Что такое валеология? предмет изучения, сущность, характерные черты. детская валеология

О валеологии и гигиене

Некоторые сравнивают два понятия – валеология и гигиена, полагая, что они идентичные. Однако различия между двумя науками есть.

Сравнительная характеристика Валеология Гигиена
Предмет науки Человеческое здоровье, изучение функциональных возможностей и резервов организма, способы воздействия на них. Изучение взаимосвязи между внешними факторами и человеческим здоровьем.
Объект науки Человек – здоровый и в состоянии предболезни. Внешние факторы, воздействующие на организм, человек.

Таким образом, у двух наук прослеживается противоположное направление. Валеология следует от людей к окружающей среде, а гигиена – от внешних факторов к людям.

Актуальность валеологии

Как известно, на здоровье человека оказывает влияние не только уровень медицины и наследственность, хотя и это немаловажно, но и совокупность природных и социально-экономических условий жизни. Стрессовые ситуации в современном мире – это почти норма

В какой-то степени, стресс является необходимостью для того, чтобы организм мог функционировать нормально. Однако часто бывает так, что этот уровень повышается и достигает критической отметки, что может крайне негативно сказываться на здоровье человека и приводить к различным видам физических и эмоциональных расстройств.

Ведь что такое валеология!? Наука о здоровье, а здоровье, как известно, – это отсутствие болезней, а также психологических проблем, в том числе стрессовых состояний, депрессии и так далее. Чрезмерное физическое или умственное напряжение, гиподинамия, разного рода психологические отрицательные состояния могут привести к химическому дисбалансу внутренних систем организма. Что хорошего произошло в прошлом веке? Стоит отметить значительное сокращение числа заболеваний. Также произошло увеличение средней продолжительности жизни. Очевидными являются успехи в профилактике и лечении инфекционных заболеваний.

Характерные черты учения о здоровье

Перечислим основные особенности и характерные черты валеологии:

  • Это междисциплинарное направление, предметом изучения которого является представление о совокупности генетических и функциональных запасов систем организма, которая обеспечивает устойчивость психофизиологического и социокультурного развития и сохраняет здоровье человека, несмотря на влияние факторов как внешней, так и внутренней среды.
  • Эта учебная дисциплина изучает не только само здоровье, но и определенный образ жизни, направленный на его сохранение и укрепление.
  • Объектом этого научного направления является почти здоровый, находящийся в предболезненном состоянии человек. Этот пункт делает валеологию уникальной наукой, поскольку данный контингент не рассматривается так тщательно ни одной другой дисциплиной.

Наука валеология

Валеология была создана, чтобы изучать внутренние резервы человеческого организма. Основная ее цель заключается не только в том, чтобы максимально изучить эту область, но и разобрать пути их увеличения. Основа науки состоит в том, чтобы предотвратить ухудшение человеческого здоровья, а не просто вылечить, как это делается в медицине.

Сразу после появления этого учения, оно столкнулось с критикой со стороны церковных служителей и профессоров. Несмотря на то, что валеологию включили в ряд дисциплин, которые преподавались в учебных заведениях, никто не мог создать единую концепцию преподавания.

На сегодняшний день данная наука изучается всего в нескольких университетах на факультативах, однако, с каждым годом она становится все более популярной. Никаких четких граней с другими дисциплинами, изучающие здоровье человека, валеология не имеет, но она является достаточно молодой наукой и методы ее преподавания еще находятся в стадии разработки.

Саму валеологию можно легко разделить на общую и специальную. В общую входит история создания науки, ее задачи и методы по отношению к объекту, а также какие цели в себя включает наука. Специальная валеология подразумевает более узкоспециализированный вид, например, связанная с медициной, семейная, педагогическая и другие виды.

Какими личностными качествами должен обладать валеолог

Для валеолога в первую очередь важно уметь аналитически мыслить – ведь в ходе своей профессиональной деятельности он должен:

  • анализировать состояние людей на разных уровнях,
  • находить связь между психологическим и физическим состоянием,
  • определять уровень влияния внешней среды,
  • искать способы улучшения ситуации.

Также важен интерес к исследовательской работе, наблюдательность, умение концентрироваться и хорошая память. Кроме того, невозможно переоценить значимость эмоциональной и нервно-психический устойчивости специалиста.

Валеолог должен обладать педагогическими навыками, быть доброжелательным и коммуникабельным, иметь высокий социальный интеллект. Также важны:

  • инициативность,
  • активность,
  • ответственность,
  • организаторские способности,
  • самодисциплина.

Для валеолога важно быть в хорошей физической форме и иметь высокую общую культуру, в том числе уметь грамотно говорить и писать

Объект изучения валеологии

Главной темой изучения валеологии является индивидуальное здоровье человека как категории качества жизни. Это наука ставит своей целью восстановление, укрепление и улучшение здоровья, а также привития таких необходимо важных навыков, как активный образ жизни, правильный отдых, рациональная физическая нагрузка, сбалансированное питание, чистота и гигиена. Немаловажным считается развитие правильных отношений между мужчиной и женщиной, человеком и доктором.

Эта научное направление включает в себя воспитание тех качеств, которые непременно станут спутниками здоровой и успешной повседневной жизни. Итак, что такое валеология и что она изучает? Это учение о ЗОЖ, которое рассматривает такие разделы, как:

  • Личная гигиена и гигиена половых отношений.
  • Детское физическое и психологическое здоровье.
  • Хорошее самочувствие и долголетие.
  • Массажные процедуры.
  • Сбалансированное и правильное питание.
  • Меры реабилитации после перенесенных заболеваний.
  • Уход за пациентами.
  • Физические нагрузки, спорт и различные виды упражнений.

1.4. Классификация валеологии

Несмотря на свою очевидную молодость, валеология развивается довольно динамично. Находясь на стыке многих наук, валеология своими методологией, проблемами, данными заставляет представителей этих наук в отдельных аспектах по-новому взглянуть на их собственные проблемы. Неудивительно поэтому, что в самой валеологии происходит заметная дифференциация, отражающая специфику интересов ученых, пришедших в валеологию из различных отраслей наук.

В настоящее время в валеологии можно выделить следующие основные направления.

Общая валеология представляет собой основу, методологию валеологии как науки или области знания. Она определяет место валеологии в системе наук о человеке, предмет, методы, цели, задачи, историю ее становления. Сюда же следует отнести и вопросы биосоциальной природы человека и ее роли в обеспечении здоровья.

<<< Назад Дальше >>>

Где получить образование, как проходит учеба

Выучиться на валеолога можно в медицинских университетах Санкт-Петербурга им. академика И. Павлова, в Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, в Северо-Западном государственном медицинском институте имени И. Мечникова. В Москве обучают валеологии в МГУ имени Ломоносова, Первом Московском медицинском университете им. И. Сеченова, Российском национальном исследовательском медицинском университете РНИМУ им. Н. Пирогова. В перифериях, получить образование можно в медицинских ВУЗах по направлению «адаптивная физическая культура».

На учебе, студенты изучают физиологию человека, современные методы валеологической профилактики и оздоровления, девиантное поведение и его предотвращение, биоритмологию, валеософию, основы натуротерапии, компьютерные технологии, моральные и духовные основы здоровья. Ученики проходят практику в медицинских учреждениях, реабилитационных центрах, профилакториях.

Особенности профессии

Валеолог — специалист, имеющий высшее медицинское образование, в его компетенции не только ответы на вопросы о питании и составлении правильного рациона для конкретного человека, но и советы, как улучшить психическое и физическое состояние в целом. Опираясь на общеизвестные факты и статистику, учитывая особенности организма, специалист подбирает для каждого человека уникальный режим. Некоторые представители этой отрасли могут давать консультации по литотерапии (лечении камнями), питании по сезонам и заниматься составлением рациона согласно группе крови.

Валеология соединяет в себе все полезные знания, накопленные в других науках, и помогает воплотить их в реальность для получения положительного результата и увеличения динамики социального развития. Нет конкретного списка органов, лечением которых занимается специалист, ведь это комплексная наука о здоровье. К ключевым компетенциям работы можно отнести:

  • Составление установок для ЗОЖ.
  • Использование мотивации для повышения настроения и желания заниматься саморазвитием.
  • Разработка и применение основ питания.
  • Лечение драгоценными камнями.

Представители профессии должны обладать не только аналитическим складом ума, способностью к прогнозированию и анализу полученной статистики для конкретной возрастной группы, но и коммуникабельностью, и системным мышлением. Нужно уметь анализировать всю полученную информацию и использовать на практике главные её элементы. Что касается профессиональных навыков, сюда относятся знания в области анатомии и физиологии.

Достоинства и недостатки

К плюсам профессии можно отнести востребованность и перспективность. Человечество развивается, появляются новые методы диагностики и борьбы с разными видами заболеваний, поэтому вакансия валеолога будет всегда в тренде. Благодаря чётким рекомендациям каждый человек может самостоятельно лечиться и применять советы специалиста, что расширяет сферу применения науки с возможным дистанционным обучением. Валеологи часто работают в комфортных условиях, в кабинетах, оснащенных для качественной эффективной деятельности.

К минусам профессии можно отнести перегрузки в плане коммуникации, частые встречи, постоянные консультации. В эмоциональном плане это грозит специалисту выгоранием.

Перспективы и вознаграждение

Работа подойдёт тем, кто в школьные годы с удовольствием занимался изучением биологии, ОБЖ, химии. Это хороший выбор и для занимающихся спортом и активным образом жизни, потому что валеологи должны служить примером для других. Обязательно наличие медицинского образования, ведь большинство советов специалистов должны быть подкреплены фактами.

Заработная плата зависит от региона, где работает специалист. Чем больше людей интересуются темой здорового образа жизни, тем выше оценивается труд валеолога. На 2021 год средняя зарплата для этой профессии была в районе 28000−31000 рублей.

Из-за постоянного развития медицины расширяются и возможности специальности, что влечет за собой варианты переквалификации и карьерного роста. Благодаря сочетанию в одной дисциплине разных наук, можно говорить о перепрофилировании или получении должности в Министерстве здравохранения. Популярными в последнее время становятся индивидуальные консультации в частных клиниках, поэтому валеологию можно рассматривать как возможность не только следить за своим здоровьем и работой организма, но и как возможность работать на себя.

Исторические замечания

В 1980-е годы в СССР была провозглашена всеобщая диспансеризация населения, цель которой состояла в том, чтобы выявить всех потенциально больных, особенно с начальными формами заболевания, и провести их превентивное лечение. Однако невыполнимость этой задачи была обнаружена уже на первых этапах её реализации, поскольку в качестве больных в ходе диспансеризации оказалось не менее 80—90 % населения, — это означало необходимость огромных затрат со стороны государства на проведение лечения. Обнаруженная проблема привела к пониманию необходимости существенного пересмотра концепции здоровья.

В одобренном Учебно-методическим объединением педагогического образования Министерства образования Российской Федерации учебнике для вузов утверждается, что термин «валеология» был в 1980 году введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, Израилем Брехманом, книги которого по этой теме выходили во второй половине XX века.

С 1996 года «Российский институт профилактической медицины» начал проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология».[источник не указан 484 дня]

С 1996 до середины 2018 года на базе Южного федерального университета издавался научно-практический журнал «Валеология», который в период 2004—2017 годов входил в список журналов ВАК. С самого момента создания журнал стал дискуссионной площадкой, на которой велось обсуждение места валеологии в системе наук и в системе здравоохранения.

Министерство здравоохранения России утвердило должность «врач-валеолог».[] Министерства просвещения России, Белоруссии и Украины вводили в университетах и школах учебный предмет «валеология».[] Ряд ошибок (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов и т. п.) затормозили развитие педагогической валеологии.[источник не указан 447 дней]

В конце 1990-х годов и в начале 2000-х годов популярность валеологии возросла, что отразилось в появлении монографий, учебников и иной литературы по валеологии.

В те же годы появилось большое количество литературы,[] содержащей учебные материалы по валеологии и использующие концепции, не имеющие научный статус: «медитация», «инь и ян», практики эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма. Эти обстоятельства спровоцировали резкую критику со стороны как официальных представителей российской академической науки, так и Русской православной церкви.

В результате[] в 2001 году Министерство образования России исключило предмет и специальность «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. В настоящее время преподавание предмета «Валеология» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений.[источник не указан 484 дня]

Одним из активных сторонников валеологии был академик В. П. Казначеев, хотя некоторые его научные гипотезы подвергались критике со стороны официальной российской академической науки.

В украинских школах валеологию продолжали преподавать в 2008 году.

В Белоруссии последователями учения Порфирия Иванова на государственном уровне предпринимались попытки внедрить в систему образования преподавание программы «Валеология».

На 2011 год теоретические и практические проблемы валеологии продолжали изучаться в ряде академических учреждений России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Чехии. Преподавание валеологии на факультативной основе сохранилось в некоторых российских школах, а также в нескольких других странах СНГ.[источник не указан 484 дня]

Примечания

  1. ↑ , Введение, с. 6—9.
  2. ↑ , § 1.1. Основные понятия валеологии, с. 4—8.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 февраля 2011.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 января 2018.
  5. Баевский Р. М., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. — М.: Медицина, 1997. — 236 с.
  6. Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. — 2-е изд.. — М.: Пед. общество России, 2000. — 407 с.
  7. Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3-х томах. — М.: АСТ, 2001. — 421 с. — ISBN 5-17-005067-4.
  8. Мохнач Н. Н. Валеология. Конспект лекций: Учебное пособие для вузов. — М., 2004. — ISBN 5-222-05408-X.
  9. Дыхан Л. Б., Кукушин В. С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология. — М.: «МарТ», 2005. — 527 с. — ISBN 5-241-00202-2.
  10. , с. 267.
  11. Казначеев В. П. Теоретические основы валеологии. Фундаментальные основы.. — Новосибирск: Наука, 1993.
  12. , с. 264.
  13. Маскалевич Ю. А. // Актуальные проблемы социализации молодёжи в современном мире : мат-лы межд. студ. конф.-семинара (г. Минск, 12—13 марта 2010 г.) / Ин-т теологии им. свв. Мефодия и Кирилла; отв. ред. и сост. Г. Н. Петровский. — Минск: Зорны Верасок, 2010. — С. 256. — 360 с. — ISBN 978-985-6957-30-0.
  14. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск: Наука, 1980. — 191 с.
  15. Баевский Р. М., Берсенева А. П., Максимов А. Л. Ч.1 // Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч.. — Магадан: Сев.-Вост. науч. центр ДВО РАН, 1996. — 55 с.
  16. Фесенкова Л. В., Шаталов А. Т. // Философия здоровья. — М.: ИФ РАН, 2001.
  17. Несмотря на критические замечания со стороны философов, идеи интергративного описания человеческого существа продолжают развиваться как современное междисциплинарное направление науки, получившего название «интергративная физиология». Также эти идеи реализуются в рамках международного проекта Физиом; хотя прямо термин «валеология» не используется в работах, связанных с этим проектом, однако идеи развиваются весьма близкие.
  18. , с. 267: «Что же касается валеологии, то, конечно же, это не наука, поэтому разговаривать на эту тему бессмысленно.».

Науки о здоровье человека

Существует несколько наук о здоровье человека. Некоторые из них уже старые, другие, напротив, совсем молодые.

Относительно молодые науки о здоровье:

  • гигиена;
  • валеология;
  • космическая медицина;
  • сексология.

Сформировавшиеся издревле науки, так или иначе касающиеся здоровья:

  • медицина;
  • философия;
  • социология;
  • биология;
  • психология;
  • культурология.

Некоторые специалисты относят еще и педагогику к разделу таких наук. Таким образом, выходит, что валеология — это наука о главном человеческом вопросе, одна из целого комплекса, которая занимается проблемами здоровья человека, как физического, так и душевного.

Полезные советы врача Валеолога

Роль сна в поддержании психического здоровья.

В ходе общих наблюдений было отмечено, что 60-летним людям, которые в таком возросте страдают разнообразными болезнями, весьма часто, спят не больше 7 часов за сутки. А вот люди, которые менее страдают заболеваниями, спять намного больше чем 8 часов в сутки.

У людей пожилого возроста, сон которых по времени возростает, явно видно и улучшение самочувствия, настроения и взглядов на жизнь.

Некоторые данные говорят про то, что у долгожителей Кавказа, длительность сна двигается в сутки от 9 до 16-17 часов. Долгожители спят около 11-13 часов. По мере старения пожилых людей, стоит заметить, длительность сна должна возрастать.

Человек на протяжение двух недель погибает, если теряет сон. Отсутствие сна причиняет человеку неодолимую жажду во сне.

В течение 60-80 часового недостатка сна у человека явно замечается уменьшение быстроты психических реакций, возникает дезориентация в окружающей среде, ухудшается настроение, происходит мгновенная утомляемость при умственной работе.

У человека исчезает умение сосредотачивать свое внимание, могут появляться разнообразные расстройства мелкой моторики, вероятны и галлюцинации, бывает и сбивчивость речи, резкая потеря памяти. Могут происходить психопатии и иные расстройства психики при более долговременном лишении сна

При долгой бессоннице изменения вегетативных функций очень небольшие, наблюдается только невеликое снижение температуры тела и незаметные приостановки пульса.

Существует несколько научно доказанных случаев, в которых встречается долгое отсутствие сна, которые, одинаково с понятиями летаргического сна и лунатизма до нашего времени необъяснимы. Зачастую все события происходят через сильные психические потрясения. Больше всего к симптомам сна зачисляют остановку связи с окружающей средой за счет «выключения» невербальной сферы и снижение активности нервной системы. Во сне возрастают границы всех видов чувствительности (слух, зрение, обоняние, вкус и осязание). О глубине сна можно говорить по величине порога.

Во время сна, рефлекторная функция сильно ослаблена. Безусловные рефлексы резко сниженные, а условные заторможены.

В период, когда сон нормальный периодический, могут сохраняться определенные виды корковой деятельности и воздействия на некоторые раздражители. Так к примеру, мать, которая спит всегда слышит звуки движений заболевшего ребенка. Такое событие называется частичное бодрствование.

Во сне, большое количество мышц находится в расслабленном положение, причем человек умеет долгое время сохранять конкретную позу тела. Таким образом, тонус мышц, которые закрывают веки, повышен. Соответственно, в момент погрежения в сон ритмы дыхания и сердца становяться меньше, замедляются и делаются равномерными.

Медленноволновой сон приводит к тому, что уменьшаются вегетативные реакции — сужаются зрачки, увеличивается потоотделение, уменьшается активность дыхательной, сердечнососудистой, выделительной и пищеварительной систем, снижается частота дыхания, а это вызывает ограничение объема кислорода, который поступает в кровь и сильно медленному устранению углекислого газа, т.е. снижается интенсивность легочного газообмена. Вот поэтому ночью уменьшается скорость кровотока и частота сердечных сокращений.

Стоит упомянуть и о том, что, хотя в целом во сне уменьшается уровень обмена веществ, в тоже время усиливаются процессы возобновление работоспособности всех клеток организма, усиленно идет их размножение, случается замена белков.

В период парадоксального сна в противоположность этому возникает «вегетативная буря». Дыхание делается неритмичным, менее регулярным, меняясь по глубине. Вероятна и остановка дыхания, к примеру в ночном кошмаре.

У человека на протяжение всей ночи более активно растут ногти и волосы. Во время сна у человека уменьшается температура тела.

Похожие суточные изменения температуры — уменьшается ночью и увеличивается днем — замечается также и в отсутствии сна или при ночном бодрствовании и дневном сне.

Не найденно.

Принципы валеологии

Как и любое другое учение, это направление имеет мощную теоретическую основу, на которую и опираются все дальнейшие исследования. Вот перечень стандартных принципов, которые помогут тебе лучше понять цели и задачи валеологии:

10 привычек чтобы жить дольше

Любой человеческий организм способен адаптироваться к постоянно меняющимся внешним условиям. Это достигается за счет собственных внутренних резервов. Если их оказывается недостаточно, в организме может случиться сбой.

  • Человек является единым целым с земной биосферой. Поэтому его нельзя рассматривать как отдельный самостоятельный элемент.
  • Особенность каждого организма необходимо изучать, основываясь на уже сформированной информационной базе. Таким образом, валеология включает в себя опыт, полученный от практических исследований других направлений.
  • Определение степени устойчивости человека к негативным внешним воздействиям невозможно, пока не будут детально изучены все потенциальные риски.
  • Живой человек является сложной биосоциальной системой открытого типа. Именно поэтому для оздоровления организма требуется комплексный многоуровневый подход.

Как ты успела уже понять, отсутствие болезней – это не заслуга одного только природного иммунитета. Мало и просто избавиться от вредных привычек. На организм человека оказывают влияние множество посторонних факторов, которые и изучает данная сфера.

Медицинские статьи

Чаще для исследований головного мозга выбирают МРТ-исследование — оно показывает мягкие ткани послойно и применяется для выявления практически любых патологий. Но вот в случае травм и механических повреждений врачи-травматологи отдают предпочтение компьютерной томографии. Давайте подробнее узнаем об этой современной высокоточной диагностике.

Очень важно понимать, что пандемия коронавируса – это не повод откладывать вакцинацию на потом. Необходимо заботиться о профилактике инфекционных заболеваний у детей и взрослых и своевременно делать прививки

Вероятность осложнений после вакцинации не слишк.ом велика, а в случае инфекционного заболевания последствия могут быть гораздо серьёзнее.

При глажке белья происходит температурное воздействие от утюга на ткань, от этого снижается ее гигроскопичность, другими словами ткань начинает хуже поглощать влагу. А так-же начинает хуже пропускать кислород сквозь волокна

Диагноз «глиобластома» воспринимается пациентами как приговор, однако в настоящее время врачи способны продлить жизнь пациентам с этим агрессивным видом опухоли мозга.

Магний полезен не только для поддержания прочности костной ткани при старении, он также полезен при симптомах ПМС (предменструального синдрома) и менопаузы у женщин.

Кто такой валеолог?

Валеолог – высококвалифицированный специалист, который дает практические рекомендации относительно укрепления здоровья, профилактики заболеваний и ведения здорового образа жизни. Поскольку данный специалист имеет медицинское образование, он также может проводить научные исследования в данной области. Результат профессиональной деятельности валеолога – повышение качества жизни населения.

Как отдельная наука валеология возникла совсем недавно – в конце ХХ века. Ее возникновение стало результатом того, что ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) решила изменить саму концепцию современной медицины: из системы лечения болезней она должна превратиться в конструктор здоровья. Эту идею отражает и название науки валеология, которое происходит от латинского valeo, что в переводе означает «быть здоровым».

Работа валеолога охватывает преимущественно области эргономики, психологической гигиены и охраны труда. Чаще всего валеологи работают в исследовательских центрах, а также в образовательных и медицинских учреждениях. Должностные обязанности отличаются в зависимости от места трудоустройства. Например, если валеолог работает в научно-исследовательском центре, то в ходе работы ему нужно:

  • оценивать показатели здоровья у населения и результаты деятельности медучреждений;
  • планировать виды медицинской помощи;
  • определять социально-профилактическое направление мер, призванных сохранить и укрепить здоровье;
  • разрабатывать и внедрять средства и методики, способствующие сохранению и укреплению здоровье населения;
  • пропагандировать здоровый образ жизни и применять современные профилактически методы.

Основные должностные обязанности валеолога в медицинском учреждении включают в себя:

  • пропаганду санитарно-гигиенических и медицинских знаний, а также здорового образа жизни, с использованием методов гигиенического воспитания и обучения граждан;
  • участие в мероприятиях, призванных укреплять здоровье населения, снижать преждевременную смертность и выявлять факторы риска;
  • информирование населения и младших медработников посредством СМИ, информационных плакатов и стендов относительно профилактики заболеваний – как инфекционных, так и неинфекционных;
  • организацию и контролю деятельности медработников по соответствующему профилю;
  • проведение анкетирования населения в рамках исследований, посвященных коррекции образа жизни, определению факторов риска, медико-гигиенической грамотности и так далее;
  • проведение лекций и семинаров, организация образовательных учреждений для просвещения населения в вопросах, касающихся охраны здоровья.

Свои задачи есть и у валеолога, который работает в учебном заведении. В частности, он должен:

  • проводить мероприятия, направленных на то, чтобы укрепить здоровье учащихся и улучшить условия учебы;
  • грамотно составлять расписание занятий, принимая в расчет необходимость того, чтобы умственная и физическая активности школьников чередовались;
  • проводить валеологические исследования, как индивидуальные, так и групповые;
  • внедрять в образовательный процесс меры профилактики: выбирать эргономическую школьную мебель, правильно рассаживать учеников и так далее;
  • проводить с учениками и педагогами мероприятия коррекционного, консультативного и диагностического характера.

Общее в работе валеолога независимо от места работы – пропаганда здорового образа жизни и информирование населения.

Предмет валеологии

Отрасль относят к молодым наукам, активное развитие которых выпадает на начало 20 века. В переводе с латинского языка термин «valeology» происходит от слов «быть здоровым». Человек, занимающийся этим направлением, должен пропагандировать активный образ жизни, заниматься спортом и активно следить за своим здоровьем.

Основной задачей валеолога, или вальвеолога, является изучение потенциала человеческого организма. Если сравнивать с другими медицинскими дисциплинами, то они направлены на изучение состояния пациента в период заболевания и после, в то время как валеология направлена на исследование резервов человеческого организма в разные периоды жизнедеятельности.

С 1980-х годов эту методику начали преподавать в школах с биологическим уклоном, а через несколько лет — в высших учебных заведениях. К основным задачам направления можно отнести:

  • Формирование здорового образа жизни и популяризацию спортивных занятий.
  • Мотивацию на здоровье и повышение культуры знаний о психофизиологии.
  • Создание и подготовку валеологической литературы для преподавателей, педагогов, инструкторов и учителей в разных учебных заведениях.
  • Обязательную подготовку программы для обучения и повышения квалификации валеологов.
  • Развитие творческой и интеллектуальной активности, связанной с этой наукой.

Специалисты валеологического образования делят науку на две основные части: общую и частную. К последней можно отнести медицинскую отрасль и педагогическую. Медицинская занимается диагностикой организма между состояниями здоровья и болезни. В её основе — поддержка здоровья и предупреждение заболеваний путём разработки советов и рекомендаций для обеспечения активного образа жизни. Педагогическая валеология занимается образовательной системой и подачей информации для разных возрастных категорий с целью сохранения и укрепления здоровья.

Методы дисциплины

Основой крепкого здоровья является правильная и точная диагностика. На сегодняшний день наиболее точным вариантом считается индивидуальная компьютерная методика. Она позволяет оценить не только физическое, но и психическое состояние человека и помогает врачам поставить точный диагноз. Кроме этого, медики могут использовать и другие методы:

  • Социометодолгия. В основе метода — коммуникация между людьми для проведения опросов и заполнения анкет. Это помогает определить и изучить среднестатические показатели для разных вопросов здоровья. Без социальной методолгии невозможно составление научной литературы, ведь это теоретическая база не только для общего анализа, но и для детального изучения.
  • Математические методы. Благодаря им осуществляется обработка сведений и опросов, проведённых предыдущим способом. В России работают центры валеологизации, занимающиеся точными вычислениями.
  • Комплексный анализ. Техника используется для составления программ и материалов по изучению ЗОЖ. Анализ важен для работников кафедр валеологии, психологов и фельдшеров.

Элементы науки

Валеология не может существовать без влияния других медицинских отраслей — только в комплексе можно говорить о качественном результате и эффективности. К основным составным частям дисциплины можно отнести морфологию или анатомию здоровья, физиологию и психологию. Последняя помогает дать характеристику психическому состоянию и моральному самочувствию.

Несколько фактов из истории

Валеология является относительно молодой наукой. И несмотря на ее признание во всем мире, становление научного направления проходило довольно сложно.

Не каждый знает, что первопричиной создания науки о здоровье стала всеобщая диспансеризация 80-х годов прошлого века в СССР. Даже на первых этапах она показала, что до 80% граждан попадали под определение «больной». Такие результаты отразили острую необходимость в изменении подхода к концепции здоровья в советской медицине.

До 90-х годов валеология развивалась стремительными темпами:

  • создание базы;
  • издание учебных материалов для ВУЗов;
  • введение в средних и высших учебных заведениях одноименной дисциплины;
  • проведение конгрессов.

Но в конце 20 века молодая наука столкнулась с использованием ее основ разноплановыми нетрадиционными течениями, что подорвало доверие к валеологии и подвергло ее жесткой критике со стороны мировых ученых. Этому способствовали и следующие факторы:

  • отсутствие единой концепции;
  • малоэффективные методы преподавания;
  • проблемы с опытными преподавателями.

На ближайшие десятилетия валеология была незаслуженно забыта. И лишь около 9 лет назад интерес к ней вновь проснулся. В настоящее время ее преподавание ведется пока в рамках факультативных программ.

Роль данной науки в школе

Еще со школьной скамьи очень важно дать понять ребенку, насколько важно быть здоровым. Ведь у детей несколько иные ценности, и они начинают понимать всю значимость здоровья только после того, как чем-нибудь заболеют

Поэтому нужно стараться объяснить им, что валеология — наука о здоровье, о его сохранении, профилактике заболеваний и укреплении общего физического состояния людей.

Лучше всего дети поймут это, если ставить им в пример конкретные случаи жизни людей до того, как они задумались о ЗОЖ, и после того, как они стали активно его вести. Показать, каких наследственных заболеваний и человеческих трагедий можно избежать, если вовремя обратиться и прислушаться к своему организму.

Также важно научить детей самостоятельно составлять для себя грамотный и правильный с точки зрения ЗОЖ рацион питания, распорядок дня и не забывать уделять внимание физическим упражнениям. При правильной организации подобных занятий валеология обязательно наложит верный отпечаток на сознание детей. А это, в свою очередь, повлечет за собой только положительную динамику в их дальнейшем образе жизни

А это, в свою очередь, повлечет за собой только положительную динамику в их дальнейшем образе жизни

При правильной организации подобных занятий валеология обязательно наложит верный отпечаток на сознание детей. А это, в свою очередь, повлечет за собой только положительную динамику в их дальнейшем образе жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector