Главное о работе учителя начальных классов: информация для тех, кто хочет им стать
Содержание:
- Условия поступления
- Обязанности преподавателя
- Особенности профессии учителя
- Кому подходит
- Что необходимо сдавать для поступления на учителя после 11 класса
- Обязательно ли наличие диплома о высшем образовании?
- Учитель-педагог.ру
- Требования к учителю
- «Московская академия профессиональных компетенций»
- Плюсы и минусы работы
- Цели и задачи учителя начальных классов
- Куда поступить на педагога начальных классов?
Условия поступления
Чтобы работать в школе, нужно иметь педобразование.
В колледже
Поступление после 9 или 11 класса. Обычно отбор проводят по среднему баллу свидетельства об основном образовании или аттестата, но могут устанавливать дополнительные испытания.
Таблица 1. Срок обучения в педколледже, лет
Форма | После 9 кл. | 11 кл. |
Очная | 4 | 3 |
Очно-заочная | – | 3 |
Заочная | – | 3,1–3,5 |
С дипломом колледжа можно работать в начальных классах. Некоторые учебные заведения готовят преподавателей музыки, физкультуры.
В вузе
Поступление после 11 класса или колледжа, училища, техникума. Отбор по результатам ЕГЭ. Обязательно – русский язык и 2 дополнительных, в зависимости от выбранного направления. Чаще всего это математика или обществознание, а также профильный предмет. Например, для получения биологического образования нужно сдавать:
- русский;
- биологию;
- обществознание.
Чтобы выучиться на преподавателя информатики, нужно ЕГЭ по:
- математике;
- русскому;
- обществознанию.
Дополнительные экзамены, творческие испытания, собеседования назначают по усмотрению вуза, чаще на курсы физкультуры, музыки, ИЗО, психологии.
Вне конкурса могут зачислять:
- победителей и призеров Олимпиад всероссийского и международного уровней;
- чемпионов и призеров Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр;
- чемпионов мира, Европы.
За индивидуальные достижения (аттестат, диплом с отличием, значок ГТО, участие в олимпиадах, творческих конкурсах) дополнительно начисляют баллы.
Срок обучения на очном:
- по одной специальности – 4 года;
- по двум – 5 лет.
Заочники получают образование на 1–1,5 года дольше.
С дипломом бакалавра, специалиста можно работать в школе или продолжить обучение в магистратуре – еще 1,5-2 года.
Справка! Некоторые вузы разрабатывают отдельные программы полностью дистанционного обучения. На каких условиях они будут работать в 2021/2022 гг., станет известно позже.
На курсах
Имея высшее, но не педагогическое образование, можно пройти курсы переподготовки, чтобы работать учителем-предметником по профилю своего диплома. Например, переводчик или лингвист может преподавать иностранные языки, биолог-генетик – биологию или химию, юрист – право.
Обычно на такие курсы набирают студентов педвузы на платной основе. Срок обучения зависит от направления и составляет от 3-6 месяцев до 3 лет.
Обязанности преподавателя
В младших классах учитель занимается формированием склонностей, навыков к обучению у школьников. Задача преподавателя — научить правильно учиться, мотивировать на получение знаний. Специалисты этого уровня работают в 1−4 кл. В обязанности входят:
- Преподавание базовых дисциплин. Учитель объясняет как считать, читать. Дает минимум по литературе (в рамках чтения), природоведению.
- Разработка эффективного порядка обучения. Методических материалов в рамках утвержденных стандартов. Подготовка планов занятий.
- Мотивация школьников. Педагог занимается стимулированием учебной деятельности. Мотивирует заниматься, осваивать знания.
- Развитие мыслительного процесса подопечных. Способности анализировать информацию.
- Воспитание в учениках стремления к самосовершенстсованию, росту через образование.
- Организация досуга школьников.
Особенности профессии учителя
Каким должен быть учитель будущего? Какие навыки нужно развивать уже сегодня, чтобы потом на рынке труда было проще получить заветное место в учебном заведении. Необходимо знать, как протекает рабочий день педагога в современной школе.
Чем занимаются преподаватели
Круг обязанностей у учителя предметника и классного руководителя с обычной нагрузкой будет различаться.
Обязанности без классного руководства:
- Подготовка поурочного и тематического планирования.
- Проведение уроков.
- Проверка тетрадей.
- Подготовка отчетов.
Что делает классный руководитель
- Организуетработу с родителями.
- Проводитклассные часы, мероприятия на каникулах.
- Делает отчеты завучу по воспитательной работе.
- Исследование условия, в которых находится ребенок дома.
- Собираетплату за питание, если в школе нет карт.
- Решает спорные вопросы класса.
Учитель обязан взаимодействовать
- С социальными службами: получать проездные, информацию по льготному питанию.
- С правоохранительными органами.
- С администрацией города, села.
Учитель – это представитель системы российского образования. Рабочий день специалиста зависит от личной нагрузки.
Кому подходит
В основном учителями младших классов становятся женщины. Они более склонны возиться с детишками, чем мужчины, которые предпочитают в школе работать предметниками.
Если говорить о личных качествах, то учителю младшей школы в первую очередь необходимо любить детей и уметь работать с ними. Кроме того, не обойтись без таких черт характера, как:
- улыбчивость, оптимизм и жизнерадостность;
- наблюдательность, способность увидеть в каждом ребенке скрытые склонности и таланты;
- ответственность и трудолюбие;
- уравновешенность, терпеливость и самоконтроль;
- целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
- готовность постоянно учиться и познавать новые способы работы с детьми.
Кроме того, понадобятся: умение доносить свои мысли в понятной форме и распределять внимание между несколькими учениками, организаторский талант и артистические навыки. От учителя младших классов также требуется высокий уровень культуры и коммуникативных способностей
Его задача – найти подход к каждому ребенку, адаптировать его к школе, дать основы понимания процесса обучения и его необходимости.
Теперь отметим плюсы и минусы профессии. К положительным моментам можно отнести:
- интересную и разнообразную работу с детьми;
- возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал и постоянно повышать квалификацию;
- постоянную занятость на рабочем месте;
- стабильный заработок, большой летний отпуск и хороший социальный пакет.
Основным недостатком профессии является очень высокий уровень персональной ответственности за учащихся. Также осложняет работу постоянное психоэмоциональное напряжение, стрессовые ситуации и ворох бумаг, которые нужно готовить (планы, отчеты, журналы). Не добавляют оптимизма довольно частые проверки со стороны органов управления образованием и невысокая зарплата. Не редкость и не всегда обоснованные претензии родителей школьников.
Что необходимо сдавать для поступления на учителя после 11 класса
Список предметов, которые необходимо сдавать на учителя зависит во многом от того, каким учителем вы хотите быть. Для того, чтобы стать учителем физики, биологии, или например, истории необходимо поступать на соответствующий факультет и сдавать свои экзамены. Но есть и один общий экзамен для всех учительских специальностей – это язык.
Список предметов для поступления на учителя начальных классов
Русским школьникам необходимо будет сдать ЭГЕ по русскому языку, украинским школьникам ЗНО по украинскому языку. Помимо этого для русских школьников необходимо сдавать ЭГЕ по:
- обществоведению,
- математике
Эти дисциплины: русский язык, математика и обществоведение – необходимый минимум для поступления на учителя младших классов.
Для украинских школьников все так же, за исключением отсутствия необходимости сдавать ЗНО по обществоведению.
Чтобы стать учителем старшей школы, то помимо языка тут есть индивидуальный список экзаменов, например, будущие учителя химии, сдают ЭГЕ/ЗНО по химии, будущие учителя биологии – ЭГЕ/ЗНО по биологии, и так далее.
Что касается математике, то ее сдача тут уже далеко не обязательна для всех учительских направлений, например, стать учителем истории можно и не сдавая математику, тут необходимо будет хорошо сдать историю (и, разумеется, экзамен по языку). А вот уже учитель по физике, помимо собственно физики, должен будет сдавать и ЭГЕ/ЗНО по математике, ведь «математика хотя и царица наук, но при этом служанка физики».
Обязательно ли наличие диплома о высшем образовании?
Желая вести самостоятельную деятельность, можно ограничиться получением диплома о среднем профессиональном образовании
Но здесь важно понимать: российских техникумов, готовящих учителей на базе СПО, очень мало
Плюс родители предпочитают доверять детей специалистам с подтвержденной профессиональной компетентностью — дипломом бакалавра/специалиста педагогического профиля. То же касается школ, детских развивающих центров, иных образовательных заведений.
Открытые вакансии диктуют обязательное наличие диплома. Это мировая практика (если вы впоследствии планируете работать на международном рынке труда). Учитель должен быть профессионалом — иметь высшее образование.
Какими навыками и знаниями будут обладать выпускники?
Программа предполагает изучение различных приемов работы с детьми, методическую работу с отработанными мировыми практиками области детской психологии, развития детских способностей. Курс включает:
- Воспитание детей, преодоление противоречий.
- Дидактику (методология подачи учебного материала).
- Детскую психологию.
- Психологию коммуникаций (налаживание отношений с родителями).
Плюс к этому наши студенты знакомятся с последними наработками, стандартами образовательных программ мира. Здесь же — анализ, изучение, адаптация международной практики подготовки детей младшей возрастной группы
Большое внимание уделяется психологической, социальной функции будущих учителей
Где и кем можно работать?
Более всего педагоги востребованы:
- в государственных образовательных заведениях;
- центрах подготовки к школе;
- заведениях углубленного изучения языков;
- частных школах;
- академиях творческого детского развития.
Здесь можно устроиться учителем, завучем, детским психологом, репетитором, тренером. Кроме непосредственной учительской деятельности, специалист профиля может:
- организовать собственный предметный кружок;
- вести факультативы;
- заниматься организационной, воспитательской деятельностью.
Знание особенностей детской психологии позволит стать востребованным консультантом онлайн-площадок, посвященных сфере детского образования. Здесь же — организация собственных стартапов. Или работа в общественных организациях, занятых воспитанием новых поколений. Реклама, развитие учебных заведений, помощь в подборе школы (консультационная) — все это направления работы, в которых может быть задействован носитель профиля.
Значение личных качеств для данной профессии
Особенность учительской профессии — принципиально разный возрастной контингент: дети и их родители. Что требует особых личных качеств специалиста. Учитель — прежде всего, педагог (человек, владеющий знаниями и умеющий их передать). Ему важны:
- внимательность;
- высокая концентрация;
- выдержка и самообладание;
- коммуникабельность, открытость, искренность;
- увлеченность личности (детей надо уметь «зацепить», «заразить» жаждой знаний).
Эффективная работа с родителями налагает высокую ответственность, терпимость, умение внятно/четко выразить мысль. Доброжелательность, привычка обосновывать каждую мысль — полезные качества учителя.
Адрес поступления:
Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.
Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.
Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;
Учитель-педагог.ру
Сайт: https://uchitel-pedagog.ruТелефон: +7 (499) 349-10-12Стоимость: по запросу
Проф. переподготовка: Учитель начальных классов
Программа оставлена в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Охватывает изучение общих и специализированных вопросов:
- Общая и возрастная психология
- Педагогика начального образования
- Теория обучения и воспитания
- Планирование и организация уроков в начальных классах по ФГОС
- Инклюзивное и интегрированное образование
- Методики преподавания математики, русского языка, изобразительного искусства, музыки и физической культуры в начальных классах
- Основы психодиагностики
- Организация внеклассных занятий
- Проведение работы с родителями
- Профессиональные стандарты
- Охрана учительского труда
Также вы можете пройти курсы повышения квалификации:
- Учитель начальных классов
- Воспитатель школьных учреждений
Заниматься можно по индивидуальному графику без отрыва от работы. Методические пособия и материалы размещены в электронной библиотеке на портале, куда предоставляется круглосуточный доступ.
В конце необходимо выполнить онлайн-тест, чтобы получить документы об образовании. Документ высылается заказным письмом по почте или доставляется курьером на дом.
Требования к учителю
Ученики младших классов только формируются, поэтому важно обучить их не только общеобразовательным наукам, но и дать знания, которые пригодятся в реальной жизни для общения с людьми. Хорошие учителя отслеживают прогресс школьников, видят качество их развития, подсказывают родителям о наличии проблем
Стать хорошим учителем младших классов достаточно сложно. К ним выдвигаются высокие требования, такие как:
- настоящая любовь к детям;
- уравновешенность, вежливость, адекватность;
- толерантность, способность к сопереживанию;
- терпение и такт;
- вежливость.
Профессиональный педагог не просто передает свои знания ученикам, но и может на интересных жизненных примерах объяснить законы природы и даже математические алгоритмы
Он также умеет привлечь к себе внимание аудитории и сделать даже самый скучный урок чрезвычайно увлекательным. Если вы чувствуете в себе склонность к обучению учащихся младших классов, хотите стать их наставниками, тогда вам можно смело подавать документы для получения высшего образования
«Московская академия профессиональных компетенций»
Сайт: https://pedcampus.ruТелефон: +7 (495) 133-58-74Стоимость: курс проф. переподготовки — 5900-6585 р., курсы повышения квалификации — 1495-2385 р.
Профессиональная переподготовка: Теория и методика начального образования
Начало обучения — каждый день. Сроки:
- 710 ак.ч.: обычный режим — 6 месяцев, интенсивный — 5 месяцев
- 910 ак.ч.: обычный режим — 8 месяцев, интенсивный — 5 месяцев
Дисциплины в программе:
- Риторика
- Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
- Информационно-коммуникационные технологии в педагогике
- Образовательное право и ФГОС
- Теория обучения и воспитания. Поликультурное образование
- Взаимодействие участников образовательного процесса и индивидуальность педагога
- Системно-деятельностный подход в педагогике
- Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
- Педагогическая психология
- Теория и методика воспитания младших школьников
- Методика обучения русскому языку в условиях реализации ФГОС НОО
- Методика обучения литературному чтению в условиях реализации ФГОС НОО
- Теория и методика обучения математике в условиях реализации ФГОС НОО
- Методика обучения информатике и ИКТ в условиях реализации ФГОС НОО
- Научные основы преподавания предмета «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС НОО
- Теория и методика преподавания изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС НОО
- Методика обучения технологии в условиях реализации ФГОС НОО
- Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе
- Теория и методика преподавания физической культуры в начальной школе
Повышение квалификации дистанционно (72ак.ч., 108ак.ч., 144ак.ч.):
- Актуальные педагогические технологии и методика организации инклюзивного процесса для учащихся с ОВЗ в начальной школе в условиях реализации ФГОС
- ИКТ-технологии в образовательной деятельности и современные подходы к воспитанию в начальной школе в условиях реализации ФГОС
- Инновационные подходы к организации учебного процесса и методика музыкального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС
- Инновационные подходы к организации учебного процесса и методика обучения физической культуре детей дошкольного возраста и младших школьников в условиях реализации ФГОС
- Методика воспитания в начальной школе и инновации в организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС
- Профессиональные компетенции и индивидуальность педагога в начальной школе в условиях реализации ФГОС
- Системно-деятельностный подход в педагогике и технологии организации инклюзивного процесса для учащихся с ОВЗ в начальных классах общеобразовательной школы в условиях реализации ФГОС
- Современная теория воспитания в начальной школе и актуальные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС
- Современные инструменты оценки учебных достижений учащихся и актуальные вопросы методики воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС
- Теория и методика воспитания младших школьников и системно-деятельностный подход в педагогике в условиях реализации ФГОС
- Технологии активного обучения и методика воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС
и др.
В вашем личном кабинете будут размещены все необходимые учебные пособия, лекции, методические рекомендации, дополнительный видео-контент, интерактивные тестирования и практико-ориентированный материал. Изучать материалы можно в любое время.
Контроль знаний на проф. переподготовке осуществляется в форме тестирований по дисциплинам, итогового теста и итоговой письменной работы. На программах повышения квалификации сдается только итоговая письменная работа. Для сдачи тестирований предоставляется несколько попыток (минимум три).
Плюсы и минусы работы
У работы учителя в школе есть преимущества и недостатки. Среди плюсов:
- Востребованность. Такие специалисты нужны всегда.
- Престиж. Учителя пользуются уважением в обществе.
- Множество вариантов трудоустройства.
Минусы:
- Фактически ненормированный график труда.
- Низкая зарплата на ранних этапах. Хотя ведущие специалисты, особенно в частных учебных заведениях, могут рассчитывать на оплату в разы выше средней.
- Психологические нагрузки.
- Ответственность.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.
Цели и задачи учителя начальных классов
Главная цель специалиста – обучение и воспитание детей с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), то есть проведение уроков и других занятий в соответствии с учебным расписанием. Также учитель организует и проводит внеклассные мероприятия: экскурсии, концерты, спортивные соревнования, конкурсы, походы в театры и т. д. Он контролирует, чтобы учебные программы по предметам и внеучебной деятельности соответствовали ФГОС НОО. Учитель оценивает уровень знаний детей путем регулярной проверки тетрадей, устных опросов, проведения контрольных работ и т. д.
Учитель младших классов сопровождает и поддерживает личностное развитие детей, определяет их образовательных запросы и потребности, склонности, интересы. Он составляет тематические планы работы на каждую учебную четверть, рабочие планы на каждый урок и внеурочное занятие, ведет журналы и другую рабочую документацию, поддерживает в порядке учебный кабинет. В его обязанности входят взаимодействие с другими учителями, педагогом-психологом, родителями детей или заменяющими их лицами.
Куда поступить на педагога начальных классов?
Документ о педагогическом образовании можно получить при окончании педагогического колледжа или вуза.
Поступить на педагога младших классов можно по результатам ЕГЭ. Сдать в школе нужно будет обязательно русский язык и биологию, а также вариативно математику, биологию или иностранный язык.
Весь процесс поступления для обучения на педагога начальных классов можно поделить на три ступени:
- Сформировать стандартный набор документов (копия паспорта, заявление, фотография)
- Если понадобится, то сдать некоторые предметы в форме тестов или беседы
- Получить заявление о поступлении.
Программа получения знаний имеет обширную структуру.
Чему учатся педагоги начальных классов?
Выпускники учебного заведения должны будут иметь в своем багаже знания по математике, русскому языку, биологии, литературе, физической культуре, художественным способностям по возрастным особенностям.
Кроме того, потребуются знания медицины, психологии, организаторских способностей. Учитель не только дает знания детям, но и проводит различные мероприятия: игры, стихи, сценки, поделки – со всем этим должен справляться педагог.
Обладание коммуникативными и речевыми данными, умение вести документацию и пользоваться различного рода гаджетами – это в компетенции специалиста и это то, что нужно будет освоить в учебном заведении, если вы решили выучиться на педагога начальных классов.
Поэтому в обязательном порядке, помимо базовых предметов, в программу обучения учителей входят следующие дисциплины:
- Дидактика
- Детская психология
- Методика преподавания.
Нужны и личностные качества, они играют важную роль
Для человека, владеющего профессией педагога, важно быть носителем многих качеств, присущих не каждому человеку:
Самообладание и выдержка
Внимание
Концентрация
Искренность, открытость, коммуникабельность
Увлеченность профессией, детьми
Ответственность
Умение ясно и кратко излагать свои мысли
Без таких свойств личности не обойтись в работе.