Как написать научную работу: этапы
Содержание:
- Теоретическая база
- Общие требования к оформлению научной работы
- Как писать научно-исследовательскую работу
- Постановка цели и задач
- Кто должен рецензировать научную статью?
- Как пишется хорошая научная статья студента – секреты написания
- Планирование и этапы НИР
- Что собой представляет реферат научной статьи?
- Написание основного текста
- Выбор темы
- Как наконец-то начать писать?
- Научно-исследовательская деятельность
- Как должна выглядеть научно-исследовательская работа
- Некоторые замечания по самому тексту
- Как должна выглядеть научно-исследовательская работа
- Как пишется хорошая научная статья: советы для студентов
Теоретическая база
Мы не будем
повторять с опытными (и не очень) юристами
тему «Источники права». Однако отметим,
что источники информации для научной
статьи в этой сфере можно разделить на
такие категории:
Нормативно-правовые
акты РФ. Это основа всей юриспруденции
в целом и научных статей в частности.
Нормативно-правовые
акты зарубежных стран. Они нужны не
только тем, кто трудится в области
сравнительного правоведения. Иностранные
законы нередко помогают указать на
пробелы в отечественном праве и
подсказывают перспективные направления
работы.
Монографии
и научные статьи. Хотя юридические
исследования в идеале носят прикладной
характер, без прочной теоретической
базы не обойтись. Фундаментальные труды
правоведов позволяют соблюсти принцип
доказательности, столь важный для
научного знания.
Судебная
практика
Рассматривая какой-либо
вопрос правоприменения, важно подкреплять
свою точку зрения примерами из практики.
Она поможет подтвердить или опровергнуть
гипотезу, обнаружить противоречивость
рассматриваемой правовой нормы, выявить
пробел в праве. Опираясь на судебную
практику, удастся соблюсти принцип
эмпирической проверяемости, не менее
важный для научного знания.
Без зарубежных
нормативно-правовых актов в ряде
исследований обойтись можно. Например,
если они посвящены анализу существующей
судебной практики в РФ по изучаемой
проблеме. Но остальные три категории
источников должны использоваться
обязательно для придания результатам
исследования свойств настоящего научного
знания.
Правила цитирования нормативно-правовых
актов
Про
оформление
списка литературы
мы писали
немало. Однако самым сложным вопросом
остается цитирование нормативно правовых
актов. По многочисленным просьбам
молодых ученых останавливаемся на нем
подробно.
Из пункта
5.2.5.9 (стр. 26)
ГОСТ
Р 7.0.100-2018
мы узнаем, что
библиографическое описание такого рода
источника должно включать:
- название;
-
дату
принятия или введения; -
информацию
о документе, вместо которого принят
описываемый документ.
Однако
далее, на стр. 110, где приведены примеры
ссылок, мы обнаруживаем, что указывать
нужно также место принятия, место
опубликования, количество страниц и
экземпляров.
СОВЕТ!
Если определение места опубликования
вызывает трудности, всегда можно
сослаться на
Собрание
законодательства РФ
.
Зная год выхода и номер нормативно-правового
акта, на сайте легко найти нужный номер
и страницу СЗ РФ.
Пример
:
Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О
несостоятельности (банкротстве)» // СЗ
РФ. 2002. №43. Ст. 4190.
Сразу
возникает вопрос, как тогда цитировать
материалы судебной практики? Их в виде
сборников и бюллетеней не печатают. Но
секрет – в том, что журналы, как правило,
не просят включать судебные постановления
в список литературы. Обычно достаточно
бывает подстрочных сносок. Главное –
указать вид постановления, дату вынесения,
принявший его суд и номер дела.
Общие требования к оформлению научной работы
Далее нужно кратко обозначить требования для каждого пункта. Требования касаются как содержания пунктов, так и внутренней последовательности их элементов.
Титульный лист
Как правило, каждое учебное заведение имеет собственный шаблон или ряд шаблонов титульных листов для НИР, найти которые не составляет труда
Но важно знать об основных требованиях к оформлению титульного листа
Он должен содержать полное название учебного заведения, жанр работы (курсовая, дипломная, диссертация), фамилию, имя и отчество исполнителя, рецензента и научного руководителя (для последних двоих нужно указывать ученую степень и звание), факультет, номер группы, название работы, год выполнения и город.
Требований к содержанию не так много — самое главное, чтобы его пункты полностью повторяли заголовки внутри основной части, это касается и последовательности, и формулировок.
должно давать наиболее полное представление о работе. Номера страниц присутствовать должны обязательно.
Реферат
По сути, реферат — это краткий пересказ введения, заключения и основной части.
В нем должны присутствовать, разумеется, в краткой форме, основные пункты введения, и последовательно излагаться содержание исследования, отображаться основные выводы и результаты. Реферат обязательно должен содержать историю вопроса.
Введение
Введение — это лицо любой научно-исследовательской работы
Уже куда более требовательная часть научной работы. Ведь по сути введение — это ее лицо. В нем должна быть сформулирована тема исследования.
После этого необходимо последовательно раскрыть следующие пункты:
- Проблема — конкретная задача, которую исследователь должен решить. Формулирование проблемы определяет облик всей работы.
- Объект исследования — более общая категория. Это то тематическое поле, в рамках которого осуществляется исследование.
- Предмет исследования — частная категория, которая отображает тот или иной аспект объекта.
- Гипотеза — умозрительное предположение. Проще говоря, это тот результат, который должен быть достигнут теоретически.
- Актуальность — нужно ответить на вопрос, почему данное исследование необходимо, насколько оно отвечает потребностям той отрасли научного знания, в рамках которого существует.
- Новизна — предполагается, что исследование или рассматривает уже изучению проблематику с другого ракурса, или изучает ранее не затрагиваемые аспекты какого-либо явления.
- Цель исследования —категория, которая отображает общую направленность работы.
- Задачи исследования — частные задачи, которые нужно выполнить, чтобы исследование достигло своей цели.
- Обзор источников и история вопроса — нужно сформулировать, по каким источникам будет проводится исследование, также обозначить, кто затрагивал данную тему до этого и какие результаты получил.
- Методология — этот пункт отображает, какими методами будет руководствоваться исследователь.
- Структура работы — Краткое изложение структуры основной части. Этот пункт достаточно вариативен. В зависимости от требований учебного заведения и научного руководителя может представлять собой или просто план работы, или более развернутый план, который затрагивает содержание исследования.
Введение должно предельно четко очерчивать тематику научной работы, обосновывать ее необходимость и показывать, насколько хорошо автор разбирается в выбранной теме.
Грамотно простроить введение важно и потому, что работа будет целиком и полностью построена на указанных в нем предпосылках
Основная часть
Непосредственно основной текст исследовательской работы, разбитый на главы, разделы и подразделы. Каждый сегмент должен содержать краткое вступление, буквально на абзац, и такое же краткое заключение.
Технически содержание должно быть оформлено с отточием. Рекомендуется формировать его автоматически, на основе стилей заголовков Word. В итоге должен получиться ряд смысловых блоков, которые логически связаны между собой.
В основной части могут содержаться изображения, графики, таблицы, диаграммы и другой иллюстративный материал. Однако для удобства его чаще всего выносят в приложение, делая соответствующие ссылки.
Как писать научно-исследовательскую работу
Как только учащемуся будет выдано задание, с ним нужно сразу же ознакомиться и в случае возникновения вопросов, задавать их руководителю. Принципы написания заключаются в нескольких пунктах:
Существует также единый алгоритм, как следовать структуре и писать Нир:
Не откладывайте работу, полагая, что времени на ее выполнение достаточно, так это может затянуться. Над Нирс (научно исследовательская работа студента) трудиться нужно регулярно.
Выбор темы
Прежде чем начнет писаться работа учащегося, важно найти ту тему, в которой ему будет интересно и не сложно разбираться. В некоторых учебных заведениях тему подбирает каждому школьнику или студенту преподаватель, в других представлен свободный выбор
Чтобы упростить задачу самостоятельного поиска темы, следуйте нескольким базовым правилам:
Опираться при поиске актуальной темы и проблем важно еще и на то, какая дисциплина будет изучаться. Приведем несколько примеров тем для востребованных предметов:
Структура
Чтобы набросать план работы, начать составление структуры стоит с чернового варианта. По ходу анализа информации и составления Нир будут понятны основные мысли, которые будут вноситься в содержание. В целом же придерживайтесь типовой структуры:
Правильное оформление НИР
Правильный способ оформления Нир указан либо в методическом пособии учебного заведения, либо в нормативах ГОСТ. Оформлять следует по следующим общим требованиям:
Особое внимание уделите оформлению титульного листа. Для этого можно воспользоваться готовым образцом на кафедре или шаблоном из положений ГОСТ
Постановка цели и задач
Как делать научно-исследовательскую работу? Пример, представленный ниже, свидетельствует о том, как важно выявить проблему исследования, выделить задачи, поставленные перед ее автором
- Цель работы: выявить содержание витамина С в исходных образцах чая, оценить органолептические показатели исследуемых образцов.
