Егэ. обществознание. основные термины по теме: «политика»

С

Санкция (от лат. sanctio – строжайшее постановление) – 1) структурная часть правовой нормы, содержащая указания на возможные неблагоприятные последствия для нарушителя данной нормы; 2) мера, применяемая к правонарушителю.

Свобода – возможность действовать согласно своим интересам и целям, самостоятельный осознанный выбор индивидом образа жизни и деятельности.

Семейное право – совокупность государственных предписаний, регулирующих отношения брака, родства, усыновления и принятия детей на воспитание.

Семейные правоотношения – общественные отношения, урегулированные нормами семейного права.

Семья – группа людей, объединенных кровным родством, брачными узами, воспитанием детей, совместным бытом.

Система права – порядок организации и расположения частей, составляющих внутреннее строение национального права. Структуру права составляют отрасли, нормы права и правовые институты.

Собственность – принадлежность имущества, средств и продуктов производства кому-либо с правом распоряжения. Существуют различные формы собственности: государственная, акционерная, паевая, совместная, общая, коммунальная, частная и др.

Субъективное право – обеспеченная законом возможность лица или организации достигать целей, связанных с удовлетворением их интересов. Субъективными называют те права человека, которые принадлежат ему и зависят от его воли, то есть реализуются по его усмотрению.

Субъект права – физическое или юридическое лицо, наделенное способностью иметь права и исполнять юридические обязанности.

Суд – государственный орган правосудия, осуществляющий свою деятельность в форме рассмотрения и разрешения уголовных, административных, уголовных, арбитражных дел.

Судебный прецедент (от лат. praecedens – предшествующий) – решение суда по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца для принятия в будущем решений по аналогичным делам.

ДЕМОКРАТИЯ

Демократия – политический режим, основанный на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных

дел, в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.

Признаки демократии: принцип разделении властей, многопартийность, равенство в избирательных правах, гарантии прав меньшинства.

Виды демократии:

непосредственная (прямая) — непосредственное участие масс в формировании органов государственной власти, решении вопросов государств ной политики, общественно- политической жизни путем проведения выборов и референдумов;

партиципативная (демократия участия) — участие низов населения в выборах, принятии решений, в политическом процессе, контроле за выполнением решений при активной роли государства:

представительная (репрезентативная) — опосредованное участие людей в политике через парламент как высший представительный орган власти в государстве

«Провалы» демократии – неспособность западных демократических политических систем гарантировать декларируемые ими ценности типа полной свободы выбора, свободы мысли, свободы политических взглядов, наконец, личных свобод — неприкосновенность жилища, тайны
переписки и телефонных переговоров.Депутат – лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе:

  • всеобщего
  • равного
  • прямого избирательного права
  • при тайном голосовании.

Деспотия – форма самодержавной власти – неограниченная монархия; отличается полным произволом власти, бесправием подданных.Идеология – система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики.

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО:

Социальное государство — это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, самореализации личности.

Принципы социального государства:

  • гражданский мир
  • социальное согласие
  • социальная справедливость

Основы социального государства:

  • достаточно высокий уровень экономического развития;
  • демократизм политической системы;
  • компромисс основных политических сил относительно целей и путей развития общества;
  • развитие системы социального партнерства;
  • повышение роли государства в системе планирования и регулирования социально- экономических процессов.

Социальное государство обеспечивает:

  • движение к утверждению в обществе социальной справедливости;
  • ослабление социального неравенства;
  • предоставление каждому человеку работы или иного источника существования;
  • сохранение мира и согласия в обществе;
  • формирование благоприятной для человека жизненной среды.

Суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и независимость её на международной арене.

Суверенность государства выражается в том, что ему принад­лежит право официально представлять все общество в це­лом, издавать нормативные акты, в том числе законы, обя­зательные для выполнения всеми членами общества, осуществлять правосудие.

Теократия – форма правления, при которой политическая власть принадлежит главе церкви.

Федеральное Собрание (парламент) — высший орган законо­дательной власти в России по Конституции, принятой в декабре 1993 г.

Федерация – устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределённых между ними и центром полномочий, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а иногда и право на двойное гражданство

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Формирование человеческой личности

Процесс становления личности – это появление у индивида исторически сформировавшихся человеческих качеств. Какое качество в человеке проявится, зависит от нескольких факторов.

Факторы формирования личности:

Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости

Роль семьи в формировании личности трудно переоценить. Воспитательная функция – основная функция социального института семьи.

В полноценных и благополучных семьях вырастают гармонично развитые личности. Нерешенные детские проблемы становятся факторами, мешающими человеку развиваться. Ребенок учится быть членом общества, слушая и копируя родителей.

Дети копируют стили и модели поведения, роли, стратегии, привычный тип мышления и выражения чувств значимых взрослых. Ценности и идеалы, позитивные и негативные (например, тревожность и мнительность) качества бессознательно перенимаются от родителей.

Позже родительские наставления превращаются во «внутренний голос», формируются (или не формируются) такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность и другие. Становясь взрослым, человек использует данные родителями знания о социально-одобряемом и приемлемом поведении и вырабатывает новые.

Генетика

Люди разные, потому что нет ни одного человека с одинаковым набором генов. Часть особенностей и компонентов индивидуальности человек получает при рождении с набором генов.

Основные эмоции ребенок испытывает и умеет выражать уже с первых дней жизни, темперамент определен с рождения. Относительно фактора генетики роль семьи в формировании личности не менее важна, чем в воспитании. Генетически передаются некоторые психические заболевания.

Социальное влияние референтных (значимых) групп, близких, друзей, коллег и других людей из близкого окружения.

Опыт жизни

Каждое событие, происходящее с человеком, затрагивает его внутренний мир, особенно если это знаковое происшествие. Индивидуальный опыт может изменить ход и направление развития жизни. Человек воспитывает силу воли, характер, развивает способности, находит или теряет мотивацию под влиянием произошедших в его жизни событий.

Менталитет и культура

На менталитет влияет окружающая среда и климат, в котором проживают представители той или иной народности. Менталитет можно обозначить как «характер» народа. Например, в южных странах люди, как правило, активные, эмоциональные, темпераментные.

Культура, нравственные ценности и мораль, распространенные в обществе, прививаются людям с рождения и направляют процесс формирования личности. В одних культурах люди более свободно, естественно и развязно ведут себя, в других культивируется сдержанность, необходимость строго придерживаться правил поведения.

Факторы формирования личности влияют на нее всякий раз, когда человек оказывается в новой социокультурной среде. Формирование личности, по сути, и есть череда вхождений человека в новую для него социальную общность и результат пребывания в ней. То, как формируется и проявляет себя индивидуальность в конкретной среде, зависит от успешности прохождения трех фаз развития.

Фазы становления личности:

Адаптация

Становление личности происходит за счет принятия ею норм и форм деятельности в социальной общности. Индивид стремится и в некоторой степени становится таким же, как и все остальные люди.

Индивидуализация

На втором этапе человек, осознавая, что он «как все», ищет, находит и проявляет свои индивидуальные особенности, активно стремится к персонализации.

Интеграция

Эта фаза определяет не только становление личности, но и развитие того общества, в котором человек действует. Индивид должен успешно согласовать свою индивидуальность с обществом, проявлять те свои уникальные отличительные качества, которые полезны для людей. Принося пользу обществу, человек развивается.

Если эти этапы становления личности не пройдены, наступает дезинтеграция, человек не принимается обществом. Его либо вытесняют, либо он сам изолируется от людей. Формирование личности при дезинтеграции останавливается и может повернуться вспять. Если человек возвращается на более ранние стадии своего развития, происходит его деградация.

Советы по подготовке

ЕГЭ по обществознанию 2022 не такой простой, каким он может показаться на первый взгляд. Но и пугаться не стоит. Если грамотно распланировать изучение теории, прорешать все форматы и познакомиться с критериями, результат на экзамене обязательно будет высоким. А я хочу поделиться парой советов, которые обычно даю ученикам.

Что нужно сделать, чтобы подготовиться к ЕГЭ по обществознанию 2022 на высокий балл?

Ознакомьтесь с темами из кодификатора. Составьте список тем, которые вызывают наибольшее количество трудностей. Это поможет готовиться только к нужным темам и не распыляться на лишнюю информацию.
Изучите критерии оценивания части 2, чтобы лучше понимать, что хотят увидеть эксперты.
Напишите пробный экзамен, чтобы определить сильные и слабые места

Обратите внимание на то, какие задания отнимают больше времени — оно на экзамене будет ограничено.
Составьте индивидуальную стратегию написания экзамена. Возможно, вам стоит начать экзамен со второй части — или наоборот с первой.
При подготовке к экзамену не оставляйте наиболее сложные задания на конец

Наоборот — начинайте именно с них!

Интернет-вестник

Граждански значимые качества личности возможно определить лишь через социально-значимые качества, для чего изначально необходимо дать определение самому понятию «личность». И.С.Кон считает, что понятие личности обозначает человеческого индивида, как члена общества, обобщает интегрированные в нем социальные черты .

Д.А.Белухин определяет личность как устойчивую систему индивидуальных социально-значимых черт человека, которые формируются в обществе и необходимы человеку для жизни в нем .

К социально-значимым качествам, по мнению С.Л.Рубинштейна, можно отнести систему мотивов и задач (направленность), которые ставит себе человек, свойства характера, обуславливающие поступки людей (действия, реализующие или выражающие отношения человека к другим людям), и способность человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности .

Социолог М.А.Мечников отмечает, что личность в эмпирическом исследовании необходимо рассматривать с точки зрения проявления в ней социально-значимых черт, свойств, относящихся к сущности общества в целом, а также конкретной социальной группы, в которую включена данная личность и которая определяет основные социальные функции личности .

В педагогических исследованиях социально-значимые качества трактуются как качества, которые позволяют личности жить в существующих социально-культурных условиях (И.О.Гапонов, Т.А.Бурцева, Н.Б.Русских). Социально-значимые качества формируются и развиваются, таким образом, в обществе и обусловлены этим обществом.

Нас более всего интересует работа Костюченко А.А., в которой социально-значимые качества личности определяются как качества, способствующие решению общественно значимых задач и становлению личности как гражданина

.

В связи с этим рассматриваются процессы воспитания у учащихся самостоятельности, активности, ассертивности (Т. А. Бурцева, Н. Б. Русских), ответственности, социальной активности, направленности самореализации в деятельности, склонности к сотрудничеству (М.И.Бобнева, Т.А.Бурцева), социальной ответственности (Е.Н.Бобкова, С.В.Васильев, И.А.Гладышева), субъектности (И.А.Гусева, Л.М.Митина, Н.Б.Тарасова), рефлексии, эмпатии, идентификации, динамизма, эмоциональной устойчивости (К.В.Вербова, Г.В.Пар).

Проведенный анализ социально-философской, психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований свидетельствует о том, что объем понятия «социально-значимые качества личности» и понятия «граждански значимые качества личности» не совпадают.

Особенность граждански значимых качеств заключается в том, что каждое из них интегративно, так как объединяет множество более узких, конкретных показателей (социально-значимых качеств), через которые проявляется, и комплексно, так как охватывает разные процессы сферы деятельности и характеризуется многоуровневой структурой, то есть вбирает в себя знания о данном качестве, способах проявления, умения демонстрировать способность как потенциальную возможность быть таковым. При этом граждански значимое качество — категория более педагогическая, а социально-значимое качество личности — более психологическая категория. Сказанное выше можно проиллюстрировать следующей таблицей:

Мы видим, что граждански значимые качества находятся в тесной взаимосвязи между собой, сочетаются друг с другом и образуют определенную целостность, единство. Формирование и развитие граждански значимых качеств личности — процесс сложный, многоаспектный, многофакторный и достаточно длительный. Личностной зрелости человек достигает лишь будучи взрослым. Однако эти качества начинают формироваться очень рано, представляя собой на каждом возрастном этапе особое качественное своеобразие. Становление граждански значимых качеств происходит путем усвоения и присвоения индивидом общественно выработанного опыта. То есть у человека происходит присвоение норм и ценностей, формируется гражданская направленность личности, складывается определенное поведение, отношение к себе, людям, миру.

А

Абсентеизм (от лат. absentis – отсутствующий) – сознательное уклонение граждан от участия в политической жизни страны, аполитичность.

Административная ответственность – юридическая ответственность за нарушение общественного порядка, проступки в сфере государственного управления.

Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления и связанные с поддержанием правопорядка и безопасности.

Административное правонарушение – противоправное виновное деяние, нарушающее установленные полномочными органами государства правила, предназначенные для соблюдения интересов государства, общественного порядка и безопасности, интересов граждан и общественных организаций.

Административные правоотношения – вид правоотношений, складывающихся в сфере деятельности исполнительной власти и регулируемых нормами административного права.

Акты гражданского состояния – действия и события, связанные с гражданско-правовым статусом человека. Подлежат обязательной регистрации в государственных органах ЗАГС. К актам гражданского состояния относятся: рождение, смерть, заключение и расторжение брака, признание брака недействительным, установление отцовства, опекунства, перемена имени.

Алименты (от лат. alimentum – содержание) – средства, выделяемые на содержание отдельно живущих нетрудоспособных членов настоящей или прежней семьи. Алиментные обязательства носят адресный характер. Нельзя переуступить право на получение алиментов или передать обязательство по их уплате другим лицам. Размер выплат устанавливается в судебном порядке или путем заключения соглашения между лицом, обязанным платить алименты и их получателем.

Амнистия (от греч. amnestia – забвение, прощение) – полное или частичное освобождение преступника от наказания, а также его смягчение.

Апелляция (от лат. apellare – призывать, взывать) – один из видов обжалования не вступивших в законную силу решений суда в уголовном и гражданском процессе, ходатайство перед судом высшей инстанции о пересмотре постановления суда низшей инстанции. Апелляция существует для устранения последствий неправомерного процесса, отмены несправедливых, незаконных решений.

Арест (от позднелат. arrestum – судебное постановление) – заключение под стражу и содержание в изоляции от общества. Является самой строгой мерой государственного принуждения, применяется в порядке, установленном законом. Используется как мера пресечения, уголовного наказания, административного и дисциплинарного взыскания.

Часть 1

Первая часть ЕГЭ по обществознанию 2022 состоит из 16 заданий. Всего за эту часть можно набрать 29 первичных баллов (51 % от максимального первичного балла).

В данной части вы можете встретить следующие форматы заданий:

  • задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов (№ 1-5, 7, 8-12, 14,16);
  • задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах (№ 6, 13 и 15).

По темам задания распределяются так:


Задания по темам, ЕГЭ по обществознанию 2022, демоверсия

Обратите внимание: задание № 1 не привязано ни к какому тематическому блоку. Это значит, что в первом задании может попасться вопрос на любую тему из существующих в ЕГЭ по обществознанию

Здесь нужно быть очень внимательным: часто баллы теряют ученики, которые не знают особенности каждого задания. Например, чтобы справиться с 10 и 12 заданиями, нужен особый подход. В одной статье рассказать обо всех форматах невозможно, но мы подробно разбираем их на онлайн-курсах MAXIMUM Education по подготовке к ЕГЭ. Записывайтесь, чтобы разобраться со всеми непонятными темами и сдать экзамен на высокий балл!

Сильная личность

На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.

Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.

Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.

Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.

Научные подходы в психологии личности человека

В психологической науке существуют разные подходы к изучению мужчин и женщин.

Поиск личностных отличий

Глубинная или психодинамическая теория личности

Эта концепция изучения психических особенностей субъекта основывается на теории бессознательного З. Фрейда. Автор убежден, что движущей силой развития являются инстинкты жизни и смерти. В структуре индивидуальности З. Фрейд выделяет 3 категории: Оно (стремление к наслаждению), Я (сознательный компонент, принимающий решения) и Сверх-Я (моральный компонент). Если Я не может уравновесить желания Оно и Сверх-Я, возникает внутренний конфликт.

Последователями этого подхода стали А. Адлер и К. Юнг. Они в качестве движущих сил развития видели желание гражданина стать лучше в глазах окружающих и жизненные силы организма.

Феноменологическая теория личности

В феноменологическом подходе главный акцент делается на самостоятельность индивида в моменты принятия значимых решений. Сторонники этой теоретической концепции полагали, что каждый сам несет ответственность за свое настроение и за результат своих действий, потому что он обладает мышлением. В качестве стимула к развитию авторы этого подхода предлагали рассматривать потребность участников общественных отношений к самоактуализации, самовыражению и самосовершенствованию.

Диспозициональная теория личности – теория черт

Диспозиционная теория формирования индивидуальности основывается на работах Г. Айзенка, Г. Олпорта и Р. Кеттэлла. Эти ученые утверждали, что от природы люди наделены определенным набором диспозиций – индивидуальных особенностей. Эти индивидуально-типологические черты определяют стиль общения, особенности реагирования людей на те или иные ситуации. Авторы составили описание различных вариантов сочетания диспозиций, в результате чего получился список типов личности.

Внимание! Согласно этой концепции, диспозиции не зависят от опыта индивида и не подлежат кардинальным изменениям. Они постоянны, целенаправленно корректировать их очень сложно

Поведенческие теории личности

Объектом изучения в этом подходе явился жизненный опыт человека как показатель его социального развития. Разработчики этой теории были уверены в том, что становление индивидуальности не может происходить в отрыве от окружающей действительности и без взаимодействия с другими людьми. Изучая личность, исследователи производят оценку ее коммуникативных навыков, поведенческих реакций, особенностей участия в совместной деятельности.

Разное поведение

Согласно философии этого подхода, человек является субъектом общественной жизни. Понятие личности как субъекта отношений в психологию ввел С.Л. Рубинштейн. Первоначальная поведенческая концепция становления персоны в дальнейшем разделилась на 2 школы:

  • Бихевиористская школа, основоположниками которой стали Дж. Уотсон и Б. Скинер. Главной мыслью в концепции этого направления стало то, что внешняя среда применительно к поведению является определяющим фактором.
  • Установочная школа, которую основали А. Бандура и Дж. Роттер. Эти ученые доказывали, что поведение человека объясняется его внутренними мотивами и установками. То, как человек общается, зависит от его восприятия ситуации и мотивов вступления в контакт с собеседником.

Когнитивные теории личности

Данное направление изучения персональной структуры основывается на объяснении действий и поступков человека с позиции познания. Многие исследователи уверены, что познавательный интерес определяет активность индивида, ведь занятие по интересам и профессию люди выбирают, руководствуясь своими предпочтениями и симпатиями к тому или иному виду деятельности.

Познавая мир, человек создает уникальные конструкты. В них отражаются интересы и склонности личности. Как правило, индивидуальными конструктами объясняется избирательность человека в общении: он легче сходится с тем партнером, чьи модели-конструкты схожи с его собственными.

Хорошие отношения с окружающими

Психология личности сформировалась как самостоятельная отрасль психологической науки, объектом изучения которой стали этапы становления личностных структур и особенности взаимодействия человека с окружающей средой. Сегодня теоретические положения этой науки интересны не только профессиональным психологам, но и представителям других профессий. Это обусловлено тем, что человеку нужно уметь выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, независимо от того, в какой сфере экономической деятельности он трудится. Поэтому знание основ психологии личности будет полезным каждому для оптимизации социальных контактов и познания себя.

Д

Дееспособность – способность лица своими осознанными действиями реализовывать свои субъективные права и исполнять юридические обязанности.

Декларация (от лат. declaratio – заявление, извещение) – 1) официальное или торжественное заявление о чем-либо; 2) документ, провозглашающий какие-то положения или содержащий определенную информацию для всеобщего сведения.

Деликт (от лат. delictum – нарушение, вина) – то же, что и проступок.

Деликтоспособность – способность лица нести гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями.

Деформация правосознания – процесс неблагоприятного изменения правосознания личности, социальной группы, общества. Наиболее распространенными считаются 3 вида деформации правосознания – правовой нигилизм (неуважение к закону и правоохранительным органам), правовой инфантилизм (отсутствие правового оценочного мышления) и правовая безответственность (незнание права).

Деяние – социально значимое действие (бездействие), за результаты которого субъект несет социальную и юридическую ответственность; обязательный признак объективной стороны состава преступления.

Дисциплинарная ответственность – одна из правовых форм воздействия на нарушителей трудовой и воинской дисциплины.

Дисциплинарный проступок – противоправное виновное нарушение трудовой или служебной дисциплины работником (военнослужащим), за которое предусмотрена ответственность.

Доверенность – письменное полномочие, выдаваемое одним лицом (доверителем) другому (доверенному) для представительства перед третьими лицами.

Договор – любое формальное соглашение между сторонами, устанавливающее их взаимные права и обязанности. В гражданском праве – соглашение двух и более физических или юридических лиц. Международный договор заключается между государствами или иными субъектами международного права.

Часть 2

Перейдем к самому объемному разделу экзамена — части 2. Она включает в себя 9 заданий с развернутым ответом

Всего за вторую часть можно набрать 49 первичных баллов. Самое важное, что нужно запомнить — эти задания проверяют эксперты, а они опираются на четко заданные критерии. Каждое задание во второй части — это коробка с подарком, которую нужно правильно оформить и украсить

Если вы не помните критерии, можно потерять много баллов, несмотря на хорошие знания.

  • 17. Задание к тексту. Нужно привести прямые цитаты из текста при ответе на вопрос (2 балла)
  • 18. Составление определения (2 балла)
  • 19. Написание примеров (3 балла)
  • 20. Формулирование и аргументация оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста (3 балла)
  • 21. Анализ экономического графика: график изменения спроса и предложения, равновесная цена (3 балла)
  • 22. Решение задания-задачи (4 балла)
  • 23. Задание по Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (3 балла)
  • 24. Составление плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса (4 балла)
  • 25. Рассуждение с привлечением актуальных реалий (4 балла)

Для каждого задания второй части нужен свой подход, чтобы получить максимальные баллы. Но есть принципы, которые пригодятся для любого из этих заданий! Вот 5 правил, как записывать развернутые ответы в ЕГЭ по обществознанию 2022.

  1. Излагайте мысли структурированно, используйте нумерацию и проблемы между смысловыми частями.
  2. Не зачеркивайте, так как это «загрязняет» работу. Лучше набросать ответ на черновике, а потом перенести его в чистовик.
  3. Используйте вводные предложения перед ответом, чтобы «ввести» эксперта в курс дела.
  4. Делайте предложения лаконичными, следите, чтобы они относились к сути вопроса. Если рассуждения будут непонятными, эксперт может не разобраться в них и поставить низкий балл.
  5. Не забывайте о том, что часть 2 проверяют люди. Постарайтесь создать благоприятное впечатление — чем приятнее будет читать вашу работу, тем больше шансов, что эксперты найдут всю информацию и высоко оценят ответ.

↑ Понятия «Человек, индивид, индивидуальность, личность». Соотношение понятий.

Человек – целостное биопсихосоциальное существо, связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них, способное производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами. Человек – субъект общественно-исторического развития, создатель материальных и духовных ценностей. Биологическое и социальное начала в человеке находятся в сложном взаимодействии, определяют психическое развитие и своеобразие человеческой личности. Социальное в человеке рождается и развивается в ходе его сознательной деятельности и общения. Если предпосылкой развития человека называют наследственность, то источником его развития считают социальную среду. Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Индивидуальность (от лат. individuum – неделимое, особь) – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Если, употребляя слово индивид, мы пытаемся отметить связь человека с другими представителями человеческого рода, то понятие “индивидуальность”, напротив, выделяет человека из сообщества других людей. 

Личность (англ. personality; от лат. persona – маска актера, роль) – 1) особые качества человека, приобретаемые им в социокультурной среде в совместной деятельности и общении; 2) человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.) Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность» может быть выражено формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». Особо значимый период в развитии личности – подростковый возраст и ранняя юность. В это время развивающаяся личность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания.

Тест по теме «Человек, индивид, индивидуальность, личность».

ЗАДАНИЕ 1. ЗАДАНИЕ 2. ЗАДАНИЕ 3.ЗАДАНИЕ 4. ЗАДАНИЕ 5. ЗАДАНИЕ 6. ЗАДАНИЕ 7. ЗАДАНИЕ 8. ЗАДАНИЕ 9. ЗАДАНИЕ 10. ЗАДАНИЕ 11. ЗАДАНИЕ 12. Потребности человека 

ВИД  ОБЪЕКТ ПОТРЕБНОСТИ 
Физиологические  Пища, вода, воздух, климатические условия и т. п. 
…  Общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п. 

ЗАДАНИЕ 13. ЗАДАНИЕ 14. ЗАДАНИЕ 15.ЗАДАНИЕ 16.ЗАДАНИЕ 17.ЗАДАНИЕ 18.ЗАДАНИЕ 19.ЗАДАНИЕ 20.

Подходы к определению власти

1. Социологический подход:

  • Теологический подход – согласно Б. Расселу, власть – производное от способности достижения цели.
  • Системный подход – власть выполняет важную функцию в социальной структуре, а именно обеспечивает исполнение элементов, приписанных обязательствами.
  • Структурно-функциональный подход – власть представляется в виде форм управления и исполнения, которые определяют способ самоорганизации социума.
  • Теория социального конфликта – нашла своё отражение в трудах таких деятелей, как В.И. Ленин, К. Маркс, Ф. Энгельс. Согласно концепции, власть порождает социальное неравенство между классами, которая выражена в объёмах собственности и эконмического капитала в обществе. 
  • Дуалистическая концепция – предложена М. Дюверже, который выделил в структуре власти 2 элемента: материальное обоснование власти; законное принуждение.

2. Поведенческий подход:

  • Теологический подход – власть образована Божественным вмешательством.
  • Биологический подход – власть представлено инстинктом агрессивности, присутствующим в человеке.
  • Бихевиористская концепция – власть объясняется её потребностью в обществе.
  • Психоаналитическая концепция – согласно З. Фрейду, К.Г. Юнгу – стремление к власти объясняется низкой самооценкой и неполноценностью индивида.
  • Мифологическая концепция.

Структура власти:

Ресурсы власти – средства и предметы, оказывающие влияние на субъект, согласно цели объекта власти (в древние времена власть являлась авторитетом правителя, а лишь потом сила и состояние):

  1. Экономические – вещевые блага, используемые в производстве и потреблении – продукты, ресурсы, сырьё, деньги и т.д.
  2. Социальные – изменение социального статуса или роли, вертикальная мобильность.
  3. Культурно-информационные – необходимая информация, получаемая в институтах или средствах массовой информации.
  4. Силовые – правоохранительные и военные силы: армия, полиция, прокуратура и т.д.
  5. Демографические – население представлено человеческим капиталом.

Власть разделяется по объёмам ресурсов, на которые оказывается социальное, экономическое, политическое влияние.

  • Экономическая власть – контроль за экономическими составляющими, собственностью.
  • Информационная власть – обладание информацией или знаниями, имеющими влияние над населением.
  • Политическая власть – использование воли социальных групп или личности для убеждения или принуждения, с помощью государственного и правового воздействия, несмотря на то, нравится это населению или нет.

Характеристика политической власти: обязательное выполнение решений для всего населения; использование власти на легальной основе в пределах государства; наличие общегосударственного органа принятия решений; использование различных ресурсов.

Функции политической власти: управление и обеспечение функционирования государства в каждой сфере жизнедеятельности; привлечение социальных институтов к целям, задачам власти, для формирования политической системы; политическая организация общества; стабильность государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector