Стоит ли работать технологом пищевого производства?

Чем занимается технолог

Технологом называют специалиста, который организует, разрабатывает какой-либо производственный процесс. Это может быть комплекс методов и инструментов, чтобы достичь результата. Специалист, который это делает, должен иметь высшее техническое образование. В его задачу входит подбор необходимого оборудования для реализации технологического процесса, оптимальных режимов его функционирования.

Он должен определить методы качественного контроля и вести документацию, связанную с технологией производства. Все экспериментальные работы по внедрению новых процессов, организационные и технические мероприятия осуществляются с его участием.

В зависимости от специфики деятельности, технологи могут специализироваться на различных видах производства. Они, в частности, могут:

  1. Разрабатывать проект конкретного производства и меры по обеспечению технологического процесса.
  2. Описывать технологии сборки, механической, термической и иных видов обработки деталей и узлов изделий.
  3. Разрабатывать способы изготовления оптических деталей, их крепления в оптические приборы и пр.
  4. В пищевом производстве осуществлять контроль технологических режимов, контролировать качество продукции, разрабатывать ее новые виды.
  5. Руководить в химическом производстве режимом работы различных установок.
  6. Заниматься разработкой и выпуском лекарств в фармацевтическом производстве.
  7. В текстильном производстве, вырабатывать и контролировать способы производства нитей и тканей.
  8. В сфере нанотехнологий обеспечивать, например, производство сложнейших наногетероструктурных интегральных схем и пр.

Вариантов специализации технологов множество, их количество не уменьшается. По сути,  технолог практически организовывает производство, разрабатывает и внедряет меры по его совершенствованию.

Перспективы карьерного роста профессии техник технолог

Необходимо отметить, что на данный момент профессия технолог пусть и является актуальной, но и не является дефицитной, поэтому найти работу по специальности достаточно сложно. Дело в том, что на многих производствах при освобождении подобной должности принято не искать нового сотрудника, а повышать уже работающего специалиста.

Сами технологи для развития карьеры должны не только хорошо работать, но и постоянно саморазвиваться, а также предлагать различные идеи по усовершенствованию технологических процессов. При должном уровне профессиональной активности технолог может дорасти до руководящей должности в своем сегменте: главного инженера, руководителя проектного отдела и т.д.

Особенности

Техник-технолог – это специалист, который на предприятии является ответственным за осуществление и разработку разного рода технологических процессов, имеющих непосредственное отношение к производству товара.

Потребность в данной профессии возникла в XX веке, что было связано с развитием технологий. В тот момент, когда на производстве стали использовать сложные и комплексные машины, а не только примитивные орудия, возникла потребность в специалистах, которые хорошо разбираются в тонкостях и деталях различных технологических и производственных процессов. Таким образом, техники-технологи стали теми сотрудниками, которые отвечали за производство максимально идентичных товаров.

На сегодняшний день важнейшей функцией техника-технолога на производстве является выявление различного брака и дефектов в товаре. Специалист должен не допускать их возникновения или своевременно устранять. В связи с этим у человека, занимающего соответствующую должность, должен быть довольно широкий кругозор, а также большое количество специализированных теоретических знаний и практических навыков.

Специалист может быть задействован в самых разных сферах человеческой деятельности, однако чаще всего техника-технолога можно встретить на предприятиях общественного питания.

Если вы задумываетесь о том, чтобы связать свою жизнь с данной профессией, то вам нужно внимательно проанализировать все имеющиеся достоинства и недостатки профессии. Только так вы сможете принять максимально объективное и взвешенное решение.

К достоинствам профессии можно отнести.

  • Большое количество отрытых вакансий. Техник-технолог – это высококвалифицированный специалист, который никогда не останется без работы, так как профессия является актуальной и востребованной на современном рынке труда.
  • Высокий доход. Чем выше ваша квалификации, а также чем больше опыт работы, тем более высокое материальное вознаграждение за свой труд вы будете получать.
  • Возможность карьерного роста и самореализации. Профессия потребует от вас постоянного развития и самосовершенствования.

Среди минусов обычно выделяют.

  • Высокий уровень ответственности. Именно от техника-технолога зависит итоговое качество продукта, который получит конечный потребитель.
  • Стресс. В связи с тем, что на плечи специалиста ложится большая ответственность, он постоянно испытывает стресс.

Кто такой техник

Техником ранее было принято именовать специалиста, использующего различную технику. Она может применяться в различных отраслях экономики и социальной сферы. Как правило, техник имеет среднее техническое образование. С июля минувшего года в РФ действуют государственные профстандарты с требованиями, в том числе для техников. В них обозначается квалификация техника, его функции и другие параметры.

При этом важно понимать, что техником называют не одну профессию. Например, им могут быть техники занимающиеся документацией и информационным обеспечением объекта,  демонтажем объектов, расшифровывающий параметры движения транспорта, обслуживающий теплосети и трубопроводы, техник-программист и пр

Техник, как правило, выполняет свои обязанности под руководством специалиста более высокой квалификации.

К их перечню могут относиться:

  • Технические расчеты и разработка простых проектов и схем в соответствии с нормативными документами.
  • Наладка, настройка и проверка систем и оборудования обеспечивает их исправную работу.
  • Подключение приборов, регистрация нужных параметров анализ результатов.
  • Участие в подготовке технических регламентов и прочей документации, в опытно- экспериментальных мероприятиях.
  • Сбор и обработка первичных материалов, статистики, накапливает научно-техническую информацию по специальности.

Техник также может заниматься описанием выполненных работ, готовя различные справочно-информационные материалы и техдокументацию. Ему может быть поручено обоснование эффективности использования новых разработок и технологий. Он может заниматься приемом, регистрацией и оформлением документации, обеспечивать ее сохранность, контролировать сроки исполнения документов.

Для выполнения своих функций техник обладать знаниями:

  • Применяемой в технической литературе терминологии.
  • Нормативно-правовые акты и техдокументацию по направлению деятельности.
  • Стандарты и техусловия на документацию, которая разрабатывается, правила ее оформления.
  • Методы проведения наладочных и экспериментальных работ, аппаратуры для контроля и измерений.
  • Основ технологии производства, характеристики и особенности оборудования, выявления в нем дефектов.
  • Современные средства работы с информацией и правил ее компьютерной обработки и многое другое.

Обычно для техников первой и второй категории требовался стаж работы на должности техника не менее двух лет. Всегда востребованы техники, занимающиеся вопросами технологии. Опыт работы техником-технологом три года и более был условием для занятия должности инженера-технолога.

Общие сведения

Инженер (от латинского ingenium – «остроумная выдумка») – это первооткрыватель и рационализатор, который занимается исследованием способов усовершенствования жизни общества. Иначе, его можно назвать изобретателем.

Инженер-технолог – это инженер, отвечающий за разработку и организацию производственного процесса. Он подразделяется на три направления, которые тесно взаимосвязаны между собой:

  1. Научная и изобретательная работа;
  2. Конструкторская деятельность;
  3. Внедрение новых технологий в производственный процесс.

Главная задача, которая ставится перед таким специалистом, заключается в осуществлении обоснованного выбора способов производства, с учетом поставленных руководством требований.

Специальность инженера-технолога предполагает деление по категориям. Общепринятая классификация представлена ниже:

I категория. Выдвигаемые требования: высшее профессиональное образование, стаж работы инженером-технологом II категории от трех лет.

II категория. Выдвигаемые требования: высшее профессиональное образование, стаж работы инженером-технологом III категории или других инженерно-технических должностей от трех лет.

III категория. Выдвигаемые требования: высшее профессиональное образование, стаж работы по специальности, полученной в период обучения.

Инженер-технолог. Выдвигаемые требования: высшее профессиональное образование без стажа работы; среднее профессиональное образование, стаж работы техником-технологом I разряда от трех лет.

Любая профессия имеет свои положительные и отрицательные стороны. Будущие инженеры-технологи будут иметь следующие преимущества:

  • Востребованность профиля;
  • Большой выбор мест трудоустройства;
  • Высокая оплата труда при продвижении по карьерной лестнице;
  • Наличие карьерного роста;
  • Низкая конкуренция.

К недостаткам профессии можно отнести:

  • Высокую ответственность;
  • Наличие вредных производственных факторов;
  • Повышенный риск травматизма.

Следовательно, рассматриваемый профиль предполагает наличие глубоких знаний в области производственного процесса и смежных науках, непрерывного саморазвития, инициативности и желания к постоянному совершенствованию своих знаний и умений.

Особенности профессии

Помимо всего вышеперечисленного, химик-технолог может также заниматься контролем качества продукции, проверять ее на предмет безопасности для здоровья людей и животных. Вопросам безопасности в принципе уделена немалая часть работы такого специалиста: речь может идти как о безопасности самого химика-технолога при проведении испытаний и исследований, так и о безопасности сотрудников целого предприятия в процессе производства товаров.

Основные рабочие задачи профессионалов в этой области сводятся к следующим:

  • исследование различных веществ и продуктов;
  • создание различных веществ и продуктов (в соответствии с техническим заданием);
  • контроль соблюдения технологической дисциплины и правил техники безопасности;
  • контроль качества производимой продукции;
  • участие в настройке технического оборудования и соответствующего программного обеспечения, проведение профилактического осмотра и ремонта технического оснащения;
  • моделирование объектов и процессов для задач производства или научных исследований;
  • составление технической документации;
  • организация работы коллектива.

Химик-технолог – это, по сути, инженерная специализация, которая придется по вкусу химикам с математическим складом ума. В зависимости от места трудоустройства, она может предполагать взаимодействие с разными аспектами работы: от научных исследований до юридически правильного заполнения технических документов.

Востребованность

Сегодня профессию технолог можно считать достаточно востребованной. Связано это с тем, что постоянно происходит расширение производственной сферы. Новые вакансии появляются постоянно и хорошо оплачиваются.

Также эти специалисты могут работать в смежных отраслях и совмещать свою деятельность.

Средняя зарплата составляет 40 000 руб. в месяц, но доход часто зависит от работодателя. На работу устроиться достаточно просто, если есть определенные навыки и квалификация.

При появлении вакансии, сразу находится большое количество претендентов. Потому требуется иметь необходимые навыки, знания и опыт, и конечно же соответствующий диплом.

Чтобы стать профессионалом, надо постоянно развивать свои навыки, быть в курсе новых технологий. Для этого стоит заниматься самоконтролем и находить различные способы для того, чтобы повышать качество продукции в тех или иных условиях.

Возможностей для такого человека достаточно много, но его основной задачей является разработка производственных процессов и саморазвитие. Такой специалист может в будущем занять ведущую роль на предприятии и управлять разными подразделениями.

Часто технологи создают свой бизнес, что позволит расширить возможности и повысить уровень жизни. Квалифицированный технолог востребован и за рубежом, а с дипломом отечественного ВУЗа можно устроиться на работу в любой стране.

На этом у нас все. Теперь вы знаете о профессии технолог кто это такой, чем занимается и какие особенности у этой профессии. Мы надеемся, что данная статья для вас стала полезной и поможет вам определиться с вашей будущей профессией.

Spread the love

Знания и навыки

Курс подготовки специалиста мясного производства включает в себя, прежде всего, овладение методиками первичной переработки основных животных и птицы. Обязательно нужно знать, какова анатомия и гистологическая структура сырья, его особенности на клеточном уровне, в плане физических и химических процессов. Дополнительно придется освоить принципы использования добавок в мясной отрасли. Но и на этом круг необходимых компетенций технолога не заканчивается. Так, отдельный блок образовательной подготовки включает овладение нормами безопасности при переработке мяса и требованиями производственного контроля.

Хороший специалист умеет производить техническое нормирование производства и привести его к необходимым стандартам. Он готов обеспечить состояние, отвечающее ветеринарным, санитарным и гигиеническим требованиям.

Получив образование, такой профессионал овладевает:

  • ключевыми технологическими процессами переработки мяса;
  • рациональным подходом к использованию сырья;
  • правилами составления технологических схем;
  • умением модифицировать органолептические, кулинарные и технологические характеристики исходного сырья и полуфабрикатов;
  • умением давать кулинарную оценку;
  • навыками проработки новых производственных технологий;
  • способностью анализировать достижения других специалистов как в России, так и за границей, обобщать их положительный и отрицательный опыт.

Особенности

Химик-технолог может работать на предприятии, но в рамках той же профессии он может заниматься научно-исследовательской деятельностью. Профессия появилась вместе с самой химпромышленностью. Еще в 15 столетии в Европе начали открываться мануфактуры, где производились соли и щелочи, кислоты для изготовления лекарств и красящих веществ. Каждое новое открытие в области химии становилось новой вехой в эволюции самой профессии.

Простой пример: в начале прошлого века было изобретено оборудование для синтеза аммиака в промышленных масштабах. И применение этого оборудования в агрохимической отрасли привело к возникновению крупного направления хозяйства – производства минудобрений. Ближе к середине прошлого века свет увидели теоретические работы по цепным реакциям, которые сумели найти практическое применение в изготовлении пластических масс, смол, искусственных волокон (синтетики).

Работа современного химика-технолога – это оптимизация уже действующего производства или же создание нового продукта в косметологии и фармакологии, целлюлозно-бумажной отрасли, на металлургических и нефтеперабатывающих заводах, на военных объектах и т. д. Специалист занимается созданием объекта для потребления либо производственного средства с определенными свойствами. Результат его работы должен обладать возможностями производства в промышленных масштабах по алгоритму.

Специалист должен знакомиться с различными образцами, изучать их состав, анализировать свойства, определять расходы и отходы, способы утилизации отходов производства. Сначала химик-технолог контролирует образцы поступающего сырья и расходных материалов, потом – качество уже готового продукта, его соответствие заявленным критериям. Химик-технолог может совмещать практическую деятельность с научной. Также он может быть частью административно-управленческого звена.

Описание профессии будет неполным без перечисления ее плюсов и минусов.

К плюсам специальности можно отнести следующие:

  • интересная профессия для тех, кто искренне увлечен химией;
  • работа не предполагает однообразия;
  • профессия развивается, научные исследования продвигают промышленность, и с сегодняшним ориентиром на экологичность производства будут востребованы именно те компании, которые смогут двигаться в этом направлении;
  • если человек хочет совмещать практику и научную деятельность, в этой профессии есть все возможности для этого;
  • работа в большом коллективе, на крупных предприятиях;
  • возможны командировки, участие в форумах, выставках, научных конференциях;
  • хорошая заработная плата, если специалист востребован и работает, например, на крупном преуспевающем заводе или фабрике.

Но существуют и минусы:

  • назвать их можно побочными эффектами работы – вибрации, шум, взаимодействие с реагентами, растворами (но риски минимизирует специальная экипировка и соблюдение техники безопасности);
  • стартовые возможности должны быть высоки – нужно хорошо учиться в школе, скорее всего, даже выбирать профиль химико-биологический.

Обязанности

В соответствии с профстандартами, указанными в ЕКТС, должностная инструкция работника на позиции инженера-технолога включает в себя следующие задачи.

  • Составление и внедрение комплекса мер, направленных на рост конкурентоспособности выпускаемых товаров, уменьшение материальных расходов и трудовых затрат на всех этапах производственного цикла.
  • Создание и внедрение высокоэффективных технологических процессов, современного оборудования, способов и решений в части автоматизации и механизации.
  • Наладка рабочих режимов производственных циклов.
  • Нормирование всех процессов на производстве.
  • Расчет экономической эффективности производственного цикла.
  • Планирование расходования необходимых материалов, топлива, а также инструментов.
  • Составление схем размещения оборудования в производственных цехах, обеспечение рабочих мест, мониторинг загруженности оборудования и планирование использования производственных мощностей.
  • Определение последовательности выполнения основных работ, разработка пооперационного маршрута выпуска продукции.
  • Формирование техзадания на оснастку, приспособления, а также инструмент.
  • Внедрение нормативов сборки конструкций, используемых технологий, маршрутных карт, а также других документов, так или иначе связанных с выпуском товаров.
  • Внесение коррективов в техническую документацию производства в случае необходимости.
  • Участие в исследовательских и опытных изысканиях.
  • Согласование документации со смежными подразделениями компании.
  • Осуществление экспериментальных исследований по введению передовых технологий.
  • Выполнение функций по оформлению заявок на патенты и опытные образцы.
  • Разработка системы мероприятий, нацеленных на повышение производительности труда, внедрение передового отечественного и зарубежного опыта на производстве.
  • Формирование комплекса работ, направленных на более практичное и эффективное освоение действующих производственных мощностей и усовершенствование используемых технологий.
  • Активное участие в составлении программ управления производственным оборудованием.
  • Исследование основных причин появления брака и плохого качества выпускаемого продукта. Оперативная разработка мер по их дальнейшему устранению и предупреждению.
  • Контроль за точностью выполнения требований производственно-трудовой дисциплины и правильности использования оборудования.
  • Рассмотрение вносимых рационализаторских предложений с целью совершенствования действующих технологий производства, вынесение экспертной оценки о целесообразности или нецелесообразности их внедрения.

Обучение

Учиться по специальности технолога пищевой промышленности можно как в вузах, так и в средних учебных заведениях. Подготовку таких специалистов ведет технический университет Волгограда; можно будет обучиться еще в государственном университете Севастополя.

Кроме этих учебных заведений, вполне реально поступить в следующие:

  • ЮУрГУ;
  • ИТМО;
  • РУДН;
  • Российский аграрный университет имени Тимирязева;
  • Московскую академию ветеринарной медицины и биотехнологии.

За пределами столицы таких профессионалов готовят:

  • Кубанский аграрный университет имени Трубилина;
  • ОмГТУ;
  • Саратовский университет имени Вавилова;
  • политехнический университет Санкт-Петербурга;
  • Калмыцкий университет имени Городовикова;
  • Уфимский нефтяной университет;
  • аграрный университет Санкт-Петербурга;
  • Дальневосточный рыбохозяйственный университет;
  • СКФУ;
  • Казанский технологический университет.

Если высшие учебные заведения не устраивают, можно обратить внимание на следующие варианты:

  • университетский политехнический колледж при Санкт-Петербургском университете имени Петра I;
  • образовательный комплекс имени Талалихина (Москва);
  • колледж Санкт-Петербургского аграрного университета;
  • технологический колледж казанского КНИТУ;
  • факультет среднего профобразования КНИТУ;
  • колледж агробизнеса ОмГАУ;
  • финансово-технологический колледж Саратовского университета имени Вавилова;
  • техникум мясной и молочной промышленности (г. Омск);
  • колледжу отраслевых технологий (г. Уфа);
  • агропромышленный техникум (г. Пермь);
  • Красноярский технологический техникум пищевой промышленности.

Важно в любом случае знать, какие экзамены нужно сдавать на технолога пищевой промышленности. После 9 класса кроме 2 обязательных экзаменов ГИА необходимо сдавать любые 2 экзамена по выбору

Прием ведут по итогам конкурса аттестатов, и значение имеет лишь общая сумма баллов. После 11 класса можно поступить в высшее учебное заведение. Состав вступительных испытаний определяется программой конкретной учебной специализации. Он может меняться в каждом сезоне, потому необходимо искать актуальную информацию на сайте вуза.

В колледжах и техникумах обычно готовят технологов общественного питания по специализации «продукция общественного питания» либо «технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий». Учащиеся дополнительно к главной специализации получают также навыки кондитера, повара либо бармена. Они обычно осваивают технологию работы с мучными изделиями, с холодными и горячими десертами, с полуфабрикатами.

Внимания заслуживает Московский университет пищевых производств. Он имеет 3 соответствующие специальности. В процессе подготовки университету помогают крупные компании мясоперерабатывающей отрасли и других пищевых производств. Предусматриваются специальные семинары и мастер-классы с участием лидеров мирового производственного рынка. Это позволяет существенно расширить шансы на трудоустройство.

Неплохой идеей будет поступление и в Московский университет технологий и управления. Тут готовят профессионалов по всему кругу пищевых технологий. Руководство университета постоянно заботится о научно-исследовательской работе и о расширении патентной активности.

Внимание уделяется стажировкам в ведущих научно-исследовательских организациях отрасли. Стоит рассмотреть еще пищевой колледж № 33

Тут обучают технологии изготовления хлеба, кондитерских изделий. Есть также специализация собственно технолога общественного питания. При составлении учебного плана огромное внимание уделяется профессиональным модулям, овладению всеми аспектами работы. Значительное количество усилий прилагается для организации производственного обучения. Колледж сотрудничает с ведущими компаниями отрасли, его выпускники уже успели стать руководителями производства и директорами комбинатов питания.

Обучение

Чтобы получить профессию микробиолога, придется окончить 11 классов, затем сдавать ЕГЭ, при этом, помимо успешной сдачи основных предметов, нужно выбрать те, которые требуются в выбранном ВУЗе. Поэтому с местом поступления нужно будет определиться заранее, а значит, примерно нужно знать – работе в какой конкретно области хотелось бы себя посвятить. Ведь биотехнолог может применить свои знания разных областях

Но до того как придется сдавать решающие экзамены, стоит уделить внимание нужным предметам, восполнить пробелы, если они есть. Если, например, в школе с той же биологией или химией были проблемы, в институте или университете легче не станет

Наоборот, база знаний должна быть основательной. В школе можно, помимо математики и русского языка, в качестве дополнительных предметов сдавать биологию, химию, английский язык. В России на биологов разной направленности учат во многих учебных заведениях. В крупных городах, краевых столицах точно можно найти факультеты, где удастся получить нужную специальность. К таким учебным заведениям можно отнести, например, следующие:

  • МГУ им. Ломоносова;
  • Российский государственный аграрный университет;
  • Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова;
  • Московский государственный университет пищевых производств;
  • Институт инновационных технологий и биоиндустрии продуктов питания;
  • Московский физико-технический институт.
  • Национальный исследовательский политехнический университет (г. Томск);
  • Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург).

Биотехнолог – профессия сложная, требующая очень качественной и основательной подготовки. Поэтому приняв решение посвятить себя этой профессии, следует отправляться в высшее учебное заведение. Но если так сложились обстоятельства, и после окончания 9 классов удалось получить образование в колледже или техникуме, всегда можно сменить специальность и поступить в университет или институт. Но тогда нужно будет сдать экзамены, которые необходимы при поступлении в конкретное учебное заведение. Эту информацию придется узнавать на сайте ВУЗа в год поступления. Это могут быть математика, химия, биология, физика, русский и английский языки. Специалисты, которые уже трудятся на предприятии или фирме, могут в процессе работы проходить курсы повышения квалификации, посещать различные лекции, семинары, симпозиумы, конференции, но они уже будут связаны непосредственно с той сферой деятельности, в которой предстоит развиваться и добиваться успехов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector