Тест климова на профориентацию: инструкция по прохождению
Содержание:
- Содержание методики
- Количество баллов
- Система профессий «человек — знак»
- Описание теста на профориентацию
- Зачем нужны бесплатные онлайн-тесты на профориентирование?
- Классификация профессий по предмету труда
- Какие профессии входят в перечень «человек — человек»
- Как правильно выбрать будущую профессию?
- Как проходить тест на профориентацию
- Методика Климова на Prevolio – преимущества
- Тест по профориентации по методике академика Е. А. Климова. классный час (9 класс) на тему
- Второй ярус: цели
- Инструкция к тесту
- Описание профессий категории «человек — природа»
- Психологические критерии специалистов сферы «человек – техника»
- 9.Какие могут быть ошибки?
- Классификация существующих специальностей
- Психологические требования к профессиям «человек – человек»
Содержание методики
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать наиболее предпочтительные.
Номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам и обозначениям вопросов. Каждый вопрос имеет как бы две части, соединенные союзом «или». В зависимости от того, нравится ли занятие, о котором говорится в первой части вопроса, поставить в листе ответов знак « + » или « — ». Подобным образом следует поступить и со второй половинкой вопроса. Одну из половинок следует обязательно предпочесть — в ней должно быть больше плюсов.
Предположим, что после соответствующего обучения ты сможешь выполнять любую работу. Однако, если бы тебе пришлось выбирать только из двух возможностей, что ты предпочтешь?
Количество баллов
Максимальное количество баллов, которое можно набрать по одной сфере — 8, но такой чистый результат в ДДО Климова встречается редко. Обычно главная область — это 6-7 баллов.
У вас может быть не одна ведущая сфера, а две или даже три. Так происходит если вы набрали равное количество баллов либо несколько сфер отличаются всего на 1 балл. В этом случае можно говорить о том, что вы разносторонняя личность, таким людям сложнее выбрать профессию. Обычно какие-то интересы перерастают в профессиональные, а другие остаются на уровне хобби.
Если разрыв составляет 2 и более баллов, то это уже существенная разница и предпочтение стоит отдать области, которая набрала максимум. Для наглядности можно представить результаты в процентном соотношении:
Система профессий «человек — знак»
Данную сферу могут облюбовать люди, предпочитающие заниматься вычислениями, чертежами, схемами, систематизацией информации, программированием. Предмет деятельности таких специалистов – цифры, формулы, ноты, иностранные языки, а также схемы, чертежи, звуковые сигналы и т. д.
Прежде чем пройти тест и выбрать профессию из сферы «человек — знак», необходимо развить такие качества, как:
- Отличная оперативная и механическая память.
- Логическое мышление.
- Терпение.
- Усидчивость.
- Высокий уровень переключения и распределения внимания.
Профессии, входящие в данную систему – редактор, корректор, композитор, чертежник, радист, геодезист, звукооператор и т. д.
Описание теста на профориентацию
ДДО Климова создан, чтобы помочь подростку и взрослому человеку определиться с будущей профессией. Академик выделил пять ведущих сфер человеческой жизнедеятельности, которым соответствуют разные профессии. Е. А. Климов считал, что каждый индивидуум наделен определенным типом мышления, навыками, образом жизни и подсознательными стремлениями. На основе этих данных можно высчитать психотип личности, который расположен к той или иной профессиональной направленности. Один человек с удовольствием будет ухаживать за животными, а другой – разбирать сложные механизмы. Полагаясь на тест на профориентацию ДДО Климова Е. А., можно узнать свой личностный тип и понять свои пристрастия к той или иной сфере деятельности.
Зачем нужны бесплатные онлайн-тесты на профориентирование?
Профориентационные тесты от «ПрофГид» приобрели популярность в России и за ее пределами. Тесты, разработанные опытным профориентологом, помогут быстро решить следующие задачи:
- определить профессии, которые подходят вам больше всего;
- получить объективную оценку, а также правильную рекомендацию, оказывающие косвенное влияние на принятие решений о будущем;
- составить список приоритетных, вузов, ссузов или курсов, в которые выпускник будет поступать;
- осуществить подбор профильных предметов для ЕГЭ;
- запустить процесс самоопределения;
- сделать правильный выбор и сменить профессию, которая надоела, больше не вызывает вдохновения.
Результат профтеста является ориентировочным, однако он позволит узнать о новых профессиях и сферах, которые ранее не рассматривались в качестве приоритетных. Онлайн-профориентатор – это не экзамен на знание предмета, в нем учтены психоэмоциональные факторы, а также личные качества.
Классификация профессий по предмету труда
В зависимости от того, что или кто выступает в роли объекта труда, выделяются следующие психологические типы профессий:
- человек — человек;
- человек — техника;
- человек — природа;
- человек — знак;
- человек — художественный образ.
Классификация по предмету труда учитывает, к какой деятельности человек испытывает интерес, что его радует. Это важный параметр, поскольку неверно выбранная сфера приводит к затяжному стрессу, который снижает производительность труда и сводит к нулю всю радость от работы.
Человек — человек
Некоторые люди от природы склонны к общению. Им нравится взаимодействовать с другими людьми, наблюдать за ними, помогать им. Они не раздражаются и не истощаются в процессе коммуникаций, наоборот, как бы «подпитываются». Таким людям нужно выбирать гуманитарные профессии, которые связаны с непосредственным взаимодействием с другими людьми, тогда работа будет приносить им радость и удовлетворение.
Профессии этого типа имеют высокую социальную значимость
Во время развития постиндустриального общества сфера услуг приобретает все более важное значение, и эти профессии сохранят востребованность
Требования к специалисту:
- умение взаимодействовать с людьми;
- толерантность;
- способность выслушать;
- умение находить радость в общении;
- низкий уровень агрессии.
Примеры профессий:
- медик,
- преподаватель,
- психолог,
- логопед,
- воспитатель,
- юрист,
- продавец,
- экскурсовод.
Человек — техника
Люди, которые жить не могут без механизмов и устройств и обожают их разбирать, собирать, изучать, совершенствовать — кандидаты на освоение профессий этого типа.
Особенность техники — ее точные параметры, которые поддаются измерению и расчетам, предсказуемость, которой нельзя ожидать от людей или природы. Вот почему в это направление идут люди с математическим складом ума, умением логически мыслить, ориентированные в своей деятельности на результат. В этих профессиях они могут проявить свои сильные качества:
концентрацию,
внимание к мелочам,
практичность,
продуктивность,
изобретательность.
А их слабые стороны, к примеру, слабые коммуникативные навыки, которые часто присущи людям этого склада, никак не помешают им сделать блестящую карьеру.
Примеры профессий:
- инженер,
- строитель,
- механик,
- водитель,
- пилот.
Человек — природа
Людей, которые склонны к этому психологическому типу профессий, видно с детства. Они не пройдут мимо бездомного котенка, а дома маме на радость будут ухаживать за домашними растениями. Друзья всего живого, они будут расцветать в профессиях типа «человек — природа».
Возможные виды деятельности для них:
- исследование живой и неживой природы;
- использование природных ресурсов;
- лечение животных;
- уход за растениями и животными;
- выведение новых сортов растений и пород животных.
Этим специалистам часто необходима выносливость и крепкое здоровье, потому что они могут работать «в поле» (иногда в прямом смысле слова).
Примеры профессий:
- агроном,
- зоотехник,
- ветеринар,
- эколог,
- кинолог,
- селекционер,
- лесник.
Человек — знак
Люди, склонные к профессиям этого типа, с удовольствием взаимодействуют со знаковыми системами:
- текстами;
- языками (как человеческими, так и языками программирования);
- числами;
- графическими объектами.
Они работают с данными, которые можно представить в виде текстов, формул, кодов, чертежей, графиков, диаграмм.
Для них свойственно структурное мышление, умение абстрагироваться и в то же время понимать, какие предметы и явления обозначаются знаками.
Этим специалистам необходимы:
- хорошая память;
- высокая способность к концентрации;
- обширные знания.
Примеры профессий:
- бухгалтер,
- нотариус,
- программист,
- экономист,
- лингвист,
- математик.
Человек — художественный образ
В профессии этого типа идут люди с развитым образным мышлением и творческой жилкой.
Как правило, это люди, одаренные тем или иным талантом, имеющие призвание с юных лет. Они могут быть неорганизованными и непоследовательными, что мешает им добиться успеха. Но если они правильно выберут вид деятельности, то могут «взлететь» на чистом вдохновении.
Примеры профессий:
- связанные с музыкой (музыкант, певец, композитор, дирижер);
- связанные с изобразительным искусством (художник, декоратор, дизайнер, фотограф);
- литературно-художественная деятельность (писатель, поэт, журналист);
- сценическая деятельность (актер, режиссер).
Важно!
Часто тесты показывают смешанный результат: высокие баллы в 2–3 типах. Это помогает точнее выбрать профессию. Например, склонность к типам «человек — человек» и «человек — художественный образ» может указывать на такие профессии, как преподаватель живописи или музыки; сочетание «человек — художественный образ» и «человек — знак» — на дизайнера.
Какие профессии входят в перечень «человек — человек»
Анкета ДДО Климова Е. А. предполагает и систему специальностей, предметом которых является личность. Профессионалы данной области занимаются воспитанием, обучением, лечением, предоставлением сервисных услуг, информационным обслуживанием, правозащитой и т. д.
Люди, которые работают в данной сфере, должны обладать:
- Коммуникабельностью.
- Доброжелательностью.
- Выдержкой.
- Хорошим самочувствием при общении с окружающими.
- Самоконтролем эмоциональных состояний.
- Хорошо развитой речью.
- Красноречием, умением убеждать.
- Пунктуальностью и аккуратностью.
- Знанием психологии людей.
К профессиям системы «человек — человек» относятся работники педагогической, медицинской сфер, продавцы, официанты, полицейские, юристы, экскурсоводы, парикмахеры и т. д.
Как правильно выбрать будущую профессию?
Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо знать три ключевых момента:
- Сферу своих интересов. Чем Вам вообще устойчиво, на протяжении долгого времени интересно заниматься.
- Свои возможности. Личные психологические характеристики, интеллект, коммуникативность и социализацию.
- Знания и умения. Но здесь многому можно научиться.
Подробнее все факторы, которые нужно учитывать при выборе профессии, мы собрали для Вас в специальном чек-листе.
Ну а полную картину, можно получить в ходе профориентационного тестирования.
После прохождения профориентации:
- Вы лучше узнаете себя или своего ребенка (получите личностный портрет, особенности психики, характера и пр.);
- определите путь правильного профессионального выбора и карьерного развития (сферы деятельности, список подходящих профессий, прогноз карьерного роста);
- станете тратить деньги только на действительно нужные курсы, семинары, тренинги;
- Вы также получите рекомендации специалиста: направления профессионального развития, направления развития личности;
- подросток, поступающий в ВУЗ, получает еще и список подходящих ВУЗов и факультетов, необходимые экзамены и проходные баллы.
Подробнее о том, как проходит профориентационное тестирование в нашем Центре, Вы можете посмотреть здесь.
Теперь Вы понимаете, для чего нужен тест Климова. Он позволяет выявить сферу профессиональных интересов, то есть определить сферы деятельности, которые Вам наиболее интересны.
Все что нужно знать о тесте Климова
Тест по методике академика Климова Е. А. представляет из себя дифференциально-диагностический опросник. Сокращенно ДДО Климова Е. А.
Дифференциальный, так как при помощи альтернативных пар ответов он позволяет дифференцировать или определить ваши интересы к той или иной сфере деятельности.
Нужно понимать, что он достаточно простой и не предполагает, что Вы будете давать “социально значимые ответы”. Выбирайте ответ честно, так как это именно Вам нужно лучше узнать себя.
На выходе Вы наберете определенное количество баллов по 5 шкалам: «Человек-человек», «Человек-техника», «Человек-природа», «Человек-художественный образ» и «Человек – знаковая система». Из названия шкалы и следует сфера интересов.
Вы можете просто пройти тест — в расшифровке будут и шкалы и подходящие профессии. Но если Вам интересно, можете прочитать и расшифровку шкал:
«Человек-природа». Предрасположенность к профессиям, связанным с живой природой. Такие люди любят работать с растениями и животными, обеспечивать условия для их роста, жизни. Особенность профессиональной деятельности: наблюдательность, зрительная память, наглядно-образное мышление, умение видеть картину окружающей среды целиком, работа вне коллектива, готовность к физическому труду, работа в сложных природных условиях, на открытом воздухе.
«Человек-техника». Профессии, связанные с эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом технических системам: механизмов, станков, оборудования и т.д. В основном это профессии, связанные с эксплуатацией и ремонтом технических устройств: монтаж и установка технических систем, работа на станках, управление транспортным средствами, выявление неисправностей в приборах и механизмах, их регулирование и ремонт. Профессии могут быть связаны с физическими нагрузками и сложными условиями работы: освещение, шум, вибрация, пожароопасность, и т.п.
«Человек – знаковая система». Профессии, связанные с аналитической работой. Работа с вычислениями, алгоритмами, чертежами и схемами, систематизацией и обработкой информации. К «чистым» профессиям «человек – знак» (значение максимальное, значение по остальным шкалам меньше на 2 и более баллов) относятся: программисты, статистики, экономисты (финансовые аналитики, бухгалтера, плановый отдел и т.д.), делопроизводители, стенографисты, секретари и т.д.
«Человек-художественный образ». Работающие в этой профессиональной сфере выполняют в основном деятельность творческого характера в разных областях: художник, скульптор, писатель, журналист, музыкант, певец, композитор, балетмейстер, татуировщик, ювелир.
«Человек-человек». Профессии с высокой социальной активностью. Это профессии, связанные с педагогической сферой, общие медицинские специальности, бытовыми услугами, сферой безопасности. К ним относятся: воспитатель детских садов, учителя, тренер в спортивной секции, медицинский персонал (терапевты, медсестры и т.п.), психологи, маркетологи, работники сферы торговли и коммерческих услуг (продавец, операционисты в банке, парикмахер, официант), адвокаты, юрисконсульт, сотрудник органов внутренних дел, военнослужащие и т.д.
Как проходить тест на профориентацию
Отвечать на вопросы теста желательно в спокойной и приятной обстановке. Ничто не должно отвлекать и волновать отвечающего.
Над вопросами можно долго размышлять. Не стоит браться за тестирование, находясь под впечатлением от книг или фильмов о какой-либо профессии, а также после личной встречи и близкого знакомства с профессионалом. Эти впечатления могут исказить результаты теста и подтолкнуть человека к неправильному выбору.
Внимание! Известны случаи, когда под впечатлением от сериала «Доктор Хаус» многие молодые люди поступали в медицинские вузы, а потом понимали, что профессия врача им не подходит. Для получения точного результата нужно постараться заглушить свои впечатления и опираться только на способности и интересы
Для получения точного результата нужно постараться заглушить свои впечатления и опираться только на способности и интересы.
Трудности выбора
Методика Климова на Prevolio – преимущества
- У нас онлайн-методика ДДО Климова тест бесплатно, без регистрации и без смс;
- Всего 30 вопросов;
- Вам надо выбрать варианты ответов «Да» или «Нет»;
- Автоматический подсчет результатов;
- Отличная возможность пройти опросник Климова в удобном интерфейсе;
- Время прохождения не ограничено, поэтому можно хорошо обдумать ответ;
- Вы сможете увидеть все типы профессий по Климову (классификацию) и меру вашей расположенности к каждой из них.
Удачи Вам! Желаем выбрать правильную профессию!
На нашем сайте мы подобрали лучшие тесты на профориентацию, как широко известные во всем мире, так и те, которые знают только специалисты по профориентации. Команда Prevolio рекомендует пройти еще тест по методике Йовайши в результате вы узнаете свои склонности к какой-либо деятельности и описание их. Это позволит Вам принять правильное решение в выборе профессии.
Анна Антонюк
Тест по профориентации по методике академика Е. А. Климова. классный час (9 класс) на тему
Тест на профориентацию
по методике академика Е.А. Климова.
Предлагаем вам 20 пар утверждений. Внимательно прочитав оба утверждения, выберите то, которое больше соответствует вашему желанию. Выбор нужно сделать в каждой паре утверждений.
Ответьте на вопрос: «Мне нравится…»
1а. Ухаживать за животными. | 1б Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным людям, лечить их. | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин. |
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок. | 3б. Следить за состоянием, развитием растений. |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, пластмассу и т.д.). | 4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать). |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи. | 5б. Обсуждать художественные книги. |
6а. Выращивать молодняк животных какой-либо породы. | 6б. Тренировать сверстников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных). |
7а. Копировать рисунки, изображения, настраивать музыкальные инструменты. | 7б. Управлять каким-либо грузовым, подъёмным, транс портным средством (подъёмным краном, машиной и т.п.). |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные для них сведения в справочном бюро, во время экскурсии и т.д. | 8б. Художественно оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке концертов, пьес и т.п. |
9а. Ремонтировать изделия, вещи (одежду, технику), жилище. | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках. |
10а. Лечить животных. | 10б. Выполнять расчёты, вычисления. |
11а. Выводить новые сорта растений. | 11б. Конструировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома и т.д.). |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать. | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок). |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности. | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов. |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы и аппараты. | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15а. Составлять точные описания, отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. | 15б. Художественно описывать, изображать события наблюдаемые или представляемые. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице. | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение. |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий. | 17б. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов. |
18а. Организовывать культ походы людей в театры, музеи, на экскурсии, в туристические путешествия и т.п. | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах. |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания. | 19б. Заниматься черчением, копировать карты, чертежи. |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада. | 20б. Работать на машинах (пишущая машина, компьютер, телетайп, телефакс). |
Запишите свои ответы в таблицу
Группы профессий | ||||
Человек — природа | Человек — техника | Человек — человек | Человек — знаковая система | Человек — художественный образ |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а | 6б | 7а | ||
7б | 8а | 8б | ||
9а | 9б | |||
10а | 10б | |||
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | 16б | 17а | ||
17б | 18а | 18б | ||
19а | 19б | |||
20а | 20б | |||
Результаты тестирования
Теперь подсчитайте, сколько вариантов вы отметили в каждом столбике. Там, где оказалось наибольшее количество ответов — ваша профессиональная сфера.
Человек — природа. Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например биолог, географ, геолог, математик, физик, химик и другие профессии, относящиеся к разряду естественных наук.
Человек — техника. В эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек имеет дело с техникой, её использованием или конструированием, например профессия инженера, оператора, машиниста, механизатора, сварщика и т.п.
Человек — человек. Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей, например политика, религия, педагогика, психология, медицина, торговля, право.
Человек — знаковая система. В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования
различных знаковых систем, например лингвистика, языки математического программирования, способы графического представления результатов наблюдений и т.п.
Человек — художественный образ. Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда, например литература, музыка, театр, изобразительное искусство.
Второй ярус: цели
По методике определения типов профессий Климова, цели у труда бывают трех видов:
Гностические (познавательные). В любом кластере первого яруса есть профессии, призванные познавать: классифицировать, сравнивать, оценивать и проверять. Например, биолог-лаборант, летчик-испытатель, корректор, социолог, театральный критик
Стремление к познанию, устойчивое внимание и наблюдательность, память, развитое мышление и ответственность – важные личностные характеристики для данных профессий. Преобразующие цели
Данные профессии связаны с изменениями и достижением конечного результата (мгновенного или отсроченного)
Например, учитель, строитель, бухгалтер, художник. Изыскательные цели, в соответствии с методикой Климова, у профессий, цель труда которых заключается в поиске нового и неизвестного. Это и программист, и дизайнер, и конструктор, и биолог-исследователь
Данные профессии связаны с изменениями и достижением конечного результата (мгновенного или отсроченного). Например, учитель, строитель, бухгалтер, художник. Изыскательные цели, в соответствии с методикой Климова, у профессий, цель труда которых заключается в поиске нового и неизвестного. Это и программист, и дизайнер, и конструктор, и биолог-исследователь.
Инструкция к тесту
Ниже приведены 20 пар утверждений, которые раскрывают в сжатой форме тот или иной вид деятельности. Каждое утверждение в свою очередь имеет два буквенных обозначения — а и б.
Прочитайте каждое из двух утверждений внимательно, а потом выберите одного из них, проставив рядом знак «+», которое Вы сочли наиболее соответствующим и подходящим именно Вам. Можете поставить два знака «+», что будет говорить о еще большей привлекательности выбранного Вами вида деятельности. В случае, если выбранная работа Вам очень нравится Вы можете, поставить три знака «+».
Знаком «-» отметьте работу, которая Вам не привлекательна. По степени несоответствия данного вида деятельности Вашим предпочтениям, Вы можете поставить два знака «-», и в случае, когда эта работа очень не нравится Вам, поставьте три знака «-».
Содержание теста:
1а. Ухаживать за животными |
или |
1б. Обслуживать машины |
2а. Помогать больным людям, лечить их |
или |
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Участвовать в оформлении книг, плакатов, журналов |
или |
3б. Следить за состоянием и развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (древесину, ткань, металл, пластмассу и др.) |
или |
4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать) |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи |
или |
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Содержать животных |
или |
6б. Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) |
или |
7б. Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т. п. |
8а. Сообщать (разъяснять) людям какие-либо сведения (в справочном бюро, на экскурсии) |
или |
8б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи (одежду, технику), жилище |
или |
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных |
или |
10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений |
или |
11б. Конструировать, проектировать новые виды изделий (машины, одежду, дома и т. п.) |
12а. Разрешать споры, предупреждать ссоры, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать |
или |
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности |
или |
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Налаживать медицинские приборы, аппараты |
или |
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и т. п. |
15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т.п. |
или |
15б. Художественно описывать, отображать события (наблюдаемые или представляемые) |
16а. Выполнять лабораторные анализы в больнице |
или |
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены или помещения, поверхность изделий |
или |
17б. Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов |
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т. п. |
или |
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания |
или |
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада |
или |
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе и др.) |
Ключи к тесту:
После заполнения таблицы, состоящей из пяти рядов, каждый из которых соответствует конкретному типу профессии, по вертикали подсчитывается число знаков «+». Полученное число плюсов записывается в первую из трех пустых строчек внизу таблицы. Затем аналогичным образом подсчитывается число знаков «-» и их количество записывается во вторую пустую строку таблицы.
После этого по каждому из пяти вертикальных рядов необходимо проделать следующую операцию: из числа плюсов вычесть число минусов и полученный результат записать в последнюю пустую строку внизу таблицы.
При интерпретации результатов рекомендуется использовать не только показатели последней строки таблицы, в которой прописана общая сумма набранных баллов, но и показатели двух других строк: число плюсов и число минусов. Например, в столбце «Ч-Ч» содержится 7 плюсов и 1 минус, сумма соответственно получается 6; а в столбце «Ч-Т» содержится 13 плюсов и 7 минусов, сумма в итоге получается тоже 6; Вам в таком случае более соответствует профессия типа «Ч-Т», так как плюсов в данной колонке больше.
Ч-Ч |
Ч-Т |
Ч-П |
Ч-3 |
Ч-X |
|
2а |
1б |
1а |
2б |
За |
|
4б |
4а |
3б |
5а |
5б |
|
6б |
7б |
6а |
9б |
7а |
|
8а |
9а |
10а |
10б |
8б |
|
12а |
11б |
11а |
126 |
13а |
|
14б |
14а |
13б |
15а |
15б |
|
16б |
17б |
16а |
19б |
17а |
|
18а |
19а |
20а |
20б |
18б |
|
+ |
|||||
— |
|||||
Сумма |
Описание профессий категории «человек — природа»
Данная сфера включает людей, которые любят работать в саду и огороде, выращивать растения и животных, хорошо разбираются в биологических науках. Предмет деятельности для представителей профессий «человек — природа» — это животный и растительный мир, особенности их размножения и условия выращивания. Основные обязанности данных специалистов – изучать условия жизни животных и растений, выращивание и уход за ними, а также осуществлять профилактику заболеваний представителей животно-растительного мира.
Как определиться с выбором профессии? Подростку, результаты теста которого показали предрасположенность к сфере «человек — природа», необходимо обладать следующими психологическими особенностями:
- Высоким уровнем воображения и наглядно-образного мышления.
- Хорошо развитой интуицией.
- Терпением и настойчивостью.
- Готовностью работать в одиночестве, вне коллектива.
Самыми распространенными профессиями, входящими в данную сферу, являются животновод, ветеринар, агроном, биолог, дрессировщик, лесник и т. п.
Психологические критерии специалистов сферы «человек – техника»
Люди, выбравшие эти типы профессий, должны обладать:
— хорошей координацией движения; — точным кинестетическим, слуховым, зрительным и вибрационным восприятием; — развитым творческим и техническим воображением и мышлением; — умением концентрировать и переключать внимание; — наблюдательностью. При работе таких людей возникает необходимость удержания в уме сложнейших процессов, которые происходят в технических системах
Это может быть компьютер или современная модель автомобиля, начиненная электроникой, автоматизированная линия производства и т.д. Все технические объекты, которыми оперируют профессионалы данной сферы, обладают огромной разницей в размерах. Ведь к ним относится и колоссальная паровая турбина и транзистор, увидеть который можно только под микроскопом. Разнообразны в этой сфере и средства труда. Это может быть и гигантский экскаватор и тончайший микроскальпель. Именно поэтому люди, выбравшие эту область деятельности, должны обладать ловкостью движений, а порой выносливостью и физической силой
При работе таких людей возникает необходимость удержания в уме сложнейших процессов, которые происходят в технических системах. Это может быть компьютер или современная модель автомобиля, начиненная электроникой, автоматизированная линия производства и т.д. Все технические объекты, которыми оперируют профессионалы данной сферы, обладают огромной разницей в размерах. Ведь к ним относится и колоссальная паровая турбина и транзистор, увидеть который можно только под микроскопом. Разнообразны в этой сфере и средства труда. Это может быть и гигантский экскаватор и тончайший микроскальпель. Именно поэтому люди, выбравшие эту область деятельности, должны обладать ловкостью движений, а порой выносливостью и физической силой.
9.Какие могут быть ошибки?
Допустить ошибку может каждый. Но при выборе профессии это необходимо исключить. Ведь Вы принимаете решение, от которого будет зависеть дальнейшая жизнь.
Я хочу подсказать некоторые правила и советы, придерживаясь которых можно избежать ошибок в этой области:
Разберитесь в себе! Установите свои способности, таланты, физические и моральные возможности. Учитывайте и материальный аспект – сможет ли семья обеспечить желаемое образование. При выборе Вашей профессии, выясните свои сильные и слабые стороны по отношению к ней. Обратитесь к психологу с вопросом о профессиональной консультации. Можно будет пройти тест в электронном или бумажном виде. И получить развернутый ответ. По результатам тестов, подробно разберитесь в предложенных профессиях. Может быть найдется такая, о которой Вы и не знали. Но она достаточно интересна. Будет полезно, если у Вас есть знакомые люди, имеющие профессию, которая Вам нравится. Вы сможете узнать все тонкости и издержки работы, получить советы. Определившись с профессией, подберите ВУЗ для обучения
Обратите внимание на отзывы выпускников. Узнайте требуемый набор ЕГЭ для поступления
Качественно подготовьтесь к сдаче Единого Государственного Экзамена. Постарайтесь набрать максимальное количество баллов. Пройдите вступительные испытания в выбранный ВУЗ. Получите профессию мечты и наслаждайтесь своей профессией. Стремительно двигайтесь вверх по карьерной лестнице.
Классификация существующих специальностей
Основным критерием методики, которая определяет типы профессий по Климову, является «объект труда». Это то, на кого или на что направлена преобразующая активная деятельность профессионала.
При этом Климов выделяет пять таких «объектов труда». Это:
— природа, здесь имеются в виду биологические объекты, то есть живая природа; — техника, включающая в себя машины и материалы, механизмы и различного рода энергию; — человек, который находится в разном возрасте (ребенок, а также взрослый и пожилой); — знаковая система, включающая в себя разнообразные тексты, формулы, цифры и информационные системы; — художественный образ.
В соответствии с такой классификацией выделяется пять сфер профессиональной деятельности. Рассмотрим их подробнее.
Психологические требования к профессиям «человек – человек»
Какие черты характера должны иметь специалисты, работающие в данной сфере? Для них важно:
— обладать коммуникабельностью, легко вступая в контакты с незнакомыми людьми; — стремиться к общению; — обладать устойчивым и хорошим самочувствием при работе с людьми; — быть отзывчивыми и доброжелательными; — иметь выдержку; — быть способным сдерживать собственные эмоции; — уметь анализировать поведение не только окружающих, но и свое собственное; — предвидеть намерения и понимать настроение других людей; — разбираться в человеческих взаимоотношениях; — сдерживать возникающие разногласия и организовывать взаимодействие между людьми; — иметь способность поставить себя на место собеседника, уметь выслушать и учесть его мнение; — владеть жестами, мимикой и речью; — уметь убеждать людей; — быть пунктуальными, аккуратными и собранными; — знать психологию людей.
Представители профессий, находящихся в сфере «человек – человек», должны понимать, что все люди воспринимают этот мир по-своему. При этом многие трудности, возникающие в человеческих отношениях, вызваны нежеланием принять точку зрения собеседника.