- Задачи работы: оценить вкус, цвет, запах, мутность взятых образцов путем проведения дегустации; осуществить количественный анализ содержания аскорбинки в образцах методом йодометрического титрования.
- Предмет исследования: содержание аскорбиновой кислоты в исходных образцах чая.
- Объект исследования: образцы чая.
- Методы исследования: проведение литературного обзора; йодометрия; обработка полученных результатов.
- Гипотеза проекта: Иван-чай существенно превышает обычный черный чай по вкусовым характеристикам, а также по содержанию аскорбиновой кислоты.
Успешность проекта связана именно с умением выявлять узкую область исследований.
Данный этап связан с детальным знакомством с объектом исследования, подборкой литературы для проведения качественного анализа
Он позволяет школьнику сформировать представление о состоянии проблемы, выявить те пробелы, которые важно восполнить при проведении работы
Например, в работе, связанной с анализом Иван-чая, можно сделать следующий литературный обзор.
- В Иван-чае содержатся витамины группы В, аскорбиновая кислота, белок, кофеин, дубильные вещества, биофлавоноиды, пектин, железо, магний, калий, кальций, хром.
- Магний, витамины группы В, флавоноиды оказывают несинтетическое седативное и снотворное действие, нормализуют эмоциональное состояние (снижают возбудимость, нервозность, улучшают сон).
- Дубильные вещества, пектин улучшают и восстанавливают пищеварительные процессы, устраняют дисбактериоз, изжогу, запоры, оказывают противовоспалительное действие, предотвращают появление кариеса и пародонтоза. При употреблении Иван-чая снижается артериальное давление, нормализуется водно-электролитический баланс, повышается иммунитет.
- Иван-чай оказывает болеутоляющее действие, обладает отличными лактационными качествами, выводит из организма шлаки, стимулирует синтез коллагена, поскольку в нем присутствуют алкалоиды, магний, флавоноиды.
Кто должен рецензировать научную статью?
Если работу писал студент, не нужно метить сразу на самый популярный научный журнал, объективно оценивая уровень своей подготовки. Это только повысит риски получения отрицательной рецензии, а замечания оценщика уже будет невозможно исправить. Рецензирование статьи – это ответ на вопрос, как закончить научную работу.
Рецензирование занимаются ученые-специалисты в этой области знаний. Цель рецензирования заключается в том, чтобы убедиться в достоверности и точности изложения. Если у работы нет рецензии, ее не возьмет никакое издание для публикации. Чаще всего сами издатели популярных газет и журналов выступают такими оценщиками работ.
Как пишется хорошая научная статья студента – секреты написания
Можно выделить несколько аспектов, знание которых поможет написать хорошую научную статью и успешно опубликовать ее. Для студентов это консультации специалистов, привлечение соавторов, знание терминологии и строгое соблюдения требований научного издания.
Проконсультируйтесь с преподавателем
Если это ваш первый опыт написания статьи, то желательно проконсультироваться с преподавателями в своем вузе и выбрать руководителя. В помощи вам никто не откажет. Желание студента заниматься научной деятельностью и написать статью всегда приветствуется.
Консультант или руководитель не только поможет вам в проведении исследований и написании статьи, но и посоветует научное издание для публикации.
Привлеките соавторов
Довольно перспективным является вариант написания статьи в соавторстве. Коллективная работа, во-первых, интересна для самих авторов, а во-вторых, обычно получается более качественной. В соавторы можно взять преподавателя, аспиранта или студента.
Не забывайте употреблять термины и определения
Свободное владение терминологией – очень важный аспект. Все термины должны соответствовать действующим нормативно-правовым актам. Давать определения нужно только для тех понятий, которые вы предлагаете ввести впервые, или если определения этих понятий отсутствуют в отечественной нормативной базе.
Проследите за оформлением научной статьи
Если правила оформления не будут соблюдены, статью не опубликуют.
Всегда внимательно читайте правила оформления статей, так как в разных изданиях требования сильно отличаются
Обращайте внимание на формат страницы (обычно А4 или А5), поля, вид и размер шрифта, междустрочный интервал, абзацный отступ, оформление таблиц и подрисуночных подписей. Иногда в таблицах шрифт может отличаться от шрифта основного текста
Обратите на это внимание.
Проверьте статью на грамотность и уникальность. Обязательно!
Несколько раз перечитайте статью. Исправьте грамматические и стилистические ошибки. Если не уверены, что сможете сделать это самостоятельно, попросите помощи у других или используйте интернет-ресурсы. После правки перечитайте статью еще раз.
Уникальность – наиболее значимый критерий. Работы с уникальностью ниже 80% не принимаются к публикации. Некоторые журналы выставляют более жесткие требования и не принимают работы, уникальность которых ниже 90%. Проверьте научную статью на уникальность с помощью онлайн сервисов: антиплагиат.ру и текст.ру – они наиболее точные.
Помните! В том месте, где вы делаете ссылку на какого-либо автора или его работу (в виде квадратных скобок), плагиат допускается.
Проверить уникальность научной статьи можно на сайте antiplagiat.ru, а также воспользоваться программой проверки плагиата от etxt.ru (скачать).
Не забудьте про сроки подачи заявки на публикацию статьи
Строго соблюдайте сроки представления статей в редакционную коллегию. Сроки назначаются из расчета, что, во-первых, ваша статья должна пройти рецензирование, во-вторых, в случае отрицательной рецензии вы должны успеть исправить замечания.
Планирование и этапы НИР
После того, как исследователь определился с темой, необходимо приступить к работе. Но здесь возникает сложный вопрос — с чего начать?
Существует несколько этапов подготовки к написанию научной работы. Можно выделить следующие:
Выбрать общее тематическое поле, в котором будет проводиться работа.
Сформулировать частную проблему
Важно с самого начала понимать, о чем будет работа. Но и это еще не все — идея должна быть оригинальной, новой и актуальной
Иными словами, работа должна раскрывать или уникальную проблематику, или представлять взгляд с кардинально нового ракурса на уже существующую.
Подобрать источники, изучить тематическую научную и учебную литературу. Это как раз и поможет сформулировать актуальную и интересную тему. Работа с литературой — самый важный этап планирования НИР. Необходимо собрать, проанализировать и систематизировать как можно больше актуальных источников по теме. В этом хорошо поможет библиотека. Идеальный вариант — специализированная библиотека, которая содержит литературу по выбранной отрасли или даже аналогичные специализированные базы данных в сети. Следует понимать, что источники — это не только научная литература. Это, в том числе, аналогичные работы предшественников. С большой вероятностью кто-то уже проделал тот путь, который исследователю проделать только предстоит. Крайне полезно обращаться к опыту предшественников. Это поможет значительно облегчить процесс поиска источников.
Наметить приблизительный структурный план работы. После того, как источники изучены и проблема сформулирована, необходимо установить порядок выполнения исследования. Необходимо составить поэтапный план своей работы согласно целям и доступным средствам. Наметить задачи, которые необходимо выполнить, сформулировать логику изложения и анализа материала. В высших учебных заведениях эта работа проделывается совместно с научным руководителем.
Проконсультироваться с научным руководителем или любым другим специалистом в данной области.
Определиться с методологией исследования. Иными словами, четко обозначить, с помощью каких методов научного исследования будет проводиться работа с материалом.
Их последовательное выполнение гарантирует высокий результат, эти рекомендации способны значительно облегчить работу исследователя.
Что собой представляет реферат научной статьи?
Реферат на научную статью представляет собой краткое изложение основной сути данной работы. Обязательно должен быть сделан акцент на поставленной цели и достигнутых результатах автором труда, а также тех задачах и методах, которыми решалась конкретная проблема.
Выделяют такие виды, как:
- индикативный – выполняется в виде резюме и включает в структуру только существенные выводы по научной работе. Косвенная и не существенная информация должна быть опущена. Студент должен четко уметь выделять основную мысль и отсекать ненужное;
- информативный реферат структурно выполняется как конспект. Обучающийся обязан вникнуть достаточно глубоко в суть проблемы, осознать и переработать информацию. В некоторых случаях требуется изучение нескольких источников и материалов. Оформляется данный вид реферата в форме изложения, не допускается исключение какого-либо пункта содержания. Желательно использовать иллюстрации.
Написание основного текста
Как написать доклад?
Перед тем, как приступить к написанию основного текста следует усвоить такие правила:
- Нельзя начинать работу без точного определения объема будущего доклада.
- Следует сразу выбрать тактику изложения материалов по теме: от частичного к общему или наоборот.
- Все структурные части доклада должны быть логично взаимосвязаны с плавным переходом между собой (это сделает доклад приятным для восприятия на слух).
Придерживаясь указанных правил, вы избежите доработок доклада.
Основной текст начинается с вводной части, которая должна освещать цель и актуальность. Для быстрого формулирования этих компонентов воспользуйтесь научными клише, например: «Целью данной работы является…», «Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как…», «В последнее время актуальной является задача (проблема, тема)… Это объясняется…», «Усиление внимания к проблеме связано в первую очередь с…» и т. п.
Существуют также клише для связывания отдельных частей текста, их можно легко найти в Интернете, например: «Здесь уместно обратить внимание на…», «Отметим что…», «Обратимся к определению Иванова…». Основной текст напишется быстро, если вы хорошо проработали найденные материалы, и имеете хоть приблизительное представление о том, что хотите рассказать
Основной текст напишется быстро, если вы хорошо проработали найденные материалы, и имеете хоть приблизительное представление о том, что хотите рассказать.
Для того чтобы ускорить работу над выводами, помечайте наиболее важные тезисы в докладе, а потом дайте им соответственную интерпретацию, при оформлении снова-таки помогут клише: «На основе сказанного можно сделать вывод…»; «Вместе с тем следует подчеркнуть…», «Анализируя аспекты проблемы, мы пришли к выводу, что…» и т. п.
Выбор темы
Как правило, исследователь – студент, аспирант или учёный – не на все 100 процентов самостоятелен в выборе темы. Студентам, особенно младших курсов, тему часто назначают директивно. Старшекурсники уже могут выбирать тему курсовой работы или диплома из предложенного списка.
Аспиранты и молодые учёные обладают бОльшими возможностями манёвра, однако и им приходится считаться с тематикой основных научных исследований, проводимых в их вузе либо НИИ. Хотя бы из тех соображений, что их будущий научный руководитель – как правило, из числа сотрудников того же вуза или НИИ – должен быть компетентен в тематике исследования своего подопечного.
Точную и окончательную формулировку темы следует обсудить с научным руководителем после ряда предварительных исследований. Следует изучить прошлые работы по выбранной и смежной темам, оценить наличие доступного для исследования материала, а также возможности проведения собственных изысканий. Например, постановки лабораторных опытов, участия в археологических раскопках, этнографических экспедициях и так далее. Написание научной работы – это творческий процесс, а значит, тут требуется творческий подход.
Особняком стоят уже состоявшиеся исследователи и так называемые соискатели – люди, уже работающие в реальном секторе экономики но желающие, так сказать, «остепениться», то есть получить учёную степень кандидата наук. Они обычно предлагают свою тему, напрямую связанную с их повседневной деятельностью. Однако и тут для выбора темы диссертационного исследования следует учесть несколько критериев.
Критерии выбора темы научной работы:
Актуальность подразумевает, что в научном сообществе существует запрос на исследования в том или ином направлении, и при этом есть так называемое «поле для исследований»: специальное лабораторное оборудование и стенды, археологические раскопки в исследуемом регионе и прочее. Не стоит брать темы, которые исследованы вдоль и поперёк либо же потеряли свою актуальность в виду развития научных технологий. Впрочем, это самоочевидно, если подключить рациональное мышление.
Новизна научной работы заключается в том, чтобы раскрыть те аспекты тематики или направления, которые не были раскрыты предыдущими исследованиями. Не следует понимать новизну как нечто абсолютно новое и совершенно неисследованное: такая тема вряд ли имеет шанс быть утвержденной. Кроме того, абсолютно новое сложно исследовать из-за малого количества доступных для исследования данных.
И, наконец, значимость, прикладная или методологическая. Другими словами, практическая или теоретическая. Так называемые «кабинетные» ученые обычно выбирают теоретические исследования, а пришедшие из реального сектора экономики соискатели часто сосредотачиваются на практических исследованиях, итоги которых в перспективе можно будет внедрить у себя на производстве.
Следует понимать, что любая прикладная научная работа должна будет пройти апробацию, поэтому еще на этапе выбора темы следует оценить доступность производственных мощностей для внедрения промежуточных итогов исследования. В некоторых случаях будет достаточно апробации в лабораторных условиях, однако этот аспект следует обсудить с научным руководителем, чтобы потом не столкнуться с непредвиденными сложностями внедренческого характера.
Как наконец-то начать писать?
Ответьте на вопрос «зачем?». Для чего вы хотите написать статью? Есть мотивация внутренняя, а есть мотивация внешняя. Раз вы читаете эту статью, значит у вас есть внутренняя мотивация. А это самая сильная мотивация. Желание быть первым, лучшим, защитить магистерскую диссертацию на «отлично», найти лучшее рабочее место, получить степень кандидата или доктора наук (нужное подчеркните). Но это глобально. Вы понимаете, зачем вы это делаете. Но, к сожалению, это несколько абстрактно.
Поэтому для конкретных дел нужна мотивация внешняя.
Это обучение – поступление в магистратуру, аспирантуру, докторантуру (как старт, вложение).
Это конкретная дата – дедлайн (как потеря) – дата конференции, дата окончания приема статей, дата отчета о проделанной работе.
Это приз, деньги (как приобретение) – например, вы получите грант на командировку и проведение исследований, получите ученое звание, искомую степень.
И если внутренняя мотивация сильна, то вы знаете, что делать, а для помощи в конкретных шагах используйте внешнюю мотивацию.
Научно-исследовательская деятельность
Исследователь должен логически написать работу, грамотно пользуясь необходимой терминологией, а во время защиты ясно излагать свои мысли и приводить конкретные доводы. НИР имеет несколько классификаций:
Составляя научную работу, учащийся должен самостоятельно проводить исследования, которые смогут решить конкретные задачи. Работа должна полностью раскрывать все накопленные знания и умения студента
НИР ставит перед учащимся определенные цели, которые важно учитывать при исследовании и написании всего материала:
Как только учащийся получает задание, он должен с ним ознакомиться и при необходимости, не стесняться задавать вопросы. Не нужно откладывать работу на потом, так это может затянуться. Над научной работай необходимо трудиться регулярно, качественно выполняя все задания и рекомендации руководителя. НИРом нужно заниматься регулярно и уделять ему много времени, но это того стоит, так как только за несколько семестров можно получить по настоящему качественную работу
Важно не расстраиваться если, что-то не получается, так как все учатся и в этом нет ничего страшного. Учащемуся необходимо запомнить четыре основных правила, которые помогут успешно справиться с поставленной задачей:
Нужна работа? Есть решение!
Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.
Как должна выглядеть научно-исследовательская работа
Грамотно составленная готовая научно-исследовательская работа должна по итогу соответствовать нескольким параметрам:
Пример НИР для студентов
Научно исследовательская работа пример для студентов:
Чем отличается Нир для студентов от проектов школьников? В первую очередь студент выбирает ту тему и проблему, решение которой поможет ему в дальнейшей профессиональной деятельности. К тому же в проекте большую значимость имеет практическая часть. Дисциплина должна быть той, которая соответствует будущей специальности. Объем составляет приблизительно 50-100 страниц.
Образец НИР для школьников
Научно исследовательская работа пример для школьников:
Школьникам предоставляется право выбора абсолютно любой дисциплины, внутри которой можно подобрать разные актуальные темы. Никаких ограничений и рамок не предусмотрено, если только преподаватель не назначает каждому ученику индивидуальное задание. Большая часть проекта направлена на изучение теории, и лишь малая толика отводится опытам, наблюдению, экспериментам. Объем работы в среднем составляет 20-30 страниц.
Некоторые замечания по самому тексту
Наконец, осталось сказать о том, как выстраивать сам текст. Главное, конечно, чтобы он был логично выстроен, в нём не было логических провалов, он представлял собой полноценное и последовательное доказательство. Также помните, что любое ваше утверждение должно на что-либо опираться: предыдущее исследование, эксперимент, личный опыт (с этим будьте осторожны), логическое заключение. Не делайте голословных утверждений.
Однако также важно помнить, что вы всё-таки пишете текст для того, чтобы его можно было прочитать и понять. В науке сейчас сложные тексты не в моде, да и излишняя сложность может быть свидетельством или причиной отсутствия логики в рассуждениях
Ваш текст должен быть настолько простым и понятным, насколько это возможно. Вот несколько вещей, которые помогут сделать его таким:
- Разбивайте текст на куски. Начинайте новый абзац хотя бы раз в страницу, а лучше два или три. Старайтесь укорачивать предложения: разбивайте сложные предложения на простые и избегайте излишних вводных конструкций. Помните: что находится в скобках, можно либо удалить, либо включить в текст.
- Не бойтесь удалять лишний текст. Обычно к работам предъявляются определённые требования по объёму. Они нужны для того, чтобы заставить вас думать и найти, что сказать, а не для того, чтобы вы засоряли текст лишней информацией и сложными конструкциями. Тем более что вводные конструкции всё равно не особо помогают. Если ваш текст будет немного короче, чем требуется, но при этом он будет лаконичным, удобочитаемым и содержательным, преподаватель, скорее всего, будет вам только благодарен.
- Также помните правило: одна мысль — один абзац. Не пишите в одном абзаце больше одной идеи. И желательно начинать абзац с предложения, которое бы раскрывало эту главную мысль абзаца, а остальные предложения сделать поясняющими к этому предложению. Так ваш текст будет удобнее читать беглым взглядом, чтобы уловить основную суть.
- Не употребляйте термины без необходимости. Чем проще ваша речь, тем проще её воспринимать. Люди, которые понимают то, о чём пишут, могут это объяснить просто. Да и сам навык простого объяснения сложных вещей вам пригодится в жизни, потому что вы лучше начинаете понимать собственные исследования, учитесь лучше выстраивать аргументацию и, наконец, сможете нормально передать эти знания другим.
- Избегайте метафор. Метафоры создают иллюзию понимания, и могут увести вас слишком далеко от реального смысла. Если вы всё же использовали метафору, то не слишком увлекайтесь этим. Помните, метафора может помочь понять логику, аргументацию или концепт, но не может заменить их.
Кроме того, не бойтесь писать от первого лица — это ваше исследование, и первым лицом вы обозначаете ту мысль, которую именно вы вносите в дискуссию. Это ваше исследование, ваши эксперименты, ваши умозаключения, ваше мнение. Его всё равно можно оспорить, потому что абсолютной истины не существует.
Если вас одолел «авторский блок», и вы не можете приступить к работе над текстом, помните, что лучшее — враг хорошего. Ваш текст в реальности всё равно никогда не будет точно таким же, как у вас в голове. Более того, он, скорее всего, будет радикально отличаться. Идеальных работ в любом случае не бывает, и всё можно улучшить или пересмотреть. Так что просто начните писать то, что приходит в голову (даже если это совсем неприличные вещи), а потом удалите лишнее и поменяете местами некоторые предложения, чтобы улучшить логическую структуру.
Как должна выглядеть научно-исследовательская работа
Грамотно составленная готовая научно-исследовательская работа должна по итогу соответствовать нескольким параметрам:
Пример НИР для студентов
Научно исследовательская работа пример для студентов:
Чем отличается Нир для студентов от проектов школьников? В первую очередь студент выбирает ту тему и проблему, решение которой поможет ему в дальнейшей профессиональной деятельности. К тому же в проекте большую значимость имеет практическая часть. Дисциплина должна быть той, которая соответствует будущей специальности. Объем составляет приблизительно 50-100 страниц.
Образец НИР для школьников
Научно исследовательская работа пример для школьников:
Школьникам предоставляется право выбора абсолютно любой дисциплины, внутри которой можно подобрать разные актуальные темы. Никаких ограничений и рамок не предусмотрено, если только преподаватель не назначает каждому ученику индивидуальное задание. Большая часть проекта направлена на изучение теории, и лишь малая толика отводится опытам, наблюдению, экспериментам. Объем работы в среднем составляет 20-30 страниц.
Как пишется хорошая научная статья: советы для студентов
Подготовить интересную и актуальную статью поможет высокая заинтересованность автора в результате, а также поддержка научного руководителя студента.
Начать писать научную статью студенту стоит заблаговременно. Это поможет при необходимости скорректировать содержание и структуру текста, привести его в соответствие с требованиями издания.
Подготовка качественного материала для публикации требует от студента вдумчивой самостоятельной работы и ответственного подхода к процессу написания авторского текста. Соблюдение всех формальных требований к тексту поможет быстро утвердить материал в печать.