Предмет и объект курсовой работы: как не ошибиться?

Содержание:

Частные научные методы исследования в дипломе

Наравне с универсальными в каждой научной отрасли применяются соответствующие ее объекту и предмету особые методики изучения материала, сбора и обработки информации, проведения экспериментов.

Пример частных методов исследования в дипломной работе

Экономика Педагогика, психология Филология
  • Анализ: позитивный, нормативный, функциональный, статический, динамический.
  • Экономико-математическое моделирование.
  • Метод финансовых коэффициентов.
  • Сценарный метод прогнозирования экономических явлений.
  • Метод единства исторического и логического.
  • Построение экономических гипотез.
  • Метод «при прочих равных условиях».
  • Изучение продуктов творчества учеников.
  • Интервью.
  • Беседа.
  • Изучения групповой дифференциации.
  • Включенное наблюдение.
  • Педагогические контрольные испытания (тестирование).
  • Анкетирование (опрос).
  • Ранжирование.
  • Шкалирование.
  • Регистрация.
  • Анализ: композиционный, дискурсный, мотивный, интертекстуальный, дистрибутивный, контекстный, семантический.
  • Лингвистический эксперимент.
  • Биографический метод.
  • Контент-анализ.
  • Лексикографическая статистика.
  • Дифференциальный анализ оппозиций.
  • Нарративный метод.
  • Дихотомия.
  • Трансформационный синтез и анализ.
  • «Конкретное литературоведение».
  • Семиотический метод.

Пример описания методов исследования в ВКР

Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.

В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
  2. Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
  3. Экспериментальное изучение состояние разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологию выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
  4. Обработка полученных экспериментальных данных
  5. Разработка комплекса методических приемов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.

В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:

  1. Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
  2. Наблюдение.
  3. Беседа, анкетирование.
  4. Анализ продуктов деятельности детей.
  5. Изучение медико-педагогической документации.
  6. Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.

Методы исследования в дипломной работе должны полностью соответствовать заявленным задачам, чтобы дать автору возможность получить исчерпывающе полную и объективную информацию о конкретном предмете изучения. Ошибка при выборе способов и приемов проведения изысканий приведет к неполноте массива собранных данных или их субъективности, что может повлечь за собой неверные выводы. Поэтому при перечислении использованных в дипломной работе методов, особенно частных, желательно обосновать их выбор – уточнить, почему именно они подходят для изучения предмета и объекта исследования.

Что получает студент, если научится правильно формулировать эти понятия? Как это отразится на эффективности исследовательской работы?

Если студент сможет четко сформулировать для себя объект исследуемой темы, заданной руководителем, таким образом, он сузит круг поиска важной информации и литературы, отсеяв ненужные факты, данные и сведения. Это позволит сделать дальнейший его труд максимально полезным, информативным без воды, а главное, уникальным

Если студент сможет четко сформулировать для себя изучаемый предмет, значит, он определит основополагающие вопросы и задачи, которые по ходу написания труда он будет решать. Правильно определяя объект и предмет, студент получает навыки обработки, систематизации и анализа информации. Неопределенность и размытость же тянут за собой деформации структуры и содержания работы.

Основное отличие объекта от предмета

Чтобы правильно выбрать или дипломной работе нужно знать следующее:

  • Объект – факт или явление, которое выдвинуто на рассмотрение и изучение.
  • Предмет – действия, которые необходимо выполнить, чтобы изучить объект.

Не понятно? Рассмотрим примеры:

  • Объектом в исследовании являются школьники средних классов, предметом будут выступать особенности поведения этой категории лиц.
  • Объект — компания ООО «Долина», производящая строительные материалы, предметом может стать финансовая деятельность этой организации.
  • Если требуется написать курсовую работу на тему связанную с образованием, объект — общеобразовательные школы, в качестве предмета могут служить методы обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях или предметом может быть определение успеваемости.

Примеры выделения объекта и предмета исследования

Анализируем тему Выбираем объект исследования Выделаем предмет исследования
Реферат связан со СМИ Средства массовой информации и культура Особенности влияния СМИ на уровень культурного развития населения
Для темы, связанной с развитием дошкольников Детские сады, как фактор, влияющий на развитие Влияние детских садов на детей дошкольного возраста
«Персонал компании» Персонал строительной организации Эффективные способы мотивирования и особенности организации сотрудников строительной компании.
В курсовой работе на тему «Женщина в культе ислама» Процесс становления культа ислама Женщины в процессе становления и развития культа ислама
Если работа изучает методы увеличения доходов организации Определенное предприятие или особенности расширения организаций строительного типа Выявление событий, ведущих к получению увеличенных доходов в определенных организациях строительного типа
В дипломной работе по праву «Похищение человека» Сформулируем объект исследования как общественные отношения, возникающие в связи с совершением актов похищения человека Предметом выделим уголовно-правовых нормы, устанавливающие ответственность за похищение человека
Оценка и повышение конкурентоспособности предприятия Само предприятие Конкурентоспособность предприятия
Договор купли-продажи недвижимого имущества Отношения, которые складываются между людьми  в процессе купли-продажи недвижимого имущества Нормы законодательства в области гос. регистрации прав на недвижимое имущество
Библиотеки как главная база непрерывного образования Образовательная среда библиотеки общеобразовательного учреждения Деятельность школьной библиотеки по образованию информационной среды общеобразовательного учреждения

Рассмотренные понятия должны присутствовать в любой студенческой работе. При этом объект — более широкий спектр для изучения, а предмет — его уточненная проблема.

Как связаны понятия объекта и предмета между собой?

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Так как оба понятия находятся не просто внутри одной науки, но и рассматриваемой учащимся темы, следует определить, как соотносятся между собой объект и предмет. Объектом темы будет все то, что порождает противоречия, проблемы и вопросы, предметом — цель и назначение работы, а также уточнение методик, зрения, позиций на изучаемый объект.

Изучаемый предмет всегда будет находиться внутри все объемного объекта, первый будет частным того общего, что подразумевает второй. Объектом может быть широкая и проблемная область изучаемой темы исследования, а вот предметом будет частное после проведенного анализа, касающееся разных аспектов рассматриваемого объекта.

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Способы, которые помогают определить предмет исследования

Определившись, в чем заключается отличие между объектом и предметом, а также что их связывает, становится понятным, как в целом можно определить эти два субъекта самостоятельной работы студента. Методология формулировки объекта и предмета заключается в следующих советах:

Выберите и обговорите с преподавателем тему исследования, от которой в дальнейшем можно будет отталкиваться в обозначении объекта работы. Из темы написания работы студенту нужно сформулировать цель, благодаря чему можно будет понимать, для чего и кого пишется научный труд.
Далее ответьте себе на вопрос, к какой области знаний относится исследуемая тема. То есть вы должны понимать, это тема из экономики, психологии, юриспруденции или медицины и т.п. Далее спросите себя, в выбранной сфере, что именно больше всего вас может интересовать, ответ на этот вопрос и будет объектом научного труда.
Теперь задумайтесь над тем, какая особенность или характеристика объекта вас интересует больше всего. Что отражает самую животрепещущую проблему или вопрос, что наиболее актуально сегодня

Ответы на такие вопросы подскажут, в чем заключается предмет проводимого исследования.
Важно, чтобы объект был обобщающей средой, находящейся внутри темы студенческой работы, а также содержащей внутри себя изучаемый предмет. Простым языком из темы вытекает объект, а из объекта – предмет.

Роль руководителя работы

Если речь идет о курсовой или дипломной работе студента, которую курирует преподаватель или научный руководитель, от него напрямую зависит сразу несколько этапов написания работы:

  • выбор темы;
  • систематическое руководство написанием работы по структурным элементам (название, содержание, введение, список литературы, приложения и др.);
  • контроль над соблюдением графика и сроков написания научного труда;
  • консультация студента по ключевым понятиям работы – цель, задачи, предмет и объект;
  • помощь в сборе, систематизации, обобщении и обработки практического материала;
  • рекомендации по поводу используемых источников.

Из указанного списка обязанностей научного руководителя становится понятным, что после определения темы, а также объекта и предмета исследования студент может получить консультацию и одобрение или корректировки с его стороны

Для преподавателя крайне важно, чтобы объект и предмет по теме работы ранее нигде не фигурировали в теоретических источниках, значит, научный труд студента будет соответствовать принципам актуальности и новизны

Примеры объектов и предметов исследования

Чтобы наглядно ознакомиться с тем, как студент, отталкиваясь от темы работы и дисциплины, выделяет объект и предмет работы, стоит просмотреть готовые примеры:

Если тема студенческой работы «Семья и брак», то учащемуся в качестве объекта можно сформулировать права и обязанности членов семейных отношений, а предметом – права и обязанности супругов, детей и т. п. В рамках дисциплины информатика по теме «Особенности и принципы работы электронной почты» студент может обозначить объект электронный ящик в интернете, а предмет — основные принципы работы электронного ящика.

Как определить предмет и объект курсовой работы.

В каждой курсовой работе введение содержит определение объекта, а также предмета изыскания. Первый предусматривает область исследования, тогда как второй передает краткое содержание проделанной работы. Тем самым происходит конкретизация проблемы, которую рассматривает автор. Правильная организация подготовки к написанию и раскрытию темы зависит от корректной формулировки данных пунктов.

Каждый объект может содержать в себе несколько предметов. От учащегося требуется определить актуальную проблему, после чего детально рассмотреть ее, оставляя при этом в стороне другие составляющие и стороны объекта.

К примеру, в медицине объектом может выступать человек, а его предметом — опорно-двигательный аппарат, либо любая другая система.

В курсовой объекты и предметы исследования всегда имеют соотношение, как общее к частному. Каждый объект научного исследования предусматривает огромное количество предметов.

Если фонетическая система английского языка выступает объектом, то в качестве предмета рассматриваются дифтонгли, диалектные вариации звукового произношения, согласные и гласные звуки, прочее.

Каждый студент должен правильно определить предмет своей курсовой работы. Таким образом, ему удастся сузить круг поиска необходимого материала. Занимаясь подбором базовой литературы, учащемуся не придется читать тонну книг и просматривать тысячи тематических сайтов. Куда быстрее и проще искать источники по конкретному вопросу.

Как самостоятельно определить объект и предмет

Зачастую, объект исследования указывается в теме курсовой работы. Тогда как из него и определенных целей вытекает предмет. Если объект изначально будет слишком размытым, а предмет чрезмерно обширным, произойдет нарушение логической цепочки взаимосвязей, из-за чего учащемуся не удастся полноценно раскрыть тему курсовой.

Куда более эффективно подходить к формулировке продвигаясь от конкретизации к подробной детализации рассматриваемой проблемы.

Небольшая хитрость: нередко предмет исследования в курсовой работе является повторение темы, либо отделение от нее наиболее важной информации. Наглядные примеры

Наглядные примеры

Для более простого определения предмета и объекта исследования, рассмотрим примеры этих формулировок. Все они касаются исследовательских работ учащихся.

Пример 1

Объектом исследования являются чипсы.

Предмет исследования — влияние чипсов на здоровье человека.

Пример 2

Объект — два гепарда, привезенные в зоопарк из Африки.

Предмет — адаптация и поведение гепардов в условиях зоопарка.

Пример 3

Объект — стерилизованные яблочные соки в упаковке, прошедшие тщательную фильтрацию.

Предмет — состав меди и железа в стерилизованных и профильтрованных яблочных соках.

Пример 4

Объект — микроклимат в учебных заведениях.

Предмет исследования — условия микроклимата в кабинетах учебного заведения.

Пример 5

Объект — педагогический школьный коллектив.

Предмет — анализ одной из ее характеристик (это может быть образовательный уровень, структура, состав по возрасту, количество человек в коллективе, структура и т. д.).

Подбирая предмет исследования, важно помнить про актуальность и научную новизну. Лучше всего рассматривать малоизученные или вовсе неизученные аспекты

Заключение

В курсовой работе необходимо предельно точно указывать цель и предмет, чтобы рецензенты, а также все заинтересованные читатели смоли правильно составить представление о содержании работы и вопросах, которые в ней рассматриваются. Потому как название курсовой далеко не всегда определяет суть исследования.

Отличие объекта от предмета исследования

Разницу между объектом и предметом исследования проще всего понять через их соотношение. Как научные категории данные понятия соотносятся как общее (объект) и частное (предмет). Иными словами, их взаимосвязь заключается в том, что предмет является одной из составляющих частей объекта. Объект, будучи категорией более широкой, может включать в себя несколько предметов, то есть в рамках одной и той же проблемы можно выделить различные аспекты и исследовать каждый из них в отдельности.

Например, если объектом является внешняя политика России, то в качестве предмета такого исследования могут выступать ее энергетический, торгово-экономический или разоруженческий аспекты. Более того, каждый из этих аспектов может представлять из себя самостоятельное поле для исследования, то есть быть объектом. В таком случае формулировка предмета исследования будет значительно уже: например, «влияние российско-арабских отношений на энергетическую политику России».

Как определить предмет дипломной работы

Предмет дипломной работы это часть изучаемой сферы. Предметом могут быть отдельные аспекты хозяйствования, работы организации, государственной системы. Если сравнивать с объектом научного исследования, то предмет это более узкое понятие.Приведем примеры определения предмета дипломной работы.

  • Конкретизация места – «государственная служба в Германии» или «влияние облачных технологий на развитие науки и образования»
  • Конкретизация роли — государство как субъект гражданского права.
  • Определение гипотезы – отклонение показателей ООО «Перспектива» от плановых (автором изначально подразумевается, что факт отклонения гарантированно присутствует).
  • Конкретизация предприятия – «инвестиционный банковский риск в АО «Альфа-Банк» или «формирования сбытовой политики туристического оператора «Альф» или «управления инвестиционной деятельностью коммерческого банка АО «ОТП Банк».
  • Определение способов улучшения сферы деятельности — использование современных PR-технологий для управления имиджем организации.
  • Определение сферы деятельности предприятия – «комплекс теоретических, методических и практических аспектов осуществления импортных операций на предприятии» или «теоретические, методические, организационные и практические аспекты оценки вероятности банкротства предприятия и его дальнейшего оздоровления».Стоит отметить, что если вы используете некую гипотезу при обозначении предмета, то необходимо быть уверенным, что она подтвердится. Точно также глупо писать о некой сфере деятельности, если организация ее не совершает. Так не всякое предприятие занимается ВЭД, работает на страховом рынке, присутствует на международном рынке. Уточните заранее такие моменты, чтобы не пришлось спешно менять предмет исследования. В любом случае, для обозначения предмета необходимо сузить сферу исследования до чего-то конкретного. Это поможет вам запомнить, что конкретно необходимо проанализировать. Если при проведении анализа вы будете отталкиваться только от сферы, то работа будет очень объемной. Ведь если вам надо изучить управление кредитными рисками в банке, то неразумно писать диплом обо всех видах рисков, методах управления ими, анализировать абсолютно все в банковской сфере. Достаточно лишь коснуться понятия рисков банковской деятельности, чтобы затем перейти непосредственно к изучению кредитных рисков. Несмотря на кажущиеся простоту этого правила, научным руководителям было представлено тысячи пространные дипломных проектов, где присутствовали десятки страниц ненужной информации. Помните, что вы ограничены определенными рамками. Например, объем не должен превышать 120 страниц, а количество глав редко бывает больше четырех. В каждой главе раскрывается три или четыре задания, то есть имеется такое же количество пунктов. А значит необходимо проводить анализ, не нарушая строгую структуру, не создавая бессчетное количество глав или пунктов.

Как написать объект и предмет

Введение отражает суть исследования. Для оформления одного из главных разделов дипломной работы следует руководствоваться методическими указаниями конкретного учебного заведения. Структура вводной части содержит следующие аспекты:

  • актуальность темы;
  • цель;
  • задачи;
  • объект;
  • предмет.

Объем текста с описанием объекта и предмета дипломной работы, как правило, составляет половину страницы формата А4 печатного текста. Допускается оформление данного блока вводной части в виде отдельного пункта с подзаголовками «Объект/предмет дипломной работы». Также можно выделить тематический материал с помощью обособленных абзацев. В первую очередь следует обозначить объект исследования, а затем — предмет.

Некоторые студенты стараются написать введение с указанием основных параметров работы, включая объект и предмет, до того, как сформирована основная часть диплома. Однако в процессе научных изысканий может оказаться, что исследование выходит за рамки, установленные в самом начале работы. В этом случае придется исправлять вводную часть. Наиболее эффективным решением станет составление плана, согласование его с научным руководителем, написание основных глав дипломной работы, составление введения на основе имеющихся данных.

Шаблонные фразы и клише

Грамотно сформулировать и изложить мысли студентам при написании дипломного проекта помогут стандартные фразы. Речевые клише используются повсеместно для того, чтобы облегчить процесс написания текста и структурировать логику работы. Вот несколько примеров фраз, которые целесообразно использовать при написании вводной части диплома, включая описание объекта и предмета исследования:

На начальных этапах исследование интересно по нескольким причинам…;
Первостепенное значение для достижения цели дипломной работы имеет…;
Изучение..

служит исходным моментом в исследовании…;
В качестве исходного пункта в аналитической части работы обоснованно используется …;
Основные концептуальные положения теории позволили исследовать…;
Новая область изысканий представлена…;
Предмет исследования привлекает внимание в аспекте проблематики дипломной работы по причине…;
Предметы работы наиболее эффективно отражают специфику объекта исследования…. Взяв на вооружение грамотно сформулированные клише, студенту будет намного проще изложить свои мысли научным языком. Грамотная формулировка информации позволит максимально точно донести суть дипломного проекта до аттестационной комиссии

Такой критерий, как четкое и лаконичное изложение проблематики, целей, задач, объекта и предмета, служит залогом успешной защиты диплома

Грамотная формулировка информации позволит максимально точно донести суть дипломного проекта до аттестационной комиссии. Такой критерий, как четкое и лаконичное изложение проблематики, целей, задач, объекта и предмета, служит залогом успешной защиты диплома

Взяв на вооружение грамотно сформулированные клише, студенту будет намного проще изложить свои мысли научным языком. Грамотная формулировка информации позволит максимально точно донести суть дипломного проекта до аттестационной комиссии. Такой критерий, как четкое и лаконичное изложение проблематики, целей, задач, объекта и предмета, служит залогом успешной защиты диплома.

Чем отличаются между собой предмет и объект исследования?

В процессе обучения преподаватели обычно формулируют задание таким образом – выбрать конкретный объект для исследования и описать предмет этого исследования.

Под объектом исследования обычно понимают какой-то предмет, процесс или явление, существующее в мире. То есть, все то, на что направлена познавательная деятельность исследователя

Или в исследовании чего важно получить определенный результат и сделать выводы. Объект может содержать в себе различные составные части

Он имеет непосредственную связь с предметом исследования, но не является его синонимом.

Никакая исследовательская работа не в состоянии охватить весь объект для изучения, она направлена только на конкретный предмет исследования. Поэтому четкое разграничение этих понятий – залог успешной исследовательской работы.


Общая теория

Рассмотрим конкретные примеры:

  • Биология имеет в качестве объекта изучения все виды жизни на Земле. Предметом ее изучения могут являться различные виды живых существ, их эволюция, ареалы распространения, анатомические и физиологические аспекты.
  • История под объектом изучения понимает прошлое человеческого общества. Предметом изучения истории могут быть различные периоды, события, процессы и личности в различных срезах жизни общества.
  • Экономика имеет в качестве объекта изучения хозяйственную деятельность человека и все отношения, связанные с производством распределения товаров и услуг. Предметом изучения экономики могут быть микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика, экономические законы, принципы и факторы.

При написании исследовательской работы всегда отчетливо прослеживается связь темы с предметом, и его описание происходит более подробно. А вот с объектом такой связи может не наблюдаться, поскольку это очень масштабное понятие, исследовать которое можно с разных сторон и ракурсов. Поэтому его описание делается обычно кратко.


Пример

Например:

  • чипсы выступают в качестве объекта, а вот их влияние на организм человека – это предмет;
  • яблочный сок является объектом для изучения. А вот уже в качестве предмета, например, выступает процентный состав железа и прочих элементов;
  • магнит – это неживой объект, а вот его свойства – это уже предмет.

Определившись с объектом и предметом исследования при написании работы, исследователю необходимо дать им общую оценку. И стараться не упустить их связь на протяжении всей работы, определяя задачи, методы и окончательные выводы по итогам исследовательской работы.

Понятие об объекте работы

Давайте разберемся, что такое объект курсовой работы. Чтобы понимать сущность такого термина, стоит привести простой пример из жизни. Объектом может считаться студенческая жизнь учащегося – это и ВУЗ, в который он ходит, и посещение кафе и мест развлечений, отдых и домашние дела.

И даже если студент изменит город проживания, место обучения, станет посещать другие кафе, реальным объектом будет все тот же образ жизни. Отсюда можно сделать выводы касательно того, что такое объект курсовой работы:

  • объект – это абстрактное понятие;
  • в понятие «объект» вписывается огромный комплекс процессов и предметов;
  • объект курсовой – это все то, что студент собирается изучать без конкретики, а в целом.

Объект исследования в курсовой работе – это отдельный процесс в действительности или явление, которые изучаются в рамках заданной тематики в поле одной дисциплины. Объект чаще всего содержит в себе сразу несколько предметов, а задачей студента будет выявление актуальной проблемы, подробное ее рассмотрение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector