Лайфхак: звукооператор
Содержание:
- Работа в команде
- Особенности специальности звукорежиссер
- Обучение
- Плюсы и минусы профессии
- Учеба и ЕГЭ
- Особенности профессии
- Особенности профессии звукорежиссер
- Где можно получить профессию звукорежиссера?
- Оборудование
- Какие требования предъявляются к специалистам?
- Требования к профессионализму
- Обязанности звукооператора
- Каким личностными качествами должен обладать звукорежиссер?
- Плюсы и минусы профессии
- Что за профессия
- Задача на площадке
- О кафедре
- Звукорежиссёр в кинематографе
- Описание профессии
- Профессия звукорежиссер подойдет для подростков, которые:
- Описание профессии звукорежиссера
Работа в команде
На проекте «Битва экстрасенсов» я начал свою работу в конце 2006-го года. Это был 4-й сезон, и вот уже больше 10 сезонов я работаю здесь. Начинал со звукооператора, теперь работаю звукорежиссёром, отвечая за весь звук на проекте.
Мы работаем командой: звукорежиссёр, бывает ассистент звукорежиссёра, а также до 4-х звукооператоров на съёмочной площадке. На финале каждого из выпусков — полный состав. Оператор помогает нам перевешивать микрофоны, настраивать частоты, менять батарейки. Мне приходится контактировать абсолютно со всеми. Иногда необходимо собрать всех редакторов и объяснить, что нам нужно, чтобы это было сделано так-то, ничего не шумело и т. д. Совместно с редактором, администратором и оператором мы всегда достигаем консенсуса, который устраивает всех. Конечно, один звукорежиссёр ничего не смог бы сделать без участия других.
Особенности специальности звукорежиссер
Звукорежиссер — востребованный специалист в сфере кинематографа. А также всех видов бизнеса, которые связаны с произведением музыкального-, видеоконтента. Специалист этого спектра занимается не только творчеством. Но и техническими видами работы.
Основная задача звукорежиссера — сделать так, чтобы звук в видео-произведении был целостным. Чтобы он подходил под общую концепцию картины. А также полностью соответствовал замыслу режиссера. И сценарию.
Звукорежиссер должен подбирать звуки
Опытные звукорежиссеры имеют огромную базу звуков. Которые подходят под любую ситуацию. И любое драматургическое действие.
Например, звукорежиссер может:
- Подбирать под действие, в рамках которого офицер армии идет по снегу, звук скрипящих ботинок.
- Подбирать под действие, в рамках которого закрывается тяжелая дверь, громкий звук захлопывания.
- Подбирать под течение реки звук журчания.
И многое другое. Основная задача специалиста — делать так, чтобы происходящее на экране «издавало звуки», максимально приближённые к реальности. Например, если персонаж фильма выбегает из здания и передвигается по гравию, то и звук материал должен издавать соответствующий.
Как звукорежиссер может имитировать различные звуки?
Возьмем в качестве примера ту же ситуацию с гравием. Чтобы добиться нужного звука, звукорежиссер может попросить принести ему настоящий гравий. А затем попросить одного из сотрудников команды пройтись по нему. Записать звуковую дорожку с помощью микрофона. И вставить это в фильм.
Обучение
Звукорежиссер – не та профессия, в которую можно прийти «с нуля» и добиться успеха. Современные технологии позволяют пройти поверхностное обучение по многим специальностям дома, сидя за компьютером. Многие считают, что стать звукорежиссером можно вот так запросто – освоив несколько аудиоредакторов и научившись склеивать в них треки. В принципе, на каком-то минимальном уровне этого будет достаточно, но человек, мечтающий о громком титуле звукорежиссера, вряд ли видит себя ди-джеем в простеньком клубе или помощником тамады на свадьбах. Что же касается серьезных планов на карьеру, то ради их реализации придется поступить в институт и получить высшее образование.
Следует заметить, что различные профильные курсы никак положительно на ваших перспективах не скажутся. Возможно, там действительно хорошие преподаватели, и вас научат обращаться с аппаратурой, но документ, который они выдадут, будет неубедительным. Работодатель в данной сфере ни за что не станет рисковать и допускать к столь ответственной работе человека с сомнительной «корочкой», а проверить потенциального работника в холостых условиях он просто не может
По той же логике нет особого смысла учиться в колледжах – ради достойных перспектив надо обращать внимание только на вузы. Там вас обучат таким сложным и специфическим предметам, как, например, физика звука, и вы станете настоящим профессионалом
Не стоит думать, что на звукорежиссера учат только в Москве – в любом крупном городе есть вуз, предоставляющий возможность обучения специальности. Ориентироваться надо на те учебные заведения, где есть музыкальные, театральные или в целом творческие факультеты. Самые престижные дипломы дадут такие гиганты, как МГУ, РГГУ, Институт современного искусства, РАМ им. Гнесиных, МГК им. Чайковского. Впрочем, на них список не заканчивается.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы этой профессии в том, что благодаря вам, часто создаются шедевры. Песни, которые становятся хитами. Или те, которые не становятся, но раздирают душу своими эмоциями. И как же прекрасно осознавать, что вы причастны к этому.
Но если уйти от излишней сентиментальности, плюс и в том, что практически всегда можно найти заработок. И чаще всего работа сопряжена с творчеством, праздником, к тому же – это общение с людьми, нужные знакомства, общение со звездами.
А минусы… Нужно колоссальное терпение и спокойствие. Одну фразу можно перезаписывать десятки раз
И важно сохранить при этом доброжелательность к клиенту. Даже если для вас все элементарно
А больше минусов я и не вижу.
Если вы хотите пойти учиться на звукорежиссера
В завершение хотелось бы сказать, что неважно, имеете ли вы образование, или учились годами дома, вы можете стать творцом: голоса, музыки и праздника. Испокон веков песни спасали в самые печальные времена, вселяли боевой дух и придавали сил
И теперь, когда прогресс дошел до того, что эти творения могут быть записаны и распространены, наша задача — увековечить прекрасное.
И если порой для этого приходится немного понервничать, сдержаться, чтобы не «оторваться» на клиенте – ничего, ведь вы причастны к созданию прекрасного. Желаю каждому, кому интересно это направление, погрузиться с головой в звук. Сначала будет сложно. Сначала сложно всё. Но чем дальше, тем большее удовольствие будет доставлять путь познания нового для себя языка. Языка звука.
Учеба и ЕГЭ
Один из первых вопросов, если вы выбрали профессию звукорежиссера, – где учиться. Некоторые считают, что иметь высшее образование для этого необязательно. Вполне хватит знания специальных компьютерных программ, предназначенных для работы со звуком, и хорошего слуха. Также неплохим подспорьем будет обучение на тематических семинарах и курсах. Однако в таком случае трудоустройство ограничится должностью, например, клубного ди-джея или человека, который включает музыку на свадебных торжествах. Как стать востребованным профессионалом? Для начала – получить соответствующий диплом университета. Наличие музыкального образования будет существенным преимуществом.
Вот несколько вузов в России, где учат на звукорежиссера:
- Белгородский госинститут искусств и культуры. Факультет музыкального творчества.
- Волгоградский госинститут искусств и культуры. Факультет художественного творчества.
- Московский госинститут культуры. Театрально-режиссерский факультет.
- Алтайский госинститут культуры. Факультет художественного творчества.
- Сибирский госинститут искусств им. Д. Хворостовского. Музыкальный факультет.
- Московский технический университет связи и информатики. Общетехнический первый факультет.
- Санкт-Петербургский электротехнический госуниверситет «ЛЭТИ» им. В. Ульянова (Ленина). Факультет радиотехники и телекоммуникаций.
- Сибирский госуниверситет телекоммуникаций и информатики. Факультет мобильной радиосвязи и мультимедиа.
- Всероссийский госинститут кинематографии им. С. Герасимова. Режиссерский факультет.
- Санкт-Петербургский госинститут кино и телевидения. Факультет экранных искусств.
Для поступления в любой из перечисленных или какой-нибудь другой вуз абитуриенту нужно будет сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе. Некоторые вузы также могут потребовать результаты экзамена по профильной математике.
Особенности профессии
Звукорежиссер – одна из ключевых профессий в кино, на телевидении, в шоу-бизнесе. В этой профессии творческая сторона сочетается с технической.
Звукорежиссёра иногда путают со звукооператором. Однако главная задача звукооператора – качество звука и его сбалансированность. А у звукорежиссёра задача значительно шире. Он не только отвечает за качество звукового ряда, но и работает над его драматургией, над созданием звуковых образов. Звукоряд (фонограмма) должен соответствовать сценарию и режиссёрскому замыслу.
В арсенале опытного звукорежиссёра есть множество уже записанных шумов – от журчания ручья до ударов лома по заледенелой дороге. Но обычно непосредственно во время озвучки он записывает так называемые синхронные шумы, имитирует звучание происходящего на экране. Например, на экране герой убегает от погони по груде гравия. Как изобразить прямо в студии звуки шагов по гравию? У звукорежиссера есть на этот счёт свои хитрости. Например, можно принести в студию немного гравия и шагать по нему синхронно с человеком на экране.
Для имитации звуков в студиях специально хранятся материалы разной фактуры: паркет, асфальт, камни, тростник и пр. Там же хранятся предметы, издающие разные звуки. Например, двери из всевозможных материалов – каждая из них скрипит по-своему. И конечно, в хорошей студии обязательно есть приспособления для создания звуковых эффектов: эффект пустой комнаты, эха и пр.
В процессе озвучки звукорежиссёр контролирует синхронность звука и изображения, руководит монтажом звука. Когда все элементы звукоряда готовы, он занимается их сведением, т.е. перезаписывает исходные элементы звукоряда в единую фонограмму.
Звукорежиссёру подчиняется звуковой цех, в котором, в частности, работают звукооператор, микрофонный оператор (управляет микрофонами в процессе съёмки), монтажёр звука.
Сами звукорежиссёры признаются, что выбрав эту профессию, ты неизбежно привыкаешь прислушиваться к звукам окружающего мира, запоминать их. Это развивает особое чутьё на подлинность звука, без которого сложно добиться качественного озвучания.
В искусстве кино звуковое решение фильма рассматривается как художественное произведение. И работа звукорежиссёра отмечается особыми премиями на кинофестивалях.
Например, знаменитый фильм «Матрица» в 2000 году получил Премию Британской киноакадемии за лучший звук, и сразу двух «Оскаров»: в номинациях «Лучший звукорежиссёр» и «Лучший звук». На радио и телевидении звукорежиссёр разрабатывает звуковое оформление передач, анонсов, заставок. Он также работает на трансляциях различных событий, ток-шоу, новостей и пр. в прямом эфире. На телевидении это означает постоянную работу в команде. Звукорежиссёр выполняет указания режиссёра программы и находится в контакте с линейным монтажёром, со звукотехниками, телеоператором, редактором, продюсером. На телевидении звукорежиссёр может также участвовать в создании фильмов, телеспектаклей.
Звукорежиссёр в театре, на концертных площадках занимается звуковым оформлением действа, также применяя различные музыкальные произведения, шумы и пр. Он разрабатывает вместе с режиссёром концепцию этого оформления и воплощает её в жизнь. А в ходе представления следит за качеством звука и своевременностью подачи.
Особенности профессии звукорежиссер
Профессия звукорежиссер или, с английского, Audio Engineer (Sound Director), как мы уже сказали, напрямую связана с формированием звуковых образов, созданием новых звуков, звуковой концепции и так далее. Между тем, нередко непосвященные путают эту профессию с профессией звукооператора. На самом же деле звукооператор и звукорежиссер — это столь же разные специализации, как, например, оператор и монтажер. Безусловно, на звукорежиссере, равно как и на звукооператоре, лежит ответственность за качественные характеристики звуковой картины мероприятия в целом, однако задачи, решаемые им, существенно шире.
В чем же заключается работа звукорежиссера? Он не просто занимается поддержанием «технического» качества и грамотного баланса звуков, но и трудится над формированием самих звуковых образов, выстраивает «драматургию» звука — например, в соответствии со сценарием и индивидуальным режиссерским замыслом, фиксирует и обрабатывает эти образы, микширует звуковые «ингредиенты», создавая из них неповторимый авторский «коктейль» при помощи современных технических средств. Таким образом, деятельность звукорежиссера находится на границе технологий и творчества, что придает ей особый шарм и обеспечивает разнообразие в любых рабочих условиях.
Где можно получить профессию звукорежиссера?
Получить профессию звукорежиссера можно в любом высшем учебном заведении России, где имеется специальность «Звукорежиссура кино и телевидения». Также можно освоить первичные навыки этой профессии на специальных курсах, организацией которых занимаются ведущие киностудии, радиостанции, звукозаписывающие и телевизионные компании. Однако при этом необходимо понимать, что профессия звукорежиссера потребует от Вас не только свободного владения специальными навыками и понимания творческого процесса, но и музыкального образования, обширных технических знаний, а также познаний в области физики и акустики.
Поэтому специалисты рекомендуют отдавать предпочтение классическому звукорежиссерскому образованию, которое можно получить только в ВУЗе, а обучение на курсах использовать для повышения уровня своего мастерства. При этом выбирать лучше всего профильный ВУЗ, где Вы получите не только технические и практические навыки будущей профессии, но и узнаете все секреты творческого процесса. К таким ВУЗам можно отнести:
- Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина;
- Российская академия музыки им. Гнесиных;
- Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова;
- Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино»;
- Государственный специализированный институт искусств.
Государственный специализированный институт искусств
Москва
Музыкальная звукорежиссура
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 291 000,00 ₽ |
Российская академия музыки имени Гнесиных
Москва
Музыкальная звукорежиссура
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 275 200,00 ₽ |
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения
Санкт-Петербург
Звукорежиссура аудиовизуальных искусств
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 85 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очно-заочная | 110 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 230 000,00 ₽ |
Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина
Москва
Звукорежиссура аудиовизуальных искусств
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 225 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 90 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очно-заочная | 155 400,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 225 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очно-заочная | 155 400,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 90 000,00 ₽ |
Волгоградский государственный институт искусств и культуры
Волгоград
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 207 400,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 52 000,00 ₽ |
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова
Москва
Звукорежиссура аудиовизуальных искусств
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 205 650,00 ₽ |
Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
Нижний Новгород
Музыкальная звукорежиссура
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 163 000,00 ₽ |
Краснодарский государственный университет культуры и искусств
Краснодар
Музыкальная звукорежиссура
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 160 600,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 65 000,00 ₽ |
Ростовская государственная консерватория (академия) имени С.В. Рахманинова
Ростов-на-Дону
Музыкальная звукорежиссура
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 155 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 90 000,00 ₽ |
Российский университет театрального искусства — ГИТИС
Москва
Оборудование
Мы используем технику фирмы Sennheiser. Ее используют даже в Голливуде. С бумом (микрофоном с высокой чувствительностью, который во время съёмок размещён на так называемой удочке, чтобы не попасть в кадр — прим. tvkinoradio.ru) мы работаем либо на улице, либо там, где много людей. В других случаях мы настраиваем петличные микрофоны и заводим поканально в рекордер. Каждый экстрасенс всегда пишется отдельно.
Иногда сидим по 15-20 часов с наушниками и пишём всё нон-стоп. Я всё слышу и вижу. Эфирно выбирается 10, максимум 30 минут из 15 часов 8-канального звука. Чтобы весь его прослушать, нужен месяц.
По монтажу — берётся звуковой файл, на него накладывается видео. Не наоборот. Картинки без звука не бывает. К нам всегда больше претензий, чем к кому бы то ни было другому. Почему вас не было в таком-то углу, в таком-то кадре, вот там-то? Но дело тут в том, что звук не может выходить сам по себе. Надо поставить технику — тогда все будет. Как достичь консенсуса между Хочу, Могу и Как это сделать — это всегда самое сложное.
Какие требования предъявляются к специалистам?
Говоря о профессии звукорежиссер, стоит учитывать не только те требования, которым он должен соответствовать, но и уровню подготовки. Причем уровень знаний и умений должны полностью соответствовать месту его занятости.
Например, если дело касается концертной деятельности, то здесь ему нужно уметь обеспечивать нужное качество звука во время концертов или на выступлениях. Именно звукорежиссер должен знать, как правильно расставить все необходимое оборудование. Они проводят тестирование всей необходимой аппаратуры.
На телевидении или радио, звукорежиссеры должны будут квалифицированно осуществлять монтаж звукового ряда. Они могут заниматься разработкой специальных заставок или отбивок.
Кроме того, чтобы считаться профессионалом, звукорежиссер обязан:
- осуществлять подборки, предназначенные для решения различных задач;
- умело руководить расстановкой музыкального оборудования;
- уметь осуществлять тестирование имеющегося музыкального оборудования перед мероприятием;
- проводить звукозапись всех необходимых композиций, которые потребуются в дальнейшей работе;
- проводить контроль качества исполнения музыкальных композиций;
- осуществлять запись голосов актеров в процессе озвучки фильма или записи фонограммы;
- уметь делать аранжировку различных музыкальных композиций;
- умело использовать фонограммы во время работы:
- контролировать качество настройки оборудования для воспроизведения звука и звуковых эффектов, настройку оборудования.
Это далеко не самый полный перечень всего, что должен знать и какими знаниями обладать специалист звукорежиссер.
Требования к профессионализму
А теперь поговорим о профессионализме и его уровне. Давайте подробнее рассмотрим, что должен уметь высококлассный звукорежиссёр:
- Делать музыкальные подборки, которые будут максимально хорошо подходить к сценарию;
- Быть хорошим руководителем и обладать навыками расстановки всего оборудования;
- Тестировать и настраивать звуковое оборудование перед стартом мероприятия;
- Проведение самой звукозаписи;
- Записывать голоса актёров для озвучки фильмов и других видео;
- Регулирование и настройка звуковых эффектов.
Этот краткий перечень задач звукорежиссёра, на самом деле их гораздо больше.
Обязанности звукооператора
Звукооператор — человек, востребованный в телевидении, кинематографе, театре, концертах, публичных мероприятиях. Поэтому его обязанности могут меняться — от ванильного контроля микрофонов в актовом зале до бесперебойной работы со сложнейшим оборудованием.
В киностудии такому специалисту придется постоянно отслеживать состояние звука и шумов, словом, осуществлять технический контроль записи. В театре на него возложат ответственность за подготовку звукового сопровождения и его дальнейшего включения в спектакль. В студии звукозаписи, как правило, производится аранжировка, запись треков, работа с фонограммами.
В идеале звукооператор имеет музыкальное образование, с легкостью управляет микрофонами, микшерным пультом и прочим оборудованием, знает, как извлечь качественный звук, опираясь на существующую в помещении акустику. Он готов к неравномерному графику, ночным сменам, поздним концертам и передачам. Иногда ему придется жертвовать свободным временем и выходными, чтобы довести работу до совершенства.
Каким личностными качествами должен обладать звукорежиссер?
Работа звукорежиссера – это, прежде всего, творческий процесс, где многое зависит от вдохновения и способности к самовыражению. При этом специалист вряд ли сможет добиться заметных успехов на профессиональном поприще, если не будет обладать такими личностными качествами, как:
- тонкий музыкальный слух;
- креативность;
- находчивость;
- развитое воображение;
- хорошая звуковая память;
- музыкальная эрудиция;
- коммуникабельность;
- чувство меры;
- стрессоустойчивость.
Не стоит также забывать о том, что профессия звукорежиссера является не только творческой, но и технической. Поэтому настоящий профессионал своего дела должен обладать обширными познаниями в областях акустики, физики звука, особенности звучания музыкальных инструментов и технологии записи и обработки звука. Кроме того, звукорежиссеру не обойтись без навыков пользования спец.аппаратурой (а это высокотехнологичное оборудование (в том числе, цифровое и аналоговое), которое постоянно усовершенствуется и обновляется) и знания профессионального программного обеспечения.
Плюсы и минусы профессии
Как и в любой другой работе, в профессии звукорежиссера можно отыскать как яркие и положительные черты, так и характеристики, которые относятся, скорее, к негативу. Выбирая специальность, стоит четко понимать, какие есть «за» и «против», потому рассмотрим, что да как. Начнем с преимуществ звукорежиссерской деятельности.
- Работа – творческая. Это не та деятельность, на которой можно надорвать спину. Звукорежиссером не становятся от безысходности – это мечта, к которой каждый идет целенаправленно.
- Есть ряд смежных профессий. Звукорежиссер требуется во многих областях, но нужен он, как правило, один. Однако при поиске вакансий это не станет проблемой, потому что есть похожие должности, которые можно занять со звукорежиссерским образованием. Звукооператор и оператор микрофона – альтернативные идеи того, как работать почти по профессии.
- Теоретически есть доступ к «звездам». Большинство людей видят своих кумиров в лучшем случае считанные разы за всю жизнь, да и то на сцене и на значительном удалении, причем за достойные деньги. Работая на радио, в звукозаписывающей студии или в престижном концертном зале, вы будете видеть их регулярно, прямо перед собой, да еще и бесплатно. Даже работая в провинциальном театре, вы будете общаться с интересными и всесторонне развитыми людьми, а не с простыми обывателями.
Все это, конечно, выглядит очень хорошо и интересно, но забывать о недостатках все-таки не стоит – они могут оказаться существенными.
- Забудьте про нормированный рабочий день. Если только вы не работаете на радио, сменщика у вас вполне может и не быть. Если оборудование не функционирует или вам никак не удается записать нужную дорожку, а выступление уже завтра, домой вы пойдете только ценой увольнения. График может оказаться очень плотным, и вы не всегда будете в него укладываться.
- Будьте готовы к командировкам или скромным заработкам. Лучших звукорежиссеров нередко разбирают те самые «звезды», чтобы возить их за собой в концертные туры. Такой режим жизни – на любителя, ведь не каждому понравится каждый день просыпаться и идти на работу в новом городе.
- Возможны существенные физические нагрузки. Ответственность за аппаратуру и хороший звук нередко означает, что носить все оборудование нужно самостоятельно.
Что за профессия
Если говорить о задачах, которые должен выполнять звукорежиссёр, то необходимо иметь в виду, в какой сфере ведёт деятельность данный специалист. Если речь идёт о концертах и различных выступлениях, то звукорежиссёр занимается настройкой звука, оттачивают его качество, делают максимально качественным для уха зрителей и слушателей.
При работе в кинематографе, задачей звукорежиссёра является подбор музыкального сопровождения для тех или иных сцен, чтобы вызывать у зрителей определённые эмоции.
При работе на радио и телевидении, звукорежиссер подбирает звуковое сопровождение, монтирует композиции, в зависимости от смысловой нагрузки вещания.
Задача на площадке
Звукорежиссёры всегда борются за чистоту звука. В нашем проекте пишется чистовой звук. Мы не делаем дублей и ничего не озвучиваем. Мы не можем потом сказать экстрасенсу, чтобы он «переговорил» какую-то фразу. Повторов нет. Как такого сценария, в общем-то, тоже. Экстрасенсу даётся задание, он работает в рамках отведённого времени (10, 20, 30 минут, 1 час), а мы «ловим» каждое его слово. Наша ошибка означает, что в это фрагменте зрители просто ничего не услышат.
Когда возникают проблемы, главное — найти причину шума. Устранить ее легко, но сами поиски могут занять много времени. Это тормозит рабочий процесс. Приезжая на новое место съёмки, мы всегда ломаем голову над тем, как лучше поставить оборудование, чтобы всё записать. При этом оборудования не должно быть видно в кадре.
О кафедре
«Музыкальная звукорежиссура» является одной из самых современных творческих специальностей. Эта профессия находится на стыке музыки и техники. Поэтому она требует от специалиста не только безупречного вкуса, тонкого слуха, творческого мышления, знания истории и теории музыки и особенностей самых разных музыкальных стилей и жанров, но владения всеми существующими технологиями звукозаписи, а также компетентности в области акустики, звукотехнического оборудования студий, современных компьютерных технологий и др.
Дисциплины профессионального цикла преподают такие высококлассные специалисты, как Заслуженный работник культуры РФ, звукорежиссер высшей категории С.Г. Шугаль; Заслуженный работник культуры Российской Федерации, ведущий звукорежиссер «Петербургской студии грамзаписи» В.Г. Динов; один из специалистов мирового класса в области акустики, доктор технических наук, профессор И.А. Алдошина.
Практические занятия по специальности «Звукорежиссура» проводятся на базе «Петербургской студии грамзаписи», первой студии Петербургского Дома Радио, студии документальных фильмов, студии «M-Records» музыкального фонда Санкт-Петербурга и студии «Контакт» при СПбГУП, где студенты осваивают современные технологии звукозаписи. Желающие освоить специфику звукорежиссуры телевидения имеют возможность приобрести опыт работы на телестудии СПбГУП. Звукотехнический комплекс Большого театрально-концертного зала Университета дает возможность получения студентами навыков проведения театрально-концертных мероприятий и подробного ознакомления с системами озвучивания и звукоусиления.
Звукорежиссёр в кинематографе
Звукорежиссёр в кинематографе является участником съёмочной группы, руководящим звуковым цехом. Он занимается записью звука, работая напрямую с микрофонным оператором. В задачу звукорежиссёра входит создание озвучивания (фонограммы; саундтрек) фильма в соответствии с идейно-художественным замыслом автора сценария и режиссёра.
Звукорежиссёр выполняет следующие функции:
- осуществляет звуковое оформление фильма в соответствии с общим замыслом автора сценария и режиссёра;
- отвечает за художественное и техническое качество звука фильма;
- готовит звуковую экспликацию, записывает пробы актёров, отбирает фонетический материал, осуществляет синхронные записи, озвучивание, запись музыки и шумов, перезапись фильма.
В кинематографе также есть звукооператор — участник съёмочной группы, входящий в состав звукового цеха, работает с записью — отслеживает уровни звука фоновых шумов и звука диалогов. Звукооператор подчиняется звукорежиссёру.
Ответственность за запись, обработку и создание звука в процессе съёмки фильма полностью ложится на звуковой цех.
Состав звукового цеха
Звукорежиссёр работает за звуковым пультом, записывает звук. Связан с микрофонным оператором. Командует звуковым цехом (микрофонным оператором (бум-оператором) и звукооператором).
Микрофонный оператор обеспечивает расстановку микрофонов, управляет микрофонами в процессе съёмки.
Звукооператор — осуществляет технический контроль записи: отслеживает уровень внутрикадрового звука и фоновых шумов.
В настоящее время понятия звукооператор и режиссёр звука (звукорежиссёр) путают, хотя оба специалиста играют разные роли в процессе работы над звуком. Однако ещё чаще эти функции приходится совмещать в одном лице, поскольку отношение работодателя к требованиям по комплектации звукоцеха организации обычно довольно скептическое. Вообще, звукорежиссёру часто приходится быть и звукоинженером, и микрофонным оператором, и помощником режиссёра/дирижёра, и т. п. Идеальный состав звукоцеха в настоящее время — два человека.
Описание профессии
Эта профессия – одна из самых важных на телевидении и на радио, в кинематографе и в шоу-бизнесе. Иногда ее путают с другими – родственными. Внесем ясность, в чем заключается различие между звукооператором и звукорежиссером.
Звукооператор – это специалист, который обеспечивает высокое качество звука и выдерживает его баланс. А вот задача звукорежиссера гораздо масштабнее. Ведь эта профессия сочетает в себе творческое начало с техничностью. Ее представитель не только несет полную ответственность за уровень качества звукоряда, но и привносит в него драматургию, прорабатывая образы. Кстати, последние должны органично вплетаться в сценарий и соотноситься с замыслом режиссера.
Арсенал звукорежиссера с опытом содержит большое количество записей разнообразных звуков – начиная от журчащего ручья и заканчивая ударами лома по льду на дороге. Как правило, синхронные шумы записываются прямо в процессе озвучивания. Они служат имитацией того, что делается на экране. К примеру, персонаж кинофильма бежит, спасаясь от преследователей, по россыпи гравия. Как передать в студийных условиях звук таких шагов? Специалист идет на маленькую хитрость. Он приносит с собой на работу гравий и шагает по нему в ногу с экранным героем.
Опытные звукорежиссеры отмечают, что у профессионала постепенно вырабатывается привычка сосредоточиваться на звуках природы и запоминать их. Таким образом у него развивается внутренний «определитель» подлинности звука. Этот «инструмент» очень важен для качественного озвучивания.
В кинематографе работа представителя этой профессии квалифицируется как отдельное художественное произведение. Ее даже отмечают на кинофестивалях особой премией. Это, вне всякого сомнения, относится к плюсам. Но есть и минусы. Принадлежность к индустрии развлечений и значительная загруженность требуют от специалиста часто оставаться в студии допоздна, иногда даже пренебрегать ради работы выходными. Помимо этого, он вынужден регулярно слушать звуки и музыку на высокой громкости. Со временем это может привести к снижению слуха.
Профессия звукорежиссер подойдет для подростков, которые:
Любят музыку, звук. И все, что с ним связано.
Имеют тонкий слух. Различают даже очень тихие звуки.
Знают, где добыть звук, который подойдет под определенное драматургическое действие.
Хотят работать в сфере создания видеоклипов. Кинематографе. Журналистике. И многом другом.
Являются креативными. Могут найти выход из любой ситуации. И сделать все для того, чтобы достичь требований режиссера.
Являются находчивыми. Умеют создавать звук из подручных материалов. Например, могут воссоздать шелест гравия, пройдясь по кубикам сахара.
Обладают звуковой памятью. На высоком уровне. Это нужно, чтобы у звукорежиссера была возможность запомнить звук. А затем воссоздать его при съемке кинокартины. Или клипа.
Развиты в музыкальном плане. Слушают много музыки. Знают различные звуки. А также классические музыкальные произведения.
Смотрят много фильмов
Уделяют особое внимание тому, как там работают со звуком.
Являются коммуникабельными. Могут быть как хорошим другом, так и строгим начальником
Которому необходимо сделать так, чтобы вся звуковая группа его слушала.
Знают меру. Не будут перебарщивать со звуковыми эффектами в видео. Будут вставлять в них только то, что действительно нужно. Ни больше, ни меньше.
Являются стрессоустойчивыми. Круглосуточно работать со звуком — очень сложно. Чтобы держать себя в тонусе, нужно обладать высокой стрессоустойчивостью. Иначе, можно сойти с ума.
Описание профессии звукорежиссера
По сути, специалист создает звуковые образы в зрелищных мероприятиях, шоу, кино.
Он занимается записью звуков, их редактированием, наложением звуковых эффектов. Работа находится на стыке творчества и технологий. Профессия звукорежиссера https://bryansk.videoforme.ru/tvschool/sound-producer считается очень интересной и разнообразной.
При этом в одном определении кроется масса нюансов, специфика зависит от выбранного направления деятельности. Звукорежиссер отвечает за качество звукового ряда, работает над его драматургией, созданием звуковых образов, сопоставляет части для создания целостного образа, который дополнит визуальный ряд.
Специалист создает свою базу звуков и по сути, она у каждого уникальна, поэтому можно говорить о стилистике и почерке талантливого сотрудника. Кроме уже записанных звуков и шумов для каждого кадра или сцены в спектакле подбирается своя фонограмма или заново записывается звуковой фон, для чего в арсенале хранятся, например, по-разному скрипящие двери, куски стекла, пластика, металлические пруты и другая атрибутика
По мере приобретения опыта звукорежиссер начинает обращать внимание на малейшие несоответствия или накапливать оригинальные образцы фонов. Это развивает особое чутьё на подлинность звука, без которого сложно добиться качественного звучания
Плюсы и минусы профессии звукорежиссера примерно равны, но для каждого есть свой резон выбора этого рода занятий. К достоинствам относят постоянную новизну поставленных задач, возможность проявить свою индивидуальность, создать звуковой шедевр. А также широкий круг общения с известными людьми, работа по смежным направлениям без дополнительного обучения. К явным недостаткам относят ненормированный рабочий день, высокую степень эмоционального напряжения, частые стрессовые ситуации, командировки, перенос тяжелого оборудования.