся практикантами на третьем (2 недели) и четвертом курсах (месяц), магистры – дважды в год на четыре недели. Для выпускников практика на производстве плавно перетекает в преддипломную.

Трудовой кодекс строго регламентирует, сколько часов может продолжаться практика у студентов в день: в возрасте от 18 лет – не более восьми (ст. 91).

Что такое производственная практика, и для чего она необходима?

Производственная практика – это опыт для студента и реальная возможность лично прочувствовать процесс производства.

Студент, посещая лекции, сдавая экзамены и выполняя практические, лабораторные задания, не совсем понимает, что его ждет на реальной работе, за которую в дальнейшем будет получать честно заработанные деньги.

Однако на четвертом курсе у него появляется шанс лично это прочувствовать, попав на производственную практику и окунувшись в совершенно неведанный ранее мир под названием «работа».

Попробуем определить подробнее, что дает практика, и насколько она значима в учебном процессе каждого университета?

1. Традиционный набор – умение, опыт, навык;

2. Возможность окончательно определиться с будущей профессией;

3. Понять актуальность и близость выбранной специальности, ее перспективы;

4. Возможно, уже в институте найти свою первую работу, на которой успешно трудиться и после выпуска;

5. Изучить производственный процесс изнутри, так сказать;

6. Приобрести новые связи и нужных знакомых;

7. Качественно подготовить дипломный проект по специальности.

В общем, каждый студент очной формы обучения может прочувствовать все тяготы и лишения рабочего человека; чтобы понять для себя, правильно ли он выбрал путь в жизни или все-таки ошибся с выбором.

Советуем почитать: Характеристика студента с места практики (скачать)

Практика также оценивается, как и экзамены с зачетами; а полученная оценка может спасти или, наоборот, утопить стипендию. К тому же это шанс вытянуть сессию на средний бал «4», а это означает, что положенные ежемесячные выплаты продолжатся и в следующем семестре.

Стажировка как форма реализации дополнительного образования

Согласно ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.

При этом, как разъяснено в Письме Минобрнауки РФ от 09.10.2013 № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании», стажировка выделена как форма реализации дополнительных профессиональных программ, а не как отдельный вид дополнительной профессиональной образовательной программы.

В Приказе Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» установлено, что стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку. Сроки стажировки устанавливает организация самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка может проходить как индивидуально, так и в группе. Она может предусматривать такие виды деятельности, как:

  • самостоятельная работа с учебными изданиями;

  • приобретение профессиональных и организаторских навыков;

  • изучение организации и технологии производства, работ;

  • непосредственное участие в планировании работы организации;

  • работа с технической, нормативной и другой документацией;

  • выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

  • участие в совещаниях, деловых встречах.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

Несмотря на разъяснения чиновников Минобрнауки, исходя из положений ч. 12 ст. 76 Закона № 273-ФЗ стажировка может не только включаться в программу переподготовки или повышения квалификации, но и быть самостоятельным видом дополнительного профессионального образования.

Направление на стажировку целесообразно оформить путем заключения специального соглашения с работником (с внесением дополнений в трудовой договор), в соответствии с которым работник после прохождения стажировки работает в организации в течение обусловленного соглашением срока.

Работодатель обязан организовать прохождение работником стажировки, ее оплату и сохранение места работы и среднего заработка за период стажировки. После успешного прохождения стажировки работнику может быть предложена более высокая должность, повышена заработная плата и т. п.

Что такое учебная практика

Это занятия, направленные на получение и развитие первичных профессиональных умений и навыков у студентов. Прохождение учебной практики в высших учебных заведениях позволяет учащимся:

  • реализовать полученные в университете теоретические знания, умения и навыки;
  • выработать навыки практической работы;
  • ознакомиться с современным оборудованием;
  • попробовать свои силы в ситуациях, способствующих социально-психологической адаптации на местах будущей работы, раскрывающих характер предстоящей трудовой деятельности.

Проведение практических занятий организуется руководством ВУЗа по согласованной с ФГОС программе, которая содержит конкретные цели и задачи. Осуществление подготовки основано на заключении договоров, двухсторонних соглашений между ВУЗом и учреждениями, которые готовы предоставить места для прохождения практики. 

Нюансы

Нанимая студента-очника, работодатель надеется, что гражданин продолжит выполнение обязанностей в компании после окончания ВУЗа. Организация сможет получить подготовленного специалистов с высшим образованием. Дополнительно учреждение может предоставлять заработную плату студентам значительно ниже, чем штатному сотруднику, занимающему аналогичную должность.

Внимание

Взаимодействие с лицами, проходящими обучение в высших образовательных учреждениях, связано с рядом дополнительных нюансов. Так, сотрудник-студент имеет право потребовать установление сокращенной рабочей недели. Дополнительно гражданин будет периодически уходить на сессию. Учебный отпуск с основным не совмещается. Период оплачивается. Организация не может оказать в ученическом отпуске, если работа является основной. Отклонение заявки будет считаться нарушением прав работника.

Студент будет отсутствовать на рабочем месте дольше остальных сотрудников. Продолжительность ученического отпуска может доходить до 4 месяцев. Такой срок устанавливается для дипломников. Обучающиеся начальных курсов отсутствуют меньше. Средняя продолжительность сессии составляет 1 месяц.

Современные молодые люди нередко стараются совмещать обучение и работу. И в вопросе, можно ли принять на работу студента дневного отделения высшего или профессионального учебного заведения, ответ безусловно будет положительным: не существует законодательно установленного запрета на совмещение дневной формы обучения с профессией.

Но стационарное образование обуславливает нехватку времени, поэтому приём на работу студента очного отделения характеризуется определёнными особенностями как для работодателя, так и для сотрудника.

Оформление студента на определённую вакансию должно соответствовать всем правилам приёма на работу, оговоренным в трудовом законодательстве (главы 11,12 Трудового кодекса РФ). Следует знать, как именно происходит процесс приема на работу новых сотрудников в этом случае, какие условия должны быть регламентированы.

Режим работы

Поскольку учащиеся имеют возможность работать только неполный рабочий день, руководителю следует документально утвердить все нюансы, касающиеся режима труда, основываясь на статье 57 ТК РФ.

В трудовом договоре, заключаемом во время приёма на службу студента, обязательно должны быть закреплены такие положения:

  • длительность каждой рабочей смены;
  • часы начала и завершения деятельности;
  • количество рабочих смен в неделю;
  • чередование выходных дней с рабочими.

Чтобы студент мог продуктивно исполнять свои обязанности по работе без вреда для учебного процесса, подходящим вариантом может стать место работы с гибким графиком. По поводу того, могут ли работать студенты дневного отделения только во время каникул, стоит отметить, что когда сотрудник оформляется на работу на оговоренный срок, которым могут быть и каникулы, трудовой контракт является срочным. Такое соглашение ограничено определёнными временными рамками.

Необходимые документы

Работодатель, осуществляющий прием на работу студентов, обязан подписать приказ о трудоустройстве, оформленный надлежащим образом. Также открывается трудовая книжка — это необходимо, если данное рабочее место является первым для молодого человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector