Альтернативное образование детей: где учиться вместо обычной школы

Содержание:

Система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

Развивающая программа обучения для начальных классов 

Даниил Эльконин и Василий Давыдов — советские учёные. По их программе учащимся в начальной школе не выставляются оценки, предполагается, что школьники должны самостоятельно оценивать уровень своих знаний. 

Большинство родителей в этой программе пугает то, что из-за отсутствия оценок  уровень знаний окажется низким. Эльконин и Давыдов уверяют, что обучение проходит эффективнее, если ученика не демотивируют субъективными баллами. Кстати, похожей методики придерживаются начальные вальдорфские школы — там детям тоже не ставят оценки.  

<<Перелинковка>>

Как оплатить обучение ребенка материнским капиталом

Для оплаты обучения ребенка маткапиталом необходимо заключить с учебным заведением договор о предоставлении платных образовательных услуг и лично или через законного представителя обратиться в Пенсионный фонд с заявлением о распоряжении средствами по материнскому сертификату, которое будет рассматривается специалистами ПФР в течение месяца. После этого принимается решение:

  • о перечислении средств;
  • или об отказе от их использования.

Любое из этих решений будет принято после тщательной оценки всех представленных документов, а в случае необходимости и проведения соответствующих проверок, так как при принятии положительного решения речь идет об использовании средств федерального бюджета.

Перевод денег в образовательную организацию будет осуществлен безналичным путем по реквизитам, указанным в договоре об оказании услуг. По закону это единственный способ оплаты обучения ребенка мат. капиталом.

Оформление договора с образовательной организацией

В зависимости от количества сторон, фигурирующих в документе, договор об оказании платных образовательных услуг может быть:

  • двусторонним;
  • трехсторонним.

Для оплаты обучения ребенка маткапиталом необходимо заключить именно трехсторонний договор, где:

  • одной стороной является образовательная организация (исполнитель);
  • второй стороной — родитель-владелец сертификата (заказчик);
  • третьей стороной выступает сам ребенок (обучающийся).

Договор должен содержать следующие сведения:

  • наименование учреждение;
  • виды оказываемых по договору платных образовательных услуг;
  • сроки их оказания;
  • стоимость и порядок оплаты предоставляемых услуг.

Многие учреждения заключают также дополнительное соглашение к основному договору, где учитываются особенности взаимоотношений с Пенсионным фондом в случае оплаты обучения материнским капиталом. Особенно это касается размера оплачиваемой услуги, сроков перечисления и возврата неиспользованных сумм.

При оформлении договора с образовательной организацией необходимо ознакомиться со следующими документами:

  • уставом учреждения;
  • лицензией на право ведения образовательной деятельности;
  • свидетельством о государственной аккредитации по выбранной образовательной программе.

При оформлении договора не с самостоятельной образовательной организацией, а с ее филиалом, также важно обратить внимание на наличие у него самостоятельной лицензии и аккредитации

Подача заявления и документов в Пенсионный фонд

Существует два способа подачи заявления о распоряжении в ПФР:

  • письменно (при личном обращении, через МФЦ или по почте);
  • в электронном виде (через Интернет).

Заявление о распоряжении средствами материнского капитала можно подать в территориальный орган ПФР по месту регистрации либо по месту фактического проживания. При обращении будет необходимо представить следующие документы:

  • копия договора, заключенного между владельцем сертификата и образовательной организацией, об оказании платных образовательных услуг;
  • сертификат на материнский капитал;
  • документы, удостоверяющие личность и место регистрации владельца сертификата (или его законного представителя);
  • страховое пенсионное свидетельство заявителя (СНИЛС).

В заявлении о распоряжении средствами маткапитала заполняются следующие сведения:

  • наименование учреждения, в котором ребенок будет обучаться;
  • полные банковские реквизиты образовательной организации;
  • номер и дата договора;
  • фамилия, имя и отчество ребенка;
  • порядок перечисления средств с указанием:
    • крайней даты перечисления средств;
    • суммы оплаты;
    • периода, за который осуществляется оплата.

В случае внесения в договор изменений, касающихся размеров и сроков оплаты, владельцу сертификата необходимо самостоятельно обратиться в ПФР с заявлением об уточнении направления средств материнского капитала с приложением доп. соглашения к основному договору.

Роль и значение дополнительного образования

Ошибочно думать, что организации, предоставляющие услуги дополнительного обучения, выполняют только образовательные функции. Помимо всего прочего они отвечают за:

  • духовное, патриотическое и трудовое воспитание детей;

  • профессиональную ориентацию подростков;
  • развитие детского творческого потенциала;
  • организацию детского досуга;
  • повышение квалификации, переподготовку и стажировку специалистов;
  • получение новых знаний и развитие профессиональных навыков в определенной сфере всех категорий населения.

На данный момент дополнительное образование в России можно получить в таких формах обучения как:

  • очная (дневной, вечерний формат или школа выходного дня);
  • дистанционная;
  • заочная.

Ну а теперь давайте вернемся к основной теме нашей статьи и перечислим наиболее востребованные сегодня в нашей стране формы дополнительного обучения.

«Школа России»

Традиционная программа обучения для начальных классов

«Школа России» — самая популярная программа обучения. Соответствует ФГОС и применяется в большинстве школ. Главная цель — духовно-нравственное развитие, которое формируется в специально созданных условиях. Основной вектор направлен на адаптацию ребёнка в коллективе.

Обучение по программе направлено на адаптацию в коллективе, накопление знаний и умений для дальнейшего обучения. Но отзывы родителей не всегда позитивные. Многие отмечают, что окружающий мир можно сильно сократить, а четырёхлетняя программа слишком растянута.

<<Перелинковка2>>

Онлайн-образование для детей: ТОП-7 онлайн-школ

Для удобства разделим топовые онлайн-школы на два типа: вспомогательные, направленные на самообразование, и школы с получением полного общего среднего образования с выдачей документов государственного образца.

Онлайн-школы с выдачей аттестата

Такие учебные платформы были и раньше, но их звездный час настал именно в 2020 году на фоне массового закрытия школ. По отзывам и популярности можно выделить:

  1. «Фоксфорд». Школа реализована на собственной платформе, есть мобильное приложение. «Фоксфорд» предлагает школьникам и их родителям такие форматы: домашняя школа, экстернат, подготовка к экзаменам, дополнительное образование, занятия с репетитором. 
  2. Онлайн-школа «Альтернатива» помогает украинским школьникам учиться с первого по одиннадцатый класс. В школе можно получить полное среднее образование и дополнительное среднее образование по трем или по всем предметам.
  3. Онлайн-школа №1. Как и «Фоксфорде», школа базируется на собственной интернет-платформе. Предлагается ряд услуг, в зависимости от целей родителей и учеников: подтянуть школьную программу, дополнительные знания, полноценное зачисление в онлайн-школу с получением аттестата государственного образца.

Вспомогательные онлайн-школы

Школы, которые помогают ученикам одолевать школьную программу, выходить за ее рамки и в некотором смысле осваивать профессии.

  1. Онлайн-школа «Тетрика». Эту платформу разработали выпускники МГУ. Она помогает школьникам готовиться к экзаменам и подтягивать успеваемость.

Важно понимать, что дистанционное обучение, которое предоставляют государственные школы, отличается от того, что предлагают коммерческие онлайн-школы. Школы перевели уроки в онлайн-формат, но при этом у них нет единой платформы, где можно смотреть конспекты, отправлять домашние задания на проверку, общаться с учителями и т

д.

Дошкольное образование в разных странах

Несмотря на то что преимущества дошкольного образования очевидны, согласно статистике, более 175 млн детей по всему миру его не получают. Это примерно половина от общего количества детей дошкольного возраста на планете.

Лишь один ребенок из пяти вовлечен в образовательные программы для детей дошкольного возраста. Однако эта подготовка не отличается эффективностью из-за низкоквалифицированных преподавателей и неподходящих учебных программ. Как следствие, дети лишаются возможности в полной мере развить свой потенциал, что негативно сказывается на будущем страны.

По имеющимся данным, наиболее вовлечены в систему дошкольного образования дети в европейских странах (Франция, Германия, Великобритания, Норвегия, Италия, Испания, Исландия), а также в Австралии и Бразилии. В этих странах данный показатель составляет 95% и более. Чуть хуже дела обстоят в таких странах, как Россия, Китай, США, Польша, Аргентина, где показатель варьируется в пределах от 70% до 89%. Совсем плохо складывается ситуация в африканских странах. Дошкольное образование там получают в среднем меньше 25% детей. Исключение из правила — Гана, Алжир, Ангола и Кения. Здесь показатель не так далек от европейского. Своего рода исключением является и Саудовская Аравия. Несмотря на то что доход в этой стране выше среднего, крайне мало детей вовлечено в дошкольное образование — чуть меньше 25%, что примерно соответствует уровню стран Африки.

Рисунок адаптирован из отчета Института статистики ЮНЕСКО

В России в период с 2015 по 2019 год численность детей, посещающих учреждения дошкольного образования, выросла на 6,9% и составила 7,64 млн человек. Отмечается, что в первую очередь это связано с всплеском рождаемости, который пришелся на 2010-е годы. Кроме того, расширялся и спектр образовательных услуг для дошкольников. Тем не менее эксперты прогнозируют, что к 2024 году количество ребят, получающих дошкольное образование, снизится примерно до 5,9 млн человек, что обусловлено падением рождаемости в последние годы.

В 2000-х наблюдалось повышение внимания к дошкольному образованию со стороны многих государств. В Китае и Польше традиционно была подробная и централизованно регулируемая программа обучения. Однако в 2000-х страны начали движение в сторону децентрализации и разнообразия образования. Например, в Польше преподаватели смогли выбирать между восьмью учебными планами, рекомендованными Министерством образования. Франция сфокусировалась на языковом развитии, в том числе на изучении второго языка. Финляндия перевела дошкольную программу для шестилетних детей в базовую учебную программу по воспитанию и уходу за детьми младшего возраста с рождения до 6 лет. В 2003 году правительство Дании представило план работы с дошкольниками. Примерно в то же время аналогичные действия предприняли в Германии

То есть в начале XXI века правительства стали уделять серьезное внимание образованию детей младшего возраста, что подтверждается повсеместным введением и изменением учебных планов

Формы получения образования вне организации

Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.

Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.

В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.

Что такое семейное образование

Семейное образование (СО) как форма обучения — гибкая и вариативная. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.

Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном. Ведь экстернат — это не отдельная форма обучения, а форма аттестации на семейном образовании и самообразовании. 

<<Блок перелинковки>>

Давайте разберём основные виды семейного образования.

  1. Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
  2. Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса.  
  3. Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и, конечно же, цифровые школы.

Семейная форма обучения подойдёт, если:

  • ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
  • ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
  • он не успевает за темпом других детей, и ему нужен особый подход;
  • у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
  • у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
  • семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
  • семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.

Что такое самообразование

Самообразование — это форма получения образования вне школы. То же самое, что семейное образование, только этот термин употребляется в отношении учащихся старше 15 лет или тех, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил 9 классов.

Форма самообразования подойдёт, если подросток: 

  • хочет пройти программу 10-11 класса ускоренно;
  • уже начал работать и хочет совместить получение полного среднего общего образования с профессиональной деятельностью; в этом случае также можно поступить на заочное обучение или на очное обучение в вечернюю школу;
  • хочет оптимизировать учебный процесс, высвободив больше времени для подготовки к экзаменам или олимпиадам.

Осторожно, время!

При выборе репетиторанеобходимо обратить вниманиена его опыт работыи манеру общения 

Конечно, кружки и секции – это здорово: в них ребенок сможет заниматься интересным для него делом, развивать полезные навыки и находить новых друзей. Поэтому стремление многих родителей отправить своего ребенка в кружок вполне оправдано. Однако на сегодняшний день различные курсы для школьников превратились в модную тенденцию, а потому некоторые родители стараются направить свое чадо в как можно большее количество кружков.

При всех своих преимуществах множество кружков вовсе не пойдет ребенку на пользу, ведь у него совсем не останется свободного времени. Занятия в большинстве кружков проводится два раза в неделю, тогда как дети, серьезно занимающиеся спортом, тренируются почти каждый день. И не стоит забывать, что ребенку необходимо уделять время домашней работе, прогулкам и отдыху.

Если вы хотите отдать своего ребенка в кружок, обязательно обратите внимание на правильное распределение времени. У школьника не должна быть загружена вся неделя! Лучше ограничиться одним-двумя кружками или секциями

Если ваш ребенок очень активен, для всестороннего развития педагоги рекомендуют выбрать три разных курса: научный, творческий и спортивный. Большее количество кружков чревато переутомлением.

Также необходимо иметь в виду, что направление дополнительного образования ребенок должен выбрать самостоятельно, иначе он быстро забросит свое начинание.

Смольный институт Екатерины II

До Екатерины II фактически учиться могли только юноши (робкие попытки Анны Всеволодовны — не в счёт). В 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц:

  • В 6–9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству. 
  • В 9–12 лет в программу входило изучение истории и географии.
  • В 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры.
  • В 15–18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали закон божий. 

Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского:

  • Мальчики учились с 5 лет до 21 года — более долгий срок обучения.
  • Упор был на точные науки — физику, химию, военное искусство.
  • Изучали юриспруденцию и государственную экономию.
  • Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам, творчеству и фехтованию.
Заслуги Екатерины II: доступное образование для девушек, более строгое обучение у юношей с углублённым изучением точных наук, преемственность творческих предметов у французов.

«Планета знаний»

Традиционная программа обучения для начальных классов

Основополагающий принцип этой программы — вариативность. УМК состоит из двух частей: 

  1. базовый уровень должны знать все школьники;
  2. сложный уровень состоит из нестандартных заданий для любознательных учеников, которые хотят увеличить объём знаний.

Согласно этой программе для начальной школы, ученик должен сам стремиться к новым знаниям и получать удовольствие от обучения. Для этого необходимо создать комфортные условия. Поэтому первый год обучения считается адаптационным — юных школьников не перегружают и позволяют плавно влиться в процесс. Плюсы программы — вариативность уровней и заданий, воспитание желания получать новые знания. К минусам относят дошкольную подготовку — ребёнок должен уметь читать и считать. 

Место дополнительного образования в системе

С 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас?

Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям.

По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование. Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже.

Как следует из названия, дополнительное образование не является обязательным. Его основная цель – разностороннее удовлетворение потребностей населения в образовании как профессиональных, так и иных.

В настоящее время политика государства направлена на развитие дополнительного образования, улучшение качества предоставляемых услуг и обеспечение наибольшего охвата. В майских указах Президента РФ Владимира Владимировича Путина была поставлена конкретная цель – обеспечить охват несовершеннолетних дополнительным образованием не ниже 80 %.

Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются.

Образовательная деятельность в области дополнительного образования – это реализация дополнительных образовательных программ. Давайте рассмотрим, из каких подвидов оно состоит.

Что такое дистанционное обучение

Дистанционное обучение — это форма реализация образовательной программы. При таком взаимодействии дети общаются с учителями по видеосвязи, делают задания онлайн или просто отправляют в электронном виде выполненные работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно. 

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам уже не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Юридически дистанционная учёба не является формой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на семейной или заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).  

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  • Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  • Можно учиться не выходя из дома. Главное — иметь под рукой компьютер и интернет.
  • Обучение проходит с комфортом. Можно не спеша пообедать в перерыве между уроками и заниматься в удобной одежде. 
  • Процесс автоматизирован. Не тратится время на перекличку или дисциплинарные нотации. 

Минусы дистанционного обучения

Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего это частные и платные учреждения.   

Выводы

В России можно учиться в школах и вне школ. В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне школ обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).

Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим, в то время как надомное и дистанционное обучение не являются самостоятельными формами получения образования. Семейное обучение путают с надомным образованием, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу. Семейное и дистанционное обучение в домашних условиях смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем различия трёх видов домашнего обучения с помощью таблицы. 

Три способа учиться дома

Как и почему меняется дошкольное образование?

Сфера дошкольного образования стремительно меняется по всему миру, что вызвано как негативными, так и позитивными трендами. К последним можно отнести рост внимания к развитию детей младшего возраста, увеличение числа профессиональных преподавателей, проведение исследований, позволяющих выявить недостатки в существующих образовательных системах и усовершенствовать учебные планы, а также увеличение государственного и частного финансирования.

В качестве негативного фактора рассматривается чрезмерный акцент на грамотности и математических навыках, отрицательно сказывающийся на сбалансированности подхода к обучению. В университетах и колледжах часто игнорируются такие темы, как социальное, эмоциональное развитие и профессионализм. Как следствие, будущие преподаватели оказываются недостаточно компетентны для работы с детьми. Проблемой является и неравномерное распределение приоритетов родителями, из-за чего расширение возможностей в дошкольных организациях не получает должную поддержку. Кроме того, программы обучения, принятые из соображений целесообразности и эффективности, лишают ребенка возможности исследовать окружающий мир самостоятельно и выражать свое мнение.

На основании проведенных исследований можно сделать выводы о том, какие факторы в наибольшей степени влияют на изменения в системе дошкольного образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector