Как взять максимум от стажировки

A. Исследователи (1 балл)

Статус: Проверка пройдена

Дан список, в которой хранятся исследователи и топонимы (имена мест) где они бывали. Список имеет следующий формат:

      
        <explorer1>, <toponym1>, <toponym2>, ...],  
        ,  
        ,  
        ...  
    ]

Надо развернуть этот список, таким образом, чтобы на первом месте оказался топоним, а на остальных исследователи.

Формат ввода

      
        "Mallory", "Everest", "Mont Blanc", "Pillar Rock",  
        "Mawson", "South Pole", "New Hebrides",  
        "Hillary", "Everest", "South Pole"  
    

Формат вывода

      
        "Everest", "Hillary", "Mallory",  
        "South Pole", "Hillary", "Mawson",  
        "Mont Blanc", "Mallory",  
        "Pillar Rock", "Mallory",  
        "New Hebrides", "Mawson"  
    

Как подготовиться к тестированию и собеседованию

Занимайтесь спортивным программированием: олимпиады и хакатоны дают неоценимый опыт.
Постоянно решайте алгоритмические задачи.
Посещайте мастер-классы или смотрите их на YouTube, читайте научные статьи и книги.
Практикуйтесь

Пробуйте программировать сайты или игры.
Изучайте материалы об основных структурах данных и алгоритмах сортировки: quicksort, mergesort, heapsort.
Привыкайте работать в команде.
Учитесь чистить код – неважно, чужой или свой.
Будьте в тренде, следите за ситуацией с IT-сфере.. Шансы пройти практику в «Яндекс» повышает окончание ШАД или курсов, которые в рамках своих образовательных проектов проводит российский ИТ-гигант

Шансы пройти практику в «Яндекс» повышает окончание ШАД или курсов, которые в рамках своих образовательных проектов проводит российский ИТ-гигант.  

Менторы

Ментор, который сопровождает стажёра, ожидает, что он может самостоятельно разобраться в новом вопросе. В этом случае ментор может подсказать примерное направление в решении задачи, дальше — дело за стажёром. Ментор заинтересован в том, чтобы человек смог получить полезный для компании результат. 

На втором этапе ШРИ ментор обычно больше заинтересован в том, чтобы студенты получили хороший опыт, и не так важно, чтобы они получили выдающийся результат. В школе менторы нацелены на то, чтобы студенты попробовали как можно больше интересных вещей, не боялись ошибаться и учились делать выводы

При этом мы измеряем и качество результата, и полученный опыт. 

Как мы это делаем? Результат мы измеряем в ходе выступлений каждой команды по итогам выпуска нового проекта. На эти выступления приходят опытные разработчики Яндекса и смотрят, что получилось у студентов школы. А опыт оцениваем так: после окончания школы просим каждого студента подготовить отчёт по результатам выпускного проекта. В отчёте студент пишет о том, что полезного он узнал во время учёбы. Пример такого отчёта от студента ШРИ можно посмотреть здесь.

Как повлиял коронавирус

Когда началась пандемия, команда «Яндекса» перешла на удалённую работу, мы приостановили стажировку и временно закрыли приём заявок. Нам нужно было время, чтобы понять, как организовать работу со стажёрами в дистанционном формате. В июне мы частично возобновили набор. В первую очередь рассматривали кандидатов, которые уже подали заявки до пандемии и находились в процессе отбора.

Менторы уделяли дистанционным стажёрам особенно много внимания, чтобы им было проще адаптироваться в команде, несмотря на расстояния. Коллеги, как и в предыдущие годы, помогали погружаться в рабочие процессы — только теперь дистанционно.

Чтобы ребята как можно скорее прониклись духом Яндекса и не чувствовали себя оторванными от коллег, мы проводили для стажёров «развлекательно-познавательные четверги». Это встречи в Zoom, на которых сотрудники компании делились опытом и советами, как успешно пройти стажировку или, например, как достойно выступить на соревнованиях по искусственному интеллекту.

Также мы подготовили курс онлайн-лекций по soft skills, во время которого можно было оттачивать полученные навыки на встречах в Zoom. Не забыли и провести традиционный День летнего стажёра, который раньше каждый год проходил в офлайне, а сейчас временно перекочевал в онлайн.

Фото на обложке: Shutterstock / Nadia Snopek

Что дает практика в «Яндексе»

Если справитесь с отборочными этапами и попадете на стажировку, то получите:

  • работу с реальными кейсами – можно будет похвастаться знакомым, что вы принимали участие, например, в разработке «Яндекс.Еды» или «Яндекс.Транспорта»;
  • возможность стать частью команды профи;
  • крепкую базу для профессионального развития: для работников компании (а стажеры в «Яндексе» считаются полноценными сотрудниками) постоянно проводятся мастер-классы, лекции и семинары;
  • гибкий рабочий график, чтобы совмещать работу с учебой;
  • корпоративные бонусы, например, бесплатные обеды, занятия в спортзале, страховку;
  • материальное вознаграждение – стажировка оплачивается;
  • шанс остаться в компании на постоянной основе – талантливых и трудолюбивых практикантов охотно приглашают продолжить работу в «Яндексе».

Летняя стажировка рассчитана на три месяца. Заявки принимаются с 24 марта по 1 мая. Практику необязательно проходить в Москве, компания предлагает вакансии в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Минске, Новосибирске, Нижнем Новгороде и Симферополе. Если вашего города нет в этом списке, то «Яндекс» оплатит дорогу до столицы и проживание во время практики.

Так что если есть мотивация и желание пройти стажировку в «Яндексе», подавайте заявку.

Как остаться в команде Яндекса?

За месяц до конца стажировки, следуя советам знакомых и руководителя, начал смотреть открытые вакансии. Первыми откликнулись Авто.ру. За несколько дней я прошел у них три собеседования, а потом меня позвали на собеседование еще и в Яндекс.Станцию. На него я сходил из профессионального интереса, но продолжать не стал, чтобы не отнимать у людей время. Я посчитал, что Авто.ру — хороший вариант для меня, а Станция мне может оказаться пока не по зубам — не хотел никого подвести. Таким образом, к концу стажировки у меня уже был оффер. Думаю, что этому способствовали полученные опыт и навыки и положительные отзывы руководителей.

Теперь я знакомлюсь с совершенно другим сервисом и с совершенно другими людьми, так что, в каком-то смысле, я все еще почти стажер.

С чего все началось?

На стажировку я пошел почти сразу после окончания университета. По специальности я преподаватель математики и информатики, математик. Буквально в последний момент я решил не идти работать в школу или вуз, а попробовать себя в тестировании. Мое образование дало неплохую базу, но никакой специальной подготовки не было. Чтобы попасть на трехмесячную стажировку, нужно было подать заявку, прикрепить резюме и сделать довольно большое тестовое задание. Через пару недель со мной связались и позвали на первое собеседование, затем их было еще три. На собеседованиях задавали вопросы на понимание теории, а начиная со второго — давали потестить конкретные странички.

Для прохождения испытаний мне хватило книги Романа Савина «tестирование dot com» и душевных разговоров со знакомой с релевантным опытом. Стажировка, тем более в крупной IT-компании, — это идеальный способ начать карьеру в тестировании, других рациональных (особенно быстрых и безболезненных) способов я не вижу.

Дистанционная стажировка разработчиком: гибкий график, но мало общения с коллегами вне работы

После года обучения в Школе анализа данных я решил, что мне лучше подойдет роль разработчика машинного обучения, и, мне кажется, я нашел свое место. В Школе я получил ключевые навыки, которые помогли мне пройти отбор на вторую стажировку: глубинное обучение, машинное обучение и программирование на Python и С++. Если сравнивать с испытаниями на стажировку аналитика, то собеседования на разработчика были более направлены на hard skills, нежели, например, на умение аналитически мыслить.

Опыт первой стажировки мне безусловно помог попасть на вторую, потому что я уже знал, как выглядит процесс собеседования. С одной из команд, в которую я собеседовался, я уже косвенно работал осенью. В результате, я ее и выбрал: в бригаде голосовой активации Алисы уже знали меня, я знал их и понимал, что мне интересно то, чем они занимаются.

Задачи второй стажировки были связаны с улучшением качества голосовой активации Алисы фразой «Алиса» или «Яндекс». Я проводил эксперименты, которые были направлены на улучшение работы нейронных сетей: так, чтобы они решали задачи с наибольшей точностью, и чтобы вычисления были при этом не слишком ресурсоемкими. Я проводил множество экспериментов, пытался улучшить модели, которые работают над этой задачей. Это уже удалось сделать с активационной фразой «Яндекс», а над фразой «Алиса» я еще работаю.

Мы ежедневно созванивались с моим ментором на 15 минут, обсуждали мои задачи и возможные вопросы, а после переписывались в чатах. Когда вся большая команда работает дистанционно, то процессы уже более-менее налажены и общение в личных сообщениях не приносит какого-то дискомфорта. Это уже стало естественной частью рабочего процесса. Дважды в неделю мы общались с командой: обсуждали результаты экспериментов и общие задачи, скидывали обзоры прочитанных статей по тематике голосового распознавания, планы на будущее и самое интересное, что происходило у нас за несколько дней. У нас был хорошо организованный чат в Slack с каналами по разным тематикам, где всегда можно было задать вопрос. Коммуникация была плотной и недостатка в ней я не испытывал.

Во время дистанционной стажировки тоже можно прокачать гибкие навыки: основным инструментом коммуникации было письменное общение, поэтому важно уметь грамотно писать и четко формулировать свои мысли. У нас даже был небольшой курс по soft skills, где нам рассказывали про тайм-менеджмент, публичные выступления, коммуникацию

Было ощущение, что о нас позаботились, помогли выстроить взаимодействие, что очень важно, когда ты находишься в начале своего пути. Хотя все эти лекции были онлайн, мы активно общались и проводили командные выступления. Например, на лекции по публичным выступлениям мы должны были за несколько минут придумать презентацию, а потом представить ее.

Пришлось учиться отделять рабочее время от отдыха, потому если у тебя открыт рабочий чат и придет очень важное сообщение, то оставить его без внимания уже не получится. Иногда я работал до позднего вечера по собственному желанию, потому что хотел успеть сделать больше

По чему я скучал, так это по общению с командой вне работы, по разным приятным моментам: мы встречались на обедах, иногда команда выходила куда-нибудь после работы в кафе или бар, я играл со своими знакомыми в настольный теннис в офисе, что помогало мозгу отдохнуть. Вместо этого на дистанционной стажировке мы играли в квизы на эрудицию с другими стажерами и кураторами. Команда стажировок даже организовала для нас день летнего стажера онлайн. Я не смог на нем побывать, но мне рассказывали, что он проходил в формате квеста: стажеры дистанционно «управляли» сотрудниками Яндекса, которые проходили задания в офисе.

Если есть выбор, то в качестве первой стажировки я бы посоветовал выбирать очную, потому что будет проще влиться в работу, возможно, проще выстраивать отношения с новыми людьми. Если же такого выбора нет, то я бы посоветовал не бояться идти на дистанционную стажировку, потому что все понимают, что у вас будут возникать вопросы, и все вам будут готовы помочь.

Моя вторая стажировка подходит к концу в середине сентября. Сейчас мне нужно закончить бакалавриат и ШАД, и я решил сконцентрироваться на этом. Если бы не учеба, то я бы обязательно остался. После университета я хочу пойти в магистратуру и работать разработчиком машинного обучения, — возможно, вернувшись в Яндекс.

Как принять решение

В каком случае разработчику стоит идти в школу, а в каком — на стажировку? Стажировка сфокусирована на решении конкретных боевых задач и подходит тем, кто предпочитает самостоятельность и автономность. Школа даёт возможность прокачаться с технологической точки зрения, подтянуть фундаментальные знания и немного погрузиться в атмосферу университета — с лекциями, домашними заданиями и созданием своих проектов с нуля. 

Если вы студент, но хотите работать в Яндексе, то вы можете пойти на стажировку.  Если вы уже где-то работали или стажировались, а теперь хотите разложить свои знания по полочкам или подтянуть навыки, чтобы расти дальше, то вам больше подойдёт школа. Если вы хотите интенсивно поработать над собой, то лучше сначала пойти учиться в школу, а после — на стажировку. Так вы сможете получить лучшее от обоих форматов.

Фронтенд

Сергей Бережной, руководитель отдела разработки поисковых интерфейсов

Чем занимаются стажеры

Мы нанимаем стажеров для того, чтобы они делали все то же самое, что и разработчики Яндекса. Конечно, им нужно уделять немного больше внимания, подробнее ревьюировать их код, чуть больше объяснять контекст. Но это те же самые задачи, которые решают все фронтендеры — создание интерфейсов для наших сервисов с должным уровнем качества и с написанием тестов. 

Кого отбирают

Для стажировки не важен возраст. Мы не страдаем эйджизмом

Но важно, сколько лет человек в профессии. Все-таки если разработчик во фронтенде давно, у него за плечами есть большой практический опыт, но он не способен пройти собеседования на наши вакансии, то, наверное, мы сделаем вывод, что он не подойдет и как стажер

Но если человек просто решил переквалифицироваться и при этом может справиться с нашими вступительными испытаниями на стажера, то мы его возьмем, нет проблем.

Как проходит стажировка

Стажер постоянно находится на связи со своим ментором и общается с ним по нескольку раз в день. Ментор ревьюирует код, занимается парным программированием со стажером, помогает, когда возникают какие-то проблемные места. Именно таким способом, сочетанием помощи ментора и реальных боевых задач, мы обучаем фронтендеров. 

Переход в штат

В первую очередь стажеры для нас — это кадровый потенциал. Мы пытаемся вырастить людей внутри Яндекса, чтобы они максимально идеально подходили к нашим задачам. Людям, которые приходят, мы даем все, начиная с культуры общения и взаимодействия в командах и заканчивая энциклопедическими знаниями про все наши системы. Есть документация, но большая часть информации растворена в воздухе, и если ты впитываешь ее на старте карьеры, то это дополнительное преимущество, а мы можем сфокусировать человека на том, что нужно изучить.  

Сложно сказать, какое у нас соотношение людей и мест. Но кадровый голод у нас есть, и вакансии мы не закрываем очень долго. Поэтому, как правило, мы берем в штат всех хороших людей — как стажеров, так и не стажеров. Но даже если после стажировки мы не возьмем человека, он получит опыт промышленной разработки и представление о правильно организованной системе в большой компании.

Идеальный стажер

Это тот, кто стажируется несколько месяцев, становится младшим разработчиком, потом просто разработчиком, потом руководителем группы и так далее.

Для этого нужен архетип ученика, который не стесняется спросить, если ему что-то непонятно, но при этом способен на самостоятельную работу. Если ему сказали, что про это можно прочитать там-то, то он пойдет, прочитает и действительно вернется с новыми знаниями. Он может ошибаться, но он не должен ошибаться больше одного, максимум двух раз в одном и том же месте. Идеальный стажер должен развиваться, впитывать всё как губка, учиться и расти.

Во время стажировки

Дарья Штыркина, руководитель группы подбора стажёров Яндекса

Стажёр в Яндексе — полноценный сотрудник компании, он работает над реальными проектами и получает зарплату. Стажировка длится от трёх до шести месяцев, срок зависит от выбранной нагрузки — 20, 30 или 40 часов в неделю.

В первую очередь стажёр учится взаимодействовать в команде и работать с внутренними сервисами Яндекса. Он изучает документацию, осваивает профессиональные навыки и получает возможность проявить их в проекте.

На протяжении всего пути работу стажёра курирует ментор — руководитель группы или кто-то из старших коллег по команде. Он даёт своему подопечному задачи, контролирует их выполнение и помогает решать сложные кейсы. Максимум от стажировки можно получить, если полностью погрузиться в задачи, не бояться проявлять инициативу и задавать вопросы, а также учиться работать в команде.

Екатерина Стержанова, стажёр направления беспилотных технологий Яндекса с декабря по июнь 2019 года

В команде автономных автомобилей я стала стажёром-разработчиком. Занималась разными вещами: работала с перестроениями, разрабатывала часть визуализации, писала вспомогательные инструменты для разметки проездов (распределения их по определённым категориям для фильтрации и поиска). Кодила на C++ и Python.

В процессе стажировки возникают различного рода вопросы, и самый эффективный способ найти на них ответы — это уточнять у коллег

Поэтому в первую неделю важно наладить связь с командой и со всеми познакомиться. В Яндексе есть кофе-пойнты, это идеальное место для дружеских бесед

Пока знакомишься с командой, фоном нужно изучать рабочие обязанности. Первое время я постоянно читала методички для начинающих разработчиков, там были собраны основные моменты, которые нужны для начала работы. Ментор всегда давал подсказки, помогал разобраться в непонятных вещах — задавать вопросы я могла ему в любое время.

В дальнейшем раз в неделю мы проводили встречи, на которых анализировали результаты моей работы и определяли, куда мне двигаться дальше, чтобы расти в профессиональном плане. Это очень важная часть, потому что стажёры имеют тенденцию неправильно оценивать свою работу. Часто нам кажется, что мы слишком мало сделали и вообще не подходим для выбранного направления, но это не так.

Ментор предлагал задачи, которые коррелировали с тем, как я работала, но в то же время он позволял отказаться и предложить что-нибудь своё. Он давал задачку, я решала её за какой-то срок, потом он спрашивал, насколько она была для меня полезной. В итоге он предлагал мне новые и всё более подходящие задачи, исходя из полученного опыта и моих пожеланий. Это очень круто.

Если говорить про мою работу стажёра, то я чётко понимала, как от качества выполнения моих задач зависит результат. Беспилотники передвигаются по территории Яндекса, и я могла видеть результаты своих трудов на живом примере. Это очень вдохновляло развиваться дальше.

Михаил Климушкин, руководитель группы аналитики мультимедиа

У нас в отделе есть полугодовые интервалы, в рамках которых мы планируем проекты и направления развития. У каждого аналитика есть несколько проектов, которые он делает в течение нескольких месяцев. Как правило, стажёр подключается к задачам ментора и помогает ему распараллелить работу: берёт на себя кодинг, расчёты и сбор данных.

 Первая неделя у нас обучающая, чтобы стажёры могли познакомиться с внутренними сервисами, со второй недели начинаются простые задачи, а потом они усложняются, по мере развития навыков стажёра. Если мы видим, что человек справляется, делает быстрее обычного, то даём ему более сложные, интересные и комплексные задачи.

Что делают стажеры в «Яндексе»

Федора Минькина взяли в отдел голосовых технологий, где он участвовал в работе над проектом «Алиса» – виртуальным голосовым помощником на основе искусственного интеллекта.

Система распознавания речи синтезирует фразу, которую произнес человек, а после выдает несколько гипотез – что он сказал. Федору нужно было выбрать из этих гипотез лучшую с помощью нейросетей и других алгоритмов машинного обучения.

На фото Федор Минькин с одногруппниками

Олеся Голуб попала в отдел качества рекламы, который разрабатывает продуктовые возможности для Директа – системы контекстной рекламы на страницах «Яндекса» и сайтов партнеров рекламной сети (РСЯ). Отдел включает в себя много разных проектов: от прогнозирования вероятности клика по рекламе и внедрения рекламных аукционов до алгоритмов автоматической генерации рекламных объявлений. На стажировке она занималась оптимизацией подготовки данных.

На фото Олеся Голуб

После стажировки ребят пригласили в штат «Яндекса». Федор работает младшим разработчиком отдела голосовых технологий, а Олеся – разработчиком в отделе качества рекламы. «Перед стажером ставятся такие же задачи, как перед штатным сотрудником. Разница лишь в ответственности. Стажером я мог делать какие-то ошибки и набивать себе шишки», – делится Федор.

Приятные бонусы

Чтобы стажировка была максимально продуктивной, она должна проходить в комфортных условиях. Поэтому стажёр в Яндексе может обустроить своё рабочее место так, как ему нравится: заказать настольную лампу или торшер, шкаф и полку для книг. Работать можно там, где удобно: за столом, на пуфиках или даже в гамаке на веранде. Идеи, возникшие в ходе горячих дискуссий, можно записывать маркерами прямо на стенах — для этого они оклеены белыми виниловыми обоями.

В офисе найдётся много мест, где можно поискать вдохновения, отвлечься от работы, «перезагрузиться» и неформально пообщаться с коллегами: библиотека, тренажёрный зал, музыкальная комната, зал для танцев и йоги. Живые растения создают в офисах домашний уют. На каждом этаже есть небольшие кофейные уголки с бесплатной едой и напитками, открытые балконы с удобными диванами, шезлонгами и шахматами. Если потребуется, можно обратиться к врачу, психотерапевту, массажисту или фитнес-тренеру. 

Для стажёра открыты и внутренние мероприятия компании. Например, летом он может съездить за город на пикник для сотрудников. А зимой — поучаствовать в новогоднем корпоративе: пройти квесты с коллегами, покататься на тюбинге с большой горки возле офиса или потанцевать под живые выступления звёзд.

Как проходит собеседование в компанию

Собеседование состоит из нескольких этапов. После подачи резюме HR-специалисты направляют кандидатам тест в автоматизированной системе, в котором нужно решить несколько алгоритмических задач и написать заданный код.

После теста начинается серия собеседований общего плана с разными отделами «Яндекса»: резюме кандидатов рассылают по командам, которые выбирают себе понравившихся стажеров. Собеседуют стажеров опытные разработчики, которые могут справедливо и точно оценить навыки кандидата. HR-специалист в этом процессе не участвует – скорее, занимает роль посредника. Федор приезжал на собеседование в офис, а вот Олеся проходила его по Skype, так как жила в Томске:

Андрей Белов, руководитель команды рекрутеров поискового портала в «Яндексе»:

Многие руководители сервисов, ведущие разработчики и другие работники пришли в компанию еще в институте. У нас ценят горящие глаза, желание учиться и свежий взгляд на вещи, а опыт — дело наживное. Сейчас у «Яндекса» несколько десятков проектов для студентов, аспирантов и недавних выпускников. Я расскажу о трех ключевых: это стажировки, профильные школы и Школа анализа данных.

Стажировка подходит тем, кто хочет набраться опыта и узнать, как устроен «Яндекс» изнутри. Ее можно пройти в любое время года. У всех стажеров индивидуальные графики: одни предпочитают работать полный день, другим удобнее приезжать в офис после учебы. Стажеры работают над настоящими, «боевыми» задачами и получают за это зарплату.

Отбор проходит в три этапа. Первый — тестовое задание. Это несколько задач, которые нужно решить, уложившись в отведенное время. Содержание зависит от специальности: у бэкэндеров будут одни задачи, у разработчиков интерфейсов — другие. Если с заданием все хорошо, мы приглашаем на собеседование. Оно проходит в офисе «Яндекса» или по скайпу, если человек находится в другом городе.

Главная задача собеседования — проверить знание алгоритмов и умение программировать. Обычно стажерам предстоят две часовых беседы с экспертами из «Яндекса». Собеседующие могут попросить написать код на бумаге или на доске. Такое «программирование на листочке» — способ проверить, насколько развиты у будущего стажера навыки написания кода. Если человек делает нелепые ошибки на бумаге, он будет делать их и в жизни.

Третий и заключительный этап — встречи с командами «Яндекса», которым требуются стажеры. Члены команд знакомятся с кандидатом, рассказывают о своих проектах и о том, чем именно предстоит заниматься; иногда предлагают решить пару несложных задач. Если по итогам встреч стажера готовы взять к себе сразу несколько команд, он выбирает ту, которая понравилась больше всего.

Помимо стажировок, «Яндекс» организует профильные школы для менеджеров, фронтенд- и бэкенд-разработчиков. Обучение в школах бесплатное, но набор конкурсный: нужно выполнить тестовое задание и пройти собеседование. В школах преподают сотрудники «Яндекса». Программа состоит из двух частей: сначала лекции и практические занятия, потом — командная работа над проектом. Занятия проходят по вечерам и в выходные. Школы подходят тем, кто делает первые шаги в специальности. Так, они могут стать хорошим подспорьем перед стажировкой.

Тех, кому интересна большая наука, мы ждем в Школе анализа данных. ШАД — история не про трудоустройство, а про учёбу: здесь по современным, ежегодно обновляемым программам преподают важнейшие дисциплины компьютерных наук, от машинного обучения до анализа текстов на естественном языке. В Яндексе много выпускников ШАДа — они работают аналитиками, исследователями, системными архитекторами, разработчиками алгоритмов машинного обучения.

Как проходит отбор

Заявок в Яндекс поступает очень много. Когда кандидат заполняет заявку на сайте, к нему на почту приходит ссылка на тестовое задание. Сейчас покажем процесс на примере вакансий разработчиков — у дизайнеров или менеджеров процесс может в чем-то отличаться. 

Итак, на почту пришла ссылка на тестовое задание. Оно выполняется на нашей платформе Яндекс.Контест, на её выполнение мы даём кандидатам 7 дней — это то время, в течение которого нужно приступить к его выполнению. В зависимости от того, какой набор и какой год, количество задач и продолжительность может отличаться.

Сейчас мы предлагаем кандидатам выполнить шесть задач в течение шести часов. Поставить на паузу выполнение тестового задания нельзя. У тебя есть целых семь дней. Выбирай любой из них и приступай к тестовому заданию. На его выполнение у тебя будет шесть часов. Закончить раньше можно, если выполнить задачи раньше. 

Дальше результаты тестового задания направляются в команду стажировок.

Если всё хорошо, мы зовём кандидата на серию технических интервью: обычно их два или три. Если кандидат с ними справляется, то мы переходим к финальным интервью, где пытаемся подобрать наилучшее сочетание для стажёра и для команды. 

Что значит «сочетание стажёра и команды»: в Яндексе много продуктов и много команд, которые над ними работают. В командах есть свои менеджеры, разработчики, дизайнеры и т. д. В каждой своя специфика, свой тип задач, могут быть свои требования. И люди все разные по характеру. Мы стараемся найти ту команду, в которой стажёру будет интересно и комфортно работать, будут подходящие для него задачи, но так же и в обратную сторону — чтобы команде тоже было интересно и комфортно работать с этим человеком.

В итоге мы назначаем серию финальных встреч, как правило, не более трёх. Как только кандидат и команда находят друг друга, мы делаем предложение о работе. 

Ошибки, связанные с soft skills

Стажёрам важнее всего уметь работать в команде и быть готовыми быстро учиться, но есть и другие гибкие навыки, которые помогут пройти на стажировку и успешно с ней справиться: гибкость и умение адаптироваться к новым условиям, грамотный тайм-менеджмент и т. д. Если вам их не хватает, то это, скорее всего, проявится уже на собеседовании.

Ошибка 1. Слукавить или, наоборот, поскромничать в резюме

Информацию, указанную в резюме, всегда проверяют в ходе разговора, поэтому лучше писать о тех навыках и знаниях, в которых вы точно уверены. Кроме того, в портфолио стоит рассказать о тех проектах, работа над которыми вам понравилась, даже если это домашний проект или курсовая работа. 

Евгений Зарубкин поясняет: «Если в резюме мало информации, то я спрашиваю, есть ли какие-то проекты, которые человек написал просто для себя. Обычно у всех что-то лежит на GitHub или есть университетская работа, про которую забыли упомянуть

Важно не то, серьёзный это был проект или нет, а опыт и увлечённость будущего стажёра»

Ошибка 2. Придумывать ответ на ходу и делать вид, что он уже известен

Собеседование — это не экзамен, и решение всё равно будет приниматься на основе общего впечатления, а не ответа на отдельный вопрос. Стажёры могут что-то не знать или не помнить, и это совершенно нормально

К тому же руководителю важно быть уверенным, что человек в будущем попросит о помощи, если ему это понадобится, а не скроет возникшую проблему

Илья Волков говорит: «Когда кандидат не может решить задачу, я начинаю давать советы и смотрю на то, как человек их воспринимает. Если он понимает подсказки и докручивает решение в верном направлении, то я делаю вывод, что человек хорошо обучаем

Это важное качество»

Ошибка 3. Менять утверждённый план решения, как только в голову пришла новая идея

Сомневаться и всегда пытаться найти оптимальное решение — это отличная привычка для разработчика

Однако при этом важно доносить до других свои планы и светлые идеи. Это даст другим людям возможность поддержать вас и предупредить о возможных трудностях

Максим Зуев рассказывает: «Бывает так, что кандидат по ходу написания кода молча меняет план — и в итоге делает ошибки либо закапывается в новые проблемы

Это плохой сигнал для найма, ведь человек будет делать так и в работе, а в команде очень важно следовать договорённостям и работать прозрачно для других. Новые идеи заслуживают того, чтобы их сразу проговорить»

Ошибка 4. Прийти на стажировку в то место, которое вам недостаточно нравится

Лучше выбрать проект и задачи, которые будут доставлять радость, чем идти стажироваться просто потому, что «так надо». Если вы попадёте в команду, задачи которой вам неинтересны, то рискуете быстро выгореть и разочароваться.

Так, для Ильи Волкова главные качества хорошего стажёра — это огонь в глазах и самобытность. «Разработка — игра головой, поэтому умения просто следовать указаниям недостаточно. Если у человека есть огненное желание работать над конкретными задачами и он с увлечением об этом рассказывает, то это большой плюс».

Максим Зуев всегда прямо спрашивает людей, чего они хотят от работы. Он объясняет это так: «С одной стороны, человек расскажет про свою мотивацию, а с другой — мне станет понятно, будет стажёру интересно работать над моими задачами или нет».

Ошибка 5. Провалить собеседование, упасть духом — и больше не пытаться

В Яндексе есть система, в которой фиксируются результаты бесед со стажёрами

Перед очередной встречей собеседующие посмотрят на результаты ваших предыдущих секций и обратят внимание на то, не повторяете ли вы прошлые ошибки. Если стажёр чего-то не знал, а через полгода вернулся с хорошими знаниями, то это добрый знак: значит, он умеет работать над собой и не боится пробовать снова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector