Методика подготовки и проведения различных форм учебных занятий

Практическое занятие в вузе: что это такое

Чем отличаются лекции от практических занятий в вузе? Ответ очевиден — это два разных типа подачи учебного материала, которые дополняют друг друга.

Лекционное занятие — разновидность учебных пар в вузе, во время которых преподаватель даёт информацию в устной форме, а студенты пассивно воспринимают и конспектируют её. На лекциях излагают теоретические вопросы, знакомят учащихся с научными подходами и методами исследований.

Практическое занятие — это форма учебной работы, которая проходит под руководством преподавателя и предполагает активное участие и взаимодействие студентов. Такой тип занятий необходим, чтобы углублять теоретические знания учащихся, переводить их в практические умения и навыки. А также подготавливать студентов к следующему блоку информации.

Структура практического занятия в вузе

Каждое практическое задание имеет свою структуру. Как правило, процесс строится по следующей схеме:

  1. Краткое напоминание предыдущего материала учебного курса.
  2. Заявление темы, целей и задач практического задания.
  3. Подробное объяснение практического задания.
  4. Методические указания по его выполнению.
  5. Ответы на дополнительные вопросы.
  6. Постановка контрольных вопросов на практическое занятие.
  7. Формирование команд, если это групповая форма работы.
  8. Непосредственное выполнение задания.
  9. Сдача готовых работ или презентация результатов.
  10. Подведение финальных итогов.
  11. Рекомендации преподавателя и дополнительные задания по теме, если это необходимо.

Главная задача преподавателя во время практического задания — это не контролировать и усложнять жизнь учащимся, как считают некоторые студенты, а научить их думать самостоятельно.Во время группового мозгового штурма рождаются нестандартные идеи

Какие существуют формы занятий

Уроки могут быть организованы по привычным и нетрадиционным моделям.

К классическим видам относятся:

  • лекции — изложение преподавателем предметной информации;
  • семинары и коллоквиумы — заранее подготовленные сообщения и выступления в группе и их обсуждение;
  • дискуссии — постановка спорных вопросов с целью отработки умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
  • конференции — совещания для обсуждения различных тем и выработки решений;
  • экскурсии, научные экспедиции — поездки с ознакомительными и информационными задачами;
  • туристические походы — выработка спортивных и познавательных навыков, оздоровление;
  • обучающие игры — моделирование различных жизненных обстоятельств с дидактической целью.

К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести:

  • презентацию — публичное представление определенной темы или предмета;
  • защиту проекта — обоснование проделанной работы;
  • круглый стол — неформальное обсуждение выбранной тематики;
  • мозговую атаку — коллективное решение нестандартных задач;
  • ролевые игры — предложение стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации.

Нестандартные формы предполагают множество интересных вариантов занятий — все зависит от фантазии и таланта преподавателя. Можно организовать День добрых дел, интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» и т. д. Перед педагогом стоит непростая задача выбора самой уместной и эффективной формы проведения учебного занятия в зависимости от сложности преподносимого материала, возраста детской аудитории и уровня ее подготовки.

Классические типы и формы проведения уроков

К классическим типам проведения уроков на сегодняшний день относят:

  • комбинированный. Это самый распространенный тип урока, который состоит из нескольких частей: организационный момент (2-3 минуты); проверка и разбор домашнего задания (10 минут); обучение новому материалу (около 20 минут); освоение нового материала, выполнение практических упражнений (15 минут); учитель задает домашнее задание и подводит итог (5-8 минут);
  • изучение нового материала. Такой тип урока практикуют в основном старших классах. Возможно использование иллюстративного материала. Урок может проходить как в форме лекции, так и форме исследования. Результативность урока зависит от уровня освоения новой информации учащимися;
  • обобщение и систематизация пройденного материала. Данный тип урока направлен на усовершенствование знаний и повторение основных блоков пройденного материала для полного овладения предметом. Учитель оценивает знания учащихся сразу по нескольким темам, дает им различные задачи и творческие задания, указывает на проблемы и способы их решения;
  • закрепление знаний. Во время такого урока большую часть времени ученики повторяют и закрепляют весь материал, формируют навыки и умения, углубляют и расширяют свои знания. Урок закрепления знаний может проводиться в виде семинара, лекции, самостоятельных и лабораторных работ, практикума.

К классическим формам урока можно отнести открытый урок и урок в форме зачета. И тот, и другой широко распространены во всех школах Российской Федерации. Открытый урок направлен на повышение культуры общения, развитие исследовательских навыков и умений работать в команде.

У открытым урокам и учитель, и ученики готовятся заранее

Такую форму урока также могут посетить другие учителя и ученики для обсуждения рассматриваемой проблемы. Дату и время открытого урока педагог назначает заранее. Ученикам дается задание, которое они должны выполнить в нужные сроки и потом продемонстрировать результат.

В начале урока учитель выступает со вступительной речью, затем оглашает тему и вопросы для обсуждения. После этого ученики выступают с заранее подготовленным материалом и начинают дискуссию.

Урок в форме зачета у учеников можно смело назвать одним из самых нелюбимых. Во время такого урока учитель проводит срез знаний в виде самостоятельной или контрольной работы, диктанта, изложения и т.д.. Об итоговой проверке знаний пройденного материала учитель всегда предупреждает заранее.

У учащихся всегда есть шанс подготовиться и получить отличную оценку. Перед началом урока педагог заранее пишет на доске тему и задания, если это требуется. После звонка ученики принимаются за работу. После такой контрольной обязательно проводится работа над ошибками и полный разбор темы. Обычно это происходит на следующем уроке.

Основные виды

К основным видам форм организации обучения относят индивидуальную, групповую, фронтальную, коллективную. Каждая из них имеет свои характеристики и целевую направленность.

Индивидуальная

Индивидуальная форма обучения — форма, обеспечивающая освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

В процессе обучения участвуют учитель и ученик. Знания передаются исключительно одному человеку, усвоение урока в этом случае имеет больше шансов. То, что не усвоено, изучается вновь до полного запоминания.

Примером индивидуальной формы обучения в современном мире считается обучение на дому или занятие с репетитором.    

Групповая

Групповая форма обучения — форма организации деятельности учащихся, при которой в классе создаются небольшие группы для совместной учебной работы.

Учащиеся объединены по определенным критериям. К примеру, объединение учеников по способностям (технические, гуманитарные) и интересам (робототехника, история, математика, филология). Процесс обучения в данном случае строится преимущественно на выбранных сферах. Положительные стороны такой формы заключатся в том, что все участники процесса заинтересованы в получении теоретических знаний и их реализации на практике. Самый эффективный процесс обучения при такой организации — создание групп численностью не более 7 человек.

Фронтальная

Фронтальная форма обучения — организация учебно-воспитательной работы на уроке, при которой все учащиеся выполняют деятельность одинаковой направленности, прибегая к ее обсуждению и совместной корректировке в процессе выполнения.

Форма взаимодействия с большой группой. Суть формы в том, что учитель одновременно работает с коллективом учеников. При этом он использует единые понятия, приемы и способы обучения, никого не выделяет и ориентируется сразу на всех. Успех обучения при такой форме зависит в значительной степени от способностей, внимательности обучаемых и их желания учиться.

Типичной фронтальной группой могут считаться классы численностью более 30 человек, в которых обучаются ученики одного возраста.

Ответвлением фронтальной формы некоторые исследователи считают коллективную, при которой учитель также одновременно контактирует с большой группой учеников, но находит взаимодействие в объединяющих людей конкретных темах и интересах.

Как пример, некоторые школы практикуют «математические», «биологические» классы, классы с углубленным изучением иностранного языка.

Мастер-класс как самостоятельный компонент образовательной системы

Мастер-классы могут выступать самостоятельным компонентом в системе дополнительного образования. При этом они касаются абсолютно всех сфер жизни человека: от развития творческого потенциала до освоения новой профессии. Чаще всего подобные мастер-классы проводятся в частном порядке (вне стен образовательных организаций), по принципу добровольного участия в «клубе» по интересам. На таких занятиях люди не только приобретают новые знания и навыки, но и общаются в кругу единомышленников, делятся собственным опытом и наблюдениями, а также плодотворно используются свое свободное время.

Разнообразие видов контроля

Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:

  • Предварительный
  • Текущий
  • Тематический
  • Итоговый контроль

При переходе к изучению новой темы или раздела педагогу необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает. Особенно это актуально в пятом и десятом классах, так как прибывают ученики с разной степенью подготовленности

Ценность такого вида проверки проявляется в определении вопросов, которым нужно будет уделить повышенное внимание

Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контролькоторый, в основном, является частью урока.

Название тематический контроль говорит само за себя. Он проводится после изучения новой темы или раздела, в основном, на уроках контроля и коррекции знаний. Главная цель – подготовить обучающихся к зачетам или итоговому контролю.

В конце учебного года и после окончания определённой ступени обучения проводится итоговый контрольМожно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. По его результатам определяют степень освоения учебной программы за год или несколько лет.

Формы контроля на учебных занятиях в УДО

  1. Практическая работа
  2. Лабораторная работа
  3. Устный или письменный опрос
  4. Краткая самостоятельная работа
  5. Тестовые задания
  6. Устная проверка знаний
  7. Проектная работа
  8. Тематические и отчетные выставки
  9. Защита рефератов
  10.  Наблюдение
  11. Беседа
  12. Викторина
  13. Изо-викторина
  14. Кроссворд
  15. Диагностика
  16. Блиц – опрос
  17. Графический диктант
  18.  Проверочные карточки
  19. Проверочная работа
  20. Зачет
  21. Показательные выступления
  22. Сдача контрольных нормативов
  23. Внутри групповые соревнования
  24. Самостоятельное выполнение упражнений воспитанниками
  25. Контрольные упражнения по технической подготовке
  26. Контрольно-переводные испытаний по ОФП, СФП и ТТП
  27. Тестирование технической подготовки; базовые шаги, обязательные элементы и др.
  28. Контрольные нормативы ОФП и СФП
  29. Медицинский контроль (пульсометрия)
  30. Эстафета
  31. Топографический диктант
  32. Топографическое лото
  33. Анкетирование
  34. Олимпиада
  35. Интеллектуальный турнир
  36. Учебно-исследовательские задачи

Условия и способы

Во ФГОС термин «занятие» заменен на термин «непосредственная образовательная деятельность» (НОД). Но смысл остался прежним: это форма организации образовательной деятельности.

Используются такие методы обучения по ФГОС в детском саду, как:

  1. Фронтальный урок. Подходит для больших групп и физической деятельности. Педагог находится лицом ко всем детям, а они синхронно повторяют какое-либо действие. При этом сохраняется взаимодействие воспитателя и детей, соблюдается условие индивидуального подхода.
  2. Индивидуальное занятие. Это тоже форма группового занятия, но задание дети выполняют не одновременно, а по очереди. Пока один делает, другие наблюдают и анализируют. Рекомендуется использовать этот формат в старших группах.
  3. Поточное. Все дети включены в процесс выполнения задания, меняется только оборудование, условия и само задание. При такой форме урока педагогу сложно проследить за правильностью выполнения задачи у каждого воспитанника.
  4. Групповое. Дети делятся на группы, выполняют задание, после чего меняются задачами. Такая форма способствует развитию чувства ответственности, коллективизма. Но недостаток в том, что педагог не может следить за активностью каждого ученика.

Непосредственная образовательная деятельность тоже делится на подвиды. В классификации их четыре: комбинированная, интегрированная, комплексная, нетрадиционная деятельность. Каждый из способов организации образовательного процесса имеют свои особенности:

  1. Комбинированные занятия состоят сразу из нескольких видов деятельности: музыкальной, игровой, изобразительной и т. д.
  2. Интегрированные уроки раскрывают только одну тему, но разными средствами. На усвоение одной деятельности, раскрытие одной темы может уйти несколько занятий.
  3. Комплексные уроки посвящены одному виду деятельности и закреплению уже имеющихся знаний и навыков по одной теме. Используется много дидактического, демонстрационного материала.
  4. Нетрадиционная форма проведения занятий предполагает обсуждение одной темы, развитие одного вида деятельности, но в нестандартной форме: соревнование, викторина, конкурс, виртуальная экскурсия.

Вебинар — эффективный метод дополнительного образования

В последнее время особую популярность имеют вебинары. Это связано с тем, что компьютерные технологии уже проникли в сферу дополнительного образования. Вебинар — это разновидность онлайн-занятий. Его проводит лектор, который специализируется на той или иной теме, в режиме реального времени. Вебинары пользуются популярностью не случайно, ведь ученикам не нужно ехать на занятия. Им необходимо всего лишь зайти на определенный сайт в указанное время и день. Чаще всего для того, чтобы стать участником вебинара требуется установить специальное приложение на свой компьютер. Однако посещение наиболее востребованных занятий необходимо оплатить. К преимуществам вебинара можно отнести следующие факторы:

  • интерактивное обучение;
  • существенная экономия времени и денег;
  • эффективность обучения;
  • динамичность подачи учебных материалов.

Вебинары имеют и недостатки. К ним можно отнести следующие факторы:

  • обязательное наличие компьютера и интернета;
  • обучение будет полезно только тем, кто настроен на результат.

Вебинар дистанционно объединяет людей, которые работают в абсолютно разных сферах. Он занимает особое место среди иных форм обучения.

Виды

Дополнительное образование ориентировано на две возрастные группы – для детей и для взрослых.

Вид дополнительного образования определяется типом программ, по которым проводится обучение, а они могут быть двух основных категорий, которые, в свою очередь, подразделяются еще на два подвида:

  1. Общеобразовательные:
    • общеразвивающие;
    • предпрофессиональные.
  2. Профессиональные:
    • повышение квалификации;
    • профессиональная переподготовка.

По общеразвивающим программам могут учиться и взрослые (на всевозможных курсах – иностранного языка, программирования, кройки и шитья и т. д.), и дети (в кружках рисования, пения, танцев, моделирования и т. д.).

Предпрофессиональные программы предназначены только для детей и ориентированы на их подготовку к поступлению в творческие или спортивные колледжи и вузы. Необходимые знания и навыки будущие музыканты, художники, спортсмены получают в ДШИ, ДМШ, школах олимпийского резерва, секциях и т. д.

Программы дополнительного профессионального образования ориентированы на слушателей, уже получивших (или еще продолжающих получать) среднее или высшее профессиональное образование. Другими словами, повышать квалификацию и проходить переподготовку могут только студенты вузов и ссузов или специалисты, имеющие базовое профобразование.

Разновидности форм занятий в дополнительном образовании

Существуют различные направленности и формы занятий в дополнительном образовании. Перечень основных форм дополнительного обучения вы можете найти в нашей статье. Вы можете также ознакомиться с общей информацией о них.

  1. Кружок — это одна из направленностей форм дополнительного образования. Он может быть как творческим, так и предметным. В кружке дети объединяются по интересам и знаниям. Благодаря этому можно развить их творческие способности. Занятия в кружке преподаватель проводит по специально разработанному плану. При необходимости он может вносить в него свои коррективы. К каждому ребенку преподаватель находит индивидуальный подход. Главной целью таких занятий является обучение, совершенствование навыков и умений в определенной области и тематическое разнообразие.
  2. Ансамбль — это творческий коллектив, который исполняет общие музыкально-хореографические постановки. Целью таких занятий является развитие личности через эстетическое образование.
  3. Студия — это группа людей, которых объединяют общие интересы, поставленные задачи и деятельность. Основной целью является развитие творческих способностей и талантов, а также углубленное изучение определенной сферы деятельности.
  4. Школа — это еще одна направленность формы занятий в дополнительном образовании. Это учебная программа, которая объединяет между собой несколько взаимосвязанных дисциплин или же направлена на изучение одного конкретного предмета. К особенностям школы можно отнести: комплексный подход, наличие определенной концепции, поэтапный характер обучения, строгий контроль знаний и сертификат о пройденном обучении.
  5. Театр — творческая группа, главной целью которого является воссоздание художественного действия на сцене и реализация творческого потенциала. К особенностям таких занятий можно отнести: разнообразие уроков, изучение театрального искусства, нестандартный план занятий и частую художественную практику.
  6. Одна из наиболее распространенных форм занятий дополнительного образования — факультатив. Его можно охарактеризовать как вспомогательный процесс основного обучения. Факультатив направлен на удовлетворение интересов ребенка, исследовательскую деятельность, выявление творческих способностей учеников, углубленное изучение того или иного языка, а также развитие креативного мышления и подготовку некоторых обучающихся к олимпиадам и конкурсам. Существуют как общеобразовательные (на базе школе) факультативы, так и частные.
  7. Школьные факультативы не повторяют материал пройденный в общеобразовательном учреждении. На них ученики получают дополнительный и более глубокий материал. Там также присутствуют формы контроля на занятиях в дополнительном образовании. Преподаватель может проверить как дополнительный, так и основной материал. Однако процесс контроля носит обучающий характер, а не оценивающий. Для того чтобы заинтересовать учеников на факультативе, преподаватель должен подготовить интересные и разнообразные темы, а также использовать нестандартный метод образования.
  8. Занятия с репетитором — это особая форма обучения, которая отличается от общеобразовательных методов тем, что ученик будет обеспечен частным преподавателем и индивидуальной системой изучения предмета, которая подходит именно ему. Однако такие занятия проходят только на платной основе. К особенностям можно отнести частную форму проведения, регулярное повторение пройденного материала и изучение нового, возможность выбора дистанционного, группового или индивидуального изучения. Как правило, репетиторство выбирают тогда, когда необходимо устранить пробелы в знаниях.
  9. Центр творчества и развития — это учебное учреждение, деятельность которого нацелена на дополнительное образование детей. Главная цель такой формы обучения — развитие физического и творческого потенциала. Такие занятия могут посещать дети, возраст которых достиг полутора лет. В центрах творчества и развития сочетаются самые разнообразные направления и виды деятельности. Старшеклассники могут пройти там профильную подготовку. К особенностям можно отнести установленный режим проведения уроков, практические занятия и проведение праздников вместе с родителями.
  10. Клуб — творческое объединение на основе общих интересов для общения и организации досуга. К особенностям можно отнести наличие детского самоуправления, а также символов и атрибутов. В клубе также присутствует свой устав и традиции.

В нашей статье перечислены различные формы занятий в дополнительном образовании. Классификация их позволит выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Функции учебного контроля

Контроль, простыми словами, это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. В современной дидактике выделяются следующие функции:

  • Диагностическая. Педагог получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
  • Контролирующая. В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
  • Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
  • Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.
  • Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.
  • Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
  • Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.

Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, учитель сможет повысить результативность обучения в несколько раз.

Чем ДПО отличается от второго высшего образования?

Многие работники задаются закономерным вопросом, есть ли разница между вторым высшим образованием и доп. образованием? Отличия есть, и весьма существенные. При этом нет однозначного ответа, какое из двух видов образования лучше.

Период обучения

Если второе высшее придется получать несколько лет, то дополнительное профобразование доступно и за более короткие сроки, в некоторых случаях – не более чем за 100 часов.

Стоимость

ДПО, как правило, гораздо дешевле. При этом возможно получение доп. образования дистанционно. Этим оно немного напоминает классическую «заочку».

Приближенность к практике

Дополнительное образование более конкретно: здесь нет «лишних» дисциплин, не относящихся к основному профилю. При этом получение ДПО также подразумевает выдачу диплома гособразца, причем дополнительная специальность является равноправной с основной.

Интенсивность

Поскольку получатели ДПО наиболее заинтересованы в получении практических навыков, семинары и тренинги построены таким образом, чтобы студенты активно участвовали в них и сразу могли проанализировать сложности, с которыми столкнулись, а также проконсультироваться с экспертами. Мастер-классы и семинары проводят специалисты в своей области.

1.doc

«Формы учебных занятий в вузе»Лабораторные работыВведение1реферат^ 1. Лекция как важнейшая форма учебных занятий в вузе.Виды лекций

  • информационную (излагает необходимые сведения),
  • стимулирующую (пробуждает интерес к теме),
  • воспитывающую,
  • развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление).
  • ориентирующую (в проблеме, в литературе),
  • разъясняющую (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки),
  • убеждающую (с акцентом на системе доказательств).

По общим целямПо научному уровнюПо дидактическим задачам^ . По способу изложения материала2

  • Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.
  • Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.
  • Лекции нужны, если нет учебников или их мало.
  • Одни студенты успевают осмыслить, другие — только механически записать слова лектора.

^ Нетрадиционные формы проведения лекцийПроблемная лекцияпроблемной ситуациипринцип проблемностиЛекция-визуализация Лекция вдвоем.Лекция с заранее запланированными ошибками. ответы на вопросыЛекция-пресс-конференция. Лекция-беседаЛекция-дискуссия. ^ 2. Семинарские и практические занятия высшей школе.Семинары и виды семинароввиды семинаров

  • Просеминар — ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, литературой, и методикой работы над ними.
  • Собственно семинар:

видов учебных семинаровМеждисциплинарные.Проблемный семинар.Тематические.Ориентационные.Системные.СпецсеминарыспецпрактикумыКритерии оценки семинарского занятия

  • Целенаправленность;
  • Планирование;
  • Организация семинара;
  • Стиль проведения семинара;

Практические занятия. Лабораторные работыСтруктура практических занятий:

  • вступление преподавателя;
  • ответы на вопросы студентов по неясному материалу;
  • практическая часть как плановая;
  • заключительное слово преподавателя.

упражненияЛабораторные работы ^ 3. Самостоятельная работа студентов

студенты получают возможность черпать знания из новейших источников (материалы лекций и методических разработок отстают, как правило, на несколько лет)

студенты приобретают навыки самостоятельного планирования и организации собственного учебного процесса, что обеспечивает безболезненный переход к непрерывному послевузовскому образованию (прежде всего к самообразованию) по завершении обучения в вузе.

самостоятельная работа позволяет снизить негативный эффект некоторых индивидуальных особенностей студентов (например, инертность, неспособность распределять внимание, неспособность действовать в ситуации лимита времени и др.) и максимально использовать сильные стороны индивидуальности благодаря самостоятельному выбору времени и способов работы, предпочитаемых носителей информации и др.. Тренировочные самостоятельные работыРеконструктивные самостоятельные работы.Творческая самостоятельная работаЗаключениеБиблиографический список. Тренировочные самостоятельные работыРеконструктивные самостоятельные работы.Творческая самостоятельная работаЗаключениеБиблиографический список

Тренировочные самостоятельные работыРеконструктивные самостоятельные работы.Творческая самостоятельная работаЗаключениеБиблиографический список

  1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. – М., 2004.
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – С.-Пб., 2002.
  3. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. – М., 2002.
  4. Фокин Ю.Г. Психодидактика высшей школы. – М., 1998.
  5. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2000.

1 Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2000.
2 Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. – М., 2002.

Поиск по сайту:  

Преимущества нестандартных форм

Нестандартные формы обучения имеют ряд преимуществ:

  • создание интереса у школьников к новому материалу;
  • побуждение к творчеству и развитие творческих способностей учащихся;
  • использование иллюстративного материала и технических средств для более легкого освоения информации.

Проведение таких уроков дают шанс учителям проявить свои творческие способности и профессионализм

Важно учитывать тот факт, что частое проведение нестандартных уроков в скором времени вызовет у школьников отторжение и скуку. Поэтому не следует сильно увлекаться такими мероприятиями, а вводить их в учебных процесс порционно

В этом видео вы узнаете, как уйти от традиционной формы проведения урока:

Вебинар — эффективный метод дополнительного образования

В последнее время особую популярность имеют вебинары. Это связано с тем, что компьютерные технологии уже проникли в сферу дополнительного образования. Вебинар — это разновидность онлайн-занятий. Его проводит лектор, который специализируется на той или иной теме, в режиме реального времени. Вебинары пользуются популярностью не случайно, ведь ученикам не нужно ехать на занятия. Им необходимо всего лишь зайти на определенный сайт в указанное время и день. Чаще всего для того, чтобы стать участником вебинара требуется установить специальное приложение на свой компьютер. Однако посещение наиболее востребованных занятий необходимо оплатить. К преимуществам вебинара можно отнести следующие факторы:

  • интерактивное обучение;
  • существенная экономия времени и денег;
  • эффективность обучения;
  • динамичность подачи учебных материалов.

Вебинары имеют и недостатки. К ним можно отнести следующие факторы:

  • обязательное наличие компьютера и интернета;
  • обучение будет полезно только тем, кто настроен на результат.

Вебинар дистанционно объединяет людей, которые работают в абсолютно разных сферах. Он занимает особое место среди иных форм обучения.

Место дополнительного образования в системе

С 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас?

Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям.

По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование. Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже.

Как следует из названия, дополнительное образование не является обязательным. Его основная цель — разностороннее удовлетворение потребностей населения в образовании как профессиональных, так и иных.

В настоящее время политика государства направлена на развитие дополнительного образования, улучшение качества предоставляемых услуг и обеспечение наибольшего охвата. В майских указах Президента РФ Владимира Владимировича Путина была поставлена конкретная цель — обеспечить охват несовершеннолетних дополнительным образованием не ниже 80 %.

Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются.

Образовательная деятельность в области дополнительного образования — это реализация дополнительных образовательных программ. Давайте рассмотрим, из каких подвидов оно состоит.

Структура урока

В задачи педагога входит не только проведение занятий, но и тщательная подготовка к ним. Он должен спланировать ход занятия, выбрать и подготовить необходимое оборудование, подготовить детей. Для этого составляется план-конспект урока. Что нужно сделать:

  • выбрать формы организации детской деятельности и программные задачи;
  • выбрать методы и приемы проведения урока;
  • подобрать оборудование, дидактические материалы, образцы;
  • провести инструктаж и информирование детей (если необходимо);
  • продумать ход занятия.

Например, если планируется экскурсия, то педагог должен выбрать самый короткий и безопасный маршрут, заранее сходить в выбранное место, определить предметы для обсуждения. Если планируется использовать какие-то приборы, то нужно убедиться в их исправности.

Структура урока включает в себя три части:

  1. Подготовка, организационный этап. Педагог должен оценить состояние детей, их собранность и внимательность. На этом же этапе создается мотивация и интерес к занятию.
  2. Основная часть. Включает в себя постановку проблемы и учебной задачи, объяснение и демонстрацию материала, поиск решения, закрепление знаний и навыков.
  3. Заключение. Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, анализирует успехи, сравнивает результаты, рассказывает о том, что будет обсуждаться на следующем занятии.

В заключение педагог проводит самоанализ, оценивает, удалось ли решить поставленную им педагогическую задачу. Образовательные задачи бывают трех типов: усвоение знаний, умений и навыков (ЗУН), закрепление ЗУН, творческое применение ЗУН на практике. А также каждое занятие должно решать три главные задачи образовательного процесса в ДОУ: воспитывать, обучать, развивать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector